АктуАльно ли творческое наследие К. Маркса?




НазваниеАктуАльно ли творческое наследие К. Маркса?
Дата публикации20.03.2013
Размер77.6 Kb.
ТипВопрос
uchebilka.ru > Философия > Вопрос


Котов Ж.В.

АктуАльно ли творческое наследие К. Маркса?

5 мая 2008 года исполняется 190 лет со дня рождения К.Маркса. На Западе, как известно, сохраняется устойчивый и серьезный интерес к его философскому наследию. Надеюсь, что и у нас наступает время, когда мы преодолеем манихейский тип мышления и окажемся готовы теоретически осмысливать актуальность наследия Маркса с позиций его инструментальной значимости. «Я почувствовал необходимость разобраться в явлениях индивидуальной и общественной жизни, - пишет Э.Фромм в работе «Избавление от иллюзий» - Для этого я обратился к наследию З.Фрейда и К.Маркса».

С нашей точки зрения обращение к серьезному теоретическому осмыслению наследия К.Маркса оказывается актуальным и с точки зрения той новой стадии в теоретическом и практическом решении проблемы обретения подлинной самостоятельности нашей страны, которая открывает для Украины возможность занять достойное и исторически значимое место среди ведущих стран Европы. Важной предпосылкой для этого оказывается разработка того необходимого символического капитала, который позволил бы представителям подлинно национальной буржуазии получить общественное признание в нашей стране и, соответственно, позволил бы им авторитетно и прагматично для Украины выстраивать взаимоотношения на международной арене. Полагаю, что именно интересы тех финансово-промышленных групп, которые представлены партией Регионов, наиболее близки к тому, чтобы представлять собственно национальную буржуазию Украины, претендующую на то, чтобы их повседневно-практическая деятельность получила свое выражение и усиление в том необходимом символическом капитале, который позволил бы ей выступать в пределах отведенного для этого всемирной историей периода времени подлинным и эффективным субъектом исторического действия не только внутри страны, но и за ее пределами.

Сложность ситуации в том, что международная буржуазия, которая в свое время достигла столь впечатляющих успехов, опираясь на философию модерна (ориентирована на признание объективности и познаваемости мира, на постижение истины, на гуманистические ценности), в наше время в условиях потери для нее мироощущения возможности прогрессивного развития, приняла на вооружение в качестве символического капитала философию постмодерна, ориентирующегося на принципы «деструкции», «не наличия», антигуманизма, закрывающих дорогу не только к теоретическому осмыслению действительности и к реальному ее облагораживанию, но и к самому поиску истины. И оказалось, что вольные или невольные сторонники международного интернационала приватизаторов в нашей стране, противодействующие реализации действительных интересов украинского народа, обладают необходимым для решения их задач необходимым символическим капиталом, а подлинные представители национальной буржуазии не обладают. И если ранее они этого еще не чувствовали и не были готовы дать социальный заказ тем представителям интеллектуалов, которые обладают солидной философской подготовкой и необходимым авторитетом, на выработку необходимого для нее символического капитала, то сейчас ситуация будет меняться.

Если Маркс и Энгельс как представители философии модерна сумели научить в свое время рабочий класс самопознанию и самосознанию и тем самым превратить его из «класса в себе» в «класс для себя», то почему бы в наше время представителям философии модерна (и той солидной традиции философии марксизма, которая была представлена в Союзе, в частности, школами Ильенкова и Копнина) не оказать помощь в столь критический и решающий момент времени своей национальной буржуазии в обретении ею способности самосознания и самопознания?

Полагаю, что имеет смысл вынуть из чехла и проверить на эффективность инструмент диалектико-материалистического подхода к изучению общественных процессов. Успешное решение данной задачи требует, в частности, дальнейшей разработки проблемы становления историко-материалистического воззрения К. Маркса и выявления на этой основе социальных и гносеологических предпосылок для массового овладения научным воззрением на общественную жизнь

Как известно, опыт непосредственной практической жизни не приводит к последовательному материалистическому пониманию общественных явлении, ибо соз­нание никогда не может быть чем либо иным, как осознанием реального процесса жизни. "Никогда этого не было, да и теперь этого нет, чтобы члены общества представляли себе совокупность тех общественных отно­шений, при которых они живут, как нечто определенное, целостное, проникнутое таким-то началом, напротив, масса прилаживается бессознательно к этим отношениям и до такой степени не имеет представления о них, как об особых исторических общественных отношениях, что, например, объяснение отношений обмена, при которых люди жили многие столетия, было дано лишь в самое последнее время", характеризует В.И.Ленин специфику донаучного понимания общественной жизни. Общественные отношения и в наше время не приобрели еще прозрачный характер, так как под сознательный контроль общества не поставлены в достаточно полной мере обще­ственные силы, и деятельность индивидов носит зачастую частичный характер. Противоречия производительных сил и производственных отношений продолжают осознаваться главным образом в идеологических формах, то есть через политические, правовые, нравственные, философские конфликты. Конечно, сторонники научно-теоретического направления в философии не принимают уже всерьез попытки объяснять общественную жизнь, отправляясь от уровня обыденного сознания, когда исследователи начинают "искать научную истину в своих собственных головах", абсолютизи­руя значение идеологических факторов. Материа­листическое понимание общественной жизни предполагает умение исследователей "отдать себе отчет о том, что совершается перед их глазами, и стать сознательными выразителями этого" (Маркс) на основе воссоздания с естественнонаучной точностью процесса материального производства и выведения из наличных экономических отношений соответствующих им идеологических форм. Однако между абстрактным, неразвитым пониманием существа материалистического воззрения и конкретным, подлинно материалистическим пониманием общественной жизни лежит дистанция огромных размеров. Мало иметь представление о материалистическом понимании общественной жизни, недостаточно иметь понятие о сущности законов общественного развития, важно уметь влиять в прогрессивном направлении на ход общественного развития, используя и углубляя научные знания.

Исторически и логически материалистическое понимание общественной жизни вырастает из синтеза революционной борьбы проле­тариата периода индустриального развития капитализма с достижениями общечеловеческой культуры. Оно предполагает единство сознательного и активного участия в разрешении злободневных проблем современности и усвоения лучших достижений современной культуры. В своем стремлении освоить историко-материалистическое воззрение индивид встречается с необходимостью овладения марк­сизмом как универсальной культурой мышления и действия и решает эту задачу в меру переходе от частичности к универсальности.

Социальные предпосылки овладения научным воззрением на общест­венную жизнь предполагают, что многие личностно развитые индивиды, не только "еще находятся в процессе созидания условий своей социаль­ной жизни", но уже сегодня, как пишет Маркс, живут "социальной жизнью, отправляясь от этих условий". Именно усили­вающаяся в современном мире тенденция к переходу от частичной деятельности к универсальной создает условия для массового овладения историко-материалистическим воззрением, подготавливая в виде широкой и демократической культуры ту почву, на которой только и могут расти и процветать таланты. «Если же обстоятельства, в которых живет индивид, пишет Маркс, делают для него возможным лишь одностороннее развитие одного какого-либо свойства за счет всех остальных, если они дают ему материал и время для развития одного только этого свой­ства, то этот индивид не может пойти дальше одностороннего, уродливого развития».

Гносеологическими предпосылками для массового овладения историко-материалистическим воззрением является выявление законо­мерности формирования научного воззрения как у общества в целом, так и у отдельного индивида, а также раскрытие необходимости в овладении диалектическим методом из анализа специфики условия и задач сегодняшнего этапа социального движения. "Философия должна прежде всего, - пишет Гегель, - доказать нашему обыденно­му сознания, что существует потребность в собственно философском способе познания или даже пробудить такую потребность". Именно пробуждение потребности в собственно философском способе познания общественных явлений и заставило молодого Маркса напи­сать в письме к отцу, Генриху Марксу: "снова для меня стало ясно, что без философии мне не пробиться вперед"

Сложность в том, чтобы вывести потребность и необходимость в философском осмыслении общественной жизни и из рассмотрения движения самой действитель­ности современного общества, направленной на "преодоление отчуждения", на "присвоение человеческих сущностных сил" если использовать терминологией работ молодого Маркса, то есть на решение задач всестороннего развития каждого индивида, Только на этом пути могут быть воссозданы предпосылки к тому, чтобы каждый смог бы воспринять объективную противоречивость общественного развития через призму задач гуманистического преобразования действи­тельности, а в философском материализме найти ариаднину нить в осмыслении и сознательном разрешении противоречий действитель­ности.

Особая роль в выявлении закономерности формирования науч­ного воззрения как у общества в целом, так и у отдельного инди­вида, а также в непосредственном овладении историко-материалистическим воззрением принадлежит исследованию процесса становления историко-материалистического воззрения у К.Маркса и Ф.Энгельса. Овладение историко-материалистическим воззрением осуществляется в ходе как бы сокращенного повторения того пути от точки зрения обыденного сознания к научному воззрению, кото­рый прошли его создатели. Каждый должен как бы заново открывать для себя материалистическое воззрение на пути последовательного изучения и самостоятельного осмысления произведений Маркса, Энгельса, Ленина, так как известно, что "царских путей" в науке нет.

В то же время повторить в своем собственном интеллектуаль­ном развитии основные ступени становления историко-материалистического воззрения индивид сможет только в том случае, если будет выражать и осмысливать это развитие как в объективных формах, присущих его времени, так и в своих собственных субъективных формах через нахождение верно и четко осознанных реальных проти­воречий. Для индивида это должен быть путь движения как от кон­кретного к абстрактному, так и от общих представлений о методе познания общественных явлений к системе научных понятий и к действительным результатам их применения. Если на этапе движе­ния от "чувственно-конкретного к абстрактному" индивид переходит от хаотического представления о целом (общество), от поверхности к сущности (экономические отношения), то на этапе движения от "абстрактного к мысленно-конкретному" он приходит к рассмотрению явлений общественной жизни как проявлений сущности, как моментов целостной система. Только на этом пути освоение философии - как обобщенного и целостного выражения в мыслях своего времени – выступает для индивида как средство познания самого себя в качестве активного субъекта сегодняшнего социального движения, как средство осознанного и целостного самовыражения, как средство овладения общечеловеческой культурой мышления и действия. Образцы творческого освоения философии К.Маркса представлены, в частности, в работах Э.Ильенкова - «Диалектическая логика» и «Ленинская диалектика и метафизика позитивизма». Именно на этом пути возможно успешное решение поставленной ООН задачи (169 сессия ЮНЕСКО), о необходимости освоения и развития философии как школы самостоятельного мышления, школы свободы, школы человеческой солидарности.

Сб. научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований» Том 20 Философия и филология. Одесса 2008 с.19-23


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

АктуАльно ли творческое наследие К. Маркса? iconДонецкий национальный технический университет
Донецком национальном техническом университете проводится Международная научная конференция «творческое наследие в. И. Вернадского...

АктуАльно ли творческое наследие К. Маркса? iconУважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в работе международной научной конференции "творческое наследие н. В. Гоголя и мировой культурный...

АктуАльно ли творческое наследие К. Маркса? iconЖ. В. Котов к проблеме свободы печати у молодого Маркса
В данной статье мы ставим перед собой задачу рассмот­реть материал двух первых статей Маркса в свете его исход­ной общественно-политической...

АктуАльно ли творческое наследие К. Маркса? iconУрок в 3 классе Курс «Я и Украина», чтение. Тема: В. А. Сухомлинский...
Познакомить учащихся с рассказом В. А. Сухомлинского «Осенний клен». Опираясь на творческое наследие В. А. Сухомлинского воспитывать...

АктуАльно ли творческое наследие К. Маркса? iconЦентрального комитета коммунистической партии советского союза
«Из ран­них произведений» К. Маркса и Ф. Энгельса, тома «Архива Маркса и Энгельса», «Grundrisse der Kritik der politischen Oekonomie»...

АктуАльно ли творческое наследие К. Маркса? iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Материалистическое понимание...
Целью настоящей работы является исследование сущностных основмарксистского понимания исторического развития общества через его основныекатегории...

АктуАльно ли творческое наследие К. Маркса? iconМ еждународная научная конференция по творческому наследию в. И....
Украине, России и многих других странах в честь 140-летия со дня рождения В. И. Вернадского – одного из самых выдающихся мыслителей...

АктуАльно ли творческое наследие К. Маркса? iconОсобенности и классификация невзрывных способов разрушения материалов Меркело Антон Анатольевич
Также, данные способы актуально применять там, где нецелесообразно или невозможно применять взрывчатые вещества, тоесть в жилых районах,...

АктуАльно ли творческое наследие К. Маркса? iconЦентрального комитета коммунистической партии советского союза
Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса яв­ляется последним в серии одиннадцати дополнительных томов (40—50) второго русского издания....

АктуАльно ли творческое наследие К. Маркса? iconСистема взглядов и учения Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным...
У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» («Капитал»,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<