Курсовая работа по педагогике На тему: «Сущность и содержание воспитания»




Скачать 170.01 Kb.
НазваниеКурсовая работа по педагогике На тему: «Сущность и содержание воспитания»
Дата публикации24.11.2013
Размер170.01 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Философия > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Сущность и содержание воспитания

Министерство образования Российской Федерации Армавирский лингвистический университет Анапский филиал Факультет «Лингвистика» Курсовая работа по педагогике На тему: «Сущность и содержание воспитания» Студента Преподаватель Анапа 2000 План.Введение 31. Сущность и содержание воспитания. 62. Парадигмы воспитания. 15 2.1. Педагогическая парадигма 16 2.2. Андрологическая парадигма 18 2.3. Акмеологическая парадигма 19 2.4. Коммуникативная парадигма 20 2.5. Современная высшая школа 203. Задачи воспитания. 21Заключение. 24Литература 26 Введение Воспитание растущего человека как формирование развитой личностисоставляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формированиедуховно развитой личности в процессе исторического развития общества несовершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и этиусилия направляются как на создание материальных возможностей, объективныхсоциальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждомисторическом этапе новых возможностей для духовно-нравственногосовершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможностьразвития человека как личности обеспечивается всей совокупностьюматериальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачуформирования развитой личности. Необходима организация систематического,базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развитияличности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формойэтого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том,чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, чтотребует не только умственного развития детей, не только развития ихтворческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширятьсвои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов,чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной иполитической жизни, личностно-общественного становления, развитиямногообразных способностей, центральное место в которых занимаетспособность быть субъектом общественных отношений, способность и готовностьучаствовать в социально необходимой деятельности. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; иесли отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействиена ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результатдействия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоениедетьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовныхориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенносредства и способы организации становятся непродуктивными. И если данному обществу требуется формирование у детей нового кругаспособностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системывоспитания, способной организовывать эффективное функционирование новыхформ воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания приэтом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа ицеленаправленной организации. Формирование человека как личности требует от общества постоянного исознательно организуемого совершенствования системы общественноговоспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима безопоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностейразвития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знаниесуществует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивноговоздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческойприроды, техницизм в подходе к человеку. 1. Сущность и содержание воспитания. Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выраженав тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процессавоспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условиевоспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и,главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должныбыть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихсяобразцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческогоиспользования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобывоспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активноесамовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот -всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного исоциального развития. Воспитание представляет собой не приспособлениедетей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, неподгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественновыработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие -формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности врешении сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания -самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целейдеятельности". Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущегочеловека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечиваниероста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека,через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что уребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляетвозможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значитнаправлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуяв соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощаеттребования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуяцель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - толькоорганизатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер еевзаимодействия с каждым учеником".1 Такой подход к построению процесса воспитания - как активногоцеленаправленного формирования личности - согласуется с нашейметодологической установкой на оценку роли общества и места генотипарастущего человека в становлении его личности. Достижения современной науки, в том числе труды отечественныхфилософов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков,свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессецеленаправленного воспитания происходит действенная выработка программсоциального поведения человека, формируется человек как личность. Причемсоциальная обусловленность развития личности носит конкретно-историческийхарактер. Но социально-историческое формирование личности не представляет собойпассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, ирезультатом общественных отношений, личность формируется через ее активныеобщественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и самусебя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессецеленаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая,определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. Показательно, что накопительница психологического опыта - литератураустами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину.Так, Л.Н. Толстой полагал, что признание права "другого" непросто научастие в "борьбе за существование", а на событие с самим собой и, болеетого, утверждение собственной жизнью бытия этого "другого" становитсяосуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственнымкритерием нравственного прогресса. "...Допустив только возможность заменыстремления к своему благу стремлением к благу других существ, - писал он втрактате "О жизни", - человек не может не видеть и того , что это - тосамое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесениецели деятельности из себя в другие существа и есть все движение впередчеловечества"2. Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания,среди которых главной он считал формирование потребности принести благодругому, однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путяхдостижения этой цели. Л.Н. Толстой, как известно, отводил основную рольнравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIII в.Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когдаразрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знаниемнравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов ипедагогов фактом. Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности иразвивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя. Просветительская ориентация в педагогике уступила место болеереалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения изнания как такового в процессе духовного развития личности. Однако нравственное формирование личности не равно нравственномупросвещению. Установлено, что ценностно-ориентированная внутренняя позицияребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий" илидаже их системы, а в результате организации общественной практики, вкоторую он включен. Однако организация общественной практики воспитанияличности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен навоспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типуорганизации соответствует приспособление педагогического процесса под ужедостигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организациявоспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманногообщества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознаниячеловека. В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят изтого, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись "в хвостедетского развития", ориентируясь на его вчерашний день, а должносоответствовать "завтрашнему дню детского развития". В этом тезисе четкоотражается принцип подхода к психическому развитию личности как куправляемому процессу, который способен создавать новые структурыличностных ценностей растущих людей.3 Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленноепостроение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельностиребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшегоразвития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок можетпродвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и всотрудничестве с более умными "сотоварищами", а уж затем и вполнесамостоятельно. Целенаправленное формирование личности человека предполагает еепроектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а всоответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающимего конкретные физиологические и психологические особенности. «Не может быть колебаний, - писал А.С. Макаренко, - стремиться ли квоспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых илживых.»4 При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил,потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базепоявляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективнуюсистему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Включениеребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которойразвертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественногоповедения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственнымиобразцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность ирегулирующих взаимоотношения детей. "Искусство воспитания", приходит к обоснованному выводу, заключается виспользовании такого важнейшего психологического механизма, как созданиеправильного сочетания "понимаемых мотивов" и мотивов "реально действующих",а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешномурезультату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокомутипу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подростковоговозраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослогочлена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельностьпревращает эти "понимаемые" мотивы в реально действующие.5 Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитиепотребностно-мотивационной сферы определяют характер формированияконкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности,которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность ичувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение)и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социальнонеобходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличиетвердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать другихлюдей и требовательность к себе и другим; способность размышлять,взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти наопределенный риск и осторожность, избежание ненужного риска. Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этимподчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должноуравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найтисоциально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этихкачеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившисьи сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным иполезным членом общества. Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единойличности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служитмотивационно-потребностная сфера, представляющая собой сложную ивзаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека. 2. Парадигмы воспитания.Можно описать воспитание как «процесс систематического и целенаправленноговоздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовкиее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесносвязано с образованием и обучением»6. Несмотря на дальнейшее идеологическоепродолжение, с таким определением сложно спорить. Поэтому попытаемся егопонять.Следует сразу отделить два различных понятия – воспитание как процесс ивоспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плоховоспитан, получил такое или иное воспитание, подразумевая под этимсуммарный результат, полученный в результате воспитательного процесса (тутвоспитание смыкается с понятием образования). Но в воспитании решающеезначение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения.Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самойсмерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно,изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и такдалее. Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в своемарсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательныйпроцесс7 – педагогическую, андрологическую, акмеологическую икоммуникативную. Каждая из них находит свое применение в определенныхусловиях. Далее предпринята попытка выделить смысл воспитания приприменении каждой парадигмы. При этом под смыслом понимается тот результат,который реально достигается в результате применения парадигмы, а непланируемый результат, который хотелось бы видеть.Что же собственно является результатом воспитания? Так как в процессевоспитания происходит формирование определенных отношений индивида сокружающим его обществом, допустимо будет сказать, что результатомвоспитания является личность. Под личностью здесь понимается совокупностьсоциально значимых особенностей конкретного человека. Смысл воспитания,таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влиласьбы в общество. 2.1. Педагогическая парадигмаКонцепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человекас использованием внешней системы принуждения, кнутом и пряником. При этомсчитается, что воспитуемый не может осознать смысла воспитания, оценить егонеобходимость в процессе воспитания, поэтому единственным способомдостижения поставленной задачи является принуждение.Конечно, маленький ребенок, личность которого находится в процессестановления, действительно не способен самостоятельно отделять агнцов откозлищ. Но внутреннее противоречие педагогической парадигмы с точки зренияавтора заключается в том, что, воспитывая принуждением, мы говорим освободе творчества. Нельзя воспитать свободную личность, если в процессевоспитания нет свободы.Преимущества педагогической парадигмы являются продолжениями еенедостатков. Нет необходимости глубоко учитывать индивидуальные особенностивоспитуемых, возможен формальный шаблонный подход, закрепленныйсоответствующими нормативными документами. Педагогом в таких условиях можетстать любой человек, способный тем или иным способом утвердитьпревосходство своей точки зрения.Смысл такого воспитания может быть разным – от формирования узкихспециалистов, неспособных к творческому мышлению, до поддержкисуществующего общественного устройства. Но в любом случае это имеет малообщего с формированием действительно полноценной творческой личности. Хотяс другой стороны, каково на самом деле соотношение между творческими инетворческими областями деятельности, можно легко представить… 2.2. Андрологическая парадигмаСогласно андрологической парадигме, воспитуемый осознает процессвоспитания, ставит себе цели и достигает их. Преподавателю в такой схемеотводится роль помощника, который должен поддержать, подтолкнуть человекана этом пути. Теория этой парадигмы не сформирована, тут (впрочем, как и впедагогике в целом) преобладает феноменологический подход.Сама концепция радует тем, что ставить воспитателя и воспитуемого в болееили менее равное положение. Но тут возникает другое противоречие. Для того,чтобы у воспитуемого сформировалась какая-либо цель, необходимо как минимумсформировать ему пространство выбора цели. А для того, чтобы совершитьвыбор, следует представлять все то, из чего приходится выбирать. Нопредставить это можно только уже либо в процессе, либо после окончанияпроцесса воспитания. Следует заметить, что данная парадигма применяется восновном в высшем образовании, так что под воспитанием в данном случаепонимается получение образования.Требования к преподавателю в этом случае возрастают. Необходим учетиндивидуальных особенностей студентов, понимание того, что каждый из нихбудет использовать (или не использовать) преподаваемые знания и умения по-своему. Далеко не каждый специалист способен быть педагогом в данномкачестве. Конечно, если не сводить процесс получения образования к чтениюперед аудиторией избранных разделов собственной монографии… 2.3. Акмеологическая парадигмаСогласно акмеологической парадигме, в процессе воспитания человеку следуетпредоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальности,реализации потенциальных возможностей, помощь взобраться на собственнуювершину (acme – вершина).Такой подход имеет ярко выраженную творческую направленность, находитприменение в гуманитарных сферах, различных художественных и других школахи студиях. В отношении к человеку проявляется максимальнаяиндивидуальность. От преподавателя в данном случае требуется быть Личностьюс большой буквы. Необходимо иметь не только специальную, но ипсихологическую подготовку, хорошее знание людей. Это дано далеко некаждому, поэтому акмеологическая парадигма скорее всего никогда не будетреализована в высшем образовании просто потому, что, строго говоря, этомуневозможно научить. 2.4. Коммуникативная парадигмаКонцепция коммуникативной парадигмы предусматривает общение и взаимноесовершенствование группы людей из одной предметной области, примерноодинаковых по уровню развития. В процессе взаимного общения происходитобмен информацией, знаниями и умениями, совершенствование людей. В научнойсфере это реализуется разнообразными симпозиумами, конференциями,семинарами и так далее. Коммуникативная парадигма также лежит в основеразличных групповых психологических тренингов (например, Life Spring). Вданном случае роль преподавателя выполняет председатель или ведущийконференции, руководитель тренинга и так далее. Кроме знания предметнойобласти, от такого человека требуется коммуникабельность, разумныйконформизм, гибкость и корректность в общении. Для достижения целинеобходимо, чтобы участники такого процесса (который также можнорассматривать как воспитательный) были заинтересованы в нем. 2.5. Современная высшая школаИз рассмотрения парадигм современного воспитания легко заметить, что они (видеале) ложатся на вполне определенные периоды жизни человека:|Период жизни |Парадигма ||Детский сад, школа, ПТУ |Педагогическая ||Высшие учебные заведения |Андрологическая ||Профессиональная деятельность |Коммуникативная |(Акмеологическая парадигма стоит несколько особняком, так как ориентированапрежде всего на гуманитарных творческих личностей. Поскольку в этой сфереавтор не считает себя компетентным, далее рассматриваться она не будет).Казалось бы, такая схема должна позволить получить именно тот результатпроцесса воспитания, который бы строил и личность, и общество. Припостепенном повышении уровня развития самого человека происходит переход отпростых форм его воспитания к более сложным. На практике же воспитатели ипреподаватели, один раз увидев в воспитуемом своеобразную точку приложенияпедагогической силы, в силу инертности человеческого мышления не могутпереключиться на другие формы работы. Таким образом, искажаетсяпервоначальный смысл воспитания. 3. Задачи воспитания. Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформироватьу растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит,что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения,мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать надэгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, вмотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другомчеловеке. Формирование такой гуманистической направленности личности проходитнесколько этапов. Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеаловвыступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их числовходят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы иценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретныминосителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственносистема воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей. Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развитиядетей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в системувзаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущихдеятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая изних вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новыхобразований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникшихмотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностьюмотивов. Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование ихустойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитаниепредполагает развитие у детей познавательной потребности, котораянаправлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всюокружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опытеубедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открыватьзаконы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять,произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалосьбы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственноготворчества превращает первоначальное любопытство в любознательность,присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потомконкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной областидействительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебномупредмету (циклу предметов - естественно-научному, гуманитарному и т.д.). Заключение.Человек, в отличие от животных, не обладает при рождении никакимиспособностями. Все способности человеком усваиваются в процессе еговоспитания. И то, что усвоит человек, в огромной степени зависит от техлюдей, от тех личностей, которые окружают его в первые годы жизни, в такназываемый сенситивный период.Пропагандируемый гуманистический подход к воспитанию человека состоит втом, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал кнепрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любойличности – устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое неявляется основанием для окончательной оценки человека как личности.Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей(а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия. Любоевоздействие на личность (педагогическое, терапевтическое) должно бытькосвенным, исключающим прямое внушение. Любое взаимодействие между двумяличностями должно строиться на принципе равноправия, уважения к другойличности (даже если одна из них личность в процессе становления, напримерребенок). При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого полевыбора, но оставить выбор за ним. Человек как личность должен уметь делатьсвой выбор и нести за него ответственность самостоятельно. Литература1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.2. Выготский Л.С. Собр. соч., т. 23. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 19864. Курс «Гуманистические традиции образования», Смирнов С. Д., 1996.5. Курс «Общие сведения о дидактике высшей школы», Фокин Ю. Г., 1996.6. Макаренко А.С. Соч. т. 5, 1960.7. Мельников А.Э., Рожков М.И., Успенский В.Б., Государственный экзамен по педагогике. - Ярославль, 1997.8. Педагогика Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.9. Советский энциклопедический словарь/Гл. Ред. Прохоров А.М. – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1985.– 1600 с., ил.10. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.,т.26. - М., 1936.11. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. - 197212. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - 1978.1 Выготский Л.С. Собр. соч., т. 22 Толстой Л.Н. Полное собр. соч.,т.26. - М., 1936.3 Педагогика Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.4 Макаренко А.С. Соч. т. 5, 1960.5 Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986.6 Советский энциклопедический словарь/Гл. Ред. Прохоров А.М. – 3-е изд. –М.: Сов. энциклопедия, 1985.– 1600 с., ил.7 Курс «Общие сведения о дидактике высшей школы», Фокин Ю. Г., 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по педагогике На тему: «Сущность и содержание воспитания» iconКурсовая работа на тему: Инновационные конфликты: сущность и содержание

Курсовая работа по педагогике На тему: «Сущность и содержание воспитания» iconКурсовая работа На тему: " Стили семейного воспитания "

Курсовая работа по педагогике На тему: «Сущность и содержание воспитания» iconКонтрольная работа по педагогике План работы Понятие о методах и...

Курсовая работа по педагогике На тему: «Сущность и содержание воспитания» iconКурсовая работа по предмету: "Финансы" на тему: «Социально-экономическая сущность бюджета»

Курсовая работа по педагогике На тему: «Сущность и содержание воспитания» iconКурсовая работа по теории государства и правана тему «право: понятие, сущность, признаки»

Курсовая работа по педагогике На тему: «Сущность и содержание воспитания» iconКурсовая работа || ||на тему «Рынок: сущность, функции, роль в жизни...

Курсовая работа по педагогике На тему: «Сущность и содержание воспитания» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Сущность...

Курсовая работа по педагогике На тему: «Сущность и содержание воспитания» iconКурсовая работа по макроэкономике на тему: «Свободные экономические...

Курсовая работа по педагогике На тему: «Сущность и содержание воспитания» iconКурсовая работа по теории и методике физического воспитания на тему:...

Курсовая работа по педагогике На тему: «Сущность и содержание воспитания» iconКурсовая работа по дисциплине «менеджмент» На тему «управленческие решения: виды и содержание»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<