Самосознание («Я-концепция») защита «Я-концепции» ( условие поисковой активности ) е сли нет «Я»




Скачать 143.05 Kb.
НазваниеСамосознание («Я-концепция») защита «Я-концепции» ( условие поисковой активности ) е сли нет «Я»
Дата публикации16.12.2013
Размер143.05 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы

- -

ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ.

( ТИПЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ).

ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ




ИНТЕРЕС

СМЫСЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (зачем Мне это нужно?)




САМОСОЗНАНИЕ («Я-концепция»)



ЗАЩИТА «Я-концепции»

(условие поисковой активности)

Если нет «Я», Кто будет искать, Что и Зачем?


^ ОПТИМИЗМ НЕВРОЗ

(причина неудач внутри меня – в техноло- (неэффективная защита «Я-концепции»)

гической некомпетентности)

Человек стремится понимать происходящее с ним и вокруг него, оказывать на события такое воздействие, чтобы их ход способствовал или, как минимум, не препятствовал достижению им своих целей. Словом, человек всегда стремится контролировать ситуацию. С этой целью он осуществляет стратегию поисковой активности (ПА). Поисковая активность это деятельность, направленная либо на:

  1. изменение непреемлемой ситуации, либо на

  2. изменение отношения к ситуации, либо на

  3. сохранение благоприятной ситуации, вопреки угрожающим факторам.

Мотивами ПА могут быть:

  1. витальная потребность,

  2. социальная потребность,

  3. индивидуальная потребность – стремление к самоутверждению,

  4. удовольствие от процесса поисковой активности («авантюризм»).

ПА может осуществляться только в условиях, где отсутствует определённый прогноз конечных результатов деятельности и существует только учёт её промежуточных результатов. В ситуациях со 100% прогнозом не может возникнуть поисково-активной деятельности. Здесь совершается автоматизированная условно-рефлекторная деятельность, несовместимая с поиском.

Если человек теряет понимание происходящего с ним и вокруг него, не контролирует ситуацию, но пытается продолжать деятельность – спонтанно, рефлекторно, без учёта промежуточных результатов и их коррекции, его деятельность приобретает характер панической активности. Она не может быть продуктивной.

Чтобы вновь овладеть ситуацией, необходимо прекратить всякую деятельность и в образовавшейся паузе осмыслить причины и направление происходящего. В противном случае паническая активность закончится энергетическим истощением, неудачей или гибелью организма.

Вслед за преднамеренной паузой или вместо неё может последовать пассивно-оборонительное поведение или капитуляция^ . Пассивно-оборонительное поведение это отказ от осуществления задуманной программы деятельности. Но это и защита достигнутого, оборона личности и её космоса от гнёта обстоятельств и сил, намеренных лишить их автономности и независимости.

Капитуляция это отказ от поиска, от продолжения произвольной активности и от защиты личности и её автономного пространства. Капитулировавший человек становится игрушкой обстоятельств и внешних ему сил. Чем выше была поисковая активность человека в обычном состоянии, тем тяжелее переносится им капитуляция.

Если человек теряет контроль над ситуацией, если он не может свободно проявлять свою волю, и вынужден смириться, если он понимает бессмысленность активности, он воспринимает это как поражение. Капитуляция и пассивно-оборонительное поведение порождают потребность в алкоголе, наркотиках, с помощью которых на некоторое время удаётся забыть о фиаско или получить заряд храбрости и активности. У активных особей алкоголь, напротив, подавляет активность, инициативу и делает их пассивными. Резкий переход от поиска к отказу от него в условиях постигшей неудачи может стать причиной инфаркта.

Отказ от поиска, возникнув в одной конкретной ситуации, может распространяться на смежные сферы деятельности, стать доминантой поведения. Подобная экстраполяция возможна и с обратным знаком – позитивный опыт поисково-активной деятельности способен переноситься из одной ситуации или сферы деятельности в другую.

В начале активности важно верно определить её цель. Это должна быть не победа над внешними силами, а победа над собой – цель достижимая и доступная всякому.

Поисково-активное поведение способствует адаптивному развитию нервной системы, а последняя, в свою очередь, стимулирует поиск. Крысы, получившие в детстве опыт поисковой активности и активного сопротивления, даже в безнадёжной ситуации, успешнее боролись с привитой саркомой, чем те, кто не имел опыта ПАП и рос в комфортных условиях.

Уже у животных обнаруживается большая или меньшая предрасположенность к поисково-активному поведению (ПАП). Замечено, что особи, наиболее активно ведущие себя в незнакомой обстановке, проявляют минимальную агрессивность по отношению к собратьям в условиях стресса и наиболее чувствительны к призывам о помощи. Если, пребывая в комфортных условиях, активное животное стало свидетелем страданий другого животного, оно покидает своё убежище и спешит на помощь.

Сформируется у человека поисково-активное поведение или нет, зависит от воспитания. Чем раньше младенец начнёт получать опыт поисково-активного поведения, тем прочнее и устойчивее оно войдёт в характер личности.

Связь младенца с миром осуществляется через родителей. Поэтому именно от того, как они выстроят систему отношений с малышом, зависит накопление им опыта поисковой активности. Плач – единственный доступный малышу способ реагировать на неприятные ощущения. Это его инструмент контроля ситуации. В ответ на плач следуют действия мамы, которая изменяет ситуацию. Игнорирование взрослыми плача может привести к закреплению пассивной установки: «я никому не нужен – никто не обращает на меня внимание». По мере созревания у ребёнка способности к самостоятельному обслуживанию себя необходимо передавать ему технологии исполнения таких функций (учить). В противном случае родительская опека из предпосылки формирования поисковой активности превратится в её тормоз: ребёнок привыкнет искать источник удовлетворения своих потребностей вне себя.

Система младенческого воспитания в СССР и на его развалинах способствует развитию и упрочению опыта пассивного, капитулянтского пред внешними обстоятельствами поведения:

  • В странах Запада с 1980г первое кормление грудью происходит не позднее 30 минут после рождения на свет. Новорожденного немедленно прикладывают к животу матери, чтобы смягчить переход ребёнка из одной среды в другую – не наносить ему психическую травму. Раннее кормление грудью повышает иммунитет, предотвращает аллергию. В СССР матери получали детей для первого кормления не раньше 2-3 суток после родов. Всё это время дети лежали стройными рядами в больших палатах, плотно спелёнутые и неподвижные, предоставленные сами себе. Кричи не кричи, никто к тебе раньше положенного по распорядку времени не подойдёт. Нянечка и сестра – одна на всех, как Родина. Для них – все одинаковы: одинаково безразличны. С рождения ребёнок становится членом «колхоза».

  • Плотное пеленание стесняет проявление спонтанной двигательной активности, свободу движений с которой начинается знакомство со Свободой, как таковой. Это с первых дней тормозит развитие мышечной системы, мешает накоплению энергетических резервов, информации о себе и внешнем мире и опыта общения с ним. Развитию интеллекта недостаёт богатства ощущений и впечатлений.

  • Ту же негативную роль, что и тугое пеленание играет обтягивающая, тесная одежда.

  • Позже немало усилий будет потрачено родителями и педагогами на возбуждение и стимулирование угашенной с первых дней активности. Но если активность, поиск не стали внутренней потребностью, а стимулируются только извне эффективность усвоения активной стратегии поведения будет намного меньше и устойчивость её стереотипа – слабее. Дети чаще и проще будут отказываться от инициативы и поиска в сложной проблемной ситуации.

Ключом к пониманию необходимой и достаточной меры помощи родителей и педагогов детям в проблемной ситуации является идея Выготского о «зоне ближайшего развития». Она страхует от: 1) риска оставить ребёнка один на один с проблемой и толкнуть его к капитуляции перед ней и 2) риска отучить его полагаться на себя, свои силы и инициативу. Её воплощение требует:

  1. Понимания того предела, за которым начинается неумение и отсутствие опыта решения проблемы, а значит отчаяние от своего бессилия.

  2. Помощи, лишь за этими пределами.

  3. Помощи в виде передачи технологии нового действия или операции, которыми ребёнок ещё не владеет, а не выполнения всего объёма деятельности вместо ребёнка.

  4. Помощи в виде создания специальных условий, в которых новый навык может быть повторён, закреплён в различных вариантах, модификациях и комбинациях с другими навыками в различных обстоятельствах и обстановке.

Некоторая доля неудач не помешает, но они не должны следовать сплошной чередой. Задачи должны быть посильны, но трудоёмки. Успех должен быть прогнозируем, но не гарантирован. Цель должна достигаться через преодоление препятствий, но препятствия должны быть преодолимы, хотя бы и не с первого раза. Неопределённость прогноза и вера в собственные силы, привычка и желание рисковать хорошо воспитываются в играх с непрогнозируемым результатом. Чередование успехов и неудач – баланс позитивного и негативного опыта должен быть сдвинут в сторону успехов. Это создаёт устойчивость к неудачам и позволяет даже в, казалось бы, безнадёжной ситуации не падать духом и сохранять способность к активному поиску выхода из неё.

Смысл педагогической деятельности в зоне ближайшего развития – в передаче ребёнку технологии новой деятельности, которой он пока не владеет и в присоединении, вписывании нового навыка или информации в систему уже имеющихся привычек, в картину мира.

В основе поисковой активности – интерес. В форме интереса в человеческой культуре получил прописку унаследованный от животной стадии эволюции ориентрировочный рефлекс. Что такое «интерес», как он возникает? – вопросы малоизученные. Под интересом привыкли понимать такое поведение человека, когда он охотно, без принуждения извне, самостоятельно ищет ответы на интересующие его вопросы, настойчиво и целеустремлённо продолжает деятельность, невзирая на затраты энергии, времени и отвлекающие факторы среды. Интерес органически связан с волевым импульсом, вниманием, памятью, мышлением, работоспособностью и прочими психическими феноменами. Причём связи эти как прямые, так и обратные. Интерес это внешняя, проявляющаяся наружу сторона потребности или ансамбля потребностей, осознанных или неосознанных, но актуализированных, т.е. лежащих в основе начавшейся или готовой начаться деятельности.

В основе возникновения и поддержания интереса к какому-либо объекту находится понимание человеком смысла этого объекта лично для него. Тогда всякая деятельность – умственная и материальная по отношению к интересующему объекту будет насыщена личностным смыслом. Пока человек понимает смысл своих усилий, интерес сохраняется. Он готов преодолевать любые трудности пока сохраняется интерес, а значит понимание смысла деятельности. Для рождения и поддержания поисковой активности необходимо понимание цели, обладающей личностным смыслом. И только по отношению к такой осмысленной, интересной цели поисковая активность возможна.

Любое осознание смысла чего бы то ни было предполагает предварительно достаточно развитое самосознание – наличие «Я-концепции». Последняя стремится к внутреннему балансу, гармонии, непротиворечивости внутренних компонентов. Ибо только в таком цельном виде она может активно противостоять внешнему миру как автономное завершённое целое. «Я-концепция» может испытывать деструктивные нагрузки изнутри, разрывающие её непротиворечивое целое. Источником таких деструктивных импульсов могут быть осознанные потребности, противоречащие, несогласующиеся с образом «Я», который был сформирован к этому моменту. В таком случае необходимо либо избавляться от потребности, либо перестраивать образ «Я», вступая в конфликт с императивами социальной среды, под влиянием которых в немалой степени происходило складывание образа «Я» или, вступая в конфликт с самим собой, перекраивая самосознание. Внутренние конфликты – источник неврозов, которые включают защитные механизмы «Я-концепции». Поскольку полное разрушение «Я-концепции» до основания невозможно – за этим следует психическая смерть личности, последствия внутренних конфликтов приводят либо к частичной трансформации «Я-концепции», либо к её тотальной защите в форме ригидности – невосприятия любых новых фактов, угрожающих цельности образа «Я».

Помимо внутренних конфликтов в «Я-концепции» существуют конфликты внешние – между осознанием своего «Я» и теми требованиями, которые предъявляет к «Я» внешняя – природная и социальная среда. В этом случае либо включаются «механизмы» психической, биологической, социальной защиты человека, либо следует частичная или полная адаптация (конформизм) к таким требованиям, приводящая к трансформации образа «Я» в самосознании личности, к органическим или социальным мутациям. Но в основе всех перемен или неперемен, происходящих в таких случаях с человеком – движения души, которые условно могут быть названы «психическая защита «Я-концепции».
^ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ «Я – КОНЦЕПЦИИ».
1.ЗАЩИТА НА УРОВНЕ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ:

  • невосприятие информации, способной вызвать внутренний мотивационный конфликт или деформировать сложившийся образ «Я». По этой причине дети просто не слышат – не понимают, отторгают информацию, адресованную им неавторитетным взрослым, нелюбимым учителем и любым другим источником.

2.РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ:

  • неосознаваемое изменение отношения к травмирующей информации в результате которого она теряет свою значимость – угрожающий смысл (изменение значения информации);

  • приписывание другому собственных взглядов, эмоций, настроений, мнений – «перенос»: таким образом, внутренний конфликт становится внешним – с другим человеком, а не с самим собой;

3.ВЫТЕСНЕНИЕ:

  • недопущение в сознание, удаление из него одного из конкурирующих мотивов. Нет потребности – нет и поиска способов её удовлетворения. Но вытесненная потребность сохраняется в подсознании в неосознанном виде. Неудовлетворённая потребность вызывает внутреннее напряжение – невротическую тревогу. При этом невозможно сформировать целенаправленное поведение, чтобы устранить подлинную причину тревоги, так как источник тревоги – желание – неосознанно. Тогда формируются невротические защитные механизмы – придумываются псевдопричины, позволяющие строить поисково-активное поведение и с его помощью осуществить разрядку. При неврозе поиск направлен не на изменение непреемлемой ситуации, не на изменение отношения к ней, а на устранение тревоги. При этом главная причина невроза – мотивационный конфликт между потребностью и неспособностью её удовлетворить, вызвавшая отказ от поиска и вытеснение, сохраняется.

Невротическая тревога может перерасти в истерический невроз – примитивную форму психического расстройства, типичную для низкого уровня интеллекта. Он сопровождается истерическими параличами болевой чувствительности, параличами движений, речи, слуха, зрения. Часто учащиеся не воспринимают информацию педагогов или родителей из-за пребывания в таком истерическом неврозе. Истерический невроз – результат глубокого торможения, наступающего в результате не вытеснения из сознания мотива, потребности, побуждающих к активности, а лишь торможения, блокировки доступа информации о нём из периферической в центральную нервную систему. Таким образом, нет ни осознания причины невроза, ни её вытеснения в бессознательное.

Другие формы психических расстройств, в которые может трансформироваться невротическая тревогастрахи, кошмары, депрессии.

Лучшая гарантия от психических травм – оптимизм, вера в свои силы и возможности и, как их результат, установка на активное поисковое поведение, которые появляются в характере личности вследствие специального воспитания с младенчества. Оптимизм и готовность к активному поиску предполагают:

  • ясное самосознание человека, прочную изнутри «Я-концепцию»,

  • чёткое осознание своих целей и задач,

  • понимание смысла своей деятельности и

  • привычку, на уровне условного рефлекса, переживать отказ от активности и поиска сильнее, чем неудачи и поражения (разумный и умеренный авантюризм).

Поисковая активность должна стать доминантой «Я-концепции»: «Умри, но победи…. Победи себя!»

Условия формирования прочной установки к поисковой активности:

  • технологическая культура удовлетворения потребности. Детей, поэтому, нужно учить не абстрактным знаниям, а знаниям технологическим – тем, которые могут быть полезны для конкретного развития личности, для её активного устройства в жизни, для достижения её целей. Параллельно нужно учить умению правильно и адекватно своей человеческой природе и индивидуальной конституции осознавать свои возможности и на этой основе формировать и формулировать свои цели и задачи.

  • ^ Поиск причин личных неудач не во внешних обстоятельствах, а в себе.

Но не в личных качествах, не в своей индивидуальной конституции, которую изменить невозможно (комплекс неудачника), а в собственном технологическом несовершенстве: «У меня не получилось не потому, что я неудачник…, а потому, что я что-то недоучёл, не заметил, не понял, чего-то ещё не умею. Но всё в моих силах. Я научусь и в следующий раз учту, пойму, сумею…» Внешние обстоятельства одному человеку изменить трудно и чаще всего не под силу. Если игнорировать их и грубо противопоставлять им свою индивидуальную волю и энергию, то очень скоро можно быть уничтоженным ими или утратить активный импульс, сформировав пассивно-оборонительную установку. Нужно понять направленность действия вектора сил внешних обстоятельств и, не поддаваясь им, направить свои усилия либо в том же направлении, но, постепенно изменяя индивидуальный курс, чтобы уйти в сторону от гибельной цели, либо сразу выйти из неприемлемого движения – стать в сторонке, обособиться и выждать своего часа.

Наиболее распространённые причины неудач:

  1. Отсутствие умения, не владение технологией удовлетворения потребности, достижения цели.

  2. Низкий уровень интеллекта: неумение грамотно спланировать деятельность, определить тактические и стратегические цели, адекватно оценить свои возможности и способности, внешние условия деятельности.

  3. Переутомление – недостаток энергетического обеспечения деятельности.

  4. Доверие к посторонним оценкам своей деятельности: необъективность, предвзятость жюри, тенденциозность референта.

  5. Отсутствие интереса из-за непонимания индивидуальной необходимости прилагать усилия, стремясь к цели.

  6. Отсутствие времени на подготовку или осуществление деятельности.

  7. Неумение сконцентрироваться, собрать внимание, волю, силы в фокус и устремиться к цели.



Этология:

^ Боязнь новизны сокращает жизнь

2003:12:10
У животных с фобией к новизне после новых переживаний уровень гормонов

стресса выше, чем у их смелых собратьев, и умирают они в более молодом

возрасте, установили авторы нового исследования. Работа дает основания

предположить, что жизнь в страхе сказывается на состоянии здоровья.

"Исследование показывает, что, пытаясь понять психологические механизмы

здоровья, мы должны рассматривать личностные черты и особенности

поведения", - говорит Соня Кавиджелли из Университета Чикаго, которая

провела это исследование совместно со своей коллегой Мартой Макклинток.

Известно, что стресс влияет на здоровье, в частности приводя к гибели

клеток мозга и ослаблению репродуктивной способности. Но известно также,

что в некоторых случаях он усиливает ответ иммунной системы на

воспалительный процесс. Поэтому оценить влияние стресса на

продолжительность жизни индивида довольно трудно.

Персонифицированная природа стресса заинтересовала Кавиджелли, когда она

изучала приматов в условиях дикой природы. "Я увидела, что многие животные

подвергаются одним и тем же стимулам, вызывающим стресс, но реагируют

по-разному", - рассказала она New Scientist. Поэтому она решила изучить

воздействие "неофобии", боязни нового, на здоровье крыс, животных,

которыми легче управлять.

"Это очень важное исследование, - считает Майкл Мини из монреальского

Университета Макгилла, который изучает влияние ранних переживаний на

поведение и состояние здоровья. - Мы знаем о неофобии и ее влиянии на

здоровье довольно много, ни никто не изучал этого на протяжении жизни

животного".

Парализующая робость

Вскоре после рождения крысы, подобно людям и другим особям, демонстрируют

реакцию на неизвестное. Разновидности этой реакции включают в себя

парализующую робость и непреодолимое стремление к исследованию.

Чтобы минимизировать генетические различия между смелыми и боязливыми

крысами, ученые отобрали пары братьев, каждый из которых был наделен одной

из этих черт, из 14 разных пометов. После нового переживания уровень

гормона стресса кортикостерона в крови у боязливых животных был на 20%

выше, чем у их бесстрашных родичей.

Влияние на продолжительность жизни оказалось поразительным. Неофобы жили в

среднем 599 дней, тогда как смелые животные в среднем прожили на 102 дня

больше. Ученые подсчитали, что в каждый отдельный момент жизни вероятность

умереть у крыс, страдающих неофобией, была на 60% выше, чем у тех, кто

готов был принять новый опыт.

За и против

Исследователи установили, что обе черты присутствуют во всей популяции.

Это дает основания считать, что оба стиля поведения имеют свои

преимущества для особи.

Жить долго - это, конечно, хорошо, но в опасной среде, например, там, где

обитает множество хищников, у крыс, которые бегут от неизвестности, больше

шансов дожить до того момента, когда они смогут передать потомству свои

гены.

Пока неясно, существует ли у людей связь между неофобией и

продолжительностью жизни. Дело осложняется тем, что детей побуждают

преодолевать страхи, и их реакция на новые предметы и людей может

измениться. "Застенчивые дети не всегда становятся застенчивыми

взрослыми", - говорит Кавиджелли.

Интересно, что это применимо и к крысам. Кавиджелли и Макклинток

обнаружили, что у некоторых крыс детская неофобия со временем исчезает.

Теперь они выясняют, может ли это изменение повлиять на увеличение

продолжительности жизни.

New Scientist

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самосознание («Я-концепция») защита «Я-концепции» ( условие поисковой активности ) е сли нет «Я» iconВ. С. Ротенберг получил медицинское образование и специализировался...
Ссср. Вместе с В. Аршавским является автором теории поисковой активности — глобальной концепции, направленной на познание поведения...

Самосознание («Я-концепция») защита «Я-концепции» ( условие поисковой активности ) е сли нет «Я» iconСодержание Введение Глава Самосознание
Самосознание у всех разное, по другому было бы просто неестественно, в этом и есть красота и многообразие мира. Однако, не всегда...

Самосознание («Я-концепция») защита «Я-концепции» ( условие поисковой активности ) е сли нет «Я» iconНовая Стратегическая концепция нато "Активное вовлечение, современная...
Стратегическая концепция для защиты и безопасности членов Организации Североатлантического договора, принятая главами государств...

Самосознание («Я-концепция») защита «Я-концепции» ( условие поисковой активности ) е сли нет «Я» iconСамосознание. Причинность Что есть «самосознание»?

Самосознание («Я-концепция») защита «Я-концепции» ( условие поисковой активности ) е сли нет «Я» iconЗащита от умного или умная защита
Эта книга написана по принципу построения китайских шаров (шаров, вставленных друг в друга). Изложенная в ней оригинальная концепция,...

Самосознание («Я-концепция») защита «Я-концепции» ( условие поисковой активности ) е сли нет «Я» iconАктивно-неадаптивная концепция развития творческой активности детей и подростков

Самосознание («Я-концепция») защита «Я-концепции» ( условие поисковой активности ) е сли нет «Я» iconНоосферная концепция самосознания
Ключевые слова: инстинктивные элементы самосознания неинтегрированной личности, самосознание интегрированной личности, уровни самосознания...

Самосознание («Я-концепция») защита «Я-концепции» ( условие поисковой активности ) е сли нет «Я» iconТема: Самосознание и его компоненты
Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего...

Самосознание («Я-концепция») защита «Я-концепции» ( условие поисковой активности ) е сли нет «Я» iconКнига всемирно известного юнгианского аналитика Натана Шварц-Саланта...
Шварц-Салант Натан ш 33 Черная ночная рубашка. Комплекс слияния и непрожитая жизнь. — М.: Институт консультирования и систем­ных...

Самосознание («Я-концепция») защита «Я-концепции» ( условие поисковой активности ) е сли нет «Я» iconВ XXI веке изменился подход к современной школе. Вопросы активизации обучения
«Интерактивные технологии обучения на уроках музыкального искусства как необходимое условие формирования творческой активности и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<