Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религия и наука Религия и наука. Содержание. Религия и наука. 1 Содержание. 2 Что есть «наука»




Скачать 374.42 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Религия и наука Религия и наука. Содержание. Религия и наука. 1 Содержание. 2 Что есть «наука»
Дата публикации02.01.2014
Размер374.42 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Философия > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Религия и наука

Религия и наука. Содержание. Религия и наука. 1 Содержание. 2 Что есть «наука» и «научное познание». 3 Научное видение мира и закономерности его эволюции. 4 Религиозное видение мира. 13 Великие классики пошлого века (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин,Н.А.Бердяев) о науке, религии, атеизме. 21 Мыслители разных веков о науке и религии. 28 Диалог науки и религии, как желание человечества построить единуюкартину мира. 32 Заключение. 37 Список литературы. 40 Что есть «наука» и «научное познание». Наука — это мышление специальными понятиями как инструментамипознания. Она является особой формой интеллектуального труда, системойдеятельности по производству достоверной) (точного) знания. Всеобщимобъектом науки выступает система «человек — мир». Объектом частных наукявляются отдельные фрагменты мира (например, земная кора нашей планеты),которые вовлечены в сферу практики человека и интересуют его. Предмет женауки — это наиболее важные и существенные стороны объекта, его признаки исвойства, вызывающие интерес для данной отрасли научного познания. Наука представляет собой особый вид, или сферу деятельности человека,где целью и результатом является система объективных знаний о внешнем миреи путях его практического преобразования. Научное познание всегда системно. Выработанные в ходе познания вещейих образы соединяются и подвергаются рациональной обработке (осмыслению). Витоге формируется совокупность различных идей и представлении о предмете. Входе дальнейшего познания складываются такие сложные системы знания, какнаучная теория, научная картина мира и т.д. Наука — это и производительная сила. Она закладывает необходимыепредпосылки для изготовления человеком орудий труда и техники. Без наукибыла бы невозможна промышленность, создание разнообразных технологий попроизводству нужных человеку вещей. Тем самым она становится фактическиорганическим элементом производительных сил общества. В XX в. наука оказалаколоссальное воздействие на развитие всего общественного организма.Совершенно очевидно, что она имеет прямое отношение к богатствам идостижениям человеческой цивилизации. Научная картина мира есть картина того, как мир устроен и как ондвижется и развивается. Она является весьма сложным синтезом знаний,целостный образ мира, получаемый с помощью различных наук. Существуют такжепонятия философской, религиозной картины мира. Научная картина мира — этоне только система знания, но и тот идеал, к которому стремится научноенезнание. Научное видение мира и закономерности его эволюции. Сразу стоит отметить, что научная картина мира, возникшая из ученийДекарта и Ньютона, отбросила один очень важный момент, присутствовавший каку одного, так и у другого «патриарха»: фигуру Бога.Рациональномеханистнческий образ мира, сформировавшийся в трудахпоследователей, демонстрирует нам мир как единый и единственный: миртвердой материи, подчиненный жестким законам. Сам по себе он лишен духа,свободы, благодати, он безмолвен и слеп. Механистическая Вселенная Ньютона состоит из атомов маленькихнеделимых частиц, обладающих постоянной формой и массой и связанныхтаинственным законом тяготения. Она организована в трехмерное пространствоклассической эвклидовой геометрии. Это пространство абсолютно, постоянно ивсегда находится в покое. Оно представляет собой большое вместилище тел,само по себе нисколько от них не завися и лишь предоставляя им возможностьперемещения под воздействием силы притяжения. Точно так же время являетсобой чистую длительность, оно абсолютно, автономно и независимо отматериального мира. Однородным и неизменным потоком течет оно из прошлогочерез настоящее в будущее. В целом Вселенная предстает как огромныйполностью детерминированный часовой механизм, в котором действуетнепрерывная цепь взаимосвязанных причин и следствий, Если бы можно былополучить точную информацию о каждом звене этой цепи, то стало бы вполневозможным совершенно точно реконструировать любую ситуацию прошлого ипредсказывать события будущего без всяких погрешностей. Вселенная, представленная в виде комплекса механических систем,развивается без участия какого бы то ни было сознания и разума. Вся ееистория, начиная от «большого взрыва» до сегодняшнего дня результатслепого и стихийного движения материальных масс. Жизнь зарождается впервозданном океане случайно как результат беспорядочных химическихреакции, и пойди процесс чуть по-другому, сознание никогда не проявилось быв бытии. С физикалистской точки зрения появление жизни и сознания нетолько загадка, но и явление достаточно странное, абсурдное, так как онопротиворечит второму началу термодинамики, утверждающему, что всякаясложная система неуклонно стремится стать простой, но не наоборот. Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуетсяего судьбой, его целями и ценностями, которые выглядят смешныминелепостями, мгновенной вспышкой сознания в грандиозной машинебессмысленной Вселенной. Мир выглядит как нечеловекоразмерный, бесстрастно уничтожающий всечеловеческое, да и просто не замечающий его. Интуиция как метод научного познания. Механизм формирования интуитивного суждения только начинает изучатьсяв психологии. Но уже ясно, что здесь огромна роль бессознательного. Еговзаимодействие с сознанием еще далеко не понято. Оно может протекать, какнеосознаваемая длительная подготовительная деятельность, но завершаетсяпереходом в сознание в виде вербализуемого суждения, что для наукинеобходимо. Если этот переход совершается внезапно, как прорыв, то он имеетхарактер озарения. Однако необходимо подчеркнуть одну, важнейшую для последующегоособенности любое интуитивное суждение в науке всегда ограничено однимжестким условием: оно не должно противоречить ни логике, ни положительномузнанию, опыту. Этого требования нет ни в искусстве, ни в религии. Болеетого, можно утверждать, что такое противоречие для них необходимо, и этообусловливает их коренное отличие от науки. Можно пойти и дальше утверждать, что сам процесс построения научнойсистемы пронизан интуицией. Как доказал Гегель, даже математика не мо бытьполностью дедуктивной системой, построенной по схеме: аксиоматический базис- логика, но должна по мере развития включать все новые постулаты, т.е.является лишь "кусочно-дедуктивной". Но отдельный логический "кусок" можетбыть огромен, что охватывает, например, всю математику от Евклида до XX в. Если в начале XX в. виднейшие математики еще ставили задачу построенияматематики как чисто логически замкнутой, самодостаточной системы, то кконцу века было понято, что не только аксиоматический базис, но дажеиспользуем основные понятия не могут быть удовлетворительно обоснованы иопределены чисто логически, они вводятся эмпирически, как интуитивноусматриваемые. В результате распространилось убеждение, что математиканаука эмпирическая. Более того возникло парадоксальное, но фундаментальноважное утверждение, что "основы логики такие же продукты человеческогоопыта, как аксиомы евклидовой геометрии (это вполне соответствуетсказанному, как ни удивит это многих, Лениным в " философских тетрадях":"Практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить кповторению различных логических фигур, дабы эти фигуры могли получитьзначение аксиом"). Довод в пользу этого утверждения можно усмотреть том,что по мере расширения человеческого опыта в процесс познания включаюобъекты, для которых классическая логика недостаточна, и уже возникло многонеклассических логик" (например, не содержащих "закон исключенного третьеговсякое утверждение либо ложно, либо истинно).Методология научного познания мира. К методам научного познания относят те из них, которые применяются вэмпирическом и теоретическом исследований. Методы эмпирического научного познания — это прежде всего наблюдение,описание, аналогия. Они весьма активно применяются во многих науках, иособенно в биологии, астрономии. Методы теоретического исследования весьма разнообразны. Так,формализация представляет собой оперирование знаками и символами,формулами. Они как бы заменяют реальный предмет или процесс. Данный методактивно применяется в математике, химии, физике. Аксиоматический метод основан на использовании аксиом, т.е. положений,истинность которых не подлежит сомнению в силу их многократной доказанностии даже очевидности. Генетический метод позволяет проследить возникновение тех или иныхявлений и процессов. Например, выявить генезис жизни на Земле, изучитьпроисхождение человека. Исторический метод воспроизводит всю историю предмета, взятую во всехее подробностях и формах проявления. Моделирование как метод есть создание идеальных (мысленных) моделей(заменителей) предметов. Это позволяет как бы воспроизвести изучаемыепроцессы и проанализировать их. Можно, например, создать теоретическуюмодель перехода общества к рыночным отношениям и проследить все возможныепроявления этого процесса. Гипотеза — это научно обоснованное предположение или же системапредположений о причинах фактов и явлений. Имеются, например, гипотезы овозникновении жизни на Земле, о природе тунгусского метеорита и др.Гипотезы подталкивают поиск истины, но они, говоря словами И.Гете, «еще нефакт». Они представляют собой лишь вероятностное знание о чем-то. В случаеже аргументированного доказательства гипотеза становится достовернымзнанием. Идея является обобщенным знанием, которое объясняет сущность (суть)предметов, процессов и явлений. Это, например, идея развития всего сущего вдиалектической философии, идея классовой борьбы в марксизме и другие идеи. Теория — это система обобщенного, достоверного и упорядоченного знанияоб объекте. Она вписывает, объясняет и предсказывает его развитие ифункционирование. Существует, например, теория человека, теория атомногоядра, теория естественного отбора и другие. Наука, человек, общество. Науку широкое общественное мнение считает в наибольшей степениподчиненной дискуссии, "царством логики". Но сами слова "в наибольшейстепени" ничего не значат, поскольку необходимой для их осмысленияколичественной меры. Можно говорить лишь о что в науке логическое иинтуитивное четко разделены. Это видно из ее роли в установлении исходныхположений (аксиоматического базиса, как внелогического интуитивногообобщения эмпирического знания), и (в естественных науках) в которыхутверждениях о соответствии опыту, неизбежно ограниченному, важнейинтуитивное суждение о достаточности этого опыта (критерий практики). Основным «двигателем» науки является человек- «личность» с егознаниями, способностями и стремлениями. Говоря о личности, имеется в видусоциальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания исамовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия собществом. Личность обладает прежде всего духовными качествами. Онапредставляет собой как бы огромный резервуар духовной энергий. Эта энергиянесет в себе творческую свободу, посредством которой человек преображаетокружающий его мир общества и природы. Личность не дана человеку извне, онаможет быть сформирована лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшеесостояние, она вся динамична. Человек, обладающий яркими личностнымикачествами, сам творит свою судьбу по меркам собственного идеала. Личность— это всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение, преодолениерабства и обретение свободы. Будет ошибкой называть личность частью мира,ведь она сама есть целый мир. По своей природе люди неоднородны и понятие «таланта» и «гения»раскрывают степень раскрытия в человеке его сущностных сил, творческихзадатков и способностей. Талантливость означает значительные достижениячеловека в конкретной сфере деятельности. А вот гениальность — это высшаястепень творческой одаренности человека. Творения гения характеризуютсяособой новизной и масштабностью, исключительным значением для общества.Сократ в связи с этим называл гениев «детьми богов». Гений — этоспособность решать сложнейшие общечеловеческие проблемы и накладыватьпечать своей личности на облик эпохи, на весь ход истории. Однако здесьуместно будет заметить, что, говоря словами А.С.Пушкина, «гений излодейство несовместимы». Подлинный гений всегда служит культуре общества,он несет с собой Добро и тем самым служит прогрессу человечества. В целомже философия характеризует человека как творца, созидателя еще небывшегомира. (Впрочем, существуют и личности противоположное типа разрушителижизни, или некрофилы.) Человечество представляет собой единую планетарную общность людей,сложившуюся на основе многообразных связей между странами и народами мира.Оно является продуктом становления единой культуры и все мирной истории.Формирование единого человечества началось еще в эпоху великихгеографических открытии (XV в.) и активно продолжается на волне современнойнаучно-технической революции. Верю и неверю- отношение науки к научным выводам. Однако за привычным, коренящимся еще в эпохе Просвещения доверием квыводам науки, мы часто забываем, что наука развивающаяся и подвижнаясистема знаний, что способы видения, присущие ей (парадигмы) изменчивы . Аэто означает: сегодняшняя картина мира не равна вчерашней. Повседневноесознание все еще живет научной картиной мира прошлых лет и веков, а саманаука уже убежала далеко вперед и рисует порой вещи столь парадоксальные,что сама ее объективность и беспристрастность начинает казаться мифом... Отсюда следовало, что материальный мир можно описать объективно, невключая в описание человека-наблюдателя с его специфический позицией, с егосубъективностью. Можно сказать, что сама идея «строгообъективной науки»вырастает из декартовских онтологических построений. В начале ХХ в. был сделан целый ряд открытии, в корне изменившихвидение мира современным естествознанием. Теория относительности А.Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работы Нильса Бора,исследования в химии, биологии, психологии и других науках показали, чтомир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представлялось механистическойпауке, и что сознание человека изначально включено в само наше восприятиедействительности. «Антропный принцип», о котором еще пойдет речь в другихглавах, означает: мир таков, каков есть, потому что это мы глядим на него,и всякое изменение в нас, в нашем взгляде, в нашем самочувствии исамосознании меняет картину мира. «Чисто объективное» ее описаниеневозможно. Всё относительно...Современная картина мироздания глазами ученого. Согласно теории относительности пространство не трехмерно, а время нелинейно. И то, и другое не являются отдельными самостоятельными сущностями.Они тесно переплетены и образуют пространственно-временной континуум. Потоквремени не является равномерным и однородным, он зависит от позициинаблюдателя и его скорости относительно наблюдаемого события. Кроме того, вобщей теории относительности речь идет о том, что пространство и времянаходятся в тесной связи с массой тел: возле гигантских космических телпространство способно искривляться, а время замедляться. В новой картине мира исчезает жесткое различие между материей и пустымпространством, так как развитие атомной и субатомной физики разрушилопредставление о твердой материи. Это значит, что когда мы выходим за рамки«зоны средних измерений», углубляемся на другие уровни существованияматерии, то обнаруживается, что элементарные частицы, из которых состоятатомы невещественны. В квантовой физике один и тот же феномен можетвыступать и как частица, и как волна, частицы как бы непрестанно создаютсяиз чистой энергий и возвращаются в собственно-энергетическое состояние. Этосплошная динамика, которая не позволяет говорить о фиксированном месте впространстве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собой сгусткиполя. Работы Нобелевского лауреата Ильи Пригожина, посвященные такназываемым диссипативным структурам в химических реакциях, положили началоновому принципу осмысления действительности: «порядок через флуктуации». Всвете этого принципа, признающего за Вселенной первичную динамическуюнеопределенность, оказалось возможным выработать новое понимание эволюции.Второй закон термодинамики не всесилен, ибо все существующие системы имеютприрожденную способность матировать в направлении большей сложности. Одна ита же энергия, одни и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях:от физико-химических процессов до человеческого сознания и социокультурнойинформации. Вселенная оказывается единой во всех своих пластах, живой,развивающейся, восходящей на новые ступени бытия. Целый ряд современных физиков приблизился к мистическомумировоззрению. Сейчас на русский язык уже переведена книга Фритьофа Капры«Дао физики», устанавливающая связь между физическими открытиями ХХстолетия и древними истинами, трактующими мир как иерархию ритмическихвибраций единого вселенского начала, духа энергии. современныеестествоиспьггатели все более обращаются к опыту индуизма, буддизма,даосизма, к оккультным учениям, усматривающим в основе мирозданиятворческое сознание. Человек, таким образом, перестает быть обмолвкойприроды, а становится законным проявлением внутренних потенцийдействительности. Одна из его главных задач познание собственного места вбытии и понимание того, что вся Вселенная пронизана токами разума,наполнена смыслом. Современная научная картина мира динамична, противоречива. В нейбольше вопросов, чем ответов. Она изумляет, пугает, ставит в тупик,шокирует. Но ничего не поделаешь. Поискам познающего разума нет границ, и вближайшие годы мы, возможно, будем потрясены новыми открытиями и новымиидеями. А сейчас обратимся к картинам мира, которые не меняются веками ислужат объяснением устройства мироздания для многих поколений. Оникачественно иные и обращены к сложному взаимодействию мира людей и миравысших сил. Проблемы современной науки- общецивилизационные проблемы. Возникла ситуация прочного круга: стремление к удобствам, комфорту иудовольствиям порождало все новые и новые достижения научно-техническоймысли, а с другой стороны, все более активно заявлял о себе складывающийсявоенно-промышленный комплекс. Это порождало массу проблем экологическогохарактера, которые могли быть решены опять-таки только техническимисредствами. Решая эти проблемы, цивилизация порождает новые, гораздо болеемасштабные, что приводит к ситуации «дурной бесконечности» Такгосподствующая система ценностей, направленная на удовлетворениепотребности «иметь» как можно больше, вошла в глубочайший конфликт сдругой, гораздо более фундаментальной потребностью человека «быть», т. е.жить и развиваться вне жесткой зависимости от того, что он имеет. последнееобеспечивается системой моральных религиозных и эстетических ценностей,которые в определенный момент как бы выходят на поверхность и начинаютпревалировать над сугубо материальными интересами. Все то, что уже сказало об обществе и его развитии, дает основаниерассмотреть проблемы современного этапа эволюции это глобальной системы.Его называют по-разному: научно-технической революцией, технологическойреволюцией, информационной, компьютерной, телекоммуникационной и т. д.Главное здесь- рост значения информации в жизни общества в сравнении свеществом и энергии, которые до сих пор определяли темпы развития мировойцивилизации. Появление в З0е гг. ХХ в. теории информации, а затем икибернетики, как науке об управлении и связи в животном и машине резкостимулировало развитие компьютерной техники и технологии, что позволило вкорне изменить производство. Рост числа техногенных катастроф, отказ, казалось бы самой надежной,космической техники и т. п., заставляет еще раз вернуться к оценке ипереоценке системы ценностей современного мира. Не зря, практически во всехсовременных цивилизациях, набирают силы концепции фундаментализма, сутьюкоторых является фанатичное стремление Кардинально изменить личность иобщество в соответствии с высшими метафизическими представлениями изаповедями. Многие философы, политологи и социологи не без основанииполагают, что фундаментализм являет собой наибольшую угрозу для развитиямирового сообщества. При всех успехах науки, техники, технологий главная надежда все жесвязывается с самим человеком, с его способностью познать то, что раньшеназывали проведением, а сейчас законами истории и закономерностями развитияобщества. Религиозное видение мира. Раз уж религиозные картины мира существуют, то надо знать, каковы они.Сразу необходимо отметить, что религиозное сознание невозможно без культа:обрядов, ритуалов, богослужений, молитв, и необходимых для этого храмов,утвари и т. д. Культ это особая духовная практика, которая призванасоединить верующего с высшим миром, которая позволяет ему быть услышаннымвсемогущими божественными силами. Центральный пункт любой религиозной картины мира- учение о Боге имире. Образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшаяистинная реальность. В развитых монотеистических религиях (т. е. религиях,признающих одного верховного всемогущего Бога) существует два типабогословия: катафатическое и апофатическое. Катафатическое богословиепозволяет говорить о Боге и давать ему на человеческом языке характеристикив превосходных степенях: Бог вездесущ, всемогущ, всеблаг и т. д.Апофатическое богословие считает, что Бога можно познать только сердцем,только в откровении, и человеческий язык не в силах выразить божественныхкачеств, ибо они разительно отличаются от человеческих. Потому в логике Богможет быть определен только отрицательно: он не то, не то и не то... Чтокасается не богословского, а повседневного сознания, то оно всегдаконкретизирует образ Бога и придает ему, как правило, человеческуювнешность: облик возвышенный и грозный. Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разныхрелигиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. Вполитеистических представлениях (представлениях о существовании множествабогов) главный бог (например, Зевс у древних греков) подчиняетсякосмической необходимости, судьбе так же, как и люди. Ему отмерян свой век,свое время, хотя и гораздо более долгое по сравнению с человеческим. Зевсне создает земного мира и тем более Космоса, не создает их и Будда вбуддизме. Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он лишьнаставляет богов, которых в буддизме огромное множество. В отличие отЗевса, подчиненного слепой судьбе, Будда рождается и умирает пособственному усмотрению, хотя, вообще-то мог бы непрерывно пребывать всостоянии нирваны запредельного высшего блаженства, которое не является нибытием, ни небытием. Абсолютным всесилием и бессмертием обладаетхристианский Бог. Христианский Бог очень сложная для понимания фигура (впрочем, на этоможно возразить, что религия не требует понимания умом, а требуетэмоционального переживания). Он личный абсолют. т. е. это безличноетворящее и законосозидающее начало, именуемое Отец, и в то же время этоличность, Иисус Христос, Сын, интимное духовное Ты, навстречу которомуоткрывается душа. Кроме ипостасей Отца и Сына Бог обладает еще и третьимпроявлением Духа Святого. Все три лица неслиянны и неразделимы. Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: безволи божьей ни один волос не упадет с человеческой головы. В то же времяБог, создавая людей, наделяет их свободой выбора, и они сами вольны решать,следовать им за небесным Отцом или предаться злу. Это одно из противоречийхристианских религиозных представлении: человек и свободен, ипредопределен. Богу в христианстве противостоит фигура Дьявола, которыйявляется падшим ангелом: он первым извратил дарованную Богом свободу исоздал сферу зла. Но Дьявол только обезьяна Бога, он сам не выступаетсозидательным началом и может лишь переманивать на свою сторону заблудшиедуши. Таким образом, в христианской картине мира отношение добра и зланесимметрично: Бог всегда сильнее, он заведомый победитель. Он вечен и всеему подвластно. Какова пространство в религиях В любом случае оно удвоено: этопространство обычного эмпирического мира, где живем мы с вами, ипространство запредельное: Небо и адские слои. В древнем политеизме у техже греков Олимп, где обитают боги всего лишь тора, хотя и высокая. А вот ив буддизме, и в христианстве Небо весьма сложно устроено. Собственно, вбуддизме дается многоступенчатая пространственная модель мира как целого:существует З ступень бытия, причем с каждой ступенью одухотворенностьувеличивается. Первые Н ступени называются кармалока, они связаны с кармойзаконом воздаяния. На самых нижних ступенях расположены обитатели ада, а наверхней - прозрачные божества, пребывающие в неге и блаженстве. С 12й по27ю ступень простирается рупалока мир духовных форм, а еще выше, 28-З1яступень находится арупалока мир бесформенного духа, пустоты, называемыйтакже «космическим телом Будды». Христианство тоже выстраивает свою иерархию высшего мира, куда входятсонмы ангелов, разных чинов, различающиеся по их близости к Богу. Внизуангелы в узком смысле слова, архангелы и начала, выше ангелы господства,силы и власти, и в непосредственной близости от божественной. троицырасполагаются херувимы, серафимы и престолы. К божественному миру относитсясфера рая дивного неземного блаженства, которым упиваются праведныебессмертные души. Противоположностью рая выступает ад, где души грешниковрасплачиваются за свои злодеяния вечными муками. Правда, в соответствии снеканоническими представлениями Христос спускался в ад, благодаря чемуадские муки перестали быть вечными, и каждая душа приобрела возможностьспасения, однако такой взгляд разделяется далеко не всеми. Часть сакрального (священного) пространства присутствует и в земномэмпирическом·мире. Это пространство храмов, которое становится особенноблизким к Богу во время богослужений. Разнятся в религиозных картинах мира и представления о времени. Буддизм рассказывает нам о периодах космического времени, которыеносят название «кальпы». Каждая кальпа длится 4 миллиарда З20 миллионовлет, после чего происходит сгорание Вселенной. Причиной гибели мира всякийраз становятся накопленные грехи живых существ. Кальпы делятся на меньшиециклы юги: Критаюга, Третаюга, Двапараюга и Калиюга, которая называетсятакже Железным веком, и в которой мы пребываем сейчас. Кроме того, буддизмкак и другие религии, имеет свое мифологическое время, в котором происходятчудесные события: рождение Будды, подвига многочисленных богов и героев.Мифологическое время всякой религии судьбоносные дни и часы находит своевыражение в религиозных праздниках. Тогда обычное время превращается дляверующего в сакральное. Всякий торжественный праздничный обряд этосимволическое воспроизведение священного события, расположенного вмифологическом времени. Если мы празднуем Рождество Христово, тосимволически рождение Христа происходит снова и снова, а верующий выступаетв этом случае как лицо, лично причастное к великому и прекрасному событию. Для христианства мировое время оказывается выстроено линейно. Историяэто путь, который имеет свое начало, череду важных промежуточных этапов-событий и венчается концом. История не циклична, не бессмысленна, онаследует в определенном направлении, и направление это определено Богом.сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа те вехи пути, которые ужеминовали. Грешное человечество направляется к следующей вехе второмупришествию и Страшному суду, после которых все в корне изменится, в томчисле исчезнет нынешнее человеческое время: последовательность убегающихдней, заставляющих людей стариться и умирать. Все религии во все времена считают, что наша эмпирическаядействительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носитпроизводный, тварный характер, по сути своей вторична. Она результат илипроекция другой настоящей, истинной реальности Бога или богов. Таким образом, религии удваивают мир и указывают человеку напревосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами.Эти силы обладают совсем иными качествами, чем те, что непосредственнознакомы нам по обыденной жизни. Они могучи, таинственны, чудодейственны сточки зрения эмпирического человека. Их власть над земным бытием если неабсолютна, то огромна. Мир божественного определяет людей и в их физическомбытии, и в ценностном строе.Религия в современном мире. «Человек нуждается в Боге» сей старый тезис обрел в последние годыновую популярность в нашей стране, и это, наверное, не удивительно, ибопосле долгого периода гонений церковь возрождается и все более берет в своируки духовные бразды «Человек нуждается в Боге»,утверждают журналисты,писатели, политические комментаторы, говорят об этом утром и вечером:страстно и прочувствованно, постепенно создавая иллюзию, будто народ, болеесеми десятилетий проживший в атмосфере безбожия, на самом деле пылкорелигиозен. Если исследовать сознание не только как исторический, но и каконтологический феномен, то окажется, что в нем всегда, во все времена иэпохи существует некий мирской, профанный пласт. Это мысли, чувства ипереживания людей, непосредственно связанные с их повседневным бытием, сфизическим и социальным выживанием, с обыденными заботами и земнымирадостями. Профанный пласт включает в себя все: от культурных 'формобеспечения физиологических нужд до высоких межличностных и общественныхпереживаний (любовь, дружба, патриотизм, политические страсти и т. д., и т.п. ). Бог заглядывает в этот регион нашего внутреннего мира в основном Какпомощник и советчик. А порой не заглядывает вовсе, ибо верующий, честновыполняя обряды, оставляет за собой полную свободу в мирских делах и в ихоценке. Считая себя приверженцем той или иной веры, человек нередко ведетсебя в практической сфере как атеист, чисто по-людски «отделываясь» отзапредельности покаянной молитвой и мелким житейским жертвоприношением. Такое сугубо мирское отношение к потустороннему находит выражение внародной речи, изобилующей поговорками типа: «На Бога надейся, а сам неплошай», «Богу богово, кесарю кесарево», «Не согрешишь, не покаешься, непокаешься, не спасешься», «Твои слова да Богу в уши» и т. д. Собственноговоря, процесс секуляризации, который характерен для ХХ в., явился вомногом просто выведением на поверхность этих обыденных прагматическихвзглядов, латентно содержащихся в реальном сознании и поведении тысячлюдей, искренне называющих себя верующими. Бог и потустороннее занимаютпервое место оказывают реальное влияние на жизнь лишь весьма узкого круга:подвижников, аскетов, отшельников, монахов, святых. Оттого они и святы, чтодо зыбкой паутинки истончили пласт повседневных мирских забот и интересов. Основной постулат объективно существующего наивно-материалистическогосознания прост, хотя из него делались и делаются очень разные нравственныеи житейские выводы. Его можно сформулировать так: «Этот эмпирический,данный мне в каждодневном опыте мир единственная реальность, известная мненепосредственно и достоверно. Потому в своем практическом поведении япоступаю, исходя из единственности наличного мира, где для выживания нужныматериальные блага, где практически невозможно игнорировать требованиячувственности, а человек смертен и умирает навсегда». Усиление роли религии в современном обществе активизировало вниманиеисследователей к вопросу о соотношения науки и религии, знания и веры.Последняя имеет два значения: уверенность (доверие, убежденность) то, чтоеще не проверено, не доказано в данный момент, и религиозная вера.Контраверза знания и религиозной веры может вылиться в одну из трехосновных позиций: абсолютизация знания и полная элиминация веры; попыткасовмещения обоих полюсов, в особенности, современная философия религии. Ее представители стремится дать философский анализ религиозныхверований, обосновать их эпистемологический статус, определить условия ихрациональности и истинности, эксплицировать смысл религиозного языка,охарактеризовать природу и функции религиозного (особенно мистического)опыта, установить возможные «модели веры» и т. д. В размышлениях философов разных направлений и ученых конца ХХ в. можновстретить рассуждения о том, что научной мысли нужна вера, как правой рукелевая, и неумение работать обеими не следует считать особым преимуществом.Обосновывается это тем, что в научном и в религиозном познаниизадействованы в принципе разные структуры человеческого существа. В наукечеловек действует как «чистый ум»; совесть, вера, любовь, порядочность всеэто «подмога» в работе ума ученого. Но в религиозно-духовной жизни,напротив, «ум это только рабочая сила у сердца».Место человека в религиозной картине мира. Какова же место человека в религиозных картинах мира? Вдревнегреческих представлениях этот вопрос не становится предметомспециальной рефлексии. Человек создан богами, которые, в сущности, оченьпохожи на людей, хотя и тесно связаны с природными стихиями. Подобно богам,он имеет свою судьбу и должен идти по жизни как героический фаталист,принимающий все, что посылает ему неумолимый рок. Он полон духасоревновательности и самоутверждения, ищет побед, его достоинство состоит ввозможности смело глядеть в глаза смерти, над которой он может и посмеятьсяпрезрительным смехом Олимпийских богов. Когда приходит его час, онпревращается в тень в царстве мертвых, где подземные власти решают, долженли он расплачиваться за свои грехи и дерзости, либо может отправиться наблаженные острова. Для греков жизнь человека не проблема, а просто жизнь,которую надо прожить как положено. Буддизм видит судьбу человека как чрезвычайно печальную. Человекпринадлежит к низшим ступеням мира форм, он подчинен закону кармы причин иследствий. Всякий раз конкретная форма распадается, тело умирает, нопричины, созданные поведением человека при жизни, определяют, где и кем емуснова родиться. Душа возвращается в мир, исполненный страданий, и пожинаетплоды своего прошлого поведения, хотя и не помнит, чем провинилась прежде.Поскольку земная жизнь это сплошное страдание (болезни, утраты,разочарования, смерть), постольку высшая цель для человека «остановитьколесо сансары», прекратить цепь перерождений, которая тянется в дурнуюбесконечность. Мудрец желает стать Буддой, т. е. просветленным, тем, ктоспособен отказаться от желании, порождающих страдания, и перейти всостояние нирваны вечного блаженного покоя, при котором личностьрастворяется во Вселенской пустоте. Потеря личности, индивидуальности,обладающей желаниями важнейшая цель человека. От индивидуальности все зло. В буддизме избавиться от «я» и поборотьстрасти, привязывающие к земле, человеку помогают бодхисатвы существа,которые уже могли бы быть, Буддами, по задержались для того, чтобы помочьвсем страдающим обрести истинный путь. Христианство как никакая другая религия рассматривает бытие человека вкачестве трагического и разорвавшего. Дело в том, что человек создан пообразу и подобию божьему, он может быть поистине «сыном божьим»,совработником Бога, но трех Адама и Евы выбросил человечество из райскихрощ на землю, в мир, полный тягот, несовершенства и смерти. Человек грешен.Грешен любой, даже новорожденный младенец, который наследует первородныйтрех уже в силу того, что рожден на земле плотскими родителями и потомунесет в себе зерна всех страстей, плодящих зло. Человек, имеющий душубожественную искру, тем не менее, все время употребляет не по назначениюдрагоценный подарок Бога свободу. Он применяет ее для удовлетворенияплотских желании, жажды власти, самоутверждения, для того, чтобы тешитьсвою гордыню. На всех людей ждет впереди Страшный суд, который определитпосмертную судьбу каждого. Воскрешенные Господом в теле (а душа и тело дляхристианства едины), одни обретут вечное блаженство, другие вечные муки.Поэтому тот, кто хочет получить бессмертие в раю, должен следовать всемнравственным поучениям христианской церкви, твердо верить в основныеположения христианства, молиться Христу, вести праведный и добродетельныйобраз жизни, не поддаваясь искушениям плоти и гордыми. Христос всегдапомогает ревностно верующему побороть грех. Великие классики пошлого века (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, Н.А.Бердяев) о науке, религии, атеизме. Религиозное убожество есть в одно и то же время выражениедействительного убожества и протест против этого действительного убожества.Религия это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобнотому как она дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требованиеего действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положенииесть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях.Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача,священным ореолом которой является религия. ( В.И.Ленин) Духовные потребности выступают как побудительные силы, мотивыдуховного производства. В обществе они всегда разнообразны: познавательные,религиозные, эстетические и иные. Известно, что потребность означаетотсутствие необходимого для нормальной) существования человека, например,пищи, энергий, знаний. Без потребностей нет производства, в том числе идуховного. Религиозное сознание представляет собой «компенсатор» социальнойслабости человека. Оно характеризуется верой в сверхъестественное имышлением догмами. Основным объектом отражения в религиозном сознанииявляется Бог как якобы Творец и Спаситель мира и человека. Отражение мира вданной форме общественного сознания осуществляется в виде фантазий иверований, чувств и побуждений, культовых действий. Три мировые религии(христианство, ислам и буддизм) возникли из одних и тех же источников —социальных, гносеологических и психологических. Они родились на почвезависимости человека не только от природных, но и социальных сил истремления человека найти некую точку и авторитет, в которых есть опора,надежда и спасение от бесчеловечности социального мира. Религия — это тожепоиск человеком ответов на вопросы о сущности общества и месте человека внем, о призвании человека. Но при оценке религиозного сознания не следуетвпадать в крайности, столь свойственные русским людям. Религия и церковьвсегда играли в истории человеческого общества далеко не однозначную роль.Эта роль нередко носила негативный характер, например, деятельностьинквизиции в средние века, сращивание церкви с государством в России и т.д (К.Маркс) Экономическое угнетение рабочих неизбежно вызывает и порождает всякиевиды угнетения политического, принижения социального, огрубения изатемнения духовной и нравственной жизни масс. Рабочие могут добиться себебольшей или меньшей политической свободы для > Борьбы те свое экономическоеосвобождение, но никакая свобода не избавит их от нищеты, безработицы игнета, пока не сброшена будет власть капитала. Религия есть один из видовдуховного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленныхвечной работой на других» нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемыхклассов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшуюзагробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру вбогов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается,религия учит смирению и терпению в земной жизни утешать угнетенных,рисовать им перспективы (это особенно удобно делать без ручательства за«осуществимость» таких перспектив...) смягчения бедствий и жертв присохранении классового господства, а тем самым примирять их с этимгосподством, отваживать их от революционных действий, подрывать ихреволюционное настроение, разрушать их революционную решимость. Раб, сознавший свое рабство и поднявшийся на борьбу за своеосвобождение, наполовину перестает уже быть рабом. Современный сознательныйрабочий, воспитанный крупной фабричной промышленностью, просвещенныйгородской жизнью, отбрасывает от себя с презрением религиозныепредрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей,завоевывая себе лучшую жизнь здесь, на земле. Современный пролетариатстановится на сторону социализма, который привлекает науку к борьбе срелигиозным туманом и освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем,что сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь. ...Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своегогосподства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа.Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп долженутверждать ...Религия сама по себе лишена содержания, ее истоки находятся не нанебе, а на земле, и с уничтожением той извращенной реальности, теориейкоторой она является, она гибнет сама собой. ( К. Маркс и Ф. Энгелъс ) Религия будет исчезать в той мере в какой будет развиваться социализм.Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, вкотором крупная роль принадлежит воспитанию. ( К. Маркс. из Интервью ) К этому надо добавить еще следующее. все апокалипсисы считают себявправе обманывать своих читателей. Они как, например, Книга Даниила, КнигаЕноха, апокалипсисы Ездры, Баруха, Иуды и др., Сивиллины книги " нетолько, как правило, написаны совсем другими людьми, жившими большей частьюгораздо позднее их мнимых авторов, но вдобавок пророчествуют в своейосновной части главным образом о таких событиях, которые давно ужепроизошли и прекрасно известны действительному автору. Так, автор КнигиДаниила в 164 г., незадолго до смерти Антиоха Епифана, вкладывает в устаДаниила, якобы жившего во времена Навуходоносора , предсказавшего овозвышении и гибели персидской и македонской мировой державы и о началемирового господства римлян, чтобы этим доказательством своей пророческойсилы сделать читателя восприимчивым к заключительному пророчеству о том,что народ Израиля преодолеет все страдания и в конце концов победит. Итак,если бы 0ткровение Иоанна действительно было сочинением его предполагаемогоавтора, то оно являлось бы единственным исключением во всейапокалипсической литературе. ( К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 204-201 ) Нет ничего легче, как придать христианскому аскетизму социалистическийоттенок. Разве христианство не ратовало тоже против частной собственности,против брака, против государства? Разве оно не проповедовало вместо этогоблаготворительность и нищенство, безбрачие и умерщвление плоти,монастырскую жизнь и церковь? Христианский социализм это лишь святая вода,которого поп кропит озлобление аристократа. ( К. Маркс и Ф. Энгелъс. Манифест Коммунистической партии.Соч., т. 4, стр. 449 ) Социальные принципы христианства располагали сроком в 1800 лет длясвоего развития и ни в каком дальнейшем развитии со стороны прусскихконсисторских советников не нуждаются. Социальные принципы христианства оправдывали античное рабство,превозносили средневековое крепостничество и умеют также, в случае нужды,защищать, хотя и с жалкими ужимками, угнетение пролетариата. Социальные принципы христианства проповедуют необходимостьсуществования классов господствующего и угнетенного, и для последнего уних находится лишь благочестивое пожелание, дабы первый емублагодетельствовал.. Социальные принципы христианства объявляют все гнусности, чинимыеугнетателями по отношению к угнетенным, либо справедливым наказанием запервородный и другие грехи, либо испытанием, которое господь в своейбесконечной мудрости ниспосылает людям во искупление их грехов. Социальные принципы христианства превозносят трусость, презрение ксамому себе, самоунижение, смирение, покорность, словом все качествачерни, но для пролетариата, который не желает, чтобы с ним обращались, какс чернью, для пролетариата смелость, сознание собственного достоинства,чувство гордости и независимости важнее хлеба. На социальных принципах христианства лежит печать пронырливости иханжества, пролетариат же революционен. ( К. Маркс. Коммунизм ) Как бы то ни было, изучая сравнительную физиологию, испытываешьвеличайшее презрение к идеалистическому возвеличению человека над другимиживотными. На каждом шагу натыкаешься носом на полнейшее соответствиестроений человека с остальными млекопитающими; в основных чертах этосоответствие замечается у всех позвоночных животных и даже в более скрытойформе у насекомых, ракообразных, глистов и т. д. Гегелевская истории скачественный скачком в количественном ряду тоже прекрасно сюда подходит. Вконце концов, у низших инфузорий мы приходим к прообразу, к простой,самостоятельно живущей клетке, которая, однако, опять-таки ничемосязательным не отличается от низших растений (от состоящих из простыхклеток грибков болезнетворных грибков картофеля, винограда и т. д.) изародышей более высоких ступеней развития, до человеческого яйца исперматозоидов включительно, и точно так же выглядит, как независимыеклетки в организме... ( Ф. Энгелъс К. Марксу, 14 июля ) Духовная жизнь общества является особой сферой деятельности людей, гдеимеет место производстве и распространение ими духовных ценностей. Онавключает в себя все многообразие форм и проявлений духовной деятельности,протекающей на основе и в рамках общественного сознания. Данная сфера есть,по выражению К.Маркса «обработка людей людьми», в отличие от «обработкиприроды», т.е. материального. В чем существо религии, основной нерв ее, зачем и почему религия нужнанам? Религия есть гнозис, не отвлеченное знание, а конкретное, органическиполное постижение и испытывание смысла жизни личной и мировой9. Сущностьрелигиозной жизни в таинстве, в действии, но таинство предполагаетнекоторый гнозис: чтобы таинство было, нужно знать Бога, во имя которогооно совершается. В существе своем религия индивидуальна, так как открываеттайну личной судьбы, разрешает томление индивидуальность, и универсальна,так как связывает судьбу личности со смыслом мира, с Личностьюуниверсальное, всеединой. Глубокий корень всякой религии в том, что такужасна и нестерпимо бессмысленна судьба личности, если она оторвана отсудьбы мира и предоставлена слабым силам человеческим. Смерть — самыйстрашный, трагический факт разрыва между личностью и миром, и все религиипытались осмыслить смерть, сделать ее менее ужасной, более для человекавыносимой, хотя бы путем подчинения роду, обоготворения предков и пр. Мненужна религия, потому что я хочу жить вечно, хочу утвердить свою личностьво вселенской жизни, хочу соединяться с миром свободно, а не в силу роковойнеобходимости. ( Н.А.Бердяев) Религиозный гнозис есть озарение, свет раскрывающейся мистическойреальности, доступный самым простым людям, и только на дальнейших ступеняхсвет этот превращается в гнозис высшего порядка. Истории мировых религийесть постепенное, частичное открытие, откровение мирового смысла подразными образами и аспектами. В этой поучительной истории мы видим исканиеслова, в котором выразилась бы сущность мира, сверхрациональная тайна мира,смысл его. И в Слоев (Разуме, Логосе) мы находим адекватное отражениемировой тайны, мирового смысла, но в нем заключена не мертвая, рациональнаяотвлеченность, а живое, конкретное бытие. Истории Слова есть великаяистории открытия для человечества абсолютного смысла вещей и в истории этойесть точка воплощения Логоса, явление Слова во плоти. Откровение Логоса вомне не остается отвлеченным, а связывается с исторической плотью икровью11. Судьба религий, сама ее возможность связана с признанием илиотвержением той великой истины, что в Слове выразим смысл жизни мировой иличной, что в Разуме этот смысл бытия не рационализируется, а остаетсяживым и непосредственным. Все философское творчество, вся судьба философиисвязана с той же мукой выражения в Слове, отображения в Разуме сущностибытия, смысла бытия. Я верю в возможность метафизики, так как верю в этусверхрациональную выразимость. ( Н.А.Бердяев) И мы должны победить смерть жизнью, воплощаться и воплощать Смысл,Логос в себе и во Вселенная должны завоевывать себе и всей землевоскресенье Начало смерти не в Христе, как это, увы! слишком част думалохристианство в истории с его панихидным похоронным пафосом, а в мировомзле. ( Н.А.Бердяев) Приближаясь к Богу, соединяясь с Ним, я освобождаюсь и радуюсь;отдаляясь от Бога, я порабощаюсь и страдаю. Единение с Богом в радостныхтаинствах религиозных, а не в моральных упражнениях. Это процесстворческий, свободносозидательный, а не отрицательно-аскетический.Преступление богоотступничества побуждается лишь положительнымвоссоединением с Волей Божьей, безмерной любовью к Спасителю, припаданием кЕго ногам. Средневековый монах, спасая свою душу от мира, отворачиваясьпутем аскеза от соблазнов, воздерживаясь от жизни, создавал в своей кельеотрицательные, злые образы и мучился ими. Перед христианским аскетомвосставал соблазн, напр., злой образ женщины, воплощался для него Диавол ивсе эти отрицательные воплощения создавал он сам. Его религиозный пафоспитался образами отрицательными, соблазнами и искушениями, он жить не могбез «злой» плоти, «злой» земли. Человечество должно было пройти черезаскетизм, в нем была настоящая трагедия. Нельзя отрицать великого,всемирного значения восточной христианской мистики, подвига самоотречения,вольного отказа от самоутверждения у святых и подвижников. В нихпроисходило обожение человека. ( Н.А.Бердяев) Исаак Сирианин и христианские подвижники должны были совершить своймистический подвиг отречения, чтобы человечество возродилось к новой жизни,чтобы пошло оно по пути воскресения. Средневековое религиозное сознание нев силах было соединить и примирить идеал аскетического монашества с идеаломрыцарства, утверждавшего личность, личную честь и воинственный поход в мирпротив зла. Религиозный идеал остался двойственным. Если эпоха Возрождениябыла возвратом к правде язычества, возвратом к жизни земной, то наша эпохаесть начало возрождения религиозного смысла жизни, соединения правдыязычества с правдой христианства, начало новой эры, связанной сдиалектическим переворотом в мистической основе мира. Подпочва всякой религиозности есть первоначальное ощущениеобъективного, абсолютного Смысла мировой жизни, ощущение связи совселенской жизнью. Современная потери религиозности в сущности связана сглубоким пессимизмом. В основе позитивизма лежит неверие в смысл жизни, вРазум мира. Люди, потерявшие религиозное ощущение, пытаются заменитьпогибший объективный, абсолютный смысл бытия «смыслом» субъективным,условный. Нет сознания безмерной ценности жизни, абсолютного предназначенияличности, затмился смысл происходящего, исчезла первоначальная мистическаячувственность. Самая пламенная революционная вера в прогресс, самая могучаяэнергия, направленная на благо человечества, в корне своем — пессимистичны;эта вера — лишь субъективно-человеческая, иллюзионистская вера, подменившаяверу объективную, абсолютноосмысленную, эта энергия с горя направлена наближайшее, заглушает ужас бессмысленной жизни. Жизнь не имеет никакогосмысла и никакой ценности, в мире нет Разума, нет Добра как силы, поэтому —будем мы, несчастные существа, помогать друг другу, тесниться друг к другу,обоготворять свое относительное, слишком временное, человеческоесуществование, будем поклоняться плохой бесконечности прогресса, в которомбудущее пожирает прошлое для того, чтобы и его пожрало новое будущее, когдасамо превратится в прошлое. Бытия полного, вечного, абсолютного по своемусмыслу нет и быть не может, поэтому будем цепляться за отрывки, кускибытия, будем жить иллюзией, смыслом, нами самими созданным, выдуманным, ане реально данным. В самом позитивизме, жизнерадостном и бодром, есть что-то буддийское, так как последняя перспектива и крайний предел всякойпозитивистической веры есть небытие, смерть всех и вся, а начало и исход —бессмыслие данного бытия. Мыслители разных веков о науке и религии. Религиозное сознание также является выражением слабости человека, егопорабощенности природными и социальными силами. С помощью религии человеккак бы удваивает внешний мир и создает мир иллюзорных образов — Бог,ангелы, дьявол и др. Верующий человек стремится найти с помощью религии то,чего ему в повседневной жизни недостает — добра, поддержки и любви. Религия— это преимущественно эмоциональный поиск спасения от бесчеловечности мира.Размышляя о сознании верующего человека, Г.Гегель писал, что его мышление«остается диссонирующим перезвоном колоколов или теплыми клубами тумана,музыкальным мышлением, не доходящим до понятия». Иронизируя по поводу механистических взглядов, выдающийся современныйученый Станислав Гроф замечает: «Вероятность того, что человеческаяразумность развилась из химического ила первобытного океана благодаря всего-навсего случайной последовательности механических процессов, кто-то недавноочень удачно сравнил с вероятностью того, что ураган, пронесшийся сквозьгигантскую помойку, случайно соберет «Боинг747». Ф. Бэкон, выдвинув лозунг «Знание сила», указывал, что истину надоискать в данных опыта и наблюдений, а не в потемках схоластики и в цитатахиз священных книг. Уже в начале ХХ в. католическая церковь выдвигалаположение о том, что вера не должна быть слепым движением души и что неможет быть никакого действительного расхождения веры и разума, так как. всезнания произошли от Бога. Например, папа Пий ХИ неоднократно выступал сзаявлениями о том, что «церковь друг науки», отмечая, однако, что церквиприходится вмешиваться в науку, чтобы предостеречь ее от ошибок противверы. Существуют два направления французского материализма: одно ведет своепроисхождение от Декарта, другое от Локка. Последнее направлениематериализма составляет, по преимуществу, французский образовательныйэлемент и ведет прямо к социализму. Первый, механистический материализмвливается во французское естествознание в собственной смысле слова. В ходеразвития оба направления перекрещиваются. Нам нет надобности входить вподробное рассмотрение французского материализма, ведущего своепроисхождение непосредственно от Декарта. В своей физике Декарт наделил материю самостоятельной творческой силойи механическое движение рассматривал как проявление жизни материи. Онсовершенно отделил свою физику от своей метафизики. В границах его физикиматерия представляет собой единственную субстанцию, единственное основаниебытия и познания. Настоящий родоначальник английского материализма и всей современнойэкспериментирующей науки это Бэкон. Естествознание является в его глазахистинной наукой, а физика, опирающаяся на чувственный опыт, важнейшейчастью естествознания. Анаксагор, Демокрит с его атомами часто приводятсяим как авторитеты. Согласно его учению, чувства непогрешимы и составляютисточник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применениирационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение,наблюдение, эксперимент суть главные условия рационального метода. Гоббсявляется систематиком бэконовского материализма. Чувственность теряет своияркие краски и превращается в абстрактную чувственность геометра.Физическое движение приносится в жертву механическому или математическомудвижению; геометрия провозглашается главной наукой. Материализм становитсявраждебным человеку. Чтобы преодолеть враждебный человеку бесплотный дух вего собственной области, материализму приходится самому умертвить своюплоть и сделаться аскетом. Он выступает как рассудочное существо, но зато сбеспощадной последовательностью развивает все выводы рассудка. У Гельвеция, который исходит из Локка, материализм получает собственнофранцузский характер. Гельвеций тотчас же применяет его к общественнойжизни (Гельвеций. «О человеке»). Чувственные впечатления, себялюбие,наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу всейморали. Природное равенство человеческих умственных способностей, единствоуспехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека,всемогущество воспитания вот главные моменты его системы. Произведения Ламетри представляют собой соединение картезианского ианглийского материализма. Ламетри пользуется физикой Декарта вплоть додеталей. Его «Человек-машина» построен по образцу животного-машины Декарта.В «Системе природы» Гольбаха часть, посвященная физике, также представляетсобой соединение французского и английского материализма, теории женравственности, по существу, опирается на мораль Гельвеция. Робине («Оприроде»), тот французский материалист, который больше всех сохраняя ещесвязь с метафизикой и за это удостоился похвалы Гегеля, весьма определенноссылается на Лейбница. Фурье исходит непосредственно из учения французских материалистов.Вабувисты были грубыми, неразвитыми материалистами, но и развитой коммунизмведет свое происхождение непосредственно от французского материализма.Материализм этот в той именно форме, какую ему придал Гельвеций,возвращается на свою родину, в Англию. Свою систему правильно понятогоинтереса Бентам основывает на морали Гельвеция, а 0уэн, исходя из системыБентама, обосновывает английский коммунизм. Француз Кабе, изгнанный вАнглию, испытывает на себе влияние тамошних коммунистических идей и, повозвращении во Францию, становится самым популярным, хотя и самымповерхностным представителем коммунизма. Более научные французскиекоммунисты, Дезами, Гей и другие, развивают, подобно Оуэну, учениематериализма как учение реального гуманизма и как логическую основукоммунизма. Сочинение Фейербаха «Сущность христианства». Одним ударом безобиняков провозгласив торжество материализма. Природа существует независимоот какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой вырослимы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, ивысшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это лишьфантастические отражения нашей собственной сущности. Надо было пережитьосвободительное действие этой книги, чтобы составить себе представление обэтом. Воодушевление было всеобщим: все мы стали сразу фейербахианцами. Легко, конечно, сказать отдельному индивиду то, что говорил ужеАристотель: Ты рожден твоим отцом и твоей матерью; значит, в случае с тобойсоединение двух человеческих существ, т. е. родовой акт людей произвелчеловека. Ты видишь, стало быть, что человек и физически обязан своимбытием человеку. Значит, ты должен иметь в виду не только одну сторонубесконечный прогресс, в силу которого ты продолжаешь спрашивать: ктопородил моего отца? Кто породил его деда? и т. д. Ты должен иметь в видутакже и то круговое движение, которое чувственно-наглядным образом дано вэтом бесконечной прогрессе, круговое движение, в силу которого человек вдеторождении повторяет себя самого и, следовательно, субъектом всегдаостается человек. Однако ты ответишь: я признаю это круговое движение, такпризнай же и ты вышеуказанный бесконечный прогресс, который гонит меня вседальше и дальше, пока я не спрошу, кто же породил первого человека иприроду вообще. На это я могу тебе ответить только следующее: самый твойвопрос есть продукт абстракции. Спроси себя, как ты пришел к этому вопросу;спроси себя, не продиктован ли твой вопрос такой точкой зрения, на которуюя не могу дать ответа, потому что она в корне неправильна. Спроси себя,существует ли для разумного мышления вышеуказанный бесконечный прогресс кактаковой. 3адаваясь вопросом о сотворении природы и человека, ты тем самымабстрагируешься от человека и природы. Ты полагаешь их несуществующими итем не менее хочешь, чтобы я доказал тебе их существование. Я говорю тебе:откажись от своей абстракции, и ты откажешься от своего вопроса; если же тыхочешь придерживаться своей абстракции, то будь последователен, и когда тымыслишь человека и природу несуществующими, то мысли несуществующим исамого себя, так как ты тоже и природа и человек. Не мысли, не спрашивайменя, ибо, как только ты начинаешь мыслить и спрашивать, твоеабстрагирование от бытия природы и человека теряет всякий смысл. Или, бытьможет, ты такой эгоист, что полагаешь все несуществующим, а сам хочешьсуществовать? Перед лицом необходимости выбора между религией и атеизмом непременнымусловием выбора в пользу религиозного мировоззрения является признаниесуществования второго, внеземного трансцендентного мира духов, Абсолюта,Бога или богов. Этот мир не только свободен от требования не противоречитьлогике и положительному (земному, научному) знанию. Он обязан включатьявления и обобщающие суждения, им противоречащие, т.е. чудеса. "Всеверование основано на чудесах", говорил глубокий религиозный мыслитель,великий математик и физик Паскаль. При этом о

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религия и наука Религия и наука. Содержание. Религия и наука. 1 Содержание. 2 Что есть «наука» iconРеферат по курсу «Культурология» на тему: «Религия и наука в контексте культуры»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религия и наука Религия и наука. Содержание. Религия и наука. 1 Содержание. 2 Что есть «наука» iconДоклад на тему:«Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании.»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религия и наука Религия и наука. Содержание. Религия и наука. 1 Содержание. 2 Что есть «наука» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религия и наука Религия и наука. Содержание. Религия и наука. 1 Содержание. 2 Что есть «наука» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика наука план I....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религия и наука Религия и наука. Содержание. Религия и наука. 1 Содержание. 2 Что есть «наука» iconНаука и религия: по-прежнему война?
Та философия стяжательства, которую когда-то взяли на вооружение выдающиеся лидеры Америки и Европы, вызывает сегодня у тонко чувствующих...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религия и наука Религия и наука. Содержание. Религия и наука. 1 Содержание. 2 Что есть «наука» iconХайдеггер М. Наука и осмысление
«культуры». К ней причисляется и наука, ее развитие и организация. Наука ставится тем самым в ряд ценностей, которыми человек дорожит,...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религия и наука Религия и наука. Содержание. Религия и наука. 1 Содержание. 2 Что есть «наука» iconГерберт Спенсер принципы социологии
Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер с англ., нем., фр. Сост и общ ред. А. Н. Красникова....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религия и наука Религия и наука. Содержание. Религия и наука. 1 Содержание. 2 Что есть «наука» iconЭлементарные формы религиозной жизни
Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер с англ., нем., фр. Сост и общ ред. А. Н. Красникова....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религия и наука Религия и наука. Содержание. Религия и наука. 1 Содержание. 2 Что есть «наука» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политика и религия Ижгту...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Религия и наука Религия и наука. Содержание. Религия и наука. 1 Содержание. 2 Что есть «наука» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Наука и культура Китая Тема: «Наука и культура Китая»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<