Реферат На тему: “Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева”




Скачать 185.67 Kb.
НазваниеРеферат На тему: “Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева”
Дата публикации01.04.2014
Размер185.67 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Философия > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Соловьев

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ РЕФЕРАТ На тему: “Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева” Выполнил: Протвино 1999 В жилах Владимира Соловьева текла чистая славянская кровь. С отцовскойстороны он принадлежал к духовному сословию, предки его вышли извеликорусского крестьянства. Со стороны матери он был потомок украинскойфамилии, с примесью польской крови. Его дед Михаил Васильевич Соловьевбыл протоиреем и законоучителем при Московском коммерческом училище. Этобыл просвещенный человек, вкусивший латинской школы, процветавшей у насв начале 19 века. Но главным украшением отца Михаила было его чистоесердце. Он был очень весел и ласков с детьми, для развлечения онразыгрывал из себя медведя. Когда Владимир Соловьев был восьмилетниммальчиком, дедушка привел его в алтарь, поставил на колени околопрестола, горячо молился и посвятил внука на служение Богу. МихаилВасильевич всю жизнь прожил при Московском коммерческом училище и в 1960году перевелся на священническое место при церкви Покрова в Левшине. Тамон очень тосковал о Коммерческом училище. Иногда его заставали во дворе,грустно смотрящим по направлению к Остоженке. Как известно, старым людямопасно подыматься с насиженного места. Михаил Васильевич прослужил упокрова недолго и скончался 30 октября 1861 года, когда Владимиру быловосемь лет. Бабушка Владимира коренным образом отличалась от МихаилаВасильевича. Ее звали Елена Ивановна, урожденная Шатрова, происходившаяиз чиновничьей семьи. У нее был острый насмешливый ум и большаяпрактичность. Кроткого Михаила Васильевича она держала в руках, а послеего смерти переехала к сыну-историку, которого она очень уважала и даженесколько побаивалась. Она была крестной матерью маленького Владимира,очень его любила и спала с ним в одной комнате. Елена Ивановнанедолюбливала духовенство и, как выражался ее сын, “представляла в семьеначало научного прогресса”. Дед по материнской линии, крестный отецВладимир Павлович Романов был в молодости знаком с Бестужевым иРылеевым, замешан в заговоре декабристов и девять месяцев высидел вПетропавловской крепости; по суду был разжалован в низшие чины, но потомвыслужился (в Черноморском флоте), плавал вокруг света, участвовал вКрымской войне и умер контр-адмиралом. Владимир Соловьев был назван вчесть своего деда и был его крестником. Бабушка Владимира Сергеевича поматери была Екатерина Федоровна Бржесская. Бржесские были обрусевшиеполяки, помещики Харьковской и Херсонской губерний. С Бржесскими былсмолоду знаком Фет, знал он и Екатерину Федоровну. Отца Владимира звали Сергей Михайлович Соловьев. По профессии он былисториком. Ему было 32 с половиной года, когда у него родился второй сынВладимир. Он уже был ординарным профессором и выпустил несколько томов“Истории России”. Влияние отца на Владимира Соловьева было большое. Вообще,Сергей Михайлович был обожаем детьми. И у Владимира, и у Михаила до концажизни сохранилось к отцу благоговейно-нежное отношение. Оно несомненнооказало влияние на все развитие миросозерцания Владимира Соловьева, вкотором роль играет идея “отечества”, “вселенского отца”. Отец был длядетей воплощением высшей справедливости. Сергей Михайлович был довольноредким, но типичным для России человеком, сочетавшим глубокую веру сострастью к науке и цивилизации. И этим, и самостоятельным и независимымхарактером он очень напоминает Ломоносова. Он не терпел двух вещей:юродства и хитрости, считая и то, и другое признаком духовной слабости. Заюродство он презирал Суворова. Считая основой жизни деятельность и борьбу,он питал отвращение к Востоку и был убежденным европейцем. Замужество за таким большим и все давящим вокруг себя человеком, какимбыл Сергей Михайлович, совершенно заглушило индивидуальную жизнь его женыПоликсены Владимировны. Она буквально была раздавлена его двенадцатьюдетьми и двадцатью восемью томами истории. “ Историю России ” своего мужаПоликсена Владимировна читала и перечитывала всю свою жизнь, факты и лицарусской истории были ей чем-то родным и близким. В общем то это былакроткая, любящая и самоотверженная женщина, таившая в себе многонеразвившихся задатков. Владимир Соловьев родился в Москве 16 января 1853 года в день поклоненияверигам святого апостола Петра. Подобно отцу он родился недоноском. ” Ясемимесячный недоносок и при рождении не был в силах кричать, а толькобеззвучно разевал рот, подобно новорожденным воробьям”. В августе 1864 года Владимир Соловьев поступил в третий класс Московской1-й гимназии; ему было тогда 11 лет 7 месяцев. Гимназия находилась уПречистенских ворот , на Волхонке. Параллельные классы 1-й гимназии ,помещавшиеся в том же здании , через год образовали 5-ю гимназию.Директором обеих гимназий до 1870 года оставался М. А. Малиновский.Принятый учеником 1-й гимназии, Владимир Соловьев далее числился и окончилкурс учеником 5-й гимназии. Владимир учился успешно и имел 5 по всемнаукам, кроме физико-математических. И только в выпускном аттестате имеется5 по всем предметам. В общем он окончил гимназию с золотой медалью. Кстати,юному Владимиру часто снились вещие сны и являлись видения. Один изкраеугольных камней мировоззрения Соловьева - София являлась ему трижды. Втринадцать лет Владимир Соловьев пережил религиозный кризис. В результате внем верх одержал нигилизм. Выбросив в сад иконы, Соловьев выбирает наматериалистическую точку зрения. Его идеалами стали социализм и коммунизм.Однако, позже Соловьев осознал несостоятельность как коммунизма -"упрощенной философии", так и всего материализма в целом, какодносторонней системы. Только изучив Шеллинга и Гегеля, он создаетсобственную философскую систему. Осенью 1869 года Соловьев поступает в Московский университет на историко-филологический факультет. Он поступил в университет в 16 лет. Главным егоинтересом была, конечно, философия, читавшаяся на филологическом факультетеП. Д. Юркевичем. Но в первый же год он перебирается на физико-математический факультет. Очевидно, всю жизнь присущий ему интерес кнатурфилософии побудил его серьезно заняться естествознанием. В 1872 годувышел из физико-математического факультета и поступил вольным слушателем наисторико-филологический факультет того же университета. Проучился он вуниверситете 4 года. В 1873г. заканчивает обучение. Вообще связь Соловьевас университетом была очень слаба. Поступив впоследствии вольным слушателемв Духовную академию он пишет:” Академия во всяком случае не представляеттакой абсолютной пустоты, как университет”. В ноябре 1874г. он защищаетдиссертацию на тему: "Кризис западной философии (против позитивистов)",которая ярко свидетельствует как о необычайной силе его философскогомышления, так и о простоте и ясности выражения, о логическойубедительности. Кстати, эта диссертация была его первой значительнойработой. В 1880 году в Петербургском университете Соловьев защитилдиссертацию и получил степень доктора философских наук. После защитыдиссертации Владимир Соловьев получает должность доцента на кафедрефилософии Московского университета, затем на год уезжает в Британию, гдеработает в Британском музее. Вернувшись в Россию, он переводится вПетербургский университет. После прочтения лекции, в которой онпризывал императора Александра III помиловать первомартовцев, ВладимируСоловьеву запрещают чтение публичных лекций. Вскоре он сам уходит изуниверситета. Основным делом жизни Соловьева, стало создание христианскойправославной философии, которая раскрывала бы жизненную силу, богатствохристианства. Стремление к познанию действительности является характерной чертойрусской философской мысли. Эта черта также характерна для философииСоловьева. Свое учение он разрабатывал как альтернативу "отвлеченной"философии, под которой понимал умозрительный рационализм. Кризис всейзападно-европейской философии он видел в том, что она не выходит за рамкитеории, не выражает собой прямой связи человека с универсальнойцелостностью мира. Цельное знаниеСоловьев рассматривал как органический синтез науки, умозрительнойфилософии и религиозной веры. Вера есть "высшая потребность всецелой иабсолютной жизни". Принято делить творческую жизнь Владимира Сергеевича на три периода: впервый период интересы Соловьева сосредоточиваются в основном в областитеософии, во второй - в области теократии, и в третий - в области теургии.На первом этапе, он надеялся, что осуществление мудрости в мире может бытьдостигнуто через познание Бога и его отношения к миру. На втором этапеВладимир Соловьев обращает свой взор в сторону государства, осуществляющегохристианские идеи, что гарантировало бы, как он считает, справедливость вовсех отношениях. И на третьем этапе Соловьев всецело занят теургией, т.е.мистическим искусством, создающем новую жизнь, согласно божественнойистине. Природа человека в его учении предстает в трех основных формахсвоего бытия: в форме мышления, чувства и деятельной воли. Эти три формыбытия составляют три "начала" общечеловеческой жизни с соответствующими имидеалами и предметами познания. Мышление имеет своим предметом объективнуюистину, чувство - объективную красоту, воля - объективное благо. Всоответствии с этими “началами”общечеловеческой жизни выделяются и три сферы человеческого бытия:творчество, знание и деятельность. Творчество выражается как техническоеили изящное художество, мистика; знание - как положительная наука,отвлеченная философия; практическая деятельность на материальном уровнепредстает как экономическое общество, на формальном уровне - какполитическое общество (государство), на абсолютном уровне - как духовноеобщество (церковь). Вот как Владимир Сергеевич описывает процесс восхождения мира к Богу. Нанизшей ступени этого процесса - эволюции природы - создаютсяпредварительные ступени и условия единства мира. Таких ступеней пять: “царство минеральное, царство растительное, царство животное, царствочеловеческое и Царство Божие”. Эти ступени представляют собой ряд наиболеетвердо определенных и характерных повышений бытия с точки зрениянравственно смысла. Процесс же духовного роста человечества описывается имтак: “ ...природное человечество посредством своей деятельностисовершенствует свою жизнь и на определенном этапе возвышается до идеибезусловного совершенства. Человечество духовное или от Бога рожденное нетолько понимает умом, но принимает сердцем и делом это безусловноесовершенство как действительное начало всего того, что должно быть вовсем, и стремится осуществить его до конца или воплотить в жизни всегомира”. И далее, ” для того чтобы достигнуть своей высшей цели или проявитьсвое безусловное значение, существо прежде всего должно быть, затем ондолжно быть живым, потом - быть сознательным, далее - быть разумным и,наконец, - быть совершенным.” Эта теория заключает в себе все достиженияестествознания, объясняя их и давая ясную перспективу их исследования. Всясистема Владимира Соловьева – это собрание всех направлений философскоймысли, объединение их на новом, более высоком уровне. В системе всеединства вся история человечества представляется каквосхождение человека к Богу, или как процесс богочеловечества. На этихоснованиях строится этика Соловьева, его учения о Добре, как некойидеальной сущности. Пафос философии Соловьева - борьба за духовность вчеловеке, за высшие идеалы личности и общества. Преодолев Религиозный кризис юношеских лет, Соловьев приходит квыводу, что человечество может духовно возродиться лишь благодаря истине воХристе. В письме к Е.В. Романовой он пишет: “Предстоит задача: ввести вечное содержание христианства в новую,соответствующую форму... Представь себе, что некоторая, хотя бы небольшаячасть человечества вполне серьезно, с сознательным и сильным убеждениембудет исполнять в действительности учение о безусловной любви исамопожертвовании,- долго ли устоят неправда и зло в мире! Но допрактического осуществления христианства в жизни еще далеко. Теперь нужноеще сильно поработать над теоретической стороной, над богословнымвероучением. Это мое настоящее дело.” Личность человека у Соловьева на первом плане. Владимир Соловьев даетцелую теорию семьи, где личность хоть и на первом плане, но находится всогласии с другим рядом личностей. Половая любовь вполне оправдана, но онане довлеет. Деторождение - благо, но не единственное. У Соловьева личностьесть полнота, но для завершения этой полноты она нуждается в обществе.Общество есть полнота, но завершение этой полноты не просто в обществе,а во всем историческом процессе, т.е. в человечестве. Экономическая иполитическая жизнь, государство и право - это неотъемлемые моментыстремления человечества к правде и добру. Но, как считает ВладимирСоловьев, и самая общая нравственная организация должна быть религиозной изавершаться во вселенской церкви. Говоря о красоте в природе, Владимир Соловьев утверждает, что она “неесть выражение всякого содержания, а лишь содержание идеального, что онаесть воплощение идеи. Определение красоты как идеи устраняет тот взгляд,по которому красота может выражать всякое содержание, а словом“воплощенная” исправляет и тот взгляд, который хотя и требует для нееидеального содержания, но находит в красоте не действительноеосуществление, а только видимость или призрак идеи. В этом последнемвоззрении прекрасное - как бы субьективный психологический факт, то естьощущение красоты, ее явление или сияние в нашем духе, заслоняет собой саму красоту как обьективную форму вещей в природе. Поистине же красота естьидея действительно осуществляемая, воплощаемая в мире преждечеловеческого духа, и это ее воплощение не менее реально и гораздо болеезначительно (в космогоническом смысле) нежели те материальные стихии, вкоторых она воплощается...” О воплощенной идее Владимир Соловьев говорит,что она - лучшая половина нашего реального мира, ”именно та его половина,которая не только существует, но и заслуживает существования. Идеей вообщемы называем то, что само по себе достойно быть. Таким образом в красоте,как в одной из определенных фаз триединой идеи, необходимо различать общуюидеальную сущность и специально - эстетическую форму. Только эта последняяотличает красоту от добра и истины, тогда как идеальная сущность у ниходна и та же - достойное бытие, или положительное всеединство, простор частного бытия в единствевсеобщего. Этого мы желаем как высшего блага, это мы мыслим как истину иэто же ощущаем как красоту; но для того, чтобы мы могли ощущать идею,нужно, чтобы она была воплощена в материальной действительности.Законченностью этого воплощения и определяется красота как таковая в своемспецифическом признаке”. При чтении Соловьева необходимо взять во внимание нравственно -религиозное направление его творчества. Его отношение к любой проблемепрежде всего трактуется с этой позиции. Вот что он говорит о науке: “Наукаобьясняет существующее. Данная действительность еще не есть истина.Исходный пункт науки: истина есть, но не есть “это”. Ум не удовлетворяетсядействительностью, находя ее неясною, и ищет того, что не дано, чтобыобьяснить то, что дано. Ум считает наличный мир неверною, неразборчивойкопией того, что должно быть.Наука постоянно восстановляет подлинный вид вещей, когда обьясняет их.Обьяснение действительности есть исправление действительности, причем ум недовольствуется легкими поправками, а требует исправлений радикальных,всегда перехватывая за то, что просто есть, за факт. Факт, как таковой,есть для ума нечто грубое, и примириться с ним он не может. Чтобы умпризнал факт ясным, прозрачным, нужно коренное его изменение; нужно, чтобыон перестал быть только фактом, а сделался истиной”. В соответствии свзглядами Владимира Соловьева, деятельность человеческого ума определяется,во-первых, фактическим бытием как данным и, во-вторых, истиною, какпредметом и целью ума. Без данного и искомого, без факта и идеи истинынемыслима деятельность ума. Далее он говорит: “...Если бы ум владелполнотою истины, для человека не было бы иного состояния, кромеабсолютного покоя, блаженства. Настоящая же, человеческая деятельность умаобусловлена тем, что он, сначала обладая истиною как только субьективнойидеей, стремится обратить ее в обьективную”. Все-таки в философии ВладимираСоловьева много недостатков, хотя именно он создал русскую системуфилософии, оригинальную по своему характеру. Именно он заложил основырусской религиозной и философской мысли, которая до сих пор продолжаетразвиваться. Философию В.С.Соловьева нельзя рассматривать в отрыве от философскогонаследия. В его произведениях сливаются воедино специфические черты идревнегреческой, и классической немецкой школ, и русского богословия. Норазвиваясь на новом основании, эти идеи зачастую получают и новоезвучание: “Истинному бытию, или всеединой идее, противопоставляется внашем мире вещественное бытие - то самое, что подавляет своимбессмысленным упорством нашу любовь и не дает осуществиться ее смыслу.Главное свойсво этого вещественного бытия - двойная непроницаемость: 1)непро ницаемость во времени, в силу которой всякий последующий моментбытия не сохраняет в себе предыдущий, а исключает или вытесняет его собоюиз существования, так что все новое в среде вещества происходит за счетпрежнего или в ущерб ему; 2) нерпоницаемость в пространстве, в силукоторой две части вещества (два тела) не могут занимать одного и того жеместа, то есть одной и той же части пространсва, вследствие чего вытесняютдруг друга. Таким образом, то, что лежит в основе нашего мира, естьбытие в состоянии распадения, раздробленное на исключающие друг другачасти и компоненты. Победить эту двойную непроницаемость тел и явлений,сделать внешнюю реальную среду сообразную внутреннему всеединству идеи -вот задача мирового процесса столь же простая в общем понятии, сколькосложная в конкретном осуществлении.” Мир "идей" Платона органически вписывается в логику всеединства уВладимира Соловьева: “...Уже и в природном мире идее принадлежит все, ноистинная ее сущность требует, чтобы не только ей принадлежало все, всев нее включалось или ей обнималось, но чтобы и она сама принадлежала всему,чтобы все, то есть все частные и индивидуальные существа, а следовательно,и каждое из них, действительно обладали идеальным всеединством, включалиего в себя. Совершенное всеединство по самому своему понятию, требует“полного равновесия, равноценности и равноправности между единым и всем,между целым и частями, между общим и единичным. Полнота идеи требует, чтобынаибольшее единство целого осуществлялось в наибольшей самостоятельности исвободе частных и единичных элементов - в них самих, через них и для них." Для пониманния того, как решается проблема истины у Владимира Соловьева,необходимо понять, какими философскими категориями он оперирует, на какиепредпосылки опирается. Для этого обратимся к работе А.Ф.Лосева. "...сустановившейся точки зрения совершенно нет никакой разницы между сущим ибытием. То, что понимает сам Владимир Соловьев под этими терминами,совершенно ясно и едва ли заслуживает какой-либо существенной критики....Сущее, по мысли Владимира Соловьева, выше всяких признаков и свойств,выше всяких предикатов и вообще выше всякой множественности....Классический образ мышления требовал равноправного существования такжеи для множественности, раздельной, понятной и далекой от превращения вабсолютно непознаваемый нуль, в абсолютное ничто. Вот это раздельное,доступное пониманию, структурное, относительное, обьединяемое в отдельныеотносительные единства, Владимир Соловьев называет бытием в отличие отсущего. Все дело заключается здесь в том, что должна же существоватькакая-нибудь вещь, если мы ей приписываем какие-нибудь признаки. Но еслиона действительно существует, то она выше своих признаков. По терминологииВладимира Соловьева, эту вещь и надо называть не просто суммой признаков,или бытием, но тем, что является носителем зтих признаков, а именносущим, которое в сравнении со всеми своими признаками есть ужесверхсущее. Отрицать такое ”сверхсущее” - значит, по Владимиру Соловьеву,просто отрицать существование вещей, а значит, и всего мира.” На вопрос, что есть истина, Владимир Соловьев дает следующий ответ: “Истина есть сущее, или то, что "есть"; но мы часто говорим "есть" обомногих вещах, но многие вещи сами по себе не могут быть истиной, потомучто если они различаются друг от друга, так что одна вещь не есть другая,то каждая в своем различии от другой не может быть истиной,...- онимогут быть только истинны, то есть поскольку все они причастны одному итому же, которое и есть истина. …Итак, сущее как истина не есть многое, аесть единое. Единое, как истина, не может иметь многого вне себя, то естьоно не может быть чисто отрицательным единством, а должно быть единствомположительным, то есть оно должно иметь многое не вне себе, а в себе, илибыть единством многого; а так как многое, содержимое единством, или многое в одном, есть все, то, следовательно, положительное, или истинное,единое есть сущее, содержащее в себе все, или существующее как единствовсего. Итак, истинно сущее, будучи единым, вместе с тем и тем самым естьи все, точнее, содержит в себе все, или истинно-сущее есть всеединое.”Таким образом, полное определение истины выражается в трех предикатах:сущее, единое, все. О Владимире Соловьеве как о философе можно рассказать многое, но обобщив,можно выделить несколько его особенностей. Во-первых необходимо отметитьего необычайную склонность к понятийной философии как в ее истории, таки в ее систематическом построении. Его дарования в этой области не толькоравнялись многим выдающимся европейским философам, но по силе этихдарований и по убедительности логики он превзошел многих из них. Во-вторых, понятийная философия у Владимира Соловьева всегда отличаласьострым историзмом, при котором ни одна теория не отбрасывалась без разбору,а, наоборот, всякое философское направление получало у него законное место, органически входя в общечеловеческий прогресс мысли и жизни. В-третьих,понятийная философия имела для Владимира Соловьева настолькосамостоятельное значение, что не нуждалась даже в авторитете веры, чтоотнюдь не означало для Соловьева, что разум исключал веру и откровение.Это значило лишь освобождение его от всяких авторитетов и предоставлениеего полной свободе, что приводило разум в конечном итоге к тому же самомумировоззрению, которого требовал авторитет веры. В идеале Соловьевпредставлял себе такую понятийную систему разума, которая вполнепараллельна вере и откровению, но создается собственными усилиями самогоразума. В-четвертых, вся теоретическая философия Владимира Соловьеваобладает удивительной особенностью. Она во многом совпадает с различнымифилософскими учениями, которыми изобилует человечество. Но при этомфилософское рассуждение в теоретических вопросах мысли развивается уСоловьева слишком искренне и убедительно, самостоятельно и тончайшимобразом критически, так что нет никакой возможности говорить о каких-нибудьпрямых заимствованиях у других мыслителей. Получается даже историческийпарадокс: Владимир Соловьев весьма близок ко многим философам, но онмыслит настолько самостоятельно, что как будто бы этих философов несуществовало или как будто бы он с ними не был знаком. Но острая критикаСоловьевым многих зарубежных философов свидетельствует о том, что он нетолько не был с ними знаком, но и умел находить у них такие особенности,которые были для них уничтожающими. Но критика всегда подается у него втонах вполне спокойного и даже созерцательного раздумья. В пятых, прибольшой любви к абстрактно-категориальным операциям, при такой, можносказать влюбленности в чистую мысль Владимир Соловьев вовсе не превратилсяв абстрактного систематика на всю жизнь, а, наоборот, оставался им лишь вранней молодости. Конечно, эти понятийные конструкции никогда неотбрасывались Соловьевым целиком и полностью. Но уже с начала 80-х годовего начинают волновать совсем другие вопросы, зачастую отнюдь нефилософские. Для самого Владимира Соловьева, даже еще не достигшеготридцатилетнего возраста, возникали совсем другие проблемы, которые вобщем виде мы можем назвать социально-историческими. Социально-исторические убеждения Соловьева довольно оригинальны. Их нельзя подвестини под какую социально-историческую систему. Некоторые исследователиутверждают, что Владимир Соловьев сначала был славянофилом, а потом сталзападником. Однако, уже в магистерской диссертации Соловьев считалнелепостью славянофильское убеждение базироваться только на вере иотрицать разум. Но эта же диссертация подвергла уничтожающей критике всесистемы разума, бывшие на Западе. Получается, что Владимир Соловьевсчитал и западных философов выразителями не истинной философии, аотвлеченных односторонностей, противоречащих истине. Но опять-таки вработе "Три силы" он представляет Россию как страну, в которойосуществляется истина, в противоположность бесчеловечному Востоку ибезбожному Западу. После чего он же дает уничтожающую критикувизантийско-московского православия. Среди философов вообще едва ли былкакой-нибудь мыслитель, который с такой же, то есть соловьевской,убежденностью считал христианство истиной. Но разумность христианствадостигала у него такой степени убежденности, что иной раз при чтении егопроизведений встает вопрос: зачем же нужна вера в сверхъестественноеоткровение, если человеческий разум уже своими собственными силами можетдостичь истины? И это не единственное удивительное место в системеВладимира Соловьева. Определяя понятие субстанции он сначала доказывает,что не существует никаких субстанций, которые давались бы нам внепосредственном опыте, и тут же доказывается, что по крайней мере однатакая субстанция существует, а именно всеобщая и абсолютная субстанция,благодаря которой и все инобытие тоже состоит из субстанций.Получается, что христианство и есть предел разумности, то естьмаксимальное ее развитие. Вместе с тем и разумность, взятая сама по себе идоведенная до своего предела, тоже есть христианство. Для общей характеристики социально-исторических исканий ВладимираСоловьева важно еще и то, что он говорит о прогрессе. Учение обисторическом прогрессе у Владимира Соловьева имеет двойной смысл. С однойстороны - это необходимость перехода от одних исторических форм к другим,то есть необходимость конца решительно всех отдельно взятых историческихэпох. Поэтому, с еготочки зрения, исторический прогресс есть и сплошное становление тех илииных целей, которые то возникают, то гибнут, и абсолютен конец всех этихмелких и дробных исторических эпох, то есть нечто уже не простостановящееся, но то, что можно назвать ставшим. Можно провести здесьпараллель с буддизмом, одно из основных утверждений которого гласит, чтовсе в мире проходит через три стадии: рождения, развития и разрушения.Владимир Соловьев развил это утверждение гораздо шире, доказав, чторазрушение - это не конец, а лишь переход к чему-то более высокому, чтоотнюдь не умаляет роли предшествующего. Не лишним было бы сделать следующеезамечание относительно социально-исторических исканий Владимира Соловьева,которые сводятся к тому, что у нигде и ни в чем нельзя найти никакойодной логически неподвижной понятийной системы или какой-нибудьсхематической завершенности. Он не был ни славянофилом, ни западником. Онбыл постоянным искателем истины, нисколько не стеснявшем себя логическимипротиворечиями. Он не был ни консерватором, ни либералом, ни реакционером,ни революционером. Да, в конце концов, можно сказать, что он не был ниидеалистом, ни материалистом. В нем не было никаких ограничений, всерассматривалось непредвзято. Везде это был Соловьев, в котором уживалисьсамые разнообразные антиномии, которые с обывательской точки зрения звучаткак элементарные логические противоречия. Это же касается, в частности, иего религиозных взглядов, как теоретических, так и личных. ЗаключениеВладимир Соловьев был неповторимым человеком и философом. Он родился вприличной семье. У него были хорошие, образованные родители, в следствиечего он получил хорошее воспитание и образование. Несмотря на то, что онродился семимесячным недоноском, он развился нормальным человеком, и болеетого, не многие могут с ним сравниться на философском поприще. Соловьев вместе с такими философами, как Аристотель и Кант, занималключевые позиции в развитии философии по проблеме истины. Именно ониопределелили условия применения критериев истины, носящих частичный ивсеобщий характер. Аристотель исследовал формальные законы мышления. Врезультате чего появилась наука логика. Канта интересовали законы и формыпостигающего истину мышления. Ну а Владимиром Соловьевым, была сделанапопытка взглянуть на проблему истины с нравственных позиций. Его принципвсеединства устраняет кантовскую непознаваемость "вещей в себе" и, связываячеловека со всей Вселенной, открывает ему безграничные просторы познания. Вообще, личность Соловьева мне представляется какой-то большой ивеличественной. Но вместе с глубиной и простотой его мыслей и выводов в нихне так уж легко разобраться с первого раза ( впрочем, разобраться в мысляхдругих философов не легче). Но все таки специфика его логики такова, что онможет что-то утверждать, а потом это же опровергать. Владимир Соловьев стремился создать философию цельного знания, котораяпризнает необходимость развития как науки, так и философии, и теологии. Поего мнению, они не должны противоречить друг другу, а должны дополнятьдруг друга, давая тем самым необходимую материальную основу знанию, и вконечном итоге получая верховную цель. Он выступал за развитие науки вРоссии, хотя считал, что она никогда не приведет человека к пониманиюсмысла Вселенной. На мой взгляд Соловьев был слишком религиозен, то-есть в своем учении онбольшую рол отводил религии. Хотя, философия – не точная наука вродематематики или физики, в которых все должно быть научно обосновано. Используемая литература:1.С. М. Соловьев “Владимир Соловьев жизнь и творческая эволюция” Москва“РЕСПУБЛИКА” 1997

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат На тему: “Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева” iconРеферат по литературе тема : «Творческая жизнь поэтессы Марины Цветаевой»

Реферат На тему: “Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева” iconРеферат на тему: Эволюция. Естественный отбор

Реферат На тему: “Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева” iconА. Бергсон Творческая эволюция
Четвертая. Кинематографический механизм мышления и механистическая иллюзия. Взгляд на историю систем. Реальное становление и ложный...

Реферат На тему: “Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева” iconРеферат по литературе на тему «эволюция филосовских взглядов л. Н. Толстого»

Реферат На тему: “Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева” iconРеферат: по курсу «Концепции современного естествознания»на тему: «Генетика и эволюция»

Реферат На тему: “Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева” iconРеферат по истории на тему: «Правление князя Владимира I»

Реферат На тему: “Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева” iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Августин Блаженный о человеке...

Реферат На тему: “Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева” iconУроки там видений полны
Владимира Соловьева: «Живи жизнью целого, раздвинь во все стороны границы своего маленького «я», «принимай к сердцу» дело других...

Реферат На тему: “Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева” iconТворческая Студия «event-a» Арт-агентство «7 ЧудеС» Всеукраинская благотворительная организация
Наша жизнь-Игра! Именно эти слова классика являются для нас базовым тезисом философии профессионального роста специалистов, посвятивших...

Реферат На тему: “Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева” iconНереселенцамъ“ печатается и вый- д-етъ въ
Мамина-Сибиряка, Мачтета, Мережковскаго, Мянскаго, В. П. Острогорскаго, Потаиевко, Скабичевокаго, Вл. Соловьева, Ев. Соловьева, Л....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<