Скачать 242.88 Kb.
|
К ![]() раткое руководство по использованию технологии «Форум-театр»«Театр – это искусство наблюдения самих себя» Августо Боаль Форум-театр приобретает все большую популярность в мире как метод развития демократии, активизации общества, формирования культуры прав человека, защиты и продвижения интересов различных общественных групп. Основная идея форум-театра – показать обществу необходимость участия каждого человека в построении лучшего будущего, объяснить людям, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение социальной ситуации в стране зависит от них самих. Технология позволяет эффективно менять ситуацию в локальных общественных группах, при этом их спектр может быть очень широк: в настоящее время данный метод успешно применяется в работе с детьми и молодежью, представителями самых разных социальных слоев и профессиональных сообществ. Технология представлений предусматривает активное участие зрителей в спектакле наравне с актерами, находя альтернативы решений проблем, приобретая опыт активного проявления личной инициативы. Постановка строится таким образом, что сцена заканчивается пиком конфликта, и зрители, заменив одну из ролей, меняют ситуацию угнетения так, чтобы она перестала быть опасной и унизительной для жертвы. «Театр – это форма знаний: он должен и может быть способом трансформирования общества. Театр может помочь нам построить наше будущее, вместо того, чтобы просто ждать этого будущего» Августо Боаль ^
^
Каких результатов помогает достигать форум-театр
«Театр не имеет ничего общего со зданиями... Театр, или театральность – это способность, это человеческое качество, которое позволяет человеку наблюдать за собой в действии, в деятельности. Приобретенное таким образом самопознание позволяет человеку стать субъектом (тем, кто наблюдает) другого субъекта (того, кто исполняет роль). Это позволяет человеку представить разные возможности своих действий и изучить альтернативы. Человек может наблюдать себя в момент наблюдения, в момент действия, в момент ощущения и в момент осмысления. Ощутить себя тем, кто ощущает, и подумать о себе, который думает...» Августо Боаль ^ Форум-театр состоит из четырех функциональных компонентов: целевые аудитории, актеры, сценарий и модератор. Рассмотрим их последовательно: ^
Актеры
^
Модератор
^ Работа форум театра состоит из следующих этапов: формирование группы, «вводный инструктаж», подготовка актеров, подготовка сцены, показ сцены и замены. Приступая к тренингу, нам следует разбить работу с группой на 2 основных этапа: подготовка актеров и подготовка сцен. Этап подготовки актерской группы занимает половину времени тренинга. Вторую половину времени делят на 3 части. Первая часть посвящается обсуждению ситуаций нарушения прав и свобод, угнетения, которые произошли с участниками или свидетелями которых они стали. Из этих ситуаций разрабатывается сценарий для представления. Вторая часть посвящена репетициям мизансцен и спектакля в целом с использованием актерских техник. Третья часть – театр-форум. Пространство комнаты делают похожим на сцену и зрительный зал, участники поочередно представляют свои сцены, остальные группы принимают на себя роль зрителей, предлагают возможные варианты замен, помогают улучшить сцены. Каждый из данных этапов будет подробнее описан ниже. ^
Подготовка актеров
В процессе подготовки актерской группы могут использоваться:
«Разогревающие» упражнения
Упражнений по работе с восприятием через различные анализаторы
^ В процессе подготовки, участники учатся осознанно использовать различные инструменты для усиления выразительности своего образа в сценке. Модератор последовательно работает над статическими образами (пластика), движениями (мимика, жесты), восприятием звука (слуховой анализатор) и речью актеров. Ниже приведены некоторые упражнения, которые можно использовать в процессе подготовки актерской группы для постановки форум-театральной сцены. Модератор может менять последовательность упражнений и наполнение блока, исходя из потребностей группы и времени, отведенного на занятие. «Поздороваться разными частями тела» Цель: Разогрев, стимуляция индивидуальной активности, быстрое включение в работу Материалы: Не требуются Время: 10 минут Содержание: Тренер предлагает участникам поздороваться какой-либо частью тела. После того как все поприветствовали друг друга, тренер называет имя того, кто предлагает часть тела, которой группа будет здороваться дальше. После этого, задавший движение передает эстафету другому участнику... «Поздороваться как ...» Цель: Разогрев, стимуляция индивидуальной активности, развитие актерского мастерства Материалы: Не требуются Время: 10 минут Содержание: Участникам предлагается встать в круг и, двигаясь хаотично по кругу, поздороваться с участниками действия различными способами: — как люди очень застенчивые, стеснительные; — как люди куда-то спешащие, торопящиеся; — как люди, которые не видели друг друга несколько лет. «Назови имя» Цель: Знакомство, активизация группы. Материалы: Мячик (варианты: клубок ниток, либо любой легкий предмет, который участники могут перебрасывать друг другу) ^ 10 минут Содержание: Каждый участник называет свое имя и имя участника, которому он бросает мячик. Мячик бросается только при после произнесения имен и установления контакта глаз. После нескольким участникам по желанию предлагается назвать имена всех присутствующих. «Реклама» Цель: Знакомство, доверие в группе, развитие креативности Материалы: Не требуются Время: 12 минут Содержание: Работая в парах участники общаются, пытаясь узнать сильные стороны друг с друга (что-то, особенное, что отличает его от других, достижения и умения партнера), после чего готовят «рекламу» своих партнеров. Это может быть слоган, короткое сообщение или какой-либо визуальный образ. «Аплодисменты» Цель: Знакомство, повышение самооценки и группового статуса Материалы: Не требуются Время: 5 минут Содержание: Участники по очереди представляют навык, которым они овладели в совершенстве (умение вышивать, готовить, читать, смотреть на звезды и т.д.). Все остальные участники им аплодируют. «Найди по звуку» Цель: Развитие навыков доверия, новые ощущения, сплочение, стимуляция слуха. Материалы: Не требуются Время: 15 минут Содержание: Участникам предлагают встать в круг. Каждый сообщает своему соседу справа звук. Цель каждого – запомнить звук, и впоследствии, когда вся группа движется с закрытыми глазами, найти по звуку своих соседей справа и слева и взять их за руки. По команде тренера участники закрывают глаза и начинают произвольно передвигаться по помещению, «свой звук» начинают произносить по знаку тренера. Открыть глаза и перестать произносить звук можно только при условии, что участник нашел обоих соседей. Тренер следит за безопасностью во время выполнения упражнения. «Рукопожатие с закрытыми глазами» Цель: Коммуникативная игра, развитие внимания, интеграция группы, создание позитивной атмосферы. Материалы: Не требуются Время: 10 минут Содержание: Работа в парах. Участники пожимают руки друг-другу и застывают в такой позе. После этого, каждый из участников делает несколько шагов назад, а потом, не открывая глаз, возвращается к партнеру, пробуя снова соединить руки в рукопожатии. «Постройся по росту» Цель: Развитие доверия и взаимодействия в группе, тактильный опыт Материалы: Не требуются Время: 10 минут Содержание: Участники с закрытыми глазами и без слов становятся по росту «Нарисуй эмоцию» Цель: Развитие доверия и взаимодействия в группе, тактильный опыт, развитие умения описывать переживания Материалы: Листы бумаги и маркеры по количеству участников ^ 20 минут Содержание: Участники объединяются в 2 группы и выстраиваются в 2 концентрических круга спиной друг к другу. С закрытыми глазами участники (каждый из кругов) делают несколько шагов в стороны (цель – перемешать участников), после чего каждый, не открывая глаз, поворачивается лицом к случайному партнеру из круга напротив. Минуту участники с закрытыми глазами, и не произнося ни слова, изучают друг друга. После этого они отворачиваются друг от друга и рисуют впечатления, которые только что получили (важно, чтобы до конца работы над рисунком участники не видели, кого они рисуют). После этого, участники возвращаются в общий круг, и коротко представляют свои рисунки. «Поломанный факс» Цель: Развитие навыков транслирования и интерпретирования образов Материалы: Листы бумаги и маркеры по количеству участников, стулья для удобства проведения упражнения ^ 15 минут Содержание: Участники располагаются в кругу. Ведущий, так чтобы не видели все остальные, показывает одному из участников, какой-либо простой графический символ, нарисованный на листе бумаги. Участник, которому был показан символ, должен изобразить его на чистом листе бумаги (так, чтобы не видели остальные участники) и показать следующему участнику (не дольше 5 секунд). Все участники по очереди показывают следующему переданный им образ. Результат обсуждается в общем кругу. Обсуждаются степень изменения первоначального образа и факторы, повлиявшие на результат. «Побег из тюрьмы» Цель: Развитие доверия и коммуникативных навыков и навыков транслирования и интерпретирования образов Материалы: Не требуются Время: 15 минут Содержание: Участники встают в 2 шеренги лицом к лицу. Первая шеренга играет роль преступников, вторая – их сообщников, задача которых организовать первым побег из тюрьмы. Однако преступников и их сообщников разделяет воображаемая стеклянная звуконепроницаемая стена. «Сообщники» должны без слов, одними жестами объяснить «преступникам» свой план побега из тюрьмы. После окончания, «преступники» рассказывают, как они поняли то, что им хотели сказать «сообщники». «Поймай своего партнера» Цель: Развитие доверия и командности, создание позитивной атмосферы в группе Материалы: Не требуются Время: 15 минут Содержание: Один из партнеров в группе падает назад. Второй участник ловит его. Можно модифицировать упражнение, включая в работу большее количество участников. «Статуи» Цель: Развитие навыков транслирования и интерпретирования образов Материалы: Не требуются Время: 20 минут Содержание: Упражнение проводится в 3 этапа;
Важно: В отличие от известной игры «Крокодил», при выполнении данного упражнения, участникам следует стремиться не запутать «зрителей», а напротив, создавать простые и понятные для «зрителей» образы. «Жертва-агрессор» Цель: Развитие навыков транслирования и интерпретирования образов, коммуникативный опыт Материалы: Не требуются Время: 10 минут Содержание: Участникам в парах предлагается изобразить жертву и агрессора. Как правило, в ходе упражнения можно наглядно увидеть, что поза агрессора выше позы жертвы. Обсуждение: символизм образов, как с помощью простых приемов добиться большей художественной выразительности. «Глаза в глаза» Цель: Получение поведенческого и коммуникативного опыта, развитие навыков транслирования эмоций Материалы: Не требуются Время: 10 минут Содержание: Участники объединяются в пары и устанавливают контакт глаз.
Во время рефлексии участники описывают, что они только что видели, насколько партнеру удалось передать ту эмоцию, которую он намеревался передать. Изменение собственных ощущений в ходе упражнения. «Массаж» Цель: Разогрев, сплочение группы, снятие эмоционального напряжения. Материалы: Не требуются. Время: 10 минут Содержание: Участники образуют 3 концентрических круга. Участники, оказавшиеся во внутреннем и внешнем кругах, массажируют участников в кругу между ними. По команде тренера круги меняются местами. В центре поочередно оказывается каждый из тройки. Примечание: Упражнение рекомендуется выполнять для снятия напряжения после упражнений, которые оказались эмоционально сложными для группы. «Белые люди» Цель: Осмысление возникновения и развития конфликтов, получение поведенческого и коммуникативного опыта Материалы: Стулья в количестве 1/3 от количества участников ^ 20 минут Содержание: Участники делятся на 2 группы. Вторая группа выходит за дверь. Первая получает белую наклейку на спину. Эта группа садится в круг на стулья. Инструкция для первойй группы – «вы чудесная страна, в которой все прекрасно, у вас в стране есть 2 закона, которые необходимо исполнять всем: в вашей стране не понимают вопросительных обращений и не понимают тех, кто говорит с вами не на уровне глаза-в-глаза». Задание для второй группы: «вы эмигранты, вам надо остаться жить в этой стране». Развитие ситуации спонтанно, без вмешательства тренеров. Игра длится до логического завершения (участников 2 группы приняли или не приняли в страну). Рефлексия на тему: что необходимо делать, чтобы быть принятым. Как чувствуют себя участники обоих групп при «интервенции». Что надо знать, чтобы быть принятым. «Работа с пространством» Цель: Взаимочувствование, телесный опыт, развитие толерантности Материалы: Музыка, проигрыватель Время: 15 минут Содержание: Участники находят в комнате удобное место, рефлексируют на тему удобности и комфорта для тела, находясь на этом месте. Эксперименты с пространственным положением: закрыв глаза, поиск места, получение ощущений от предметов, звуков. «Личное пространство» Цель: Телесный опыт, изучение реакций собственного тела Материалы: Не требуются Время: 20 минут Содержание: В парах, медленно приближаясь друг к другу, участники определяют зону дискомфорта, личное пространство. Во время рефлексии обсуждаются факторы, от которых зависит наша «зона комфорта», что влияет на её изменение. «Делай что говорит …» Цель: Сплочение, доверие стимулирование активности, повышение самооценки Материалы: Плотная ткань размером 2*3м. Время: 20 минут Содержание: Участники поднимают одного на куске ткани и манипулируют им, слушая его пожелания (поднимают, качают и тд.). Работая с большими группами, мы можем объединять участников в 2, или 3 группы, но так, чтобы количество участников, удерживающих кусок ткани, было достаточным, для безопасных «манипуляций». «Домики» Цель: Стимулирование дискуссии о толерантности, приемлемом социальном поведении, принятии и непринятии Материалы: 20 м. веревки или плотной цветной нитки ^ 20 минут Содержание: Из куска веревки участники «строят» для себя на полу домик, отделяя веревкой часть пространства. Участникам предлагается изучить комнату и построить дом там, где захочется. После все разбиваются на 1-2 и 1 и первые «идут в гости» ко вторым. При рефлексии занятия предлагается подумать, по каким принципам мы принимаем и не принимаем людей, кого хочется видеть рядом и кто не может быть допущен близко, как нужно вступать в коммуникацию, чтобы быть принятым «Гипнотизер и змея» Цель: Взаимодействие в группе, эмпатия, взаимоуважение Материалы: Не требуются Время: 10 минут Содержание: Участники объединяются в пары. Одному из пары достается роль гипнотизера, другому – змеи. «Змея» должна сохранять расстояние около 20 см между своим лицом и ладонью «гипнотизера». «Гипнотизер» с помощью ладони управляет действиями «змеи». По команде тренера участники пары меняются местами. «Подстройка» Цель: Развитие телесной коммуникации, развитие воображения, разогрев, эмпатия, взаимодействие в группе Материалы: Ритмичная музыка, проигрыватель Время: 20 минут Содержание: Участники в паре «строят» из своих тел осмысленную композицию. После один из участников отходит, второй стоит, не двигаясь, в той позе, которая была у него в паре. Отошедший «подстраивается», меняя смысл композиции, оба замирают на 1-3 секунды, после второй отходит, подстраивается. Упражнение продолжается 10-15 мин. Общение участников происходит без слов. Упражнение может быть модифицировано: одна пара может показывать подстройки для всех остальных участников, добавляются третий, четвертый и т.д. участники. «Статуя любви» Цель: Получение поведенческого и коммуникативного опыта, стимулирование дискуссии о толерантности и уважительном отношении к окружающим Материалы: Не требуются Время: 30 минут Содержание: Тренер оставляет в помещении 3х добровольцев, остальные участники группы находятся вне помещения. Одному из 3х добровольцев предлагается изобразить из двух оставшихся «статую любви». После этого модератор предлагает «скульптору» заменить одну из фигур, так, чтобы в этой роли он почувствовал бы себя наиболее «некомфортно». Все участники группы по очереди приглашаются в помещение, где выступают сначала в роли «скульпторов» (меняя статую, но сохраняя смысл композиции), а потом заменяют одну из фигур. Рефлексия: что вы чувствовали будучи «скульптором»? Почему изобразили «любовь» именно таким образом? Что вы чувствовали на месте одного из ваших персонажей? «Ритмические рисунки» Цель: Развитие чувства ритма, разогрев, развитие слухового анализатора, сплочение группы Материалы: Не требуются Время: 20 минут Содержание: Участники в группах по 4-6 человек передают друг другу ритм, извлеченный ладонями из колен. Следует добиться стройного звучания сначала в группе, потом синхронности с другими группами «Мусорный язык» Цель: Развитие навыков транслирования образов с помощью интонаций Материалы: Не требуются Время: 10 минут Содержание: Участники работают в парах: без слов, используя только интонацию, разыгрывают цену ссоры (любви, радостной встречи и др.) «Изобразить эмоцию» Цель: Развитие навыков транслирования образов с помощью мимики и жестов, сплочение группы Материалы: Маска Время: 20 минут Содержание: Один участник изображает для всей остальной группы эмоцию, заданную кем-то из участников группы. Как правило, участники начинают демонстрацию эмоции с помощью мимики. После этого задача усложняется – участник демонстрирует следующую эмоцию в маске. Модификация: чтобы задействовать всю группу, каждый участник после демонстрации указывает на участника, который будет демонстрировать следующим (он же может и давать задание). Рефлексия: что изменилось в вашем восприятии сцены после того как актер одел маску? Для демонстрирования эмоций мы используем, прежде всего, мимику. Зрителям, находящимся далеко от сцены мимика актеров часто не видна. Для повышения выразительности актерам нужно научиться использовать во время игры жесты. «Круг эмоций» Цель: Развитие навыков транслирования образов, импровизации Материалы: Листы бумаги с обозначением эмоций ^ 15 минут Содержание: Листы бумаги, на которых обозначены несколько основных эмоций, разложены по кругу. Участники становятся на листы бумаги и по команде тренера демонстрируют «зрителям» эмоцию, обозначенную не их листах. По команде тренера участники меняются местами по часовой стрелке. Тренеру следует предлагать участникам менять «уровень сцены».Это условие важно для большинства упражнений, связанных с демонстрацией образов. Рефлексия: «гибкость эмоций», не всем свойственно проявлять определенные эмоции (напр., не всем органично злиться), но можно научиться правдоподобно их демонстрировать «Били-били-боб» Цель: Тренировка внимания и реакции, включение в работу, эмоциональная разгрузка. Материалы: Не требуются Время: 10 минут Содержание: Участники стоят в кругу, ведущий в центре. Ведущий повторяет фразу «били-били-боб», обращаясь по очереди к участникам (важен контакт глаз с человеком, к которому обращается ведущий). Участник, к которому обратился ведущий, в том случае если фраза закончена, должен повторить за ведущим её окончание («боб»). Если он забывает произнести окончание, или произносит его в том случае, когда фраза не закончена (или изменена ведущим), участник заменяет ведущего. «Машина» Цель: Развитие навыков транслирования и интерпретирования образов Материалы: Не требуются Время: 25 минут Содержание: По заданию тренера участники изображают машину. Участники выходят на сцену по одному и подстраиваются к композиции, изображая один из элементов машины. Каждый из них может выполнять только одно повторяющееся движение и издавать один звук. Тренер может давать задание показать «государство как машину», «идеальное государство, как машину». Не участвующим в подстройке предлагается менять кого-либо из персонажей для повышения художественной убедительности сцены. Рефлексия строится как вокруг художественной убедительности созданных образов, так и вокруг сути понятий, которые транслировали участники. Подготовка сцены состоит из следующих этапов:
Разрабатывая сценарий, участники обсуждают с модератором ситуации угнетения и нарушения прав, жертвами или свидетелями которых они стали. Лучше всего, если это будут ситуации повторяющихся нарушений, типичных в той целевой группе, для которой готовится спектакль. На основе предложенных ситуаций разрабатывается сценарий сценки. Важно, чтобы разыгрываемая ситуация не была идеально разрешимой. Но, вместе с тем, она должна иметь несколько вариантов позитивного разрешения. Августо Боаль сформулировал основные принципы форум-театра следующим образом: ^ Четко определенный протагонист (жертва) В это должно вериться Сцена должна иметь возможность изменяться В идеале, сцена должна иметь четко определенные места для вмешательства Форум-театр – это театр угнетенных, а не депрессивных Во время обсуждения проблем и подготовки форум-театральной сцены нам, как модераторам, полезно руководствоваться этими принципами. ^ При использовании актерских техник содержательное наполнение сцены может меняться, благодаря их применению участники более гибко воспринимают образ своего героя. В условиях ограниченного времени и отсутствия актерских навыков у участников, группе следует объяснить подробно, для чего нужна эта работа и подчеркнуть, что актерские техники - это только способы улучшить сцену. Ниже приведены несколько наиболее часто используемых техник: «Стоп-кадр». Во время проигрывания сцены по сигналу тренера действие останавливается, и актеры начинают вслух произносить мысли, которые могли бы приходить в голову их персонажам в данной ситуации. Техника применяется для осмысления актерами логики действий своего персонажа и всех персонажей в сценке.«По очереди». Актеры говорят только по очереди (не одновременно). Данная техника позволяет подчеркнуть реплики каждого из персонажей. Применяется в ситуациях, когда актеры говорят одновременно, заглушая друг друга.^«Замена ролей». Участники сценки на время меняются ролями. Техника помогает лучше понять логику разыгрываемого конфликта, генерирует новые реплики и сюжетные элементы, повышающие выразительность сценки. После этого этапа тренер может предложить одному из участников перераспределить роли актеров так, чтобы они наиболее подходили участникам.«Мексиканский сериал». Актерам предлагается сыграть сценку пафосно, преувеличено драматично. Техника позволяет изменить содержательное наполнение сцены, повысить ей выразительность.«Злые». Актеры играют сцену так, как будто каждый из персонажей перевозбужден и крайне раздражен. Техника позволяет повысить энергетику сцены, применяется в случае, если актеры вялы и пассивны. Если группа перевозбуждена и это негативно отражается на подготовке сцены, модератор может предложить актерам своих персонажей, наоборот, очень добрыми.«Глухие». Актеры играют сцену так, как будто все плохо слышат. Техника позволяет выравнять уровень звука в сцене – актеры, произносившие свои реплики слишком громко, начинают играть тише, а те, кто говорил чересчур тихо, начинают говорить громче.^В завершение этапа подготовки, группы, работавшие над разными сценками, показывают свои спектакли друг-другу (при этом участники групп, не участвующих в показе, играют роль зрителей), предлагают и обсуждают возможные варианты замен. Это дает возможность еще более детально доработать сценки перед показом для публики.^ Эта фаза является кульминационным моментом технологии. На этом этапе предлагается неполная замена зрителями ролей актеров. Останавливая, по своему усмотрению, актеров в мизансцене, зрители пытаются предложить идеальный, по их мнению, вариант исхода событий.
За дополнительной консультационной и методологической поддержкой вы можете обращаться по адресам: reutski@gmail.com – Константин Реуцкий, правозащитный центр «Поступ» martin@martin-club.org – Виктория и Сергей Федотовы, МГО «М.Арт.Ин-клуб» Матеріал розроблений МГО «М.АРТ.ІН-клуб» (Макіївка, Донецької обл..) та Правозахисним центром «Поступ» (Луганськ) для використання в рамках програми «Розуміємо права людини», що проводиться Українською Гельсінською Спілкою з прав людини за підтримки Норвезького Гельсінського Комітету та Міжнародного Фонду «Відродження». |
![]() | Форум будет проходить по адресу: Киев, просп. 40-летия Октября, 70, гостиница «Мир» | ![]() | Памятка предназначена только для представления информации по использованию компрессора |
![]() | Лясота Станислава; театр танца фламенго; театр пантомимы; цирковой театр Art Fomichev Александр Фомичёв; музыкальный театр "Рванные... | ![]() | Лясота Станислава; театр танца фламенго; театр пантомимы; цирковой театр Art Fomichev Александр Фомичёв; музыкальный театр "Рванные... |
![]() | Международный форум «топливно-энергетический комплекс украины: настоящее и будущее» 24-26 сентября 2013 | ![]() | Эти системы поддерживают электронную и аудио почту; видео- и телеконференции. Для отработки таких возможностей на кафедре итп проводятся... |
![]() | Руководство по использованию Международных стандартов аудита при аудите субъектов малого и среднего бизнеса | ![]() | Данное руководство действительно для стран, символы которых указаны в брошюре и в идентификационной пластине на аппарате |
![]() | ![]() | Тема урока: Японский театр. Театр Но: единство драмы, танца и речитатива. Театр Кабуки |