Скачать 4.91 Mb.
|
ББК 74.3я723 П44 Подласый И.П. П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 352 с. — (Коррекционная педагогика). 18ВК 5-691-00933-8. В учебном пособии рассмотрены причины возникновения отклонений поведения у детей, определены типичные признаки и особенности отклонений, представлены практические методики коррекции различных видов школьных и социальных аномалий. Студенты и учителя-практики найдут в пособии конкретные советы по организации и осуществлению коррекционного воспитания детей с неорганическими расстройствами, обучающимися в обычных школах. Пособие адресовано студентам средних специальных учебных заведений и педагогических колледжей, будет полезно учителям, методистам и родителям. ББК74.3я723 18ВМ 5-691-00933-8 Подласый И.П., 2002 «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002 Серийное оформление обложки. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002 ОГЛАВЛЕНИЕ К студентам.....................з Глава 1 ^ Жизнь, общество, школа, дети...................8 Задачи коррекционнои педагогики.................13 Из истории коррекционнои педагогики..............18 Понятие «норма» в воспитании..................22 Как изучать ребенка........................32 Комплексная диагностическая программа.............42 Глава 2 ^ Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения.......50 Гуманистическая основа воспитания................54 Общие методы коррекционнои работы...............65 Специальные методы педагогической коррекции..........80 Отношения между учителем и учениками.............91 Глава 3 ^ Эмоциональные состояния школьника.............. ЮО Коррекция тревожности..................... Ю7 Импульсивный ребенок ..................... цз Помощь депрессивным детям................... 121 Преодоление депривации и фрустрации.............. 127 Профилактика эмоциональных перегрузок............ 139 Глава 4 КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ..... 149 Причины и следствия аномального поведения........... 150 Классификация отклоняющегося поведения............ 155 Формы и уровни отклоняющегося поведения........... 165 «Кризис-7»: поведение учителя.................. 171 Проблемы адаптации детей к школе................ 178 Коррекция группового поведения................. 185 349 Глава 5 СОЦИАЛЬНО ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ..........191 Асоциальное поведение школьника................192 Выявление и коррекция нечестности...............203 Преодоление грубости и сквернословия..............209 Борьба с курением........................214 Профилактика алкоголизма и наркомании............217 Аффективные дети........................224 Дети из неполных семей.....................227 Глава 6 ПОМОЩЬ НЕУСПЕВАЮЩИМ ШКОЛЬНИКАМ......235 Почему они плохо учатся..................... 236 Какие бывают отстающие ученики................ 244 О школьной зрелости....................... 251 Коррекция неуспеваемости.................... 259 Помощь в обычном классе.................... 264 Инфантильные дети....................... 274 Глава 7 ^ Причины детской агрессивности................. 282 Агрессивное поведение педагогов................. 289 Диагностика агрессивного поведения............... 292 Ослабление агрессивности.................... 296 Глава 8 УЧИТЕЛЬ И СЕМЬЯ ШКОЛЬНИКА..........309 Труд и ответственность учителя.................. 310 Советы учителю......................... 320 Воспитание детей в семье..................... 329 Виды семейного воспитания................... 331 Содержание и методы...................... 333 Педагогическая поддержка семьи................. 337 ^ Подласый Иван Павлович К студентам Отклоняющееся поведение большинства детей — вызов нашего времени, разорвавший долгую тишину благополучия.. Писать книгу о детях с отклонениями в развитии и поведении нелегко, слишком много отрицательных эмоций ложится на душу. Нелегко и вам будет изучать эту проблему — за ней всегда трудные судьбы, искалеченные жизни. Но что делать, если число детей с отклонениями в поведении, тревожных, эмоционально неустойчивых, неуравновешенных и агрессивных растет. Каждый день школьные учителя озабочены вопросом, как поступать с детьми, поведение которых вышло из общепринятых норм. Картины школьного насилия нового века ужаснули людей во всем мире. Коллегия Министерства образования РФ (1997), рассмотрев проблемы школьной дезадаптации, воспитания детей с отклонениями в развитии и поведении, констатировала: — от 15 до 50 % здоровых детей испытывают различные трудности в школе; — 40 % детей подвергаются насилию в семьях и столько же — в школах; • — 95 % социально дезадаптированных детей имеют психические отклонения; — лишь 10 % детей, нуждающихся в психокоррекционной помощи, могут ее получить; — около миллиона детей школьного возраста в РФ оказались вне образовательной системы; возвратиться в нормальное русло и стать полноценными гражданами они смогут лишь после эффективной педагогической реабилитации. Всем нашим детям, каждому даже благополучному ребенку, не совершившего пока ничего предосудительного, нужна немедленная и квалифицированная педагогическая помощь. Не поможет ему врач. Он наблюдает больного, страдающего физически и душевно ребенка в специфических условиях больничной палаты. 3 Его приборы скажут о содержании гемоглобина в крови, температуре тела и подвижности нервных процессов. О состоянии души они ничего не скажут, равно как и об отношениях с людьми, поведении в этом сложном мире. Не поможет ребенку психолог. Своими тестами он распознает нарушения речи, внимания, памяти или мышления. И в его наблюдениях ребенок будет вырван из своей среды, из нормальной жизни. Он нервничает и ошибается, снижая свои показатели. Об истинной сущности ребенка, мотивах его деятельности и поведения тесты ничего не скажут. Нет пока тестов для целостного, живого, деятельного в естественной ситуации ребенка. Увы, мало помогают ребенку и родители. Видели ли вы, как изменяется поведение ребенка в их присутствии? Ребенок на глазах демонстрирует двойные стандарты поведения. Семья вырабатывает свои правила поведения, создает свою атмосферу, рождает и воспитывает особые отношения. Ребенок здесь не такой, какой он в реальной жизни, вне дома, в окружении других людей. ^ видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях — в обыденных заботах, труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими. Только учитель видит, как трудится ребенок, как он думает и переживает, как ходит, стоит, бегает, дружит, как выражает свою внутреннюю позицию. Только учитель видит настоящего ребенка в реальных жизненных ситуациях. Он ближе всех стоит к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И следовательно, только учитель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суждение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий. Не всякий учитель сможет помочь ребенку, но только тот, кто хорошо овладел необходимыми знаниями специальной психологии, специальной педагогики, а также практическими навыками. Многим специалистам видится выход в необходимости дать педагогу второе специальное образование, чтобы он умел работать и с проблемными, исключительными детьми. Нельзя не согласиться и с тем, что не дети виноваты, а наша несовершенная и неоперативная образовательная система, которая неспособна помочь им преодолеть эти трудности. Как подтверждает практика, школа по причине недостаточной педагогической грамотности учителей зачастую не только не может помочь ребенку выйти из тупика тревожного, эмоционально неустойчивого состояния, но- иногда даже усугубляет его душевный дискомфорт, подталкивает его к отклоняющему- 4 ся поведению. Да и сам характер школьных отношений в том виде, в каком они имеют место, содержит целый набор факторов, способных вызвать, развить и углубить девиантное поведение. Уже на студенческой скамье будущий педагог должен усвоить, что главная ценность школы — дети, их жизнь. Ребенок не средство, а цель воспитания, поэтому не ребенка следует приспосабливать к школе, а наоборот — школа, учителя будут приспосабливаться к нему, чтобы, не ломая природу ребенка, поднимать его на максимально доступный для него уровень. Сегодня остро стоит проблема развития особой педагогики — педагогики помощи, защиты детей, так называемая коррекционная педагогика, наука педагогической заботы и доброты, которая раскрывает общие и конкретные зависимости между причинами возникновения отклоняющегося поведения, его следствиями, способами преодоления. Она объясняет, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений. Учебное пособие поможет вам, будущим учителям, научиться распознавать проявления действительно отклоняющегося поведения ребенка, чтобы не ругать его за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, чего ребенок не в состоянии выполнить. Опираясь на коррекционную педагогику, вы будете осуществлять по-настоящему индивидуальный подход к каждому ученику, сможете реализовать на практике гуманное личностно-ориентиро-ванное воспитание. В пособие вы найдете основные теоретические положения, необходимые для понимания сущности, содержания, организации многотрудного процесса помощи детям. Главное внимание в нем уделено практическим вопросам коррекционного воспитания в обычном школьном классе. Каждая глава завершается вопросами для самопроверки, списком литературы для дополнительного изучения. Краткие выводы по каждой главе подытожены в опорных конспектах. Они служат основой для сознательного воспроизведения главных понятий и терминов, позволяют вам быстро вспоминать основные положения и структуру изученного материала, облегчают понимание сложных зависимостей, систематизируют и закрепляют их. Успеха вам! ГЛАВА 1 ^ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ Жизнь, общество, школа, дети Задачи коррекционной педагогики Из истории коррекционной педагогики Понятие «норма» в воспитании Как изучать ребенка Комплексная диагностическая программа ^ Жизнь ребенка не рай, а драма. Я. Корчак Современная жизнь, отношения между людьми характеризуются" повышенной напряженностью. Среди общих причин, ее породивших, выделяются экологические, техногенные, социальные, экономические, информационные, моральные, бытовые и др. Их сильное и одновременное воздействие приводит к: тому, что обычный человек чувствует себя незащищенным, испуганным, зависимым. Он не может ничего изменить, ни на что повлиять, ему приходится во всем подчиняться, ко всему приноравливаться. Жестокие вспышки насилия, бунты, терроризм, религиозная и межнациональная нетерпимость — закономерный результат распрямления туго сжатой пружины человеческой психики. Огромное влияние на состояние психики имеет экологическая напряженность, которая становится главным источником возникновения острых социальных проблем. Люди живут в загрязненных районах, у них рождаются больные дети, из-за стихийных бедствий многие покидают родные места. Войны, бандитизм и терроризм — это уже почти повседневная норма нашей жизни. Дети, испытавшие силу разрушительной стихии, побывавшие заложниками у террористов, вкусившие хлеба беженца, обездоленные и беспризорные, — они воспринимают мир совсем по-другому, смотрят на жизнь недетскими глазами. Долгая реабилитация и коррекция требуется для их возвращения к нормальной жизни. Рассмотрим факторы усиления напряженности: 1. ^ В переходный период оно значительно ухудшилось. И хотя непосредственной угрозы жизни людей нет, они испытывают дискомфорт, напрягают свою жизнь. В этом видятся и недостатки прошлого воспитания, не сумевшего сформировать у людей главное — разумные потребности, управление своими инстинктами. 2. ^ Мы грубо растоптали нсчный кодекс гуманизма, разрушили основы духовной жизни, нравственного здоровья. Рано или поздно людям придется возрождать забытые ценности — долг, грех, срам — без них не выжить и трудно рассчитывать на улучшение ситуации. 3. ^ Человек больше не чувствует удовольствия от жизни. Его дни проходят в повседневном ожидании худшего. Тревожность, обеспокоенность, нер-нозность стали обычными спутниками нашего существования. Частые и резкие колебания эмоциональных состояний создают реальную угрозу здоровью. 4. ^ Напряженность исчезает или суще-с гвенно снижается, когда люди объединены, защищают и поддерживают друг друга. Расслоение общества по многочисленным признакам ведет к обособленности социальных групп, их взаим-I юму отчуждению. 5. ^ Цели, которые ставят социальные институты, формирующие человека, не совпадают и плохо согласуются между собой. Школа, семья, средства массовой информации, органы власти, правосудия, политические и религиозные организации действуют разобщенно, вызывая сумятицу в умах, раздоры и противоречия. Давно известно: школа — зеркальное отражение общества. Все процессы и их последствия, как положительные, так и отрицательные, происходящие в общественной жизни, немедленно переносятся на школу, оседают и в ней закрепляются. Хорошо взрослым, хорошо детям. Любые неблагоприятные перемены в жизни взрослых больнее всего бьют по детям, по школам, где создают комплекс условий для возникновения и увеличения напряженности. Пока будет плохо в обществе, в семье, будет плохо и в школе. Не бывает, чтобы в замкнутой системе в одном месте было хорошо, а в другом нет. Вот почему общее «загрязнение» общества, человека, общий упадок нравственности, отражаются и на детей, создают бесчисленные проблемы. Общественная напряженность неизбежно порождает школьную. Она ощущается как состояние неуравновешенности, неопределенности, неустойчивости, незащищенности. Ей в одинаковой мере подвержены и учителя, и ученики. Если отношения между ними вместо стабильного и безопасного состояния балансируют на грани разрушения и неизвестно, куда повернут и повлекут их завтрашние события, — это и есть напряженность. 9 Неуютно в такой школе всем. Дети острее всех ощущают свою незащищенность, непрочность отношений, и только одному Богу известно, куда толкнут их переживания. Поведение школьников становится все более неуправляемым и непредсказуемым. Дети все остро чувствуют и переживают. Не понимая умом содержания и сложности проблем, они интуитивно ощущают общую атмосферу, реагируют на ситуацию так, как подсказывают им их чувства. Напрасно хотим мы видеть их другими. Дети, как это было и будет всегда, соответствуют сложившимся условиям жизни. Они, как принято говорить, отражение, продукт своей эпохи. Винить их в чем-то и неразумно, и негуманно. Как следствие, показатели психических расстройств и заболеваний в группе 7—15-летних школьников постоянно повышаются и в некоторых регионах достигли уже угрожающих величин. За последние 5 лет возросла смертность подростков от суицидов (самоубийств). Большинство подростков употребляют наркотические и токсико-соматические средства, алкоголь. Стремительно растет число детей с отклоняющимся поведением. Для многих это причина неудавшейся жизни, искалеченной судьбы. Отклоняющееся поведение — естественная защитная реакция ребенка в мире жестокости и безнравственности. В общем педагогическом смысле отклоняющееся поведение детей — это нарушение установленных норм, принятых правил поведения. Но не только видимыми и неблаговидными действиями оно характеризуется. Отклоняющееся поведение детей — это прежде всего нравственное отношение к жизни, ее стиль и стержень, переживание, моделирование, построение. На рост школьной напряженности сильно влияет ускорение темпа жизни. Стремление взрослых успеть, опередить в конкурентной борьбе за выживание жестоко калечит детскую жизнь. Непомерные нагрузки с раннего детства, конечно же, не способствуют плавному развитию. По данным профессора С.Р. Вершловского, проводившего социологическое обследование по заказу Министерства образования РФ, очень многие ученики испытывают серьезные психофизиологические нагрузки в школе, жалуются на различные физические недомогания: сонливое состояние, раздражительность, головные боли, боли в желудке, бессонницу. Учатся с интересом и стараются учиться как можно лучше лишь около 26 % детей. Ходят в школу только по необходимости — 30 %. Для многих учеников школа, по их выражению, — «мука», «казарма», «тюрьма». Более ста лет назад К.Д. Ушинский написал: «Ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесие в детском организме, 10 ни одно так не раздражает нервную систему детей, как наше русское». Теперь уже совершенно очевидно, что именно школьная напряженность есть главная причина возникновения всевозможных отклонений детского поведения. Появившиеся исследования (Б. Спок, 1990; А. Гармаев, 1999) связывают отношение ребенка к миру уже с его внутриутробным развитием. Это прежде всего запечатление зародышем душевных сил матери, ее морального состояния, которое проявляется в отношениях к отцу, собственным родителям, ко всем людям. Мама либо добра и приветлива, либо у нее уже нет сил терпеть, и тогда она срывается в досаду, обиду, раздражение, гнев. Все эти состояния запечатлеваются ребенком в неспособности любить, забо-I иться, терпеть. Естественно, что такие дети легко будут срываться в истерику, злобу. Едва задень — начинается плач, чуть потребуй — в ответ упрямство или гнев. У ребенка нет сил быть в добром расположении к людям. В возрасте 5—7 лет такие дети проявляют сильную неврастению, выставляют свое «я сам» и упорствуют в нем, часто капризничают, обижаются. Причин возникновения напряженности множество — от внутренних до внешних, от врожденных до приобретенных. И все они, скрытые и явные, действуют сообща. Всех детей с отклоняющимся развитием и поведением разделим на две большие группы: I) тех, у кого это отклонение вызвано болезнью и 2) тех, у кого оно вызвано приобретенными скверными привычками. Дети с органическими повреждениями (так называемые органики) — это больные, страдающие от разнообразных повреждений мозга и отягощенной наследственности. Их отклоняющееся поведение — следствие болезни. Таких детей лечат, обучают и воспитывают в специальных учреждениях, но спецшколы и специальные профессиональные училища уже не могут обеспечить потребности России в их воспитании. С легкой, иногда даже средней формой органических нарушений дети воспитываются в обычных школах, и тут их отклонения в развитии и уже заранее и жестко запрограммированы. Вторая, самая многочисленная группа учеников с отклоняющимся поведением — это здоровые, не имеющие органических повреждений, но испорченные дети, которые уже приобрели плохие привычки, и их поведение «выпадает» из рамок нормы. К сожалению, неорганические причины отклоняющегося поведения более опасны, так как усвоенные ими в детстве привычки негативного поведения являются причиной искалеченных судеб. Органические повреждения центральной нервной системы вызваны в основном физиологическими и физическими причинами: И патологией беременности матери, частыми болезнями, ушибами головы и др. Неорганические повреждения связаны с расстройствами души — нравственности, эмоций, характера. Каждый ребенок — центр, обнесенный концентрическими окружностями. Самый близкий к нему круг — родители, бабушки и дедушки, братья и сестры; второй круг — родственники и близкие люди; третий — класс, друзья во дворе и в школе; четвертый — школа, улица, микрорайон; пятый — поселок, деревня, город; шестой — страна; седьмой — все человечество. И каждый из них является источником напряженности и одновременно источником борьбы с нею. Эти круги генерируют настолько противоречивую информацию, оказывают такое взаимно противоположное давление, что взрослые теряются в этом поле так же легко, как и дети. Мы и раньше знали, что ребенок опутан многими сферами, но представляли себе их действие сплошь положительным. Но это не всегда так. В равной степени оно может быть и отрицательным. Вопрос в том — чего больше в каждый конкретный момент — напряженности или умиротворения. Если мы сумеем ответить на него, то скажем, каким вырастет ребенок. Ребенок постоянно находится в силовом поле, созданном противоположными, противонаправленными силами. Что делать? К какому берегу пристать? Трудно ему. Не получая поддержки, объяснений, любви и заботы, он часто совершенно случайно оказывается там, где ему никогда не хотелось быть, где он себя не мог представить. Но шаг сделан, и возврата нет. Своими неокрепшими силами ребенок неспособен разорвать опутавшую против его воли паутину дурного. Механизм распространения всего дурного в школе известен — это заражение. Это как грипп: один чихнул, десять заболели. Точно так же распространяются в классах вредоносные вирусы курения, сквернословия, хулиганства, неуважения к старшим и др. Когда-то с этим боролись: чтобы предотвратить опасное распространение вредоносных действий, от зачинщиков тут же избавлялись. Теперь мы не можем и не должны так поступать. Подведем краткий итог. Повышенная напряженность общественной и школьной жизни является общей причиной не- : эавильного течения воспитания, сбоев и отклонений в пове-1 ении школьников, возникновения многочисленных и ильных препятствий на пути становления личности, низкой | ффективности педагогического влияния. 12 |
![]() | Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб для студ высш учеб, заведений. — М.: Гуманит изд центр владос,... | ![]() | ... |
![]() | Пзо методика преподавания гимнастики в школе: Учеб для студ высш учеб заведений. — М.: Гуманит изд центр владос, 2000. — 448 с | ![]() | М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 544 с |
![]() | Б 74 Психология творческих способностей: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320... | ![]() | Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.... |
![]() | С50 \ Физиология физического воспитания и спорта: Учеб для студ сред, и высш учебных заведений. — М.: Изд-во владос-пресс, 2002.—... | ![]() | Н84 Психология труда: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.... |
![]() | Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы Пер.: Воронин В. В. М.: Прогресс, 1972. 392 c | ![]() | Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений |