Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и общество Московская академия экономики и права Рязанский филиал контрольная работа по курсу «философия»




Скачать 104.24 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и общество Московская академия экономики и права Рязанский филиал контрольная работа по курсу «философия»
Дата публикации17.04.2014
Размер104.24 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Философия > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Личность и общество

Московская академия экономики и права Рязанский филиал КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу «ФИЛОСОФИЯ» Рязань 2000 г. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО Проблема человека в философии. Понятия: «человек», «личность»,индивидуальность. Диалектика взаимосвязи социальной среды и личности. Социальное ибиологическое в индивидуальном развитии человека и в антиобщественномповедении. Историческая необходимость и свобода личности. Свобода иответственность, права и обязанности личности.Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, местечеловека в мире- одна из основных проблем в истории философской мысли. Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже вфилософии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как типфилософского мышления. Все существующее рассматривалось как единый инеобъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть.Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен итаинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека- этожить в согласии с этим миром. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости какумении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время былизаложены основы гуманизма- идейного течения, которое рассматривает человекакак существо уникальное, высшую ценность и цель общества. В философии средних веков господствовал теоцентризм как типмировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания тойэпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишькак одно из его многочисленных созданий. Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении кнему и тем самым - в спасении себя. Человек не верит в себя, он верит вбога. Философия средних веков в большей мере, чем древняя, обратила вниманиена внутренний (духовный) мир человека. Тем самым создавались предпосылкидля отрыва человека от внешнего (природного) мира и постепенногопротивопоставления ему. В отличие от средневековья, философия эпохи Возрождения превратилачеловека в предмет культа, поклонения. В это время утверждалсяантропоцентризм как специфический тип философского мировоззрения,осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека.Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности.Философия эпохи Возрождения утверждала идею всемогущества и всесилиячеловека. Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысилачеловека над остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни ибезграничного индивидуализма. Наряду с этим философская мысль того времениподчеркивала, что человек- это продукт окружающей природы, а не результатсобственной деятельности. В целом для философской антропологии эпохи Возрождения характернопротивопоставление человека природе. Человек ставится выше природы. В философии Нового времени человек исследовался с позиций механизмакак философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир,тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождениемприроды, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке- этоего разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир спомощью силы знания. В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход кпониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное,творец истории и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте).История общества рассматривалась как история становления свободычеловеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории-гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретениясвободы. И.Кант заложил антропологию- учение о человеке. Гегель разделялкантовскую антропологию, стремился к познанию целостного человека, егодуховной природы. Л.Фейербах сделал человека предметом своей философии,создал человеческую религию. Классический марксизм рассматривал человека в контексте всейсовокупности общественных отношений и истории человечества. Центральныеидеи марксизма- идея социальности человека, социальной сущности человека,понимаемой материалистически и конкретно- исторически (сущность человека-совокупность общественных отношений). Русская религиозная философия в своем содержании вся антропологична,она обращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смыслистории, добро и зло- все это важнейшие темы для этой философии. Главнаяпроблема для нее- усовершенствование человека. Русская религиознаяфилософия всегда призывала человека к подвижничеству и поиску правды, ксамосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной всовести. Высшее призвание человека состоит в том, чтобы творить и преображатьэтот мир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие высокие духовныеи нравственные ценности. Русская философия всегда была нравственноориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчествачеловека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертиичеловека. В конечном счете, призвание человека она видела в достижениигармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому. В зарубежной философии ХХ в. также имел место большой интерес к темечеловека. Важное место в современной философии заняла тема глобальныхпроблем современной цивилизации и положения человека в связи с кризиснойситуацией в мире. В 20-х- 30х годах ХХ в. в Западной Европе возник экзистенциализм как«философия человеческого существования». Основной темой в этой философиистала тема существования человека в отчужденном мире общественныхотношений. Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, еслион не желает умереть как личность, духовно. Мир и человек имеют будущее,только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, атворить этот мир, делая его более человечным. Современная научная философия, системный, научный, комплексный подходоперирует разнообразными научными знаниями о человеке. Но синтез научныхзнаний не дает образ цельного человека, понимания его живой субстанции.Человек- не только материально- социальная система, которую можно изучить иизмерить, но духовная вселенная, уникальный мир, управляемый ценностями исмыслами, что не удается обнаружить всесильной науке. Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человекаявляется, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различныхмировоззренческих позиций, обусловленных конкретно- историческими и инымипричинами. В третьих, в истории философии неизменными являются вопросы осущности и природе человека, смысле его существования. Для исследования человека как весьма сложного объекта научногопознания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющийдостаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природечеловека, смысле его существования. Прежде всего, человек- это высшая ступень живых организмов на земле,субъект общественно- исторической деятельности и культуры. Понятие человек-понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода,социализированного человека. В этом понятии объединены биологические иобщесоциальные черты человека. Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяетсяпонятие «индивид». Под индивидуальностью понимаются самобытные,неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду. Личность- это социальные качества индивида, приобретенные им впроцессе воспитания и самовоспитания, духовно- практической деятельности ивзаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовнымикачествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформированалишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она всядинамична. Личность- это всегда творчество, победа и поражение, поиск иобретение, преодоление рабства и обретение свободы. Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современнойличности характерны высокий уровень образованности, социальная активность,прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек-это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности иидеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества вцелом. По природе своей человек является существом активным, деятельным. Взначительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автористории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд,политика, познание, воспитание, и др.) являетcя способом существованиячеловека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет нетолько окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества испособности людей носят конкретно- исторический характер, т.е. ониизменяются в ходе деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что всепять внешних чувств человека созданы историей труда и промышленности.Благодаря деятельности человек является существом пластичным, гибким. Он-вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и в деле, в прорывесвоей беcпокойной духовной и физической энергии. Человек обладает механизмом не только биологического, но и социальногонаследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходесоциализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий,прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности. Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такойдеятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство умачеловека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов ипотребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия сдругими людьми. Человек обладает также и рядом иных качеств. Люди умеют создаватьорудия труда и постоянно их совершенствовать. Они способны, опираясь нанормы нравственности, регулировать собственные взаимоотношения. При философском исследовании человека существует и биосоциальнаяпроблема. Она имеет большое значение для практики воспитания, посколькухарактеризует природу человека. Биосоциальная проблема- это проблема соотношения и взаимодействиясоциального и биологического, приобретенного и унаследованного,«культурного» и «дикого» в человеке. Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела,физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силычеловека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальностичеловека, на развитие его некоторых способностей- наблюдательность, формыреакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и даютчеловеку саму возможность существования в мире. Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, егоспособности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность,и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляетсоциальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмысоциализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно-практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразнойдеятельности. Распространено три позиции по вопросу соотношения социального ибиологического. Первый подход- это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд,Ф,Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природныекачества. Все, что есть в поведении и действии людей, - все это обусловленоих наследственными генетическими данными. Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскуютрактовку человека (Т.Мор, Т. Кампанелла). Его сторонники либо полностьюотрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают егозначение. Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать вышеназванные крайности. Эта позиция характеризуется стремлением рассматриватьчеловека как сложный синтез, переплетение биологического и социальногоначал. Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров-природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества(способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальноепроисхождение. В ХХ в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется подактивным воздействием неблагоприятных социальных, технологических иэкологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер. Природное в человеке- необходимое условие развития в индивиде егосоциальных качеств. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек,чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу какоснову существования. Задача заключается в том, чтобы совместить природноеи социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии. Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективныевозможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире посвоему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя иокружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственнойдеятельности. В этой возможности быть свободным и коренятся истоки всехтриумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений. Свобода рассматривалась в соотнесении с необходимостью (законами), спроизволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазонсвобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная идр. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может бытьчисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом,нарушающим законы природы и социальной жизни. Логикой своего существования и характером собственной деятельностикаждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потокепротиворечиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен. Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, которыйнастойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, ихпоследовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничителиего деятельности- уровень физических сил и умственных способностей,технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободенеще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, котороепроявляется во все времена и существует в различных формах. Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-подего контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждениеозначает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- этокак бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир.Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества. Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельноераспоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути.Кратко говоря, свобода- это не- рабство, раскрепощенность человека. Онаозначает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, какприродных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать всоответствии со своими интересами и представлениями. Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должнаиметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол,своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. внегативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека,социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественнойосновы существования общества. При совпадении интересов личности и общества в обретении свободыпонятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельностилюдей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, апри помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека.Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, чтоценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группылюдей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления правчеловека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемойдеградации, как личности, так и общества. Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, вкотором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, платаза нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чегоона неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, вразрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегдаконкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей. Литература 1. Агапов В.И. Проблемы философии. Рязань 1998. 2. В.Г.Горбачев. Основы философии: Курс лекций. 1997. 3. Мир философии. М.,1991. Ч.2. 4. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 5. Философия: Учебник для высших учебных заведений/под ред. В.П.Кохановского. Ростов н/Д. «Феникс», 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и общество Московская академия экономики и права Рязанский филиал контрольная работа по курсу «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Социально-классовые отношения...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и общество Московская академия экономики и права Рязанский филиал контрольная работа по курсу «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Право собственности московская...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и общество Московская академия экономики и права Рязанский филиал контрольная работа по курсу «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Вопросы менеджмента московская...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и общество Московская академия экономики и права Рязанский филиал контрольная работа по курсу «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Девиантное поведение. Самоубийства...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и общество Московская академия экономики и права Рязанский филиал контрольная работа по курсу «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Сталинская концепция политики...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и общество Московская академия экономики и права Рязанский филиал контрольная работа по курсу «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура XX века: противоречия...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и общество Московская академия экономики и права Рязанский филиал контрольная работа по курсу «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Экономическое развитие России...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и общество Московская академия экономики и права Рязанский филиал контрольная работа по курсу «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Формирование и трансформация...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и общество Московская академия экономики и права Рязанский филиал контрольная работа по курсу «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Возникновение и развитие...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и общество Московская академия экономики и права Рязанский филиал контрольная работа по курсу «философия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Экономическая таблица Франсуа...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<