Урок русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова




Скачать 127.03 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова
Дата публикации19.06.2014
Размер127.03 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Философия > Урок
Урок русского языка в 3 классе

Тема: Однокоренные слова.

Цель:

  1. Ознакомить с признаками однокоренных слов. Научить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; однокоренные слова и слова, близкие по значению. Определять на слух «лишнее» слово в ряду слов.

  2. Развивать умение распознавать однокоренные слова, формы одного и того же слова. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать каллиграфические навыки.

  3. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к окружающему миру, любознательность.

Оборудование: таблицы, карточки для индивидуальной работы

Ход урока:

  1. ^ Мотивация. Психологический настрой на успешную работу.



-Ребята! Я рада, что вы пришли на урок с хорошим настроением, с улыбкой. Я думаю, что хорошее настроение у нас у всех будет весь урок.

У нас сегодня в гостях лучшие учителя школы.

-Ребята! Не забывайте подарить улыбку

Соседям, родственнику, другу.

Она, как истинный волшебник,

Вернётся к вам по кругу.

-А девиз нашего урока будет замечательная пословица: « Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости»

  1. Актуализация знаний. Фиксация затруднеий в индивидуальной деятельности.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой «Корень слова. Однокоренные слова».

На прошлом уроке у нас возникали трудности в правильном выделении основы слова, окончания, приставки, суффикса. Сегодня мы серьезно разберемся в строении слова. Я помогу вам в этом.

У нас у всех есть мама, папа, братья, сёстры. Это члены нашей семьи.

- Как можно назвать членов вашей семьи? Кто они? (родственники, родные люди)

-В семье родственники похожи друг на друга. Дочь похожа на маму, мама на бабушку. Сын на отца. У сына могут быть мамины глаза, а у дочери папина походка. Я по вашим чертам лица могу узнать ваших родителей. По тому, что вы похожи на своих пап и мам.

Семьи бывают разные :большие и маленькие. В одной семье три человека, у кого - то пять. А есть и большие семьи, где десять и более человек.

В русском языке тоже есть родственники. Это родственные или однокоренные слова. Эти слова похожи друг на друга. Чем?! Сегодня мы узнаем.

З. Выявление причин затруднения, постановка учебной задачи.

Порой не всегда слово разбирается легко и просто. Может теряется буква в корне или появляется новая, (день-дневник, голос глас) Тогда на помощь к нам приходят словари строения слов. Там можно найти много полезного и нового.

У каждого из нас есть дом. Где бы мы ни были, как долго бы нас не было, но всегда приятно возвращаться в родной дом, где тебя ждут.

- А как можно ласково назвать дом? (домик)

- Домой дают какую работу? (домашнюю)

- Мультфильм смотрели про кого? (про домовёнка Кузю)

- Грустное слово « бездомный». Почему грустно становится на душе при слове «бездомный»?

Чем похожи слова: домик, домашняя, домовёнок Кузя, бездомный? Что их объединяет?

- Правильно, во всех словах общая часть слова ДОМ. Это корень слова и обозначается так Все эти слова несут общее

лексическое значение: дом, где мы живём.

^ Человек без друзей, что дерево без корней.

В одном из произведений К. Паустовского описан лесник, который любил «разбирать слова».

Вот, например, как он размышлял над словом «родник»: «Родник родит реку, а река льется - течет через ... всю родину, кормит народ... И все эти слова как бы родня между собой».

^ Присмотритесь к словам родник, родина, народ, родня. Что у них общего? На этот вопрос есть два правильных ответа.

Первый нам подсказал лесник, считавший, что у всех этих слов есть объединяющий смысл.

А второй ответ - общая часть род. Она - то и есть корень всех этих слов.

Корень, как вы поняли, является сердцевиной слова, его смысловым центром. От него слова «растут» как ветви на дереве. Чем употребительнее корень, тем он жизнеспособнее. Тем больше образуется от него новых слов, тем сильней становитсясловесное дерево




4.0ткрытие новых знаний.

Запишите предложение:

Ребята любовались природой родного края.

(Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное)

Какую вы увидели в предложении закономерность?

- ( родственные слова: Природа, родного )

- Докажите, что данные слова однокоренные. Подберите еще к ним родственные слова. Родина, родная, родимая, родился, родственники,родство.

- Правильно. Где человек родился там его Родина. Родина, семья, дружба, мир - главные слова в жизни каждого человека.

_3апишите эти слова с проговариванием.

Логическая игра.
Помни, при разборе слова окончание и основу первым делом находи. После корня будет суффикс, а приставка - впереди.

- Какое слово, по вашему мнению, лишнее и почему: Горе, гора, горный, горняк

Рисунок, рисовать, зарисовка, рис Слеза, слезинка, слезать. слезиться

- Правильно. Значение слов разное.

5. Закрепление во внешней речи. ( Проговаривание)

Исправь ошибки: «Осина - это такая большая оса. Шёпот - это кто - то шипит». (Осина - дерево, шёпот - тихий голос).

Слова не являются однокоренными. Нет объединяющего смысла. Выполнение упражнения №163( Комментирование детьми )

Задание: прочитай ,выпиши однокоренные слова..

Учить, школьник, ученик. Свобода, свободный, победить, освободить. Добрый, чуткий, доброта.

Вывод: Однокоренные слова - это слова, разные по своему лекс. значению, с одним корнем (дом - домовой. домовитый)-с объединяющим смыслом.

Работа с учебником:

Внимательно прочитай. Сравни слова каждой строчки.

Близкие по значению слова: стеречь, охранять, караулить, сторожить. (Синонимы)

Однокоренные слова: сторож, сторожит, сторожевой,

сторожка.

Слова, которые различаются только окончанием: Сторож, сторожа, сторожу, сторожем, ( Формы одного слова)

Форма слова - это изменение одного и того же слова (дом - дому, домом, дома).

- Какие слова называют синонимами?

Думай и рассуждай:

  • Почему корень слова назвали корнем?

  • Чем похожи корень слова и корень растения? Может ли растение существовать без корня? А слово?

Учитель

  • Правильно. Корень - главная часть растения, потому что питает его. Корень главная часть слова, потому что в нём заключено основное лексическое значение, не будет корня — погибнет растение. Не будет корня слова - не будет самого слова. Про человека говорят: «Пустил корни». Как вы понимаете это выражение?

  • Правильно. Где человек живёт, где его семья, где его Родина - там его корни.

Корень слова - главная, значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова



6.Самопроверка по эталону.

^ Работа по карточкам (самостоятелъная)- взаимопроверка

Найдите лишнее слово, подчеркните корень в родственных словах.

  1. Вода, подводник, водичка, водомер, водопад, водолей, водитель, водоросли, водный.

  2. Образуйте с помощью суффиксов -енок-, -чик-, -ок-, -очк-, новые слова.

Слон________________________________



Заяц_____________________ Голос _________________________Словарь______________________

Сын______________________________ Звезда________________________

^ Помни, при разборе слова окончание и основу первым делом находи. После корня будет суффикс, а приставка- впереди.

7.Включение в систему знаний.
Выдели лишнее слово. Объясни своё решение. Будь внимателен. Задание с «ловушкой»



( Работа в группах)
Класс делится на 3 группы

1 группа

1. Лиса, лисица, лисичка, листочек, лисонька.

2. Песок, песочек, песик, песочный, песочница.

3. Письмо, писатель, пистолет, письмецо.

4. Малина, малинка, малинник, малиновый.

  1. группа

5. Медведь, медвежонок, медведица, медаль.

6. Задача, задачник, задачка, задавить, заданный.

7. Жизнь, жизненный, жилет, пожизненно.

  1. Жалоба, жалостливый, жалость.

3 группа

9. Желание, желанный, желательный, железный, жеЛатъ.

10. Друг, дружок, дружба, дружище.

11. Дерево, деревушка, деревенька, деревянной, дерзать.

12. Душа, душевный, душечка, душ..

Объяснение домашнего задания

Упр. 116. Определить тему текста. Озаглавить текст. Ответить на вопрос. Ответы записать. Указать однокоренные слова и обозначить корень.

8 .Рефлексия.

-Как называются структурные части слова?

- Что такое основа слова?

-Что такое окончание?

-Для чего служит окончание? Где его место в слове?

Для чего служит приставка? Где ее место в слове?

Какую работу выполняет суффикс?

Помни, при разборе слова окончание и основу первым делом. После корня будет суффикс, а приставка- впереди.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова iconУрок русского языка в 10 классе Тема. Особенности языковых средств...
Пархоменко Л. В. Учитель русского языка и литературы оош №18, г. Сумы, Сумской области. Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова iconУрок русского языка в 4 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях слова»
«Разбор слова по составу», развивать у детей память, мышление, внимание, речь, воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма...

Урок русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова iconУрок русского языка в 6 классе Тема урока: Не с именами прилагательными
Максутова Куртсултан Шевкединовна, учитель русского языка и литературы Мартыновской общеобразовательной школы І-ІІ ступеней Джанкойского...

Урок русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова iconУрок русского языка во 2 классе Тема урока: Закрепление знаний о...
Цель: расширить и закрепить представление учащихся о способах проверки безударных гласных в корне слова

Урок русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова icon«Коммуникативно ориентированный подход при изучении русского языка»...
Образование: Харьковский государственный университет имени А. М. Горького, 1982 год. Специальность – русский язык и литература. Квалификация...

Урок русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова iconУрок русского языка в 5 классе. Учитель
Тема. Урок развития речи. Изложение-повествование с элементами сочинения на морально – этическую тему по миниатюре В. А. Сухомлинского...

Урок русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова iconКонспект урока русского языка в 9-ом классе Тема: Использование сложносочиненных...
Приходя на уроки языка, необходимо понимать практическое значение изучаемого материала

Урок русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова iconУрок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»
Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные, дать общее представление о том, на основе каких признаков...

Урок русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова iconУрок русского языка в 8 классе «Обобщающие слова в предложениях с однородными членами»
Учебная: совершенствовать навыки использования правил пунктуации при однородных членах предложения и обобщающих словах

Урок русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова iconУрок русского языка в 4 классе тема: Итоговый урок путешествие по сказкам «Имя существительное»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<