Скачать 207.45 Kb.
|
![]() 8 класс
Буквы – (что?) имя существительное, н. ф. – буква, нарицательное, неодушевлённое, 1-е склонение, мн. число, именительный падеж Солнце – солн-це (2 слога) С [с] – согл., тв., глух., парный О [о] – гл., ударный Л [-] Н [н] – согл., тв., сонорный Ц [ц] – согл., тв., глух., непарный Е [э] – гл., безуд. __________________ 6 букв, 5 звуков
Комментарий: В первом предложении благодаря – деепричастие, во втором – производный предлог. Деепричастие управляет формой винительного падежа существительного. Предлог употребляется с формой дательного падежа существительного.
Например: «Летопись временных лет», «Житие Сергия Радонежского», воинские повести об Александре Невском, «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о погибели земли Русской», «Сказание о Мамаевом побоище». По 1 баллу за правильно названный жанр + по 1 баллу за верно приведенный пример. Но не более --- баллов.
--Сегодня мы проанализируем стихотворение Лермонтова “Молитва”, которое позволит нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою. “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии. - ^ («Даже странно, что это – Лермонтов: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация. И рассказ о самом сокровенном - о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? и что находит?» -- такими вопросами задаешься после прочтения стихотворения) -^ (Главные слова в этом стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией.) - Кажется, вам понятно слово благодатная. Но как вы его поняли? (Это то же самое, что "Земля там благодатная". Значит, благодатная - "хорошая", "несущая благо, довольство".) - В словаре почти так и написано. Но для русского верующего человека прошлого века слово это значило неизмеримо больше. Дело в том, что благодать - очень важное в христианском вероучении понятие. Благодать - это божественная сила, помощью которой совершается спасение человека. "Просвещающая" благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого – независимо от его заслуг и поступков. Она, как говорили, "путеводит всех". Благодать - это обещание спасения души. Для спасения же и божественному дару человек должен прибавить свою веру, свое покаяние. Поэтому сила благодатная – это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету. -^ (Начало довольно мрачное: трудная минута, в сердце - грусть... Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится. В такую минуту и обращаются к Богу - "одну молитву чудную твержу я наизусть...") -^ (Поэт не называет, какую молитву, он рассказывает нам много, но не все. Тайна остается. Как тайной для самого поэта остается сила воздействия слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них".) -^ - они несут на себе основную смысловую нагрузку. Давайте посмотрим, на какие части в смысловом плане можно разделить это стихотворение. (Стихотворение по смыслу можно разделить на 3 части: 1 строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве; 2 строфа - описание силы и прелести живых слов этой молитвы; 3 строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.) - Верно, все это касается смысла стихотворения, того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (сопережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски - к надежде и вере. В его стихе все живет и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм. -Давайте обратим свое внимание на звукопись стихотворения. (Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися "у" (их здесь целых 13!). Как бы мы ни воспринимали этот звук (для некоторых он - темный, ночной),- существование этого звукового фона вы не можете не заметить (ведь даже во всех четырех рифмах - ударный "у". В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые "а", "э"; изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения - строчки стали "легче", они как бы "взлетают". Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя, и ощутить почти физически это расстояние - от "до" до "после" молитвы.) - А теперь обратите внимание на синтаксический строй стихотворения, он тоже подчинен основной идее стихотворения. (Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько личных предложений - они описывают состояние души и силу и прелесть (какое замечательное сочетание качеств!) слов, обращенных к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один - я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву, он обращается к Богу, - все остальное происходит с ним: действие живых слов, силы благодатной - вне его воли. Две последние итоговые строчки - предложения безличные: и верится (ср.: "я стал верить"), и плачется (ср.: "я плачу"), и - как дважды повторенный заключительный аккорд - так легко, легко. Чуточку внимания к синтаксису - и нам передается авторское ощущение существования двух разных сфер, двух разных полей - человеческого и высшего, божественного.) – ^ (Чистоту души, веру, честность и доброту). -Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами. ^
В выделенном предложении говорящий сообщает нечто о лице, а именно – что оно розовое. Предложение содержит ответ на вопрос: какое лицо? Союз а оформляет сопоставительно-уступительные отношения между самостоятельными предложениями. Выделенное предложение – двусоставное, лицо – подлежащее, в котором выражена тема, розовое – именное сказуемое, в котором выражена рема. Омонимы – это родственные слова, одинаково звучащие, но относящиеся к разным частям речи. Комментарий: В первом предложении слово ясный является именем прилагательным. Прилагательное употреблено в краткой форме, ед. ч., ср. р. Признаки прилагательного: употребляется в функции сказуемого в двусоставном предложении; может быть заменено полной формой: Небо ясное. Во втором предложении слово ясно – наречие. Признаки наречия: зависит от сказуемого и является обстоятельством. В третьем предложении слово ясно – слово состояния. Признаки слова состояния: не зависит от других слов в предложении, является сказуемым, отвечает на вопросы как? каково? 1) составные географические и астрономические наименования 2) названия учреждений, предприятий, произведений искусств 3) устойчивые словосочетания 4) метафорические словосочетания со сравнительно-оценочным значением главного имени существительного 5) крылатые слова (фразеологизмы) 6) собирательное существительное (с количественным значением) + существительное (или местоимение) в Р.п. 7) числительное (определительно-количественное, собирательное, неопределительно-количественное) + существительное в Р.п. 8) существительное или местоимение + существительное или местоимение в Тв.п. с предлогом с. 5. Хорей 6. а) Тарас Бульба, Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»; б) Маша Троекурова, А.С. Пушкин «Дубровский»; г) Скалозуб, А.С. Грибоедов «Горе от ума». 7. 8. В стихотворении «Книги в красном переплете...» создается зарисовка детских впечатлений, совмещенная с идеей катарсиса от общения с лучшими образцами мировой литературы. Стихотворение "Книги в красном переплете": яркая живописная деталь, вынесенная в заглавие этого произведения, соединена в его тексте с краткими пересказами сюжетов любимых книг и воспоминаниями о том, с каким чувством они читались. Восклицание лирической героини "Как хорошо за книгой дома!" создает идиллическую зарисовку детских впечатлений и одновременно несет высокую нравственно-эстетическую идею катарсиса в общении с нетленными образцами мировой литературы, указывает на духовные основания, которые формируются у юного книгочея в тихие и счастливые мгновения открытия мира. Стихотворение «Книги в красном переплете» рассказывает о любви Марины к книгам, которая зародилась в детстве. Книги из отцовского шкафа не только скрашивали досуг маленькой Марины, но и звали ее в удивительный мир романтики и приключений. Захватывающие приключения героев Марка Твена навсегда остались в памяти Марины Цветаевой: О, золотые времена, Где взор смелей и сердце чище! О, золотые имена: Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий. Книги в потертом, красном переплете навсегда — «неизменившие друзья», которые прислали прощальный привет «из рая детского житья». Мир лирической героини романтический, фантастический, нереальный. И мелькают герои: Индеец Джо, Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий! Но есть любимые герои. Им Цветаева посвящает стихи: это и Наполеон, и Орленок (сын Наполеона), это Нина Джаваха (героиня любимой книги). Но самыми близкими людьми для Марины все же остаются сестра и мама… Мама… Ее образ постоянно сопровождал Цветаеву. В стихотворении М. Цветаевой использованы: Гипербола: Светлее солнца тронный зал Метафора: дрожат на люстрах огоньки Метонимия: Под Грига, Шумана и Кюи Я узнавала судьбы Тома. Олицетворение: вы мне привет прощальный шлете (о книгах) Перифразы: из рая детского житья (вместо из детства); неизменившие друзья в потертом, красном переплете (вместо книги) приёмыш чопорной вдовы (вместо Гекльберри Финн) чопорной вдовы (вместо вдовы Дуглас) о золотые времена, где взор смелей и сердце чище! (вместо детство) Риторический вопрос: – О, почему средь красных книг Опять за лампой не уснуть бы? Риторические восклицания: О золотые времена, Где взор смелей и сердце чище! О золотые имена: Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий! Сравнение: как Диоген, живущий в бочке. Эпитеты: детского житья; привет прощальный; потёртом, красном переплёте; легкий урок; вещий крик; чопорной вдовы; стройным мальчиком; красных книг; золотые времена; взор смелей и сердце чище; золотые имена. 10 класс
Комментарий: В первом предложении один – числительное. Можно заменить другим числительным или неопределённым местоимением несколько: В доме (три, четыре) выхода. В доме несколько выходов. Во втором предложении один – частица. Можно заменить частицами только, лишь: Только ты мне можешь помочь. Лишь ты мне можешь помочь. В третьем предложении один – прилагательное, употребляется в значении «одинокий». В четвёртом предложении один – местоимение. По смыслу соотносится с определительным местоимением другой. В пятом предложении один – неопределённое местоимение. Можно заменить неопределённым местоимением кто-то: Кто-то из нас должен остаться. 1) terra, примеры слов: территория, терраса. 2) воздух. 3) Джованни. 4) как сыр в масле катается; не жизнь, а масленица.
Литературно-критическая статья Н.А.Добролюбова «Когда же придет настоящий день?»; повесть Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; пьеса А.Н.Островского «Таланты и поклонники»: художественная публицистика Ф.М.Достоевского «Записки из Мертвого дома»; поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины».
http://www.gramma.ru Словом эссе (в переводе с французского essai – попытка, проба, опыт, очерк) называют прозаическое сочинение, как правило, небольшого объема, свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения о каком-либо предмете или рассуждения по какому-либо поводу, нередко случайному. 11 класс
1) Вопросительно-побудительное предложение, так как по форме вопрос, а по смыслу – просьба: «Дайте спички». 2) Вопросительно-побудительное предложение, так как по форме вопрос, а по смыслу – предложение искупаться. 3) Прямая речь представляет собой вопросительно-побудительное предложение, так как по форме вопросительное, а по содержанию – выражает требование не приставать. 4) Вопросительно-повествовательное предложение, так как по форме вопрос, а по смыслу – утверждение: «Честный человек так не может поступать». 5) Вопросительно-повествовательное предложение, так как по форме вопрос, а по смыслу – утверждение: «Любовь скрыть невозможно». 6) В речевой ситуации, когда Маша одевается на улицу, это предложение может быть употреблено как повествовательно-побудительное, так как по форме повествовательное, по смыслу – просьба одеться теплее, так как на улице холодно. 7) Повествовательно-побудительное предложение, так как по форме повествовательное, а по смыслу – совет. 8) Побудительно-повествовательное предложение, так как по форме побудительное, а по смыслу – утверждение факта реальной действительности. Подразумеваем: «Хорошее житьё у вас, ребята. Можно лежать и плевать в потолок». 3. А-Е; Б-А; В-Ж; Г-Г; Д-В; Е-Д; Ж-Б; З-З 4. а) Соня Мармеладова; б) Евгений Онегин; в) Коробочка; г) Родион Раскольников; д) Анна Сергеевна Одинцова. 5. Метафора: дыхание зари, гость благодатный, жемчуг росы Эпитет: приятным, благодатным, туманный, крылатый, бледный, живое, светлокрылый Олицетворение: сманила сон, взлетел, задернулась пеленой Сравнение: блистал младым огнем лучей, как гений светлокрылый Оксюморон: влажная пустыня Рефрен: я восходил Антитеза: Густел, редел, тянулся и клубился, И вдруг взлетел, крылатый, надо мной 6. «Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкин, «Страшная месть» Н.В. Гоголь, «Первая любовь» И.С. Тургенев, «Доходное место» А.Н. Островский, «Бедные люди» Ф.М. Достоевский, «Каменный гость» А.С. Пушкин, «Обыкновенная история» И.А. Гончаров 7. 1) А. Ахматова 2) С. Есенин 3) Б. Пастернак 4) М. Цветаева 5) Н. Гумилев 6) И. Бродский 7) В. Маяковский
http://www.gramma.ru 10. Словом эссе (в переводе с французского essai – попытка, проба, опыт, очерк) называют прозаическое сочинение, как правило, небольшого объема, свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения о каком-либо предмете или рассуждения по какому-либо поводу, нередко случайному. |
![]() | Ответ на задание При анализе стихотворения «Гамлет» Б. Пастернака необходимо учесть следующие моменты | ![]() | В соответствии с литературным произношением слово тест произносится с твердым [т] – [тэст], а слово тесто – с мягким [т’] – [т’э΄стъ].... |
![]() | Если вы нашли такое слово, нужно в листе ответов поставить рядом с номером задания ту букву, за которой стоит найденное слово среди... | ![]() | Оборудование. Таблицы «Дефекты плечевых изделий и способы их устранения», страницы «журнала», образцы изделий, инструкционные карты,... |
![]() | Оборудование: линейки, термометры, стаканы с водой, набор тел разного объема и разных масс, деревянные бруски, таблица скоростей... | ![]() | В словах кони и козы слог ко- ударный, в нем, соответственно, произносится звук [о]. В слове коровы слог ко- – первый предударный,... |
![]() | Есть ли у Фирмы свой фирменный стиль, логотип, цвета которых надо придерживаться (логотип, образцы цвета, образцы фирменного стиля,... | ![]() | Есть ли у Фирмы свой фирменный стиль, логотип, цвета которых надо придерживаться (логотип, образцы цвета, образцы фирменного стиля,... |
![]() | Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают... | ![]() | Оборудование: карта Украины «Загрязнение окружающей среды Украины», карточки-задания, образцы бытовых отходов, образцы документов... |