Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Шпоры по философии Возникновение Философии. Предметная область философии. Термин ф-я возник в древней Греции на рус. «любовь к мудрости»




Скачать 377.86 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Шпоры по философии Возникновение Философии. Предметная область философии. Термин ф-я возник в древней Греции на рус. «любовь к мудрости»
Дата публикации22.02.2014
Размер377.86 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Философия > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Шпоры по философии

1. Возникновение Философии. Предметная область философии. Термин ф-я возник в древней Греции – на рус. «любовь к мудрости» - философами называли людей стремящихся к познанию как к самостоят. цен. человеческого познания.Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческогостроя, распада Римской империи, войн и т.д.,но эти социальные потрясенияспособствовали укреплению и распространению религии, Р – становится надолгие годы господствующей формой общественного сознания. Различныеконкурир. течен. в борьбе за умы пытались привлечь на свою сторонуфилософов, используя опыт ф-еого анализа для обоснования истинности своегоучения.Христианская церковь считает, что ф-я должна быть только служанкойбогослов.. Это резко меняет проблематику, сам предмет ф-ю. Место физикизанимает богопозн. этика подчиняется задачам религиозного воспитания.Наматер. бог-ских дискуссиях развивается диалектика, породив современнуюлогику и схоластику.( Постепенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть допоявления ф-кого атеизма. Но это не исключает того, что многие ф-фыостаются верными религии. Происходит как бы распад прежней проблематики:познания природы, человека самого процесса познания. Сэтого времени ф-ияприобретает статус науки. Антич. физика становится натурф-ей или ф-ейприроды. . Постепенно познание природных явл. специализ.,учен. все больше заним. сбором фактического материала его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс формирования наук и выделения их из ф-фии. Сформир. науки заним. изучением конкретного материала, а ф-ия перестав быть «наукой наук» стала заним. мировозренчискими вопросами.2. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровнимировоззрения.Мировозрен. – система взглядов, ценностей, убежден. человека на мир и месточеловека в этом мире.О. мировозр. вопросами являются: - как возник окружающий мир - создан ли мир богом или друг. сущ. или сущ. извечн. - изменчив ли мирОсобенности мировозр. в. заключ. в том, что на них нет в принципе или наданный момент времени однозначно подтвержд. решен.В различных фил. системах мировозр-ие вопросы решаются по разному.3. Исторические типы мировоззрения. Специфика философии как теоретическогомировоззрения. Специфика философии как теоретического мировоззрения.Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мивологияМифология – представляет собой осмысление и представл. мира и человека вфантаст. образах и сюжетах.Основные формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д.В основе первобытной и антич. мифологии лежит олицетвор. природы, т.е.уподобление ее человеку, человеческому способу существования.Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств.сил.Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден.знания, которые заменяются вымыслами и предположениями.Мифотворство может носить и искусственный характер преднамеренно осущ. стем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв.действит. мнения и оценки.В недрах мифологии сформировалась религия.Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверхестеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картинумира, а религия предписывает верить ей ( основной признак религии – вера всверхестеств.Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержаниятакой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика)призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философыстремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходяиз него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путемпроверить те или другие предположения, господствующим методом (-ния ихубедительности являлись логика и здравый смысл.Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч.опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, тогосподств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлисьпонятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф.была главной формой понятийного теоретического мышления.По характеру формирования и способу функционирования различают два уровня:1) жизненно практический или уровень обыденного сознания.2) теоритический.+ 1-й базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте искладывается стихийно, этот уровень назыв. жизненной философией. 1-й ур.крайне не однороден, т.к. не однородны его носители. На формиров. этогоуровня оказ. влияние нац. и религиозные традиции, уровни образов.,интелект. и духовной культуры, характер проф. деятельн. и друг. Этот ур.включает в себя навыки, обычаи и традиции передов. из поколен. в поколен. ипознанный опыт каждого конкретного индивида.( не отлич. глубок. продум., систематически, обоснов. эти недостаткипреодолев. на 2-ом уровне теор.2: К этому уровню относ. и ф-я. Ф-я претендует на теоретическоеобоснование как содержания, так и способа достижения обобщен. знаний, атак же норм, ценностей и идеалов определ. цели, средства и характердеятельности людей. Ф=я видит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен.предметом теоретического анализа.Соотношение этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и вэтом случае1 - ому уровню соответствует мифология и религия2 - ому - философия.4. Проблема основного вопроса философии и различные варианты его решения.О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы,объективного и субъективного, психического и физического, материального иидеального, материи и сознания и т.д.О.в.фс. имеет две стороны:1) что первично, что вторично2) познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании)При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм иидеализмМ. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично(производно от материи)Идеалисты считают наоборот.Разновидности идеализма:1) объективный ид. считает, что сознание, дух существовали до, вне, независимо от человека: Платон, Гегель2) субъективный ид. – направление в философ. которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, АвинариусОбщее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс.заключается в том, что они за основу принимают идею.Фейербах (нем.) «Материя не есть продукт духа, но дух есть лишь высшийпродукт развития материи» - материалист (иногда нет)Кант считал, что материя является объектив. реальностью (был агностиком)3) К решению второй стороны философы относились по разному.субъектив. ид. исходил из основного положения: мир есть комплекс моихощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью,ощущение - единственный источник познания)Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль,мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.Фейербах процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения даютне полное, разрозненное представление об окружающей действительности идальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро… - процесспознания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не всостоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позициясуб. идиализма)Кант – агностик.Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мираКант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позициисубъект. идеализма.5. Философия как форма мировоззренческого знания. Функции философии. В зависимости от того, какую роль философия выполняла или выполняет в общ-ве, относительно элементов духовной культуры общества, выделяют следующиефункции:1) логическая (содержан. ее является анализ понят., сужден., теорий с точки зрения их соответствия законам логики)2) методологическая (заключается в сознательном систематическом анализе и выборе целесообразности путей и методов познания предмета)3) эвристическая (эвр – теории обознач. обл. исследов. закономерности научного и технического творчества)( проявляется в возможности получен. новых знаний, новых результатов исследований в ходе философского анализа проблемы и путей ее решения)4) мировоззренческая (главная функция ф-ии т.к. она совпадает с ее основным содержанием заключается в формировании, систематиз. обоснован., мировозр. знания в возможности через философ. образов. формировать мировоззрение людей)5) критическая (ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу всё новых и новых возм. подходов)6. Философия и наука.История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и темне менее существуют следующие этапы их взаимоотношений: - Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.). - Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.) - Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия: а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания; б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений; в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки; г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любыхпроблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случаепроблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве ониостаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получилиназвание мировоззренческих.Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь: 1) Помогает формировать новые предметные области научных исследований. 2) Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия. 3) Помогает критически осмыслить полученные результаты. 4) Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия. 5) Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии. 6) Помогает оценить общественную значимость научных результатов.7. Развитие представлений о материи в истории философии. Философскоепонятие материи.Понятие материи является основной категорией в философии, оно означаетсущность мира, признание объективной реальности, существование независимоот сознания человека.Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу,что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее былоназвано субстанцией).Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит –из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю;Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественноеначало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – изчисел (материалисты).Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектическийхарактер.Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичикамиматериального мира, но наделял их не физическими, а геометрическимисвойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму ониимеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемогомира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подходк пониманию материи.В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляетсяфилософский подход к пониманию материи: материя – это философскаякатегория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку вощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашимиощущениями, существуя независимо от них.В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта: 1. логический – материя как философская категория; 2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность; 3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение; 4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов: 1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения; 2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека; 3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.8. Понятие движения. Свойства движения. Движение и развитие, ихсоотношение.Существуют различные подходы к понятию движения.Материализм: движение – это 1) изменение вообще; 2) способ существованияматерии.Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, всознании.Объективный идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение,возникновение, прохождение, гибель и т.д.”Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.Основные свойства движения: 1) объективность, 2) абсолютность, 3) относительность, 4) противоречивость.9. Формы движения материи, их взаимосвязь.Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основеклассификации наук: 1. механическое – пространственное перемещение тел; 2. физическое – перемещение атомов, молекул; 3. химическое – различные химические реакции; 4. биологическое – обмен веществ; 5. социальное – общество (мышление, сознание).Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенностивзаимосвязи: 1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую; 2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления).Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формыне сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.Простые формы движения материи могут характеризоваться как сложные только втом случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерныеи т.д.).10. Проблемы пространства и времени в философии.То или иное понимание пространства и времени складывается в зависимости отхарактера взаимодействия материи и движения, движения и покоя.Демокрит: вводит понятие пустого пространства для движения атомов какнеобходимого объективного условия; пространство Демокрита бесконечно иоднородно, оно является вместилищем неограниченного числа миров. Времяотождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основойвечного движения; вся природа представлялась в вечном и неустанномдвижении. Пространство и время рассматривались в качестве условий и причиныеё движения.Такой подход к пониманию пространства и времени был характерен для многихматериалистов Древней Греции.Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечтовневременное, божественное, сверхприродное, совершенное.Аристотель: отвергал существование пустого, однородного и бесконечногопространства. Оно у Аристотеля неоднородно и конечно. Время выражает числодвижений и течет равномерно.Ньютон: у него абсолютное пространство было демакритовой пустотой, ононеподвижно, однородно, непрерывно, бесконечно, трехмерное вместилище всехматериальных тел и их движений. Время – чистое, однородное, равномерное,непрерывное, вечная и неизменнаядлительность, оно имеет одно направление и течет от прошлого черезнастоящее к будущему и поэтому одномерно. Пространство и время не от чегоне зависят. Такое понимание пространства и времени было характерно дляЛейбница, Декарта и др.Лейбниц: ни пустоты, ни чистой длительности, как самостоятельных началбытия,- нет. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время –порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел, т.е. пространство ивремя у него зависят от простейших субстанций, монад, которые активны,обладают движением, наделены способностью самодвижения.В тесных рамках идеализма, но глубоко диалектически пытался решить этупроблему Гегель: он считал, что только в движении пространство и времядействительны, они неразделимы и определяют друг друга как единствопротивоположностей. Диалектика пространства, времени и движения лежит вмировом духе в потусторонней мощи божественного духа.Субъективные идеалисты: Беркли, Юм, Кант, отчасти Мах.Кант: считал пространство и время в качестве априорных, доопытных иврожденных свойств человеческого сознания как чистые формы созерцания,благодаря которым человек воспринимает явления внешнего мира в пространствеи во времени. Кант считает, что тела представляются нам как имевшиеопределенную геометрическую форму, протяженность, потому что так устроеносознание человека.Мах: пространство и время – это упорядоченные ряды ощущений.Диалектический материализм: пространство и время – это форы или способысуществования материи.Свойства пространства и времени. 1. Общие свойства: 1) объективность; 2) абсолютность – движение, как и пространство и время, носит всеобщий характер; 3) относительность – содержанием пространства и времени является движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в различных частях света, на разных уровнях, в движущейся материи; 4) бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия. 2. Специфические свойства: 5) непрерывность и прерывность – свойство связано с движением пространства и время прерывно, поскольку в движении осуществляется переход от одних пространственно-временных структур к другим; 6) мерность – пространственно-временные отношения м.б. описаны при помощи трех пространственных отношений и одного временного отношения; существует понятие n-мерного пространства, т.е. добавляются другие характеристики: t, p. 7) Время одномерно – т.е. оно необратимо, это свойство обусловлено характером причинно-следственных отношений.Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е. обладаетпротяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е.взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией.Время – 1) длительность явления; 2) следование сменяющих друг друга событий и явлений,имеющих одно измерение.11. Проблема сознания в философии.1. Развитие представления о сознании в истории.2. Понятие отражения, уровни и формы отражения действительности.3. Сознание человека и психика животных.4. Единство языка и мышления.5. Основные категории: o Отражение o Пантеизм o Психофизический параллелизм o Сознание o Раздражимость o Ощущение o Восприятие o Представление1. Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать, переживать и т. д. Демокрит. Душа есть особого рода огонь и теплота. Она состоит из атомов, имеющих круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать другие тела. Душа – материальное образование. Она телесна и отсюда ее другая особенность – она дар природы и возникла под влиянием естественных сил, не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней. Платон. Придерживался противоположной точки зрения. Считал, что души существовали прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая надприродная сущность. Дуализм. Декарт. Считают, что душа – особая, чуждая материи духовная субстанция. Он считает душу и тело независящими друг от друга началами. Психофизический параллелизм. - разновидность дуализма ( Декарт ). Природа и дух выступают как два различных начала: основным свойством материи является протяженность, а основным свойством духа – способность мыслить. Отсюда: идея не имеет протяженности, а тело не может мыслить. Идеализм + религия. Продолжают линию первобытного анимизма, то есть одушевление окружающих предметов. Первобытные люди наделяли все уголки добрыми и злыми духами. Пантеизм.- отождествление Бога с природой. Бенедикт Спиноза пытался отождествить материю с мировой духовной субстанцией. Субъективный идеализм. - отождествляет вещи с ощущениями, восприятиями, мыслями. Такое отождествление приводит к выводу, будто ощущения существуют вне мозга человека. Иной позиции придерживался позитивизм. Бертран Рассел пытался отождествить психическое с физическим, а это означает, что материальные предметы превращаются в ощущения и что ощущения выносятся за пределы нервной системы, то есть Рассел сближает материю и дух, т.к. под материей он понимает мысль, а под духом ощущения. Под мозгом он понимает совокупность ощущений и мыслей. Отсюда не мысль в мозгу, а мозг в мыслях. Фохт, Бюхнер. Мысль так выделяется мозгом, как желчь печенью. Диалектический материализм. Сознание – это функция мозга; свойство высокоорганизованной материи и форм отражения действительности.12. Теория отражения. Развитие форм отражения.Отражение – всеобщее свойство материи воспроизводить в своих особенностяхособенности взаимодействующих тел. Особенности отражения:1. Зависимость отражения от отображаемого объекта.2. Отражение вторично по отношению к отображаемому объекту.3. Момент подобия ли сходства отражения с отображаемым объектом.4. Географическая среда накладывает отпечаток на процесс отражения.Для отражения необходимо взаимодействие, но не любое взаимодействиеприводит к отражению, а лишь такое, результатами которого являютсявнутренние изменения. Отражение, присущее неживой природе, носит внешниймеханический характер. С возникновением жизни появляются более сложныеформы отражения.Различают несколько уровней отражения действительности:1. Механический.2. Физический.3. Химический4. Биологический5. Социальный.Биологический – растительный и животный мир.У животного мира формы отражения действительности носят психическийхарактер, потому что животные в отличие от растений обладают нервнойсистемой.13. Сознание как форма отражения действительности. Сознание человека ипсихика животных.Раздражимость, ощущение (чувствительность ) , восприятие и представление.Раздражимость – ответная реакция организма на воздействие внешней среды.Связана с обменом веществ. Это позволяет судить о внутреннем механизмечеловека.С появлением жизни формируется избирательное отношение к некоторымвеществам, и у организмов происходит формирование органов чувств.Для растительного мира характерна раздражимость. Для социального уровняхарактерны: раздражимость, ощущение, представление, сознание, восприятие.3.Человека отличает от животного:1) Наличие абстрактного мышления в понятиях.2) Наличие самосознания, которое является неотъемлемой частью сознания.Для животных характерно наличие безусловных и условных рефлексов, которыесоставляет первую сигнальную систему, а человеку свойственна и втораясигнальная система.Первая сигнальная система связана с наличием органов чувств, сигналами дляживотных являются воздействие внешнего мира на органы чувств.Вторая сигнальная система присуща только человеку, поскольку сигналамиэтой системы являются слова, видимые, слышимые, произносимые.Слово заменяет непосредственный сигнал, и те самым заменяет определенныедействительности, системы. Поэтому слово является сигналом сигналов.Слово может быть материальной оболочкой чьей-то мысли.14. Познание: сущность, уровни.Процесс познания15. Понятие истины. Объективность истины. Абсолютная и относительнаяистины.Познание – это процесс проникновения мысли в объект. Познавательной мыслью(целью) этого процесса является постижение истины. Познание – это процессотражения действительности в сознание человека.ИДЕАЛИЗМ практикует истину как согласие или как некую вечную идею,существующую помимо сознания человеческого царствия чистой лжи.МАТЕРИОЛИЗМ: истина – это такое содержание наших представлений, котороеадекватно (или верно отражает объект). Всякое знание, если оно верно,отражает действительность есть объективно-истинное. В процессе познаниячеловек не может сразу полностью познать действительность. Всякая теорияобусловлена исторически, и потому заключает в себе неполную истину, аотносительную истину.Относительная истина – это неполное, неточное, незавершенное знание опредмете. Познание есть развитие истины. Истина есть процесс бесконечногонакопления знаний. В процессе познания человек всё больше и большепреодолевает относительность истины, прибавляя к познанию моментыабсолютного знания.Абсолютная истина – это более полное, более точное, более завершённоезнание о предмете. Она складывается из относительных истин. По мереформирования абсолютной истины постоянно наблюдается взаимосвязь абсолютнойи относительной истин, и в этом проявляется диалектический характер истины.16. Роль практики в процессе познания.Знания, полученные на основе чувственного и абстрактного мышления,реализуются на практике. Практика – целесообразная целенаправленнаядеятельность человека (по материалистам); практика – это не только духовнаядеятельность сознания, духа, воли, но и божественного разума (поидеалистам); практика есть идея блага, добра, достичь блага можно, ставяцели, действуя, направляя волю.Практика – это волевая деятельность идеи, абсолютной идеи, а затемчеловеческого сознания (Гегель – объективный идеализм). Практика – этопсихическая деятельность человека, обусловленная разумом, волей, интуицией.Прагматисты – Джеймс, Дьюи, Пирс относили к практике религиозный опыт,сновидения, магию и суеверие. Метафизический материализм под практикой опытучёных в лабораториях, научные наблюдения и эксперимент.17. Соотношение чувственного и рационального в познании. Сенсуализм ирационализм.19. Диалектика как учение о связях.Предметы и явления окружающей действительности не сущ. изолированно другот друга. Они определенным образом влияют друг на друга , зависят друг отдруга .Связи и зависимости, существующие между явлениями, изучаютсяразличными науками (пр. биология – связи и зависимости сущ. междунаследственностью и изменчивостью ; физика – скоростью и временем ;философия- пространство и время , материя и движение и т.д.). Связи,выраженные в явлениях (между явлениями), связаны с законами.20. Понятие закона. Классификация законов.Закон- общая, относительно устойчивая, необходимая, существенная,повторяющаяся связь явлений.Законы подразделяются на общие и специфические. Общие законы – законы действующие во всех сферах действительности (вприроде, обществе, мышлении). К ним относятся законы диалектики.Специфические законы - законы распространяющиеся на более или менееограниченную сферу явлений (пр. закон всемирного тяготения , распростр.только на физические явления; закон Бойля-Мариотта, распростр. на газы).Законы диалектики (1. закон единства и борьбы противоположностей; 2. законперехода количественных изменений в качественные и обратно 3. законотрицания отрицания ) - законы изменения и развития . Они носят всеобщий,необходимый характер.21. Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности ипротиворечия. Виды противоречий.Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории:противоположность, противоречие, тождество, различие.Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые кореннымобразом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг бездруга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ). Противоположности применяются:1. в науке (+,-),2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность,содержание и форма),3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная истина).На определенном этапе развития предмета противоположности начинают другдругу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать другдруга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействияпротивоположностей – противоречие . В процессе развития предмета , явленияпротиворечие может разрешаться и предмет переходит в новое состояние,новое качество с новыми, но вначале скрытыми противоположностями.«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.Противоречие – это корень всякого движения и жизненности. Нечто имеет всамом себе противоречие, оно движется, обладает жизненностью идеятельностью, но способностью к движению обладают не материальныепредметы, а мысли, идеи». (Гегель) Различают виды противоречий: 1. Антагонистические и неантагонистические. Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами,группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие. Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим.Этот вид противоречий характерен только для общества. 2. Внутренние и внешние. Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр.между производством и потреблением).Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. междуобществом и природой, живым организмом и внешней средой). 3. Основные и неосновные.Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета (пр.производительные силы и производство).Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.Различие основных и неосновных, внешних и внутренних противоречий важнопроводить потому, что они играют неодинаковую роль в развитии предмета, атакже связаны с наличием у предмета неодинаковых по своему значению сторон.Внутренние противоречия играют решающую роль в развитии предмета, ониопределяют сам характер и содержание развития. Внешние противоречияоказывают влияние на темпы развития (ускоряют или замедляют его).Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые впроцессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчокк изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды противоречий,т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их разрешения. Данныйзакон показывает источник движения, источник развития.22. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.Понятия: качество, количество, мера, скачок.Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.Качество – 1. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами. 2. структура предмета, которая связана со свойствами предмета (структура предмета - то из чего состоит предмет, из каких элементов). 3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен. 4. место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.Степенью той или иной качественной определенности является количество(металлы проводят ток по-разному). Любое явление обладает какколичественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется втом, что количественные изменения не приводят к качественным доопределенного момента, которым является мера.Мера - переход от одного качественного состояния к другому или единствоколичества и качества. Сущ. и обратная зависимость: качественные измененияприводят к количественным. И в том и в другом случае предмет меняет своесостояние, т.к. происходит нарушение меры и совершается скачок.Скачок – переход от одной меры к другой или от одного качественногосостояния к другому.Скачки могут иметь разный характер – это зависит от природы самого явления,тех условий, в которых совершается данное качественное изменение, и от техпричин, которые его порождают. Скачки могут быть эволюционными иреволюционными. Эволюция – изменение предмета, когда становятся другиминесущественные для него свойства, черты, закономерности и сохраняются егоосновные св-ва, закономерности, структура.Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет егоструктуру, его основные черты и закономерности и он превращается всовершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения подостижению определенного момента приводят к качественным, а качественныеизменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный законпоказывает механизм развития предмета.23. Закон отрицания отрицания. Роль отрицания в развитии.Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт ирезультат. При этом результат данного процесса составляет исходный пунктдальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Такпроисходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят впрошлое, другие становятся на их место. Между исходным пунктом ирезультатом всякого изменения сущ. связь между старыми явлениями, ранеесуществовавшими, и новыми, пришедшими к ним на смену. Такая связь старых иновых явлений имеет место в любом изменении, развитии.Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса непросто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементыпредшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительноесодержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого и нового впроцессе развития, когда новое возникает на базе старого под влияниемсвойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этомсохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущиестарому.Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое староевключается в новое при том условии, если оно соответствует новым,изменившимся условиям. Но повторение в новом, некоторых черт иособенностей старого не обязательно имеет место сразу после смены старогоновым. Оно может происходить и через 2, 3, 4 и более отрицаний .Ведь новоене всегда остается новым, со временем оно устаревает и поэтому отрицаетсядругим явлением. По отношению к первому отрицанию данное отрицание являетсяотрицанием отрицания.Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так ирегрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явлениязачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов(пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовнойкультуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви).Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития.Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют игибнут. Характер прогресса отрицаний во многом зависит от условий, вкоторых возникает данный прогресс.Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого инового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качествоотбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованномвиде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивыйхарактер, показывает направленность развития предмета (явления).24. Категории единичного и общего, их взаимосвязь.Окружающий нас мир, предметы, явления неповторимы, своеобразны ииндивидуальны. Каждое явление, предмет характеризуется через понятия,которые обладают как общими, так и единичными свойствами.Особенности свойств предметов отражают категории: единичное и общее.Единичное - черты, признаки, присущие только одному предмету иотсутствующие у других предметов.Общее - это то, что присуще не только данному предмету, но и другимпредметам.Единичное и общее взаимосвязаны между собой и связь выражается категориейособенного.Особенное - это такие общие черты, свойственные индивидуальному предмету,которые отличают его от некоторых других предметов.25. Явление и сущность, их взаимосвязь.Cущность и явление употребляется в широком и узком смысле слова.Сущность – это такая сторона предмета, которая определяет в данномотношении взаимодействие его с другими предметами.Явление – установление чувственно воспринимаемых свойств предмета, а такжераскрытие тех свойств, которые он проявляет при своем взаимодействии сдругими предметами.Сущность и явление взаимосвязаны между собой. Через явление мы узнаем осущности, а на основании сущности объясняют и предсказывают явление. Нетнепроходимой грани между сущностью и явлением, но сущность и явление-это неодно и тоже, это различные стороны одной вещи.Явление - это сущность, проявившаяся во вне. Некоторые философы считают,что невозможно познать сущность предмета, объявляя сущность «вещью в себе»и тем самым скатываются на позиции агностицизма. Другие считают, чтосущность вещей познать можно и в процессе познания «вещь в себе»превращается в «вещь для нас».26. Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.Изменения, происходящие с предметами, имеют свою причину, но одни изменениясвязаны с внутренней природой самого предмета, а другие изменения зависятот внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия категорийнеобходимости и случайности.Необходимость - это те свойства предмета, а также происходящие с нимизменения, которые обусловлены внутренней природой самого предмета.Случайность - это те свойства, изменения, которые обусловлены стечениемвнешних, несущественных для предмета обстоятельств.Необходимость и случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимостьпробивает себе дорогу через массу случайностей. Случайность всегда, такили иначе, связана с необходимостью, служит формой ее проявления. Анеобходимость имеет своим дополнением случайность.Связь необходимости и случайности проявляется в том, что одно и тожесобытие случайное в одном отношении выступает как необходимое, в другом.Пример: Засуха, погубившая растения - случайность для них, но засуха -необходимое следствие метеорологических условий.Существует несколько подходов необходимости и случайности. Некоторыесчитают, что в мире все только необходимо, что случайности не играютникакой роли - фатализм (все в мире заранее предопределено).Противоположная точка зрения ощущает всякую необходимость и считает, чтослучайности играют определенную роль.27. Причина и следствие, их взаимосвязь. Связи, существующие между предметами и явлениями - это связи причины иследствия. То, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-то явлениеназывается причиной, а то, что возникает под действием определенной причиныназывается следствием.Причинно-следственные связи разнообразны: главные и неглавные, существенныеи несущественные, внешние и внутренние, общие и ближайшие и т. д. Причинно-следственные связи необходимо отличать от связей вообще.Нельзя путать причинно-следственные связи со структурными связями, т.е.связи данного предмета с другими предметами, существующие одновременно сдругими предметами или составляющие элементы определенного целого. Отпричины связи нужно отличать связь между возникновения данного явления итеми условиями, в которых оно происходит.Под условием понимаются те явления, которые хотя и не вызывают данногоявления, но делают возможным процесс его возникновения и оказываютопределенное влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса.Существуют различные подходы к причинно-следственной связи: 1) телеологический - это когда понятие причины пытаются подменить понятием цели. 2) религиозный, который стремится отрицать причинно-следственную связь и на место естественных причин поставить божественные, мистические силы. 3) материалистический, признающий существование причинно-следственных связей между явлениями.28. Роль производства в развитии общества.1) Понятие способа производства, духовного пр-ва, материального пр –ва.Общественное пр-во – это пр-во по созданию материальных и духовныхценностей. Общественное пр-во – пр-во жизни. В общественном пр-ве выделяютматериальное и духовное пр-во.Материальное пр-во – процесс, совершающийся между человеком и природой,которым чел-к опосредует, контролирует и регулирует свой обмен веществ сприродой. Материальное пр-во основано на потребностях вещей и предметныхусловий существования.Духовное пр-во основано на информационных потребностях, на стремленииполучать его новые знания.Способ пр-ва является основным критерием развития и смены формаций. Егосоставляют производительные силы и производственные отношения.2) Производительные силы и их элементы.Производительные силы – активная сторона способа пр-ва. Производительныесилы состоят из личного элемента (чел-к или труд), вещного эл-та (средствапроизводства), которые подразделяются на предметы труда и средства труда.Предметы труда – природный объект, на который направлены условия, труд чел-ка. Средства труда - вещь или комплекс вещей, которые помещает чел-к междусобой и предметом труда. Из средств труда иногда выделяют орудия труда какглавный эл-т средств труда. Жесткой грани между предметами и средствамитруда не существует. Многие ученые считают, что чел-к является активнымисточником, эл-том производительных сил, т.к.:а) ведущая роль чел-ка в пр-ве связана не столько с его физическимисвойствами сколько с его мышлением. Духовные способности чел-ка позволяютприспособиться к новым техническим средствам пр-ва, идеально конструироватьтакие средства.б) активность чел-ка выражается и в возможности предвидения конечной формыпродукта пр-ва.в) трудовые мотивации личности, т.е. отношение чел-ка к труду, его желаниетрудиться. Без мотивации профессионального знания навыки, физическая силамертвы.Другие ученые считают, что главным эл-том производительных сил являютсяорудия труда, которые чел-к застал в готовом виде, совершенствовал иподнимал их на более высокий уровень развития. Велика роль науки в развитиипроизводительных сил. История науки говорит о том, что наука превратилась внепосредственную производительную силу общества, но такой она является вцелостной системе производительных сил. Важным фактором развития пр-ваявляются условия труда. В процессе пр-ва чел-к вступает в отношения нетолько с природой, но и др. с др. для совместной деятельности и обмена этойдеятельностью.3) Производственные отношения.Производственные отношения – отношения, которые складываются между людьми впроцессе пр-ва средств жизни. Производственные отношения наряду спроизводительными силами составляют 2-й эл-т способа пр-ва. Основнымсодержанием производственных отношений является обеспечение трудовойпредметно-практической деятельности человека. По своей структурепроизводственные отношения состоят из организационно-технологических иэкономических отношений.Орг-техн отношения – отношения между людьми в непосредственномпроизводственном процессе, связанные с разделением труда, координацией,согласованием деятельности, к ним относятся и отношения управления. Отсюдазаключаем, что орг-техн отношения- отношения разделения, кооперации труда иуправления. Орг-техн отношения складываются объективно, содержанием этихотношений является обмен трудовыми функциями, профессиональнойдеятельностью между различными группами и отдельными людьми. Орг-технотношения имеют двойственный характер: они одновременно являются эл-томпроизводительных сил, т.е. речь идет о разделении и кооперации труда. Орг-техн отношения рассматриваются исходя из самого производственного процесса,в центре же экономических отношений находится непроизводственный процесскак таковой, а вопросы собственности, распределения, обмена и потребленияпродукта.Экономические отношения – отношения, которые объективно складываются междулюдьми по поводу присвоения средств пр-ва и предметов потреблениянепосредственно в процессе пр-ва, распределения, обмена и потребления. Эл-тами экономических отношений являются отношения собственности (отношения пр-ва), отношения распределения, отношения обмена и потребления. Главным эл-том экономических отн-й являются отн-я собственности.Собственность – исторически определенная форма присвоения людьмиматериальных благ в процессе их пр-ва, обмена и потребления. Субъектомсобственности могут выступать люди, предприятия, гос-ва. Объектомсобственности являются факторы пр-ва и готовая продукция. Существуетстандартный подход к видам собственности и фундаментальный (нестандартный,неклассический).Стандартный – рассматривает индивидуальную частную, акционерную,государственную, кооперативную и смешанную собственность.Фундаментальный – признает существование трех основных видов собственности:вещественная, интеллектуальная, управленческая.Вещественная – собственность на любые материальные, телесные объекты. Восновном она соответствует осязаемой конкретной вещи, которая может бытьотчуждена (предприятия, недвижимость, транспорт, транспортные коммуникации,большинство предметов потребления, имеющих характер вещи). Специфическийвид вещественной собственности – собственность чел-ка на свое тело.Интеллектуальная – собственность на любые знания и информацию, на всякуюидею, отличную от вещи.Управленческая – назван так потому, что объект его не есть субстракт илиимущество, а есть процесс или фун-ия.Собственность на управление – есть нечто среднее между собственностью ивластью, с др. стороны это есть экономическая власть.Ведущим видом собственности становится интеллектуальная.4) Взаимодействие производительных сил и производственных отношений.Производительные силы и производственные отношения взаимосвязаны междусобой, едины. Сущность взаимодействия производительных сил ипроизводственных отношений состоит в том, что изменения в производительныхсилах (источником внутреннего развития производительных сил может быть либочел-к, либо орудия труда) вызывают соответствующие изменения впроизводственных отношениях. Развитие производительных сил непрерывно, в товремя как изменение производственных отношений проявляется главным образомпри замене одного способа производства др. Производственные отношения непассивны, а активны, причем эта активность может быть положительной, еслиона способствует развитию производительных сил, и отрицательной, еслиявляется тормозом развития производительных сил. Т.к. каждая формапроизводственных отношений подчиняет пр-во определенной цели, то уразличных субъектов пр-ва проявляются определенные стимулы деятельности. Усобственников средств пр-ва - это получение прибыли, у наемного работника –получение более высокой зарплаты при совершенствовании своей квалификации.Собственник при этом будет способствовать развитию производительных сил,пока производственные отношения обеспечивают ему получение прибыли.Активность производственных отношений проявляется через деятельность людей.Производственные отношения могут обладать относительной самостоятельностью,т.е. они могут развиваться без влияния на них производительных сил.Производительные силы и производственные отношения, вступая в противоречиядр. с др., способствуют развитию общ-ва., но длительное времяпроизводительные силы не могут находиться в старой форме, т.к. новомусодержанию должна соответствовать новая форма, разрешение противоречияосуществляется, когда происходит смена формаций и старый способ пр-вазаменяется новым. Вслед за способом пр-ва меняется и социально-классоваяструктура общ-ва.29. Формационный подход к развитию общества.Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основуматериалистического понимания общества.Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаясяи функционирующая на основе господствующего способа производства по своимзаконам.Законы: общие и специфические.Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об определяющейроли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон обопределяющей роли способа производства в общественном развитии).Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких формациях(закон пропорционального развития народного хозяйства).Основным критерием опред. развитие и смену формаций является способпроизводства, который представлен единством развития производительных сили производственных отношений. Вслед за способом производства меняется исоциально-классовая структура развития общества. Развитие обществаосуществляется по восходящей линии от первобытнообщинного строя крабовладельческому, феодальному, капиталистическому, коммунистическомуобществу. Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Каждаяформация имеет базис и надстройку.Базис - это совокупность производственно- экономических отношений.Надстройка - это совокупность идей организации утверждений и идеологическихотношений.Основными категориями формационного подхода является способ производства,класс, общество. Но эти категории являются категориями высокой степениабстрогированности поэтому не отражают весь спектр развития общества иформационный подход дополняется двумя другими: цивилизационным икультурологическим.(из практики) Формационный подход. Общество развивается от низших формацийк высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, которыйв свою очередь изменяется благодаря производительным силам, те в своюочередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторыхположениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогутразвиваться и после изменения капиталистических производственных отношений.Формационная теория имеет активных сторонников и сейчас. Например: УолтерРостоу в своей теории стадийного роста рассматривает прогресс, как этапыразвития техники и только техники. Интересную градацию предложил Дениел Бел– 3 этапа развития:1.доиндустиальное общество 2.индустриальное общество 3.технотронноеинформационное общество.В доиндустриальном обществе большая часть населения занята сельскимхозяйством. В существующем обществе большая часть населения занята впромышленности. В обеих этих стадиях люди не могут обеспечить себя всемнеобходимым. В технотронном обществе большая часть населения занимаетсяполучением, обработкой и произведением информации. Это общество на основеэффективных технологий не только обеспечивает само себя, но и снабжаетосновной мир.30. Культурологический подход к анализу общества.Категория культуры является универсальной, Шпенглер рассматривал этупроблему не как единую общечеловеческую культуру, а как расколотую на 8культур, каждая из которых вырастает на основе собственного прафеномена,т.е. способа переживания жизни.Культура: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская,византийско-арабская, культура майя и пробуждающаяся русско-сибирскаякультура.Каждая культура подчинена жесткому биологическому ритму, который определяетосновные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость изрелость, старость и закат. Каждая культура имеет 2 основных этапа: 1. восхождение культуры (собственно культура), 2. нисхождение или цивилизация.Первый характеризуется органическим типом эволюции во всех сферахчеловеческой жизни: социальной и политической, религиозной и этической,художественной и научной.Второй этап характеризуется механическим типом эволюции, представляющимсобой окостенение органической жизни культуры и ее распад.Отличие цивилизации и культуры: 1. цивилизация – функциональна, технологична, институциональна; культура – ценностна, связана с постановкой цели. 2. цивилизация – усвоение образцов прогресса; культура – способ освоения достижений в национальных рамках. 3. тип культуры – выражает отношение общества к миру; цивилизация – конкретную форму реализации этого типа в конкретных исторических условиях.31. Общество как развивающаяся система.1. Понятие соц. структуры общества. Соц. стратификация.2. Соц. мобильность – это перемещение вверх и вниз.3. Проблема соц. конфликтов.Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих ивзаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц.культуры являются классы. Классы – большие группы людей различающихся - по их месту в исторически определенной системе общественного производства, - по их отношению к средствам производства, - по их роли в общественной организации труда, - по размерам доли общественного богатства, которой они располагают, - классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада.Это основные класообразующие признаки.К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержаниетруда, образ жизни…В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношениек средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. Наэтой основе она предлагает свои критерии:1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц. престиж.2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии:профессия, доход, образование.Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подходпри рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход такжеиспользуется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подходвключает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подходоснован на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свойтип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным отчуждением.2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц. структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения.4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.II.Социально классовая структура общества показывает, что общество любоготипа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены обществавыступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому всоциуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другиеИз одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологиибыла сформулирована теория соц. мобильности.Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев вдругие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высокимпозициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение кболее низким иерархическим позициям.Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологомрусского происхождения Питиримом Сорокиным.Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильностьИнтергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц.положения от отца к сыну.Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения,индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц.мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структурыобщества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группеобщества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализесоц. мобильности: 1. Это высший класс профессионалов-администраторов. 2. Технические специалисты среднего уровеня 3. Коммерческий класс 4. Мелкая буржуазия 4. Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции 5. Квалифицированные рабочие 6. Неквалифицированные рабочие.При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительногоанализа престижа профессии американского социолога Треймана.ШПроблемы соц. конфликтов.Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой,приводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличиепротивоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях… Теория соц. конфликтов разрабатывается многими западными социологами иособенно немецким социологом философом Дарендорфом в работе «Класс иклассовый конфликт в индустриальном обществе».По его мнению, конфликт – это норма соц. жизни, который неизбежен в любойсоц. системе. Дарендорф различает субъекты и объекты конфликтов, которыеносят различный характер. Это недостаток информации, средств влияния,различные препятствия на пути достижения цели, всевозможные ситуации соц.выбора… Конфликт связан с наличием противоположных интересов, возникающих впроизводственных отношениях с противоположностями норм и ожиданий, спозициями соц. институтах и группах.Наиболее сложным, по его мнению, являются массовые конфликты на уровнеобщества, стран, государств. Субъекты массовых конфликтов (классы, нация,религиозная общность), как правило, вступают в труднорегулируемыеэкономические, политические и др. конфликты. Существует специальная наука, которая занимается разработкойконкретных предложений и исследований по выходу из кризиса, конфликтов–эмпирическая социология.32. Категории возможности и действительности, их взаимосвязь.Существуют самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобыэти изменения возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент,предшествующий возникновению предмета, отражается категорией возможность.Другой момент процесса развития, когда возможность появления какого-либопредмета осуществляется - это есть действительность.Действительность - то, что существует как наличное бытие в данный моментвремени. Различают абстрактные или формальные и реальные возможности.Превращение возможности в действительность могут произойти в результатеслучайного стечения обстоятельств - абстрактная возможность. Если условиедля превращения возможности в действительность вытекает из внутреннейприроды существующего предмета, то такая возможность называется реальной.Следует отличать абстрактную возможность от реальной возможности иневозможности.33. Понятие социальной структуры общества. Теория социальной стратификации.Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих ивзаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц.культуры являются классы. Классы – большие группы людей различающихся - по их месту в исторически определенной системе общественного производства, - по их отношению к средствам производства, - по их роли в общественной организации труда, - по размерам доли общественного богатства, которой они располагают, - классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада.Это основные класообразующие признаки.К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержаниетруда, образ жизни…В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношениек средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. Наэтой основе она предлагает свои критерии: 1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц. престиж. 2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции. 3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективныекритерии: профессия, доход, образование.Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подходпри рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход такжеиспользуется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подходвключает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подходоснован на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свойтип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества. 1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным отчуждением. 2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц. структурой и экономической (вещной) формой отчуждения. 3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения. 4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.34. Социальная мобильность. Проблема социальных конфликтов.Социально классовая структура общества показывает, что общество любоготипа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены обществавыступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому всоциуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другиеИз одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологиибыла сформулирована теория соц. мобильности.Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев вдругие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высокимпозициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение кболее низким иерархическим позициям.Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологомрусского происхождения Питиримом Сорокиным.Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильностьИнтергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц.положения от отца к сыну.Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения,индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц.мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структурыобщества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группеобщества. Семиклассовая вертикальная классификация исполь

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Шпоры по философии Возникновение Философии. Предметная область философии. Термин ф-я возник в древней Греции на рус. «любовь к мудрости» iconПлатон
Древней Греции. Он основатель целого направления в философии, оказавшего и оказывающего свое влияние на всем протяжении истории философии....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Шпоры по философии Возникновение Философии. Предметная область философии. Термин ф-я возник в древней Греции на рус. «любовь к мудрости» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Индокитай Индокитай план...
Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии (Веданта, Миманса, Санкхья, Ньяя, Вайшешика, Йога)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Шпоры по философии Возникновение Философии. Предметная область философии. Термин ф-я возник в древней Греции на рус. «любовь к мудрости» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Философия Древней Индии...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Шпоры по философии Возникновение Философии. Предметная область философии. Термин ф-я возник в древней Греции на рус. «любовь к мудрости» iconВопросы по философии для II курса
Возникновение философии. (Общественное сознание и его формы. М. 1986. С. 329-339)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Шпоры по философии Возникновение Философии. Предметная область философии. Термин ф-я возник в древней Греции на рус. «любовь к мудрости» icon“Эсхатологическая проблематика в философии и культуре русского серебряного века”
Ивана Франко, кафедра философии совместно с Обществом русской философии при Украинском Философском фонде, сектором истории русской...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Шпоры по философии Возникновение Философии. Предметная область философии. Термин ф-я возник в древней Греции на рус. «любовь к мудрости» iconВопросы к зачету по курсу «история философии в украине»
Предмет истории украинской философии. Проблема различения «украинской философии» и «философии в Украине»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Шпоры по философии Возникновение Философии. Предметная область философии. Термин ф-я возник в древней Греции на рус. «любовь к мудрости» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Особенности русской философии...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Шпоры по философии Возникновение Философии. Предметная область философии. Термин ф-я возник в древней Греции на рус. «любовь к мудрости» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Вопрос о взаимосвязи математики и философии (Милетская школа, Пифагорейская школа, Элейская школа, Демокрит, Платоновский идеализм,...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Шпоры по философии Возникновение Философии. Предметная область философии. Термин ф-я возник в древней Греции на рус. «любовь к мудрости» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Индокитай планвведениеI....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Шпоры по философии Возникновение Философии. Предметная область философии. Термин ф-я возник в древней Греции на рус. «любовь к мудрости» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
В I iv веках н э конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<