Приемы общения,, Содержание Приемы вербального общения Приемы интерактивного общения Приемы перцептивного общения Приемы вербального общения Рассказ об аналогичном поступке.




Скачать 192.76 Kb.
НазваниеПриемы общения,, Содержание Приемы вербального общения Приемы интерактивного общения Приемы перцептивного общения Приемы вербального общения Рассказ об аналогичном поступке.
Дата публикации13.04.2014
Размер192.76 Kb.
ТипРассказ
uchebilka.ru > Философия > Рассказ
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Приемы общения

Контрольная работа №8 На тему: ,,Приемы общения,, Содержание 1.Приемы вербального общения 2.Приемы интерактивного общения 3.Приемы перцептивного общения 1.Приемы вербального общения Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, педагогвспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, ипомогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта сосвоим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себяправильно. Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, педагогвспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, ипомогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта сосвоим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себяправильно. Учитель при помощи рассказа, сказки, шутки, специально придуманнойистории показывает, как выглядит с этических позиций тот или иной поступок,как надо вести себя в данной ситуации. В народной педагогике с этой цельюиспользовались рассказы о сновидениях, легенды, пословицы, поговорки,частушки. В наши дни необходимый материал о мужестве, честности человека,его отношении к труду, товарищам можно найти в художественной литературе, впериодической печати. Опираясь на такой материал, учитель стремится, чтобырассказ задевал молодых людей за живое, действовал не только на ихсознание, но и на волю, чувства. При этом важно не столько фиксироватьвнимание на дурных поступках, сколько пробуждать интерес к формированиюположительных качеств. Ростовский-на-Дону техникум сельскохозяйственного машиностроения.Учащаяся К., получив несколько «двоек» по технической механике, пересталапосещать занятия. Преподаватель А.М. Слизкая приехала к ней домой и узнала,что девушка, разуверившись в своих силах, уже устраивается на работу. Итогда педагог рассказала ей, что сама, когда училась в этом же техникуменесколько раз собиралась бросить учебу. Но потом сдала первую сессию, вдальнейшем успешно закончила техникум, а через несколько лет и техническийвуз. И теперь гордится этим! Правильно говорят: «Чем больше препятствие,тем больше удовольствия от его преодоления». Рассказ произвел впечатление.Сейчас К. успешно закончила техникум, переписывается с любимымпреподавателем. Обращение по неизвестном адресу. И в этом приеме школьника подводят ксамостоятельному сравнению его поведения с очевидным для него положительнымили аморальным поступком. Но обращается при этом учитель к коллективу, неадресуясь к кому-нибудь конкретно. Расчет делается на то, что адресат сампоймет ошибочность своего поведения и сделает соответствующие выводы. В лагере труда и отдыха один из воспитателей, узнав, что группадевушек сбежала с дежурства по кухне, не вымыв посуду, собрал на следующийдень весь отряд и рассказал о конструкторе Марголине. Провинившиеся и всягруппа были удивлены, когда вместо ожидаемого нагоняя услышали следующее: «Несколько лет тому назад в столице Венесуэлы Каракасе мировой рекордв стрельбе из пистолета установил российский стрелок Н. Калиниченко. Егомоментально обступили падкие на сенсацию зарубежные журналисты. Один из нихбуквально выхватил из рук спортсмена незнакомый пистолет и, ощупывая его,воскликнул: «Да, для того чтобы создать такое оружие, надо самому бытьхорошим стрелком, иметь твердую руку и меткий глаз». В первый момент Калиниченко хотел рассказать о создателе пистолета, нопотом решил промолчать. Дело в том, что Михаил Марголин — слепой. Как же онтрудится? Прежде чем начертить деталь, он укладывает рядом с планшетомклубок ниток и булавки. Начертив линию, втыкает в ее концы булавки, а затемсвязывает их нитками. Ощупав чертеж, Марголин делает деталь из глины,убедившись, что она правильна, вынимает булавки и сдает чертеж впроизводство». К середине рассказа на провинившихся было больно смотреть. А каковобыло моральное удовлетворение воспитателя, когда на следующий день, отозвавего в сторону, одна из девушек попросила ее направить на дежурство внеочереди. «Случайное» подслушивание. Механизм этого приема заключается в том,что учитель комментирует поведение отсутствующего в данный момент школьникас уверенностью, что тому станут известны его слова. При этом целесообразно,характеризуя поведение ученика, дать ему завышенную оценку или, наоборот,отзываясь о нем, гиперболизировать его отрицательные черты, поступки снадеждой, что в первом случае он постарается доказать, что он действительнохороший, как о нем думают, а во втором — что преподаватель ошибается и онне так плох, как о нем думают. Подобная оценка не за глаза воспринимаетсяребенком как явный воспитательный прием и положительного результата недает. Как-то два учителя засиделись в школе. Время было позднее, уроки давнокончились. Тихо вошла уборщица:— А Николай-то сидит рядом в классе, развлекается с соседкой по парте. Чтоделать? Сказать, что пора домой уходить? Может быть вы скажете? Николая побаивались многие в школе. Разговаривал он резко, временамидаже грубо. Кроме двух-трехопытных педагогов, ни с кем не считался, училсяслабо. Преподаватели переглянулись.— Не надо ничего говорить, Анна Трофимовна, — ответил один из них. —Уберите пока, пожалуйста, в кабинете директора и канцелярии и, кивнув натонкую перегородку, громко сказал товарищу:— Нет, не убеждайте меня. Не осилит Николай программу IX класса! И воли нехватит, и голова не та. Если бы зависело от меня, я бы сам предложил емууйти из школы. Шансов получить среднее образование у него, пожалуй, нет. Так говорил учитель, который работал в этом классе несколько месяцев,знал учеников плохо. Николай был убежден, что второй педагог, его классныйруководитель, вступится за него, объяснит коллеге, что тот ошибается. Ивдруг услышал:— Вы, безусловно, правы. Но у него есть характер. И если он будет по-настоящему работать, а не впустую тратить время, обязательно дойдет доцели! Расчет на самолюбие ученика дал плоды. На преподавателей, чей разговоруслышал, он старался не смотреть, не замечать их. Буквально стал вгрызатьсяв науки, впервые начал готовить домашние задания, читать рекомендованнуюлитературу. Окончил IX класс с двумя «тройками» и как-то, уже в началеследующего года, услышал: «А что бы мы с вами делали, коллега, если быстена между этими помещениями была капитальной? Молодец, Коля! Мы былиуверены в твоих способностях и волевых качествах. Поздравляем с новым,надеемся, таким же удачным для тебя, учебным годом! Уверены, что ты исейчас хорошо слышишь нас!» Только после этих фраз наладились отношения Николая с учителями. Остроумная шутка, ответ, замечание преподавателя. Видеть комическое,находить противоречия в поведении школьников — показатель зрелостипедагога. Юмор позволяет безболезненно предупредить или ликвидировать самыйсложный конфликт, нейтрализовать напряжение. 2. Приемы интерактивного общения Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающийхарактеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей,непосредственной организацией их совместной деятельности. Один из эффективных приемов интерактивного общения — опосредствование.Смысл его заключается в вовлечении школьников в интересную внеучебнуюдеятельность с целью воспитания у них тех социальных интересов, запросов ивкусов, которые заменят примитивные развлечения и дадут им возможностьиспытать радость труда, творчества создадут оптимистический настрой,укрепят веру в свои силы, что положительно скажется на их взаимоотношенияхс учителями, товарищами, на учебе и дисциплине. Приведем примеры. Все попытки преподавателей привлечь учащегося Г. из железнодорожноготехникума Махачкалы к серьезной учебе, повлиять на его поведение кончалисьнеудачей. Молодой человек нарушал дисциплину на уроках, грубилпреподавателям, отказывался дежурить по учебному корпусу. ПреподавательБ.А. Терещенко узнал от родителей юноши, что живут они в собственном доме исын охотно помогает им по хозяйству: увлеченно плотничает, ремонтируетбытовую технику. Подобрав подходящий момент, преподаватель попросил Г.помочь ему в оборудовании кабинета технических средств. Тот остался послеуроков и вместе с преподавателем сделал механизм привода штор затемнения,самостоятельно выполнил ряд других поручений. В конце года Г. попросилзаписать его в кружок технического творчества, постепенно пересталпрогуливать уроки, подтянулся в учебе и дисциплине. Чтобы наладить жизнь в коллективе, сократить до минимума нарушениядисциплины необходимо каждого учащегося увлечь полезным и интересным делом,вовлечь в общественную работу. «Добродетели развиваются посредством дел, ане посредством болтовни» . Однако, как и любой аспект общения, применение опосредствованиятребует предварительной вдумчивой подготовки. В практике нередки случаи,когда всех учащихся записывают в один кружок, педагогически запущенныхподростков пытаются увлечь спортом и т.п. Вначале необходимо изучитьинтересы и склонности учащегося. Если человек тяготеет к живописи, музыке,натуралистической работе, не следует вовлекать его в занятия ТСО или вспортивную секцию. Неудачи, скажем, в спорте будут плохо влиять на егоповедение, отношение к товарищам, к преподавателям, а в дальнейшемзаинтересовать его чем-либо будет много труднее. Опосредствование — в некотором роде универсальный прием. Он успешноможет применяться к учащимся обоего пола и разного возраста. Однако,характерная для подростков повышенная возбудимость, стремление ко всемуновому, неизведанному, постоянная готовность приложить свою кипучую энергиюк серьезному, а желательно и общественно значимому делу делают приемособенно эффективным в работе именно с этим возрастом. Кроме того, именноподростки, по данным Петербургского института социальных проблем, стремятсяпринять участие в общественной работе в два раза чаще, чем учащиеся другихвозрастов. Прием особенно эффективен по отношению к учащимся флегматического ихолерического темперамента. Инертного флегматика целесообразно загрузитьобщественной работой, увлечь занятиями в кружке, чтобы он стал живее,энергичнее. Неуравновешенного, легковозбудимого холерика, который всегдаготов что-то предпринять и не может жить без товарищей, без коллектива,загрузить работой по душе — значит сделать лучшим помощником воспитателя. Подстановка перспективы. В этом приеме педагог, учитывая естественноежелание молодого человека получить радость, удовольствие, ставит перед нимнесколько постепенно усложняющихся задач, ведет их от более увлекательнойперспективы к менее увлекательной, таким образом, привлекая их незаметно квыполнению работы, казавшейся раньше скучной, неинтересной, и воспитываядисциплинированность, трудолюбие, другие ценные качества. Непросто, например, прекратить довольно частые в подростковом возрастедраки учащихся, избиение сильным подростком или даже группой учащихся болееслабого, беззащитного члена коллектива. Но ситуация резко меняется, когдаадминистрация учебного заведения... разрешает поединки. — Пожалуйста,деритесь, но честно. Избиение слабого — подлость. Применение нечестныхприемов: нападение группой на одного, удары ногами, использование закладки,удары ниже пояса и т.п. — всегда осуждались честными и благородными людьми.Поэтому деритесь по правилам. Заявка подается классному руководителю.Очевидно, что сильный слабого вызывать не может. Дата поединка, его условияи определение победителя доверяются судейской коллегии, которую вы, ребята,выберете сами. В проведенном эксперименте учащиеся с воодушевлением отнеслись к этомупредложению, выбрали судейскую коллегию, но... заявок не поступило. Дратьсяс равным — перспектива не из приятных. А вопреки решению коллектива избитьслабого, как это делалось раньше, еще хуже. Можно вызвать осуждение группы,а то и всего коллектива, ухудшить свое положение в среде товарищей. В энемскую среднюю школу Адыгейской автономной области пришел новыйпреподаватель физической культуры. Вскоре он обнаружил, что учащиесяпризнают только футбол, в который играют на всех занятиях. Педагог не сталс первых дней круто ломать сложившиеся порядки. Обсуждая вместе сподростками футбольные баталии, он очень тактично и в то же времяубедительно показывал, что быстрый бег каждого футболиста — необходимоеусловие хорошей игры всей команды. А скорость вырабатывается налегкоатлетических занятиях. Так появилась первая промежуточная перспектива — начали заниматьсялегкой атлетикой, чтобы лучше играть в футбол. Через несколько месяцев появилась вторая промежуточная перспектива —необходимость заниматься гимнастикой, у футболистов не хватало ловкости.Наконец, все стали заниматься лыжами, чтобы выработать выносливость,необходимую настоящему футболисту. Через два года футбол был забытсовершенно, и на занятиях стал изучаться только программный материал.Причем совершенно безболезненно, и вышло так, что по инициативе самихшкольников. Однако этот прием следует применять эпизодически и, как правило, когдау преподавателя еще нет прочного контакта с коллективом. В противном случаеесть опасность, что школьники привыкнут выполнять только то, чтоувлекательно и интересно. Инсценировка. В этом приеме школьник самостоятельно прорабатываетрекомендованный педагогом материал и готовит выступление перед товарищамиили разыгрывает сценку, показывающую, как выглядит нарушение моральных норми, в сравнении, образцовое поведение в обществе. Классный руководитель зооветеринарного техникума Л. Ким посленеудачной попытки изменить поведение вспыльчивого и грубого И. Кунчевапутем беседы провела классный час на тему «Путешествие в странувежливости». Демонстрировать, как нужно и как нельзя вести себя в обществе,в числе других предложили и Ивану. Он любил обращать на себя внимание иохотно взялся подготовить роль. Группа хохотала над неловким, неумелым, незнающим правил вежливого поведения героем Кунчева и аплодировала, когда онизящно демонстрировал правила этикета. Тщательно подготовленная инсценировка принесла плоды. Юноша сталследить за своим поведением. Преподаватели и учащиеся отметили, что он сталаккуратнее одеваться, внимательнее относиться к товарищам, перестал грубитьстаршим, хотя отдельные рецидивы еще имели место. Инсценировка — один из эффективнейших приемов. Чувства, возникающие уподростка в созданной педагогом психологической ситуации, подталкивают егона осмысление и правильную оценку, а значит и перестройку своего поведения.Процесс идет особенно интенсивно, когда учащийся не только осознаетаморальность своего поступка, но поставлен, как в рассказанных случаях, втакое положение, когда своей игрой, выступлением учит правильно вести себядругих. Переключение. С целью установления высокой дисциплины на занятиях иправильных взаимоотношений со школьниками необходима высокаятребовательность педагога, ни в коем случае не переходящая в педантизм. Вслучае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего частоцелесообразно отвлечь ученика, переключить его внимание и деятельность нановое занятие, другую работу и, таким образом, побороть негативизм,добиться нормальных взаимоотношений с учащимися или учебной группой. В Московском политехникуме связи им. В.Н. Подбельского группа A-IIзаписывала задание по математике. Демонстративно отказался работатьучащийся К. — Я не записал предыдущий урок. Потом перепишу все сразу.Предложение преподавателя С. С. Морозкиной пропустить страницу и писатьдальше осталось без внимания. Мало того, К. достал кроссворд и стал решатьего, отвлекая вопросами товарищей. Как часто в таких случаях преподаватель повышает голос, создаетнервозную обстановку в группе, страдает сам, нанося урон своему здоровью,теряя время на уроке. Но в данном случае педагог поступила иначе. СветланаСтепановна, зная, что К. прекрасный график и охотно работает у доски,попросила его показать группе графическое решение задачи. Подросток судовольствием занялся любимым делом. Группа продолжила работу. Педагогическое подключение. Опытный педагог часто опирается на помощьактивистов из своего класса, лучших выпускников школы, известныхдостижениями в труде родителей учащихся, героев художественной литературы ит.п. Воспитывает занимающихся на их положительном примере. Применяя педагогическое подключение, надо помнить, что примеррассказанный действеннее, чем прочитанный. Эмоциональная передачаприближает героя к ребятам, делает его пример ярче, усиливает желание вестисебя так же, как он. В воспитательной работе всегда целесообразно опиратьсяна группы старших ребят, помогающих педагогу руководить своими младшимитоварищами. В этом случае с помощью педагогического подключения мы убиваемсразу двух зайцев: «Лучший способ вылечиться, — говорят психологи, — начатьсамому кого-нибудь лечить». Учащиеся охотно шефствуют над отстающими вучебе, над новичками — это позволяет им чувствовать себя взрослыми. Ониневольно подтягиваются, стремясь быть примером для опекаемых. Применять педагогическое подключение следует осторожно, деликатно.Используя прием, следует избегать сравнения подростков с их более сильнымитоварищами. Нельзя забывать об индивидуальных различиях воспитуемых. Мыставим одного из них в пример, подключаем к нему более слабого товарища, ау него хорошая математическая подготовка, склонность к точным наукам.Догнать его очень трудно, а иногда и невозможно тому, у кого гуманитарныйсклад ума, перегруженность работой, домашними делами. В этом случае мыможем подорвать веру учащегося в собственные силы, жестоко обидеть его. Эффективный прием интерактивного общения — осуждение поступка вколлективе. Вынесение на обсуждение актива класса (группы), а в отдельныхслучаях и на общее собрание неблаговидных поступков членов коллектива —эпизодически применяемая мера воздействия к нарушителям дисциплины,грубиянам, неуспевающим учащимся. Но для того, чтобы обсуждение провинившегося принесло пользу и ему, иостальным, собрание надо хорошо подготовить: договориться с активом о такназываемых забойных выступлениях; помочь подготовить и принять правильноерешение; сделать выводы из случившегося. К сожалению, к этому приему педагоги часто прибегают, не задумываясьнад тем, что он один из самых сложных и трудных по организации. Очень тонкоподметил А, Крон в романе «Дом и корабль», что нет ничего могущественнее,чем человеческий коллектив, и ничего гнуснее, чем человеческое стадо.Коллектив всегда умнее и чище отдельного человека. Стадо всегда не толькоглупее, но и подлее. Учащиеся при неумелом руководстве могут жестоко,беспощадно обойтись со своим товарищем. В этом случае обсуждаемый будетпротивопоставлен коллективу. А прием превратится из меры воспитания всредство расправы. Общественное мнение, направляемое неверно, дает учащимся почувствоватьсвою коллективную власть, нередко воспитывает жестокость по отношению ктоварищам. Так, например, случается, Когда педагог призывает объявитьмолодому человеку бойкот. Гуманный принцип «Один за всех, все за одного»заменяется в этом случае безжалостным «Все против одного». Применяя прием, необходимо помнить, что школьники очень болезненнопереносят потерю авторитета у товарищей. 3.Приемы перцептивного общения Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие, понимание иоценку людьми друг друга. Один из самых действенных приемов перцептивного общения — приемпарадокса, когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют«не заметить» шалость ребят, рассчитанную на возмущение преподавателя.Возникшая ситуация используется педагогом, чтобы нарушителей идезорганизаторов показать в смешном свете. Применяя этот прием, очень важноне растеряться в трудный момент, не пойти на поводу у школьников, незакричать, а остроумно использовать создавшееся положение, противопоставивозорству или грубости иронию, а иногда и сарказм. Практика знает немало случаев, когда, умело воздействуя этим приемомна учащихся, педагог добивался успехов в работе. Когда учительница вошла в 3-й класс 537-й московской школы, стул ееоказался привязанным к столу. — Ах, какие молодцы, ребята! Сколько мыговорили о том, что надо беречь школьную мебель и сегодня вы не на словах,а наделе поступили правильно. Вот только мне сесть неудобно. С этой стороныотвяжите, пожалуйста, стул. Несколько мальчиков наперегонки бросилисьотвязывать стул. Педагогический опыт, еще раз подтверждаемый приведенными примерами,говорит, что не следует резко и бестактно пресекать нарушения дисциплины,особенно попытки школьников разыграть учителя, посмеяться на уроке,пошалить., Нельзя становиться на одну ступеньку с нарушителями дисциплины,с «обидчиками» учителя, забывать о выдержке, достоинстве педагога. Окрики,постоянные одергивания вносят в работу раздражительный тон, изматывают иучителей, и учащихся. Парадокс дает желаемый результат потому, что намеченная нарушителямипрограмма действий потерпела крах. Выработать же новую некогда, да ижелание пропадает. Дети отходчивы, и, смотришь, уже смеются над положением,в которое попали. У них развито критическое отношение к мыслям и поступкамдругих-людей. В первую очередь подвергается сомнению авторитет родителей,педагогов. Этому возрасту свойственна повышенная эмоциональность, частая ирезкая смена настроений. Только что группа, затаив дыхание, ждала, какповедет себя педагог — и вот нарушители дисциплины сами стали объектомнасмешек. А смех товарищей страшен для подростков, которые, как правило,боятся стать посмешищем, потерять доверие товарищей — без коллектива, бездрузей жить в этом возрасте особенно трудно. Прием эффективен и потому, что у молодых людей возрастает стремление ксамоутверждению. Близок к «парадоксу» прием незамеченного оскорбления. Когда тот необижается на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности —он «не понимает», что его хотели задеть, обидеть. Увидев, чтопервокурсники, смеясь, передают друг другу листок бумаги, директор одной изжелезнодорожных школ Московской железной дороги отобрал его и, обнаруживудачную карикатуру на себя, рассмеялся. — Это рисовал настоящий художник, — сказал педагог, — давайте-каналадим с его помощью выпуск стенной газеты. Да, это большое искусство все видеть, все замечать, но не на всевозмущенно реагировать. Иначе большая часть рабочего времени педагога уйдетна выявление виновников происшествий, разрешение конфликтов, наведениепорядка. Итак, умение вовремя сдержаться, заставить себя поступить достойновозрасту и званию педагога часто не только помогает успешно разрешитьконфликт, но и способствует укреплению авторитета педагога, появлениючувства глубокой благодарности к нему. К сожалению, в настоящее время деловая направленность большинствапреподавателей значительно выше, чем их направленность на взаимоотношения сучащимися, особенно с «трудными». Сами же «трудные» учащиеся видятвозможность улучшения отношений со своими преподавателями в проявлениипоследними большей терпимости и сдержанности. Мелочная же опека, строгийконтроль, педантизм в отношениях с воспитанниками, лишение их минимальнойсвободы обостряют конфликты, провоцируют учащихся на грубость, прогулы, аиногда и уход из учебного заведения. Опора на авторитет педагога. Чтобы успешно влиять на воспитуемых,педагог должен показать им, что он по праву, благодаря блестящему знаниюпредмета, эрудиции, жизненному опыту поставлен во главе коллектива. Если в учебном заведении распоряжения, просьбы преподавателябезоговорочно выполняются всеми учащимися, в том числе и учащимися групп(классов), в которых данный педагог не работает, можно говорить о высокойдисциплине в коллективе. Но в своих группах (классах), там где онпреподает, авторитет преподавателя зависит только от него самого. Именнопоэтому важно систематически, назойливо, тактично демонстрировать учащимсясвои знания, кругозор, способности, умения. Преподаватель Сонгурова Т.А. из Сургута заменила ушедшего на пенсиюколлегу, опытного, знающего специалиста. Учащиеся, в основном юноши,откровенно выражали сомнение в компетентности молодого физика. Особеннотрудно было работать со старшими ребятами. Помог случай. Однажды один изпреподавателей попросил у Татьяны Анатольевны помощи, не заводился недавнокупленный автомобиль. Довольно быстро специалист устранила неисправность вэлектрооборудовании. Довольный автомобилист поинтересовался, как у нееобстоят дела в группах, где и он работал. Татьяна Анатольевна откровеннорассказала, что похвастать нечем, работать очень трудно. Опытный педагогпредложил: — Я войду к Вам в класс и попрошу помочь исправить неполадки вэлектрооборудовании автомобиля, он не заводится. Так и сделали. Услышав просьбу, преподаватель попросила учащихсяподождать десять минут и вслед за владельцем машины вышла во двор. А всягруппа высыпала вслед за ними. Буквально раскрыв рты молодые люди смотрели,как, быстро найдя неисправность, преподаватель ловко устранила ее. Коллегарассыпался в благодарностях. После этого случая отношение к преподавателюрезко изменилось. Несколько лет преподаватель работает с учащимися. Рано или поздноначинают действовать законы адаптации, педагог надоедает воспитанникам.Чтобы этого не случилось, необходимо быть бесконечно интересным в общении,разнообразным в работе, быть личностью в полном Смысле этого слова. Прозрачный намек. Даже в случаях, когда грубо нарушается дисциплина,можно (не повышая голоса, не демонстрируявозмущение) привести факт, сходныйпо смыслу с проступком. Расчет на то, что воспитуемый самостоятельноустановит аналогию со своим поведением и в дальнейшем будет вести себяиначе. Ожидание меры воздействия. Делать замечание, объявлять о наказаниицелесообразно не сразу после совершения проступка, а через некоторое время.Провинившегося вызывают на определенный час с тем, чтобы дать емууспокоиться и обдумать свое поведение. Чем бы ни занимался молодой человекв оставшееся до встречи с педагогом время, он будет думать о предстоящемразговоре, представлять себе, что он услышит от старшего, и готовить ответына каждое замечание. Часто, когда провинившийся с виноватым лицом приходитк учителю, достаточно спросить: дал ли он объективную оценку случившемуся.И, услышав положительный ответ, сказать: «Хорошо, идите». Такой прием эффективен, потому что неизвестность для человека всегданеприятна. Ожидание наказания нередко тяжелее самого наказания. Авансирование доверием, похвалой. Применяя прием, хвалят, оказываютдоверие тому, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлятьнастойчивость, упорство, прилежание, дисциплинированность. Иногда можноавансировать похвалой, поощрением ученика, который к вниманию, тепломуслову старшего не привык и живет в очень тяжелых условиях. Особенно частоавансировать похвалой следует так называемых «трудных» учащихся, вставшихна путь исправления, совершивших положительный поступок. Один из приемов перцептивного общения — незаслуженное одобрение.Провинившийся, не выделяющийся чем-либо в лучшую сторону, получает похвалуза прошлые успехи или как член группы, заслужившей одобрение старших, хотяего вклад в коллективный успех ничтожно мал или вообще отсутствует, Незаслуженное одобрение часто используют не только опытные педагоги,но и политические, хозяйственные руководители. Особенно эффективен рассматриваемый прием в работе с посредственноуспевающими школьниками и студентами, пассивно относящимися к общественнойработе учащимися. На них, как правило, редко обращают внимание товарищи,старшие, и именно поэтому они особенно восприимчивы к одобрению и похвале. Моральная поддержка или укрепление веры учащегося в собственные силы.Неоднократно отмечаются успехи подростка в техническом творчестве,натуралистической работе, фотоделе, волейболе и т.п. И ему предлагаетсяиспытать свои силы, выручить учебную группу, поддержать марку учебногозаведения. Или выбирается кто-нибудь из «неспособных» (разумеется, ему этоне говорится) и, например, мастер просит его показать товарищам, как надодержать инструмент, заготовку, каким должно быть положение корпуса,движение руки, т.е. тот элемент, который у него хорошо получается. Другой иллюстрацией этого приема может служить просьба к неуспевающемуоказать помощь преподавателю в обучении новичков или младших, назначение«трудного» школьника старшим группы или капитаном команды, помощникомпреподавателя, если у него к этому есть склонность Анализ осознания себя через другого включает две стороны —идентификацию и рефлексию. Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанноеили бессознательное уподобление его характеристикам самого субьекта. Термин«идентификация» буквально означает уподобление себя другому. В реальныхситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположениевнутреннем состоянии партнёра по общению строится на основе попыткипоставить себя на его место. Таким образом, идентификация выступает вкачестве одного из механизмом познания и понимания другого человека. Экспериментально установлена тесная связь между идентификацией идругим, близким по содержанию явлением — эмпатией Эмпатия такжеопределяется как особый способ понимания другого человека. Однако здесьимеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, астремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии вопределенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесьприсутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи сего точки зрения. Но взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения — необязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если яотождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, какстроит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я простопринимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), носвою собственную могу строить совсем по-иному. Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека. Впсихологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того,как он воспринимается партнером по общению, т.е. как будет партнер пообщению понимать меня. В этом случае имеет место как бы своеобразноеудвоение зеркальных отражений друг друга. Восприятие людьми друг друга в тоже самое время есть и определенное взаимодействие двух участников этогопроцесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценка друг друга иизменение каких-то характеристик друг друга. При этом каждый участникобщения, оценивая другого, стремится построить определенную системуинтерпретации его поведения, в частности его причин. В обыденной жизнилюди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека вусловиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причиныповедения. Такое приписывание причин поведения другому человеку называетсякаузальной атрибуцией. Список используемой литературы 1.Деловая культура и психология общения. Учебник. Подред.Г.М.Шеламова,М.,ПрофОбрИздат,2002г. 2.Общая психология. Курс лекций.М,Владос,1998г. КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине ,,Деловое общение,, Подготовила : студентка заочного отделения По специальности «бух.учет,эк.анализ и аудит» (У.) 2 го курса 2 й группы Манило Е.Н. Г.Кр-р,ул Кр.Партизан,73 кв 106 Краснодар,2002г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приемы общения,, Содержание Приемы вербального общения Приемы интерактивного общения Приемы перцептивного общения Приемы вербального общения Рассказ об аналогичном поступке. iconН. П. Попова, учитель гимназии №267 г. Киева «А нам беречь планету...
Так, в 9 классе учащиеся учатся составлять диалоги дискуссионного характера на общественные темы, применять убедительные аргументы...

Приемы общения,, Содержание Приемы вербального общения Приемы интерактивного общения Приемы перцептивного общения Приемы вербального общения Рассказ об аналогичном поступке. iconСтили общения
Исследовать преимущества и недостатки разных стилей общения. Развивать умение просить об услуге и предъявлять справедливые требования....

Приемы общения,, Содержание Приемы вербального общения Приемы интерактивного общения Приемы перцептивного общения Приемы вербального общения Рассказ об аналогичном поступке. iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Приемы ведения беседы. Запрещенные приёмы. Партнёрская беседа. Темперамент. Лидерство и руководство

Приемы общения,, Содержание Приемы вербального общения Приемы интерактивного общения Приемы перцептивного общения Приемы вербального общения Рассказ об аналогичном поступке. iconМайя Ивановна Лисина Формирование личности ребенка в общении
«Проблемы онтогенеза общения», цикл статей, посвященных влиянию общения на развитие психики и личности ребенка, а также работы по...

Приемы общения,, Содержание Приемы вербального общения Приемы интерактивного общения Приемы перцептивного общения Приемы вербального общения Рассказ об аналогичном поступке. iconТема: Развитие педагогического мастерства посредством развития общения
Цель: совершенствовать умение педагогов анализировать проведенные открытые уроки, внеклассные мероприятия в ходе обмена опытом; рассмотреть...

Приемы общения,, Содержание Приемы вербального общения Приемы интерактивного общения Приемы перцептивного общения Приемы вербального общения Рассказ об аналогичном поступке. iconРешение практических задач с помощью Project Еxpert 2 Технология...
Приемы построения имитационной финансовой модели деятельности производственного предприятия

Приемы общения,, Содержание Приемы вербального общения Приемы интерактивного общения Приемы перцептивного общения Приемы вербального общения Рассказ об аналогичном поступке. iconКлассный час это время для общения классного руководителя со своим...
Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Что же это за форма воспитательной деятельности?...

Приемы общения,, Содержание Приемы вербального общения Приемы интерактивного общения Приемы перцептивного общения Приемы вербального общения Рассказ об аналогичном поступке. iconТема 16 Основы делового общения в управлении персоналом
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельно­сти, связанной с...

Приемы общения,, Содержание Приемы вербального общения Приемы интерактивного общения Приемы перцептивного общения Приемы вербального общения Рассказ об аналогичном поступке. iconМетодические указания к переводу научной и технический литературы....
Методические указания предназначены для студентов 3-го курса гуманитарного факультета, изучающих английский язык и перевод. Состоят...

Приемы общения,, Содержание Приемы вербального общения Приемы интерактивного общения Приемы перцептивного общения Приемы вербального общения Рассказ об аналогичном поступке. iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<