Доклад на тему:«Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании.»




Скачать 79.58 Kb.
НазваниеДоклад на тему:«Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании.»
Дата публикации15.04.2014
Размер79.58 Kb.
ТипДоклад
uchebilka.ru > Философия > Доклад
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании

Московский ГосударственныйСтроительный УниверситетСообщение (доклад) на тему:«Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании.»Студент: ******* *.*.ПГС -2 - 16Преподаватель: Панченко Н. И.МОСКВА 1997 годЛИТЕРАТУРА:П. С. Гуревич «Философский словарь» «Олимп» 1997 г.С. И. Иваненко «Наука и Православие» «Московский Рабочий» 1984 г.Сообщение на тему «Проблемы научности философского мировоззрения. Философияи наука. Функции философии.» Автор не известен.Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании Религия. Религия (От лат. Religio- благочестие, набожность, святыня) -мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера илисовокупность взглядов. Религия - это также чувство связанности, зависимостии долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору идостойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы- Зороастр, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Нерасходится с этим осмыслением религии и то, что предлагают болеесовременные мыслители. Исследованием религии занимаются богослов, историк, философ, но они этоделают с разных сторон, Первый заботится о наиболее точном выражении фактоврелигиозного сознания, данных путем откровения, второй рассматриваетступени религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различныерелигии. Философ стремится осмыслить феномен религиозности. Сравнительноеизучение религии началось лишь в XIX в. Философы пытаются выделитьрелигиозные формы сознания, раскрыть их основные типы. Суждения мыслителей: «Есть четыре основания, в силу которых в умах людей образуются понятия обогах: 1. Вера в предсказание будущего. 2. Страх перед грозным явлением природы. 3. Изобилие предметов, которые служат для нашего существования. 4. Наблюдения неизменного порядка в движении звездного неба» (Клеан из Ассоса). «Естественная причина религии - беспокойство о будущем» (Томас Гоббс). «Страх перед невидимой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок, допущенных государством, называется религия, не допущенных - суеверием. Когда же воображаемая сила в самом деле такова, как мы ее представляем, то это истинная религия» (Томас Гоббс). «Религия - это искусство одурманивать людей с целью отвлечь их мысли от того зла, которое причиняют им в этом мире власть имущие» (Поль Анри Гольбах). «Философия тождественна с религией» (Георг Гегель). « Если люди так слабы, имея религию, то что они будут делать, когда окажутся без неё?» (Бенджамин Франклин). «Сила религии покоится главным образом на вере в неё, а сила человеческих законов - на страхе перед ними. Древность существования благоприятствует религии; степень веры часто соизмеряется с отдаленностью предмета, в который мы верим, ибо наш ум при этом бывает свободен от побочных понятий той отдаленной эпохи, которые могли бы противоречить нашим верованиям» (Шарль Монтескье). Религия и наука Современные защитники религии не хотят ссориться с наукой, они боятся ееогромного, постоянно растущего авторитета. Лидеры католической церкви нынезаявляют, что преследования ученых инквизицией были трагической ошибкой, асейчас церковь якобы уважает науку и ученых. Русская православная церковь ставит себе в заслугу тот факт, что она вменьшей степени, чем католическая церковь и католическая инквизиция,повинна в преследованиях передовых ученых. При этом замалчивается основное- коренная мировоззренческая противоположность научного знания ирелигиозных догм. Ведь знание освобождает человека, дает ему возможностьгармонично развиваться, перестраивать общество на подлинно гуманистическихпринципах. Религиозная же идеология напротив, порождена господством надчеловеком чуждых ему природных и общественных сил, она сковывает творческуюэнергию, усиливает несвободу человека. И борьба научной и религиозной идеологии в России была столь же острой иподчас не менее драматичной, чем в Западной Европе. Читая дореволюционную литературу, довольно часто встречаешь примерынеприязненного отношения церкви к науке и техническому прогрессу. Там гдецерковь была в состоянии затормозить научно-техническое развитие, помешатьросту образовательного и культурного уровня населения, она всеми силамистремилась это сделать. Иногда неприязнь защитников православия к научно-техническому прогрессуприводила к курьёзам. Даже железные дороги и те вызывали когда-тонеприязнь высших иерархов Русской православной церкви. Сейчас в это трудноповерить, но митрополит Московский Филарет (1782-1867гг.) пыталсяпротиводействовать постройке в России железных дорог, утверждая, что онинаносят ущерб религиозному рвению богомольцев: пешее хождение к «святымместам», по мнению этого религиозного деятеля, гораздо полезнее дляспасения души верующего, нежели поездка по железной дороге.... В 1898 г. Религиозные фанатики сожгли на Нижегородской ярмарке один изпервых в России кинематографов, объявленных ими «творениями дьявола». Бурю возмущения среды духовенства вызвал проект сооружения в Москвеметро, рассматривавшийся городской думой еще в 1903 году. Реакционное икосное духовенство решительно осуждало саму мысль о строительстве подземнойдороги, называя ее «греховной мечтой» и заявляя, что, оказавшись подземлей, в «преисподней», пассажиры могут попасть в царство сатаны ипогубить свои души. Позиция, занятая московским духовенством в немалойстепени способствовала отклонению проекта постройки метро городской думой. И хотя современные русские православные богословы пытаются создатьвпечатление, будто бы православная церковь в отличие, например, откатолической никогда не враждовала с наукой и не преследовала передовыхученых, реальные исторические факты свидетельствуют о ее настороженном,неприязненном отношении к просвещению, науке и ученым. Русская православнаяцерковь, хотя и в меньших масштабах, чем католическая, в дореволюционныйпериод запрещала и сжигала научные книги, организовывала травлю крупнейшихестествоиспытателей - материалистов, преследовала атеистов исвободомыслящих, тормозила развитие образования и науки. Вот о чем свидетельствует экскурс в историю. Наука и философия. Непосредственной целью науки является описание, объяснение ипредсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ееизучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той илииной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания имировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет снаукой также и стремление к теоретической форме построения знания, клогической доказательности своих выводов. Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившаяединство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философиюс наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинномузнанию и компетентности в отличие от менее научного, а порой и простолегковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер длямногих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Такчем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежнымзнанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковыгарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправели философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к истории. Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицомсуществующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в своевремя предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которыхзанята исследованием своей области явлений, он определил философию какучение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Еетеоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностямичастных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания«госпожой наук», считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ейпротив ни единого слова. В размышлениях Аристотеля отражено характерноедля его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплинпо уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течениемногих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философовтитулами «королева наук» и «наука наук». В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющейнауки - само слово «философия» означает «наука». Эта наука быланаправлена на все, что вообще было способно или казалось способным статьобъектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчастиорганом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и однообщее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. Идеиа***стики, первоначально выдвинутые еще в античной философии, лишь в 17-18веках превратились в естественнонаучный факт - можно говорить обопределенных прогнозирующих функциях по отношению к естествознанию. В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучалипротивоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. Вэто время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма,поставившего под сомнение познавательные возможности философии, еенаучность, одним словом развенчивающее «королеву наук» в «служанки». Впозитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогатнауки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилосьзрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательныепритязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, чтозрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя иуспешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течениестолетий. Ко всему прочему отличием философского знания от других являетсято, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие,какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие. Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственныефункциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение,интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общихзакономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, окоторых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философскогоразума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формированиягипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотезо природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научнымиметодами. На основе общих принципов рационального понимания философскаямысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений,формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания.Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики,она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественныхреалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. Приэтом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых,логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняетфункцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполненияпознавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разнойстепенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен»познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане пробелпредстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления. Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются вобщих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общихзакономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений невырабатывают - в конкретных науках используется универсальныймыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методыпознания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией,осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие итеоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются иформируются в сфере философии. Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них естьмного общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзяоднозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность.Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющаясебя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретическийпотенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на тему:«Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании.» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Религия и наука Религия...

Доклад на тему:«Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании.» iconВопросы к экзамену по философии для выпускников естественнонаучных
Философия: античные и современные представления. Философия и наука. Философия и религия. Особенности проблем, решаемых философией....

Доклад на тему:«Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании.» iconНаучно-теоретическая конференция «Философия и наука»
Институте философии ран по инициативе Московского отделения философского общества РФ состоялась конференция на тему «Философия и...

Доклад на тему:«Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании.» iconДоклад на тему: «Иудаизм как религия»

Доклад на тему:«Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании.» iconРеферат по курсу «Культурология» на тему: «Религия и наука в контексте культуры»

Доклад на тему:«Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании.» iconРеферат на тему: философия и наука

Доклад на тему:«Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании.» iconНаука и религия: по-прежнему война?
Та философия стяжательства, которую когда-то взяли на вооружение выдающиеся лидеры Америки и Европы, вызывает сегодня у тонко чувствующих...

Доклад на тему:«Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании.» iconРеферат По курсу: философия тема: «Даосизм как религия и философия» ©

Доклад на тему:«Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании.» iconДоклад на тему “ Public Relations
Цель пр установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижение взаимопонимания, основанного...

Доклад на тему:«Философия, религия и наука и их соотношения в философском знании.» iconФилософия Ньяйи
Так как ее изучение весьма полезно для развития способностей логического и критического мышления, философия ньяйи известна также...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<