Реферат по курсу философии аспиранта 1-го года обучения Чопа А. Н. Тема: Сократ и Платон : фундамент классического этапа древнегреческой философии.




Скачать 209.71 Kb.
НазваниеРеферат по курсу философии аспиранта 1-го года обучения Чопа А. Н. Тема: Сократ и Платон : фундамент классического этапа древнегреческой философии.
Дата публикации19.11.2013
Размер209.71 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Философия > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Сократ и Платон: фундамент классического этапа древнегреческой философии

Реферат по курсу философии аспиранта 1-го года обучения Чопа А.Н.Тема: Сократ и Платон : фундамент классического этапа древнегреческой философии. МАТИ - РГТУ Москва 1998 План реферата:1.Мыслители на фоне своей эпохи2.Сократический метод3.Школа Платона4.Путь Сократа в философию5.Этический идеализм Сократа6.Смерть Сократа7.Политические идеи Сократа8.Идеальное государство Платона9.Объективный идеализм Платона10.Основные философские принципы платонизма11.Строение души по Платону12.Краткое заключениеМыслители на фоне своей эпохи Несмотря на то, что эти легендарные мыслители были характернымпродуктом одной и той же эпохи и общественного строя, жили в том же месте водно и то же время, их жизнь и учения во многом разительно отличаются.Сократ (469 - 399 до н. э.) и Платон (427 – 347 до н. э.) встретились в 408г. до н. э. и не расставались до самой смерти Сократа. В 20 лет Платон,подающий множественные надежды амбициозный юноша, готовился участвовать впоэтическом соревновании как автор трагедии и случайно перед театромуслышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла,что он сжег свои стихи и решил посвятить себя исключительно философии. Этот случай был не столько удивителен, сколько закономерен - речиСократа были способны моментально околдовать человека. Даже услышав их внеумелом изложении, современники чувствовали неожиданное волнение и трепет,а однажды приняв участие в дискуссии, многие «оседали у его ног» навсегда.Сократа кроме многочисленных учеников всегда сопровождали толпы зевак,невежество которых не позволяло понять всей глубины его мыслей, но самаречь завораживала. Настолько ее содержание контрастировало с формой, неговоря уж о внешности Сократа. Он избегал традиционных ораторских приемов,закруглений периодов и прочего украшательства, его резкая и отрывистая речьбыла ближе к простонародной. Его фигура и манеры смотрелись не иначе каквызов традиционным идеалам античной цивилизации с ее блеском и лоском ипоклонением формальной красоте. «Низкого роста и лысый, с раздутым животом,толстой и короткой шеей, выпученными глазами, толстыми губами и вздернутыминоздрями, Сократ казался живым сатиром, сорвавшимся с пьедестала и внезапнопоявившимся среди богов». Удивительно скорее то, что Платон смог взвешенно отнестись к учениюСократа, не сразу с ним сдружился, параллельно изучал и другие философскиешколы, положения которых заимствовал более откровенно. Злые языкиутверждали, что «Тимей», одно из главных его сочинений, не что иное, какпересказ одной пифагорейской книги, купленной за баснословную цену. Тем неменее впоследствии они становятся близкими друзьями. За восемь лет дружбыСократ дал Платону то, чего ему не хватало: твердую веру в существованиеистины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благуи красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. Сократ считалПлатона одним из любимейших своих учеников. Платон всегда высоко ценилСократа и как человека и как мыслителя. Когда Сократа судили, Платонподготовил пламенную речь в его защиту, хотя Сократ и возражал, чтобы егокто-либо защищал на суде. Несправедливое осуждение Сократа сильно повлиялона Платона. Он так заболел, что не смог придти присутствовать при егосмерти. Впоследствии сцена смерти Сократа стала сюжетом одного из еговыдающихся сочинений. Своеобразным нерукотворным памятником мыслителю стало частоеупотребление в диалогах Платона образа Сократа, как персонажа, говорящего«от автора». Хотя и не все речи этого персонажа мы можем считатьСократовскими, но это один из немногих дошедших до нашего времениисточников. Второй источник - «Воспоминания» Ксенофонта, более недалек иповерхностен, но благодаря ему удалось отделить идеи Сократа от идейПлатона, вложенных им в уста Сократа-персонажа. Сократический метод Сам Сократ не написал и строчки философских трудов. В те времена,когда книга была рукописной редкостью, всем были очевидны преимущества речиперед письмом, ее небывалая выразительность и возможность реакции нааудиторию. До нашего времени дошла информация о 35 философских трудахПлатона ( авторство 11 из которых считается сомнительным). Большинство изних были изложены в форме диалога. Диалог давал автору возможность хоть вчем-то приблизиться к живой речи. А так как стиль Сократа основывался наработе с собеседником, отразить его на письме было тяжело. Он считал, чтознание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и потомуне так долговечно, как продукт собственного мышления. И задача учителя какбы помочь своим слушателям самостоятельно родить знания, которые в каком-тосмысле уже содержатся в их головах, как ребенок во чреве матери. Этот приемСократ называл "майевтикой" - "повивальным искусством" (намек на профессиюсвоей матери). Собственно "сократический" метод - это последовательно исистематически задаваемые вопросы, имеющие своей целью приведениесобеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственногоневежества и последующему формированию непротиворечивого ответа, следуяпутем, указываемым вопросами Сократа. В центре сократовской беседы - темачеловека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков,права и долга, свободы и ответственности, общества. Школа Платона Стиль общения Платона с учениками внешне был схож, но в сущности ходбеседы был заранее распланирован. Платон не беседовал на улицах с чернью, скаждым интересующимся проблемами нравственности, как это делал Сократ,который возвел эти «беседы ради познания сути добродетели» в рангсобственного предназначения. Не говоря уж о том, чтобы задирать сильных изнаменитых, показывая что они зря считают себя мудрыми. Учениками Платонабыли преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократическихродов (вспомним хотя бы самого известного его ученика - Аристотеля). Длязанятий была построена Академия в живописном уголке на северо-западнойокраине города. (Знаменитая философская школа просуществовала до самогоконца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрылее.) Хотя Платон, подобно Сократу и считал что взимание платы за мудростьничем не лучше взимания платы за любовь, и так же как и он называл софистов«проститутами от философии» за то, что они требовали деньги с учеников, этоне мешало Платону принимать богатые подарки и всяческую помощь от сильныхмира сего. Платон (настоящее имя Аристокл ), был сыном Аристона и Периктионы.Платон рос в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочнымиаристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своегорода. Как и подобает человеку такого социального положения, он никогда несимпатизировал плебсу. Правда впоследствии Платон разочаровался и впригодности родовой аристократии к правлению государством. Это произошлопосле мятежа и бесславного правления 30 тиранов, многие из которых были емублизки. Для управления своим проектом утопического государства ему пришлосьучредить новый класс философов, специальным образом выращиваемых. Путь Сократа в философию Сократ тоже презирал чернь и всячески высмеивал радикальныхдемократов, что и привело к его смертному приговору. "Земледельцы и другиеработающие весьма далеки от того, чтобы знать самих себя... Ведь они знаютлишь то, что надлежит телу и служит ему... А потому, если познание самогосебя есть закон разума, никто из этих людей не может быть разумным отзнания своего призвания". Отнюдь не аристократ, сын афинского каменотесаСофрониска и повитухи Фенареты не имел денег, чтобы получить выдающеесяобразование. Но стараниями благодетелей, обративших внимание на егонедюжинный ум, он получил возможность изучить лучшие философские школы. В25 лет он забросил отцовское ремесло и занялся философией. Первые егофилософские изречения приходятся на время эры Перикла, т. е. на началоПелопоннеской войны. Ему уже было около 40 лет.К существующим философским школам он испытывал только презрение ивпоследствии говорил, что его воззрения воспитала сама жизнь. Он считалэтих философов ничем не лучше сумасшедших, которые сами не знают чего онидобиваются. Крылатая фраза «Я знаю только то, что ничего не знаю» означаетне столько строгое к себе отношение, недооценку самого себя илинеобходимость более глубокого самопознания, сколько необходимостьпервоочередного познания что такое Истина, Красота, Добродетель. Ответа наэтот вопрос Сократ не нашел у современных ему школ и потому решил, чтопознание природы или метафизики не сможет улучшить жизнь людей, неразбирающихся в религиозно – нравственных проблемах, в которых по егомнению заключается моральные нормы.Этический идеализм Сократа Сократа исходит также из своего убеждения о возможности рациональногоосмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во всех, дажетемных и мистических, сторонах и тончайших движениях человеческой души иинтеллекта. Сократ убежден, что во всей пестроте жизненных переживаний естьнечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть выражен единойидеей, понятием. Сократ вел пропаганду своего этического идеализма. Разработкаидеалистической морали составляет основное ядро философских интересов изанятий Сократа. В беседах и дискуссиях Сократ обращал внимание на познаниесути добродетели. Как может быть человек, если он не знает, что такоедобродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, чтоесть "нравственное", является для него предпосылкой нравственной жизни идостижения добродетели. Сократа отождествляет мораль с знанием.Нравственность -- знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с темполезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненногосчастья. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль изнание с этой точки зрения совпадают. Для того, чтобы быть добродетельным,необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основнойвсех частных добродетелей. Современному человеку, окруженному со всех сторон благами, полученнымикак раз за счет исследования природы, тяжело понять врага изучения природы(«космоса»). Но для Сократа и его современников все было наоборот. Сократслужил лучшим примером, чего может достичь человек, следующий его учению -познанию человеческого духа. Достаточно вспомнить образ жизни Сократа,нравственные и политические коллизии в его судьбе, его мудрость, воинскуюдоблесть и мужество, трагический финал. Слава, которой Сократ удостоилсяеще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщудвух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократ до конца жизни ставил мудрость неизмеримо выше богатства. Зимойи летом, в тяжелых военных походах он ходил в плохоньком хитоне, босиком.Уверенность в правильности своего пути, в собственной добродетели давалиему силы жить с женой Ксантиппой, обессмертившей свое имя беспримернойсварливостью, никогда не идти на поводу и толпы и тиранов, хоть бы это иугрожало его жизни, как это и случилось на суде. В подобных случаях передСократом не вставала дилемма, не было никакого мучительного выбора.Оставаясь абсолютно спокоен, Сократ поступал так, как велело егомировоззрение, его «демон». Смерть Сократа Этот знаменитый "демон" Сократа, его особый внутренний голос, якобынаставлявший его в важнейших вопросах, послужил врагам одним из главныхповодов для обвинения. В один из дней 399 года до н. э. жители Афин читаливыставленный для всеобщего обсуждения текст: "Это обвинение написал иклятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа,сына Софраникса из дома Алопеки. Сократ обвиняется в том, что он непризнает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов.Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание - смерть". Первым громом, первым полушутливым, полусерьезным обвинением противСократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана "Облака". Вкоторой Сократ изображается мастером "кривых речей". Но Сократ ни за что нестал бы вести себя осторожнее. В речах Сократа на суде, с большойхудожественной силой переданных Платоном, поражает то, что он самсознательно и решительно отрицает себе все пути к спасению, он сам идетнавстречу смертному приговору. «Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя,не мне выносите приговор, а себе. На вас ложиться несмываемое клеймо. Лишаяжизни мудрого и благородного человека, общество себя лишает мудрости иблагородства, себя лишает стимулирующей силы, ищущей, критической,беспокоящей мысли. И вот меня, человека медлительного и старого( Сократубыло тогда 70 лет ), догнала та, что настигает не так стремительно, -смерть, а моих обвинителей, людей сильных и проворных, - та, что бежитбыстрее, - испорченность. Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, амои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости.»У порога смерти Сократ пророчествует, что тотчас после его гибели постигнетафинян кара более тяжелая, чем та, которой его покарали. Смерть Сократа явилась последним и самым обличительным, самымгениальным его философским произведением, вызвавшим глубокое брожение умови могучий общественный резонанс на протяжении многих веков человеческойистории. Он сам осудил себя на смерть, и, уже осужденный, твердо отказалсяот реальной возможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Сократдобровольно дал распять себя на кресте "отеческих законов", потому чтосчитал, что именно повиновение законам (пусть и не таким хорошим, какследовало бы) считал добродетелью и проповедовал. Политические идеи Сократа Неудовлетворенный существующей демократией, Сократ предъявлял оченьвысокие требования к политическим деятелям. Ближе всего к этим требованиямнаходилась аристократия. Сократ говорит о себе, что заботится, чтобыподготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическуюдеятельность. Но и волеизъявление народа, его законы он считал священными.Выполнять законы - значит поступать справедливо. По Ксенофонту, Сократ восторгается "самыми древними и самымиобразованными государствами и народами", потому что они "самые набожные".Он даже " ...думает, что ему не стыдно будет взять за образец персидскогоцаря", потому что персидский царь считает земледелие и военное искусствоблагороднейшими занятиями. Земля и военное искусство - исконнаяпринадлежность "благородных господ", родовой землевладельческойаристократии. Сократ воспевает земледелие. Он дает возможность сулить"хорошие обещания рабам" и "приохочивать рабочих и склонять их кпослушанию". Сельское хозяйство - мать и кормилица всех искусств, источникжизненных потребностей для "для благородного господина", лучшее занятие илучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу, побуждает к храбрости, даетотличных и наиболее преданных общему благу граждан. При этом сельскоехозяйство противополагается городским занятиям, ремеслам как вредящим делуи разрушающим душу. Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.Он хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, нетребовательных, благоразумных, справедливых в отношениях ко своим друзьям,но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верит в богов, приносить им жертвыи вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и непозволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты. Словом, гражданиндолжен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках "благородныхгоспод". Сочинение Ксенофонта было написано как возражение несправедливомуобвинению в политической неблагонадежности, потому в нем автор излагаетвзгляды Сократа именно таким образом. Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил так же классификациюгосударственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы:монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Монархия, сточки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законныеправа, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральнымзначением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая определяется каквласть немногих знающих и моральных людей, Сократ предпочитает всем другимгосударственным формам. Идеальное государство Платона Платон развил и усовершенствовал политические идеи своего учителя.Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона:трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все они написаны вжанре диалога между Сократом и другими греческими философами, например,Главконом, Адимантом, Кефалом. В своих произведениях Платон говорит омодели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описаниекакого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такогогосударства, которого нигде и никогда не было, но которое должновозникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект,утопию. Автор неоднократно пробовал воплотить в жизнь свой проектоптимального государственного управления. На Сицилии, в Сиракузах, вовремена Платона было правление просвещенного тирана Дионисия, а его шуринДеон был поклонником Платона. Попытки афинского философа применить своитеории если не для управления всей территорией, то хотя бы небольшимселением, едва не закончились гибелью, и только из-за Диона его толькопродали в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажиневольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу. Также бесславно закончились и две последующие попытки устроить в Сиракузахгосударственное управление на основах разума. Платона многое в уже существующих государствах не устраивалопринципиально. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главнаяпричина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена "золотоговека" имели "совершенный" строй) заключена в "господстве корыстныхинтересов", обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии сэтим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государствана четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстныхинтересов" в их строе. 1. Тимократия власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты"совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины былисвободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяетсяспортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "приучастии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, чтообуславливает переход к олигархии. 2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделениена богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершеннобеззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона,приводит к ее перерождению в демократию. 3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенностьбедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития,борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшейгосударственной системы тирании. 4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишкомсильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избытоксвободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще неимеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана. Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляетсвоему видению "идеального" общественного устройства. Огромное вниманиеавтор уделяет определению в государстве места правящего класса. По егомнению, правителями "идеального" государства должны быть исключительнофилософы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум.Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государстваПлатона, ведь им свойственны "...правдивость, решительное неприятие какойбы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Платон считает, чтолюбое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзяулучшить "идеальное"). Очевидно, что именно философы будут охранять"идеальный" строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают"...всеми качествами правителей и стражей идеального государства". Именнопоэтому деятельность философов обуславливает существование "идеального"государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальныхлюдей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона.Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь"идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, тамне будет места порывам души и чувствам. Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаютсязаконами и устройством государства, то естественно предположить, что в немсуществуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом.Действительно, основной закон существования "идеального" государствасостоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, ккоторому он пригоден. Всех жителей "идеального" государства автор разделяет на три класса.Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые длягосударства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди,связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами,торговлей и перепродажей это земледельцы, ремесленники, торговцы. Не смотряна то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди,все они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени нравственногоразвития. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделениетруда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственнойприхоти не может стать земледельцем. Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а это классывоинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не попрофессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этихлюдей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса. Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды,которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (этодостигается путем длительного воспитания и самосовершенствования). Переходэтот осуществляется под руководством правителей. Характерно, что если дажесреди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса, тоего необходимо "понизить" без сожаления. Таким образом, Платон считает, чтодля благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом,для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будетзаниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельнодля "идеального" государства. Когда же человек незаслуженно из сапожника(первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженностановится правителем (третий класс), то это грозит крахом всемугосударству, поэтому такой "перескок" считается "высшим преступлением"против системы, ведь для блага всего государства в целом человек долженделать только то дело, к которому он наилучшим образом приспособлен. Вслед за Сократом, считавшим тремя основными добродетелямиумеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, какпреодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законыбожественные и человеческих), Платон пишет о том, что "идеальное"государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главнымидобродетелями: мудростью, мужеством, рассудительностью, справедливостью. Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения.Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были характернытолько для определенных классов людей, то рассудительность должна бытьприсуща всем жителям, она "подобна некой гармонии", она "настраивает насвой лад решительно все целиком". Под четвертой добродетельюсправедливостью автор понимает уже рассмотренное деление людей на разряды,касты: "...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие это естьсправедливость". Следовательно, разделение людей на классы имеет дляПлатона огромное значение, определяет существование "идеального"государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогда неудивительно,что нарушение кастового строя считается высшим преступлением. Такгосударство Платона незаметно, ради лучшей цели, приобретает те недостатки,которые рассматривал сам автор, описывая "порочные" государства (например,расслоение общества в олигархическом государстве). Характерно, что Платон, живший во времена всеобщегорабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания. В"Государстве" все производственные заботы возлагаются на ремесленников иземледельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабство можно обращать только"варваров", неэллинов, во время войны. Однако он же говорит, что война зло,возникающее в порочных государствах "для обогащения", и в "идеальном"государстве войны следует избегать, следовательно, не будет и рабов. Какписал В.Ф. Асмус, в трактате "Государство" "...класс рабов как один изосновных классов образцового государства не предусматривается, неуказывается, не называется". Это не значит, что автор выступает противугнетения человека человеком, просто, по его мнению, высшие разряды (касты)не должны иметь частной собственности, чтобы сохранить единство. Тем неменее, в диалоге "Законы", где также обсуждаются проблемы государственногоустройства, Платон перекладывает основные хозяйственные заботы на рабов ичужестранцев, но осуждает воины. В связи с рассмотренным разделением людей на разряды возникаетвопрос: кто же возьмет на себя ответственность определения способностичеловека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в "идеальном"государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие людиправители-философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон, ведьзакон важнейшая составляющая "идеального" государства, и его выполняют всебез исключения (доходит до того, что дети должны играть (!) по законамгосударства). Таким образом, правители-философы вершат судьбы всехостальных людей. Они не только определяют способности человека, но иосуществляют регламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетнихдетей с физическими недостатками (здесь, как и в некоторых других случаях,Платон берет за образец государственное устройство современной ему Спарты). Философы, на основах разума, управляют остальными классами,ограничивая их свободу, а воины играют роль "собак", держащих в повиновениинизшее "стадо". Этим усугубляется и без того жестокое разделение на разряды. Например, воины не живут в одних местах с ремесленниками, людьми труда.Люди "низшей" породы существуют для обеспечения "высших" всем необходимым."Высшие" же охраняют и направляют "низших", уничтожая слабейших ирегламентируя жизнь остальных. Можно предположить, что такая всесторонняя мелочная регламентацияважнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям, долженрешать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти. Однако в"идеальном" государстве этого не происходит, напротив, единство людейПлатон считает основой такого государства. Во времена древности, "золотоговека", когда сами боги управляли людьми, люди рождались не от людей, каксейчас, но от самой земли. Люди не нуждались в материальных благах и многовремени посвящали занятиям философией. Во многом единство древнихобуславливалось отсутствием родителей (у всех одна мать земля). Платонхочет достичь того же результата, "обобществив" не только людскоеимущество, но и жен, детей. Автор хочет, чтобы никто не мог сказать: "Этомоя вещь", или "Это моя жена". По идее Платона, мужчины и женщины не должнывступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляютфилософы, совокупляя лучших с лучшими, а худших с худшими. После родов детиотбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто незнает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаютсяотцами всех детей, а все женщины общими женами всех мужчин. Как писалВ.Асмус, для Платона общность жен и детей является высшей формой единствалюдей. Такая общность описана им для класса воинов-стражей, которым авторуделяет огромное внимание. По его мнению, отсутствие вражды внутри классастражей повлечет за собой единство низшего класса и отсутствие восстаний. Таким образом, правящие классы государства Платона составляюткоммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не допускаетсреди высших классов бедности или богатства, а следовательно, по логикеавтора, уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Платона это пастух,пасущий стадо. Если прибегнуть к этому сравнению, то в "идеальном"государстве пастухи это правители, воины это сторожевые собаки. Чтобыудержать стадо овец в порядке, пастухи и собаки должны быть едины в своихдействиях, чего и добивается автор. Платоновское государство обращается с"человеческим стадом", как мудрый, но жестокосердный пастух со своимиовцами. Этого скрестить с тем-то, этих на бойню. Видно, что, по нашимпредставлениям, это тоталитарная программа, при которой кучка людей (пустьдаже мудрейших) подчиняет "...жалкие вожделения большинства ... разумнымжеланиям меньшинства". Прошедшие тысячелетия показали, что последующие утопии недалеко ушлиот прародительницы, созданной гением Платона, который ярко проявился и всоздании основ объективного идеализма и разработке его в целостном виде.Объективный идеализм Платона Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и неотдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный,материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельноецелое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, нозато он управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Этосамые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос. Онисоставляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей.Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи,управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира.Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится ввечности. И самая высшая идея идей - это абстрактное благо, тождественноеабсолютной красоте. Платоновский идеализм потому и называется объективным, что онпризнаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека,то есть объективного идеального бытия. Основные философские принципы платонизма: 1. Идея вещи есть смысл вещи. 2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявленийвещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляетсобою в сравнении с ними уже новое качество. 3. Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей иединичностей, которая является законом для возникновения и получения этихединичных проявлений вещи. 4. Идея вещи невещественна. 5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельнымсуществованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция,которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе иливыше неба. Однако, сильной стороной философии Платона, его положительным вкладомв историю философии менее всего является его объективный идеализм какмировоззрение. Общее не остается у Платона лишь противостоящим единичному,оно осмысляет всякую единичность и трактует как принцип единичного, какзакон проявления этого единичного, как модель его построения.Строение души по Платону Души людей, согласно Платону тесно соприкасаются с миром идей. Они –бестелесны, бессмертны, они не возникают одновременно с телом, носуществуют вечно. Тело подчиняется им. Состоят они из трех иерархическиупорядоченных частей: 1. разум, 2. воля и благородные желания 3. влечение и чувственность.Изначально существуя в мире идей, некоторые души не могут обуздать своинечистые влечения и потому отправляются в материальный мир. За счет этогочеловек способен постигать идеи. Он не в состоянии их производить, но подвлиянием органов чувств и своих впечатлений, способен припомнить, то чтоего душа видела в мире идей. Души, в которых преобладает разум,поддерживаемый волей и благородным устремлениями, продвинутся наиболеедалеко в процессе воспоминания.Краткое заключение Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственногомировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократсознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступилпротив античного материалистического миропонимания, естественнонаучногознания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем " тенденции, илилинии Платона " в античной философии. Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоковрационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Емупринадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики,диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им напрогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошелв духовную культуру человечества. Платон создал теорию общего как закона для единичного, теориюнеобходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую ихфактическому смешению и слепой нерасчленённости, противостоящую всякомудонаучному пониманию. Именно эта сторона учения Платона об идеях взначительной мере обусловила его тысячелетнюю значимость в историичеловеческой мысли. Платон - первый в Европе последовательный представитель объективногоидеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона естьучение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий.Платон всю жизнь проповедовал всеобщую гармонию. Когда Платон захотелочертить предмет своей эстетики, он назвал её ни больше ни меньше, каклюбовью. Платон считал, что только любовь к прекрасному открывает глаза наэто прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знаниеподлинное. Гармония человеческой личности, человеческого общества и всейокружающей человека природы - вот постоянный и неизменный идеал Платона втечение всего его творческого пути. Литература 1. «Сократ. Платон. Аристотель. Сенека» ЖЗЛ. - М.1995 2. Асмус В.Ф. «История античной философии.» - М., 1965 3. Платон, собр. соч. Т.1. «Государство» - М.1971. 4. «Краткий словарь по философии», - М.1979

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по курсу философии аспиранта 1-го года обучения Чопа А. Н. Тема: Сократ и Платон : фундамент классического этапа древнегреческой философии. iconРеферат по курсу философии аспиранта 1-го года обучения Чопа А. Н....

Реферат по курсу философии аспиранта 1-го года обучения Чопа А. Н. Тема: Сократ и Платон : фундамент классического этапа древнегреческой философии. iconВопросы к зачету по курсу «история философии в украине»
Предмет истории украинской философии. Проблема различения «украинской философии» и «философии в Украине»

Реферат по курсу философии аспиранта 1-го года обучения Чопа А. Н. Тема: Сократ и Платон : фундамент классического этапа древнегреческой философии. iconПлатон
Древней Греции. Он основатель целого направления в философии, оказавшего и оказывающего свое влияние на всем протяжении истории философии....

Реферат по курсу философии аспиранта 1-го года обучения Чопа А. Н. Тема: Сократ и Платон : фундамент классического этапа древнегреческой философии. iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Шпоры по философии Возникновение...

Реферат по курсу философии аспиранта 1-го года обучения Чопа А. Н. Тема: Сократ и Платон : фундамент классического этапа древнегреческой философии. iconРеферат По курсу философии Тема: «Экзистенциализм в дискурсе Ж. П. Сартра»

Реферат по курсу философии аспиранта 1-го года обучения Чопа А. Н. Тема: Сократ и Платон : фундамент классического этапа древнегреческой философии. iconМетодическая разработка к семинарскому занятию (для студентов) Тема:...
Актуальность темы: философское основание мировоззрения, место философии в формировании основных мировоззренческих аспектов жизни...

Реферат по курсу философии аспиранта 1-го года обучения Чопа А. Н. Тема: Сократ и Платон : фундамент классического этапа древнегреческой философии. icon“Эсхатологическая проблематика в философии и культуре русского серебряного века”
Ивана Франко, кафедра философии совместно с Обществом русской философии при Украинском Философском фонде, сектором истории русской...

Реферат по курсу философии аспиранта 1-го года обучения Чопа А. Н. Тема: Сократ и Платон : фундамент классического этапа древнегреческой философии. iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Древнегреческая цивилизация фундамент зарождающейся философии

Реферат по курсу философии аспиранта 1-го года обучения Чопа А. Н. Тема: Сократ и Платон : фундамент классического этапа древнегреческой философии. icon21–22 ноября 2013 года Всеукраинскую научную конференцию «История...
Кафедра философии Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара

Реферат по курсу философии аспиранта 1-го года обучения Чопа А. Н. Тема: Сократ и Платон : фундамент классического этапа древнегреческой философии. iconРеферат по философии. На тему: «Направления и Проблемы Западной Философии ХХ века»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<