Методические рекомендации по работе над рефератами Питання на іспит




Скачать 192.04 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по работе над рефератами Питання на іспит
Дата публикации13.12.2013
Размер192.04 Kb.
ТипМетодические рекомендации
uchebilka.ru > Философия > Методические рекомендации
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

ДЕРЖАВНИЙ ВИЩИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД

ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ ТЕХНІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

НАВЧАЛЬНО-НАУКОВИЙ ІНСТИТУТ

ВИЩА ШКОЛА ЕКОНОМІКИ ТА МЕНЕДЖМЕНТУ

ФАКУЛЬТЕТ КОМП’ЮТЕРНИХ НАУК І ТЕХНОЛОГІЙ

Кафедра філософії

ЗАТВЕРДЖУЮ

Проректор з науково-педагогічної

роботи

_____________ О.В. Левшов

“______”______________20___ року

МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ

й план проведення семінарських занять

по курсу

^ «ФІЛОСОФІЯ ГУМАНІТАРНОГО ЗНАННЯ Й ГЕРМЕНЕВТИКА»

Галузь знань: 0203 «Гуманітарні науки»

Напрям підготовки – 7.020301; 8.020301 Філософія

Донецьк, 2013 рік

Методичні рекомендації й план проведення семінарських занять по курсу «Філософія гуманітарного знання й герменевтика» для студентів за напрямом підготовки 7.020301; 8.020301.
Розробник:

Гіжа А.В., канд. філос.. н, доцент кафедри філософії

Методичні рекомендації й план проведення семінарських занять затверджені на засіданні кафедри філософії.

Протокол від “______”________________2013 року № _________

Завідувач кафедри _______________________ (Муза Д.Е., д. філос.. н., проф.)

(підпис)

“_____”___________________ 2013 року

Схвалено навчально-методичною комісією Донецького національного технічного університету за напрямом підготовки 7.020301; 8.020301 «Релігієзнавство»

Протокол від. “____”________________20___ року № ______

Голова _______________ (Муза Д.Е.)

(підпис) прізвище та ініціали)

зміст

^ 1. ОРГАНІЗАЦІЙНІ ПОЛОЖЕННЯ Й МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ

2. ПЕРЕЛІК РЕКОМЕНДОВАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ

3. Рекомендації з використання Інформаційних технологій

^ 4. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСЬКИХ ЗАНЯТЬ

Тема 1. Початок раціональної герменевтики в античності (2 години)

Тема 2. Герменевтика Аврелія Августина (2 години)

Тема 3. Герменевтика Реформації. Матиас Флациус (2 години)

^ Тема 4. Універсальна герменевтика ф.Д.Э. Шлейермахера й філософія мови В. фон Гумбольдта (2 години)

Тема 5. Методологічні проблеми гуманітарних наук по В. Дильтею (2 години)

^ Тема 6. Хайдеггеровский проект феноменології (по роботі "Буття й час") (2 години)

Тема 7. Філософська герменевтика Х.-Г. Гадамера (2 години)

Тема 8. Типологія знання й подання контекстів (2 години)

^ 5. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

6.Методические рекомендации по работе над рефератами

7. Питання на іспит


  1. Организационные положения и методические рекомендации

Целью изучения студентами специальности Религиоведение учебной дисциплины Философия гуманитарного познания и герменевтика является формирование у них философских знаний о специфике гносеологической функции гуманитарных наук, особенностях методологии гуманитарного познания, пониманию онтологической значимости философской герменевтики.

В качестве задач выступает изучение основных философских концепций природы гуманитарных наук, эпистемологии гуманитарного познания, а также исторически сложившихся герменевтических концепций.

Предметом изучения и осознания гуманитарными науками являются принципиально открытые содержательные системы, обладающие смыслогенерирующей функцией. Их общим признаком является представленность в знаково-символической форме текста. Практика распознавания смыслов и значений сложных текстов с самого начала входила в круг интересов философии. Поэтому курс герменевтики и гуманитарного познания находится в коррелятивных отношениях как к современному состоянию философии, так и к истории философии в целом. Это обстоятельство определяет место и содержание данной дисциплины в учебных планах.

Общие требования к знаниям и умениям по теме данной дисциплины следующие:

- знать принципы и основное содержание философских концепций природы гуманитарных наук и философской методологии гуманитарного познания;

- уметь критически оценивать предпосылки этих концепций, выявлять их эвристическое содержание применительно к исторической практике функционирования сложных знаковых систем, применять изученную методологию герменевтического познания в работе с положениями гуманитарных наук, с текстами произвольной природы - гуманитарными, социо-политическими, публицистическими, историко-культурологическими и т.д.

Преподавание курса^ Философия гуманитарного познания и герменевтик базируется на изучении текстов классиков философской мысли, разработавших парадигмальные концепции философии и методологии гуманитарного познания. Это обстоятельство определяет содержание и методику построения лекций и других форм учебного процесса.

Студентам целесообразно осваивать курс данной дисциплины на основе внимательного изучения как используемых текстов философской традиции, так и лекционного материала. Рассмотрение проблемных и дискуссионных вопросов по теме гуманитарного познания проводится в рамках семинарских занятий. Активность аудитории в данном случае является необходимым условием творческого и личностного усвоения материала.

При подготовке докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ необходимо точно определить круг текстов, указанных в списке основной литературы, относящихся к избранной теме, проштудировать их содержание, понять их логику и основные идеи и на этой основе написать свой личный текст.

  1. Рекомендуемая литература

основная

  1. Автономова Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка/ Н. С. Автономова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.- 704 с.

  2. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках (критический очерк концепций французского структурализма).- М.: Наука, 1977. – 271 с.

  3. Апель К.-О. Витгенштейн и проблема герменевтического понимания // Апель К.-О. Трансформация философии. Пер. с нем. / Перевод В. Куренной, Б. Скуратов. -М.:«Логос», 2001.

  4. Апель К.-О. Язык и истина в современной ситуации философии // Апель К.-О. Трансформация философии. Пер. с нем. / Перевод В. Куренной, Б. Скуратов. -М.:«Логос», 2001.

  5. Апель, К.-О.Трансформация философии. Пер. с нем. / Перевод В. Куренной, Б. Скуратов.- М.: «Логос», 2001. - 344 с.

  6. Аристотель Об истолковании // Собр. соч. в 4-х т. т. 2. М., 1978.

  7. Бахтин М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках// Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. – С. 297-325.- Режим доступа http://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_text.htm (дата обращения 11.09.13)

  8. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. - С.381- 393.

  9. Библер В.С. Бахтин и всеобщность гуманитарного мышления (в каком речевом жанре мыслил М.М. Бахтин)// Механизмы культуры / Под ред. Б.А. Успенского. - М.: Наука, 1990.

  10. Блаженный Августин. Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного Красноречия// Библиотека Золотой Корабль.RU 2010. http://www.klex.ru/9me

  11. Вригт, Георг Хенрик фон .Логико-философские исследования (Избранные труды).Часть I. Объяснение и понимание. М., 1986 // http://vanya-moryatoff.narod.ru/ID_98_345_00_398.htm

  12. Гадамер Г.-Г. «Я – человек диалога» // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1998. № 5.

  13. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного.- М.: Искусство, 1991.

  14. Гадамер Г.-Х. Деконструкция и герменевтика// Герменевтика и деконструкция/Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б.В. - СПб.. 1999. – С.243-254.

  15. Гадамер Г.-Х. Текст и интерпретация// Герменевтика и деконструкция/Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б.В. - СПб.. 1999. – С. 202-242.

  16. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

  17. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века.- М.: Республика, 1997.- 495 с.

  18. Гижа А. В. Интерпретация и смысл (Структура понимания гуманитарного текста). -Харьков: Коллегиум, 2005. – 404 с.

  19. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

  20. Дильтей В. Герменевтика Шлейрмахера // Собр. соч. Т.4. М., 2001.

  21. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопр. филос. –№4. –1988. –С. 135-152.

  22. Карасев Л.В. Онтологическая поэтика (краткий очерк)//Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 1. - М.: ИФ РАН, 2005. – С. 91-113.

  23. Карасев Л.В. Пьесы Чехова// Вопр. филос. - № 9.- 1998.- С. 72-91.

  24. Кузнецов В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до
    философского направления/ / http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_10/04.htm

  25. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.- 192 с.

  26. Марков Б.В. Знаки бытия.-СПб., Наука, 2001.- 561 с.

  27. Марков Б. В. Герменевтика Dasein и деструкция онтологии у Мартина Хайдеггера // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б. В. СПб., 1999. – С.9-33// Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/markov/desont.html (дата обращения 11.09.13)

  28. Рикер П. Конфликт и интерпретация//Рикёр П. Конфликт интерпретаций.(Очерки о герменевтике).пер. с фр. М., 1995. - 415 с.

  29. Фреге Г. Мысль и логическое исследование Часть 1. // Философия, логика, язык. М., 1987.

  30. Фреге Г. Смысл и значение // Избр. работы. М., 1997.

  31. Шлейермахер Ф. Герменевтика. — Пер. с нем. А.Л.Вольского. Научный редактор \Н.О.Гучинская.]— СПб.: ≪Европейский Дом≫. 2004. — 242 с.

  32. Шлейермахер Ф.Д.Э. Академические речи 1829 г.// Метафизические исследования. Вып. 3, 4. СПб., 1998.

  33. Шпет Г. Язык и смысл. М., 1914.

  34. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы Гумбольта. Изд. 3-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2006.

  35. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Констекст. 1989. М., 1989; Контекст. 1990. - М., 1990. Контекст. 1991. М., 1991.

  36. Штегмайер В. Деконструкция и герменевтика. К дискуссии о разграничении // Герменевтика и деконструкция/Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б. В. СПб. 1999. – С. 2-9.


Дополнительная

  1. Богданов Е.В. Философская герменевтика: история и современность: Текст лекции/СПбГУАП. СПб., 2002. – 26 с.

  2. Бондарев Г.А. Ожидающая культура. - М., Философско-антропософское издательство, 1996.

  3. Быстрицкий Е.К., Филатов В.П. Познание и понимание: к типологии герменевтических ситуаций // Понимание как логико-гносеологическая проблема. -Киев: 1982. - С. 229-250.

  4. Гемпель К.Г. Логика объяснения. – М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1998. – 240 с.

  5. Голубович И.В.Биография: силуэт на фоне Humanities (Методология анализа биографии в социогуманитарном знании). Монография. – Одесса: СПД Фридман, 2007.

  6. Горский В.С. Историко-философское толкование текста.- Киев, Наукова думка, 1981. – 198 с.

  7. Исторические типы рациональности. Т. 1-2. М., 1995.

  8. Касавин И.Т. Текст, дискурс, контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. - М.: Канон+, 2008. 437 С.

  9. Соколов Б.Г. Рецепция герменевтики в России// Между метафизикой и опытом / Под ред. Разеева Д.Н.- СПб.:Санкт-Петербургское Философское Общество, 2001. -С.169-187.

  10. Ставцев С.Н. Онтологизация субъективности и философская герменевтика: М. Хайдеггер и Г.-Г. Гадамер // Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика. - СПб., Сайт Web-кафедра философской антропологии, 2003. - С.60 — 63. – Режим доступа http://anthropology.ru/ru/texts/stavtsev/kompar_14.html (дата обращения 11.09.13)

  11. Шаповал В.В. Текст источника как объект анализа для филолога и историка. М., 2001. - С. 4-11.

  1. Рекомендации по использованию информационных технологий

При подборе информационных источников можно использовать следующие интернет-ресурсы:

http://philosophy.ru/library/catalog_alphabet_rus.html - электронная библиотека Института философии РАН

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/318 - новейший философский словарь

http://iph.ras.ru/page52248384.htm - текстовые ресурсы (библиотеки, журналы) Института философии РАН

http://www.philos.msu.ru/library.php - Библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://anthropology.ru/ru/index.html - web-кафедра философской антропологии

  1. Планы семинарских занятий по курсу

«Философия гуманитарного познания и герменевтика»

Тема 1. Начало рациональной герменевтики в античности

  1. Античная практика отношения языка и предметного мира. Истина и язык (Гераклит, Сократ, софисты, Аристотель).

  2. Платон о познании сущего и его выражении в языке (диалог «Кратил»).

Основная литература:

Аристотель Об истолковании. Соч. в 4-х тт., т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 91-116/Режим доступа http://abuss.narod.ru/Biblio/aristotel.htm

Платон «Кратил». Соч. Т. 1, М., 1990. – С. 613-623 (Критика теории условного происхождения имен), с. 678-681 (гносеологические выводы).

Дополнительная литература:

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1989. – С 369-389, 471-485.

Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы. // Констекст. М., 1989. -. С. 232.

Тема 2. Герменевтика Аврелия Августина

  1. Предшественники Августина: Александрийская и Пергамская школы.

  2. Анализ труда Августина «Христианская наука»:

- книга 1. О предметах вообще…

-книга 2. О знаках и языке вообще...

- книга 3. О неоднозначности и темноте некоторых мест Св. Писания…
Основная литература:
Блаженный Августин. Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного Красноречия// Библиотека Золотой Корабль.RU 2010. http://www.klex.ru/9me

Дополнительная литература:

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. – С. 15-23.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до
философского направления / Интернет-ресурс.

Шпет Г. Герменевтика и ее проблемы // Констекст. М., 1989. – С. 235-240.

Тема 3. Герменевтика Реформации. Матиас Флациус


  1. Герменевтика в культуре Ренессанса: новые задачи.

  2. Идеология Реформации в контексте пересмотра онтологии общественного сознания.

  3. Отношение интерпретации и понимания. Герменевтический круг.


Основная литература:

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. – С. 24-29.

Стам С. Гуманизм и церковно-реформационная идеология // Культура эпохи возрождения и Реформация. М., 1981. – С.29-39.

Шпет Г. Герменевтика и ее проблемы // Констекст. 1989. М., 1989. – С. 240-249.
Тема 4. Универсальная герменевтика ф.Д.Э. Шлейермахера и философия языка В. фон Гумбольдта

  1. Предмет, задачи, цель герменевтики по Шлейермахеру.

  2. Различие субъективных и объективных моментов текста.

  3. Основные принципы философии языка фон Гумбольдта.

  4. Философия языка и развитие идей герменевтики.

Основная литература:
Шлейермахер Ф.Д.Э. Академические речи 1829 г.// Метафизические исследования. Вып. 3, 4. СПб., 1998.

Шлейермахер Ф.Д.Е. Герменевтика. СПб., 2004.

Шпет Г. Язык и смысл. М., 1914.

Шпет Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы Гумбольдта. М., 2006.
Дополнительная литература:

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1989. – С 215-220, 232-245.

Голубович И. Биографии: силуэт на фоне humanities. Одесса, 2007. – Раздел 1.

Гайденко П.П. Фр. Шлейермахер. Герменевтика как искусство понимания чужой индивидуальности // Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века.- М.: Республика, 1997. – С. 392- 395.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. – С. 41-54, 80-91.

Богданов Е. В. Философская герменевтика: история и современность: Текст лекции/

СПбГУАП. СПб., 2002. - с. 9-14.

Тема 5. Методологические проблемы гуманитарных наук по В. Дильтею


  1. Постановка Дильтеем проблемы обоснования гуманитарных наук.

  2. Анализ Дильтеем исторического познания.

  3. Проблема бессознательного у Дильтея.



Основная литература:
Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. – №4. – 1988. –С. 135-152.

Дополнительная литература:

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1989. – С. 267-293.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. – С. 54-65.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до
философского направления / Интернет-ресурс.

Богданов Е. В. Философская герменевтика: история и современность: Текст лекции/

СПбГУАП. СПб., 2002. - с. 14-18.

Тема 6. Хайдеггеровский проект феноменологии (по работе «Бытие и время»)


  1. § 5. Онтология аналитики присутствия как высвобождение горизонта для интерпретации смысла вообще.

§ 7. Феноменологический метод размыкания.

  1. § 17. Отсылание и знак.

§ 21. Герменевтическое обсуждение Картезиевой онтологии мира.

§ 32. Понимание и толкование.

  1. § 44. Присутствие, разомкнутость и истина.

§ 63. Достигнутая для интерпретации бытийного смысла заботы герменевтическая ситуация и методические характеристики экзистенциальной аналитики вообще.

Основная литература:

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997/ http://lib.ru/HEIDEGGER/bytie.txt

Дополнительная литература:

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1989. – С. 305-316, 317-324.

Тема 7. Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера


  1. Предрассудки, их роль в понимании.

  2. Понятие герменевтического опыта у Гадамера.

  3. Работа Гадамера «Текст и интерпретация»: основные идеи.



Основная литература:

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1989. – С. 329-338, 403-445.

Гадамер Г.-Х. Текст и интерпретация // Герменевтика и деконструкция/Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б.В. СПб.. 1999. – С. 202-242.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.

Дополнительная литература:

Гайденко П.П. Г. Гадамер. Герменевтика как учение о бытии // Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века.- М.: Республика, 1997. – С. 419-424, 424- 431.

Гайденко П.П. Герменевтический круг и проблема предрассудка // Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века.- М.: Республика, 1997. – С. 424- 431.

Тема 8. Типология знания и представление контекстов

  1. Понятие знания. Его субъект.

  2. Условия осуществления познания. Градация знания.

  3. Представление контекстов. Мера рациональности.

Основная литература:

Гижа А.В. Интерпретация и смысл (Структура понимания гуманитарного текста). Харьков, 2005. – С. 231-283.

^ 5.ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

для самостоятельной работы

Вар. І

  1. Цели и задачи герменевтики.

  1. Соотношение герменевтики с другими формами знания.

  2. Понимание как предмет герменевтики. Диалогическая природа понимания.

  3. Рациональное и иррациональное в понимании.

  4. Проблема герменевтического круга. Цикличная основа понимания.

  5. Текст как объект герменевтического анализа.

  6. Различие значения и смысла в герменевтическом анализе.

  7. Виды кьнтекста. Методология контекстуального анализа.

  8. Синтез смысла в процессе понимания текста.

  9. Специфика герменевтического исследования в представлении интертекстуальности.

  10. Языковой, психологический, историко-культурный и философский аспекты герменевтического анализа.

  11. Значение феноменологии М. Хайдеггера для становлення и развития философской герменевтики ХХ века.

Вар. ІІ

  1. Становление герменевтики: античний период..

  2. Формирование герменевтики средневековья

  3. Августин Блаженний, учение о знаках и основные правила трактовки текстов Святого Писания в его священной герменевтике.

  4. Специфика герменевтики епохи Возрождения

  5. Свообразие герменевтической концепции Флация Иллирийского.

  6. Универсальная герменевтика Ф. Шлейермахера.

  7. Путь к созданию философской герменевтики в философии жизни В. Дильтея, ее методологическая особенность.

  8. Герменевтика Г. Г. Шпета.

  9. Герменевтика как рациональное искусство трактовки и осознания бытия в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Онтологическое представление герменевтического круга как модель рациональности.

  10. Философская герменевтика Х.-Г. как универсальный способ освоения мира.

  11. Роль предрассудков в процессе в трактовке Гадамера.

  12. Герменевтика П. Рикера как способ достижения смысла бытия и самоидентификации индивида.

^ 6.Методические рекомендации по работе над рефератами
Тематика рефератов состоит из двух частей: Вар. І содержит вопросы по теоретическим проблемам герменевтики и гуманитарного познания., а Вар ІІ – вопросы по развитию учений герменевтики. Выбрать тему можно по желанию по одному из вариантов.

Самостоятельная работа над рефератом по данному курсу требует от студента знакомства с литературой (см. Список рекомендованной литературы). Список литературы состоит из 2-х частей, основной и дополнительной. Работы из первого списка подлежат обязательному изучению и должны быть прочитаны в полном объеме. Работы из второго списка являются пропедевтическими и могут выбираться по желанию.

Начинать работу по выбранной теме необходимо со знакомства с соответствующей литературой. Для конкретизации темы следует воспользоваться кроме основной, также и дополнительной литературой. При необходимости можно получить консультацию преподавателя.

Читая впервые текст по новой проблеме, нужно внимательно фиксировать основные положения, понятия, уяснение которых даст возможность разобраться в теме реферата. Значение незнакомых терминов следует выяснить в справочной литературе, философских словарях и словарях иностранных слов.

После знакомства с общим содержанием темы реферата, следует продумать точный смысл и логику темы, составить обоснованный план ее раскрытия.

План должен включать следующие разделы:

Вступление, в котором

- формулируется проблема, рассматриваются основные направления ее исследования в философском знании;

- выделяется тот аспект проблемы, который, по вашему мнению, исследован недостаточно и на котором нужно сосредоточить внимание в реферате;

- формулируются конкретные цели, которые нужно достичь в раскрытии выбранной темы. Основная часть, складывающаяся из подразделов (параграфов), где последовательно и обоснованно рассматриваются все поставленные вопросы путем развернутого комментирования фрагментов использованных источников. В конце каждого раздела следует формулировать промежуточные выводы по данному вопросу.

Выводы, в которых в сжатом виде формулируются основные результаты проведенного реферативного рассмотрения.

^ Библиографический список использованной литературы, составленный по требованию ГОСТа.

При написании работы необходимо единообразно делать ссылки на работы, фрагменты которых использовались и/или цитировались в тексте.

Результатом написания реферата должно быть понимание существенного содержания выбранной для самостоятельной работы, умение излагать ее суть и отвечать на вопросы как непосредственно по теме, так и по ее связи с сопутствующими проблемами.

^ 7.Вопросы на экзамен к курсу

«Философия гуманитарного познания и герменевтика»

  1. Природа гуманитарного знания как проблема философии.

  2. Статус гуманитарных наук в системе научного познания. Гуманитарные науки и естествознание. Гуманитарные науки и науки социальные.

  3. Предметная и методологическая, проблемная и концептуальная определенность гуманитарных наук.

  4. Многообразие методов философствования и гуманитарные науки.

  5. Диалектика как проект и методология гуманитарного и социального познания.

  6. Предмет герменевтики, её место в системе философских дисциплин.

  7. Понятие рациональности, типы рациональности.

  8. Гуманитарное познание как специфическая форма познания действительности: человеческого общества и его истории; результатов творчества человека.

  9. Критический (диалектический) рационализм Поппера и логика социальных и гуманитарных наук.

  10. Герменевтика в системе древнегреческой культуры. Античные концепции имени: концепция условного происхождения имен и концепция естественности имен. Платон: имя и эйдос.

  11. Основные античные концепции языка и их обсуждение в диалоге Платона "Кратил”.

  12. Герменевтические идеи Августина Блаженного. Задачи риторики и герменевтики по Августину. Учение Августина о знаке, классификация знаков. Постановка Августином проблемы понимания; смыслы Священного Писания.

  13. Предмет, задачи и цель герменевтики Ф.Д. Шлейермахера.

  14. Учение Шлейермахера о видах интерпретации.

  15. Дильтеевская программа обоснования гуманитарных наук. Проблемы герменевтической логики: типы высказываний, формы понимания и формы интерпретации.

  16. Расширение герменевтического круга в программе Дильтея. Науки о духе (проблема понимания) и природе (метод системно-сравнительного объяснения закономерностей), категории характера (личности) и типа (множества, универсума).

  17. Основные идеи герменевтики Г. Шпета. Классификация смыслов по Г. Шпету. Концепт: слово как архетип культуры.

  18. Философская герменевтика Х.Г. Гадамера. Структура произведения Гадамера Истина и метод: Основы философской Герменевтики.

  19. Гадамер о значении гуманистической традиции для гуманитарных наук. Основные гуманистические понятия по Гадамеру: образование, здравый смысл, способность суждения, вкус и их значение.

  20. Основные черты теории герменевтического опыта, по Гадамеру. Возвышение историчности понимания до герменевтического принципа. Герменевтический круг и проблема предрассудков.

  21. Гадамер о хайдеггеровском проекте герменевтической феноменологии. Открытие Хайдеггером предструктуры понимания.

  22. Гадамер об онтологическом повороте герменевтики на путеводной нити языка. Язык как среда герменевтического опыта. Вербальность как определение герменевтического предмета. Языковой характер герменевтического процесса. Язык как горизонт герменевтической онтологии.

  23. М. М. Бахтин о методологии гуманитарных наук.

  24. Герменевтика Я есть П. Рикера. Короткий и длинный путь герменевтики. Я есть и герменевтика. Понятие знака, конфликт и взаимодействие интерпретаций.

  25. М. Хайдеггер: Задача деконструкции истории онтологии и феноменологический метод разыскания. Присутствие и временность. Временность и повседневность. Временность и историчность.

  26. Концепция объяснения и понимания Г.Х. фон Вригта. Аристотелевская и галилеевская традиции, по фон Вригту. Каузальное объяснение в историографии и социальных науках.

  27. Оценка структуралистских допущений: все есть текст, есть универсальный код культуры и становление постструктурализма.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по работе над рефератами Питання на іспит iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям та самостоятельной...
Методические рекомендации к семинарским заняттям та самостоятельной работе по курсу «Экономическая теория» для иностранных студентов...

Методические рекомендации по работе над рефератами Питання на іспит iconМетодические рекомендации симферополь 2008 г. Применение интерактивных...
Применение интерактивных технологий в социально-адаптационной работе со старшеклассниками. /Методические рекомендации. Сост. Волочкова...

Методические рекомендации по работе над рефератами Питання на іспит iconМетодические рекомендации к лабораторной работе #1

Методические рекомендации по работе над рефератами Питання на іспит iconМетодические рекомендации по работе бэк-офиса

Методические рекомендации по работе над рефератами Питання на іспит iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов по...
...

Методические рекомендации по работе над рефератами Питання на іспит iconМетодические рекомендации Предисловие Глава Методические рекомендации к разделу «Здоровье»
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

Методические рекомендации по работе над рефератами Питання на іспит iconМетодические рекомендации Тюмень 2000 г. Методические рекомендации...

Методические рекомендации по работе над рефератами Питання на іспит iconМетодические рекомендации Тюмень 2000 г. Методические рекомендации...

Методические рекомендации по работе над рефератами Питання на іспит iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных и лабораторных работ Часть 1
Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения, профессионально

Методические рекомендации по работе над рефератами Питання на іспит iconМетодические рекомендации Тюмень 1999 г. Методические рекомендации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<