Скачать 192.04 Kb.
|
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ ДЕРЖАВНИЙ ВИЩИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ЗАКЛАД ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ ТЕХНІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ НАВЧАЛЬНО-НАУКОВИЙ ІНСТИТУТ ВИЩА ШКОЛА ЕКОНОМІКИ ТА МЕНЕДЖМЕНТУ ФАКУЛЬТЕТ КОМП’ЮТЕРНИХ НАУК І ТЕХНОЛОГІЙ Кафедра філософії “ЗАТВЕРДЖУЮ” Проректор з науково-педагогічної роботи _____________ О.В. Левшов “______”______________20___ року МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ й план проведення семінарських занять по курсу ^ Галузь знань: 0203 «Гуманітарні науки» Напрям підготовки – 7.020301; 8.020301 Філософія Донецьк, 2013 рік Методичні рекомендації й план проведення семінарських занять по курсу «Філософія гуманітарного знання й герменевтика» для студентів за напрямом підготовки 7.020301; 8.020301. Розробник: Гіжа А.В., канд. філос.. н, доцент кафедри філософії Методичні рекомендації й план проведення семінарських занять затверджені на засіданні кафедри філософії. Протокол від “______”________________2013 року № _________ Завідувач кафедри _______________________ (Муза Д.Е., д. філос.. н., проф.) (підпис) “_____”___________________ 2013 року Схвалено навчально-методичною комісією Донецького національного технічного університету за напрямом підготовки 7.020301; 8.020301 «Релігієзнавство» Протокол від. “____”________________20___ року № ______ Голова _______________ (Муза Д.Е.) (підпис) прізвище та ініціали) зміст ^ 2. ПЕРЕЛІК РЕКОМЕНДОВАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 3. Рекомендації з використання Інформаційних технологій ^ Тема 1. Початок раціональної герменевтики в античності (2 години) Тема 2. Герменевтика Аврелія Августина (2 години) Тема 3. Герменевтика Реформації. Матиас Флациус (2 години) ^ . Універсальна герменевтика ф.Д.Э. Шлейермахера й філософія мови В. фон Гумбольдта (2 години) Тема 5. Методологічні проблеми гуманітарних наук по В. Дильтею (2 години) ^ . Хайдеггеровский проект феноменології (по роботі "Буття й час") (2 години) Тема 7. Філософська герменевтика Х.-Г. Гадамера (2 години) Тема 8. Типологія знання й подання контекстів (2 години) ^ 6.Методические рекомендации по работе над рефератами 7. Питання на іспит
Целью изучения студентами специальности Религиоведение учебной дисциплины Философия гуманитарного познания и герменевтика является формирование у них философских знаний о специфике гносеологической функции гуманитарных наук, особенностях методологии гуманитарного познания, пониманию онтологической значимости философской герменевтики. В качестве задач выступает изучение основных философских концепций природы гуманитарных наук, эпистемологии гуманитарного познания, а также исторически сложившихся герменевтических концепций. Предметом изучения и осознания гуманитарными науками являются принципиально открытые содержательные системы, обладающие смыслогенерирующей функцией. Их общим признаком является представленность в знаково-символической форме текста. Практика распознавания смыслов и значений сложных текстов с самого начала входила в круг интересов философии. Поэтому курс герменевтики и гуманитарного познания находится в коррелятивных отношениях как к современному состоянию философии, так и к истории философии в целом. Это обстоятельство определяет место и содержание данной дисциплины в учебных планах. Общие требования к знаниям и умениям по теме данной дисциплины следующие: - знать принципы и основное содержание философских концепций природы гуманитарных наук и философской методологии гуманитарного познания; - уметь критически оценивать предпосылки этих концепций, выявлять их эвристическое содержание применительно к исторической практике функционирования сложных знаковых систем, применять изученную методологию герменевтического познания в работе с положениями гуманитарных наук, с текстами произвольной природы - гуманитарными, социо-политическими, публицистическими, историко-культурологическими и т.д. Преподавание курса^ базируется на изучении текстов классиков философской мысли, разработавших парадигмальные концепции философии и методологии гуманитарного познания. Это обстоятельство определяет содержание и методику построения лекций и других форм учебного процесса. Студентам целесообразно осваивать курс данной дисциплины на основе внимательного изучения как используемых текстов философской традиции, так и лекционного материала. Рассмотрение проблемных и дискуссионных вопросов по теме гуманитарного познания проводится в рамках семинарских занятий. Активность аудитории в данном случае является необходимым условием творческого и личностного усвоения материала. При подготовке докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ необходимо точно определить круг текстов, указанных в списке основной литературы, относящихся к избранной теме, проштудировать их содержание, понять их логику и основные идеи и на этой основе написать свой личный текст.
основная
Дополнительная
При подборе информационных источников можно использовать следующие интернет-ресурсы: http://philosophy.ru/library/catalog_alphabet_rus.html - электронная библиотека Института философии РАН http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/318 - новейший философский словарь http://iph.ras.ru/page52248384.htm - текстовые ресурсы (библиотеки, журналы) Института философии РАН http://www.philos.msu.ru/library.php - Библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://anthropology.ru/ru/index.html - web-кафедра философской антропологии
«Философия гуманитарного познания и герменевтика» Тема 1. Начало рациональной герменевтики в античности
Основная литература: Аристотель Об истолковании. Соч. в 4-х тт., т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 91-116/Режим доступа http://abuss.narod.ru/Biblio/aristotel.htm Платон «Кратил». Соч. Т. 1, М., 1990. – С. 613-623 (Критика теории условного происхождения имен), с. 678-681 (гносеологические выводы). Дополнительная литература: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1989. – С 369-389, 471-485. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы. // Констекст. М., 1989. -. С. 232. Тема 2. Герменевтика Аврелия Августина
- книга 1. О предметах вообще… -книга 2. О знаках и языке вообще... - книга 3. О неоднозначности и темноте некоторых мест Св. Писания… Основная литература: Блаженный Августин. Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного Красноречия// Библиотека Золотой Корабль.RU 2010. http://www.klex.ru/9me Дополнительная литература: Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. – С. 15-23. Кузнецов В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления / Интернет-ресурс. Шпет Г. Герменевтика и ее проблемы // Констекст. М., 1989. – С. 235-240. Тема 3. Герменевтика Реформации. Матиас Флациус
Основная литература: Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. – С. 24-29. Стам С. Гуманизм и церковно-реформационная идеология // Культура эпохи возрождения и Реформация. М., 1981. – С.29-39. Шпет Г. Герменевтика и ее проблемы // Констекст. 1989. М., 1989. – С. 240-249. Тема 4. Универсальная герменевтика ф.Д.Э. Шлейермахера и философия языка В. фон Гумбольдта
Основная литература: Шлейермахер Ф.Д.Э. Академические речи 1829 г.// Метафизические исследования. Вып. 3, 4. СПб., 1998. Шлейермахер Ф.Д.Е. Герменевтика. СПб., 2004. Шпет Г. Язык и смысл. М., 1914. Шпет Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы Гумбольдта. М., 2006. Дополнительная литература: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1989. – С 215-220, 232-245. Голубович И. Биографии: силуэт на фоне humanities. Одесса, 2007. – Раздел 1. Гайденко П.П. Фр. Шлейермахер. Герменевтика как искусство понимания чужой индивидуальности // Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века.- М.: Республика, 1997. – С. 392- 395. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. – С. 41-54, 80-91. Богданов Е. В. Философская герменевтика: история и современность: Текст лекции/ СПбГУАП. СПб., 2002. - с. 9-14. Тема 5. Методологические проблемы гуманитарных наук по В. Дильтею
Основная литература: Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. – №4. – 1988. –С. 135-152. Дополнительная литература: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1989. – С. 267-293. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. – С. 54-65. Кузнецов В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления / Интернет-ресурс. Богданов Е. В. Философская герменевтика: история и современность: Текст лекции/ СПбГУАП. СПб., 2002. - с. 14-18. Тема 6. Хайдеггеровский проект феноменологии (по работе «Бытие и время»)
§ 7. Феноменологический метод размыкания.
§ 21. Герменевтическое обсуждение Картезиевой онтологии мира. § 32. Понимание и толкование.
§ 63. Достигнутая для интерпретации бытийного смысла заботы герменевтическая ситуация и методические характеристики экзистенциальной аналитики вообще. Основная литература: Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997/ http://lib.ru/HEIDEGGER/bytie.txt Дополнительная литература: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1989. – С. 305-316, 317-324. Тема 7. Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера
Основная литература: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1989. – С. 329-338, 403-445. Гадамер Г.-Х. Текст и интерпретация // Герменевтика и деконструкция/Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б.В. СПб.. 1999. – С. 202-242. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. Дополнительная литература: Гайденко П.П. Г. Гадамер. Герменевтика как учение о бытии // Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века.- М.: Республика, 1997. – С. 419-424, 424- 431. Гайденко П.П. Герменевтический круг и проблема предрассудка // Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века.- М.: Республика, 1997. – С. 424- 431. Тема 8. Типология знания и представление контекстов
Основная литература: Гижа А.В. Интерпретация и смысл (Структура понимания гуманитарного текста). Харьков, 2005. – С. 231-283. ^ для самостоятельной работы Вар. І
Вар. ІІ
^ Тематика рефератов состоит из двух частей: Вар. І содержит вопросы по теоретическим проблемам герменевтики и гуманитарного познания., а Вар ІІ – вопросы по развитию учений герменевтики. Выбрать тему можно по желанию по одному из вариантов. Самостоятельная работа над рефератом по данному курсу требует от студента знакомства с литературой (см. Список рекомендованной литературы). Список литературы состоит из 2-х частей, основной и дополнительной. Работы из первого списка подлежат обязательному изучению и должны быть прочитаны в полном объеме. Работы из второго списка являются пропедевтическими и могут выбираться по желанию. Начинать работу по выбранной теме необходимо со знакомства с соответствующей литературой. Для конкретизации темы следует воспользоваться кроме основной, также и дополнительной литературой. При необходимости можно получить консультацию преподавателя. Читая впервые текст по новой проблеме, нужно внимательно фиксировать основные положения, понятия, уяснение которых даст возможность разобраться в теме реферата. Значение незнакомых терминов следует выяснить в справочной литературе, философских словарях и словарях иностранных слов. После знакомства с общим содержанием темы реферата, следует продумать точный смысл и логику темы, составить обоснованный план ее раскрытия. План должен включать следующие разделы: Вступление, в котором - формулируется проблема, рассматриваются основные направления ее исследования в философском знании; - выделяется тот аспект проблемы, который, по вашему мнению, исследован недостаточно и на котором нужно сосредоточить внимание в реферате; - формулируются конкретные цели, которые нужно достичь в раскрытии выбранной темы. Основная часть, складывающаяся из подразделов (параграфов), где последовательно и обоснованно рассматриваются все поставленные вопросы путем развернутого комментирования фрагментов использованных источников. В конце каждого раздела следует формулировать промежуточные выводы по данному вопросу. Выводы, в которых в сжатом виде формулируются основные результаты проведенного реферативного рассмотрения. ^ использованной литературы, составленный по требованию ГОСТа. При написании работы необходимо единообразно делать ссылки на работы, фрагменты которых использовались и/или цитировались в тексте. Результатом написания реферата должно быть понимание существенного содержания выбранной для самостоятельной работы, умение излагать ее суть и отвечать на вопросы как непосредственно по теме, так и по ее связи с сопутствующими проблемами. ^ «Философия гуманитарного познания и герменевтика»
|