Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу “ Этика” для очного отделения




Скачать 262.68 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу “ Этика” для очного отделения
страница1/2
Дата публикации16.11.2013
Размер262.68 Kb.
ТипМетодические рекомендации
uchebilka.ru > Философия > Методические рекомендации
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по курсу

Этика”


ДЛЯ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Направление подготовки: 6.020301 Философия

Донецк, 2013



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
^

по курсу

Этика”


ДЛЯ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Направление подготовки: 6.020301 Философия
У Т В Е Р Ж Д Е Н О:

На заседании каф. Философии

Протокол №1 От 28.08.2013г.

На заседании учебно-методической комиссии

Протокол №2 От 09.09.2013г.

Донецк, 2013



Методические указания и планы семинарских занятий по курсу «Этика»: для студентов направления подготовки 6.020301 «Философия» заочной формы обучения / Сост.: док. филос. наук, профессор Д.Е. Муза, к. филос. н., В.В. Гончаров. – Донецк: ДонНТУ, 2013 – 18 с.
Настоящее методическое пособие включает в себя: тематическое содержание лекционного курса; методические советы и рекомендации по выполнению, подготовке и написанию контрольных работ студентами заочной формы обучения; список учебной и справочной литературы; вопросы к экзамену по курсу.

Пособие рассчитано главным образом на студентов, но может быть использовано магистрантами, соискателями и аспирантами при подготовке рефератов и других учебных, и научно-познавательных видов работ.

Составители
Муза Дмитрий Евгеньевич
Гончаров Валентин Владимирович
Ответственный за выпуск
Муза Дмитрий Евгеньевич


СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………………………………………………..….4
^ 2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ ………....…. 7
3. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ………………………10
4. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ………………………………………………......17


  1. ^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Этика является старейшей философской дисциплиной, чье предназначение – напоминать человеку о духовном измерении бытия, о его моральном совершенстве и рафинированной чувственной культуре, будить в нем желание «быть», а не «казаться». В кризисные периоды развития общественного целого именно морали отводится ключевая роль в гармонизации отношений между людьми, отношений между людьми и природой, в придании им подчеркнуто законного характера и направленности. Для этого, как минимум, должен сформироваться homo moralis как субъект моральных практик, поверяющий свои шаги с должным (идеалом), и при этом несущий ответственность за происходящее в актуальном мире и варианты грядущего.

Особенность излагаемого в высшей школе курса «Этика» – как курса, обеспечивающего государственный стандарт гуманитарной подготовки в ДонНТУ – заключается: во-первых, в знакомстве студентов со спецификой этической рефлексии, а значит с концептуальным обоснованием феномена морали как важнейшего регулятива всей гаммы социальных отношений; во-вторых, в прояснении природы нравственности, артикуляции структуры морального сознания и способов его функционирования; в-третьих, в ориентировании студентов на устойчивые мировоззренческие моральные принципы и нормы поведения, ценностно оправданную перспективу истолкования общественных явлений, а также процедуры личной самооценки. Проще говоря, данный курс нацелен на формирование личностного потенциала молодого человека, при акцентировании внимания на мировоззренческих и духовных координатах бытия-в-мире.

В методических целях материал дифференцирован привычным образом: на блок лекционных занятий, плюс задания для самостоятельного изучения конкретных проблем и вопросов. Блок лекционных занятий структурирован так, чтобы максимально охватить существующие в науке этические системы /теоретические точки зрения и подходы/. Усвоение их содержания даст возможность студентам включить в свой мировоззренческий багаж знания о моральных принципах и нормах, моральной мотивации и правилах моральной коммуникации, специфике нравственного идеала и смысложизненных вопросах личностного существования, структуре моральной рефлексии (моральная оценка и самооценка), транскрипции существующих версий прикладной этики.

Наряду со знанием теории, курс предполагает закрепление ее положений при самостоятельной работе студентов заочной формы обучения, а также имеется возможность разъяснения тех или иных вопросов на консультациях преподавателя. Следует надеяться, что опыт самостоятельного изучения и консультаций позволит студентам строить и адекватно оценивать свой внутренний мир, распознавать мотивы поступков и результаты совершенных действий, взвешенно осуществлять процедуры оценки и самооценки; формировать шкалу этических и эстетических ценностей, наконец, даст возможность повысить свой мировоззренческий и общекультурный уровень.

В этой связи, преподавание «Этики» как одной из самых важных гуманитарных дисциплин, есть залог сохранения классической – университетской формы образования, отличной от радикально-либеральной, узко-прикладной, минималистской формы, «секвестирующей» человека до носителя профессиональных ролей (функций). Однако, даже в такой, - так сказать плоскостной его трактовке, - человек остается носителем не только профессиональных знаний, но и гражданской, личностной ответственности. А значит его бытие всегда «шире» тех моделей (в частности – человека экономического или человека потребляющего), которые рисуются идеально-типическими в умах создателей постмодернистских образовательных программ.

Теоретическое рассмотрение моральных норм к принципов, ценностных установок, даст возможность молодым людям выстроить соразмерный сложности большинства жизненных ситуаций этос. Последний является стержнем жизни человека, основанием выстраивания стратегем. Поэтому курс «Этики», помимо собственно теоретической нагрузки, преследует подчеркнуто практическую цель: научить строить человекоразмерный мир через реализацию приемлемых эстетическим и моральным сознанием интерсубъективных стратегии. Поэтому, получаемые знания могут рассматриваться как тропы практического разума, не только сохраняющее человеческое в человеке, но и реализующие интенцию искания правды и красоты, претворение добра и справедливости.

Реализация преследуемой этим курсом цели осуществима при выполнении студентами заочной формы обучения суммарного семестрового индивидуального задания, – написании контрольной работы, которая отражает степень знакомства с материалом учебной дисциплины. Также эта работа является наиболее важной, т.к. в ней должны кристаллизоваться полученные студентом знания, и желательно, заявлена собственная точка зрения по той или иной этической проблеме.

Для изучения учебного курса «Этика» рекомендуются следующие учебные пособия и учебники:
1. Шредер Ю.А. Лекции по этике. Учебное пособие. – М.: МИРОС, 1994.

2. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. - М.: АСТ; Ростов-на-Дону: Феникс, I999.

3. Зеленкова М.Л. Беляева Е.В. Этика: учеб. пособие для студентов вузов. - Мн.: Тетра Системс, 2001.

4. Малахов В. А. Етика: Курс лекций. Навч. пособник. 3-е вид. - К.: Либідь, 2001.

5. Протоиерей Владислав Свешников. Очерки христианской этики. Учебное пособие. Изд. 2-е испр. и доп. – М.: Паломник, 2001.

6. Этика: Учебник / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.П. Дубко. - М., 2001.

7. Росенко М.Н. и др. Основы этических знаний. – СПб.: Лань, 2002.

8. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2002.

9. Разин А.В. Этика: история и теория. – М.: Академический проект, 2002.

10. Некрасов А.И. Этика. Учебное пособие. – Харьков: Консум, 2003.

11. Кондрашов В. А. Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Учебн. пособ. для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

12. Скрипник А.П. Этика. Учебник. – М.: Проспект, 2004.

13. Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления: Учебно-практическое пособие. – М. – Ростов-на-Дону, 2004.

14. Алексина Т.А. Прикладная этика. Учебное пособие. – М.: РУДН, 2004.

15. Тофтул М.Г. Етика: Навчальний посібник. – К.: Академвидав, 2005.

16. Назаров В.Н. Прикладная этика. Учебник. – М.: Гардарики, 2005.

17. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики. Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

18. Муза Д.Е. Этика и эстетика: Учебное пособие. – Донецк: ДонНТУ, 2006; 2011.

19. Малахов В.А. Етика спілкування: Навч. посібник. – К.: Либідь, 2006.

20. Канке В.А. Современная этика: учебник. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2007.

21. Хамитов Н., Крылова С. Этика. Путь к красоте отношений. Курс лекций. – К.: КНТ, Центр учебной литературы, 2007.

22. Дубко Е.Л. История европейской этики: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2007.

23. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики : учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

24. Аболіна Т.Г., Напади ста В.Г., Рибацька О.Д. та ін. Прикладна етика. Навч. посіб. / За наук. ред. Панченко В.І. – К.: „Центр учбової літератури”, 2012.
Довідкова:

1. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. 6-е издание –М.: Политиздат, 1989.

2. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова – М.: Гардарики, 2001.

3. Новая философская энциклопедия в 4-х томах / Ин-т философии РАН, Нац. Общ-научн. Фонд; Научн-ред. совет: председ. В.С. Степин, - М.: Российская энциклопедия, 2000 - 2001.

4. Енциклопедичний філософський словник. - К.: Абрис, 2002

5. Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.

6. Хамитов Н., Крылова С., Минева С. Этика и эстетика. Словарь ключевых терминов. – К.: КНТ, 2009.
Периодические издания:
Этическая мысль /альманах/.

Человек /журнал/.

Философские науки /журнал/.

Вопросы философии /журнал/.

Философская мысль /часопис/.

Вестник Московского университета. Серия 7 «Философия» /журнал/.

Філософські обрії /часопис/

Ноосфера и цивилизация /журнал/.
Хрестоматии, антологии, справочные издания, сборники афоризмов:
Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации хрестоматия – Мн: Тетра –Системс, 2001.

История эстетики. В 5-ти т.т. / Ред. коллегия: М.Ф.Овсянников (глав. ред.). - М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962-1970.

Разум сердца: мир нравственности в высказываниях и афоризмах. – М.: Политиздат, 1990.

Суждения и афоризмы: Ф.Ларошфуко, Б.Паскаль, Ж.Лабрюйер. – М.: Политиздат, 1990.


^ 2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ
Учебным планом гуманитарной подготовки, в курсе «Этика» предусматривается выполнение индивидуальных заданий:

  • домашней контрольной работа для студентов заочной формы обучения.

Эта письменная работа выполняется в течение семестра и сдается на проверку:

- в кабинет социально-гуманитарных дисциплин (3.239), но не позже, чем за две недели до начала зачетно-модульной недели;

- в рецензии к контрольной работе указывается преподаватель, ведущий занятия по курсу «Этика» и в указанные сроки. Выполнение данных требований дает право быть допущенным к экзамену, в случае если студент получил положительную оценку за письменную контрольную работу.

Студенту необходимо знать, что вовремя сданная контрольная работа позволит преподавателю проверить текст выполненной работы и дать рецензию на него. В случае если работа выполнена с нарушением требований или ошибками, студент обязан устранить их путем корректировки текста, либо подготовиться к ответу на высказанные замечания.


^

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ


  1. Работа должна быть выполнена студентами самостоятельно, на основе изученной специальной учебной и научной литературы (желательно, выведшей в последние пять – семь лет).

  2. Объем контрольной работы составляет 20-25 страниц стандартной ученической тетради.

  3. Содержание работы должно строго соответствовать теме и плану. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что тематика работ, объединенных в задания вариант №1, имеют жесткий план (неизменяемый произвольно), в то время как вопросы к темам задания для варианта № 2, разрабатываются студентами самостоятельно.

  4. Поскольку выносимые на рассмотрение темы выбранного курса «Этика» соотнесены с самым социально-историческим бытием, духовными и ценностными проблемами жизни современного человека, то теоретическая их проработка не должна быть абстрактной, а обязана коррелироваться с актуальными социокультурными процессами, в частности, теми, что характерны для современного украинского общества.

  5. Выполненная работа должна удовлетворять следующим условиям: быть логичной (предполагать последовательность в изложении материала), иметь аргументированную позицию, композиционную цельность, отвечать условию грамотности, иметь (по возможности) литературную форму.


^ ВЫБОР КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Студенты заочной формы обучения выбирают номер темы контрольной работы в соответствии с последней цифрой своей зачетной книжки. Например: если номер зачетной книжки заканчивается на цифру ”2”, соответственно номер темы контрольной работы в варианте №1 - “1” “11”, „21” а варианта № 2 - “2” “12” “22”…

^

СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Контрольная работа должна иметь титульный лист, лист под названием «содержание» (где отражены вопросы плана), затем «Введение», основную часть – развернутые ответы на поставленные в плане вопросы, «заключение» и список использованной литературы.

Контрольная работа выполняется в ученической тетради, соответствующей указанному объему. Обложка тетради должна быть оформлена в виде титульного листа:

Образец



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу “ Этика” для очного отделения iconПо курсу “Этика” Для очного отделения
Методические указания и планы семинарских занятий по курсу «Этика»: для студентов направления подготовки 020301 «Философия» очной...

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу “ Этика” для очного отделения iconИ планы семинарских занятий по курсу: русская философия
Русская философия: Методические указания и планы семинарских занятий к курсу для студентов направления подготовки «Философия» (очной...

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу “ Этика” для очного отделения iconПланы семинарских занятий и методические указания по курсу «логика»
«Учет и аудит», 050107 «Экономика предприятия», 050201 «Менеджмент организаций»

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу “ Этика” для очного отделения iconТематический план по курсу «Международная экономика»
Методические указания и планы семинарских занятий по курсу «Международная экономика» / Составители: Т. И. Иванова, О. А. Хворост....

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу “ Этика” для очного отделения iconТематический план по курсу «Международные экономические отношения»
Методические указания и планы семинарских занятий по курсу «Международные экономические отношения» / Составители: Т. И. Иванова,...

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу “ Этика” для очного отделения iconМетодические указания и планы практических занятий по курсу «Международные...
Методические указания и планы практических занятий по курсу «Международные экономические отношения» / Составители: Т. И. Иванова,...

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу “ Этика” для очного отделения iconТемы семинарских занятий 2 Планы семинарских занятий 3 Самостоятельная...
Понятие о психиатрии, о психических болезнях. Понятие о судебной психиатрии. Формы судебно-психиатрической экспер­тизы. Симптомы...

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу “ Этика” для очного отделения iconПланы семинарских занятий по курс «История зарубежной культуры» Культурологическое...
Периодизация культурно-исторического процесса и характеристика его основных этапов

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу “ Этика” для очного отделения iconКурс «Основы теории культуры» 3 курс дневного отделения (шестой семестр)...
Основные аспекты определения культуры как общественного явления и концептуальные подходы

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу “ Этика” для очного отделения iconДержавний вищий навчальний заклад
Философия глобальных проблем современности: Планы семинарских занятий и методические указания к выполнению индивидуальных заданий...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<