О вере, репутациях и авторитетах в философии




Скачать 88.55 Kb.
НазваниеО вере, репутациях и авторитетах в философии
Дата публикации26.02.2013
Размер88.55 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы

  • Voprosy filosofii

  • 2004-04-30VFI-No. 004

  • Size: 14.1 Kbytes .

  • Pages:54-57.

  • Words: 1791



О ВЕРЕ, РЕПУТАЦИЯХ И АВТОРИТЕТАХ В ФИЛОСОФИИ

Автор: Н. Г. БАРАНЕЦ

Людей посмертной славы - таких, как я, понимают хуже, чем людей современных, а вот слушают лучше. В строгой формулировке: нас никто не понимает, отсюда наш авторитет.

Ф. Ницше "Сумерки кумиров или как философствуют молотом"

Казалось бы, если спросить, в чем различие между репутацией и авторитетом в философии? - ответить на это несложно: авторитеты в философии составляют "галерею ее святых" - Сократ, Платон, Аристотель, Боэций, Бруно, Монтень, Декарт, Вольтер, Кант, Гегель, Гуссерль, В. Соловьев, Флоренский, Гадамер, Рассел, Хайдеггер, Ясперс. Репутацию же имеют наши современники, в глазах коллег обладающие "репрезентативными социологическими признаками" (имеют, к примеру, всероссийскую известность, их цитируют, а их работы переведены на европейские языки), но "никто не может сказать, кто из них станет Бахтиным, а кто останется в анналах философии только в качестве библиографической карточки" 1 .

Однако на самом деле ответ не столь прост, ведь у современного британского, американского, французского и немецкого философа упомянутая "галерея" выглядит неодинаково. Кроме того, авторитетность философов весьма изменчива: "если Сократ, Боэций, Бруно как бы святые в истории философии, это еще не значит, что они величайшие философы" 2 . К тому же известно, что "философов в известной мере делают профессора философии" 3 , а создавая авторитеты в философии они создают свои собственные репутации. Иногда из-за этого грань между авторитетностью и респектабельностью стирается. Шопенгауэр писал, что к великим философам признание пришло поздно - через двести лет к Аристотелю, через сто к Бруно и Спинозе, уже в старости, после шестидесяти, к Канту, - он сравнивает их путь к славе с быстрым ростом известности университетских профессоров, которые не теряют времени и с помощью коллег упрочивают свою репутацию: "один профессор объявляет учение своего процветающего в соседнем университете коллеги за достигнутую наконец вершину человеческой мудрости, тот сейчас же становится великим филосо-

стр. 54



фом и немедленно занимает свое место в истории философии, - именно той истории, которую третий коллега подготовляет к ближайшей ярмарке" 4 .

Обсуждать тему авторитетов и репутаций в философии, вероятно, следует в двух проекциях: в гносеологической - так как авторитет и репутация являются проявлениями философской веры, и социокогнитивной, ибо в разных формах организации философов (школах, союзах, обществах, кружках, философском сообществе) отношение к философской традиции и ее носителям значительно отличаются.

Характеризуя философскую веру, сразу можно отметить, что она имеет более узкий круг носителей, чем религиозная и научная, так как распространяется среди сторонников школы или направления. "Кредо" философского направления или школы образует положения, состоящие из постулатов, философских доказательств и системы аргументов, косвенно подтверждаемых рядом допущений, выходящих за рамки философии.

Д. Дьюи обрисовал особенность оснований философского кредо так: "Ввиду отсутствия изначальной разумной основы вещей, с которыми она имеет дело, философия, образно говоря, сделала шаг назад, погрузившись в пустопорожние логические рассуждения, когда требуется убедить человека в истинности неких догматов... ничего не остается, кроме как превозносить до небес плоды безошибочной логики и скрупулезнейших умозрительных понятий" 5 . В зависимости от направления делаются допущения: идеалистами - религиозные (Бог, душа, экзистенция), позитивистами и материалистами - естественно- научные (материя, атом, поле, энергия). В рамках направлений философское кредо достаточно подвижно, но на уровне школ консервативно, так как убедительность аргументации и доказательность позиции противников не является основанием для его изменения.

Для философа вера в значимость философских методов, правильность концепций и норм, регулирующих его философствование, является тем, что "задает" границы его творческому поиску. Доля "обоснованной" веры (веры в "что"), объекты которой - гипотезы, аксиомы, законы - потенциально проверяемы, и веры "необоснованной" (веры "в", изначальные постулаты которой - Бог, пророки, святые) - принципиально не проверяемы, зависит от направления к которому относится философ. Философская вера в идеалистическом направлении - это прежде всего вера "в", мимикрирующая под веру в "что", но в своих постулатах это всегда потенциально непроверяемое суждение. Философская вера позитивистов и некоторых материалистов - это в большей степени вера в "что"; но так как положения, являющиеся предметом веры, продуцированы естественно-научным знанием и изменяются только с его эволюцией, психологически они не отличаются от верования идеалистов и метафизиков.

В таких формах организации философов как философский союз, философский кружок, философская школа в большей степени реализуется вариант веры "в" - личность интеллектуального лидера, так как эмоционально-психологическое состояние любви, восхищения, доверия обеспечивают убеждение в истинности тех идей, которые он представляет. На уровне философского сообщества в форме философских кафедр университетов и философских семинаров их участники реализуют веру в "что", для которой характерно осознанное убеждение в верности, обоснованности каких-либо идей, положений, обеспечивающих их концептуальное единство.

Недостаток обоснованности верования признается философами, и они стремятся психологически восполнить ее либо объективными средствами (посредством аргументационных конструкций, основанных на эталонном в этот период знании), либо субъективными средствами, заключающимися в признании авторитета мыслителя, формулирующего постулаты верований. Стремление носителей философской веры обосновать ее остается несбыточным желанием. Даже для сциентизированных направлений базис философской веры потенциально не подтверждается так, как это происходит в науке (часть гипотез может найти подтверждение, но, как правило, с привлечением результатов какой-либо науки: психологии, астрофизики, лингвисти-

стр. 55



ки). Осознавая связь фундаментальных положений философии с верифицируемостью их только в результате прогресса науки, логические позитивисты, например, отказали философии в праве считаться системой знания (и верований). Для того чтобы реабилитировать философию с ее непроверяемыми основаниями, М. Шлик, как бескомпромиссный, логический позитивист, редуцировал философию к деятельности по объяснению положений науки. Для него то, что является объектом деятельности философа, заимствуется им из науки: "с помощью философии предложения объясняются, с помощью науки верифицируются" 6 .

Для философа очевидно: то, что является объектом его веры - есть результат креативности его предшественников и его самого. Со временем часть допущений - ими сделанных - либо найдет подтверждение, либо изменится. Причем "философ-исследователь" больше склонен признать возможность этого изменения, чем "философ-основоположник", верящий в то, что высказываемые им идеи имеют изначально истинный - "непреходящий" характер. Эта разница отношений является точкой расхождения между "философами- исследователями" и "философами-основоположниками" и вызывает раздражение у последних беспринципностью или отсутствием веры: "вместо серьезной полемики противоборствующих теорий, которые в споре обнаруживают свое внутреннее единство, свое согласие в основных убеждениях и непоколебимую веру в истинную философию, мы имеем лишь видимость научных выступлений и видимость критики 7 .

Акт философской веры, требует определенного волевого усилия. Философ- метафизик жаждет разумного оправдания трансцендентного, и его вера является не только отправным моментом его интеллектуализирования, но и стимулом для организации соответствующего ей образа жизни. Показательна в этом отношении цитата из трактата В. С. Соловьева "Оправдание добра": "Наше определение высшего нравственного идеала основано на понятии человека как существа религиозного, на признании божественного начала в человеке и человечестве... лишь при утвердительном решении вопросов о бытии Божием, бессмертии и свободе человека можем мы признать возможность осуществления нравственного начала" 8 .

Для философа материалистического и позитивистского направлений более характерно поведение "верящего ученого": для него концепция правдоподобна за счет внесистемных оснований, то есть заимствованных научных идей, понятий и законов. Проиллюстрирую эту идею цитатой из работы А. К. Манеева "Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека" по поводу проблемы биополя, признав феномен которого автор нашел новое доказательство единства материального и духовного в человеке: "Денотатом понятия о душе, допускаемого современной наукой, правомерно признать материально-полевую формацию континуального характера, т.е. биопсиполе, функционирование которого на основе его атрибута отражения обеспечивает все черты психики биосистемы. Но так как биопсиполе обычно ускользает от непосредственной регистрации соматическими анализаторами человека, оно является либо объектом идеалистических спекуляций, либо нигилистического механистического отрицания его под флагом борьбы с душой вообще" 9 . Аргументация автора сводится к тому, что существование биопсиполя надо допустить, потому что на его основе можно объяснить такие явления, как телекинез, ясновидение и т.п., а также потому, что выдающиеся естествоиспытатели и психологи писали о неисследованных системах в живых организмах, хранящих информацию. Идея биопсиполя необходима А. К. Манееву в его концепции континуально-полевой субстанции, являющейся причиной всего сущего во Вселенной, и поэтому он просто верит в нее, придав ей достаточно респектабельный вид ссылками на работы психологов и психофизиологов.

Придание философской вере обоснованного, правдоподобного вида имеет персонально-психологический характер. Чтобы родилось доверие, суждение, становящееся объектом веры, должно возникнуть из общения в референтной группе, уверен-

стр. 56



ность же возникает из ощущения силы своего творческого сознания, оценивающего суждение, которое является объектом веры.

Философский авторитет и репутация - это проявления доверия к ним членов философского сообщества. Причем "авторитетность" это, скорее, психологический феномен, феномен личного признания значимости данной персоны в истории философии - именно по отношению к ним и их учениям "почтение" превращается в "исповедание". Признание же репутации какого- либо философа - это более когнитивный феномен, предполагающий гносеологическую оценку значимости его профессиональной деятельности и соответствия ее нормам, принятым в философском сообществе.

В философских союзах, кружках и школах философская вера реализуется в доверие к философским авторитетам, к их идеям и произведениям, которые в глазах участников этих объединений имеют "абсолютную значимость", а рефлексия по их поводу может закончиться ревизионизмом. На уровне сформировавшегося философского сообщества (философское общество, философская школа или философская кафедра) могут возникать столь значимые интеллектуальные влияния, что на протяжении определенного времени личность учителя, его суждения и принципы будут приниматься, особенно молодыми учениками, как непреложная истина. Но сама практика университетской жизни и этос философии не способствует закреплению этих тенденций. Поэтому в профессиональной группе философов коллеги имеют репутации, которые определяются их "заслугами" (предложены новые подходы и методы, систематизированы идеи, созданы концепции) и профессионализмом. Только в том философском сообществе, в котором недостаточно развиты нормы критичности и скептицизма, создаются "идолы", а попытки непредвзятого отношения к ним и оценки их идей вызывают недовольство у "творящих себе кумиров" 10 .

Г. Г. Шпет, предваряя свои очерки по русской философии, писал: "Говорить о прогрессе в сфере идей нужно с большой опаскою, и нужно большое остроумие, чтобы говорящему при этом не подорвать своей репутации просто неглупого и здравомыслящего человека. Прогресс философских идей от Платона, Декарта, Гегеля и до современных профессоров есть тема весьма колючая" 11 . Не меньше здравомыслия требуется, чтобы респектабельность не была истолкована как авторитетность, а авторитет не превратился в "идола", чьи идеи не подлежат обсуждению, интерпретации и творческому преобразованию.

Примечания

1 О философах и профессорах философии (беседа с членом- корреспондентом РАН А. А. Гусейновым) // Вопросы философии. 1998. N 3. С. 138.

2 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С. 422.

3 О философах и профессорах философии (беседа с членом- корреспондентом РАН А. А. Гусейновым) // Там же. С. 136.

4 Шопенгауэр А. Об университетской философии // Эпоха. Философский вестник. 1991. N 0. С. 71 - 72.

5 Дьюи Д. Реконструкция в философии. М. Логос. 2001. С. 168.

6 Шлик М. Поворот в философии // Аналитическая философия. Состав. А. Ф. Грязнов. М.: МГУ, 1993. С. 30.

7 Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 1998.

8 Соловьев В. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1988. Т. 1. С. 593 - 594.

9 Манеев А. К. Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 364.

10 Пример - дискуссия о творчестве П. А. Флоренского середины 90-х гг., когда некоторые замечания Н. К. Бонецкой и Р. А. Гальцевой вызвали возмущение иеродиакона Андроника и Е. И. Ивановой; печаталась в книге: П. А. Флоренский "pro et contra" (СПб. РХГИ. 1996).

11 Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии // Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 219.

стр. 57




постоянный адрес статьи : http://www.ebiblioteka.ru/sources/article.jsp?id=6408454

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О вере, репутациях и авторитетах в философии iconПлан Учение Иисуса Христа о вере Учение Иисуса Христа о вере
Сын Божий Иисус Христос – есть Бог, явившийся людям на земле во плоти человеческой. Это говорит нам о том, что учение Господа Иисуса...

О вере, репутациях и авторитетах в философии icon“Эсхатологическая проблематика в философии и культуре русского серебряного века”
Ивана Франко, кафедра философии совместно с Обществом русской философии при Украинском Философском фонде, сектором истории русской...

О вере, репутациях и авторитетах в философии iconВопросы к зачету по курсу «история философии в украине»
Предмет истории украинской философии. Проблема различения «украинской философии» и «философии в Украине»

О вере, репутациях и авторитетах в философии iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Шпоры по философии Возникновение...

О вере, репутациях и авторитетах в философии iconМетодическая разработка к семинарскому занятию (для студентов) Тема:...
Актуальность темы: философское основание мировоззрения, место философии в формировании основных мировоззренческих аспектов жизни...

О вере, репутациях и авторитетах в философии iconПроцессе познания
В освобожденном от историче­ской формы развитии философии он видел закономер­ную логику развития познания вообще. Именно в этом смысле...

О вере, репутациях и авторитетах в философии iconКогда Господь Иисус Христос жил на земле, Он совершил многие благодатные...
«По вере вашей да будет вам», говорил Спаситель. И народ дивился, как повествует Евангелие, видя немых говорящими, увечных здоровыми,...

О вере, репутациях и авторитетах в философии iconРеферат по философии. На тему: «Направления и Проблемы Западной Философии ХХ века»

О вере, репутациях и авторитетах в философии iconБелокобыльский Александр Владимирович д филос н., проф., профессор...
Астапов Сергей Николаевич – д филос н., профессор кафедры истории философии факультета философии и культурологии Южного федерального...

О вере, репутациях и авторитетах в философии iconОбъем требований по философии для поступающих в аспирантуру
Традиции и особенности русской философии: ее практически нравственная ориентация

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<