Автономной Республики Крым Феодосийский политехнический техникум Лекции по дисциплине «Основы философских знаний»




НазваниеАвтономной Республики Крым Феодосийский политехнический техникум Лекции по дисциплине «Основы философских знаний»
страница1/13
Дата публикации19.03.2013
Размер1.66 Mb.
ТипЛекция
uchebilka.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Украина, Министерство образования и науки

Автономной Республики Крым

Феодосийский политехнический техникум

Лекции

по дисциплине «Основы философских знаний»


Разработал преподаватель:

Протасова И.А.

Феодосия 2007.
Лекция 1

Философия и ее роль в обществе. Основной вопрос философии.
План:

1. Возникновение философии, ее предмет, функции.

2. Противоположность материализма и идеализма.
Всякое познание имеет свой объект и предмет.

Объект — это познаваемый круг явлений, процессов, моментов действительности.

Например, объектом энтомологии является класс насе­комых, ядерной физики — атомное ядро, процессы радио­активного распада и ядерные реакции, а объектом фило­логии — письменные тексты во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей.

^ Предмет познания — специфические стороны, свойст­ва объекта познания, изучаемые данной областью позна­ния (наукой).

Так, предмет энтомологии — строение и жизнедеятель­ность насекомых, их индивидуальное и историческое раз­витие, многообразие форм, распределение на Земле во вре­мени и пространстве, взаимоотношения со средой.

^ Специфика науки определяется ее предметом. Объект же может быть один тот же для разных наук. Например, человек является объектом не только всех гуманитарных наук (истории, экономики, юриспруденции, филологии и проч.), но и ряда естественных (медицины, физиологии, морфологии и т. д.) и даже технических (пассажирский транспорт, оборудование и станки с непосредственным участием человека — все это должно учитывать и анато­мические, и физиологические, и психологические его осо­бенности).

С момента возникновения сознания начинается позна­ние человеком окружающего мира, самого себя и своего взаимодействия с этим миром, что определило три основ­ных объекта познания: 1) мир, 2) человек, 3) взаимодейст­вие мира и человека. То или иное представление об этих объектах является мировоззрением.

Мировоззрение — это обобщенное знание*, система су­ждений о мире, человеке и их взаимодействии.

Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

Философия — достаточно поздняя форма мировоззре­ния. Она появляется в момент разложения родового строя, перехода к классовому обществу и государственной фор­ме правления. У различных народов это происходит в раз­ное время. Индия, Китай и Древняя Греция к VIII-VI вв. до н. э. стали лидерами человечества в экономическом и, следовательно, во всем социокультурном развитии. В та­кой период люди за счет качественного изменения в про­изводстве материальных благ, увеличения производитель­ности труда становятся относительно независимы от при­роды, переходят от целенаправленного приспособления к ней ко все более полному целесообразному приспособ­лению внешнего мира. Это требует более независимого взгляда на мир - нового мировоззрения, чем и становится философия. Она отличается от религиозно-мифологиче­ского мировоззрения попыткой объяснить мир исходя из него самого — не прибегая к вымышленным силам, ис­пользуя обращение к естественным причинам и условиям.

Отличительной особенностью философии с момента ее возникновения стало стремление, как это определил древне­греческий философ Платон, познать вечное в преходящем, единое (одно и то же) во многом (в различном).

Сегодняшняя философия — это наука о всеобщих за­конах и принципах развития природы, общества, позна­ния и мышления.

В этом определении есть указание и на предмет фило­софии — всеобщие законы и принципы развития, — и на совокупный объект — природа, общество, познание и мыш­ление.

Соединяя общий предмет философии с элементом ее совокупного объекта, получаем разделы философского зна­ния:

1. Онтология — теория бытия, раздел философии, по­священный изучению всеобщих законов и принципов развития объективного мира, природы.

2. Философия общества (философия истории, фило­софская социология, антропология, аксиология, этика и др.) — раздел философии, связанный с познанием все­общих законов и принципов развития общества и чело­века.

3. Гносеология — теория познания, раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов и принци­пов познания человеком окружающего мира.

4. Логика — раздел философии, связанный с познанием всеобщих законов и принципов мышления.

Философия несет на себе отпечатки предшествующих форм мировоззрения — мифологии и первобытной рели­гии, из которых наиболее существенным является пробле­ма связи и соотношения объективного мира и сознания, ко­торая стала основным вопросом философии.

Те из философов, кто считает генетически первичной объективную реальность, а сознание признает высшей фор­мой отражения этой реальности, оказывающей мощное об­ратное воздействия на бытие, являются материалистами. Напротив, те, кто предполагает, что некоторое сверхъесте­ственное идеальное начало породило и продолжает опре­делять объективный мир — объективные идеалисты, а те, кто полагают человеческое сознание творцом мира (а ино­гда и единственно существующей реальностью) — субъек­тивные идеалисты.

То или иное решение основного вопроса философии де­терминирует решение других философских проблем. На­пример, признание того, что человеческое сознание являет-

ся определяющим фактором развития общества, приводит к выводу о ведущей роли выдающихся личностей в исто­рическом процессе. Это, в свою очередь, порождает кон­кретное решение и метод воздействия на общественную систему — «нужно поставить во главу государства такого-то человека». Так мировоззренческий постулат становится методом действия (в данном примере субъективно-идеа­листическое мировоззрение оборачивается методом, уво­дящим от цели).

В этом проявляется методологическая роль филосо­фии - определение основных направлений, методов и при­емов, которые нужно использовать для эффективного це­ленаправленного воздействия человека на любой процесс.

Методология — это мировоззрение в действии. Поэто­му идеализм и материализм являются не только противо­положными мировоззренческими системами, но и проти­воположными методами познания и преобразования мира.

Кроме того, в истории философии сформировались еще две противоположные философские мировоззренческие и методологические установки: диалектика и метафизика.

Диалектика — метод познания и преобразования дей­ствительности, основывающийся на положении о том, что все явления и процессы объективной и субъективной ре­альности представляют собой единство противоположно­стей (необходимости и случайности; сущности и явления; изменчивости и устойчивости; внешнего и внутреннего и т. п.), борьба между которыми составляет основу их воз­никновения, существования и развития.

Метафизика — метод познания и преобразования дей­ствительности, противоположный диалектике и связан­ный с отрывом и абсолютизацией в качестве чего-то само­стоятельно существующего отдельной стороны, момента, свойства единого целого, системы (необходимости или случайности; сущности или явления; изменчивости или устойчивости; внешнего или внутреннего и т. п.).

ЛЕКЦИЯ 2.

Философия и мировоззрение.
План:

1. Понятие мировоззрения. Мировоззрение и миропонимание.

2. Типы мировоззрения. Мифология. Религия. Научное мировоззрение

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень – обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущая материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга.

^ Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. Субъектом (носителем) мировоззрения может быть отдельный индивид, социальная группа, общество на данном этапе и даже цивилизация. Каждая культурно – историческая эпоха – времена египетских фараонов или Античность, Возрождение, или Просвещение – характеризуется определенным типом переживания и понимания бытия, отношением к ценностям человека и самой жизни. Для того чтобы понять «дух эпохи» необходимо найти ключевой, системообразующий элемент культуры, предопределяющий способ видения человеком реальности, тот или иной тип нацеленности на мир и на самого себя. Таким элементом является мировоззрение как некий неразложимый, интегральный комплекс представлений о мире и человеке. Комплекс этот образует мировоззренческие координаты бытия людей. Их составляющими являются:

1) «образ себя» как исходной данности (осознание субъектом мировоззрения своих жизненных потребностей, интересов и первичных ценностей);

2) глобальная модель всего сущего («картина мира»);

3) модель «социума» и сущностный «образ» человека;

4) жизненная стратегия (целевые установки субъекта, идеалы, нормы жизнедеятельности, программа действий и выбор средств достижения целей).

Каждая из осей этой «системы координат» представляет собой совокупность мировоззренческих знаний соответствующего типа. Мировоззренческий смысл имеют лишь представления о предельно общих чертах реальности. Так, для выстраивания своей жизненной стратегии человеку не нужна информация, к примеру, об атомарном строении вещества, но для него важно знать, подчиняется ли окружающий нас мир вообще каким-то законам, причинным отношениям или он есть нечто хаотичное и непредсказуемое. Если в мире имеет место законосообразность, то мы должны учитывать это обстоятельство, когда строим планы на будущее. Если в мире все жестко предопределено, мы выбираем одну стратегию поведения, если реальность гибка и пластична, если она легко поддается вашему воздействию, то мы можем принять позицию волюнтаризма.

Центральный вопрос мировоззрения – вопрос об отношении человека к миру во всех возможных его измерениях. Человек находится в трех сущностных отношениях к миру – практическом, духовно-практическом, теоретическом. Соответственно, мы встречаем три основные формы освоения мира человеком – материально-преобразовательная, ценностно-экзистенциальная (художественно-эстетическое, моральное, религиозное, философское освоение мира) и информационно-познавательная. В этом смысле мировоззрение есть духовно-практический способ освоения мира, но одновременно оно включает в себя и рефлексию (размышление) над практическим и теоретическим отношением к миру.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
^ Варианты структурирования мировоззрения.

Мировоззренческие координаты «выстраиваются» на основе трех «строительных материалов»: знаний (представлений о мире, обществе и человеке), ценностей (осознание и оценка себя как ценности, отношение ко всему существующему через призму своих целей и интересов), стратегем деятельности (жизненные планы, программа деятельности, целеполагание). В формировании мировоззренческих знаний решающая роль принадлежит разуму, для формирования ценностей требуется не только интеллектуальная работа, но и «труд души», активность нашей эмоциональной сферы. При выработке стратегем деятельности человек подключает еще и свою волю. Вообще в функционировании мировоззрения тесно переплетаются интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. В связи с этим эмоционально-психологическую сторону мировоззрения часто называют мироощущением, а познавательно-интелектуальную – миропониманием.

Всякий предмет, любое событие, вообще все имеет объективную ценность или, смысл, значимость. При этом ценности неравнозначны: они имеют и объективно для нас равную меру значимости. Мы оцениваем вещи, события с эмоциональной, религиозной, нравственной, эстетической, научной, философской, прагматической точек зрения. Наша душа обладает и врожденными, и воспитанными свойствами, способностью побуждаться к действию по поводу той или иной ценности, что выражается в соответствующем переживании. Каждый человек обладает уникальным способом относиться к ценностям того или иного рода, в чем и состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к искусству, религии, к выбору философских пристрастий и, прежде всего нравственных ориентаций. Так, для глубоко верующего человека определяющей силой в его духовной жизни является религия, т.е. те высшие и последние ценности, которые он признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям.

Отметим, что истинная сущность человека определяется не его отдельными качествами и порой случайными поступками, а преобладающими интересами и ценностными интересами. Жизнь общества в немалой степени зависит от господствующего мировоззрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедует образованная часть общества, что считает наивысшей ценностью на шкале всей иерархии ценностей.

Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной «теплым дыханием чувств», - один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Может ли быть так, чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дремлющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого человека, про которого говорят, что он Фома неверующий. Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Акт веры – это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравственно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без доказательного знания жить не только духовно, Нои практически невозможно. Да и никто и не живет – ни самый отъявленный пессимист, ни воинствующий атеист. При этом нельзя противопоставлять разум и веру или веру и знание как нечто несовместимое. Старинная мудрость гласит: «Не только как, но и во что мы верим, выражает сущность духовного мира человека». Скажем, вера в добродетель опирается на чувство е необходимости, на чувство того, что она слита воедино с моим сокровеннейшим Я, которое нравственно воспитано и социально абсолютно необходимо.

Далее, нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры – в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир есть « движущаяся материя, данная нам в ощущениях». Ведь этого никто и никогда доказать не сможет, в это можно только верить. В самом же нормальном понятии собственно религиозной веры заключается то, что она есть не просто знание о Боге, о нашем отношении и отношении мира к нему, а также нетленной души нашей; это знание не есть просто историческое или рассудочное знание: в нем заинтересованно сердце, оно имеет влияние на наши чувства и на определение нашей вели, отчасти в силу того, что благодаря ей наши обязанности и законы приобретают большую силу, будучи представлены нам как законы Бога, отчасти в силу того, что представления о возвышенности и доброте Бога по отношению к нам наполняет наше сердце восхищением и чувствами смирения и благодарности. Таким образом, религиозная вера поднимает нравственность и ее мотивы на новую, более величественную высоту.

Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество. Многие великие умы задумывались над тем, что такое «идеал»? И.С.Тургенев полагал: «Жалок тот, кто живет без идеала!», Л.Н. Толстой думал: «Идеал – это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни».Идеалы – это мечта и о самом совершенном устройстве общества, где все «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества.

Своего рода куполом храма мировоззрения являются убеждения. Убеждения – это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочнились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже – в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений – это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и, в конечном счете, утрачивающий свое собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать героические поступки. История – свидетель того, что многие великие истины и принципы социальной справедливости «оплачены» кровью их убежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, умирали в ссылке. Убеждения зарождаются и развиваются в ходе нашего становления, в общении с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеждения могут меняться и даже существенным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей. Следовательно, убеждения не только зарождаются, но и перерождаются Перемены в убеждениях нельзя осуждать, если они имеют уважительные основания. Для того чтобы осмыслить действительную суть и жизненную силу мировоззренческих принципов в деятельности человека, нужно высветить не только собственно теоретические аспекты мировоззрения, но и вникнуть в глубины эмоциональных переживаний человеком этих принципов. Тогда открываются мощные мотивы, движущие силы в жизнедеятельности человека, в цепи его поведенческих актов, поступков. Необходимо отметить, что мировоззрение должно быть рассмотрено под углом зрения его истинности, точнее говоря, меры его истинности. Только истинные убеждения могут служить результативным принципом жизни человека. Убеждение человека дурно, если оно ложно.

Таковы составляющие мировоззрения, теоретическим стержнем которого является система философских знаний.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автономной Республики Крым Феодосийский политехнический техникум Лекции по дисциплине «Основы философских знаний» iconАвтономной республики крым крымское республиканское высшее учебное...
Контроль – это система наблюдений и проверок, соответствия процесса функционирования объекта управления, принятым управленческим...

Автономной Республики Крым Феодосийский политехнический техникум Лекции по дисциплине «Основы философских знаний» iconАвтономной республики крым крымское республиканское высшее учебное...
Китае; осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, велся учет имущества свободных граждан в древнем Риме. Развитие...

Автономной Республики Крым Феодосийский политехнический техникум Лекции по дисциплине «Основы философских знаний» iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское высшее учебное...
Экзамен по дисциплине “Приводы технологического оборудования” для специальности 090227 “ Обработка материалов на станках и автоматических...

Автономной Республики Крым Феодосийский политехнический техникум Лекции по дисциплине «Основы философских знаний» iconАвтономной республики крым крымское республиканское высшее учебное...
Проведение экзаменационных испытаний направлено на выявления степени усвоения учебного материала и овладения практическими навыками,...

Автономной Республики Крым Феодосийский политехнический техникум Лекции по дисциплине «Основы философских знаний» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине...
Крымское республиканское высшеее учебное заведение «феодосийский политехнический техникум»

Автономной Республики Крым Феодосийский политехнический техникум Лекции по дисциплине «Основы философских знаний» iconМетодические указания по самостоятельной работе 14. по дисциплине «Бухгалтерский учет»
Крымскиое республиканское высшее учебное завидение«феодосийский политехнический техникум»

Автономной Республики Крым Феодосийский политехнический техникум Лекции по дисциплине «Основы философских знаний» iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Крымское республиканское высшее учебное заведение «феодосийский политехнический техникум»

Автономной Республики Крым Феодосийский политехнический техникум Лекции по дисциплине «Основы философских знаний» iconМетодические указания для проведения практических занятий по дисциплине...
Крымское республиканское высшее учебное заведение «феодосийский политехнический техникум»

Автономной Республики Крым Феодосийский политехнический техникум Лекции по дисциплине «Основы философских знаний» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине...
Крымское республиканское высшеее учебное заведение «феодосийский политехнический техникум»

Автономной Республики Крым Феодосийский политехнический техникум Лекции по дисциплине «Основы философских знаний» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине...
Крымское республиканское высшеее учебное заведение «феодосийский политехнический техникум»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<