Культурная парадигма как объект социально-философского анализа




Скачать 316.67 Kb.
НазваниеКультурная парадигма как объект социально-философского анализа
страница1/5
Дата публикации06.10.2013
Размер316.67 Kb.
ТипАвтореферат
uchebilka.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3   4   5
Волгоградский государственный педагогический университет


На правах рукописи
Бакач Наталья Борисовна
Культурная парадигма

как объект социально-философского анализа
Специальность 09. 00. 11 – социальная философия

Автореферат


диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Волгоград - 1998

Работа выполнена на кафедре философии и политологии Волгоградского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - кандидат философских наук, доцент

Щеглова Людмила Владимировна

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор

Пигалев Александр Иванович
кандидат философских наук, доцент

Баркова Элеонора Владиленовна
Ведущая организация -
Защита состоится "____" сентября 1998 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета К 064.59.01 по присуждению учёной степени кандидата философских наук при Волгоградском государственном университете (400062, г. Волгоград, ул. 2-я Продольная, 30, корпус "А", ауд. _____).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного университета.


Автореферат разослан "______" ____________ 1998 г.
Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат философских наук, доцент А.Л.Стризое


^

Общая характеристика работы



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования


На рубеже XIX-XX веков произошло серьёзное изменение в научно-философской ментальности, характеризующееся переходом от статической картины мира к динамическому образу мира; переходом от рефлексивных форм осознания к дескриптивным; от абстракции – к описанию, от критики её оснований и размышлений о кризисе к проблемам функционирования, к моделированию и проектированию социокультурного процесса. С началом ХХ века практически во всех областях социогуманитарного знания существенным методологическим принципом становится релятивизм, утверждающий относительность истины и проистекающий из одностороннего акцентирования постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Чтобы изучить и осмыслить мир, в том числе и его социокультурную сферу, необходимо установить определённые границы и рассматривать его с позиций выяснения факторов его единства, целостности. Одной из актуальных проблем в социально-философском знании является вопрос о соотношении социокультурной статики и динамики, вопрос об антиномии устойчивости и изменчивости в культуре. Одним из терминов, отражающих сложное и противоречивое единство статики и динамики культуры, выступает понятие «культурная парадигма».

Понятие «культурная парадигма» употребляется в научной, учебной, публицистической литературе с середины ХХ века. Существует целый ряд смыслов и значений, которые в него вкладываются. Однако до сих пор не предпринималось фундаментального концептуального анализа «культурной парадигмы», также не изучалась специально сама реальность, стоящая за этим понятием. В связи с этим на исследуемый термин смотрят как на речевое клише, метафору, имеющую ряд синонимов в обыденном, ненаучном языке. Но само появление в языке понятия «культурная парадигма» и активное его функционирование свидетельствуют об актуализации потребности рационализировать в рамках социальной философии ту часть реальности, которая чаще выступает в иррациональных, поэтических своих обозначениях (таких, например, как «общестилевая примета времени», «дух времени», «музыка века», «воздух», в котором витают общие существенные для эпохи идеи и т. п.), отражающих некое смысловое единство культуры на конкретном отрезке времени, специфическую структуру культуры на протяжении относительно малых периодов культурного процесса.

Социально-философское осмысление понятия «культурная парадигма» затрудняется двумя важными факторами. Первая причина затруднений – поливариантность термина, его многомерность, которые выражаются в существовании многих способов понимания и толкования данного понятия в различных текстах. Вторая трудность заключается в использовании понятия «культурная парадигма» в сугубо сциентистском значении.

Актуальность введения в научный оборот "культурной парадигмы" в качестве социально-философского понятия состоит в том, что его терминологическое использование в социальной философии может послужить успешному разрешению ряда теоретических проблем.

Во-первых, введение данного термина в понятийный аппарат социальной философии позволит существенно обогатить философский анализ феноменов синхронной социокультурной целостности.

Во-вторых, исследование содержания понятия «культурная парадигма» в социально-философском аспекте, то есть с точки зрения того, какое место занимает исследуемый феномен в социальном бытии людей, позволит рассматривать «культурную парадигму» не просто как концепт, виртуальную смысловую единицу, отражающую желаемую и ожидаемую реальность, а как явление объективной социокультурной действительности, реально существующий феномен синхронной целостности культурных объектов.

В-третьих, определение понятия «культурная парадигма» и выявление основных образующих её факторов должно существенно облегчить анализ социальных и культурных процессов, протекающих в том или ином обществе, а также расширить возможности для более глубокого анализа понятий «культурная эпоха», «культурный стиль» и др.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Культурная парадигма как объект социально-философского анализа iconКультурная амнезия как идеологический акт
Ведь подрывается культурная преемственность как взаимосвязь между “основой” и “зданием” культуры

Культурная парадигма как объект социально-философского анализа icon2. Социально-экономическая система как объект государственного прогнозирования
Тема Социально-экономическая система как объект государственного прогнозирования

Культурная парадигма как объект социально-философского анализа icon2. Виды экономического анализа и их роль в управлении предприятием....
Предмет, объект и содержание экономического анализа, его цели и задачи. История и перспективы развития экономического анализа. 3

Культурная парадигма как объект социально-философского анализа iconСтефаненко П. В., Левшов А. В., Джура С. Г
Проанализированы парадигмы развития образования: фрактальная парадигма, политомическая парадигма, креативная парадигма а также иерархия...

Культурная парадигма как объект социально-философского анализа icon"трудовые ресурсы как социально-экономическая категория и объект управления"

Культурная парадигма как объект социально-философского анализа iconСтефаненко П. В., Джура С. Г,Чурсинов В. И
Проанализирован генезис становления понятия ноосферы и парадигмы развития науки: фрактальная парадигма, политомическая парадигма,...

Культурная парадигма как объект социально-философского анализа iconДистанционное образование на этапе
Проанализирован генезис становления понятия ноосферы и парадигмы развития науки: фрактальная парадигма, политомическая парадигма,...

Культурная парадигма как объект социально-философского анализа iconДемографическое развитие региона как объект исследования социально-экономической географии

Культурная парадигма как объект социально-философского анализа iconАльфаки Мохамед Фадель Ахмед культурная парадигма арабо-мусульманского мира
Мусульмане сегодня это не только арабы, но и представители многочисленных национальностей, говорящих на самых различных языках. Именно...

Культурная парадигма как объект социально-философского анализа iconКонспект лекций по финансовому анализу Тема теоретические основы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<