Контрольная работа по курсу «философия» Диалектика количественных и качественных изменений Диалектика количественных и качественных изменений План Введение.




Скачать 98.69 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по курсу «философия» Диалектика количественных и качественных изменений Диалектика количественных и качественных изменений План Введение.
Дата публикации22.03.2013
Размер98.69 Kb.
ТипКонтрольная работа
uchebilka.ru > Философия > Контрольная работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Диалектика количественных и качественных изменений

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ » Диалектика количественных и качественных изменений Диалектика количественных и качественных изменений План.1. Введение. Диалектика Гегеля2. Понятие Качества, Свойства и Состояния3. Понятие Количества и Меры4. Взаимный переход количественных и качественных изменений5. Заключение Список использованной литературы.1. Введение. Диалектика Гегеля Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложеннаянаиболее полно в «Науке логике». В этом произведении Гегель дал анализважнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстведиалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мыслиразвернутую систему диалектической логики. Диалектический метод встречался в философии и до Гегеля. Первоначальнотермин «Диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывалсяпреимущественно в целях совершенствования ораторского искусства.Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем,диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности(учение о развитии Гераклита, Зенона, Канта). Однако только Гегель придалдиалектике наиболее развитую совершенную форму. Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречиякак единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающихпротивоположностей. Противоречие понимается здесь как мотор, внутреннийимпульс развития духа вообще. Движение это восходит от абстрактного кконкретному, ко всему более полному, истинному результату. С помощью созданного им диалектического метода Гегель критическипереосмысливает все сферы современной ему культуры. На этом пути он всюдуоткрывает напряженную диалектику, процесс постоянного отрицания каждогопонятного, достигнутого состояния духа следующим, вызывающим в его недрахсостоянием в виде конкретного ему противоречия. Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания,как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что ондал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии исформулировал три основных закона диалектики – закон переходаколичественных изменений в качественные, закон взаимопроникновенияпротивоположностей и закон отрицания отрицания. Закон перехода количественных изменений в качественные описываетмеханизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорийкачества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступенибытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытиемвнутреннюю определенность. Количество определял как внешнюю для бытияопределенность. Непосредственное конкретное единство качества и количества,качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера –это не просто указатель на единство качества и количества в виде их связидруг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу.2. Понятие Качества, Свойства и Состояния Зададим себе вопрос: отличается ли вещь чем – либо от другой вещи илиничем не отличается? Если данная вещь для нас ничем не отличается от всякойдругой, то тогда невозможно говорить и о нашем познании этой вещи. Если мызнаем, что такое данная вещь, то, следовательно она есть для нас нечто, аесли нечто, то нечто определенное, а если нечто определенное, то, значит,определенная совокупность тех или иных свойств. Совокупность всех свойств вих целостности и есть качество. Ясно, что если мы не воспринимаем вещь какнечто целое, то мы не в состоянии отличить ее от другой вещи. Поэтому, еслимы действительно познаем нечто, то мы, следовательно, обладаем и знаниемкачества этого нечто, то есть определенности, выделенной выделенной изокружающего фона. Качество вещи есть указание на совокупность ее свойств,на ее состав и построение, а также на функциональное назначение как вовзаимодейситвии с другими вещами, так и с познающим субъектом. Инымисловами, качество вещи есть нечто существенное для ее познания, для еепрактического применения и изготовления. Оно есть то, что дает возможностьотличать одну вещь от другой, а следовательно, и отождествлять,противополагать, сравнивать, объединять, разъединять и вообщеконструировать вещи не только в бытии, на практике, но и в сознании. Путемоперирования категорией качества мы производим как бы накладывание одногообъекта на другой, что выступает средством отождествления какого – либообъекта с ним самим и дает возможность узнать, что данный объект естьименно это, а не что – либо другое. Качество объекта обнаруживается, таким образом, в совокупности егосвойств, которые как – то структурно упорядочены: оно есть как бы пучоксвойств. С гносеологической точки зрения свойство – первичное и далеенеразложимое образование, соотнесенное со столь же элементарнымпознавательным феноменом – ощущением, а в сложных случаях – с понятием,если оно недоступно ощущающей способности субъекта. Свойства познаютсячерез взаимодействие объектов друг с другом и с субъектом. Свойство, такимобразом, есть способ проявления определенной стороны объекта по отношению кдругим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Оно есть именното, посредством чего нечто проявляет для другого свое специфическое бытие. Свойства проявляются с разной степенью интенсивности, чтохарактеризует состояние системы. Состояние относится к устойчивомупроявлению данного свойства в его динамике. Своими свойствами объектобращен вовне, а состоянием – прежде всего внутрь себя. Свойства,состояния, функции и связи образуют качественные признаки объекта. Теперь на основе того, что такое свойство и состояние можно подойти кболее полному определению качества предмета. Качество представляет собойцелостную характеристику функционального единства существенных свойствобъекта, его внутренней и внешней определенности, относительнойустойчивости. Способ проявления качества данного предмета при его воздействии надругой предмет существенно зависит от качественного состояния последнего.Так, искра, упавшая на пороховой склад, неизмеримо более опасна, чем та жеискра, упавшая на сырую землю. Но способ проявления качества того или иногопредмета зависит также и от условий взаимодействия с другим предметом. Подвоздействием условий сами взаимодействующие предметы меняют своекачественное состояние. Свойства не только проявляются, но могут ивидоизменяться, и даже формироваться в своих отношениях. Всякое свойство или качество предмета, взаимодействующего с другимипредметами, выступает как относительное: по отношению к дереву стальтверда, а по отношению к алмазу – мягка. Любое качественное состояниеобъекта относительно. Под воздействием различных условий одно качественноесостояние может исчезать, но оно исчезает не иначе как превращаясь вдругое. Подобно тому как материя не сводится к совокупности своих свойств,так и никакой объект не растворяется в своих свойствах, но он есть ихноситель. Чем на более высоком высоком уровне организации материи находитсяобъект, тем большим числом качеств и свойств он обладает.3. Понятие Количества и Меры Каждая совокупность однородных предметов есть некоторое множество.Если оно конечно, то его можно сосчитать. Количественно сравниваться могути качественно однородные вещи, и качественно различные в каком – тоотношении, но сходные в иных отношениях: скажем по весу, твердости, а такжепутем деления объекта на части. Следовательно, то или другое количествоесть множество, если его можно сосчитать, и величина, если ее можноизмерить. Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношениепредметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество,класс, степень проявления того или иного свойства. Понятие числа, величины,фигуры и т.п. суть стороны или моменты категории количества. С целью установления количественной определенности предмета мысравниваем составляющие его элементы – пространственные размеры, скоростьизменения, степень развития – с определенным эталоном как единицей счета иизмерения. Чем сложнее явление, тем труднее подвергнуть его изучению спомощью количественных методов. Не случайно поэтому процесс познанияреального мира как исторически, так и логически совершается таким образом,что познание качества предшествует познанию количественных отношений.Познание количественной стороны системы есть ступень к углублению знаниявсей системы. Прежде чем считать, человек должен знать что он считает.Наука движется от общих качественных оценок и описаний явлений кустановлению точных количественных закономерностей. Основой количественного мышления является объективная дискретность,расчлененность вещей и процессов. Количество выражается числом, заключающимдва основных смысла: меру общности, однопорядковости элементов дискретностипри их сополагании друг другу и раздельности (реальной или мысленной)объекта, его свойств и отношений на однородные элементы, относительнонезависимые от его качества. Всякое число есть относительносамостоятельная, цельная собранность некоторого множества, или раздельноеединство количества. При этом количество нетождественно числу – одно и тоже количество как величина может выражаться в разных масштабах измерения, апоэтому и в разных числах. Число есть мысленная форма освоенияколичественной определенности объекта. Любое качество выражается в специфической для него системеколичественных характеристик. Известно, что количество и качество выступаюткак нечто раздельное лишь в абстракции, реально же они разныехарактеристики определенных реалий, существуют и тяготеют друг к другу,пребывая в нерасторжимом единстве, образующем их меру. Уже Августин утверждал, что мера – это количественная граница данногокачества, это то, больше чего или меньше чего оно не может быть. Категориямеры была была одной из основных для философов древности, о чем бы они нирассуждали. Идеей меры проникнута вся история философии со временантичности. Мера выступает как третий член, связующий качество и количество вединое целое. Например, атомы разных химических элементов только тем иотличаются друг от друга, что в их ядрах заключено разное количествопротонов. Достаточно изменить число протонов в ядре, как один элементпревратится в другой. Но мало сказать, что мера – единство качества и количества, а такжечто она – граница, в которой качество проявляется в своей определенности.Мера глубочайшим образом связана с сущностью, с законом, закономерностью.Мера – это зона в пределах которой данное качество модифицируется,варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств,сохраняя при этом свои существенные фарактеристики.4. Взаимный переход количественных и качественных изменений Путь развития в природе, обществе и сознании – отнюдь не прямая линия.Ее изгибы – это как бы узлы, завязывающие все новые и новые закономерности,«права» которых простираются от одного узла к другому: это «узловатая линиямер» (Гегель). Границы этих мер далеко не всегда четко фиксированы, а поройи условны. Процесс развития сочетает в себе единство непрерывного и прерывного.Непрерывные изменения, т.е. постепенные количественные изменения, инеразрывно связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данногокачества обозначаются понятием эволюция. Однако в более широком смысле этопонятие применяется для обозначения развития систем, имеющих глобальныйхарактер, например эволюция звезд, эволюция растительного и животногоцарств, а также самого человека. Непрерывность в развитии системы выражает ее относительнуюустойчивость, качественную определенность, а прерывность – ее переход вновое качество. Абсолютизация того или иного момента в развитии системы есть ошибкаметафизики, отрицающей саму возможность развития. Утверждение толькопрерывности ведет к нарушению связи, взаимодействия, а утверждениеобратного, то есть сплошной континуальности (непрерывности), исключаеткачественный переход. Системы развиваются ритмически и рождение чего тонового представляет собой процесс взаимопревращения количественных икачественных изменений. Основой этого процесса взаимопревращения выступаетпостепенное накопление количественных изменений в системе, а такжепостоянное качественное обновление ее структурных элементов. Существуетмногообразие количественных изменений. Это изменение и числа элементовобъекта, и объема информации, и скорости движения, и степени проявлениятого или иного качества и т.п. Любое из этих количественных изменений ведетк появлению нового качества. Появление нового качества – это, по существу, появление новогопредмета с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой заложенауже иная количественная определенность. При этом глубина качественныхизменений может быть различной: она может как ограничиваться уровнем даннойформы движения, так и выходить за его пределы. Процесс становления новогокачественного состояния противоречив: он есть единство уничтожения ивозникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Мера, выражающаяединство количества и качества как применительно к предметам, для которыххарактерно простое превращение в пределах данного уровня организациисистемы, так и границам перехода с одного уровня организации системы надругой, является как бы межевым знаком процесса развития. Процесс коренного изменения качества, надлом старого и рождение новогоесть скачок – линия, отделяющая одну меру от другой. Существуют разные типыскачков, определяемые и природой развивающейся системы, и условиями, вкоторых она развивается, т.е. внутренними и внешними факторами развития.Длительными во времени или постепенными скачками в развитии объективнойреальности являются, например, возникновение жизни на Земле, происхождениечеловека и его сознания, образование новых видов животных и растений,возникновение и смена общественно – экономических формаций. Наряду с этимимеют место и скачки, протекающие в быстром темпе и бурно, так сказать,скачки со взрывом, для которых характерны резко выраженные границыперехода, высокая интенсивность, целостность перестройки всей системы,подъем ее на другой сущностный уровень как бы разом. Примером такого родаскачка является то, что произошло во Вселенной в результате БольшогоВзрыва. Исходя из природы качества как системы свойств, различают скачкиединичные и общие. Единичные скачки связаны с появлением отдельных новыхсвойств, а общие – с преобразованием всей системы свойств, т.е. качества вцелом. Особым видом скачка является социальая революция. Специфика еезаключается прежде всего в том, что она осуществляется сознательно ицеленаправленно, воплощаясь в деятельности народных масс, социальных групп,классов, политических партий и их лидеров. Характер этой революции зависитот внутреннх и внешних условий развития социальной системы, от характера иостроты противоречий, напряжение которых делает невозможным существованиеобщественной системы в ее старом качестве.5. Заключение Выражая объективно существующие процессы развития в их определенномаспекте, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,описывая механизм саморазвития, имеет важный методологический смысл как втеории, так и на практике. Его действие обнаруживается не только в природе,в исследованиях природных объектов, но и в области общественной жизни,изменение которой происходит благодаря качественным изменениемсовокупностей жизненных факторов.Список использованной литературы.1. Невлева И.М. Философия. – М., 19982. Радугин А.А. Философия. – М., 19953. Спиркин А.Г. Основы философии. – М., 1988

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа по курсу «философия» Диалектика количественных и качественных изменений Диалектика количественных и качественных изменений План Введение. iconИ пути повышения наукометрических показателей
Эффективность научной деятельности может оцениваться с использованием как качественных, так и количественных показателей. В основе...

Контрольная работа по курсу «философия» Диалектика количественных и качественных изменений Диалектика количественных и качественных изменений План Введение. iconТермины, определения и сокращения
Выбор компании для проведения качественных и количественных исследований в 2013 г

Контрольная работа по курсу «философия» Диалектика количественных и качественных изменений Диалектика количественных и качественных изменений План Введение. iconУчетные измерители, которые применяются в бухгалтерском учете
Для отражения в учете хозяйственных процессов, осуществляемых на предприятии, их количественных и качественных характеристик применяют...

Контрольная работа по курсу «философия» Диалектика количественных и качественных изменений Диалектика количественных и качественных изменений План Введение. icon1. Понятие и сущность антикризисного управления 5
Однако этап формирования количественных условий должен уступить место этапу качественных преобразований, в частности, направленных...

Контрольная работа по курсу «философия» Диалектика количественных и качественных изменений Диалектика количественных и качественных изменений План Введение. icon1. Понятие и сущность антикризисного управления 6
Однако этап формирования количественных условий должен уступить место этапу качественных преобразований, в частности, направленных...

Контрольная работа по курсу «философия» Диалектика количественных и качественных изменений Диалектика количественных и качественных изменений План Введение. iconПолихроматические таблицы для исследования цветоощущения
Известно, что определение состоя­ния цветоразличительной функции и ее качественных и количественных сдвигов имеет важное значение...

Контрольная работа по курсу «философия» Диалектика количественных и качественных изменений Диалектика количественных и качественных изменений План Введение. icon1 июля 2003 года в Киеве состоялся круглый стол «Подготовка Украины...
Киеве состоялся круглый стол «Подготовка Украины к вступлению в нато: перспективы качественных изменений» (Центр им. А. Разумкова)...

Контрольная работа по курсу «философия» Диалектика количественных и качественных изменений Диалектика количественных и качественных изменений План Введение. iconИзмерение координат сигнала в средствах автоматической радиолакионной прокладки
Приведен сравнительный анализ качественных и количественных характеристик различных алгоритмов измерения координат с целью определения...

Контрольная работа по курсу «философия» Диалектика количественных и качественных изменений Диалектика количественных и качественных изменений План Введение. iconРеферат по дисциплине: «Философия» на тему: «Диалектика сознательного и бессознательного»

Контрольная работа по курсу «философия» Диалектика количественных и качественных изменений Диалектика количественных и качественных изменений План Введение. icon1. По каким характеристикам предъявляются требования к качеству питьевой воды
В определение степеней опасностей, для технической системы; определение вида сбросов твердых отходов, поступающих в среду обитания...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<