Реферат по философии на тему: “философия платона”




Скачать 371.02 Kb.
НазваниеРеферат по философии на тему: “философия платона”
Дата публикации31.12.2013
Размер371.02 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Философия > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Философия Платона (MS WORD 2000)

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.А. Кулешова РЕФЕРАТ по философии на тему: “ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА” Выполнил: студент II курса физмата группы “Е” Ободовский Александр Проверил: Мельниченко Ю. С. МОГИЛЕВ 2000 Содержание1. Жизнь Платона 32. Школа Платона 43. Идеальное государство Платона 54. Объективный идеализм Платона 85. Основные философские принципы платонизма 86. Строение души по Платону 97. Платоновский идеализм 98. Философия Платона 119. Заключение 1510. ЛИТЕРАТУРА 19 Жизнь Платона Платон родился в 427г. до н.э. При рождении он был назван Аристоклом.Платоном назвал его учитель гимнастики впоследствии то ли за широту плеч,то ли за широту лба. “Платон” означает широкий. При рождении Платона ходилислухи, что он рожден не от своего отца, а от бога Аполлона. Тем самым емуприписывались особые дарования без тени оскорбления отца. Платон вмолодости увлекался поэзией. Сохранились некоторые отрывки из егопоэтических произведений. В двадцать лет, когда Платон воспринял влияние Сократа, он бросилпоэтическое сочинительство и решил посвятить себя философии. С этоговремени он стал одним из восторженных слушателей и учеников Сократа. ПослеКазни учителя в 399г. до н.э. Платон с другими учениками Сократа покинулАфины из соображений безопасности. Сократа обвиняли в атеизме и вразвращении молодежи. Развращением власти называли попытки Сократа поднятьавторитет истины выше авторитета богов и законов. Платон вернулся в Афины лишь через десять с лишним лет. К этому времениотносится его первая поездка к Дионисию Старшему в Сицилию. Он надеялсяповлиять на него посредством приобщения его к философии. Однако, Платонвскоре был разочарован. В Седьмом письме он пишет об этой поездке: “Кактолько я сюда приехал, мне очень не понравилась здешняя привольная жизнь ситалийскими и сиракузскими пирами, где доедаются дважды в день, абражничают всю ночь, и во всем остальном ведут себя соответственно: оттакой жизни мудрецом не станешь и умеренности не научишься. Какой нраввыдержит подобное житье?” (326в.) Более того, Платон попал в немилость ирешил уехать из Сицилии на корабле спартанского посла Поллида. Он не знал,что Дионисий тайно приказал послу убить Платона в открытом море или продатьего в рабство. Как сообщает Диоген Лаэртский, это распоряжение тирана былосделано не без злорадства. Дионисий притворно заявил, что Платон ведь непонесет никакого ущерба, т.к. будучи человеком справедливым, он и в рабствебудет испытывать счастье. Поллид не решился убить всеми почитаемогофилософа, но тем не менее, боясь ослушаться Дионисия, продал его в рабствона острове Эгине. Некий Анникерид, житель Эгины, отправлялся на состязаниеколесниц в Элиду. Когда он перед отъездом случайно повстречал Поллида иузнал в готовом для продажи невольнике известного философа Платона, онсразу же купил его за 30 мин. Он купил его только для того, чтобынемедленно отпустить на свободу. И этим, как говорят, стяжал гораздобольшую славу, чем в состязании колесниц. Ведь никто и не узнал бы о нем,если бы он не выкупил Платона. Второй раз Платон ездил в Сицилию к Дионисию Младшему для претворения вжизнь своего проекта государства. Говорят, что тиран обещал помочь ему вэтом деле, но не помог. В третий раз Платон ездил для примирения ДионисияМладшего с Дионом, но и на этот раз безрезультатно. Жизнь Платона умеренной в пределах Академии. Он не участвовал вполитической жизни государства, соблюдая идеологическую осторожность.Судьбы Анаксагора, Протагора, Продика, Сократа свидетельствуют обопасности, которая подстерегала любого ученого, философа и софиста вАфинах, где господствовала государственная идеология, основанная намифологии и вере в богов. Власти проявляли враждебность ко всем тем, ктовызывал сомнение в существовании богов. Известно, в частности, что во времясудебного процесса над Анаксагором поэт Диопейт внес законопроект, считатьгосударственными Уреступниками тех, кто научным образом объясняет небесныеявления. Это предложение было принято. Спустя 33 года после казни Сократа, в 366 г. до н. э. когдавоеначальник Хабрий был обвинен в сдаче крепости Оропа фиванцам, каксвидетельствует Диоген Лаэртский, один только Платон заступился за Хабрия.И когда он вместе с Хабрией шел на акрополь, сикофант Кребил обратился кнему: "Ты заступаешься за другого и не знаешь, что тебя самого вдетСократова цикута?" Платон ответил: "Я встречался с опасностями, сражаясь заотечество, не отступлю и теперь, отстаивая долг дружбы". Сикофант -доносчик, нанятый государством. Платон постоянно чувствовал эту опасность исоблюдал осторожность также в личной переписке. Например, во Втором письмек Дионисию Младшему -тирану Сицилии Платон пишет: "Ты говоришь, что тобойнедостаточно воспринято учение о природе первопричины. Я должен ответитьтебе иносказательно, дабы, если эта табличка испытает какие-либопревратности на суше и море, тот, кому она попадет в руки, ее бы не понял". Даже в личной переписке Платон пользовался не только различными формамииносказания, но и различными условными знаками - словами для различениясерьезных писем от несерьезных. В частности, в Седьмом письме оннапоминает: "Относительно знака, какие письма я посылаю тебе всерьез, акакие нет, я думаю, ты помнишь, однако прими это особенно к сведению и будьк этому внимателен. Ведь меня заставляют писать тебе многие, которымнелегко напрямик отказать. Итак, в серьезных письмах вначале упоминаетсябог, боги же в несерьезных"(363в). После возвращения в Афины Платон купил участок земли в роще богаАкадема и в 387г. до н. э. основал школу, названную Академией. На входнойдвери в школу была надпись: "Не геометр да не войди". Он строго изолировалсвою школу от горожан, и по выражению Т. Гомперца, он как бы окружил еервом и окопом. Известно только, что внутри школы преподавание велось устно.Из соображений безопасности ничего не записывалось. Отбор учениковпроизводился с осмотрительностью и чуть ли не со всей Греции. Самым любимымучеником долгое время был Аристотель из города Стагиры. Он учился вАкадемии 17 лет, затем открыл свою школу - Лицей (или Ликей). Говорят, чтоотношения между Платоном и Аристотелем к концу жизни Платона, сталинатянутыми. Платон называл Аристотеля Полом ("Пол" - по-гречески -жеребенок). Известно, что жеребенок, досыта насосавшись молока, лягает своюматку. Платон тем самым намекал на неблагодарность Аристотеля, который сталзамечательным ученым и философом благодаря именно ему. Став самостоятельныммыслителем, Аристотель раскритиковал некоторые воззрения Платона.Аристотелю приписывается выражение, ставшее крылатым: "Платон мне дорог, ноистина дороже". Говорят, что Аристотель не пришел к умирающему Платону идаже попортил его книги. Поводом к охлаждению взаимоотношений послужило тообстоятельство, что Платон не одобрял его манеры держать себя и одеваться.Аристотель слишком придавал значение одежде и обуви, стриг волосы и любилпокрасоваться своими многочисленными кольцами. В его лице было что-тонадменное, а многословие, в свою очередь, изобличало суетность нрава. Неприходится говорить, что эти качества, не свойственны истинному философу.Поэтому Платон не допускал к себе Аристотеля, предпочитая ему Ксенократа,Спевзиппа, Амикла и других, кого отличал всяческим образом, в частности,разрешением принимать участие в своих философских беседах. Академия просуществовала около девяти веков - до 529г., когдавизантийский император Юстиниан закрыл все нехристианские школы, считая ихрассадниками ложной мудрости. Главой школы был Платон, который еще прижизни назначил своим преемником Спевзиппа - сына своей сестры Потоны. Школа ПлатонаСтиль общения Платона с учениками внешне был схож со стилем Сократа, но всущности ход беседы был заранее распланирован. Платон не беседовал наулицах с чернью, с каждым интересующимся проблемами нравственности, как этоделал Сократ, который возвел эти «беседы ради познания сути добродетели» вранг собственного предназначения. Не говоря уж о том, чтобы задиратьсильных и знаменитых, показывая что они зря считают себя мудрыми. УченикамиПлатона были преимущественно «холеные молодые джентльмены» изаристократических родов (вспомним хотя бы самого известного его ученика -Аристотеля). Для занятий была построена Академия в живописном уголке насеверо-западной окраине города. (Знаменитая философская школапросуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийскийимператор Юстиниан закрыл ее.) Хотя Платон, подобно Сократу и считал чтовзимание платы за мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и, также как и он называл софистов «проститутами от философии» за то, что онитребовали деньги с учеников, это не мешало Платону принимать богатыеподарки и всяческую помощь от сильных мира сего. Идеальное государство Платона Платон развил и усовершенствовал политические идеи своего учителя.Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона:трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все они написаны вжанре диалога между Сократом и другими греческими философами, например,Главконом, Адимантом, Кефалом. В своих произведениях Платон говорит омодели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описаниекакого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такогогосударства, которого нигде и никогда не было, но которое должновозникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект,утопию. Автор неоднократно пробовал воплотить в жизнь свой проектоптимального государственного управления. На Сицилии, в Сиракузах, вовремена Платона было правление просвещенного тирана Дионисия, а его шуринДеон был поклонником Платона. Попытки афинского философа применить своитеории если не для управления всей территорией, то хотя бы небольшимселением, едва не закончились гибелью, и только из-за Диона его толькопродали в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажиневольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу. Также бесславно закончились и две последующие попытки устроить в Сиракузахгосударственное управление на основах разума. Платона многое в уже существующих государствах не устраивалопринципиально. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главнаяпричина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена "золотоговека" имели "совершенный" строй) заключена в "господстве корыстныхинтересов", обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии сэтим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государствана четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстныхинтересов" в их строе. 1. Тимократия власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранилачерты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воиныбыли свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое вниманиеуделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление кобогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит вроскошный, что обуславливает переход к олигархии. 2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкоеразделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможнойсовершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, потеории Платона, приводит к ее перерождению в демократию. 3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенностьбедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития,борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшейгосударственной системы тирании. 4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишкомсильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избытоксвободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще неимеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана. Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляетсвоему видению "идеального" общественного устройства. Огромное вниманиеавтор уделяет определению в государстве места правящего класса. По егомнению, правителями "идеального" государства должны быть исключительнофилософы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум.Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государстваПлатона, ведь им свойственны "...правдивость, решительное неприятие какойбы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Платон считает, чтолюбое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзяулучшить "идеальное"). Очевидно, что именно философы будут охранять"идеальный" строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают"...всеми качествами правителей и стражей идеального государства". Именнопоэтому деятельность философов обуславливает существование "идеального"государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальныхлюдей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона.Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь"идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, тамне будет места порывам души и чувствам. Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаются законамии устройством государства, то естественно предположить, что в немсуществуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом.Действительно, основной закон существования "идеального" государствасостоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, ккоторому он пригоден. Всех жителей "идеального" государства автор разделяет на трикласса. Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые длягосударства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди,связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами,торговлей и перепродажей это земледельцы, ремесленники, торговцы. Не смотряна то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди,все они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени нравственногоразвития. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделениетруда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственнойприхоти не может стать земледельцем. Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а это классывоинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не попрофессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этихлюдей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса. Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей наразряды, которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс(это достигается путем длительного воспитания и самосовершенствования).Переход этот осуществляется под руководством правителей. Характерно, чтоесли даже среди правителей появится человек, больше подходящий для низшегокласса, то его необходимо "понизить" без сожаления. Таким образом, Платонсчитает, что для благосостояния государства каждый человек должензаниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Есличеловек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то этоеще не гибельно для "идеального" государства. Когда же человек незаслуженноиз сапожника (первый класс) становится воином (второй класс), или же воиннезаслуженно становится правителем (третий класс), то это грозит крахомвсему государству, поэтому такой "перескок" считается "высшимпреступлением" против системы, ведь для блага всего государства в целомчеловек должен делать только то дело, к которому он наилучшим образомприспособлен. Вслед за Сократом, считавшим тремя основными добродетелямиумеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, какпреодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законыбожественные и человеческих), Платон пишет о том, что "идеальное"государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главнымидобродетелями: мудростью, мужеством, рассудительностью, справедливостью. Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения.Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были характернытолько для определенных классов людей, то рассудительность должна бытьприсуща всем жителям, она "подобна некой гармонии", она "настраивает насвой лад решительно все целиком". Под четвертой добродетельюсправедливостью автор понимает уже рассмотренное деление людей на разряды,касты: "...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие это естьсправедливость". Следовательно, разделение людей на классы имеет дляПлатона огромное значение, определяет существование "идеального"государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогда неудивительно,что нарушение кастового строя считается высшим преступлением. Такгосударство Платона незаметно, ради лучшей цели, приобретает те недостатки,которые рассматривал сам автор, описывая "порочные" государства (например,расслоение общества в олигархическом государстве). Характерно, что Платон, живший во времена всеобщегорабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания. В"Государстве" все производственные заботы возлагаются на ремесленников иземледельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабство можно обращать только"варваров", неэллинов, во время войны. Однако он же говорит, что война зло,возникающее в порочных государствах "для обогащения", и в "идеальном"государстве войны следует избегать, следовательно, не будет и рабов. Какписал В.Ф. Асмус, в трактате "Государство" "...класс рабов как один изосновных классов образцового государства не предусматривается, неуказывается, не называется". Это не значит, что автор выступает противугнетения человека человеком, просто, по его мнению, высшие разряды (касты)не должны иметь частной собственности, чтобы сохранить единство. Тем неменее, в диалоге "Законы", где также обсуждаются проблемы государственногоустройства, Платон перекладывает основные хозяйственные заботы на рабов ичужестранцев, но осуждает воины. В связи с рассмотренным разделением людей на разряды возникаетвопрос: кто же возьмет на себя ответственность определения способностичеловека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в "идеальном"государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие людиправители-философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон, ведьзакон важнейшая составляющая "идеального" государства, и его выполняют всебез исключения (доходит до того, что дети должны играть (!) по законамгосударства). Таким образом, правители-философы вершат судьбы всехостальных людей. Они не только определяют способности человека, но иосуществляют регламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетнихдетей с физическими недостатками (здесь, как и в некоторых других случаях,Платон берет за образец государственное устройство современной ему Спарты). Философы, на основах разума, управляют остальными классами,ограничивая их свободу, а воины играют роль "собак", держащих в повиновениинизшее "стадо". Этим усугубляется и без того жестокое разделение на разряды. Например, воины не живут в одних местах с ремесленниками, людьми труда.Люди "низшей" породы существуют для обеспечения "высших" всем необходимым."Высшие" же охраняют и направляют "низших", уничтожая слабейших ирегламентируя жизнь остальных. Можно предположить, что такая всесторонняя мелочнаярегламентация важнейших поступков человека, которые он, по современнымпонятиям, должен решать сам, приведет к разобщению людей, недовольству,зависти. Однако в "идеальном" государстве этого не происходит, напротив,единство людей Платон считает основой такого государства. Во временадревности, "золотого века", когда сами боги управляли людьми, людирождались не от людей, как сейчас, но от самой земли. Люди не нуждались вматериальных благах и много времени посвящали занятиям философией. Вомногом единство древних обуславливалось отсутствием родителей (у всех однамать земля). Платон хочет достичь того же результата, "обобществив" нетолько людское имущество, но и жен, детей. Автор хочет, чтобы никто не могсказать: "Это моя вещь", или "Это моя жена". По идее Платона, мужчины иженщины не должны вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается,браком тайно управляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших схудшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некотороевремя, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (впределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины общими женамивсех мужчин. Как писал В.Асмус, для Платона общность жен и детей являетсявысшей формой единства людей. Такая общность описана им для класса воинов-стражей, которым автор уделяет огромное внимание. По его мнению, отсутствиевражды внутри класса стражей повлечет за собой единство низшего класса иотсутствие восстаний. Таким образом, правящие классы государства Платона составляюткоммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не допускаетсреди высших классов бедности или богатства, а следовательно, по логикеавтора, уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Платона это пастух,пасущий стадо. Если прибегнуть к этому сравнению, то в "идеальном"государстве пастухи это правители, воины это сторожевые собаки. Чтобыудержать стадо овец в порядке, пастухи и собаки должны быть едины в своихдействиях, чего и добивается автор. Платоновское государство обращается с"человеческим стадом", как мудрый, но жестокосердный пастух со своимиовцами. Этого скрестить с тем-то, этих на бойню. Видно, что, по нашимпредставлениям, это тоталитарная программа, при которой кучка людей (пустьдаже мудрейших) подчиняет "...жалкие вожделения большинства ... разумнымжеланиям меньшинства". Прошедшие тысячелетия показали, что последующие утопии недалеко ушлиот прародительницы, созданной гением Платона, который ярко проявился и всоздании основ объективного идеализма и разработке его в целостном виде. Объективный идеализм Платона Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и неотдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный,материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельноецелое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, нозато он управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Этосамые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос. Онисоставляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей.Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи,управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира.Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится ввечности. И самая высшая идея идей - это абстрактное благо, тождественноеабсолютной красоте. Платоновский идеализм потому и называется объективным, что онпризнаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека,то есть объективного идеального бытия. Основные философские принципы платонизма: 1. Идея вещи есть смысл вещи. 2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявленийвещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляетсобою в сравнении с ними уже новое качество. 3. Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей иединичностей, которая является законом для возникновения и получения этихединичных проявлений вещи. 4. Идея вещи невещественна. 5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельнымсуществованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция,которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе иливыше неба. Однако, сильной стороной философии Платона, его положительнымвкладом в историю философии менее всего является его объективный идеализмкак мировоззрение. Общее не остается у Платона лишь противостоящимединичному, оно осмысляет всякую единичность и трактует как принципединичного, как закон проявления этого единичного, как модель егопостроения. Строение души по Платону Души людей, согласно Платону тесно соприкасаются с миром идей.Они – бестелесны, бессмертны, они не возникают одновременно с телом, носуществуют вечно. Тело подчиняется им. Состоят они из трех иерархическиупорядоченных частей: 1. разум, 2. воля и благородные желания 3. влечение и чувственность. Изначально существуя в мире идей, некоторые души не могут обуздать своинечистые влечения и потому отправляются в материальный мир. За счет этогочеловек способен постигать идеи. Он не в состоянии их производить, но подвлиянием органов чувств и своих впечатлений, способен припомнить, то, чтоего душа видела в мире идей. Души, в которых преобладает разум,поддерживаемый волей и благородным устремлениями, продвинутся наиболеедалеко в процессе воспоминания. Платоновский идеализм Сочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) - уникальное явление вотношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное,захватывающее описание самого процесса становления концепции, с сомнениямии неуверенностью, подчас с безрезультатными попытками разрешенияпоставленного вопроса, с возвратом к исходному пункту, многочисленнымиповторениями и т.п. Выделить в творчестве Платона какой-либо аспект исистематически изложить его довольно сложно, так как приходитсяреконструировать мысли Платона из отдельных высказываний, которыенастолько динамичны, что в процессе эволюции мысли порой превращаются всвою противоположность. Платон неоднократно высказывал свое отношение к математике и онавсегда оценивалась им очень высоко: без математических знаний «человек слюбыми природными свойствами не станет блаженным», в своем идеальномгосударстве он предполагал «утвердить законом и убедить тех, которыенамереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись внауке счисления». Систематическое широкое использование математическогоматериала имеет место у Платона, начиная с диалога «Менон», где Платонподводит к основному выводу с помощью геометрического доказательства.Именно вывод этого диалога о том, что познание есть припоминание, сталосновополагающим принципом платоновской гносеологии. Значительно в большей мере, чем в гносеологии, влияние математикиобнаруживается в онтологии Платона. Проблема строения материальнойдействительности у Платона получила такую трактовку: мир вещей,воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно существующего; вещинепрерывно возникают и погибают. Истинным бытием обладает мир идей, которыебестелесны, нечувственны и выступают по отношению к вещам как их причины иобразы, по которым эти вещи создаются. Далее, помимо чувственныхпредметов и идей он устанавливает математические истины, которые отчувственных предметов отличаются тем, что вечны и неподвижны, а от идей- тем, что некоторые математические истины сходна друг с другом, идея жевсякий раз только одна. У Платона в качестве материи началами являютсябольшое и малое, а в качестве сущности - единое, ибо идеи (они же числа)получаются из большого и малого через приобщение их к единству.Чувственно воспринимаемый мир, согласно Платону, создан Богом. Процесспостроения космоса описан в диалоге «Тимей». Ознакомившись с этимописанием, нужно признать, что Создатель был хорошо знаком с математикой ина многих этапах творения существенно использовал математические положения,а порой и выполнял точные вычисления. Посредством математических отношений Платон пытался охарактеризовать инекоторые явления общественной жизни, примером чего может служитьтрактовка социального отношения «равенство» в диалоге «Горгий» и в«Законах». Можно заключить, что Платон существенно опирался на математикупри разработке основных разделов своей философии: в концепции «познание -припоминание», учении о сущности материального бытия, об устройствекосмоса, в трактовке социальных явлений и т.д. Математика сыгралазначительную роль в конструктивном оформлении его философской системы. Такв чем же заключалась его концепция математики? Согласно Платону, математические науки (арифметика, геометрия,астрономия и гармония) дарованы человеку богами, которые «произвели число,дали идею времени и возбудили потребность исследования вселенной».Изначальное назначение математики в том, чтобы «очищался и оживлялся тоторган души человека, расстроенный и ослепленный иными делами», который«важнее, чем тысяча глаз, потому что им одним созерцается истина».«Только никто не пользуется ею (математикой) правильно, как наукою,влекущей непременно к сущему». «Неправильность» математики Платон видел,прежде всего, в ее применимости для решения конкретных практических задач.Нельзя сказать, чтобы он вообще отрицал практическую применимостьматематики. Так, часть геометрии нужна для «расположения лагерей», «привсех построениях как во время самих сражений, так и во время походов». Но,по мнению Платона, «для таких вещей ...достаточна малая частьгеометрических и арифметических выкладок, часть же их большая,простирающаяся далее, должна ...способствовать легчайшему усвоению идеиблага». Платон отрицательно отзывался о тех попытках использованиямеханических методов для решения математических задач, которые имели местов науке того времени. Его неудовлетворенность вызывало также принятоесовременниками понимание природы математических объектов. Рассматриваяидеи своей науки как отражение реальных связей действительности,математики в своих исследованиях наряду с абстрактными логическимирассуждениями широко использовали чувственные образы, геометрическиепостроения. Платон всячески старается убедить, что объекты математикисуществуют обособленно от реального мира, поэтому при их исследованиинеправомерно прибегать к чувственной оценке. Таким образом, в исторически сложившейся системе математических знанийПлатон выделяет только умозрительную, дедуктивно построенную компоненту изакрепляет за ней право называться математикой. История математикимистифицируется, теоретические разделы резко противопоставляютсявычислительному аппарату, до предела сужается область приложения. В такомискаженном виде некоторые реальные стороны математического познания ипослужили одним из оснований для построения системы объективногоидеализма Платона. Ведь сама по себе математика к идеализму вообще неведет, и в целях построения идеалистических систем ее приходитсясущественно деформировать. Вопрос о влиянии, оказанном Платоном на развитие математики,довольно труден. Длительное время господствовало убеждение, что вкладПлатона в математику был значителен. Однако более глубокий анализпривел к изменению этой оценки. Так, О.Нейгебауэр пишет: «Его собственныйпрямой вклад в математические знания, очевидно, был равен нулю...Исключительно элементарный характер примеров математических рассуждений,приводимых Платоном и Аристотелем, не подтверждает гипотезы о том, чтоЭвдокс или Теэтет чему-либо научились у Платона... Его совет астрономамзаменить наблюдения спекуляцией мог бы разрушить один из наиболеезначительных вкладов греков в точные науки». Такая аргументация вполнеубедительна; можно также согласиться и с тем, что идеалистическаяфилософия Платона в целом сыграла отрицательную роль в развитии математики.Однако не следует забывать о сложном характере этого воздействия. Платону принадлежит разработка некоторых важных методологическихпроблем математического познания: аксиоматическое построение математики,исследование отношений между математическими методами и диалектикой,анализ основных форм математического знания. Так, процесс доказательстванеобходимо связывает набор доказанных положений в систему, в основекоторой лежат некоторые недоказуемые положения. Тот факт, что началаматематических наук «суть предположения», может вызвать сомнение вистинности всех последующих построений. Платон считал такое сомнениенеобоснованным. Согласно его объяснению, хотя сами математические науки,«пользуясь предположениями, оставляют их в неподвижности и не могут датьдля них основания», предположения находят основания посредствомдиалектики. Платон высказал и ряд других положений, оказавшихсяплодотворными для развития математики. Так, в диалоге «Пир» выдвигаетсяпонятие предела; идея выступает здесь как предел становления вещи. Критика, которой подвергались методология и мировоззренческая системаПлатона со стороны математиков, при всей своей важности не затрагиваласами основы идеалистической концепции. Для замены разработанной Платономметодологии математики более продуктивной системой нужно было подвергнутькритическому разбору его учение об идеях, основные разделы его философии икак следствие этого = его воззрение на математику. Эта миссия выпала надолю ученика Платона - Аристотеля. Философия Платона Древнегреческая философия, чистая в своих истоках и приведшая кзамечательному прорыву в понимании человеком устройства мира, в котором онживет, вскоре замутилась вследствие некоего демонического влияния,проявившегося, во-первых, в атеизме Гераклита и Демокрита, а во-вторых, вскептицизме софистов. Во второй половине V в. до н.э. софисты грозилиувлечь за собой наиболее талантливых греческих юношей, фактическимонополизировав сферу образования. Успех софистов на ниве просвещения завелбы греческую философию в тупик. В результате мы не имели бы ни Платона, ниАристотеля. Однако во второй половине V в. до н.э в Афинах у софистовпоявился мощный конкурент. Им оказался Сократ, последователь философииАнаксагора. Сократ воспринял лучшие традиции милетской школы, восходившей ксветлому, незамутненному источнику истинного знания (Тертуллиан в"Апологетике" говорит о том, что философия в своих истоках восходит кбожественному откровению). Между Сократом и софистами разгорелась настоящаяборьба за души греческих юношей, интересующихся наукой и философией. Чтобыодержать победу в этой борьбе Сократ должен был показать, что он не толькоумнее, но и нравственно выше своих противников: не только искусством спора,но и примером своей жизни он должен был завоевать, привлечь к себе душисвоих учеников. Из учеников Сократа наиболее способным был Платон. ЛичностьСократа, его мученическая смерть, принятая с необыкновенным мужеством, -все это, несомненно, произвело сильное впечатление на Платона. В этомконтексте уместно вспомнить евангельские слова: "Если зерно, падшее вземлю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода"(Ин. 12.24). Обладая прекрасной памятью, Платон запомнил беседы Сократа вмельчайших подробностях и позднее записал их. Записи бесед (диалогов), вкоторых Сократ играет главную роль, составляют основную часть философскогонаследия Платона. Наследие Платона оказало громадное влияние на европейскую философию.Систематическое изучение философии Платона продолжалось в течение всегоантичного периода в стенах, основанной Платоном Академии (закрытой поприказу императора Юстиниана лишь в 529 г. н.э.); после некоторого упадкаинтереса к платонизму в течение средних веков, изучение философии Платонабыло продолжено в Италии в ХV веке. Главная заслуга в подготовке переводовтрудов Платона на латинский язык и комментировании их принадлежит великомуитальянскому гуманисту Марсилио Фичино (1420-1499). Вот что пишет о ПлатонеМарсилио Фичинo во введении к латинскому переводу диалога Платона"Протагор"; "Существует у греков правдивейшее о Платоне высказывание: Феб родилдвух выдающихся сыновей - Эскулапа и Платона. Эскулап лечил тела, а Платон- души[...] Болезнь же души состоит в ложных мнениях и дурных нравах.Таковое же зло одаренным душам никем так легко не причиняется, каксофистами. Истинными философами являются те, кто старательно ищет истину излюбви к самой истине. Софисты же привязываются к мнениям из любви кмнению”. Тот же Марсилио Фичино в предисловии к другому диалогу Платона "ВторойАлкивиад или о молитве" показывает, что истинное отличие философа отсофиста состоит также и в том, что философ верит в Бога и просит у Негомудрости, тогда как софист верит только в себя: "Что просит Сократ? Блага.Какого блага? Мудрости, т.е. познания божественной истины, которое можетдать лишь Бог. Что просит прежде всего? Чтобы Бог сделал его достойныммудрости. Кто достоин божественной мудрости? Тот, кто готов нести ее свет". Таким образом, мы видим, что философия, грозившая было сойти справильного пути, в лице Сократа снова возвращается к своим чистым истокам:божественной истине. Софисты желали казаться праведными, подобно фарисеям, о которых мычитаем в Евангелии. Сократ же желал не казаться, а быть праведным,вследствие чего он неизбежно должен был претерпеть гонения, ибо здесь наземле истина ходит в терновом венце. Трагедия Сократа и вообще всякогострадающего праведника объяснена в диалоге Платона "Государство": "Самая высшая несправедливость - это когда праведным выглядит тот, ктоне является праведным. Поэтому дадим несправедливейшему максимальнуюнесправедливость, но позволим, чтобы тот, кто много совершил неправедного,всему почитался как справедливый[...] Когда установим такого, рядом с нимпоставим мужа праведного, простого и незнатного человека, который, как уЭсхила, хочет не казаться, но быть добрым. Уберем от него, таким образом,всякую добрую славу, чтобы он никому не казался праведным. Ибо если онбудет казаться праведным, то получит почести и награды. Поэтому будетнеясно, ради почестей или наград он таков, или нет. Итак, лишим его всехвещей, кроме праведности и представим его таким, чтобы он был полнойпротивоположностью неправедному, т.е. чтобы не делая ничего неправедного,всем казался несправедливейшим, так чтобы он был испытан неким испытаниемна праведность и ни по причине дурной славы, ни по причине того, что из нееследует. Не отклонялся от своего намерения, но пребыл недвижим даже досмерти, будучи в течение всей своей жизни почитаем неправедным, являясь вдействительности праведным; и когда оба достигнут предела: этот -праведности, а тот - неправедности, рассудим, кто из них окажетсясчастливее". Из этого замечательного противопоставления мы видим, как глубокопонимал Сократ трагичность своей миссии. Софисты, будучи лжецами, кажутсявсем мудрыми, а истинный мудрец и праведник обречен на гонения и страдания.По сути Сократ пришел к выводу, который афористично выразит позднее св. ап.Павел: “Все желающие жить по Христу будут гонимы”. Какая же судьба, согласно Сократу, ожидает того праведника, которыйхочет не казаться, а быть праведным? В диалоге "Государство" мы читаем:"Скажут, что такого праведника будут бить, мучить, и свяжут его цепями;вырвут у него глаза и, наконец, после того как он претерпит всевозможныемучения, повесят его, чтобы он знал, что следует желать не быть, а казатьсяправедным". Та же дилемма стоит и перед философом: искать истину и казатьсябезумным, или не искать истину и казаться мудрым. Кульминация несправедливости состоит в том, что несправедливый человеккак будто сможет добиться милости богов, так как "захватив власть в своейстране и желая казаться праведным[...] будет щедрыми дарами ижертвоприношениями чтить богов и гораздо лучше, чем праведник, сможетпримириться с любым из людей или богов: из чего следует, как они думают,что он будет угоднее Богу, чем праведник". Здесь Сократ полемизирует с софистами, считавшими, что неправедныйбогач, приносящий богам щедрые жертвы, и раздающий нищим богатую милостыню,более угоден Богу, чем нищий праведник, который ничего, не может предложитьни Богу, ни людям. Этим рассуждением софисты обличают свое неверие всправедливость и всеведение Божие. Сократ же следует Фалесу, утверждавшему,что "от богов не скроется не только неправедный, но и умышляющий неправду".Позднее Иисус Христос похвалит бедную вдову, положившую мелкую монету всокровищницу храма, и скажет, что эта вдова положила больше, чем многиебогачи, ибо отдала все свое пропитание. Тем самым Иисус даст понять, чтоБогу нужны не подачки, а сердце человека. Несколько слов о терминах, которые использует Платон в данном тексте. Вгреческом подлиннике "справедливый" звучит как "dikaios" что МарсилиоФичино переводит латинским прилагательным "justus", а на русский язык можноперевести и как "справедливый", и как "праведный". Греческий словарьприводит помимо прочих следующее значение слова "dikaios": “исполняющийсвои обязанности по отношению к богам и людям, честный, справедливый”. Этослово встречается уже в "Одиссее" Гомера, а также в Новом Завете, напримерМф. 1,19: "Иосиф же, муж ее, будучи праведным[...]" Комментируя диалог "Государство", Марсилио Фичино пишет: "Задачафилософии состоит не в том, чтобы лишить душу всякого религиозного страха,как учит в своих пошлых стихах нечестивый Лукреций, хотя из смердящей этойклоаки многие сегодня стремятся черпать чистоту и элегантность латинскойдревности, явно с большим ущербом для добрых нравов[...] Я не говорю обистинной религии, ибо знаю, что Платон не ведал ее, но о религиозномчувстве, которое, если кто истребит из душ человеческих, тот разрушитоснования государства". О связи платонизма и христианства Марсилио Фичино пишет следующее:"(Платон) не знал истину, ибо не знал Христа, Который есть путь, и истина,и жизнь. Небесполезно нам, однако, рассматривать сии искры, сияющие посредитьмы: чтобы мы знали, что Бог никогда не оставлял мир без свидетельства". Что касается космологических воззрений Платона, то, например, о формеЗемли Платон пишет в диалоге "Федон" (повествование ведется от лицаСократа): "Если бы кто-нибудь[...] сделался крылатым и взлетел ввысь, то,словно рыбы здесь .у нас, которые высовывают головы из моря и видят этотнаш мир, так же и он, поднявши голову, увидел бы тамошний мир[...] Итак,друг, рассказывают прежде всего, что та Земля, если взглянуть на неесверху, похожа на мяч, сшитый из двенадцати кусков кожи и пестрорасписанный разными цветами". В комментарии к этому месту в Собраниисочинений Платона (М., 1969-1972) сказано: "Земля в рассказе Сократаобладает формой совершенного тела, т.е. шара или сферы, о чем училипифагорейцы: "Из форм тел самое прекрасное шар". По Пифагору, существуетпять телесных математических фигур, причем из додекаэдра возникла "сфераВселенной" (у Платона Земля - тоже додекеэдр). Пифагореец Гиппас первыйразгласил и начертил шар из двенадцати пятиугольников”. Следует также сказать несколько слов о диалоге Платона "Тимей”. В этомдиалоге впервые прозвучала идея сотворения мира из аморфной материи.Любопытно, что, согласно Платону, и само время творится одновременно смиром. Вначале участники диалога обращаются с молитвой к Богу: "Ибо все,кои хоть в какой то мере обладают здравым умом, во всяком деле, большом илималом, прежде всего имеют обыкновение призывать Бога: тем более этоприлично нам, собирающимся обсуждать вопрос, рождена ли вселенная или нерождена; если мы не безумцы, то должны призвать Бога в помощь". Чтокасается вечности вселенной у Платона, то комментатор ХV1 в. СебастианМорцилло пишет: "Если мы хотим объяснить его (Платона - И.Л.) истинноесуждение, то ясно, что он, как и Аристотель, считал, что мир вечен и нерожден ни от какого начала. Поскольку сущность мира Платон называет вечной,он говорит, что Бог не заново ее произвел, но сообщил ей форму и привел еев порядок". Морцилло считает, что, согласно Платону, время существовало досообщения Богом формы миру, но было "нечетким и неопределенным": "Ибо и досотворения неба субстанция вселенной существовала, хотя и быланевозделанной и неупорядоченной; также и время было тогда нечетким инеопределенным. Когда же был рожден мир, и время вместе с небом сделалосьупорядоченным и благодаря движению его (неба - И. Л.) четким". В заключение скажем о восприятии Платона в России. На русский языксочинения Платона были переведены в 70-ые годы ХVIII века трудамипереводчиков Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. Во введениипереводчики (священник Иоанн Сидоровский и коллежский регистратор МатфейПахомов) пишут: "Весь свет со удивлением взирает на то блаженство России, Отечестванашего, до коего возвысилась она в настоящем златом веке. Но может ли чтоиное быть источником благосостояния какого-либо царства, как не едина токмомудрость предержащия власти? Платон, знаменитейший из всех древнихфилософов, полагая сию истину всякого сомнения чуждою, в пятой книге своегогражданства (речь идет о диалоге "Государство" - И.Л.) сказует, что всякоецарство тогда достигнет своего блаженства, когда или цари будутлюбомудрствователи, или любомудрствователи сделаются царями. Таковойистины, как бы прорекательне Платоном изреченной, зрится в России ныне,паче нежели в предшедшие веки, самое событие. Отечество наше, кольвеличайшею ни блистает теперь пред прочими державами славою, коликим нинаслаждается благоденствием всему сему есть виновница державствующая воднех сих августейшая монархиня наша[...]” В этом же введении дается краткая биография Платона и обзор еготворчества. В частности, авторами введения говорится, что "многие порицаютсего писателя (Платона - И,Л.) за то, что он не предлагает о вещах просто иясно, и сим самым причиняет читателям своим темноту инеудобовразумительность". Отвечая на это обвинение в адрес Платона,переводчики пишут: "Известно, что обретаются два образа сочинений. Единесть простый и сухий образ, свойственный мафиматикам, представляющийистины, чуждые всяких украшений[...] Сей образ тогда бывает изящен иполезен, когда употребляется пред человеками просвещенными, разумными инепричастными предрассуждениям. Вопреки, он лишается всея своея силы, еслипредлагаем будет людям предубежденным, легкомысленным и жестоковыйным[...]" Это введение к Собранию сочинений Платона представляет собой первыйотечественный опыт анализа философии выдающегося греческого мыслителя. При жизни Платона ходили слухи о том, что в Академии преподается вустной форме особая тайная философия, о которой в диалогах ничего прямо неговорится. Диоген Лаэртский свидетельствует:"Словами Платон пользовалсяочень разными, желая, чтобы его учение не было легко уяснимым для людейнесведущих". Из этого следует, что Платон свои диалоги предназначал как длясведущих, так и для несведущих. И действительно, любое иносказаниепредполагает разделение читателей по крайней мере на двух типов. Их можноназвать по разному Диоген называет их сведущими и несведущими, я - А. Т.Геворкян называв их первыми и вторыми. Первые читатели не улавливают целииносказаний, или вовсе не воспринимают иносказаний; вторые же обнаруживаютиносказательный покров и выявляют то, что скрыто под различными Формамииносказания. Сам Платон также разделял своих читателей на два типа. Об этомсвидетельствует Седьмое письмо, где он говорит:"Если бы показалось, чтоследует написать или сказать это в понятной для многих форме, что болеепрекрасного могло быть сделано в моей жизни, чем принести столь великуюпользу людям, раскрыв всем в письменном виде сущность вещей? Но я думаю,что подобная попытка не явилась бы благом для людей, исключая оченьнемногих, которые и сами при малейшем указании способны все это найти". Изэтого можно видеть, что сам Платон разделял своих читателей на "многих" и"немногих". Именно на этих немногих и рассчитывал Платон при построениисложной структуры диалогов, в которых под различными формами иносказания онскрыл свои подлинные воззрения. Начиная с древности в платоноведении существовала точка зрения,согласно которой диалоги - экзотерические (внешние) сочинения не содержат вявном виде эзотерических (внутриакадемических) учений, которыепреподавались ученикам Платона устно и хранились в тайне от внешнего мира.В этом свете основной проблемой платоноведения стало выявление соотношениядвух Платонов: автора диалогов и наставника Академии. Об этомсвидетельствует, в частности; А. Клеванов, который в 1861г. писал: "Быловысказано некоторыми довольно странное мнение, будто и из подлинныхсочинений Платона нельзя извлечь истинного понятия об его учении, что оно вполной ясности преподано им тайно только ученикам его, а в сочиненияхвнутренний смысл учения скрыт под намеками и образами, частью с умыслом,частью из осторожности". Сам А. Клеванов называет эту точку зрения страннойи, вероятно, солидаризируется со Ф. Шлейермахером, который, как утверждаетА. Клеванов, опроверг эту догадку и с его времени почти потеряли в нееверу. И действительно, Ф. Шлейермахер в XIX веке был авторитетным теологоми своими переводами сочинений Платона на немецкий был известным и вплатоноведении. Он своими интерпретациями христианизировал Платона, асвидетельства Диогена Лаэртокого и других он объявил несерьезнымианекдотами ненаучной традиции и категорически отверг их. Воззрения. Ф. Шлейермахера о Платоне оставались господствующими в XI Яз. Вособенности трудно было выйти из-под его влияния мыслителям христианскойнаправленности. В этом отношении интересна позиция Гегеля, который отвергконцепцию двух Платонов: "Это, впрочем, дурное различение, так какполучается вид, будто у Платона были две философии: одна для внешнего мира,для людей, а другая - внутренняя, сохраняемая для интимного круга". Онполагал, что у Платона одна философия. Однако, его интуиция исследователязаставляет его частично признать то, что он в общем отвергает: "Ноэзотерическим является спекулятивное, которое, хотя бы оно было написано инапечатано, все же, не будучи тайной, остается сокрытым для тех, кто нехочет делать усилия мысли". Таким образом, Гегель фактически признает, чтодиалоги Платона рассчитаны на читателей двух типов: тех, которые не делаютусилия мысли и тех, которые, делая усилие мысли, правильно понимаютспекулятивное сокрытое. В ХХв. эзотерические тенденции в платоноведении начали усиливаться. В1912г. В. Егер безоговорочно провозгласил, что настоящая философия Платонане может быть найдена, в его диалогах, которые следует считать нефилософскими сочинениями, а произведениями искусства. Подлинно платоновскиевоззрения содержались в его устном учении - том, которая может бытьвосстановлена по свидетельствам Аристотеля и других его учеников. Этойконцепции В. Егера придерживаются представители известной тюбингенскойшколы Г. Кремер и К. Гайзер, которых обычно называют эзотеристами, Е. Н.Тигерштедт говорит:"Если бы диалоги вдруг бесследно исчезли, это неповлияло бы на эзотерические концепции платонизма, поскольку последние неосновываются на анализе диалогов, хотя эзотеристы последовательно пытаютсянайти в них обоснование своих мнений". Заключение Итак, можно ли считать философское наследие Платона артистическимфилософствованием, местами гениально прозорливым, однако лишеннымсистематической строгости и методически исчерпывающей полноты? Обольшинстве диалогов, за исключением Тимея и Законов, действительно, можносказать, что построение их прихотливо, логика изложения определяется скореехудожественными или пропедевтическими задачами, нежели логикой философскогопредмета. Тем не менее об отсутствии системы в философском наследии Платонане может быть и речи. Внимательное изучение Платоновского корпусапоказывает, что в нем всесторонне и полно выражена тщательно проработаннаяфилософская концепция, диалектически изощренная и, что самое замечательное,свободная от догматической косности и окостенелости. Душа платоновского идеализма учение о Благе. Из платоновской философиивошло в культурный обиход человечества не только понятие идеи, но и понятиеидеала. Идеализм Платона идеализирующее учение. Прежде всего Платонидеализирует познавательную деятельность человека. Платоновская гносеологияменее всего хлопочет об адекватности человеческих познаний познаваемомумиру, главное в познании усмотрение перспективы движения к совершенству.Познание постигает вещи только тогда, когда оно постигает меру возможногосовершенства каждой вещи, ее идеал, а также место этого идеала в ЕдиномБлаге Бытия. Соединение в одной высшей идее Блага, Бытия и Единогообусловило сквозное единство этического, космологического игносеологического уровней его философского учения. Сущность человека,согласно этому учению, заключается в безостановочном устремлении к познаниюсовершенства бытия, своего собственного совершенства, своего идеала, и темсамым к самоусовершенствованию. Подобным же образом Платон идеализируетприроду мироздания, общественный порядок, да и все, к чему прикасается егомысль. Философия, по Платону, начинается с удивления, а держится и питаетсялюбовью, любовью к идеалу и к любому объекту мысли как к возможностиидеала. Философия Платона не раз возрождалась на протяжении истории под именемплатонизма. Этим именем называется всякое учение, которое в основание бытиякладет идеальные сущности, в основу познания интеллектуальное усилие,отправляющееся от интуиции, в опыте имеющее лишь результат, но не источник,а в этике проповедующее превосходство вечных ценностей над заботой и злобойдня. В политике это выражается в примате общегосударственных интересов передчастными; закон подчинения гражданина государству понимается каксправедливость и становится залогом спасения и будущего блаженства каждойчеловеческой души. В логике это означает превосходство общего над единичным и более общегонад менее общим, в гносеологии суверенитет понятия и приоритет его передчувственным опытом. Истина это закон подчинения знания идее. В космологии это сказывается в низведении самодостаточного исамодвижущегося космоса досократической философии на уровень производного ипроизведенного механизма, скопированного с внеположенного космосу образца иприводимого в движение силой, лишь отчасти заключенной в космосе и ведущейсвое происхождение от внекосмических начал. Закон приближения копии кобразцу именуется у Платона истиной, закон подчинения частей целому исоподчинения частей внутри целого соразмерностью, закон полного исовершенного единения многого в одном красотой. Истина, соразмерность икрасота сводятся в наивысшее единство, именуемое Благом. Тем не менее философия Платона это не философия приоритетов, этофилософия меры. Крайности Платона это не области существования, а пределыпонимания. Истина бытия и понимания каждой вещи и ее идеи определяется какмера. Мера это количественно определенное среднее, узел связи двухкрайностей многого и единого, частного и целого, единичного и общего,соотношение которых в их смеси определяется числом. Число это то, чтообъединяет физическое существование космоса и метафизическое бытие идей.Самое конечное единство определяется числом единица . Отношения любой изидей к идее единого составляет меру и число этой идеи. Мера и число вещиэто отношение наличного соотношения между соединившимися в ней крайностямик тому, которое задано ей идеей. Мир вещей, таким образом, от мира идейотличается тем, что у идеи свое число, целое, а у вещи всегда дробное,знаменатель которого может увеличиваться или сокращаться, обнаруживая мерусовершенства вещи; мир вещей именуется миром становления, поскольку каждаявещь в нем находится в движении, направленном к совершенствованию, ксокращению разрыва между действительностью и истиной. Вещь всегда лишьстановится тем, что есть ее идея, путь ее становления бесконечен, а разрывмежду совершенствующимся и совершенством всегда сохраняется, ибоотягощенная несовершенством индивидуальности вещь всегда чуть-чуть не-до-идея, как бы ни блистала она соразмеренностью, добротностью и красотой. Добротность, или добродетель, это та же мера, но понятая в эстетическомили этическом смысле. В государстве мера-добродетель гражданина это егосословная принадлежность. В космосе мера-добротность вещи дается ей как еевозможность, то есть как диапазон ее перемен в процессе становления,определенный ее включенностью в соразмерное единство целого. Мера и возможность философии состоят в очищении и возвышении душичеловеческой, во всемерном развитии способности бессмертной души кприпоминанию тех созерцаний, какие доступны душам, поднявшимся до края,отделяющего небо от занебесной области идей. Ближайшим образом душе требуется припоминание идеи справедливости (иБлага, ибо верховная идея Блага познается в каждой из прочих идей как цельи основание всего), дабы справедливой жизнью заслужить себе право впоследующих воплощениях подниматься раз от разу все выше и выше по ступенямсовершенствования. Однако познание этой высшей справедливости в земныхусловиях оказывается едва ли не самым трудным познанием, к нему ведетдолгий путь воспитания и образования, развития мыслительных способностей. Конечная цель философии привести к осуществлению все лучшие возможностидуши, ее способность путем мнения, состоящего из веры и уподобления, имышления, состоящего из познания и рассуждения, находить верную дорогу какв лабиринтах становления, так и на магистралях бытия. Наконец, какова та картина, то зрелище, которое душа, получившаяпосредством философии свое полное развитие, может составить как идеальныйобраз своего двойного обиталища? Это должно быть зрелище космоса, с однойстороны, и вечного прообраза этого космоса бытия с другой. Однако истинноебытие лишено не только материи, но и формы, к тому же оно просто,односоставно и тем самым неподвластно логосу-отчету, разбирающему составмногосложного. Высшая ступень истины неизреченна, постичь ее можно самое посебе, в свете ее собственного сияния, но выразить лишь в отображении, вэйконе. Таковы эйконы пещеры в Государстве , земли в Федоне , неба изанебесной области в Федре . Наиболее правдоподобным эйконом бытия являетсясделанный по его образцу космос, он более всего подобен своему благомуобразцу-прообразу, поэтому изображение космоса в Тимее можно считатьнаиболее адекватным из возможных эйконов бытия. Можно ли считать правдоподобный миф Тимея не только наиболее истиннымизображением бытия, но и собственно изображением бытия? Не относится ликосмос к бытию как становление к своей идее? Не есть ли космос сотворенныйаналог бытия, как время и движение космоса аналоги вечности и покоя бытия?Исчерпывает ли идея космоса всю полноту мира Идей? Есть ли в мире бытияобразцы для других созданий? В наследии Платона, скорее всего, нет на этотсчет указаний, кроме, может быть, одного. Говоря о сотворении космоса издвух начал, идеи-образца и восприемлющей материи ( Тимей , 50 С-Е), Платонзамечает, что этому неопределенному, бесформенному, безвидномувосприемлющему началу предстоит воспринять все возможные формы, все родывещей, все возможное разнообразие видов. Для обозначения целокупностикосмоса в греческой философии употреблялось слово пан все, всевозможное,всяческое, всякое все. Платон не может сказать о космосе, что тот все,помимо космоса есть бытие, но что космос являет собой всевозможную пестротувсяческого бытия в становлении, это, по-видимому, можно считать вероятным. Единое, Благо, Бытие все эти идеи находят отражение в космосе, остаютсятолько два начала, две крайности, не затронутые этой игрой отражений, этопредел и беспредельное, ум и необходимость, идея и материя, единица инеопределенная двоица. В союзе с беспредельным предел порождает космос, новне этого союза он остается чистой идеей, идеей идей, числом числа, бытиембытия. Беспредельного вне союза с пределом нет, оно небытие. Предел же естьбытие. Дальше и больше бытия уже ничего нет. Здесь Платон ставит точку.Здесь его Бог. Довольно глубоко зашли мы в страну Платона, и здесь автор оставляетчитателя, поскольку обещал ему указать путь к Платону, а не от Платона,вызвался ввести его в платоновские пределы, но не вывести из них. Пустьчитатель не сетует на автора за его вероломство, а главное, не ощущаетсвоего положения безвыходным. Человек в платоновском мире не чувствует себяцентральной фигурой, но в то же время он сознает, что находится где-тоочень близко к центру, гораздо ближе, чем что-либо иное в этом мире.Человек не возвеличен над миром, чтобы быть мерой всех вещей, он обреченбыть их мерой, потому что у них никогда-никогда не было, нет и не будетдругой. В человеке весь мир познает себя, в человеке человек познает себя,в человеке познает себя само познание, такова человеческая работа вмироздании, такова выпавшая ему в космо-полисе человеческая справедливость,такова космополитическая софия. Человек, если он человек, обязан, своим космическим гражданским долгомобязан быть мудрым, хочет он этого или не хочет, хватает у него смелостидуха на то, чтобы быть мудрым, или он

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по философии на тему: “философия платона” iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона...

Реферат по философии на тему: “философия платона” iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона...

Реферат по философии на тему: “философия платона” iconРеферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона»

Реферат по философии на тему: “философия платона” iconВопросы к экзамену по философии для выпускников естественнонаучных
Философия: античные и современные представления. Философия и наука. Философия и религия. Особенности проблем, решаемых философией....

Реферат по философии на тему: “философия платона” iconРеферат по философии на тему: «Философия сомнения Р. Декарта»

Реферат по философии на тему: “философия платона” iconНаучно-теоретическая конференция «Философия и наука»
Институте философии ран по инициативе Московского отделения философского общества РФ состоялась конференция на тему «Философия и...

Реферат по философии на тему: “философия платона” iconКонтрольная работа по философии на тему: Философия Канта

Реферат по философии на тему: “философия платона” iconКонтрольная работа ||По философии ||На тему: «Немецкая классическая философия»

Реферат по философии на тему: “философия платона” iconКонтрольная работа по философии на тему: «Философия Нового времени»

Реферат по философии на тему: “философия платона” iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Философия М. Монтеня Академия...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<