Социологические и маркетинговые исследования




НазваниеСоциологические и маркетинговые исследования
страница1/8
Дата публикации25.02.2013
Размер1.1 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


социологические и маркетинговые исследования


Введение


Сегодня врядли можно встретить человека, который хотя бы однажды не сталкивался с таким понятием, как социологическое исследование. Об этих исследованиях часто можно слышать от специалистов самых разных областей: журналистов, экономистов, социологов, политиков, менеджеров, бизнесменов. При этом результаты самых разнообразных социологических исследований широко используются не только, так сказать, в конструктивных целях, например для обоснования тех или иных социальных, экономических, политических или относящихся к сфере бизнеса проектов. Нередко на результаты социологических исследований ссылаются (чаще всего в ходе политических дискуссий) как на один из самых весомых аргументов в критике оппонентов, в стремлении убедить массовое сознание в преимуществах одних взглядов, идей, методов деятельности и т.д., и породить в нем сомнение или даже полное неприятие позиций критикуемой стороны. Иными словами, наше общество все больше привыкает к тому, что социологические исследования становятся обязательной составляющей в решении тех или иных ответственных задач не только общегосударственного, но и локального масштаба.

В то же время, современная история проведения социологических исследований в Украине и на постсоветском пространстве дает немало казусов, которые разрушают веру в способности социологов дать вразумительные и надежные ответы на вопросы тех, кто занят социальной практикой. И, может быть, наиболее показательными здесь являются «проколы», допущенные социологами при проведении избирательных кампаний. Дело в том, что именно результаты выборов обеспечивают самую оперативную проверку тех выводов и прогнозов, которые еще вчера делали различные социологические службы. Причем результаты такой проверки совсем не обязательно подтверждают выводы и прогнозы одних социологических служб и опровергают выводы и прогнозы других. Случается, что все или почти все они оказываются равноудаленными от истины. Характерный пример тому дают прогнозы российских социологических служб во время выборов в Федеральное собрание в декабре 1993 г., а также украинских социологов во время президентских выборов 2004 г.

Так что же тогда представляют собой социологические исследования? Не являются ли они очередной данью моде, которую сегодня переживает общественное сознание? Можно ли полагаться на них как на надежный источник информации о состоянии общества и отдельных его структур? Способны ли они выступать в качестве эффективного инструмента познания и изменения действительности или в этом отношении они мало чем отличаются от предсказаний обильно расплодившихся гадалок, астрологов, ясновидящих и прочих прорицателей?

На наш взгляд, простого ответа на эти вопросы не существует. И чтобы хоть сколько ни будь приблизиться к истине, нам потребуется достаточно основательное знакомство со сложившейся теорией и практикой проведения социологических исследований. Только на этом пути можно получить развернутое представление не только о возможностях, но и об ограничениях, присущих этим исследованиям.

Вместе с тем, предваряя этот углубленный экскурс, хотелось бы вкратце обозначить наше видение обозначенных выше проблем. Это необходимо, чтобы стала понятной как суть излагаемого материала, так общая логика его изложения.

Прежде всего, следует отметить, что мировая практика проведения социологических исследований позволяет говорить об их достаточно обширных возможностях для получения надежной социальной информации. Это касается отражения в результатах таких исследований состояния социальных явлений и процессов, определения ведущих тенденций их развития и прогнозирования социальных ситуаций, выявления воздействующих на них факторов, поиска оптимальных путей их совершенствования, осуществления эффективного социального контроля и т.д. Таким образом, использование социологических исследований, в принципе, способно оказывать большую практическую помощь в решении различных социальных проблем, возникающих как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельных предприятий и организаций.

Однако ощутимую помощь в решении тех или иных проблем могут оказать не любые социологические исследования, а только те, подготовка и проведение которых в полной мере соответствовало научным требованиям, накопленным прикладной социологией. И здесь необходимо упомянуть о двух обстоятельствах, способных оказать негативное влияние на качество социологических исследований.

Во-первых, развитие рыночных отношений в Украине привело к появлению рынка исследовательских услуг, которые проводятся по заказу испытывающих в них потребность лиц и организаций. Соответственно, возникло и достаточно большое количество исследовательских фирм, предлагающих свои услуги по проведению социологических и маркетинговых исследований. При этом уровень квалификации специалистов таких фирм не всегда соответствует сложности тех исследовательских задач, за решение которые они готовы браться. Конечно, рынок постепенно отфильтровывает наиболее подготовленные для такой работы фирмы. И, тем не менее, определенное влияние на общее качество социологических услуг это не моет не оказывать.

Во-вторых, коммерческий спрос на проведение социологических исследований по разнообразной проблематике в целом, видимо, позитивно отразился на росте их количества. Однако он далеко не всегда благотворно сказывался на их качестве. Дело в том, качество получаемой социологом информации стало в значительной мере определяться финансовыми возможностями заказчиков, их умением адекватно сформулировать суть информационного запроса, развитостью их представлений о сложности прикладных исследований, о приемлемых сроках выполнения проектов, а также многими другими, связанными с вышесказанным, факторами: кто платит деньги, как известно, тот и заказывает музыку. В результате стремление отдельных заказчиков быстро и за дешево получить результаты прикладного исследования с неизбежностью влекло за собой снижение качества собранной социологом информации. Разумеется, что в первую очередь от этого проигрывал не очень подготовленный или очень скупой заказчик. В стратегическом же плане сохранение подобной ситуации является проигрышным как для заказчика, так и для фирмы, оказывающей услуги на рынке социологических исследований.

Изложенные выше соображения побудили нас подготовить курс своеобразного ликбеза для заказчиков социологических или маркетинговых исследований. Его цель состоит в том, чтобы помочь им в получении разнообразных сведений, позволяющих составить достаточно четкую картину того, что собой представляет подобное исследование, как оно готовится и проводится, с какими «подводными камнями» оно может столкнуться и как правильно их обойти, что обеспечивает надежность результатов прикладного исследования и т.д. В совокупности эти сведения помогут заказчику организовать грамотное и эффективное взаимодействие с исследователем на всех этапах подготовки и проведения исследования, а также глубже осмыслить полученные в нем результаты.

Ниже приводится подборка материалов, сгруппированных по тем ключевым проблемам, по которым взаимодействие заказчика и исполнителя социологического или маркетингового исследования является наиболее желательным. При подготовке этих материалов нами были использованы работы ведущих отечественных и зарубежных социологов по рассматриваемой проблематике, а также наши собственные наработки.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социологические и маркетинговые исследования iconСовременные маркетинговые исследования
Темой данной реферативной работы является «Современные маркетинговые исследования»

Социологические и маркетинговые исследования iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы «Маркетинговые...
Цель выполнения курсовой работы – адаптация теоретических знаний по предмету «Маркетинговые исследования» к практическим навыкам,...

Социологические и маркетинговые исследования icon2. Сущность маркетинговых исследований Маркетинговые исследования (marketing research)
Маркетинговые исследования (marketing research) – это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование...

Социологические и маркетинговые исследования iconПлан маркетингового исследования продаж ноутбуков Введение
Голубков Е. П., "Маркетинговые исследования: теория, практика и методология", Москва 1998 г

Социологические и маркетинговые исследования iconАнкетирование в системе маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Все маркетинговые в двух разрезах:...

Социологические и маркетинговые исследования iconЗадача Определить, чем являются маркетинговые исследования для производителя...
Расставить в правильной последовательности операции, составляющие процесс маркетингового исследования

Социологические и маркетинговые исследования iconКонтрольное задание для студентов-заочников киима по курсу “Маркетинговые исследования”
Цель маркетингового исследования состоит в выявлении возможностей фирмы занять конкурентные позиции на конкретном рынке или его сегменте...

Социологические и маркетинговые исследования iconКурсовая работапо дисциплине : «Основы маркетинга»На тему :«Маркетинговые исследования»

Социологические и маркетинговые исследования iconКурсовая работа По маркетингу на тему «Маркетинговые исследования услуг в сети Интернет»

Социологические и маркетинговые исследования iconСоциологические и психологические исследования
Невозможность социологических законов. Понятие общества; критика его с точки зрения индивидуалистического

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<