Смерть




НазваниеСмерть
страница1/48
Дата публикации10.12.2013
Размер6.42 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48
ВЛАДИМИР ЯНКЕЛЕВИЧ

СМЕРТЬ
Перед Вами — уникальное издание: впервые представлено на русском языке творчество одного из самых оригинальных мыслителей XX века, Владимира Янкелевича, который создал в своем фундаментальном труде "Смерть" первую в истории мировой мысли систему философии смерти.

Для всех интересующихся глубинными, если не бездонными основами нашей жизни. Для всех жаждущих найти лекарство от суеты сует и того, что сам В. Янкелевич определил как "эсхатологический эвдемонизм".
СОДЕРЖАНИЕ
П. Калитин. Французское "avoss" ..................................................5

Тайна смерти и феномен смерти......................................................9

1. Метаэмпирическая трагедия и естественная необходимость.................10

2. Принятие-всерьез: Реальность, Близость, Личная Затронутость...............17

3. Смерть в третьем, во втором, в первом лице....................27
Часть первая

Смерть по эту сторону смерти.......................................................37

Глава 1. Смерть в течение жизни...................................................41

1. Размышление о смерти...........................................................41

2. Смерть как глубина и как будущее.....................................44

3. Эвфемия и апофатическая инверсия...................................60

4. He-бытие и не-смысл..............................................................67

5. Несказанная тишина и неизреченная тишина...................82
Глава II. Орган-препятствие............................................................92

1. Краткая жизнь.........................................................................92

2. "Потому-что" и "Несмотря-на-то-что": конечность, телесность, временность..............96

3. Трагический характер невозможно-необходимого........106

4. Выбор.......................................................................................114

5. Обратное действие последней черты................................117
Глава III. Приоткрытость..............................................................130

1. "Кводдитость" тайны............................................................130

2. Смерть точная, час точный, но неизвестный................... 135

3. Смерть точная, час точный .................................................143

4. Смерть неточная, час неточный.........................................145

5. Смерть точная, час неточный.............................................150

6. Смирение перед "кводдитостыо": смертность, болезненность, пространственность, временность.........153

7. Непознаваемое, невозможное, неизлечимое...................166

8. Окончание и начало..............................................................174
Глава IV. Старение...........................................................................179

1. Осуществление бытия, отвергаемое одряхлением.........179

2. Умерщвление плоти.

А что, если жизнь — это продолжительная смерть?.........185

3. Постепенный износ. Приговоренный к смерти..............187

4. Два подхода: что прожито, то прожито, и прожитое еще предстоит прожить..........194
Часть вторая

Смерть в момент наступления смерти.........................................207

Целомудренность непередаваемого момента.............................209

Глава первая. Смертельное мгновение вне всяких категорий...................................216

1. Смертельное мгновение не является количественным максимумом...............216

2. Момент наступления смерти не является качественным изменением...........220

3. Момент наступления смерти — это не временное нарушение...................228

4. Смертельное мгновение несовместимо с топографией ... 231

5. Смертельное мгновение безотносительно........................240
Глава II. Почти ничто смертного мгновения.............................242

1. Смерть в диалоге "Федон". Порог смерти незаметен.... 242

2. Смерть как разрастание отдельных небольших смертей..............................246

3. Событие смерти не ничто, а почти-ничто........................253

4. Нельзя научиться умирать..................................................259

5. Прогрессирующая внезапность..........................................263
Глава III. Необратимое...................................................................271

1. Туда и обратно в пространстве есть безвозвратное туда во времени.............271

2. Сделаться вновь молодым? Возродиться? Перестать стареть?.....................275

3. Судьбинная объективность необратимого.......................280

4. Относительная необратимость...........................................282

5. Первый и последний раз в ходе длительности...............285

6. Относительное перво-последнее (единождысущнее): вторичное и предпоследнее............290

7. Перво-последнее смерти. Исчезающее появление.........299

8. Абсолютно последнее мгновение: больше никогда ничего не будет.............306

9. Прощание. И о краткой встрече........................................311
Глава IV. Непоправимое.................................................................316

1. Необратимое бывшего, непоправимое сделанного........316

2. Неотменяемое-непоправимое смерти. Ловушка и клапан............................323

3. Возрождение, перевоплощения, реанимация..................326

4. Ничто как "нигилизатор"....................................................333

5. Замирающие сигналы последних мгновений жизни......335

6. Последний раз не заключает никакой тайны.................343

7. Совершенно другой порядок..............................................350
Часть третья

Смерть по ту сторону смерти.......................................................353

Глава I. Эсхатологическое будущее.............................................355

1. Является ли будущим пространство по ту сторону смерти..............................356

2. Ужас мгновения смерти и страх, внушаемый тем, что по ту сторону...................361

3. Надежда и безнадежное желание.....................................364
Глава II. Абсурдность загробной жизни....................................368

1. Бессмертие, Воскрешение, вечная Жизнь........................368

2. Бессмертие мыслящей сущности........................................376

3. Сверхжизнь души согласно концепции дуализма..........379

4. Спор с принципом сохранения ..........................................382
Глава III. Абсурдность уничтожения..........................................387

1. Душа есть нечто иное, но я не знаю, что именно..........387

2. Само собой разумеющиеся непрерывности.....................388

и скандал прерывности............................................................388

3. Мысль о смерти и смерть мыслящего существа. Вечно-смертная истина...................393

4. Внутри и извне. Объемлющее сверхсознание и объемлемое простодушие ......401

5. Торжество смерти. Всемогущество смерти......................403

6. Смерть сильнее, чем мысль; мысль сильнее, чем смерть 406

7. Любовь, Свобода, Бог сильнее, чем смерть. И наоборот!..................................412

8. Двусмысленность смертности и бессмертия....................419

9. Неутешительность циклического времени и панвитализма..........................422
Глава IV. Нетленность "кводдитости".

Безвозвратность необратимости ..................................................428

1. То, что не умирает, не живет..............................................428

2. После того как мы были, жили, любили .........................431


Французское "avoss"
Книга "Смерть" французского философа, психолога, культуролога и музыковеда Владимира Янкелевича (1903— 1985) с момента выхода в свет и вот уже более трех десятилетий неизменно привлекает внимание западноевропейских читателей, выдержав несколько изданий и в различных странах. Теперь перед нами русский перевод этого интеллектуального бестселлера, который одновременно открывает нам и имя своего автора [1]. У нас появилась первая возможность познакомиться с творчеством одного из самых оригинальных мыслителей XX века. И поскольку работа "Смерть" стала основной в интеллектуальном наследии В. Янкелевича, подведя своеобразную черту под целым рядом его сочинений (таких как "L' Irreversible et la Nostalgie", "L' Innocence et la Michancete" и особенно "le Je-ne-sais-quoi et Presquerien"), постольку мы откроем его творчество в концентрированном и емком виде.
Но именем В. Янкелевича, прежде, можно сказать, не знакомым и не известным русскому читателю, не исчерпывается уникальность нашего издания. Уникально и само его содержание, которое представляет первую в истории мировой мысли систему танатологии, или философии смерти: "по эту сторону смерти" — "в момент" умирания — "по ту сторону смерти" [2]. Чтобы построить эту оригинальную систему и связать воедино танатологическую проблематику, В. Янкелевич пересмотрел природу западноевропейского рационализма, выдвинув совершенно новый для него принцип: аналогию мышления и — не-бытия.
1 До сих пор творчество В. Янкелевича могло быть известно на русском языке лишь по отдельным цитатам из той же "Смерти", приведенным, например, в работе Ф. Арьеса "Человек перед лицом смерти" (М., 1992) и моей книге "Мертвый завет" (М., 1998).

2 См. соответствующие части "Смерти".

6
В отличие от Гегеля, французский мыслитель не синтезировал первоначальное небытие, или ничто, с категорией "бытия" в позитивном и утвердительном "становлении". Более того, он выступил против диалектической операции в отношении ничто, которое, будучи органической и неуничтожимой составляющей подлинного Бытия, просто не может "сниматься" и исчезать из оптического суждения, т. е. суждения о Нем. В противном случае неизбежна элементарная подмена небытийного предмета рационалистической мысли тем, что сам В. Янкелевич называл "философией "да" с ее "универсальным" принципом сохранения "бытия" [1], при котором подлинное Бытие сводится к исключительно позитивной и утвердительной форме оптического суждения и полностью игнорируется Его небытийный и не менее подлинный аспект.
1 См.: Jankelevitch V. La mort. Paris, 1996. P. 408, 386.

При размышлении о смерти, или разновидности Бытийного ничто, подобная подмена в стиле философии исключительного "да" не может не вызвать смехотворный эффект. В. Янкелевич не жалеет иронии по поводу постоянных попыток западноевропейских рационалистов представить феномен смерти при помощи "универсального" принципа сохранения "бытия", на деле оказывающегося не более чем чистой категорией, подвластной абстрактному закону непротиворечия и лишенной истинной соотнесенности с подлинным Бытием в его одновременно позитивной и негативной действительности. Французский философ определяет это Бытие как не-бытие (с учетом его антиномического и утвердительно-отрицательного смысла) и прямо ставит под сомнение однозначную позитивность человеческого разума, нацеленного на истинное познание. Отныне нам нельзя обойтись без органической и неуничтожимой антиномичности на пути к истине, т. е. к подлинному и действительному не-бытию — таков ключевой вывод В. Янкелевича при его пересмотре всей предыдущей традиции западноевропейского рационализма и создании нового типа рациональности.
He-бытийные размышления о смерти позволили французскому философу выявить непреодолимый предел познания, опирающегося лишь на утвердительные и непротиворечивые формы оптического мышления. С их помощью нельзя адекватно выразить подлинное Бытие, ибо они исходят из аналогии и даже синтеза своей позитивности с категорией однозначного "бытия", т. е. исходят из прямо противоположного В. Янкелевичу принципа. Автор "Смерти" преодолел непреодолимый для философии исключительного "да" предел познания как раз за счет аналогии антиномического типа рациональности и не-бытия, которая и обусловила
7
построение первой и уникальной системы, танатологии. Во всех ее частях В. Янкелевич последовательно опроверг исключительно позитивные и непротиворечивые варианты рассмотрения феномена смерти (особенно досталось сторонникам стиля макабр и Лейбницу) и последовательно развил свои утвердительно-отрицательные и антиномические положения, только и раскрывающие не-бытие, а значит и подлинное Бытие в их истинном виде. В результате возникла целостная картина одного из самых таинственных предметов нашего познания без его традиционной западноевропейской подмены однозначно оптическими абстракциями.
В критике этой традиционной подмены В. Янкелевич во многом был солидарен с М. Хайдеггером. Действительно, они оба не принимали исключительно утвердительное и непротиворечивое понимание истины подлинного и живого Бытия; они оба ратовали за Его антиномическую "полуоткрытость", по В. Янкелевичу [1], которая одновременно "раскрывает" и "скрывает" "сущее как таковое", по М. Хайдеггеру [2]. Универсальность принципа сохранения бытия одинаково преодолели одни из самых оригинальных мыслителей XX века, и это позволило им навсегда отказаться от самого живучего интеллектуального предрассудка, связанного с культом оптической позитивности и того, что В. Янкелевич называл биоцентризмом.
1 См.: Jankelevitch V. La mort... P. 132.

2 См.: Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 25.

Но еще больше точек соприкосновения нашлось у автора "Смерти" с русскими писателями и философами. Французский мыслитель с первых страниц начал цитировать И. А. Бунина, А. Андреева, Ф. М. Достоевского, А. Шестова, Н. А. Бердяева, С. А. Франка, но особенно он выделил творчество А. Н. Толстого. Нельзя не отметить и постоянные упоминания В. Янкелевичем произведений М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и И. Стравинского. Эту русофильную особенность не объяснить чисто внешним сходством тематики, скажем, повести "Смерть Ивана Ильича" и "Смерти", представленной в настоящем издании. Причина — намного серьезнее и глубже. В. Янкелевич обнаружил у русских творцов родственный ему стиль не-бытийного философствования. Французский гений открыл в наших гениях конгениальную культурную традицию, тоже нацеленную на антиномически целостную истину подлинного Бытия во всей Его позитивной и негативной действительности. Иначе говоря, В. Янкелевич выявил патрологическую составляющую русской ментальности, которая предполагает исключительно не-бытийный взгляд и на необоженное человеческое естество, и на тварное сущее как таковое — без идолопоклоннической абсолютизации их одностороннего и биоцентрического "да", столь присущего прежнему западноевропейскому рационализму.
8
Как чтение святых отцов, так и чтение "Смерти" требует, мало сказать, напряженного внимания — оно требует определенного мужества. Ведь и первые авторы, и В. Янкелевич постоянно переводят свой не-бытийный взгляд на не-обоженное человеческое естество с "третьего" лица на "первое" [1], т. е. на каждого из нас непосредственно. И здесь не укрыться ни за какую чисто оптическую абстракцию с ее "спасительной" претензией не только на однозначное "бытие", но и на ангельское "бессмертие", ибо каждый из нас, необоженных и секулярных, знает, что смертен, и последние иллюзии на этот счет развенчиваются на страницах основного труда В. Янкелевича. Другое дело, что всегда остается место "russe avoss", означающему антиномически "безумную" надежду на внезапное и незаслуженное действие Благодати и — действительное воскресение мертвых [2]... Но сам французский гений ничем не утешает наш естественнейший инстинкт самосохранения...
1 См.: Jankelevitch V. La mort... P. 25—26.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Смерть iconУтопия жизни после смерти
«Нормальная» смерть, «ужасная» смерть, «ранняя» смерть, т е извращенное и нормальное в смерти

Смерть iconТело христово мозаика в абсиде храма св. Климента в Риме
Смерть – не главное в том, что мы видим. Мы видим любовь, которую смерть не сравняла с прахом, но которая через смерть поднялась...

Смерть iconМихаила чайковскаго (садыкъ-паши). 1'
Смерть иоей матери,— Донъ и семейство Северины Залевской.— Болѣзиь и смерть моего дяди, старосты бахтынскаго

Смерть iconСлово жизни Рим. 5, 12
«Как одним человеком грех вошел в мир, и с грехом смерть, так и смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили»

Смерть iconЕженедельные чтения для медитативных групп
По словам автора трактата "Облако неведения", мы "преподносим свою слепую и нагую сущность настолько же нагой сущности Бога". И здесь...

Смерть iconСмерть, погребеніе и загробная жизнь по понятіямъ
Чѣмъ важнѣе событіе въ чело- вѣческомъ бытіи, напр, рожденіе человѣка или смерть его,— тѣмъ болѣе оно имѣетъ народныхъ иовѣрій, обрядовъ...

Смерть iconЧто, если уже полученная профессия не соответствует призванию от Бога?
Этот вопрос с послания к Римлянам: 12: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех...

Смерть icon«Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух»
Сегодняшнее слово о смерти Иисуса Христа, Сына Божьего. Его смерть отличается от смерти всех остальных людей, потому что это была...

Смерть iconРеализация мотива защиты «вечного дома» в русской поэзии первой половины XIX века
С приходом смерти происходит сакральное разделение души и плоти. Так трактует смерть христианство: «Смерть – разлучение души с телом,...

Смерть iconНачало в №24 от 15. 06. 2006 г
Вам и многим людям столько горя! Суди сам, был ли я злодеем, и прости меня. Мама, может быть, умрет, Христина сойдет с ума, Митя...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<