Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социально-классовые отношения московская академия экономики и права рязанский филиал контрольная работа по курсу: «философия»




Скачать 368.65 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Социально-классовые отношения московская академия экономики и права рязанский филиал контрольная работа по курсу: «философия»
Дата публикации02.02.2014
Размер368.65 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Философия > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Социально-классовые отношения

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По курсу: «ФИЛОСОФИЯ» Тема: “Социально-классовые отношения.” Проверил: к. ф. н. доцент Кошелев М. И. Рязань 2002 г. ПланВведение 3Понятие социальной структуры общества. Социальные группы. Классы какважнейший элемент социальной структуры общества. Возникновение и сущностьклассов. 4Проблема внеклассовых и межклассовых групп; социальные слои и страты.11Изменения в социально-классовой структуре современного российскогообщества. 20Литература 26 ВведениеВопросам изучения социальной структуры общества уделяли большое вниманиефилософы разных времен и поколений. Так, уже в период развития античнойфилософии древнегреческий философ Платон выделял в социальной структуреобщества следующие сословия: философы, которые управляют государством,воинов, которые охраняют его от врагов, и работников (крестьян иремесленников, которые поддерживают государство материально). В европейскойфилософии XVII-XVIII века изучению проблем социальной структуры обществамного внимания уделяли такие философы, как Гоббс, Фурье, Руссо и т.д.Немецкий философ Гегель в своих трудах, прежде всего в "Философии права"развернул глубокую и всестороннюю картину социальных отношений, котораябыла затем всесторонне развита в трудах Маркса и Энгельса. Проблемы,связанные с изучением социальной структуры общества, нашли свое отражение втрудах как советских, так и зарубежных философов ХХ века, причем необходимоотметить, что подход ко многим сторонам этой проблемы, как в прошлом, так ив настоящее время остается различным.Общество не стоит на месте, оно непрерывно изменяется, развивается подвоздействием определенных объективных законов. Любой человек представляетсобой уникальное явление, у него в процессе жизни складываются своивзгляды, представления, цели и интересы. Каждый преследует в жизни какбудто бы только свои собственные цели. Но с другой стороны любой человекпринадлежит к той или иной, а чаще к целому ряду социальных общностей:классам, нациям и народностям, семьям и т.д. И как частица той или инойобщественной группы, он связан с другими людьми, входящими в эти социальныеобъединения общими условиями существования, сходным образом жизни, а значити общностью интересов. Положение общественных групп в системе материальногопроизводства, образ жизни, материальные условия существования - это тефакторы, которые в конечном счете определяют интересы людей, их поведение вобществе. Ф.Энгельс писал, что "экономические отношения каждого данногообщества проявляются прежде всего как интересы". Интересы являются мощнойпобудительной силой, заставляющей действовать исторических субъектов, т.е.отдельных индивидов, классов, нации или другие общественные группы. Такнапример, в свое время непомерно тяжелое положение рабов заставило ихподниматься на борьбу со своими угнетателями. В эпоху крепостничества вРоссии крестьяне, доведенные до отчаяния, начинали громить и жечь помещичьиусадьбы. В Англии в первой половине XIX века рабочие выражали свой протестпротив жестокой эксплуатации тем, что ломали машины, станки, ошибочно видяв них главных виновников своего бедственного положения. Поскольку положениеклассов, социальных групп в системе экономических отношений неодинаково,различны и их интересы. Борьба за реализацию потребностей класса, группы ивыступает как борьба за удовлетворение их интересов. Общество, такимобразом, выступает как саморазвивающаяся система. Источником жеобщественного саморазвития является социальные противоречия, а движущимисилами субъекты истории и те средства, факторы, которые обеспечиваютразрешение этих противоречий и поступательное движение общества. Понятие социальной структуры общества. Социальные группы. Классы как важнейший элемент социальной структуры общества. Возникновение и сущность классов.Начиная разговор о социальной структуре общества необходимо сначалаопределить: «Что такое общество?».В различной литературе можно найти множество определений общества: . «Общество - универсальный способ организации социальных связей и социальных взаимодействий, возникающих между людьми»; . «Общество - это самая большая группа, в пределах которой протекает совместная деятельность людей»; . «Общество - это "сложившаяся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство материальных условий существования и удовлетворение потребностей; общество поддерживается в силу обычаев, традиций, законов».Однако все они в своей основе подразумевают одно и то же: обществопредставляет собой сложную систему социальных связей и социальныхвзаимодействий, сложившихся между людьми, совокупность разнообразных формих совместной деятельности.Социальная структура общества - это совокупность взаимодействующихсоциальных групп и отношений между ними.Социальная структура предполагает определенную группировку людей. Группыпредполагают совместную деятельность; совместное пространственно-временноебытие и общение; схожие интересы и цели. Как ориентироваться в многообразиисоциальных групп, возникающих и взаимодействующих в любом современномобществе?В социологии выработаны три основные классификации социальных групп: а) пообъему, или по числу входящих индивидов (большие и малые); б) попроисхождению (первичные и вторичные); в) по способу и характеруорганизации (формальные и неформальные).Теперь рассмотрим эти группы более подробно и прежде всего обратимся к тем,что видны, как говорится, "невооруженным глазом", - большим и малым.Большая социальная группа имеет такие основные признаки: включает в себязначительное число членов; характеризуется отсутствием обязательных личныхконтактов между ними; обладает относительно меньшей степенью внутреннейсплоченности и организованности. Такими являются профессиональные группы(шахтеры, военные моряки, врачи), этнические группы (русские, татары,башкиры, удмурты), социально-демографические (молодежь, люди среднеговозраста, старики).Под малыми социальными группами понимаются немногочисленные по составугруппы (минимум - 2-3 человека, максимум - до 30 человек), члены которыхобъединены общей деятельностью (это характеризует группу как элементсоциальной структуру общества, как элемент системы социальных отношений внем), что является основой для возникновения эмоциональных отношений игрупповых норм. В малой группе социальные отношения выступают в форменепосредственных и личных. Наиболее типичные примеры: семья, школьныйкласс, студенческая группа, производственная бригада, спортивная команда,молодежная тусовка.Перейдем к характеристике первичных и вторичных социальных групп, основныеразличия между которыми заключаются в следующем: первичные группыориентированы на установление взаимосвязей между ее членами, а вторичные -на достижение цели. Первичная группа - это разновидность малой социальнойгруппы, обеспечивающая успешность вхождения индивидов в общество, ихсоциализации как усвоения социальных ролей, социальных норм, социальногоопыта. Первичная группа возникает за счет прямых личных контактов (попринципу "лицом к лицу"), характеризуется высокой плотностью взаимосвязимежду членами группы. Типичные образцы: семья, приятельская компания,соседская общность. Вторичные группы являются, как правило, разновидностьюбольших и формальных социальных групп, в них чаще всего отсутствуетнепосредственное взаимодействие составляющих их членов. Например, дляшкольника его класс является первичной группой, а коллектив школы -вторичной.Наконец, мы подошли к формальным и неформальным социальным группам.Формальным группам присущи правила социальной организации, в них действуютофициальные разрешения и запреты, все позиции участников строго и четкораспределены. Пример: школьный учительский коллектив, где есть директор,завуч, классные руководители, учителя по определенным школьным предметам ит.д. Главная функция формальной группы - обеспечить высокую упорядоченностьи управляемость действий при достижении поставленной цели. Но формальнаягруппа может с течением времени приобретать некоторые неформальные черты иособенности.Неформальная социальная группа не имеет жесткой нормативности, поведение еечленов не регламентируется. Диапазон неформальных групп весьма широк: это икружок друзей, различные общества защитников растений, животных, птиц ит.д. Неформальная группа в ходе постоянной и регулярной деятельности еечленов может постепенно приобрести некоторые черты формальной группы.Именно таким путем создаются политические партии, политические движения.Нередко в рамках формальной группы возникают неформальные группировки.Например, в студенческой группе или рабочей бригаде появляются объединенияиз близких друзей или людей с общими внеучебными или внепроизводственнымиинтересами. Это происходит при условии, что в группе обнаруживаетсянеформальный лидер.Самая крупная единица в социальном структурировании общества — класс.Имеются различные определения этого понятия. В. Ленин дал лучшую: "...большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определеннойсистеме общественного производства, по их отношению (большей частьюзакрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по ихроли в общественной организации труда, а, следовательно, по способамполучения и размерам той доли общественного богатства, которой онирасполагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себеприсваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладеобщественного хозяйства".[1]Социально-классовая структура общества всегда подвижна. Исчезают одниклассы и социальные группы, появляются новые, а иногда, как это происходитсегодня в нашей стране, — классы и социальные группы возрождаются.Например, крестьяне-единоличники, предприниматели.Довольно длительное время в социальной структуре нашего обществаспециалисты выделяли два дружественных класса: рабочий класс и колхозноекрестьянство, добавляя социальную группу интеллигенции. Формально каждая изэтих групп обладает необходимыми для социального структурированияпризнаками. Но это слишком плоская фотография, и она не дает ответа намногие вопросы. Например, куда по этой классификации следовало относитьпартийную и хозяйственную номенклатуру, которая также, по ленинскомуопределению, обладала всеми необходимыми классообразующими признаками.Скорее всего, она являлась не просто самостоятельным классом, а в силу еевозможностей распоряжаться собственностью, иметь значительную долюобщественного богатства, играть определенную роль в организации труда —главным, основным классом общества. Тогда становится понятным определение"августовская революция 1991 года" — устранение от власти классаноменклатуры.В обществе всегда имеется класс, который выполняет функции ведущего. Вусловиях научно-технической и информационной революции, наметившегосяперехода к постиндустриальному обществу таковыми становятся те социальныегруппы, в которых накапливается потенциал для качественного прорыва вразвитии общества. К ним относятся инженерная интеллигенция, носителивысокотехнологического, наукоемкого производства, создатели программныхпродуктов — то есть инженеры, конструкторы, управляющие,высококвалифицированные рабочие. Сюда же примыкают представителигуманитарной интеллигенции, которые обеспечивают вложения в человека, егоиндивидуальное развитие, — ученые, учителя, работники высшей школы и т. п.Именно эти социальные группы, возможно, создают основу нового среднегокласса нашего общества, обеспечивая его прогресс, стабильность, и являютсяпо-настоящему ведущим классом.Наряду с горизонтальной расшифровкой социально-классовой структуры можноосуществить и вертикальную, по уровню образованности, профессиональнойквалификации. Например, среди рабочих можно выделить группы низкой, среднейи высокой квалификации. Соотношение примерно 25: 50 :25. Исследованияпоказывают, что деление на три группы вполне достаточно.К интеллигенции причисляют работников, профессионально занятыхквалифицированным умственным, как правило, творческим трудом, требующимвысшего и среднего специального образования, хотя это могут быть ипрактики. К служащим-неспециалистам относятся работники умственного труда,где не требуется обязательно научное образование, хотя оно и может быть;рядовой милиционер, кассир, секретарь, учетчик и т. д. Не следует относитьк интеллигенции всех людей, которые закончили вузы. Среди рабочих до 10процентов имеют высшее и среднее специальное образование. Определяющим вэтом плане является характер труда. В отечественной социологии попробовалинайти выход, введя понятие рабочий-интеллигент. Это группа рабочих, занятыхквалифицированным трудом, где требуется хорошая профессиональнаяподготовка, специальное образование. Например, рабочие-испытатели, летчики,операторы сложных станков и установок и т. п.Можно определенно говорить, что с развитием общества его социальнаяструктура все более усложняется и отдельные группы людей находятся как бына стыках разных классов и социальных групп.Научная теория классов выработана в результате длительного развитияобщественной мысли. О том, что общество делится на знатных и незнатных,богатых и бедных и т.д., было известно издавна. Но эти различия объяснялисьволей бога, судьбой, природой людей и т.п. причинами.Первые шаги к объяснению экономических основ разделения общества на классысделали французские и английские экономисты конца 18-начало 19 вв. (отчастиФ. Кенэ и главным образом А. Смит и Д. Рикардо).Историческое развитие борьбы классов в эпоху буржуазных революций получилоотражение в трудах французских историков 1-й половины 19 в.- О. Тьерри, Ф.Минье, Ф. Гизо и др., рассматривавших эти революции как проявление борьбытретьего сословия (главным образом буржуазии) против феодалов. Ключ кпониманию политической истории они искали в имущественных отношениях людей,в условиях существования различных классов. Однако французские историки несумели вскрыть подлинную основу классового деления общества. Происхождениеклассов они объясняли завоеванием, покорением одних народов другими;признавая "законной" лишь классовую борьбу буржуазии против феодалов, ониосуждали классовую борьбу пролетариата против буржуазии.Серьёзный шаг вперёд в развитии теории классов сделали русские социалисты иреволюционные демократы, особенно Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Отсочинений Чернышевского, говорил В. И. Ленин, "... веет духом классовойборьбы" (там же, т. 25, с. 94). "По выгодам, все европейское общество,-писал Чернышевский,- разделено на две половины: одна живет чужим трудом,другая - своим собственным; первая благоденствует, вторая терпит нужду...Это разделение общества, основанное на материальных интересах, отражается ив политической деятельности" (Полн. собр. соч., т. 6, 1949, с. 337).Окончательно сформулировали научную теорию классов К. Маркс и Ф. Энгельс.Важнейшие положения этой теории сформулированы К. Марксом в письме И.Вейдемейеру от 5 марта 1852: "То, что я сделал нового, состояло вдоказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь сопределенными фазами развития производства, 2) что классовая борьбанеобходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура самасоставляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу безклассов" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 28, с. 427). Связавсуществование классов с определенными историческими фазами в развитиипроизводства, т. е. с определенными способами производства, марксизм вскрылматериальные основы классового деления общества и глубочайшие источникиантагонизма классов. Марксизм доказал, что разделение на классы присуще невсем фазам развития общества и представляет собой исторически возникшее, а,следовательно, и исторически преходящее явление.У всех народов классовое общество возникло в процессе разложенияпервобытнообщинного строя, но в разное время (в конце 4-го - начале 3-готысячелетия до н. э. в долинах рек Нил, Евфрат и Тигр, в 3-2-м тысячелетиидо н. э. в Индии, Китае, в 1-м тысячелетии до н. э. в Греции, а затем вРиме). Возникновение классов становится возможным лишь тогда, когда ростпроизводительности труда приводит к появлению прибавочного продукта, аобщая собственность на средства производства сменяется частнойсобственностью. С появлением частной собственности становится неизбежнымимущественное неравенство внутри общины: отдельные роды и семьи богатеют,другие нищают и оказываются в экономической зависимости от первых.Старейшины, военачальники, жрецы и другие лица, образующие родовую знать,используя своё положение, обогащаются за счёт общины.Развитие производства, рост торговли, увеличение населения разрушаютпрежнее единство рода и племени. Благодаря разделению труда вырастаютгорода - центры ремесла и торговли. На развалинах старого, родового строявозникает классовое общество, характерной чертой которого являетсяантагонизм между классами эксплуататоров и эксплуатируемых. Господствующиеклассы будучи собственниками всех или по крайней мере важнейших средствпроизводства, получают возможность присваивать труд угнетенных классовполностью или частично лишенных средств производства.Рабство, крепостничество, наемный труд образуют три сменяющих друг другаспособа эксплуатации, характеризующих три ступени классово-антагонистического общества. При первых двух способах классовойэксплуатации непосредственный производитель (раб, крепостной) былюридически бесправным или неполноправным, лично зависимым от владельцасредств производства. В этих обществах "... различия классов фиксировалосьи в сословном делении населения, сопровождалось установлением особогоюридического места в государстве для каждого класса... Деление общества наклассы присуще и рабскому, и феодальному, и буржуазному обществам, но впервых двух существовали классы-сословия, а в последнем классыбессословные" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 311, прим.).При анализе классовой структуры общества марксизм-ленинизм различает классыосновные и неосновные, а также учитывает наличие различных групп, слоеввнутри классов и промежуточных прослоек между классами. Основными классаминазываются такие классы, существование которых непосредственно вытекает изгосподствующего в данной общественно-экономической формации способапроизводства. Но наряду с господствующим способом производства в классовыхформациях могут сохраняться и остатки прежних способов производства иливозникать ростки новых способов производства или возникать ростки новыхспособов производства в виде особых укладов хозяйства. С этим связаносуществование неосновных, переходных классов. В тех апиталистическихстранах, где сохранились значительные пережитки феодализма, существуют вкачестве неосновных классов помещики, все более срастающиеся с буржуазией.В большинстве капиталистических стран имеются многочисленные слои мелкойбуржуазии (ремесленники, мелкие крестьяне), которые по мере развитиякапитализма дифференцируются. Внутри классов обычно имеются различныеслои, группы, интересы которых частично не совпадают. Так, например, вантичном обществе имела место борьба между рабовладельческой аристократиейи демократией, в которой отражались противоречия интересов различных слоеврабовладельцев. В капиталистическом обществе также существуют противоречиямежду интересами различных слоев буржуазии (например, монополистической инемонополистической буржуазии).Развитие капитализма ведёт к изменениям в классовой структуре общества. Запоследнее столетие в развитых капиталистических странах уменьшился удельныйвес буржуазии в самодеятельном населении (если в середине 19 в. он превышалв Великобритании 8%, то в 60-70-х гг. 20 в. составляет в высокоразвитыхкапиталистических странах всего от 1-2 до 3-4%). В то же время колоссальновозросло богатство буржуазии. Внутри нее выделилась монополистическаяверхушка, соединившая в своих руках экономическую и политическую власть.Интересы монополий оказались в противоречии с интересами не толькотрудящихся, но и мелких и даже части средних предпринимателей. В условияхгосударственно-монополистического капитализма ускорился процесс вытесненияи разорения мелких частных собственников (крестьян, ремесленников и др.) исократился их удельный вес в населении. Вместе с тем возрос удельный весработников наёмного труда. Доля наёмных работников достигла к 1969 вВеликобритании 93,5%, США - 91,6%, ФРГ-82,6%, во Франции- 76,8%, в Японии -62,6% общего состава самодеятельного населения. В общей массе лиц наёмноготруда важнейшее место как по численности, так и по своей роли впроизводстве занимает современный рабочий класс.Развитие капиталистического производства, и особенно развертывание научно-технической революции, ведет к существенным изменениям в структуре рабочегокласса. Изменяется соотношение различных отрядов рабочего класса, преждевсего промышленного и сельскохозяйственного. В США в 1870 промышленныйпролетариат относился к сельскохозяйственному как 1:1, в 1960 как 16: 1; вВеликобритании в 1951 как 14: 1, в 1964 как 19: 1; во Франции в 1954 как 6:1, в 1965 как 12: 1; в ФРГ в 1950 как 7,4: 1, в 1967 как 38: 1.В развитых капиталистических странах растет удельный вес сферыобслуживания. Однако перераспределение труда между производственными инепроизводственными сферами не свидетельствует о сокращении и тем более огрядущем "исчезновении" пролетариата, т.к. сфера обслуживания не находитсяза пределами классовой структуры общества, в ней воспроизводитсясвойственное ему деление на классы. Ядро рабочего класса составляетфабрично-заводской пролетариат. Но рабочий класс включает в себя исельскохозяйственный пролетариат, а также транспортных и торговых рабочих,которые принимают участие в завершении процесса производства и созданииприбавочной стоимости или создают неоплаченным трудом условия для еёприсвоения капиталистами.В современных условиях рабочий класс не сводится к совокупности работниковфизического труда. Научно-техническая революция изменяет производственныефункции рабочего, упраздняет ряд старых профессий, создает новые профессии,требующие более высокого уровня квалификации. Подавляющее большинстворабочих занято преимущественно физическим трудом, но развёртывание научно-технической революции ведёт к возрастанию доли умственного труда впроизводстве, который также создаёт прибавочную стоимость для капиталистов.Научно-технический прогресс, рост образования и культуры привели к бурномуросту численности лиц, занятых преимущественно умственным трудом, -интеллигенции и служащих. Например, в США их доля в общем количествезанятых возросла с 31% в 1940 до 45% в 1966. Социальный составинтеллигенции неоднороден. Её верхушка (например, управляющие и т.д.)срастается с господствующим классом; часть интеллигенции, занятая такназываемыми профессиями "свободного труда", близка по своему положению ксредним слоям общества. В то же время все более значительная частьинтеллигенции и служащих утрачивает свое прежнее положениепривилегированного слоя общества и сближается по своему положению с рабочимклассом. Служащие и инженерно-технические работники в большей, чем раньше,степени пополняются не за счёт "верхов" общества, а за счёт трудящихся - нетолько мелкой буржуазии, но и пролетариата. Сокращается разрыв междузаработной платой рабочих и жалованием массы служащих. Мелкий, а часто исредний служащий оплачивается не лучше рабочего. Наконец, значительнаячасть инженерно-технического персонала утрачивает свою командную роль"обер" и "унтер"-офицеров капитала, поскольку автоматизация и механизацияпроизводства сами определяют принудительный ритм производственногопроцесса.ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВАВо-вторых, общество всегда имеет определенную государственную, политическуюорганизацию, а значит, появляются лидеры, государственные менеджеры,чиновники, которые объективно должны иметь больше прав, иначе они просто несмогут выполнять функции государственного управления. Практически в любомобществе такие социальные группы занимают определенный статус, которыйобъективно порождает социальное неравенство.Фундаментальной теоретической основой социального неравенства,стратификации является само развитие цивилизации. Каждая отдельная личностьне может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры.Возникает специализация людей и вместе с ней — более и менее пенные видыдеятельности. Люди не равны по своим способностям, воспитанию иобразованию. Вот объективная основа стратификации. Проблема внеклассовых и межклассовых групп; социальные слои и страты.Важное место в изучении социальной структуры занимают вопросы социальноймобильности населения, то есть перехода человека из одного класса в другой,из одной внутриклассовой группы в другую, социальные перемещения междупоколениями. Социальные перемещения носят массовый характер и по мереразвития общества становятся все более интенсивными. Социологи изучаютхарактер социальных перемещений, их направленность, интенсивность;перемещения между классами, поколениями, городами и регионами. Они могутносить позитивный и негативный характер, поощряться или, наоборот,сдерживаться.В социологии социальных перемещений изучаются основные этапыпрофессиональной карьеры, сравнивается социальное положение родителей идетей. Причем возникает такая сложность:родителей два и они могут принадлежать к разным социально-классовымгруппам, то есть семьи бывают социально-гомогенными, или социально-однородными, и социально-гетерогенными. В разнородных семьях, как правило,социальные перемещения просматриваются по схеме: мать — дочь, отец — сын.Сравнивается социальное положение детей и родителей в самом начале карьерымолодого поколения. При этом приходится учитывать, что данная проблема былавсегда излишне политизирована, идеологизирована. В нашей странедесятилетиями на первый план в характеристике, биографии ставилосьсоциальное происхождение, и преимущество получали люди с рабоче-крестьянскими корнями. Например, молодые люди из интеллигентных семей,чтобы поступить в вуз, первоначально шли на год—другой поработать, получитьтрудовой стаж, Женить социальное положение. Таким образом, получив новыйсоциальный статус рабочего, они как бы очищались от своего "ущербного"социального происхождения. Кроме того, абитуриенты, имеющие трудовой стаж,получали льготы при поступлении, зачисляюсь на самые престижныеспециальности практически без конкурса.Основная направленность межпоколецяых социальных перемещений — отфизического к умственному труду/из села в город. Социологическиеисследования показали, что в гетепогенны?; семьях чаше наследуетсясоциальная группа матери. Она воспитатель, специалист по профориентации. Поданным исследований, из семей, где отец был занят физическим трудом, а мать— умственным, в состав интеллигенции приходило более 40 процентов детей: ав обратной ситуации — 15 процентов. Может быть, дело еще и в том, чтосоциальное происхождение обозначалось преимущественно по социальномуположению отца.Социальная биография выходцев из рабочих семей характеризуется тем, чтоподавляющая часть начинает труд,'" ю деятельность с малоквалифицированногофизического труда — более ВО процентов. Лишь десятая часть переходит вгруппу интеллигенции. Только 70 процентов выходцев из гетерогенных семейначинают с неквалифицированного физического труда я примерно пятая часть изних переходит в группу интеллигенция. Среди выходцев ия интеллигентныхсемей начинали трудовую биографию с физического труда две трети, а треть —с умственного труда, при том; что существовали механизмы регуляции этогопроцесса.В западной социологии также очень широко исследуется проблема социальноймобильности- Строго говоря, социальная мобильность — это изменениесоциального статуса. Есть статус — реальный и мнимый, приписываемый. Любойчеловек получает определенный статус уже при рождении в зависимости отпринадлежности к определенной расе, полу, места рождения, положенияродителей.Во всех общественных системах действуют принципы как мнимых, так и реальныхзаслуг. Чем больше при определении социального статуса преобладают мнимыезаслуги, чем жестче общество, меньше социальная мобильность (средневековаяЕвропа, касты а Индии). Такое положение может сохраняться только впредельно простом обществе и то до определенного уровня. Дальше оно простотормозит общественное развитие. Дело в том, что по всем законам генетикиталантливые и одаренные молодые люди встречаются одинаково равномерно вовсех социальных группах населения.Чем более развито общество, чем оно динамичней, тем больше в его системеработают принципы реального статуса, реальных яас луг. Общество в этомзаинтересовано.Социологи не ограничиваются описанием объективных процессов, а стремятсявлиять на социальную ориентацию молодежи, выбор профессии с учетомобщественных потребностей.Вслед за П. Сорокиным мы будем различать два типа социальной мобильности:горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность — это переходиндивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой на томже уровне. Но наиболее важной представляется вертикальная мобильность,например, служебное повышение, существенное повышение материальногоблагополучия, переход на другой уровень власти и т. п.Общество может повышать статус одних индивидов и понижать статус других. Иэто понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью,должны вытеснять с более высоких статусных позиций индивидов, не обладающихэтими качествами. Таким образом, можно выделить восходящую и нисходящуюсоциальную мобильность. Конечно, с выходом человека на пенсию статус егопрактически всегда понижается.В социальных перемещениях выделяются групповая и индивидуальная социальнаямобильность. Групповая мобильность наблюдается тогда, когда в силу крупныхизменений в обществе, часто в условиях нестабильности, большие социальныегруппы быстро перемещаются, меняется политическая и экономическая элита.Типичный пример, когда к государственному рулю в нашей стране былапоставлена команда Е. Гайдара. Точно так же ситуация, связанная с Е.Гайдаром, может служить примером снижения социального статуса, нисходящейсоциальной мобильности.Конечно, групповая социальная мобильность состоит из индивидуальныхперемещений, но последняя всегда имеет свои особенности. Эти перемещениярегулируют социальные институты, устанавливая определенные правила игры.Например, система образования в лице престижных университетов, политическиепартии выполняют роль социальных лифтов для формирования управленческой иполитической элиты.В представлении многих жизненный успех связывается с достижениемопределенных высот в социальной иерархии, то есть восходящей социальноймобильности. Но прежде всего надо уяснить правила игры: т. е. в какомобществе вы живете и на каких принципах строится его стратификационнаяструктура. Понятно, что если в основе жизненного успеха лежит титул,происхождение или высокое положение ваших родителей, а у вас нет "голубыхкровей", влиятельных родственников, то ваши шансы на продвижение в жизниневысоки.Если в обществе высоко ценится денежный потенциал человека, необходимооценить свои предпринимательские способности, если власть — то надозаниматься политической деятельностью. Но при этом следует учитывать, что вконкретном обществе все взаимосвязано: политическую власть, влияние прощезаполучить, имея деньги. "Новые русские" — Мавроди, Березовский, Гусинскийи многие другие, — заполучив неважно каким путем большие деньги,прорываются к политической власти. Могут оаоотать и такие социальные лифты,как удачный и выгодный брак, участие в мафиозных группировках, религиозныхобщинах и т. п.В результате социального перемещения человек попадает в новую социальнуюгруппу, что часто означает и новую социально-культурную среду,адаптироваться к которой он не всегда сможет. Полбеды, если он не сумеладаптироваться в более высокой по статусу социальной группе, а если онпереместился по каким-то причинам вниз? Не случайно, распространенное слово"бич" расшифровывается как "бывший интеллигентный человек" Именно врезультате неспособности адаптироваться к новой социально-культурной средеобразуются маргинальные группы.Таким образом, изучение социально-классовой структуры общества, процессов,связанных с ее изменением, занимает важное место в социологическойпрактике. Причем не только отечественные социологи анализируютстратификационные процессы в обществе, но и западные ученые уделяют большоевнимание этому вопросу.Обращаясь к социальной структуре общества, важно не только анализироватьмногообразие социальных групп и их классификации, но и их "расположение" всоциальном пространстве, причем расположение неравное. Последнее делается спомощью теории социальной стратификации. Отметим, что социальнаястратификация является той же социальной структурой общества, в которойсоциальные группы расположены в определенной иерархии, представляющей собойсоциальное неравенство. Главное отличие социальной стратификации отсоциальной структуры состоит в том, что первая означает выделениесоциальных слоев, т.е. страт (от лат. stratum) и изучение социальногонеравенства в их положении. Центральным понятием социальной стратификацииявляется неравенство.Термин "социальная стратификация" ввел в научный оборот русско-американскийсоциолог, выдающийся ученый ХХ века Питирим Александрович Сорокин (1889-1988). Понятие заимствовано из геологии. Стратификация обязательноподчеркивает упорядочивание социальных слоев и имеет русский аналог -расслоение. Итак, социальная стратификация - это то же самое, чтосоциальное расслоение по определенному критерию. Такими главными критериямив современной социологии считаются размер доходов, доступ к власти, престижпрофессий, уровень образования. Эти критерии выражают отношения неравенствамежду людьми. Ни один из критериев нельзя абсолютизировать, использовать ихнадо комплексно, в сочетании, к тому же значение отдельных критериев можетрасти и падать вместе с социальными изменениями, переживаемыми обществом.Так, в современном российском обществе особую значимость приобрели первыедва критерия.Английский социолог Энтони Гидденс (род. 1938) выделяет четыре историческисложившиеся системы стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Этаклассификация имеет широкое распространение в мировой социологии. Что жеэто за системы?Рабство - наиболее выраженная форма неравенства, при которой индивидыбуквально принадлежат другим как собственность. Кастовые системы жесткоиерархизированы, ритуализированы, между кастами существуют непроходимыеграницы. Кастовый строй связывают чаще всего с культурой Индии. Сословнаясистема стратификации была свойственна прежде всего средневековымевропейским обществам. Межсословные перегородки не были столь жесткими, какв кастовом обществе, были возможны социальные перемещения в рамках трехосновных сословий: дворянства, духовенства, а также третьего сословия(крестьяне, ремесленники, торговцы, слуги и т.д.). Сословная система былахарактерна и для российского общества дооктябрьского периода.Классовая система стратификации формируется как самая поздняя и связаннаяуже с социальными изменениями в европейском обществе в результатеосуществления промышленной революции, начавшейся в XVIII в. в Англии. Подклассами в современной социологии понимаются большие социальные группы -экономические. Это чрезвычайно подвижная, мобильная стратификационнаясистема, принадлежность к классу легко меняется. Существование классовзависит не от религиозных и правовых норм, что соответствует кастовой исословной системам, а от экономических различий между группами людей,связанных с неравенством во владении и контроле над материальнымиресурсами.Основоположником теории стратификации является Макс Вебер. В отличие от К.Маркса он считал, что общественное положение не всегда сводится лишь квладению собственностью. Могут быть люди, например, обедневшие аристократы,генералы, которые, не имея большой собственности, обладают большимполитическим весом. Или, например, крупные промышленники в Германии,обладая громадным состоянием, не имели достойного социального статусатолько потому, что не были немцами по национальности. М. Вебер считал, чтомарксова схема излишне упрощена, поэтому стоит определять стратификацию потрем параметрам: собственность, престиж, власть. Именно они создают статуслюбого человека или социальной группы. По ним можно выделить три группы:низшую, среднюю и высшую. Социальная структура как бы растягивается,особенно по материальному богатству. Основной показатель стратификацииобщества по материальному положению: уровень материального положения 10-типроцентов населения, находящихся на верху социальной лестницы и внизу. Ихсоотношение может точно показывать степень конфликтности,антагонизированности конкретного общества. Между этими двумя социальнымигруппами должен находиться средний класс: мелкие и средние предприниматели,квалифицированные рабочие, интеллигенция, государственные чиновники,банковские служащие. Чем многочисленней средний класс, чем лучше егосоциальное самочувствие, тем стабильней развивается общество, тем в большеймере оно застраховано от социальных конфликтов.М. Вебер не придавал особого значения владению собственностью. Человек илисоциальная группа, не располагая значительной собственностью, могут иметьбольшой престиж и власть. Например, менеджер высокого класса напредприятии.Престиж тоже в решающей мере определяет положение человека в социальнойструктуре. К примеру, престиж спортсмена, ^тера, модели можно обменивать наэкономическую выгоду.Политическая власть также относительно независима от собственности.В реальной обществе возможны различные варианты Человек может быть богатым,но не иметь необходимого статуса, образования, политического влияния. Такоеположение в западной социология обозначают термином статус несовместимости"Люди, испытывающие статус несовместимости, чувств' очарование,неудовлетворенность, склонны к экстремизму. Если у человека имеется болеевысокий ранг в одном статусе и -тельно низкий в другом, то он стараетсяподчеркивать сво! чй статус, а когда его оценивают окружающие люди, то онивидят в первую очередь его низкий статус. Вот где основа для возможныхконфликтов.Например, профессора университетов стремятся, чтобы их оценивали с точкизрения их образованности, научных достижений. Но многие люди внеуниверситетов игнорируют их претензии и оценивают их статус как весьманизкий, так как им не хватает политического влияния, власти и материальногобогатства. Выражение <вульгарныЙ богач" подчеркивает с"га гуснесовместимости многих богатых людей.Основополагающим принципом современных стратификационных концепций являетсяфункционализм Т. Парсонса, Л Уорнера, Б. Барбера и других представителейэтого направления. Они воспринимали социальное неравенство "какфункционально необходимое для сохранения общества, частя которогорассматривались как объединенные и взаимозависимые в системе, находящиеся вравновесии".Т. Парсонс исходил из того, что сущностью стратификации в любом обществеявляется относительная моральная оценка; система ценностей, в терминахкоторой могут быть оценены различные социальные единицы.В концепциях К. Дэвнса и Г. Мура утверждалось, что теория социальнойстратификации объединяет функциональную необходимость и универсальноеналичие стратификации в каждом обществе. Стратификация для них — этонеравномерное распределение материальных благ и общественного престижа,которое определяется функциональной значимостью позиции.Американский социолог Элтон Джонсон в своих стратификационных исследованияхобозначил социальный статус индивидов до трем основным признакам: родзанятий, образование и рассово-угняческая группа человека.Образование высшее, среднее и низшее. Понятно, что к высокому по статусуобразованию относятся люди, окончившие в свое время не просто университеты,а престижные университеты.Расово-этническая группа. С учетом специфики США он выделил в одну группуирландцев по происхождению, во вторую — итальянцев (среди белых) и в третью— представителей желтой и черной рас.Род занятий: высший статус, средний статус и низкий статус. С помощьюсочетания индивидуальных рангов по трем группам можно определить статуссовместимости конкретных людей. Белый американец, с высшим образованием,работающий мусорщиком или водителем такси, — один статус. Мэр города, безвысшего образования, чернокожий, другой статус. Определение социальногостатуса отдельной личности или социальной группы в стратификационнойсистеме позволяет в значительной мере прогнозировать поведение человека,его реакцию на конкретные ситуации, отношение к социальным конфликтам имногое другое.Теория стратификации — это почва для объяснения многообразия явлений вжизни. Почему люди, имеющие деньги, становятся меценатами? Почемууниверситетские профессора уходят в коммерцию? Почему родившиеся всмешанных семьях записываются русскими? Почему жители столичных городовнесколько высокомерно относятся к провинциалам?Таким образом, анализ социально-классовой структуры является важнейшейчастью современной социологической теории, а также теоретическим основаниемдля социальной практики. Изменения в социально-классовой структуре современного российского общества.Социальная стратификация позволяет дать весьма конкретный "социальныйпортрет" любого общества, выразив его своеобразие, достижения и трудности.Стратификационные изменения в российском обществе свидетельствуют о сложноми противоречивом осуществлении рыночных реформ и демократическихпреобразований.В настоящее время в России формируются два основных класса: собственники инаемные работники. Разумеется, каждый из этих классов имеет свою внутреннююдифференциацию. Нарождающийся класс собственников, использующий наемныйтруд, скорее всего, можно разделить на крупных собственников, средних имелких. Если рассматривать работников наемного труда, то их дифференциациюможно провести в зависимости от формы собственности, с которой связан ихтруд: занятые на предприятиях с государственной формой собственности,смешанной и частной.Третья достаточно крупная социальная группа — лица ненаемного труда,которые составляют до 10 процентов занятых в народном хозяйстве. Этофермеры, владельцы и совладельцы частных предприятий, работающие наиндивидуальной основе, на семейном предприятии. Указанная социальная группадостаточно быстро увеличивается.Некоторые социологи предлагают делить все экономически активное населениена три класса: высший, средний и низший. В мае 1994 г. к высшему классупричислил себя 1 процент опрошенного населения, к среднему — 39 процентов ик низшему — 44 процента. Таким образом, россияне научились себяидентифицировать, реально представляют свое место в социальной иерархии.И все-таки было бы некорректно ограничивать социальную стратификациюсовременного российского общества только распределением различныхслоев на высший, средний и низший классы. Специфика российскойдействительности заключается в том, что в условиях переходного состоянияобщества групп, находящихся на стыках различных социальных классов,появляется все больше.В связи с рыночными преобразованиями в России возникли новые профессии ивиды деятельности. Например, существует мощный социальный слойкоммерсантов, часто именуемых "челноками". По разным оценкам этот слойвключает от 10 до 20 млн. человек и к нему относят тех, кто закупает ипривозит товары, реализует их на рынках.К новым слоям относят охранников, которых нанимают и содержат банки, фирмы,предприятия, различные учреждения, учебные заведения. Более точно охранникипредставляют не просто новый слой, но и новую социально-демографическуюгруппу, поскольку в нее входят физически здоровые мужчины, как правиломолодого возраста.Социальные трансформации в современном российском обществе своимпоследствием имеют появление таких групп, как беженцы, которых только поофициальным данным более 1 млн. человек, а также безработные, их по разнымданным от 5 до 10 млн. человек.Российское общество отличается еще и тем, что в его формировании большуюроль занимают идеолого-политические факторы. Не секрет, что радикальныедемократы проводили политику быстрого перераспределения собственности исоздания новых социальных групп, обеспечивающих им политическую поддержку.Для обозначения этих новых для России социальных групп используется такоевыражение, как "новые русские". В совокупности это неоднородная социальнаягруппа, имеющая свою внутреннюю дифференциацию.По данным социологических исследований стратификационная модель российскогообщества выглядит следующим образом:- элита - правящая политическая, экономическая - до 0,5%;- верхний слой - крупные и средние предприниматели, директора крупных исредних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы - 6,5%;- средний слой - представители мелкого бизнеса, квалифицированныепрофессионалы, среднее звено управления, офицеры - 20%;- базовый слой - рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие(крестьяне), работники торговли и сервиса - 60%;- нижний слой - малоквалифицированные и неквалифицированные работники,временно безработные - 7%;- социальное дно - 5%.За годы реформ в социальной структуре российского общества появился новыйслой - элита. Он малочисленен, но имеет колоссальные доходы. По некоторымданным, 1% семей имеет годовой доход свыше 400 тыс. долларов.К верхнему слою относят тех, кто имеет доход в месяц не менее 15 тыс.долларов на душу населения (члена семьи). Более точными сведениями никто нерасполагает, учитывая криминальный, коррумпированный, полулегальныйхарактер такого богатства. Этот слой общества обладает властью, капиталом иимеет доступ к распределению общественного продукта. Он не однороден издесь постоянно идет ожесточенная борьба за сферы влияния, их расширение ипередел. Проанализируем сложившуюся ситуацию.Если достижение высочайшего уровня благосостояния - одна из важнейших целейв жизни, дающая всевозможные блага, то представителям социальных групп,входящим в самые верхние слои общества удалось ее достичь. Однако, судя пополитическому, социально-экономическому положению страны нельзя сказать,что они используют имеющиеся возможности на благо Родины, сограждан. Такимобразом, есть все основания выдвинуть гипотезу, что, во-первых, в верхнихслоях общества утрачены традиции российской культуры, основанные напатриотических ценностях. Во-вторых, что вместо них сформировалиськосмополитические взгляды с соответственной мотивацией группового иличностного поведения.Определить состав среднего и базового слоя, образующего основу правовогогосударства, сегодня в России крайне сложно. Границы бывшего его ядра - этопредставители интеллигенции, интеллектуальных профессий - размыты. Уровеньих благосостояния настолько низок, что многие перешли в нижний слой (этомалоквалифицированные или не квалифицированные работники, временнобезработные) или, деградировав - в социальное дно. Из-за сильнейшего шока"гайдаровской терапии" многие из них стали маргиналами.И здесь с моей точки зрения, особенно тщательно следует остановиться навопросе формирования среднего класса в современной России. Приведунекоторые высказывания российских социологов: . М.Руткевич в статье “Консолидация общества и социальные противоречиятак определяет социальную структуру Российского общества: «Социально- классовая структура современного российского общества. Господствующий класс — бизнес-бюрократия (государственная бюрократия в союзе с крупным частным капиталом). Средний класс — совокупность промежуточных слоев — мелкие предприниматели, фермеры, менеджеры, люди свободных профессий, наемные работники, специалисты, находящиеся в привилегированных условиях (экономисты, юристы, охранники, обслуга коммерческих банков, западных фирм). Средний класс в современной России поддерживает господствующий, является его резервом, голосует за правые партии и партию власти. Третий класс — сорокамиллионная масса, угнетаемые пролетарии физического и умственного труда и пенсионеры — является электоратом левых партий. Социальные противоречия рассматриваются автором только в пределах господствующего класса. Первое противоречие между центральной и региональными властями. Разрешается оно сейчас законодательным перераспределением властных полномочий в пользу центра. Второе — между высшей бюрократией и крупной буржуазией. Эти противоречия будут, по прогнозу автора, разрешаться серией компромиссов, которые-де укрепят позицию высшей бюрократии, особенно той ее части, что выдвигает на первый план общегосударственные интересы.» . И.Бестужев-Лада считает, что сегодня в России собственно средний класс представляет тощую прослойку между “высше” и “низше” средним (примерно 10%). А чтобы сделать его преобладающим, нужно: 1) обеспечить высококвалифицированный и высокооплачиваемый наемный труд с широкими социальными гарантиями и 2) создать условия для массового среднего и мелкого предпринимательства, т.е. для любого некриминального и общественно полезного творчества. . Рассматривая политические ориентации среднего класса, С. Марков полагает, что в отличие от западного наш средний класс не стремится быть опорой государства, предпочитая обходиться без его участия, которое ему только мешает. В целом он свои политические интересы еще не оформил, и нет пока определенной политической группы, которая бы их выражала. Опора нынешней власти вовсе не средний класс, который, начитавшись популярной публицистики, все идеализирует и не обнаруживает способности к реальному действию. . По результатам исследования Л. А. Беляевой, в настоящее время в России средний класс неоднороден и составляет в среднем до 20 % населения. . Т. И. Заславская и Р. Г. Громова выделяют верхний, средний и базовый слой. По их оценкам, верхний слой образуют крупные и средние предприниматели, бизнес-слой, руководители производства, высокооплачиваемые специалисты, бюрократия, высшие офицеры армии, силовых структур. В средний слой входят мелкие предприниматели, высококвалифицированные специалисты, лица, занятые в управленческих структурах, военные. Базовый слой образуют массовая интеллигенция, служащие, лица массовых профессий, индустриальные рабочие, крестьяне и фермеры.Из приведенного выше видно, как неоднозначно оценивается специалистамиструктура среднего класса России.Перспективы роста численности среднего класса (по некоторым данным егоудельный вес не превышает 13 % занятого населения России) зависят взначительной степени от того пути, по которому пойдет развитие общества.Если это будет путь политической демократии и рыночных реформ, то усреднего класса есть возможности становления, хотя и не быстрого. Ситуациясо средним классом служит достаточно емким показателем развития российскогообщества, результативности осуществляемых в нем реформ.Как выглядит социально-профессиональный состав верхнего слоя среднегокласса и собственно среднего класса по результатам исследования РНИСиНП1999 года, демонстрируют таблицы 1-3. (Мы не учитываем здесь данных онизшем слое среднего класса, поскольку исследователи относят к нему людей,занимающих по объективным показателям и собственной самооценке третью-четвертую ступеньки десятибальной шкалы — позиции ниже средних в социальнойиерархии.)Таблица 1Состав среднего класса по образовательным и профессионально-должностнымстатусам| |Верхний слой |Собственно || |среднего класса |средний класс ||Доля имеющих ученую степень или |14,6% |4,2% ||закончивших аспирантуру | | ||Доля лиц с высшим образованием |55,2% |59,2% ||Доля руководителей высшего звена и |51,1% |25% ||предпринимателей, имеющих наемных | | ||работников | | ||Доля квалифицированных специалистов |21,9% |30,1% |Таблица 2Доли представителей социально-профессиональных групп, входящих в среднийкласс| |Верхний слой среднего |Собственно средний класс || |класса | ||Рабочие |2,3% |43,1% ||ИТР |2,3% |41,8% ||Предприниматели |16% |67% |Таблица 3Доля социально-профессиональных групп в среднем классе по доходномустандарту| |Доля группы в |Часть группы, входящая в || |среднем классе |собственно средний класс и || | |верхний слой этого класса ||Высококвалифици-рова|21,8% |25,2% ||нные рабочие | | ||ИТР |11% |21,9% ||Гуманитарная |7,7% |32,1% ||интеллигенция | | ||Служащие |10,7% |33,9% ||Предприниматели |21,3% |89,3% ||Руководители, |7,6% |53,8% ||администраторы | | ||Работники торговли |11,5% |21,9% |Обобщая эти и другие данные, исследователи РНИСиНП заключают: “...костякверхнего среднего класса — это менеджеры высшего звена и бизнесмены,имеющие собственные фирмы с наемными работниками. Отчетливо ощущается ...также присутствие высококвалифицированных специалистов, достаточноравномерно представляющих гуманитарную интеллигенцию и военных, и в меньшейстепени — ИТР... Костяк собственно среднего класса составляют прежде всегоквалифицированные специалисты, и, в несколько меньшей степени, “синиеворотнички” — квалифицированные рабочие” .Рассмотрим теперь данные исследования ВЦИОМ о социально-профессиональномсоставе “субъективного” среднего класса (1998). Как и в предыдущем случае,будем учитывать лишь те из них, которые относятся (по терминологииисследователей) к средней и высшей частям “среднего слоя”, “среднее”положение которых в социальной структуре можно фиксировать с наибольшейуверенностью (см. табл. 4).Таблица 4Социально-профессиональный состав средних слоев| |Руково-д|Специа-лис|Служа-щи|Квалифи-цир|Неквали-ф|| |ители |ты |е |ован-ные |ициро-ван|| | | | |рабочие |ные || | | | | |рабочие ||Средняя часть |6% |16% |12% |14% |2% ||высшего слоя | | | | | ||Высшая часть |16% |23% |9% |2% |7% ||среднего слоя | | | | | |Приведенные данные показывают, что, во-первых, абсолютное большинствосреднего класса составляют наемные специалисты, не занимающие высшихруководящих постов и обладающие высшим образованием, служащие,квалифицированные рабочие. В наиболее многочисленном среднем классе, или,по другой терминологии, средней части среднего слоя, в конце 1998 года,т.е. непосредственно после августовского кризиса, доля этих категорийоценивается в сорок с лишним процентов, в несколько “нормализовавшейся”ситуации 1999 года — в три четверти; в значительно более узком верхнемсреднем классе она колеблется в величинах, близких к половине. Не стоитотносить к этому среднему классу руководителей высшего звена. Дело в том,что в условиях перехода к рынку часть менеджеров, занятая в рыночной сфереэкономики и особенно в частном секторе, сближается по характеру своейдеятельности и социальным ролям с предпринимателями, и весьма труднопровести четкую разграничительную линию между этими двумя частями. К числутаких менеджеров достигших относительно высокого должностного иматериального статуса можно отнести, например, 56-летнего генеральныйдиректора относительно крупного (между 500 и 1 000 работников)промышленного предприятия с личным месячным доходом между 10 000 и 20 000рублей.Рассматривая вопрос о социальной структуре общества представ- ляетсянеобходимым остановиться на анализе изменений, происходящих в социальнойструктуре общества в современных условиях. Не пре тендуя на полноту анализаэтих процессов, мы остановим наше внимание на главных из них, и преждевсего, связанных с развитием НТР, на изменениях, которые происходят врезультате экономических и по- литических процессов. Ускорение научно-технического прогресса, которое получило свое начало в 60-х годах нашегостолетия привело к значительным переменам не только в развитии науки итехники, но и во всей соци- альной структуре общества. Это явление особеннопроявило себя в наиболее развитых в экономическом отношении странах (США,Японии, Германии и т.д.), хотя его влияние все больше сказывается и наразвитии других стран. Усложнение техники, технологии производства привелок значительному росту в составе рабочего класса удельного весавысококвалифицированных и резкому уменьшению доли неквалифи- цированных ималоквалифицированных рабочих. А это в свою очередь привело к изменениютребований, необходимых для подготовки рабочей силы. К началу 90-х годовсредняя подготовка рабочей силы в веду- щих странах поднялась до уровнямладшего колледжа (14 лет обуче- ния). Высшее и среднее специальноеобразование становится базовым для многих профессий. Массовая подготовкасредней рабочей силы требует от семей, корпораций и государства большихинвестиций в каждого работника. Они в свою очередь ведут и к более высокомууровню культуры, общей об- разованности, к росту стремления ксамосовершенствованию и т.д.Эти обстоятельства хорошо понимают руководителигосударств, корпора- ций, предприниматели. В результате ускорения научно-технического прогресса и дли- тельной классовой борьбы произошли заметныеизменения в материаль- ном положении людей наемного труда. Основная массалюдей наемного труда (экономическая основа рабочего класса) переместилась всред- ние и обеспеченные слои общества. Работающее по найму населениестановится не только основным налогоплательщиком, но достаточноинформированным избирателем и гражданином, все более определяющим лицо иполитику правительственных организаций, всего общества. Среди работающих понайму все больше сегодня становится тех, кто имеет собственные дома инебольшие земельные участки, акции и страховые полисы, транспортныесредства и т.д. Вместо "простой и ясной" фигуры пролетария, "которомунечего терять" возникли многие "пограничные", как бы переходные социальныеслои рабочего-собс- твенника, наемного рабочего-кооператора и т.д. Все этоговорит о том, что под влиянием НТП и других объективных процессов в эконо-мически развитых странах происходят заметные изменения в социаль- нойструктуре общества, формирование новых слоев, изменение их ро- ли в жизниобщества. Заметные изменения в социальной структуре происходят в бывшихсоциалистических странах и в странах СНГ. Развитие демократическихпроцессов и тех изменений, которые происходят в сфере экономики и связаны сформированием новых форм собственности, наряду с сущест- вованием такихосновных социальных групп как рабочий класс, крестьянство, интеллигенция ислужащие, идет достаточно активный процесс формирования так называемого"среднего класса" - слоя предпринимателей, которые в большинстве из этихстран занимают по- ка небольшой удельный вес в общей структуре общества, нов буду- щем, видимо, они будут играть более значительную роль как в эконо-мике, так и в политике. В странах СНГ в сельской местности разви- ваетсяслой фермеров, то есть крестьян-собственников. Развитие рыночных отношений,с одной стороны, приведет к рез- кому сокращению отдельных отраслей ипроизводств, которые занимали в прошлом значительный удельный вес вэкономике социалистических стран, что способствует высвобождениюзначительного числа рабо- чих, служащих и инженерно-технических работников.С другой сторо- ны, проведение реформ способствовало развитию новыхотраслей, це- лых сфер деятельности (банковское дело, коммерческиеструктуры и т.д.). А это в свою очередь, приводит к увеличению спроса на ра- ботников новых профессий. В результате этих и других явлений, свя- занныхс развитием рыночных отношений, в социальной структуре об- ществапроисходят значительные изменения, как позитивного, так и негативногохарактера. Происходит расслоение общества на богатых и бедных, значительноусиливая процесс социальной дифференциации, а также социальной мобильности,когда большие массы людей переходят в силу различных причин из одногосоциального слоя в другой и т.д. Остр

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социально-классовые отношения московская академия экономики и права рязанский филиал контрольная работа по курсу: «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и общество Московская...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социально-классовые отношения московская академия экономики и права рязанский филиал контрольная работа по курсу: «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Право собственности московская...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социально-классовые отношения московская академия экономики и права рязанский филиал контрольная работа по курсу: «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Вопросы менеджмента московская...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социально-классовые отношения московская академия экономики и права рязанский филиал контрольная работа по курсу: «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Сталинская концепция политики...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социально-классовые отношения московская академия экономики и права рязанский филиал контрольная работа по курсу: «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Девиантное поведение. Самоубийства...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социально-классовые отношения московская академия экономики и права рязанский филиал контрольная работа по курсу: «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура XX века: противоречия...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социально-классовые отношения московская академия экономики и права рязанский филиал контрольная работа по курсу: «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Экономическое развитие России...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социально-классовые отношения московская академия экономики и права рязанский филиал контрольная работа по курсу: «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Формирование и трансформация...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социально-классовые отношения московская академия экономики и права рязанский филиал контрольная работа по курсу: «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и развитие...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социально-классовые отношения московская академия экономики и права рязанский филиал контрольная работа по курсу: «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Организационные основы муниципального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<