Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свобода воли И. Якович Свобода воли «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого»




Скачать 249.03 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Свобода воли И. Якович Свобода воли «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого»
Дата публикации28.12.2013
Размер249.03 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Философия > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Свобода воли

И. Якович Свобода воли «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого»(Древняя мудрость)Есть ли свобода воли? Важнейшим философским вопросом является понятие – свободы воли. Если мыпредположим, что свобода воли человека выражается в самоосознании, котороерассматривается как способность человека осознанно и самостоятельнопланировать, и реализовывать перспективы своего определения в мире. Тостановится очевидным, что эта проблема вплотную соотносится с проблемойстановления всего жизненного пути личности, «единственного и неповторимого»(М.М.Бахтин). Очевидно, что субъект начинает объединять себя с более полным потокомжизни, и это воссоединение позволяет ему вырваться из эмпирическойобусловленности и начать действовать в соответствии со своими высшимисмыслами. Эти смыслы звучат, как голос его внутренней необходимости. Есливспомнить известную лютеровскою фразу: «здесь стою и не могу иначе!», тоона, наилучшим образом, выражает понимание этой внутренней необходимости. Австрийский психолог, автор метода «логотерапии» В.Франкл, в своейкниге «Человек в поисках смысла» в главе «Самотрансценденция как феноменчеловека», писал: «.....человеческое существование характеризуетсяпреодолением границ среды обитания вида «Homo sapiens». Человек стремитьсяи выходит за ее пределы, в мир, и действительно достигает его - мир,наполненный другими людьми и общением с ними, смыслами и их реализацией». Древние философы несколько иначе смотрели на понятие «точки (топоса)свободы», вслед за Р.Декартом, который решал эту проблему со свойственнойему позиции дуализма, пытался решать Б.Спиноза, верный принципам монизма.Спиноза утверждал, что воля является универсальной сущностью или идеей,которая бесконечна и может простираться за пределы разума. Универсальностьволи в том, что она применима как к одному индивидууму, так и кбесконечному их числу. Свободу человека Спиноза рассматривал черезмогущество разума, а могущество души определялось ее познавательнойспособностью. Многие современные ученые, с большим энтузиазмом обсуждали даннуюпроблему. Можно обратиться к статье А.А.Пузырея «В стороне Декарта», где,по мнению автора: свобода – это феномен полного внутреннего самоопределения- и с этим можно согласиться. В дальнейшей логике нашего рассуждения появляется большое количествовопросов. На что же именно в нашей жизни мы можем влиять? И способен лисубъект влиять на выход из причинно- следственных связей, реагироватькаждый раз по-новому и не тянуть прежние наработки в будущее? Способен лисубъект воссоединить себя с высшими, вечными смыслами, создав полнотусобственной жизни? Можно ли постичь себя истинного? На каком периоде своегоразвития человек способен проявлять свою свободу воли, и в какой мере онадопустима? Почему человек естественным путем, от природы не получает этогознания? Несмотря на то, что в основе нашей природы лежит стремление кравновесию (гомеостаз) и здравый эгоизм — желание максимального полученияпри минимальных усилиях — почему мы, в отличие от животных, совершаемнеобдуманные и неэффективные поступки? Возможно, в большинстве случаевжизни «Аннушка уже пролила масло», а мы-то считаем, что ход событий зависитот нас? Очевидно, мы ошибаемся именно в осознании пределов наших возможностей,в постановке целей. Природа не дает нам информации о том, в каких поступкахмы действительно свободны, а в каких существует лишь иллюзия свободы, нет унас этого врожденного инстинкта. Судьба позволяет нам ошибаться — каккаждому человеку, так и всему человечеству. Попытки разобраться В попытке разобраться в поставленных проблемах, обратимся к оченьважному вопросу: «Когда человек становится способным что-то выбирать?» Для поискаответа можно проследить развитие человеческой личности в онтогенезе. Основным двигателем развития личности ученые считают социокультурныеусловия, в которые помещен индивид. Индивид рождается с определенными врожденными задатками и только вособых условиях, они могут развиться в способности. Мы знаем большоеколичество примеров, когда дети с выдающимися задатками к музыке или наукене имели должного влияния среды на развитие этих задатков и претворение ихв способности. Постепенно, влияние этих генетических индивидных качеств,слабело и со временем уже ничто не выдавало в обычном человекепотенциального «великого музыканта» или «ученого». На протяжении всей нашей жизни мы обусловлены социальной ситуациейразвития (ССР). В течение жизни она меняется. Это и ведет человека кразвитию. Развитие это непрерывный процесс самодвижения, характеризующийсяв первую очередь постоянным возникновением и образованием нового, небывшего на прежних ступенях. С материалистической точки зрения развитие -это процесс, характеризующийся единством материальной и психической сторон,единством общественного и личного. Критерий возраста - новообразования, которые характеризуют сущностькаждого возраста. Новообразование – новый тип строения личности, еедеятельности, те психические и социальные изменения которые впервыевозникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основномопределяют сознание человека, его отношения к среде его внутреннюю ивнешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Социальная ситуация развития – это специфическое для данного возраста,единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей егодействительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация - этоисходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитииличности в течение определенного периода. Она определяет весь образ жизничеловека, и его социальное бытие. Для младенца ССР - это его мать и близкие, от которых он полностьюзависит. Далее по мере взросления ребенок выделяет из своего окружениялюдей, с которыми ему хочется общаться. Если ребенок ходит в ясли и вдетский сад, то возможностей выбора сверстников для общения у негодостаточно. Но выборы эти бессознательные, интуитивные по принципу нравится- не нравится. Школа дает ребенку еще большую «условную свободу выбора»,ребенок может выбирать с кем сидеть за партой, с кем играть, но в этомвозрасте дети часто бывают конформистами, они пытаются подражать поведениюстарших товарищей, примыкают к группировкам, становятся бездумнымиисполнителями чужой воли. В этом возрасте ребенку необходимо, чтобыобщество его приняло и он не слишком щепетилен в выборе этого общества,«...с кем угодно, лишь бы не быть одному». Пожалуй, о первых попытках реального свободного выбора может идтиречь, когда у ребенка происходит относительная автономия от взрослых инаступает фаза интимизации отношений с людьми. Это примерно 15-17 лет. Кэтому возрасту человек способен на иерархию и автономию мотива,соподчинение одних желаний другим. Психологи называют этот период вторымрождением личности. Если есть второй период, то, очевидно, что был ипервый. Интересное исследование провел Отечественный психолог А.Н.Леонтьев. Детям, в возрасте от 3 до 5 лет предлагали решить невыполнимую задачу.Например: не вставая со стула, достать игрушку, лежащую на большомрасстоянии. Все экспериментаторы выходили из комнаты и оставляли ребенкаодного. Часто дети, не долго думая, вставали со стула, забирали игрушку,спокойно садились обратно и начинали с ней играть. Когда экспериментаторыспрашивали этих детей о соблюдении условий задания и те говорили, что невставали с места, то их угощали конфетами и хвалили. При этом некоторыедети ели конфеты и плакали, некоторые отказывались от конфет, другиесъедали все и просили еще. Случаи, когда ребенку было стыдно за свой обман,получили название - эффект «горькой конфеты». Ученые считают, что этопризнаки первого рождения личности человека. В общепринятом смысле можно сказать, что на рубеже от 3-5 лет уребенка зарождается такое морально-этическое образование, как совесть и этосвидетельствует о появлении у него первых личностных качеств, т.е. этоначальные шаги, когда постепенно ребенок из индивида превращается вличность. В.Франкл говорил: «Орган смысла - совесть, а совесть-этобессознательный Бог». Далее, второе рождение личности происходит у человека на рубежеполового созревания и характеризуется, как уже было сказано, способностьюсоподчинения собственных мотивов, потребностью ставить цели, достигать их иглавное; в этот период созревает очень важное личностное образование- воля. В концепции Аристотеля воля определяет не только инициациюпроизвольных действий, но и их выбор, и их регуляцию при осуществлении.Произвольными действиями или поступками Аристотель называет действия,имеющие источник активности в самом человеке, т.е. осуществляемые порешению человека. Воля понимается Аристотелем, как самостоятельная силадуши, и как способность человека к определенной активности, идущей от негосамого. Декарт рассматривал понятие «воля» как способность души формироватьжелания и определять побуждения к любому действию человека, которые нельзяобъяснить на основе рефлекторного принципа. Функция воли: используя разум,бороться со страстями для обеспечения побуждения к избранным действиям.Страсти возникают под влиянием вещей, а желания порождаются непосредственнодушой. Воля может выступить против страстей и затормозить движения, «ккоторым страсть располагает тело». Разум рассматривался - как собственноеорудие воли. Декарт относил к сильным душам те, в которых имеются твердые иопределенные суждения о добре и зле. Слабые души - воля которых незаставила себя следовать определенным правилам. Если принять все вышесказанное, то понятно, что для формированияличности необходимы определенные условия, есть ряд характеристиксвидетельствующих о достаточной зрелости личности – понятие добра и зла,волевая регуляция, личностные смыслы и т.д. Психофизиологи считают, что к 25-ти годам все морфологическиеструктуры мозга человека созрели, а, следовательно, к этому возрастучеловек представляет собой законченный продукт. И вероятно, что личностьтоже созревает к этому возрасту. В этот период человек получает большуюстепень автономии от близких и способен сам формировать собственноесоциальное окружение. В этом возрасте человек способен не только надействие, а на поступок. Леонтьев писал: «Личность человека порождается в его деятельности,которая осуществляет его связи с миром. Первые активные и сознательныепоступки - вот начало личности. Становление ее проходит в напряженнойвнутренней работе, когда человек как бы постоянно решает задачу, «чему вомне быть», и, случается, отторгает от себя то, что обнаружилось». ВспомнитеА.П.Чехова, «..по капле выдавливающего из себя раба...». М.М.Бахтин в своей книге «Философия поступка», рассуждал о том, чтокаждая мысль является поступком, и вся жизнь человека рассматривается им,как сложный поступок. Он вводит новое понятие - «Участное сознание»,человек должен «мыслить участно». Само понятие «Смысл», М.Бахтинрассматривает, как трансценденцию, то, что ведет человека. «....Все смысловое содержание может стать действительным только впоступке....нужна инициатива поступка по отношению к смыслу.Ответственность проявляется в его утверждении или не утверждении...» МБахтин. Способности человека самостоятельно решать конфликты мотивов, задачиличностных смыслов, говорят о том, что он способен к определенномусамоанализу, он способен искать ответ на вопрос, «кто я, и зачем?». Этотпериод можно назвать поиском собственной индивидуальности. В своихпоступках и деяниях человек выражает свое индивидуальное отношение к миру,осуществляет, по словам Э.Гюссерля «личностные вклады» в других людей, всоциальное конструирование различных «жизненных миров». Подобная позициятребует от человека очень активной и устойчивой индивидуальной позиции. Издесь уместно вспомнить, слова А.Пузырея, что свобода – это полноесамоопределение. В своей статье «Свобода воли» Бааль Сулам - каббалист и философ 20–говека писал, что единственной свободой воли человека является свобода выбораобщества, которое способно улучшить его личностные свойства. «Только выборокружения может принести успех или позор человеку. Но после того как выбралокружение, он отдает себя в их руки, как материал в руки производителя». В этих словах есть великая мудрость, ведь человек постоянно находится впоиске общества, в котором он мог бы развивать свои индивидуальныекачества. Развиваясь, сам, он способен развивать и данное общество – этоработает по принципу открытой системы. И тогда перед человеком встает вопрос «что выбирать?» - это один изважнейших вопросов человеческого бытия. Понимание смысла собственного существования делает деятельностьчеловека направленной. Жизнь, наполненная высшим смыслом превращается вдуховную практику, в деятельность на постижение Бытия. Развитие,обуславливающее структуру личности включает в себя и личную историю, иэволюцию живых существ, и историю человечества. Личность тем значительнее,чем более индивидуально представлено в ней всеобщее. Высокодуховнаяличность является носителем общественно- исторических сил, она выступаеткак единица в системе общественных отношений, как образец этих отношений ивсегда преломляет эти отношения через собственное индивидуальное постижениевысших законов бытия.Наша жизнь — между наслаждением и страданием Если проанализировать действия человека, мы обнаружим, что практическивсе они жестко детерминированы. Ведь внутренняя природа человека и внешниеобстоятельства вынуждают его действовать по закрепленному поведенческомурепертуару. Потребностно - мотивационная сфера людей, вероятно, ограничена зонойнаслаждения и страдания. Здесь уместно вспомнить классика психоанализа -З.Фрейда. Он признавал существование двух основных групп инстинктов: жизнии смерти (эрос и танатос). С точки зрения З.Фрейда: вся жизнь человеканацелена на разрядку или удовлетворение потребностей. Согласно теорииФрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения,производимого телесными потребностями. В дальнейшем эта теория стала родоначальницей концепции теорийгомеостаза. В действительности практика показывает, что очень многореального в этой концепции. Постепенно появились новые теории о разумномэгоизме, имеющие в своей основе схожий принцип. С теоретической основой индивидуальности и эгоизма тесно связана и ихпрактическая основа; она заключается в том, что причину и цель всех своихволевых актов и стремлений индивидуум имеет в самом себе, а особенно всвоих чувствах (удовольствия и неудовольствия). Иначе говоря, люди способныпостигать этот мир через позитивные и негативные эмоции. Непосредственно, человек способен чувствовать только собственныерадости и страдания, а не радости и страдания других. Чувства других людейим постигаются в той мере, в которой они выражаются другими людьми и всобственной готовности субъекта их воспринять. С собственной внутреннейжизнью субъекта эмоции других людей не находятся в непосредственной связи. Можно сказать так, что все стремления и волевые акты живого существавытекают из его чувств и конечной целью имеют опять – таки чувства.Получается, что индивидуум со всех сторон огражден от прочего мира ипоэтому противопоставлен ему. И это абсолютное отделение формирует вчеловеке самосознание - оно и является основой индивидуальности и вместе стем корнем эгоизма. Подобное противопоставление себя самого миру и при этомпознание себя самого, как целостную субстанцию, как необусловленное ничембытие (Wesen),-является очевидной причиной, по которой каждый человекчувствует себя центром мироздания и, как удачно подметил А.Шопенгауер -если исчезнет центр мироздания (сам человек), то исчезнет для него и весьмир.Можно ли что-то противопоставить теории гомеостаза? В психологии против теории гомеостаза активно выступал Олпорт:«...характерной чертой влечения является его сопротивление равновесию:напряжение не редуцируется, а поддерживается». Можно сказать, что человек, стремящийся к постижению смысла, намеренноусложняет себе существование и часто ставит себя в трудно разрешимыеситуации, где принцип равновесия уже не действует. Следовательно, можно сделать вывод, что поиск смысла - это определенныйвид активной сознательной деятельности, который направлен на будущее.Ведение человеком этой деятельности вовсе не приводит к покою, а напротив,вносит в его жизнь дополнительные трудности и, только через их преодолениевозможно открытие нового. Но если попытаться основательно разобраться в движущем мотиве, то воснове его лежит тоже эгоизм, но только высшего порядка. А все преимущество человека над животными состоит в том, что человекспособен видеть отдаленную цель и поэтому готов согласиться на известнуюдолю страданий, видя в будущем компенсирующее вознаграждение. Но на самом деле, тут нет ничего, кроме расчета, когда, оценив пользу,мы находим ее предпочтительней боли и согласны перенести боль радинаслаждения в будущем. Так мы идем на хирургическую операцию и еще платимза нее большие деньги, готовы много трудиться для обретения выгоднойспециальности. И все дело в расчете, когда, вычитая страдания из ожидаемогонаслаждения, мы получаем определенный положительный остаток. Так устроены все. А кажущиеся нам безрассудными и не расчетливыми –романтики или жертвующие собой – не более чем люди с особым видом расчета,для которых будущее проявляется как настоящее, и столь явно, что во имянего они готовы сегодня пойти на необычные для других страдания, которыепонимаются нами как жертва, подвиг. Но на самом деле и в этом случае организм сознательно илибессознательно производит расчет. Известно психологам, что в любом человекеможно изменить приоритеты, приучить его производить расчеты так, что изсамого большого труса получится герой. В глазах каждого человека можновозвысить будущее настолько, что человек согласится на любые лишения радинего. Даже высшей степени самоактуализанты, которых, по мнению А.Маслоу вмире не более 5 процентов, тоже движимы эгоизмом – эгоизмом познания истиныБытия.Кто определяет наши наслаждения? Если предположить то, что нет у нас свободного выбора, мы также невыбираем сами и характер наслаждения. Это происходит не по нашему выбору исвободному желанию, а в соответствии с желаниями других. Мы не выбираеммоду, образ жизни, увлечения, досуг, пищу и прочее – все это выбирается всоответствии с желаниями и вкусами окружающего общества. И не лучшей егочасти, а большинства. Ведь нам удобнее вести себя проще, ничем не обременяя себя и необуславливая, но вся наша жизнь скована условностями вкусов и манеробщества, превращенными в законы поведения и жизни. Социум постояннонавязывает нам все новые и новые потребности, которые человек уже не имеетвозможности разрядить. Жизнь современного горожанина – это «полевоеповедение» по К.Левину. Все пестрит соблазняющей рекламой, навязывающей: «…купи меня, съешь меня, зайди, попробуй…». А если так, то скажите: где женаша свобода? Логично предположить, что в скором времени все мы должныстать «моральными клонами» – «овечками Долли». Франкл, живя в Америке,рассуждал об этом так: «Дело доходит до экзистенциального вакуума. И это –в сердце общества изобилия, которое ни одну из базовых потребностей неоставляет неудовлетворенной. Это происходит именно оттого, что оноудовлетворяет только потребность, но не реализует стремление к смыслу». Почему все же каждый ощущает себя как индивидуальность? Что в каждом изнас есть особенного? Какое свойство в нас мы все-таки можем независимоменять? Если оно существует, мы обязательно должны выявить его из всехостальных свойств, развивать только его, потому что все остальные будутреализовываться поневоле.Четыре фактора каббалистической концепции В любом творении существуют четыре определяющих его фактора: 1. Основа – это первичный материал данного создания, из которого оновозникло. Неизменные свойства основы – это порядок его развития. Например,гниение зерна пшеницы в земле вызывает появление нового ростка пшеницы, тоесть того же вида. Зерно сгнивает – внешняя форма полностью исчезает,подобно тому, как наше тело разлагается в земле, но основа остается и даетновый побег, подобно тому, как наша душа вынуждает родиться новое тело,чтобы облачиться в него. 2. Неизменные свойства основы. Основа (зерно в данном случае) никогдане примет форму других хлебных злаков, например, овса, а лишьпредшествовавшую ей форму, которая потеряна ею, то есть, форму пшеницы.Возможны определенные изменения в количестве и качестве нового побега,которые зависят от окружающей среды, – от почвы, удобрений, влаги, солнца —однако, основа формы пшеницы (то есть прежней сути), не претерпеваетникаких изменений. 3. Свойства, изменяющиеся под воздействием внешних сил. Подвоздействием внешних факторов качественно меняется оболочка сути – зерноостается зерном, но его внешняя форма меняется и зависит от окружающейсреды. Дополнительные внешние факторы присоединились к сути и вместе с нейдали новое качество за счет влияния внешней среды. Это может быть солнце,земля, удобрения, влага, дождь – относительно зерна, или общество, группа,книги, учитель - относительно человека. 4. Изменения внешних сил. Человеку необходимо окружение, котороеразвивается и постоянно влияет на развитие человека. А человек, развиваясь,влияет на окружение, побуждая его к росту, что, в свою очередь, вновьподнимает человека. Таким образом, человек и его среда параллельно растут. Этими четырьмя факторами определяется все состояние каждого творения. Идаже если человек годы будет проводить в исследованиях, все равно мало, чтосможет изменить или добавить к тому, что предоставлено ему этими четырьмяфакторами. И как бы мы ни действовали, ни думали, что бы мы ни делали, что бы мыни приобретали — все заключается только в этих четырех факторах. И любоедобавление будет лишь количественным, определенным большей или меньшейстепенью разума, в то время как качественно здесь абсолютно нечегодобавить. Ведь эти факторы принудительно определяют наш характер и формумышления и выводов. 1) Суть свою — человек изменить не может. 2) Законы, по которым меняется его суть, — человек изменить не может. 3) Законы изменения его внутренних свойств в зависимости от внешнихвоздействий — человек изменить не может. 4) Окружающая среда, от которой он полностью зависим — только еечеловек может изменить! Если человек может в настоящем влиять на окружающую его среду, онопределяет этим свое будущее состояние. Единственное, на что может повлиятьокружающая среда, это на качество и количество, то есть, на темп и накачество того пути, который пройдет человек: пройдет ли человек его сболью, в страхе, в страданиях, в тысячелетиях кровопролитных войн или онпройдет его спокойно, комфортно, поскольку сам стремится к цели. Интересно провести сравнение каббалистической концепции «четырехфакторов»и исследования современных ученых. На наш взгляд уместнообратиться к «Культурно- исторической теории психики человека»Л.С.Выготского. Иногда ее называют теорией общественно- историческогопроисхождения высших психических функций человека. Под высшими психическимифункциями (ВПФ), Выготский подразумевал произвольное внимание, произвольнуюпамять, логическое мышление, речь и др. Первым и основным пунктом этой теории можно назвать отношение человекаи природы. Когда человек перестал быть пассивным животным, полностьюзависящим от окружающей среды, и попытался приспособить природу под своинужды. Это можно назвать первой попыткой свободного выбора. Данноеположение опирается на мысль, неоднократно высказывающуюся классикамимарксизма о том, что при переходе от животных к человеку произошлокардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала наживотное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и этообусловило биологическую эволюцию животного мира. Но с появлением человеканачался процесс противоположного смысла. Человек начал действовать наприроду и видоизменять ее. Ф.Энгельс писал: «... все планомерные действиявсех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это мог сделатьтолько человек». Человек наложил на природу «печать своей воли»благодаряорудиям труда, а обобщенно говоря благодаря развитию материальногопроизводства. Овладение природой не прошло бесследно для психики человека, егопсихика стала развиваться и, появились - высшие психические функции.Человек стал способен намеренно запоминать определенный объем информации,пользоваться при этом мнемическими приемами (зарубки, календари, рисунки),человек стал организовывать свою умственную деятельность. Овладениезнаниями о природе, создало в человеческом сообществе определенный сводзаконов, которые передавались другим поколениям - это и были зачаткикультурных знаний.Свобода выбора Несмотря на то, что мы не определяем свою основу, кем и как родиться,мы можем влиять на эти три первые фактора выбором нашего окружения, каковымявляются друзья, книги, учителя. Но после выбора окружения, наше будущеесостояние уже определяется тем, что способна дать среда Изначально существует свобода выбрать среду из таких учителей, книг итоварищей, которые вызовут хорошие мысли. И если человек не сделает этого,а будет готов войти в любую случайную среду, читать любую случайную книгу,то, конечно, попадет в плохое окружение или будет проводить время зачтением бесполезных книг (их больше, и они намного приятнее), а врезультате обязательно получит плохое образование, что приведет к неверномуповедению в жизни. Для примера можно привести рассуждения Л.Толстого: «Эта сила и вывеламеня из моего отчаянного положения и совершенно иначе направила разум».Писатель открыл для себя истину в воссоединении с человечеством и миром,через принятие этого мира во всех его проявлениях. «......искать этого смысла жизни мне надо не у тех, которые потерялисмысл жизни и хотят убить себя, а у тех миллиардов отживших и живых людей,которые делают жизнь, и на себе несут свою и нашу жизнь» Отсюда понятно, что наказание или вознаграждение приходят к человеку неза плохие мысли и дела, в которых у него нет выбора, а за то, что не выбралхорошее окружение, так как в этом, безусловно, есть возможность выбора. Поэтому, прилагающий усилия в своей жизни и каждый раз, выбирающийлучшую среду, удостаивается успеха не за хорошие мысли, возникающие учеловека произвольно, а за старание выбрать каждый раз лучшее окружение,приводящее его к этим мыслям. Выбирающий каждый раз лучшую среду достигаетнаграды — своего следующего, лучшего, более продвинутого состояния. «Книга Зоар» приводит пример о бедном мудреце, которому богач предложилпереехать к нему. На что услышал отказ: «Ни на каких условиях я не поселюсьв месте, где нет мудрецов!». — «Но ведь ты — самый большой мудрецпоколения!», — воскликнул богач, — «у кого тебе еще учиться!». И услышал вответ, что если даже такой большой мудрец поместит себя среди неучей, тосам в скором времени станет, подобен им. Поэтому надо поступать по известному указанию: «Сделай себе учителя икупи себе товарища». То есть создай себе окружение, потому что только выборокружения может принести успех человеку. Ведь после того, как выбралокружение, он отдан в его руки, как глина в руки ваятеля. Мы находимся вплену эгоистической природы. Выйти из-под ее власти - означает выйти изощущения нашего мира в высший мир. В.Франкл писал: «Человек как духовное существо... всегда может как-то«относиться», как-то «вести себя»по отношению к миру. В каждое мгновениесвоей жизни человек занимает позицию по отношению как к природному исоциальному окружению, так и к витальному психофизическому внутреннемумиру, к внутренней среде. И то, что может противостоять всему социальному,телесному и даже психическому в человеке, мы называем духовным в нем.Духовное по определению, и есть свободное в человеке... К способностичеловека «вставать над всем»принадлежит также его способность встать надсамим собой... я могу лишь отмежеваться от того, что есть во мне... Ведьтипом или характером я лишь обладаю ; то же, что я есть, - этоличность.....Это свобода от своей фактичности, свобода своейэкзистенциальности». Поскольку мы всецело во власти этого мира, средство для выхода из-подего власти в том, чтобы создать вокруг себя, вопреки нашей естественнойэгоистической среде, искусственную среду, стремящуюся сообща выйти из-подвласти этого нашего окружения и попасть под власть окружения,руководствующегося законом высшего мира. Освободиться от влияния эгоистического окружения, выйти из-под него ивыявить в себе свойство отдачи — это является нашей свободной реализацией,а само свойство отдачи является свободой воли.Защита от трех остальных факторов Человек автоматически действует под влиянием внутренних факторов,которые в нем заложены, и под воздействием извне он является всего лишь ихисполнительным механизмом. Если человек желает выйти из-под этого управления природой, он долженподставить себя под управление избранной им окружающей среды. То есть,должен выбрать учителя, товарищей, единомышленников, книги, чтобы онидиктовали ему, что он должен делать, поскольку он всегда являетсяпроизводным этих четырех параметров.Власть разума над телом Разум человека является следствием жизненных ситуаций, отражением техсобытий и обстоятельств, которые проходят над человеком. Правильноеиспользование разума заключается в приближении к полезному, и отдалении отвредного, можно сказать, что функция разума утилитарная. Благодаря разумучеловек адаптировался к окружающей среде и продолжает приспосабливаться квсе более жестким условиям существования. Мы видим, что там, где тело не в состоянии распознать вред или пользу,возникает необходимость в разуме, и там разум полностью властвует над теломчеловека, позволяя избегать плохого и приближаться к хорошему. Можновспомнить слова Б.Спинозы: «Мудрый всегда могущественнее невежды» и «силаразума ведет к блаженству души» И в мере понимания, что разум есть следствие жизненного опыта, человекготов принять разум и мудрость другого человека, которому он доверяет. Это похоже на то, как человек спрашивает совета у врача и выполняетсовет, несмотря на то, что ничего не понимает в медицине, он доверяетразуму врача. Таким образом, он пользуется разумом других, что помогает неменьше, чем его собственный разум. Разум- это универсальный инструментразвития психики в человеке и даже используя, мыслительный продукт иныхлюдей, каждый человек вносит свой индивидуальный стиль в их употребление. Ис развитием эволюции инструментарий разума все больше усовершенствуется. Очень важно учитывать, что существует строгий параллелизм междуразвитием индивида (онтогенез) и развитием человечества (филогенез).Онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Если проследитьразвитие человечества в течение многих тысяч лет, то может возникнутьвопрос: что природа человека как выразителя своего вида, раз сложившись,далее не меняется? Значит ли это, что на уровне человека происходитостановка всякого филогенетического развития? Есть разные научные взгляды на эту проблему. Но одно очевидно, что приустойчивом морфологическом виде Homo sapiens, филогенетическое развитиесущественным образом коснулось психики человека и его мыслительнойдеятельности. По мере филогенетического взросления человечество все больше наращивалопотребности по овладению природой. Мы называем это техническим прогрессом.При этом подобное безудержное эгоистичное овладение природой иногда малопохоже на действие разумных существ. Наша деятельность давно уже неопределяется биологическими мотивами, идет совершенно бессмысленноенакопление материальных благ не несущих никакой функциональной нагрузки вразвитии человечества. Это хорошо выражено в цитате немецкого психологаА.Гельба: «Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способентолько человек». Совершенно очевидно, что в настоящее время человечество находится наопределенном рубеже, где необходимо сделать основной выбор - «иметь илибыть». Если филогенетически человечество созрело к осознанию главной целисобственного бытия, если можно предположить, что оно находится на стадииразумной, то должна произойти кардинальная переоценка трудовой, психическойи духовной деятельности людей.Следовать за большинством Всюду, где возникает разногласие между индивидуумом и большинством, мыобязаны принять решение в соответствии с желанием большинства. Но этотзакон возвращает человечество назад, ведь большинство — неразвито, аразвитые — всегда малочисленное меньшинство. Однако, поскольку природа определила нам жить в обществе, мы обязанывыполнять все законы общества, иначе природа взыщет с нас, независимо оттого, понимаем мы смысл ее законов или нет. Поэтому закон — следоватьправилам человеческого общежития — один из естественных законов природы, имы обязаны его соблюдать со всей осторожностью, совершенно не принимая врасчет наше понимание. Смысл этого закона в том, чтобы развить в нас осознание: — любви к себе как вреда, и — любви к другому, как добра, потому что это единственный способ перейти к любви, к Бытию. Но нет никакого права у большинства отменить мнение индивидуума в егоотношениях с Бытием, а каждый свободен, поступать, как считает правильным.В этом и есть его свобода личности. То есть, отношения человека с Бытиемрегулируются самим человеком, в то время как остальные законы поведениярегламентируются правилом «следовать за большинством».В жизни общества действует закон подчинения меньшинства большинству Однако на каком основании большинство взяло на себя право подавлятьсвободу личности и лишать ее самого дорого, что есть у нее в жизни — еесвободы? Ведь на первый взгляд, нет тут ничего, кроме насилия? Поскольку природа обязала нас жить в обществе то, само собойразумеется, что каждому члену общества вменяется в обязанность служитьобществу, заботиться о его существовании и способствовать его процветанию. А это не может осуществляться иначе, как только исполнением закона«подчинения меньшинства большинству», то есть, не может каждый действовать,как он захочет, он обязан подчиняться тому закону, который в данномобществе принят. Но совершенно ясно, что во всех тех случаях, когда не затрагиваютсяинтересы материальной жизни общества, нет никакого права и оправдания убольшинства ограничивать и ущемлять в какой бы то ни было степени и формесвободу индивидуума. Ибо в данном случае природа не обязывает личностьподчиняться желанию большинства.В духовной жизни действует закон для большинства следовать за личностью В любом поколении индивидуумы более развиты. И если общество осознаетнеобходимость избавиться от страданий, начав развиваться по законамприроды, а не по собственному желанию, оно обязано подчинить себяиндивидууму и следовать его указаниям. Таким образом, в том, что касается духовного развития, правобольшинства становится их долгом и действует закон следовать заиндивидуумом, то есть за развитой личностью. Ведь развитые и образованныеличности- индивидуальности составляют незначительную часть общества, азначит, успехи и достижения общества в духовной сфере определяютсяменьшинством. Послесловие Накапливая опыт, человечество постепенно все больше убеждается, что,несмотря на все его попытки изменить течение истории и развитие общества вопределенном направлении, жизнь, как говорится, делает свое, и всепроисходит по какому-то не от нас зависящему сценарию. Неужели рок довлеетнад нами? Изучение мироздания каббалистическим методом раскрывает нам, чтосущность венца творения — человека — состоит из трех частей: . первая часть животная, проявляющаяся в телесных желаниях пищи, секса, семьи, крова — того, что есть в каждом индивидууме, независимо от общества; . вторая часть человеческая, выражающаяся в желаниях богатства, почестей (славы, власти), знаний — того, в чем мы зависим от общества; . третья часть духовная, рождающая желание высшего (оно возникает в нас из ощущения смерти, незавершенности жизни, неизвестности источника ее происхождения). Человек рождается в этом мире, чтобы в течение своей жизни раскрыть длясебя высший мир. Тогда он существует в обоих мирах, и после смерти телаощущает духовный мир в той мере, в которой достиг его при жизни в теле.Если в течение своего пребывания в этом мире человек не достиг высшегомира, его душа вновь нисходит в этот мир — облачается в биологическое телоименно для этой цели. Раскрыть высший мир душа может лишь, будучи,облаченной в тело.Выводы: . весь этот мир и наше пребывание в нем предназначены только для того, чтобы мы в течение жизни раскрыли высший мир; . части первая (животная) и вторая (человеческая) в нас не существуют сами по себе, и их роль определяется лишь той мерой, в какой они способствуют реализации нами третьей части — (духовной), то есть своей миссии, которая и состоит в развитии стремления к высшему, в раскрытии высшего мира, пока мы пребываем в этом мире. Все действия человека оцениваются только в мере их связи с его духовным продвижением, потому что именно духовная его часть должна пройти изменения; . части первая и вторая в нас изменяются не сами по себе и не в зависимости от наших желаний, а только в мере необходимости реализации духовной (третьей) части; . в своих поступках, связанных с действиями в частях первой и второй, мы лишены свободы воли, они жестко заданы в нас природой, составляя жесткий каркас нашего строения. Выбирая же поступки в своем духовном развитии, мы определяем тем самым все остальные наши состояния в частях первой и второй — животной и человеческой — и, конечно же, в части третьей; . отказываясь от бесплодных действий, связанных с желаниями телесными и человеческими, и концентрируя свои усилия в раскрытии высшей природы, высшего управления, человек тем самым получает возможность управлять всем в этом мире (в части первой и второй). Иными словами, путь к управлению этим миром лежит через высший мир. И это понятно: ведь из высшего мира нисходят к нам все смыслы, все события, и они предстают в своем законченном виде перед нами. Поэтому отказ от реализации своих желаний через этот мир, отказ от бесплодных попыток наполнения в этом мире — это отказ от бесплодных попыток изменить свою судьбу, а раскрытие высшего мира означает включение в общее управление мирозданием. Предлагаемый материал показывает, насколько все поступки человека и егосостояния в этом мире предопределены, все, кроме одного, которое определяетвсе остальные — устремление к высшему миру, к его раскрытию, к овладениюзаконами высшего управления.Список литературы: Гиппенрейтер Ю.Б, Фаликман М.М. «Психология мотиваций и эмоций»М, 2002-12-24 Бахтин М.М. К философии поступка. В кн.: Философия и социология науки итехники. М., 1986. С. 82-96, или то же в кн.: Пешков И.В. М.М. Бахтин: от“К философии поступка” к Риторике поступка. М., Лабиринт, 1996. Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.) Фрейдизм. М., 1993. С. 25-64. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. В его кн.: Избр.психол. произведения, т. 2, М., Педагогика, 1983, или любое другое издание. Лайтман М. Постижение высших миров. М., НПФ «Древо жизни»2002 Лайтман М. Наука Каббала., НПФ «Древо жизни»2002 Лайтман М. Attaining The Worlds Beyond (Постижение высших миров),Laitman Publishers (2003). Лайтман М. аGuide To The Hidden Wisdom of Kabbalah (Руководство понауке каббала), Laitman Publishers (2003). Лайтман М. Kabbalah For Beginners (Каббала для начинающих), LaitmanPublishers (2003) (2 издание 2003 г.). Лайтман М. По зову Сердца. Laitman Publishers (2003). Лайтман М. Интервью с будущим. Laitman Publishers (2003). Лайтман М. Волшебник. Laitman Publishers (1998). Лайтман М. Схема создания, Laitman Publishers (1983 г., 2-е издание2000 г.). Лайтман М. Система создания, Laitman Publishers (1983 г., 2-е издание2000 г.). Лайтман М. Постижение Высшего Мира, Laitman Publishers (1995 г.). Лайтман М. Введение в книгу Зоар, Laitman Publishers (1997 г.). Маслоу А. Психология бытия. М., 1997. Психология личности. Тексты. М., МГУ, 1982 (работы У. Джемса, К.Левина, К. Хорни, Г. Олпорта, А. Маслоу, В. Франкля, Л.С. Выготского, Д.БЭльконина, П. Массена). Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современнаяпсихология. М., 1986, с.ЗЗ-36, 38-41,77-103,45-60. Пузырей А.А. В стороне Декарта// вопр. методол.1997.№1-2 С. 136-156 Толстой Л.Н.«Путь жизни»,1993 Толстой Л.Н. Собр. соч. 20т 1960-65 Флоренский П.А. Наука как символическое описание. В его кн.: Сочинения.Т. 2. М., 1990. С. 109-124. Франк В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.,1989. Лекции 16, 17, 19, 27, 28. Фромм Э. Бегство от свободы. В его кн.: Догмат о Христе. М., АСТ-ЛТД.1998. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., Питер Пресс, 1997. Штейнер Р. Путь к самопознанию человека. Ереван, 1991. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.СПб.Университетская книга, 1999. Элиаде М. Аспекты мифа. М., Академический проект, 2000. Юнг К.Г. Подход к бессознательному. В его кн.: Архетип и символ. М.,1991. С. 23-94.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свобода воли И. Якович Свобода воли «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого» iconВедение собрания группы аа «наш путь»
Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить; мужество изменить то, что могу и мудрость отличить одно...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свобода воли И. Якович Свобода воли «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого» iconБоже, дай мне способность изменять то, что может быть изменено, терпение,...
Боже, дай мне способность изменять то, что может быть изменено, терпение, чтобы принимать как должное то, что изменено быть не может...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свобода воли И. Якович Свобода воли «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого» iconНет! Мне ни в чем не надо половины- мне дай все Небо, Землю всю положь....
Богом, как Отцом, давшем человеку Жизнь. Постепенно зарождалось внутреннее противоречие человека, воспитанного в духе атеизма, и...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свобода воли И. Якович Свобода воли «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого» iconГейдельбергский Катехизис Обучение в христианской вере воскресенье 1 Вопрос 1
Он хранит меня так, что ни волос с головы моей не упадет без воли Отца Небесного, и даже так, что все [происходящее со мною] должно...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свобода воли И. Якович Свобода воли «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого» iconПредседателю зоо «Дай лапу, друг»
...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свобода воли И. Якович Свобода воли «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого» iconДай Бог, как говорится
Дай Бог, как говорится. Ну а пока что все без исключения страны коротают время до этого знаменательного события. Причем Россия коротает...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свобода воли И. Якович Свобода воли «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Невменяемость введение «Свобода воли»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свобода воли И. Якович Свобода воли «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого» iconДомашний доктор для детей
Если у вас есть дети, вы, наверное, захотите, чтобы под рукой у вас всегда была такая книга, поскольку ваш ребенок пришел в этот...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свобода воли И. Якович Свобода воли «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого» iconДве натуры
Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Свобода воли И. Якович Свобода воли «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Данную тему реферата я выбрала потому, что эта тема близка мне, моей семье – это тема о моём родном Отечестве

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<