Скачать 60.16 Kb.
|
Задания по дисциплине «Ораторское искусство» для студентов дневной и заочной формы обучения Задание 1. Прочитать и сделать контент-анализ следующих работ: 1.Кони А.Ф. «Советы лекторам». 2.Кони А.Ф. «Нравственные начала в уголовном процессе». 3.Поварнин С.И. «Спор. О теории и практике спора». 4.Пороховщиков П.С. «Искусство спора на суде». Данные работы есть в электронной библиотеке института. Задание 2. Прочитать обвинительную и защитительную речь выдающегося юриста-оратора. Выяснить их особенности и структуру. Задание 3. Познакомьтесь с характеристиками индивидуальных речевых типов, предложенными С.Ф. Ивановой в книге «Специфика публичной речи» (М., 1978). Постарайтесь определить свой речевой тип и выяснить, какой речевой тип необходим для профессиональной деятельности юриста, что вам необходимо для совершенствования речевых способностей. ^ . К этой группе относятся люди, эмоциональная сфера которых часто остается скрытой от постороннего взгляда, хотя их сдержанность вовсе не означает отсутствия эмоциональности. Они больше склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенной план как бы «сидит у них внутри», и, как правило, ораторы такого типа во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как бы свою речь делать более яркой, эмоциональной и какие подобрать примеры, иллюстрирующие и аргументирующие основную мысль, чтобы заинтересовать аудиторию. Наблюдения показывают, что чаще всего «логиками» бывают люди сангвинического темперамента. (Сангвиник - человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями). ^ . Люди этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами и каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». Ораторы этого типа, если не запасутся строгим планом, учитывающим жесткие временные рамки, могут «занестись», потерять мысль и в результате свести на нет эффект своей блистательной речи — остается впечатление эмоциональной болтовни. План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдаемся совпадение эмоционального типа оратора с холерическим темпераментом. (Холерик- человек очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями). ^ . Люди, относящиеся к этой группе, труднее всего поддаются описанию, так как бывают более или менее эмоциональны, более или менее склонны к анализу. Иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскапывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Всех их объединяет, несмотря на частные индивидуальные различия, одна общая черта — стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. И все же следует подчеркнуть, что в речи индивидуальность «философов» наименее резко выражена, так как в людях этого типа с разной мерой преобладания проявляются и способность к анализу, и внутренняя эмоциональность, и даже лиризм. Чаще всего эту группу составляют люди флегматического темперамента. (Флегматик-человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний). ^ . Натуры художественные мыслят чаще образами, чем логическими категориями, хотя это вовсе не означает, что логика в их рассуждениях отсутствует. Глубокая эмоциональность, своеобразный лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - вот черты, характерные для людей этого типа, хотя в частных проявлениях ораторы этого рода могут довольно сильно отличаться друг от друга. Чаще всего этот тип имеет в своей основе характер меланхолический, утонченный. (Меланхолик — человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легкоранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи). Задание 4. Используйте схему «Композиционное построение речи» для подготовки сообщения. Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действительны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?
Задание 4. Прочитайте каждую скороговорку вслух по пять-шесть раз, сначала в медленном темпе, затем убыстряя его. Следите за дикцией, произношением в соответствии с орфоэпическими нормами.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
приговаривая: «Рубитесь, дрова, пока мокра трава, пока мокра трава, рубитесь дрова |
![]() | На 4 курсе в 7 семестре студенты заочной формы обучения сдают экзамен по дисциплине «Социология» | ![]() | Вебер М. Политика как призвание и профессия. См в кн.: Вебер М. Избранные произведения. М.,1990. – С. 689-706 |
![]() | Вебер М. Политика как призвание и профессия. См в кн.: Вебер М. Избранные произведения. М.,1990. – С. 689-706 | ![]() | Вебер М. Политика как призвание и профессия. См в кн.: Вебер М. Избранные произведения. М.,1990. – С. 689-706 |
![]() | На 4 курсе в 7 семестре студенты заочной формы обучения сдают экзамен по дисциплине «Социология» | ![]() | Тематика курсовых работ предназначены для студентов дневной и заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономика предприятия»,... |
![]() | Для получения допуска к экзамену по социологии необходимо выполнить следующие задания | ![]() | Для получения допуска к экзамену по социологии необходимо выполнить следующие задания |
![]() | Менеджмента для студентов дневной и заочной формы обучения с 10. 12. 2011 по 31. 01. 2012 | ![]() | Методические указания и индивидуальные задания по дисциплине “Английский язык” для студентов I курса всех специальностей заочной... |