Наставления, связанные со смирением, добродетелями, бранью и другими аспектами духовной жизни




НазваниеНаставления, связанные со смирением, добродетелями, бранью и другими аспектами духовной жизни
страница1/17
Дата публикации01.11.2013
Размер1.72 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Нил Синайский
Письма (2)
(Обращаем внимание на то, что по печатному изданию 1858 г. письма собраны в четырех частях и имеют номера. Составитель сайта классифицировал письма Нила Синайского по своему усмотрению. Но при этом сохранена нумерация, предложенная в печатном издании. Вначале указывается номер части - 1, 2, 3 или 4, а затем номер письма)

Оглавление


Оглавление 1

Наставления, связанные со смирением, добродетелями, бранью и другими аспектами духовной жизни 1

Об уме, помыслах и трезвении 25

О клятвах, празднословии, сквернословии и других грехах языка 28

Об осуждении и злословии 29

О чревоугодии, вкушении пищи и посте 30

О целомудрии, о блуде и о борьбе с блудной страстью 31

О злопамятстве, гневе, ненависти, зависти и ропоте 38

О нищете, сребролюбии, попечительности и милостыне 39

О страсти уныния - праздности, лени и скуке 42

Утешения в скорбях, печалях и отчаянии 43

О славолюбии, тщеславии и гордости 52

О смиренномудрии, надмении и самомнении 54

О бдении 57

Письма на разные темы 59


^

Наставления, связанные со смирением, добродетелями, бранью и другими аспектами духовной жизни



1.8. Сенатору Птоломею.

И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение (Рим. 10, 910).

1.9. Сенатору Птоломею.

Богомудрый Исаия говорит: «Да рекут не яко же слово сие, занеже не лет дары даяти» (Ис. 8, 20). Ибо не найдется ничего равночестного исповеданию Вла­дыки и блаженному и святому ведению, какое даровано нам. Посему справедливо изречь при сем Давидово слово: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?» (Пс. 115, 3). Принял Он от меня веру и воздал небесным ведением. Ибо святое ведение заключает в себе тысячи благ.

1.10. Сенатору Птоломею.

Иные, отправившись из пристаней летом, потерпели крушение, а иные, совершив плавание зимою, безбедно спаслись. И сколько подвижников, ожидавших несомненной победы, были побеждены? Не надеявшиеся же быть и вторыми стали первыми венценосцами. Посему не будем небрежны и не предадимся отчаянию, но во всяком деле будем прилежны к молитве.

1. 13. Сенатору Птоломею.

Сказано: если кто не будет обрезан «в день осмый, погубится» (Быт. 17,14). Впрочем, незлобивый и неразумный младенец не наказывается, если бывает и не обрезан. Да и надлежало бы более родителям подвергаться наказанью. Но Бог наказывает, если верою и молитвою не обрежешь ты, человек, злобы. По­тому и Апостол повелевает «младенчествовать злобою» (1 Кор. 14, 20). Посему будем обрезываться духовным мечом, взирая на «день осмый», то есть на век будущий. Обрежем же всякое плотское мудрование, и слово, и дело беззаконное, чтобы не погибнуть и не быть от­чужденными от среды народа, спасаемого Христом.

1.45. Досифею.

Приобретенное с трудом обыкновенно лучше удер­живается, а легко приобретенное весьма скоро отверга­ется с презрением по тому самому, что оно может быть снова получено. Поэтому трудность получить благодеяние да признается самым высоким и прочным благодеянием.

1.46. Досифею.

Всего, добытого с великим затруднением и с борьбою, привыкли мы сильно желать, неослабно это любить и всеми силами сохранять.

1.63. Феодотиону.

Истинный Иисус не имеет нужды в долгом вре­мени, чтобы написать второй закон на скрижалях сер­дца, сохраняемых в целости благочестием. Ибо как скоро принял ты проповедь, ничего другого не надлежит тебе говорить, кроме следующего: перенесу на внутренние скрижали закон благодати, нетяжкий и вож­деленный для сынов Израилевых, то есть для Божественных и бесплотных Сил,— перенесу на камни, не искаженные и обломанные неверием, но целые ду­шою и слухом. Ибо сказано: «имеяй уши слышати, да слышишь» (Матф.11,15) с верою и со всею вни­мательностью.

1.64. Иподиакону Ираклию, золотых дел мастеру.

Как мужественный воин, сражаясь за царя, если противники ранят его стрелами, перенесет страдания и не поддастся малодушию, а когда, при попечительности о нем других, вылечится, самые рубцы от ран обратит в похвалу своему мужеству, так и уязвлен­ные врагом, если не пренебрегут трудом покаяния, несомненно, спасшись, будут похвалены в день Суда. Потому что мужественный, хотя и будет в ранах, непременно победит, сражаясь, несмотря на ранение.

1.130. Феодосию.

Знаю многих, которые не могли приобрести известности добрыми делами, но оказались скорее знамени­тыми и страшными по причине дурной своей жизни и крайнего лукавства.

1.133. Пресвитеру Серапиону.

Господь изрек: «В оный день будут говорить Мне о себе, будто бы они известны Мне. Отвечу им: «Не вем вас» (Лук. 13, 27),— потому что словом чтите вы благочестие, а на деле поступаете худо».

1.139. Младшему комиту Амфилохию.

Добродетель в старости может быть названа не добродетелью, но бессилием. Посему в юности должно нам особенно упражняться в добродетели и в юном теле показывать благоразумие, приличное сединам.

1.143. Евлампию.

Сказано: «желает Дух», Которого вселил в нас Бог (Иаков. 4, 5). Чего же желает, что выше всего ценит и любит Дух Божий, кроме единения, единомыслия и взаимной любви братий? Но любовь порождается смиренномудрием и благоговением, а зависть и горькая ненависть происходить от презорства и кичливости. По­сему и сказано: «Бог гордым противится» (6), вос­ставая на них за их безумие, как на сатану, который прежде всех стал болезновать гордынею. «Смиренным же дает благодать», то есть источает какие-либо духовные дарования старающимся смиряться ради Бога.

1.145. Созомену.

Хотя грех и рассевается скоро, подобно дыму, но сколько веков продолжатся заслуженное наказание и мучение? Если размыслишь о семь, то весьма устрашишь­ся и вострепещешь.

1.147. Скорописцу Геронтию.

«Не приобщайтеся к делом неплодным тмы»,— говорит Апостол (Ефес. 5, 11). Какой плод имели вы от оброков духовной смерти, которых стыди­тесь ныне? Ибо действительно бесплодны дела лукавые и всякий темный поступок. Но как скоро душа бывает в состоянии отрезвиться и прийти в само­сознание, чувствует она смущение и стыдится грехов, учиненных в упоении пороком, и находить просвет целомудрия.

1.148. Диакону Ипафлору.

Не приходи в малодушие, но мужайся, храня твер­дый образ мыслей. Ибо мужественный, хотя и в ранах будете, несомненно, победит, сражаясь и будучи раненым.

1.149. Схоластику Олимпию.

Да не будет сего! Не о себе говорит божествен­ный Апостол: «вижду ин закон во удех моих, пленяющ мя законом греховным» (Рим. 4, 23), но говорит это от лица тех, кого тревожат плотские страсти, но кто, впрочем, сопротивляется им и мно­гократно побеждает, иногда же и побеждается по ми­нутному увлеченью.

1.152. Диакону Фессалию.

Желающему доброго не помыслом только и словом, но самым делом надлежит всю жизнь прилагать о сем труде, чтобы, возделав плоды многообразной до­бродетели, достигнуть таким образом небесного упокоения и царствия. Смотри, как о сем говорит патриарх Иаков: «Иссахар доброе возжела, почивая посреде пределов: и видев землю, яко тучна, подложи рамы своя на труде, и бысть муж земледелец» (Быт. 49, 14. 15). И Пророк Иеремия говорит: «дай сердце твое на рамена твои» (Иер. 31, 21),— то есть, став деятельным, благие изволения приведи в дело.

1.153. Хрисогону Клисуалию.

Если кто из невежд вознамерится очернять луч­шее, и начинать со лжи, и оканчивать всегда ложью, то скажи, остановится ли он на чем-нибудь и встретит ли где конец?

1.154. Феогносту.

Не знаешь, может быть, брат, что соблюдаемый закон Божий обыкновенно блюдет, охраняет и покрывает старающихся соблюдать и хранить его трез­венно.

1.156. Декуриону.

«Узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Матф. 7, 14). Поэтому, если и обретающих путь мало, то еще меньше тех, которые имеют силу войти в живот. Но не входят они по собственному своему нерадению.

1.160. Деве Юлиане.

Для честной и благообразной девы самое лучшее зеркало — пост. Ибо в нем видит дева Бога, насколько ей возможно, и, приобретши бесстрастный образ мыслей, устраивает «умывальницу медяну» и «стояло» твердое, непоколебимое и неподвижное (Исх.38).

1.161. Деве Юлиане.

Многократно читала ты, что пишет святой Моисей об одном превосходном и премудром муже, что «сей сотвори умывальницу медяну, и стояло ея медяно из зерцал постниц, яже постишася у дверей скинии свидения» (Исх. 38).

1.164. Трибуну Софронию.

Чрезмерное наслаждение, неумеренную радость и надмение души из-за счастливого течения дел будем умерять строгим видом лица и благовременным молчанием.

1.174. Монаху Лимению.

Правильное упражнение в добродетелях доставляет блаженство на небесах, которого невозможно ни словом выразить, ни умом постигнуть, ни мыслью объять.

1.177. Монаху Лимению.

Самое великое благо —кротость. Приобретя ее, великий Моисей видел Бога, насколько человеку видеть можно.

1.184. Иподиакону Гигантию.

Когда за терпение и молитву примем дар свыше, тогда в состоянии будем обратить в бегство невидимых варваров. И в трепете падут они под но­гами нашими. Ибо говорит один Пророк: «Те самые, которых боялись вы прежде, вас убоятся».

1.213. . Законоведцу Евграммию.

У тебя в обычае часто говорить, что диавол изобретателен и хитер. В этом и я согласен с тобою. Но если пожелаем быть трезвенными, то диавол бу­дет лукав только для себя, а не для нас. Потому что таково свойство порока — быть пагубным только для имеющих его. Добродетель же, напротив того, может быть полезною не одним обладающим ею, но и ближним.

1.214. . Законоведцу Евграммию.

Чтобы знать тебе, что злой для себя только зол, а добрый добр и для других, представлю тебе свиде­тельство из Притчей. Ибо сказано: «сыне, аще зол будеши, един почерпнеши злая: аще же премудр будеши, себе премудр будеши, и искреннему» (Притч. 9, 12).

1.223. Спафарию Сисинию.

Лукавый демон, который мучит тебя, побуждает этим самым трезвиться и более прибегать к Богу, Его умолять о помощи и защите. Ибо кто видит наступающего врага, тот бежит и присоединяется к имеющему силы подать помощь. Так делают и малые дети: как скоро увидят что-то страшное, бросаются в объятия матери и, повиснув у нее на платье, крепко держатся за него, хотя многие часто и отвлекают их. А когда ничто не тревожит их, не подходят к при­зывающей и привлекающей их матери, не обращают и внимания на матерний зов и, чем она ни ухищряется их приманить, бегут прочь, не смотрят и на приго­товленную для них трапезу. Под этою сердобольною матерью разумей у меня теперь Божий Промысл.

1.229. Протектору Феопемиту.

Полезно и весьма выгодно для тебя будет иметь всегда перед очами исшествие из жизни и избегать хитросплетенных диавольских сетей.

1.240. Магистриану Сабину.

Должно нам избегать человекоугодия и гнева, по­тому что закон преднарек их белеющею и багровеющею проказою (Лев. 43, 19). Надобно также укло­няться от уподобляющего лисицам лицемерия и низ­кой боязни, потому что это синеющая проказа. Еще должно отгонять от себя неразумную печаль и иссушающую зависть, ибо это зеленеющая проказа (49).

1.246. Диакону Тевкру.

Если делаешь дела добрые и подражаешь кротости Иисусовой, то напитал ты Иисуса маслом и медом. А если пребываешь гневливым и делатель ты негодных дел, то не без причины и о тебе скажет Иисус: дал «в снедь Мою желчь, и в жажду Мою» напоил «Мя оцта» (Пс. 68, 22).

1.270. Схоластику Ираклиту.

Сказано: если «человек страшлив сердцем, да возвратится в дом свой», и не выходит на брань, «да не устрашит сердца брата своего» (Втор. 20, 8). Ибо кто «страшлив» при вид искушений и брани с демонами, тот может ослабить усердие и в человеке, приготовившемся к доблестному подвигу.

1.275. Пресвитеру Иларию.

Когда возможешь в продолжение двух месяцев пребыть в молитве и безмолвии, тогда в состоянии бу­дешь разве только некую часть постигнуть умом или некое малое составить представление о тягостном терпении и многотрудном житии посвятивших себя на целую жизнь монашескому правилу и удалению от всякого шума.

1.293. Трибуну Евифию.

Если всегда хочешь подвизаться в том, чтобы не­милосердно преследовать демонов и страсти, то не преследуй людей.

1.294. Трибуну Евифию.

Писал ты: «Почему же не перестаю преследовать людей?» Но неоднократно давал я понять, что при­чина сего — твое малодушие и скупость твоя. Ибо я приду в изумление, если хотя изредка станешь бороть­ся и вести брань с своим человеконенавистничеством.

1.295. Трибуну Евифию.

Никогда волк не беседовал дружески с овцою, а также и немилосердный и ненасытный помысл не может быть в дружбе с доброжелательством.

1.308. Драконтию.

Боюсь,— говорит Иов,— «да не мглою мя потре­бит» Господь (Иов 9, 17), то есть боюсь, чтобы некогда, лишив части удостоившихся быть во свете славы Его, не предал Он меня вечной тьме. Посему не не­радиво и не беспечно будем совершать жизненный путь.

1.310. Сенатору Пиерию.

Человеколюбивейший Спаситель всех Христос, пришел спасти всех человеков. Но видим, что не все предают себя спасению своему. Посему осудим себя самих и признаем окаянными за свое нерадение и злоумие, не будем же возлагать вины на Благого Вла­дыку.

1.311. Ходатаю по делам Афанасию.

Ты уподобляешься человеку, который говорит: «Желал бы я видеть дожди, которые напоили бы всю зе­млю, но сам зябнуть не желаю». Как же возможно без холода иметь дожди? Как же ты говоришь, что желаешь и молишь Бога сподобить тебя какой-либо ду­ховной благодати без труда и скорби? Всякому, и мирянину, и монаху, если желает он принять какой-либо небесный дар, должно прежде претерпеть много скорбей, искушений, печалей (что все уподобляется си­льной зиме) и потом уже собирать плоды Святого Духа.

1.321. Правителю дел Иппонику.

Иные молятся нередко о том, чтобы избавиться им от тела своего, как побуждающего душу ко греху. Но им надлежало бы лучше молиться о том, чтобы изба­виться от своего худого нрава, страстного и сквернолюбивого сердца.

1.324. Сенатору Феопомпу.

Некогда Иисус, сын Иоседеков, преобразователь­но, лучше же сказать, пророчественно явился носящим на себе «ризы гнусны» (Зах. 3, 3). Но гнусные ризы были с него совлечены, и облечен он в ризы чистые. Сделано же сие, чтобы мы познали и уразумели, «яко же облекохомся в образ перстного, облечемся и во образ небеснаго» (1Кор. 15, 49); потому что Христос добродетелями Своими весьма препобеждает скверны человеческие. Потому должно молиться о том, чтобы спастись и избавиться нам от долговременного предубеждения и не умереть в оскверненном и предосудительном состоянии.

1.325. Монаху Иларию.

В Песни Песней сказано: «от главы Санира и Аермона» (Песнь Песн. 4, 8). А «Санир» значит «путь светильника», «Аермон» же —«приношение», и под «гла­вою» Соломон разумеет рассудок наш. Посему всецело принесем себя самих в дар Богу, неленостно шествуя предстоящим нам путем тесным и дальним, просветив душевные очи светильником Божиих заповедей.

1.326. Монаху Иларию.

Упоминаемые в Писании «ризы гнусны» (Зах. 3, 3) —это лукавые помыслы, гнилые слова и беззаконные по­ступки. Посему в книге псалмов сказано об Иуде: «облечеся в клятву, яко в ризу» (Пс. 108, 18), и: «об­лекутся в студ и срам ищущих злая мне» (Пс.70, 13). Но ничто не может так постыдить и ничто не подвергает человека такому проклятью, как грех.

1.327. Химазию.

О начавших и не совершивших чудного дела до­бродетели да будет сказано оное пророческое слово: «пред лицем его яко же рай сладости, и созади его поле пагубы» (Иоиль 2, 3).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Наставления, связанные со смирением, добродетелями, бранью и другими аспектами духовной жизни iconВ опросы духовной культуры – филологические науки
Это, разумеется, не системное изложение жанровой теории, но скорее свободная рефлексия в связи с самыми разными аспектами повествования,...

Наставления, связанные со смирением, добродетелями, бранью и другими аспектами духовной жизни iconОсновные тенденции развития «новых школ» в странах западной европы...
Античность сформулировала идеал свободной, критически мыслящей личности, обладающей развитым самосознанием, духовной культурой, физическим...

Наставления, связанные со смирением, добродетелями, бранью и другими аспектами духовной жизни iconЛекции 3-4 Практические подходы к формированию и развитию системы экологического менеджмента
Экологическая политика — публично декларируемые принципы и обязательства, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия...

Наставления, связанные со смирением, добродетелями, бранью и другими аспектами духовной жизни iconПлан. I. Характеристика и состав биосферы стр. 2
Эдуардом Зюссом (1831 – 1914). Однако задолго до этого под другими названиями, в частности "пространство жизни", "картина природы",...

Наставления, связанные со смирением, добродетелями, бранью и другими аспектами духовной жизни iconОтблеск Рождественской звезды
Рождество в жизни каждого, которые размышления, воспоминания и наставления несет этот праздник. Как и более 2000 лет назад люди передавали...

Наставления, связанные со смирением, добродетелями, бранью и другими аспектами духовной жизни iconРеферат по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом (1831 – 1914). Однако задолго до этого под другими названиями, в частности «пространство...

Наставления, связанные со смирением, добродетелями, бранью и другими аспектами духовной жизни iconЗакон украины
Украины и иностранных государств обнаруживать, проверять и расследовать преступления, связанные с отмыванием средств и другими незаконными...

Наставления, связанные со смирением, добродетелями, бранью и другими аспектами духовной жизни iconЗакон украины
Украины и иностранных государств обнаруживать, проверять и расследовать преступления, связанные с отмыванием средств и другими незаконными...

Наставления, связанные со смирением, добродетелями, бранью и другими аспектами духовной жизни icon“Звёзды серебряного века: Николай Степанович Гумилёв”
Это тема прошлого и настоящего, взаимодействующих в самых прекрасных явлениях мира, в цветах и песнях, связанных с самыми дорогими...

Наставления, связанные со смирением, добродетелями, бранью и другими аспектами духовной жизни iconОснования и пути становления идеи соборности в русской духовной жизни

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<