Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона Жизнь и философия Платон Жизнь Платона Сочинения Платона Учение Платона об «идеях»




Скачать 181.25 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона Жизнь и философия Платон Жизнь Платона Сочинения Платона Учение Платона об «идеях»
Дата публикации29.01.2014
Размер181.25 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Философия > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Жизнь и философия Платона

Жизнь и философия Платона1.1. Жизнь Платона.1.2. Сочинения Платона.2.1. Учение Платона об «идеях» («видах»).2.2. «Идеи»2.3. «Идея» как понятие.3.1. Теория познания Платона.3.2. Анализ знания.3.3. Диалектика знания.3.4. Виды знания.4.1. Диалектика Платона.4.2. Взаимопереход «идей»4.3. Закон непротиворечия.4.4. Диалектика и чувственный мир.5.1. Учение Платона об обществе и государстве.5.2. Формы государства.5.3. Идеальное государство.5.4. Добродетели в государстве.5.5. Социальный смысл утопии Платона. 1.1. Жизнь Платона. Платон родился в 427 году до н.э. в знатной семье на острове Эгина,недалеко от Афин. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит кпоследнему царю Аттики – Кодру; со стороны матери, Периктионы, - к семьеродственников знаменитого законодателя Солона. Родственником матери был также известный афинский политический деятель, впоследствии «тиран» Критий. Именно Критий ввел Платона в круг учеников Сократа. Литературнаяфилософская деятельность Платона началась не очень рано. В 399 г. закончилось первое пребывание философа в Афинах. Платонпокидает родину на целых 12 лет. За это время странствий Платон посетилЕгипет, Южную Италию и Сицилию. До этого он был в Мегаре. Впечатления, вынесенные из пребывания в Египте, оказались важным этапомв формировании научных, политических и политико-экономических воззренийПлатона. Особенно длительным было пребывание Платона в Гелиополе – центреегипетской религии и жреческой организации. Из Египта Платон прибыл на Криены. Здесь он встретился с виднымгреческим астрономом и математиком Федром. Из Криен последовал переезд в Южную Италию. Одной из задач путешествиябыло ознакомление с учением пифагорийцев и с результатами их математическихисследований. После пребывания в Южной Италии последовал переезд Платона вСицилию. В 387 г. до н.э., в сорокалетнем возрасте, Платон вернулся в Афины. Поприбытии он основал в роще героя Академа свою школу, получившую названиеАкадемии. Впоследствии школа Платона стала крупным очагом развитиягреческой математики. В годы старости Платона, когда произошло его сближение с пифагорийцами,взгляд Платона на математику еще более укрепился. Платон совершил еще две поездки в Сицилию. Остаток жизни Платон провел в Афинах. Попытка вмешаться в ходполитических событий принесла ему горькое разочарование. В последнемкрупном произведении Платона – «Законах» он отказывается от ряда взглядов всвоих системах воспитания и политических воззрений. Умер Платон в возрасте 80-ти лет в 347 г. до н.э. 1.2. Сочинения Платона. Литературная деятельность Платона продолжалась в течении полувека.Платон – первый крупнейший философ, от которого до наших дней дошли все(или почти все) его сочинения. Учение, излагаемое в них, несвободно отпротиворечий. В некоторых из них излагается идеалистическое учение о бытие,получившее название теории «идей». Но есть среди сочинений Платона и такие,в которых эта теория совершенно отсутствует. Есть и такие, в которых самПлатон подвергает собственную теорию «идей» острой критике (например«Парменид»). Удалось выделить четыре группы диалогов, начиная от ранних«сократических», исследующих понятия этики, и кончая наиболее поздними, рядкоторых замыкает «Законы». К первой, «сократической», группе были отнесены «Апология Сократа»,«Евтифрон», «Критон», «Хармид», «Лахес», «Протагор», «Менон», «Евтидем»,«Горгий». Во вторую, более позднюю, вошли «Кратил», «Пир», «Федон» и первая книга«Государства». Третью составили остальные книги «Государства», «Федр», «Теэтет» и«Парменид». Наконец в четвертую, последнюю по времени, вошли «Софист», «Политик»,«Филеб», «Тимей», «Критий» и «Законы». По форме и достоинствам изложения диалоги Платона неоднородны. Часть изних написана в драматической форме. Это блестящие сцены из умственной жизниАфин, изображение сталкивающихся и борящихся философских воззрений. Другую часть философских сочинений Платона составляют диалоги, вкоторых диалогическая форма – лишь видимость. Эти диалоги – трактаты. В нихисследуются труднейшие и отвлеченные проблемы диалектики. Значение их не вхудожественном воплощении философских воззрений, а в их диалектическомразвитии и обосновании. Образцы таких диалогов – «Софист», «Филеб»,«Парменид». Наконец есть и такие диалоги, в которых перемежаются образ, миф иотвлеченный анализ философских проблем. Возможно, что некоторые диалоги впервоначальной редакции были написаны в повествовательной форме и лишьвпоследствии были переписаны в форме драматической. 2.1. Учение Платона об «идеях» («видах») От Парменида и Зенона Платон усвоил установленное этими философамиразличие между тем, что существует по истине, и тем, что не имеет истинногобытия. Это различие между становлением и бытием, между явлением и сущностьюПлатон распространяет на все предметы исследования. Среди них большоевнимание он уделяет исследованию прекрасного. Во всех диалогах, посвященныхпроблеме прекрасного, Платон разъясняет, что предметом прекрасного являетсяне то, что лишь кажется прекрасным, и не то, что лишь бывает прекрасным, ато, что по истине есть прекрасное, т.е. прекрасное само по себе, сущностьпрекрасного, не зависящая от случайных, временных, изменчивых иотносительных его проявлений. Но Платон не только ставит задачу определения прекрасного, как того чтозаставляет вещи быть безотносительно прекрасными, безотносительно великими,безотносительно бодрыми и т.д. Он утверждает, что эта задача хотя и трудна,но все же разрешима. Она разрешима прежде всего потому, что предметисследования – «идея», «вид» - существует объективно, в самой реальности. Наиболее полная характеристика «вида», или «идеи», была развитаПлатоном при исследовании все той же сущности прекрасного в «Федоне»,«Пире», «Филебе». 2.2. «Идеи» По Платону, кто последовательно поднимается по ступеням созерцанияпрекрасного, тот «увидит нечто прекрасное, удивительное по своей природе». Уже этой характеристики достаточно, чтобы установить ряд важныхпризнаков платоновского определения прекрасного и вместе с тем признаковкаждого «вида», каждой «идеи». Эти признаки – объективность,безотносительность, независимость от всех чувственных определений, от всехусловий и ограничений пространства, времени и т.д. Платоновское прекрасноеесть «вид» или «идея», в специфически платоновском смысле этого понятия,т.е. истинно сущее, сверхчувственное бытие, постигаемое одним толькоразумом; иными словами, прекрасное – сверхчувственная причина и образецвсех вещей, называемых прекрасными в чувственном мире, безусловный источниких реальности в той мере, в какой она для них возможна. В этом значении «идея» резко противопоставляется у Платона всем еечувственным подобиям и отображениям в мире воспринимаемых нами вещей.Чувственные вещи необходимо изменчивы и преходящи, в них нет ничегопрочного, устойчивого, тождественного. Эта непрерывная текучесть,изменчивость чувственных вещей подчеркнута Платоном в «Федоне». Напротив «идея» прекрасного, т.е. прекрасное само по себе, истинносущее прекрасное не подлежит никакому изменению или превращению, совершеннотождественна и есть вечная сущность, всегда равная сомой себе. Учение этого – идеализм, т.к. по Платону реально существует нечувственный предмет, а лишь его умопостижимая, бестелесная, невоспринимаемая чувствами сущность. Учение Платона – объективный идеализм,т.к. «идея» существует сама по себе, независимо от многочисленныходноименных предметов, существует как общее для всех их. Учение Платон об «идее» блага как о высшей «идее» чрезвычайносущественно для всей системы его мировоззрения. Это учение сообщаетфилософии Платона характер не просто объективного идеализма, но так жеидеализма телеологического. (Телеология – учение о целесообразности.) Т.к.по Платону над всем главенствует «идея» блага,это значит, что порядок,господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется кблагой цели. Т.к. критерий всякого относительного блага – благо безусловное, тонаивысшее из всех учений философии – учение об «идее» блага. Лишь прируководстве «идеей» блага справедливое становится пригодным и полезным. Без«идеи» блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бысовершенно бесполезны. Телеология Платона, учение об объективной целесообразности, тесносвязана с его теологией, или богословием. Платон не только не скрывает, нои сам выдвигает и подчеркивает связь своего идеализма с религией, смистикой. Платон в ряде мест подчеркнул объективный характер своей телеологии, визвестном смысле он отожествлял «благо» с разумом. Одна из наиболее полных характеристик высшего блага для человека данаПлатоном в «Филебе». Здесь в качестве условий высшего человеческого благауказаны: 1. участие к вечной природе «идеи»; 2. воплощение «идеи» в действительности; 3. наличие разума и обладание знанием; 4. владение некоторыми науками, искусствами, а также обладание правильными мнениями; 5. некоторые виды чувственных удовольствий, например, от чистых тонов в музыке или цветов в живописи. Постижение «идеи» прекрасного представляет труднейшую задачу.Прекрасное как «идея» вечно; чувственные вещи, названные прекрасными,преходящи: возникают и погибают. Прекрасное неизменно, чувственные вещиизменчивы. Прекрасное не зависит от определений и условий пространства ивремени, чувственные вещи существуют в пространстве, возникают, изменяютсяи погибают во времени. Прекрасное едино, чувственные вещи множественны,предполагают дробность и обособление. Прекрасное безусловно ибезотносительно, чувственные вещи всегда стоят под теми или инымиусловиями. 2.3. «Идея» как понятие В понятии об «идеи» у Платона то, что делает «идею»: 1. причиной, или источником бытия, их свойств и их отношений; 2. образцом, взирая на который творят мир вещей; 3. целью, к которой, как к верховному благу стремится все существующее. «Идея» Платона сближается со смыслом, который это слово, под влияниемПлатона, получило в обычном обиходе у цивилизованных народов. В этом своемзначении «идея» Платона уже не само бытие, а соответствующее бытию понятиео нем, мысль о нем. Это обычный смысл слова «идея» в нашем мышлении и внашей речи, где «идея» значит именно понятие, замысел, руководящий принцип,мысль и т.п. В плане познания бытия и сущностей бытия Платон называет понятия, илиидеи, относящиеся ко многим вещам, «родам» и «видам». «Виды» получаются врезультате разделения «родов», т.е. разделения его полного объема. Т.к., по Платону, в результате правильного определения рода иправильного разделения рода на виды достигается усмотрение сущностей, тоПлатон называет «диалектику» наукой о сущем. По Платону «диалектика» естьсозерцание самих сущностей, а не одних лишь теней сущностей. Понятая в этом смысле «диалектика» Платона есть двойной метод. Это, во-первых, метод восхождения через гипотезы до идей или до начал. Во-вторых,«диалектика» Платона – метод нисхождения сущего от начал, т.е. методделения родов на виды. 3.1. Теория познания Платона. По Платону знание возможно не для всякого. «Философия» (буквально«любовь к мудрости») невозможна ни для того кто уже обладает истиннымзнанием, ни для того кто совсем ничего не знает. При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из мысли отом, что виды знания должны соответствовать видам или сферам бытия. Дляистинного понимания бытия Платон считал необходимым разрешить противоречиямежду двумя наметившимися в греческой мысли противоположными концепциями:элейской, утверждающей неизменность, тождественность, неподвижностьистинного бытия, и гераклитовской, признающей его вечную текучесть,изменчивость и подвижность. При рассмотрении учения Платона о знании необходимо прежде всего иметьв виду, что вопрос о знании отнюдь не ставится у Платона как отдельная,изолированная, ни как основная проблема философии. Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытие, от егодиалектики. 3.2. Анализ знания Введением в гносеологическое учение Платона может быть диалог «Теэтет».Предмет диалога – именно вопрос о существе знания. Речь идет не о том,какие существуют частные виды знания, а о том, что такое знание само посебе. Диалог не дает положительного ответа на вопрос, но опровергает тринесостоятельных, с точки зрения Платона, решения этого вопроса: 1. взгляд, по которому знание есть чувственное восприятие; 2. взгляд, по которому знание – «правильное мнение»; 3. взгляд, по которому знание – «правильное мнение со смыслом». Необходимое для познания единство не может быть найдено в областичувственного восприятия, т.к. в этой области все течет и все лишено твердойопределенности. Таким образом, чувственному, как текучему, должнопредшествовать нечто, не текучее и не чувственное, а потому и знание неможет быть тождественно чувственному восприятию. Утверждение это предполагает, будто возможно не только «правильноемнение», но также и мнение ложное. Но Платон доказывает, что тот, кто имеетложное мнение, не может пребывать безусловно во лжи: для него по крайнеймере нечто истинно или даже все истинно. С другой стороны, из предметаложного мнения также нельзя вынести никакой лжи. Итак, ложное мнениеневозможно. Но тем самым мы лишаемся возможности говорить о соотносительномс ним истинном мнении, и, стало быть, получается, что знание нельзяопределить как «правильное мнение». Третья теория утверждает, будто знание – не просто «истинное мнение», а«истинное мнение со смыслом». Платон демонстрирует примеры, из которыхвидно, что одно «истинное мнение» еще не дает знания и что длявозникновения знания к истинному мнению должно присоединиться еще нечто –«смысл». Как бы ни понимать «смысл» – то ли как выражение в слове, то ликак перечисление элементов, то ли как указана отличительной признак – вовсех этих случаях прибавка «смысла» к «правильному мнению» не создает и неможет создать знания. Знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединениеправильного мнения со смыслом. Во всех этих случаях знание должно бытьотграничено от чувственности и должно рассматриваться не как результатчувственных восприятий, а как предшествующее им условие. Однако знание ценится значительно выше правильно мнения. Платон отграничил знание от чувственных впечатлений, а также показал,что рядом со знанием существуют неясные и нерасчлененные акты «мнения»,также опирающиеся на чувственные впечатления. В «Меноне» знание еще болеерезко отграничено от чувственности, а «истинное мнение» отделено от«мнения» просто. В знании впервые происходит объединение истинного мнения счувственностью, посредством «связывания» всегда текучей чувствительности. Анализ знания Платон проводит в своих диалогах «Теэтет», «Ненон»,«Пир». Сделанный анализ знания у Платона не ограничивается. Связь и единствознания и чувственности, данные в «Неноне» и в «Пире», Платон представляет сеще более высокой точки зрения – с точки зрения диалектики. 3.3. Диалектика знания Диалектические исследования Платона отнюдь не совпадают с нем, что онсам называл «диалектикой», - с уже рассмотренным сведением видов с родами ис делением родов на виды. Это лишь формально-логический аспект диалектикиПлатона. Но у него имеется гораздо более широкое и существенное понятие одиалектике, связанное с его учением о знании, о бытии и об отношении междубытием и знанием. Понятие это раскрывается в ряде диалогов; введением в это пониманиеможет служить конец шестой книги Платона «Государства». Здесь излагаетсяучение об идее «блага», но речь идет не только о «благе». Учение оботношении бытия к знанию. А именно: идея «блага» не есть ни бытие, низнание, которым порождалось бы бытие и знание. Достовляющее истинность познаваемому и сообщающее силу познающему,следует называть идеей блага и причиной знания и истины, поскольку онапостигается умом. Рассматривая «идеи», философ может или рассматривать их реализацию вмире вещей, или, напротив, подниматься в мысли до их начала, пребывающеговыше всякого знания. В первом случае душа использует «идеи» в качестве«гипотез» или «предложений», разделяя род на виды. Это как бы путь вниз –от «идей» к вещам. Род познаваемого, постигаемый только мыслью, Платон называет«мыслимым». В «мыслимом» имеются две «части». Для отыскания первой из нихдуша вынуждена основываться на предположениях и не доходит до начала, т.к.не может подняться выше предположений, но используется самими образами илиподобиями, запечатлевающимися на земных предметах. И есть вторая частьмыслимого, второй случай рассмотрения «идей». В этом случае душа идеи не к«концу», а, напротив, к «началу»: она сводит все «гипотезы» к идее «блага»,как к тому, что пребывает выше всякого знания и выше всех предположений. Это понимание «блага» выводит мысль за пределы одного лишь познания вобласть диалектики. По отношению к знанию и к бытию «благо» мыслится каксовмещающее в себе противоположные определения. В то же время онозапредельно по отношению к бытию и знанию. 3.4. Виды знания Платон развивает детальную классификацию видов знания. Основное делениеэтой классификации – разделение на знание интеллектуальное и чувственное.Каждая из этих сфер знания делится на «мышление» и «рассудок». Под «мышлением» понимается созерцающую деятельность одного лишь ума,непосредственно интеллектуальные предметы. Под «рассудком» понимается вид интеллектуально знания, при которомпознающий также пользуется умом, но уже не ради самого ума и не ради егосозерцания, а для того, что бы с помощью ума понимать или чувственные вещиили образы. Этот «рассудок» – не интуитивный, а деструктивный вид знания. Чувственное знание Платон также делит на две области: на «веру» и«подобие». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующихи утверждаем их в этом качестве. «Подобие» – вид уже не восприятия, апредставления вещей, или, иначе, интеллектуальное действие с чувственнымиобразами вещей. «Подобие» отличается от «веры» удостоверяющейсуществование. «Подобие» – некое мыслительное построение, основывающееся на«вере». С этими различиями у Платона тесно связывается различие знания имнения. В отличие от идей, математические предметы и математические отношенияпостигаются посредством размышления или рассуждения рассудка. Это и естьвторой вид знания. Чувственные вещи постигаются посредством мнения. О них невозможнознание, их нельзя постигнуть посредством рассуждения, их можно постигнутьлишь гипотетически. 4.1. Диалектика Платона. Для Платона диалектика – это не только логика, хотя в ней есть илогический аспект, это не только учение о познании, хотя в ней есть игносеологический аспект; это не только учение о методе, хотя в ней естьаспект метода. Диалектика Платона – прежде всего учение о бытии или обидеях. Идеализм Платона, также как и его теория познания и диалектика,имеет явно выраженный онтологический характер. 4.2. Взаимопереход идей. Движение несовместимо с покоем, а покой с движением. Но т.к. покойсуществует и движение существует, то бытие должно быть совместимо и спокоем, и с движением. Имеется три рода: бытие, движение, покой. Каждый из этих трех родов есть одновременно и тождественное – поотношению к самому себе, и в тоже время является иным по отношению костальным родам. Отсюда возникает вопрос об отношении родов тождественногои иного родам покоя и движения. Совпадают ли эти роды между собой или жетождественное и иное должны быть отличаемы от родов движения, покоя бытия. Платон доказывает: тождественное и иное должны быть отличимы от покоя идвижения. И о покое, и о движении, так же как и о всяком другом роде,одинаково говорится, что они и тождественны по отношению к себе и суть иноепо отношению к другому. Но т.к. покой и движение – противоположности, ит.к. все то, что высказывается о противоположностях не может быть ни каждойиз этих противоположностей в отдельности, ни той и другой вместе, то покойи движение должны отличаться от тождественного и иного. Тождественное отличается от покоя, не говоря уже об очевидном отличииего от движения. Но оно отличается и от бытия. Если бы тождественное неотличалось от бытия, то, утверждая, что покой существует, так же каксуществует и движение мы должны были бы признать, что покой тождествен сдвижением. Но если тождественное отличается не только от покоя и движения,но также и от бытия, то это значит, что в тождественном мы должны видетьчетвертый и самостоятельный род сущего наряду с родами покоя, движения,бытия. То же самое доказывается и относительно иного. Иное отличается нетолько от тождественного и от покоя. Иное отличается также и от бытия. Всамом деле иное всегда относительно и только относительно. В учении Платона об ином чрезвычайно важно отметить, что все первыечерты рода сущего – бытие, покой, движение, тождественное – принадлежат илипричастны, к роду иного. Так движение есть иное не как движение, а лишьпоскольку движение не есть покой, не есть бытие, не есть тождественное ит.д. Учение это представляло несомненное отступление от метафизикинеизменных и тождественных «идей». Платоновская «диалектика» бытия инебытия, единого и многого, тождественного и иного, покоя и движения какнепосредственно, так и через переработку неоплатоников III – V вв.н.э.оказала в XIX в несомненное влияние на разработку диалектики Гегелем. 4.3. Закон непротиворечия Важную особенность диалектики Платона составляет то, чтопротивоположные определения сущего, развиваемые им, отнюдь не означаютотказа от принципа непротиворечия. Хотя Платон доказывает, что одно и тожебытие едино и множественно в одно и тоже время, он поясняет при этом, что«единым» и «множественным» оно оказывается в различных отношениях: бытие«едино», поскольку оно рассматривается в отношении к самому себе, к своейтождественной основе. И тоже самое бытие «множественно», поскольку онорассматривается в другом отношении – в отношении к своему «иному». И вседругие определения бытия у Платона, все они мыслятся как противоположныедруг другу, но не как противоречащие в одном и том же отношении. Закон противоречия или закон немыслимости противоречия. В качествезакона он означает невозможность и недопустимость мыслить противоречащиеутверждения об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и томже отношении. В «Федоне» Платон разъясняет, что не только «идеями», но икачествам чувственных вещей принадлежит свойство, по которому относительноэтих вещей не могут быть одновременно и утверждаемы противоречащиеопределения. 4.4. Диалектика и чувственный мир. Совмещение противоположностей, по Платону, недопустимо в определенияхмысли, которые должны рассматриваться в качестве тождественных себе иотносительно которых нельзя мыслить совместимость противоречащихутверждений. Напротив, чувственные вещи могут переходить в противоположныесебе. По Платону, в предметах чувственного мира не только противоположноепереходит в противоположное, но и в одной и той же вещи в одно и то жевремя совмещаются противоположные качества, притом не случайно, анеобходимым образом. Но противоположности могут сосуществовать и совмещаться – таковоубеждение Платона – только для мнения, только для низшей части души,направленной на познание истинно сущих «видов», или «идей», верховнымзаконом будет закон запрещающий мыслить совмещение противоположныхутверждений об одном и том же предмете. «Диалектический метод» Платона есть в сущности метод последовательногосведения понятий в высшие роды и разделения родов на входящие в них низшиевидовые понятия. Все эти разъяснения Платона ясно обнаруживают насколько далекаплатоновская «диалектика» от современной. «Диалектика» Платона – важныйэтап в развитии логики, в развитии учения о категориях, о родах и видахпонятий, о методах определения, индукции и деления понятий, но она ни вмалейшей степени не есть учение о развитии через противоположности. СистемаПлатона не знает вовсе никакой истории, никакого развития, кромецикличности и противоречия уже бывшего. 5.1.Учение Платона об обществе и государстве. В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам наобщество и государство. Платон менее всего похож на аналитическогомыслителя, равнодушного к явления общественной жизни и политическимубеждениям. Общественно-политическим вопросам Платон посвятил два наиболееобстоятельных своих произведения: «Государство» и «Законы». В «Государстве»учение об обществе разработано в тесной связи с центральным учениемплатоновского идеализма – с теорией «идей», и несет на себе печатьригоризма и непреклонности: идеальное сурово противопоставлено как образеци как норма должного эмпирической действительности. Идеальному типу Платон противопоставляет отрицательный типобщественного устройства. В нем главным двигателем поведения людейоказываются материальные заботы и стимулы. По мнению Платона всесуществующее государства принадлежат к этому отрицательному типу. 5.2. Формы государства Отрицательный тип государства выступает в четырех формах: тимократия,олигархия, демократия и тирания. В сравнении с идеальным государством,каждая из этих форм есть последовательное ухудшение или извращение формыидеальной. Первой во времени из этих форм вступила тимократия, т.е. властьоснованная на господстве честолюбцев. С первыми признаками упадка возникаетстрасть к обогащению и стремление к стяжательству. В тимократиипервоначально сохранялись черты совершенного строя. Переход от тимократии к олигархии – господству немногих надбольшинством. Это правление основывается на переписи и на оценке имущества,так что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении. Волигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества.Чтобы каждый член общества «делал свое» и притом «только свое» дело. Волигархии, во-первых, часть членов общества занимается самыми различнымиделами – и земледелием, и ремеслом, и войной. Во-вторых, в олигархии правочеловека на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит ктому, что такой человек превращается в бесполезного члена общества. Дальнейшее развитие олигархии приводит к еще более худшей формегосударственного устройства – к демократии. Это власть и правлениебольшинства, но правление в обществе, в котором противоположность междубогатыми и бедными обостряется еще сильнее. Наихудшей формой отклонения от идеального государства Платон призналтиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть,подобно и всем остальным, как вырождение предшествующей ей формы. 5.3. Идеальное государство Всем формам государства Платон противопоставляет утопию, проектнаилучшего государственного правления. Этим государством руководят как волигархии немногие, но этими немногими могут стать только лица,действительно способные хорошо управлять государством: во-первых в силуприродных задатков и одаренности, во-вторых, в следствие долголетнейпредварительной подготовки. Основным принципом идеального государстваПлатон считает справедливость. Каждому гражданину государствасправедливость отводит особое занятие и особое положение. Основная мысль Платона в утверждении, что потребности граждан,составляющих общество, разнообразны, способность каждого отдельногочеловека к удовлетворению этих потребностей ограничена. 5.4. Добродетели в государстве Наисовершеннейшее по своему строю, благое государство обладает четырьмяглавными добродетелями: мудрость, мужеством, сдерживающей мерой,справедливостью. «Мудрость» – доблесть, принадлежащая не множеству ремесленников, анемногим – философам. Только философы должны быть правителями, и только приправителях-философах государство будет благоденствовать. «Мужество» – свойственно небольшому кругу лиц, хотя в сравнении смудрыми этих лиц больше. «Доблесть» в совершенном государстве есть качество уже не особого илиотдельного класса, а принадлежит уже всем членам общества. Наличие «справедливости» подготавливается и обуславливается«сдерживающей мерой». Благодаря справедливости каждый разряд в государствеи всякий отдельный человек получает для исполнения свое особое дело. В государстве три разряда граждан: правители, воины, работники; онисоставляют одно гармоничное целое. 5.5. Социальный смысл утопии Платона В утопии Платона отражаются важные черты действительно, реальногоантичного полиса, далекие от намеченного философом идеала. Из исследования отрицательных типов государства Платон извлек вывод,будто основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем– в господстве материальных интересов, в их влиянии на поведение людей.Поэтому устроители наилучшего государства должны позаботиться о правильномвоспитании воинов-стражев. Основные черты этого порядка – лишение воинов права на собственноеимущество. Воины могут пользоваться только тем, что минимально необходимодля жизни, для здороовья, для выполнения своих функций в государстве. В утопии Платона есть ряд черт, которые, на первый взгляд кажутсячрезвычайно современными. Это отрицание личной собственности воинов иснабжение их государством, резкая критика к стяжанию и накоплению, критикаторговли и спекуляций, мысль о необходимости нерушимого единства общества,полного единения всех его членов, воспитание в гражданах нравственныхкачеств, способных привести к этому единству. Литература: Асмус В.Ф. Античная философия. М. 1999 УГТУ-УПИ Кафедра «Философии» Контрольная работа Жизнь и философия Платона С.П. 9831851929 ФЗО ПГС-2 Екатеринбург 1999

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона Жизнь и философия Платон Жизнь Платона Сочинения Платона Учение Платона об «идеях» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона Жизнь и философия Платон Жизнь Платона Сочинения Платона Учение Платона об «идеях» iconУчение Платона о государствеПлан реферата Проблема государственного...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона Жизнь и философия Платон Жизнь Платона Сочинения Платона Учение Платона об «идеях» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Возрождения). Сочинения Платона высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона Жизнь и философия Платон Жизнь Платона Сочинения Платона Учение Платона об «идеях» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Платона и Аристотеля, живших в эпоху великих потрясений. Мир Платона и Аристотеля – это мир крушения системы греческих городов-полисов...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона Жизнь и философия Платон Жизнь Платона Сочинения Платона Учение Платона об «идеях» iconРеферат по философии на тему: “философия платона”

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона Жизнь и философия Платон Жизнь Платона Сочинения Платона Учение Платона об «идеях» iconРеферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона Жизнь и философия Платон Жизнь Платона Сочинения Платона Учение Платона об «идеях» iconКинематическая (или динамическая?) онтология
На протяжении двух семестров мы со студентами второго курса занимались такого рода чтением диалога Платона “Теэтет”. Опыт этих занятий...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона Жизнь и философия Платон Жизнь Платона Сочинения Платона Учение Платона об «идеях» iconРеферат Тема: “Учение Платона о государстве”

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона Жизнь и философия Платон Жизнь Платона Сочинения Платона Учение Платона об «идеях» iconУчение Платона об идеальном государстве

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона Жизнь и философия Платон Жизнь Платона Сочинения Платона Учение Платона об «идеях» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Творчество Платона и Аристотеля как отражение эпохи великих общественных преобразований в Древней Греции

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<