Скачать 2.13 Mb.
|
Л.Я. Аверьянов ПОЧЕМУ ЛЮДИ ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ? ![]() Москва 1993 Л.Я. Аверьянов ПОЧЕМУ ЛЮДИЗАДАЮТ ВОПРОСЫ? * Почему в истории философии не нашлось место вопросу? * Знают ли сегодня философы, что такое вопрос? * Вопрос — это знание, которое является возможно истинным. * Как видит автор формально-логическую структуру вопроса. Москва 1993 Аверьянов Л.Я. Почему люди задают вопросы? – М., «Социолог»,1993г. – с. 152. Работа посвящена логико-философским проблемам вопроса. Дается краткий экскурс в историю изучения вопроса, современное его исследование, предлагается концептуально-гипотетическая модель вопроса и вопросно-ответных отношений. ^ @ Аверьянов Л.Я. Почему люди задают вопросы? @ Работа выполнена в лаборатории эксперементальной социологии. ВВЕДЕНИЕВ своей повседневной жизни человек меньше всего задумывается над тем, почему он задает вопросы и как это делает. Природа позаботилась о том, чтобы все это происходило как бы само собой, в порядке естественного хода жизни.Интерес к вопросу как новому и непонятному явлению возник тогда, когда человек начал выходить за пределы природного естественного мира и стал строить свой искусственный мир. В частности, потребность в построении искусственных диалоговых систем, например, ЭВМ-человек, стало мощным стимулом в последнее десятилетие изучение вопроса и вопросно-ответных отношений, ибо без понимания его природы и прежде всего в естественном выражении, ни о какой формализации его построения не может быть и речи. В настоящей работе предлагается небольшой экскурс в философскую и логическую историю изучения вопроса, и хотя она оказалась не очень богатой, тем не менее это позволило определить некоторые интересные подходы к раскрытию его сущности. Важным разделом работы является освещение современного изучения данной проблематики, определения основных тенденций и подходов к ее решению. Центральным является третий раздел, где говорится о том, что вопросно-проблемная проблематика не может быть решена в рамках формальной логики, как это пытались сделать современные исследователи. Природа вопроса может быть понята только в более широкой парадигме, а именно системе субъектно-объектных отношений, определения основных принципов познавательного процесса. Важно понять и то, что сам по себе вопрос не должен подменяться субъектно-объектной проблематикой. Он выступает только формой выражения субъектно-объектных отношений со всеми присущими ей принципами построения. В работе предлагается принцип решения логической природы вопроса. Исходя из того, что процесс познания в обязательном порядке является концептуальным, т.е. всегда содержащим определенное знание, в вопросе он принимает форму концептуально-гипотетического знания. При этом, если для субъекта, который сформулировал вопрос, концепция является полностью истинной, то для объекта концепция выступает возможно истинной. Полностью истинной и для субъекта и объекта становится только в том случае, если концепция, заложенная в вопросе, получит подтверждение в ответе. Представляемая работа, конечно, не дает ответы на все вопросы о вопросах, но, как нам кажется, позволяет сделать еще один шаг в исследовании данной проблемы. Насколько это получилось судить читателю. Работа рассчитана на философов и специалистов в области логики вопроса и ответа «То что мы ищем, по числу равно тому, что мы знаем.» Аристотель |
![]() | Работа посвящена логико-философским проблемам вопроса. Дается краткий экскурс в историю изучения вопроса, современное его исследование,... | ![]() | Откуда берутся возражения. Почему люди возражают, сомневаются и задают вопросы. Что такое «внутренние карты связей» |
![]() | Этот вопрос задают мне многие люди. Задают евреи и не евреи. Евреи спрашивают, удивляясь чужаку. Не евреи спрашивают, удивляясь интересу... | ![]() | ... |
![]() | Почему люди страдают? – Грех, дьявол, проклятая земля и наша глупость или наши ошибки | ![]() | Эти вопросы с раннего детства задают каждому ребенку и дома и в школе. Почему выбор профессии так важен для человека? Как правильно... |
![]() | Это касается и авиационной техники, и авиационных кадров. В стране сотни авиакомпаний. То время, когда, не вкладывая особых средств... | ![]() | ... |
![]() | Критичность: старшеклассники чаще и настойчивее задают вопрос «почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых... | ![]() | Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства |