Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Н. Бердяев о человеке ("Экзистенциальная диалектика божественного и чело-веческого") рефератН. Бердяев о человеке («Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого»




Скачать 104.63 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Н. Бердяев о человеке ("Экзистенциальная диалектика божественного и чело-веческого") рефератН. Бердяев о человеке («Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого»
Дата публикации22.12.2013
Размер104.63 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Философия > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Н.Бердяев о человеке ("Экзистенциальная диалектика божественного и чело-веческого")

РЕФЕРАТН.Бердяев о человеке («Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого»)Раздел: ФилософияФормат: Microsoft WorldАвтор: Лабутина Екатерина, klabutina@mail.ruИспользование: Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е ТВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛПермь 2004Оценке 4. Николай Бердяев один из видных мыслителей XX века. Внутренний мирфилософа определяли широкий ум, огромная эрудиция, философский дар, в каком-то смысле все его книги есть повесть о самом себе, о своих сомнениях итрагических конфликтах. Данная книга «есть драматическая философия судьбы,существования во времени, переходящего в вечность, времени, устремленного кконцу, который есть не смерть, а преображение».[1]В этой книге Бердяевхотел выразить пережитую внутреннюю духовную борьбу последних лет, муки истрадания и их преодоление, пережитые надежды. И диалектика этой книгибудет не логической, а жизненной, экзистенциональной диалектикой. Бердяев рассматривает экзистенциальную диалектику божественного ичеловеческого через германскую мысль, т.к. именно в ней наиболее полнораскрывается данная проблема. Сначала философ рассуждает о том, как в христианстве соотносится Бог ичеловек. Христианство - это единственная религия, в которой «раскрываетсячеловечность Бога, не только божественное в человеке, но и человеческое вБоге».[2] В первые века христианства велись большие споры по поводу отношенийбожественного и человеческого. Все они сводились к проблеме отношения двухприрод во Христе. Но на самом же деле эта проблема намного шире, её следуетрассматривать как отношение между божественным и человеческим вообще. Пустьпроблема христологическая была разрешена уже в первые века, и была найденаформа соотношения божественного и человеческого во Христе, но в наше время(эпоху Духа) она приобретает новый характер. Теперь человек имеет болеесложную душу, которая познала свободу и этой душе соответствует новоесознание. Следовательно, вопрос о богочеловечности остаётся открытым. По Бердяеву, для диалектики божественного и человеческого огромноезначение имеет судьба немецкой мистики и немецкой философии. В немецкоймысли огромную роль играет категория судьбы (Schicksal). Возможно, этосвязано с тем, что «германский народ есть народ трагический по своейсудьбе. Это связано с духовными свойствами этого метафизического народа и скакой-то его духовной болезнью. Стало общераспространенным мнение, чтогерманская мысль, германская мистика всегда склоняются к пантеизму, чтотаковы свойства германского духа»[3]. Философ считает, что судьба немецкоймысли есть драма в трех актах и вся драма разыгрывается на темувзаимоотношения божественного и человеческого. Рассмотрим же и мы эти акты: I акт. Германская мистика и Лютер. Германская мистика - это преждевсего Мейстер Экхардт. Экхардта отличает идея Gottheit, Божества, котораяглубже чем идея Бога и находится вне противоположения субъекта и объекта.Бог это уже вторичное, а не первичное. « Срыв Экхардта был не в том, что онутверждал совершенный монизм в отношении Gottheit, срыв в том, что он вотношении между человеком и Богом утверждал монизм, т. е. былмонофизитом»[4]. Так же для экзистенциальной диалектики божественного и человеческогоочень важен Лютер, который связан с германской мистикой. По Лютеру, свободычеловека нет. Он утверждает лишь исключительное действие Бога и Божьейблагодати в религиозной жизни. «Единственное, что должно исходить отчеловека, это вера. Человек не имеет никакой самостоятельности в отношениик Богу, в отношении к Богу может быть лишь вера. Но при этом в мире человекможет быть очень активен. Божественное поглощает человеческое. Этовнутренний процесс, в котором человеческое не насилуется извне. Но тайнабогочеловечности исчезает, как исчезает она у Экхардта»[5]. Последнее и наиболее интересное явление протестантизма в Европе, помнению Бердяева, - это диалектическая теология Карла Барта. Для К. БартаБог - это все, человек же - ничто. И тут мы встречаемся с парадоксом, вкотором все обращается в свое противоположное. К. Барт - дуалист, а немонист, он утверждает разрыв между Богом и человеком, бездну, отделяющуючеловека от Бога. Но если человек - ничто, а Бог - все, есть единственнаяреальность, то это есть другая, прикрытая форма монизма и даже пантеизма.Для того чтобы не было монизма и пантеизма, нужно, чтобы человек не былничто, чтобы в нем было достоинство и была свобода человека. Так сложна и запутанна диалектика божественного и человеческого, тактрудно вместить тайну богочеловечества. II акт драмы есть германская идеалистическая философия, самоезначительное явление в европейской философии. Здесь Бердяев ищет общее уЛютера и Гегеля. Сначала кажется, что эти два выдающихся мыслителя имеютпротивоположные точки зрения. Но при более подробном рассмотрении Бердяевприходит к выводу, что разум Гегеля есть благодать Лютера. «У Гегеляпознает не человеческий разум, а божественный разум, и все у негопроисходит от благодати».[6] Затем русский философ переходит к рассмотрениюфилософии Гегеля. Он утверждает, что по Гегелю диалектику «можноистолковывать или как окончательное поглощение божественного человеческим икак выражение гордыни человека, или как окончательное поглощениечеловеческого божественным и как отрицание человеческой личности».[7] Витоге божественное было понято как выражение порабощённости человека. III акт драмы начинается с рассмотрения Фейербаха. У него идея Бога,заменяется идеей человека. Абсолютное божественное заменяется абсолютнымчеловеческим. Фейербах провозглашает религию человечества. Бердяев считаетФейербаха важным диалектическим моментом в соотношении божественного ичеловеческого в немецкой мысли, мысль остается монистической по своейтенденции, нет богочеловечности. Так же как и Гегель, Фейербах перемешиваетбожественное и человеческое. В этом же направлении двигается Макс Штирнер и Маркс. Для Штирнераесть только собственное «я», Единственный. Бердяев говорит, чтоЕдинственный - это не один человек, не человеческая личность, а псевдонимбожественного. «Единственный есть универсум, даже не микрокосм, амакрокосм».[8] У Карла Маркса божественно-универсальное и всеобще предстаёт каксоциальный коллектив, как грядущее совершенное общество, в котором такжеможет потонуть человеческая личность, как она потонула в гегелевскомабсолютном духе и в штирнеровском Единственном. Но в Марксе, по Бердяеву,обнаруживается один из пределов диалектики гуманизма. Когда человеческоеутверждается как единственное и высшее и отрицается божественное, точеловеческое начинает отрицаться и подчиняться всеобщему, то ЕдинственномуШтирнера, то социальному коллективу Маркса. Всегда торжествуетантиперсонализм. По-иному, но с наибольшей остротой это обнаруживается у Ницше, в еготрагической судьбе. Все творчество философа пронизано тремя основнымипроблемами, одной из которых является отношение человеческого ибожественного. Мыслитель проповедует сверхчеловека, который есть для негопсевдоним божественного. В сверхчеловеке исчезает и божественное ичеловеческое. Человек же для него стыд и позор, лишь переход к новой расесверхчеловека. Ницше отрицает человека. Ошибка Ницше, по Бердяеву, была втом, что он хотел, чтобы человек сотворил сверхчеловека, чтобыбожественное, которое не было сущим, было сотворено человеком, чтобы низшеепородило высшее. Но «значение Ницше огромное, в нем завершается внутренняядиалектика гуманизма. Явление его приводит к возможности и необходимостинового откровения о человеке и человеческом для завершения диалектикибожественного и человеческого»[9]. Духовный срыв германской мысли заключается в том, что для нее труднопризнать тайну двуединства, в которой происходит соединение двух природбез их смещения. Но нельзя не отдать должное германской мысли, в германскойдуховности происходила гениальная диалектика, имевшая огромное значение длясудеб европейского сознания. Так же Бердяев в своей книге уделяет большое внимание диалектикеТроичности. Экзистенциальная диалектика Божественной Троичности происходитв самой глубине существования. Она «предполагает эпохи Троичногооткровения, т. е. приводит к допущению возможности и необходимости третьегооткровения. Но это означает понимание двух предшествующих эпох в светеТроичности, т. е. в свете откровения Духа как окончательного откровения.Лишь в Духе совершается и завершается откровение Божества ибогочеловечества. Это есть откровение свободы, любви, творчества,откровение Божьей твари».[10] Из этой цитаты видно, что философ огромноезначение придает откровению. В первую очередь откровение двучленно,богочеловечно. А христианство есть религия богочеловечества, и онопредполагает веру не только в Бога, но и в человека, активность не толькоБога, но и человека. Бердяев считает, что откровение было объективировано,т.е. социализировано, приспособлено к уровню масс. Это и помогло стать емудвижущей исторической силой. Хотя объективация это искажение духовности, новместе с тем объективация необходима в осуществлении судеб человечества имира, в движении к царству Духа. Когда же мыслитель говорит о критикеоткровения, он считает, что она должна привести к торжеству духовности, косвобождению духа от натуралистических и материалистических искажений. Богдля него не есть объект, не есть предмет. Бог есть Дух. К тайне Духа нельзяприобщиться ни в какой объективации. В критике откровения огромное значение имеет проблема отношенияоткровения к истории. Христианство есть откровение Бога в истории, а не вприроде. Бог вступает в историю, в историю вступает метаистория. ЯвлениеИисуса Христа есть явление историческое, это исторический факт во времени.Но этим создается наиболее сложная проблема, которая обострена библейскойкритикой, научно-историческим исследованием христианства. «Христианствообразовалось и кристаллизовалось, когда доверчиво принимали мифы и легендыза реальности, когда еще не существовало исторической критики иисторической науки». [11] Бердяев спрашивает себя: « Может ли моя вера, откоторой зависит мое спасение и вечная жизнь, зависеть от историческихфактов, которые подлежат оспариванию? Может ли моя вера сохраниться, еслиисторическое исследование, благодаря новым фактам и материалам, научнодокажет, что фактов, о которых повествует Священное писание, не было, чтоэто не исторические события, а мифы, легенды, теологические учения,созданные верующей христианской общиной?» Эти вопросы показывают, чтопонятие исторического откровения противоречиво и есть порождениерелигиозного материализма, соответствует уже пройденным ступенямоткровения. Существует лишь духовное откровение, откровение в Духе,историческое же откровение есть символизация в феноменальном историческоммире событий, происходящих в нуменальном историческом мире. «Но вся тайна втом, что нуменальные события прорываются и вступают в мир феноменальный,метаисторическое прорывается и вступает в мир исторический, нет абсолютногоразрыва между этими двумя планами»[12]. Историчность, по Бердяеву, имеетположительный и отрицательный смысл. Все существующее, все живое исторично,имеет историю. Историчность указывает на возможность новизны. И вместе стем историчность указывает на относительность и ограниченность.Историчность искажает. Историзм не знает смысла. Лишь мессианское сознаниеконструировало историческое и делает возможным раскрытие смысла истории.Мессианское сознание ждет откровения в грядущем явлении, сообщающем высшийсмысл истории, явление Мессии и мессианского царства. Так же, по Бердяеву, критика откровения должна раскрыть, чтопривносится в откровение человеком. По его мнению самое большое заблуждениеисторического христианства связано с сознанием, что откровение закончено иждать больше нечего. Религиозный спор, в сущности, ведется вокруг вопроса овозможности нового откровения и новой духовной эпохи. Все остальные вопросывторостепенные. Новое откровение совсем не является новой религией. Оновосполнение и завершение христианского откровения, доведение его доподлинной вселенскости, которой ещё нет. Бердяев считает, что откровениядуха нельзя просто ждать. Оно зависит и от творческой активности человека.Его нельзя понимать лишь как новое откровение Бога человеку, оно есть такжеоткровение человека Богу. Это значит, что оно будет богочеловеческоеоткровение. Преодолевается в Духе разделение и противоположениебожественного и человеческого при сохранении различения. Это естьзавершение мистической диалектики божественного и человеческого. Это естьтакже конец объективации. Бердяев считает, что вселенская религия - это религия Духа, очищенногоот порабощающих наслоений. Духа Святого, наполненного откровением иосвобожденностью. Человек есть смешанное существо. В нем есть соединениетворения и Творца, материи, бессмыслицы, хаоса с творящим, созидающимобразы нового. Творчество в мире есть как бы восьмой день творения. Новаяжизнь, новая эпоха Духа предполагает тотальное изменение человека, а неотдельной стороны его. Это моральное, интеллектуальное, эстетическое исоциальное изменение. Это прежде всего появление новых душ. Не будетспециально религиозной стороны жизни, но вся жизнь должна статьрелигиозной. Лишь духовно человек независимое существо, биологически исоциально он зависит от природы и общества. Наступление новой эпохи Духа,предполагает изменение человеческого сознания, новую его направленность.Это и есть революция сознания. Мифы, легенды, догматы будут теперьпредставляться в ином свете в зависимости от ступеней сознания. «РелигияДуха будет религией совершеннолетия человека, выходом из детского иотроческого возраста».[13] Апокалипсис в откровении Духа так же по-другомубудет восприниматься. Апокалипсис религии Духа будет изображать конечныесудьбы человечества как богочеловеческое творческое дело, как совместноедело Бога и человечества. То, что индивидуально произошло в Богочеловеке,должно будет произойти в богочеловечестве. Это и будет третье откровениеДуха. Бердяев утверждает, что мы еще не входим в эпоху Духа. Чтобы попасть вэту эпоху свободы необходимо преодолеть эпоху богооставленности, эпохустрадания и тьмы. Это и будет завершение мистической диалектики Троичности«Мы трагически изживаем обездушивание и опустошение природы, как быисчезновение космоса (открытия физики); обездушивание и опустошение истории(Маркс и исторический материализм); обездушивание и опустошение души (Фрейди психоанализ); конец войны и революция обнаруживают страшную жестокость,гуманность меркнет. Творец как бы уходит из творения. Он присутствует в немлишь инкогнито (любимое выражение Киркегарда). Но все это может быть понятокак диалектический момент в раскрытии Духа и новой духовной жизни. Нужноумереть, чтобы ожить. Происходит распятие человека и мира. Но последнееслово будет принадлежать Воскресению».[14] Проблема эсхатологическая есть последняя проблема в диалектикебожественного и человеческого. Бердяев сам говорит, что весь ход мыслей этой книги ведется кпроблеме конца. Причем не как одной из проблем в числе других, а как кпроблеме всеобъемлющей и главной. Парадоксальное противоречие в том, чтомыслят конец времени, конец истории в этом времени. В этом трудностьистолкования Апокалипсиса. Конец истории нельзя мыслить ни в пределахнашего времени как событие «посюстороннее», ни вне исторического временикак событие «потустороннее». «Конец есть преодоление времени космического ивремени исторического. Времени больше не будет. Это не конец во времени, аконец времени. Но время экзистенциальное, вкорененное в вечности, остается,и в нем-то и приходит конец вещей. Будет вхождение в новый эон. Это еще невечность, которую тоже пытаются объективировать. Будет стерта резкая граньмежду посюсторонним и потусторонним».[15] Заканчивает Бердяев свою книгу тем, что провозглашает эпоху концаэпохой богочеловеческого творчества новой жизни и нового мира. Список литературы. 1. Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого. – М.: Фолио, 2003. – 160 с. 2. Ефимова О.М. Проблемы свободы личности и творчествав философии Н.А. Бердяева: [Электронный ресурс] / Ефимова О.М. –Электрон.ст. –Режим доступа к ст.: http://5ballov.ru/biblt/32.htm. 3. Макаров М.М. Бердяев: проблема человека, его назначения, оправданияего творчеством: [Электронный ресурс]. – Электрон.ст. –Режим доступа кст.: http://bolshe.ru/biographia/b2.htm.-----------------------[1] См. Н. Бердяев «Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого».[2] См. Н. Бердяев «Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого».[3] См. там же стр. 363.[4] См. Н. Бердяев «Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого».[5] См. там же стр. 365.[6] См. там же на стр. 366.[7] См. там же на стр. 367.[8] См там же на стр. 369.[9] См. там же на стр. 374.[10] См там же на стр. 378.[11] См там же на стр. 358[12] См. на стр. 356.[13] См. там же на стр.485.[14] См. там же на стр.486.[15] См. на стр. 497.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Н. Бердяев о человеке (\"Экзистенциальная диалектика божественного и чело-веческого\") рефератН. Бердяев о человеке («Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Русская религиозная философия конца ХIX- начала ХX вв л. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Н. Бердяев о человеке (\"Экзистенциальная диалектика божественного и чело-веческого\") рефератН. Бердяев о человеке («Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Понятие общественного способа производства. Закон соответствия. Диалектика производительных сил и производственных отношений

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Н. Бердяев о человеке (\"Экзистенциальная диалектика божественного и чело-веческого\") рефератН. Бердяев о человеке («Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Диалектика развития понятия функции. Различные подходы к изучению функций в школе и исследования с помощью ЭВМ

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Н. Бердяев о человеке (\"Экзистенциальная диалектика божественного и чело-веческого\") рефератН. Бердяев о человеке («Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Н. Бердяев Судьба России,...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Н. Бердяев о человеке (\"Экзистенциальная диалектика божественного и чело-веческого\") рефератН. Бердяев о человеке («Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого» iconНиспровержение субъекта и диалектика желания в бессознательном у фрейда
Настоящий текст представляет собой запись доклада, произнесенного на состоявшейся в Руомоне 19—23 сентября I960 года по инициативе...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Н. Бердяев о человеке (\"Экзистенциальная диалектика божественного и чело-веческого\") рефератН. Бердяев о человеке («Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Этот новый взгляд — свидетельство реального роста роли чело­веческого фактора в условиях технологического этапа нтр, когда налицо...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Н. Бердяев о человеке (\"Экзистенциальная диалектика божественного и чело-веческого\") рефератН. Бердяев о человеке («Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Мифы древности и происхождение мира и людей. Особености мифилогических представлений об обществе и человеке

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Н. Бердяев о человеке (\"Экзистенциальная диалектика божественного и чело-веческого\") рефератН. Бердяев о человеке («Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Н. А. Бердяев «О назначении человека»
Человек потерял силу познавать бытие, потерял доступ к бытию и с горя начал изучать познание. К бытию нельзя прийти, от него можно...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Н. Бердяев о человеке (\"Экзистенциальная диалектика божественного и чело-веческого\") рефератН. Бердяев о человеке («Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого» iconЧто такое диалектика? Вопросы философии. 1995. №1. С. 118-138
С другой стороны, в ходе развернувшейся на страницах печати критики нашего недавнего прошлого, диалектика во всех ее вариантах нередко...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Н. Бердяев о человеке (\"Экзистенциальная диалектика божественного и чело-веческого\") рефератН. Бердяев о человеке («Экзистенциальная диалектика божественного ичеловеческого» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Становление медсестры «В...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<