Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу




Скачать 499.17 Kb.
НазваниеМетодические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу
страница1/4
Дата публикации27.02.2013
Размер499.17 Kb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Философия > Методические указания
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПО КУРСУ

«ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»

ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ

Утверждено

на заседании

кафедры философии

Протокол № от 2012 г.

Харьков 2012

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

РАЗВЁРНУТЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

1. Многообразие форм познавательной деятельности и знания

2. Структура, методы и формы научного знания

3. Теоретические модели развития науки в философии науки ХХ столетия

^ ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ

1. Исторические типы науки

2. Позитивистская философия науки

3. Основные логико-гносеологические проблемы современной науки

^ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫБОРУ ТЕМЫ И НАПИСАНИЮ ЭССЕ

Приложение А

ВВЕДЕНИЕ
Задачей курса «Философские проблемы научного познания» является ознакомление магистрантов с особенностями, методами и структурой научного знания, его философскими основаниями; краткой историей философии науки и её основными течениями; актуальными философскими и методологическими проблемами современной науки, основными тенденциями и проблемами её дальнейшего развития.

Не менее важной целью курса является прививание магистрантам базовых навыков использования философской методологии при рассмотрении мировоззренческих проблем, в том числе связанных с развитием науки.

Методические рекомендации содержат: развёрнутый план лекций; темы семинарских занятий, базовые понятия и положения к ним; темы для самостоятельного изучения и базовые понятия и положения к ним; рекомендации к выбору темы и написанию эссе.
^ РАЗВЁРНУТЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
1. Научное познание

Сущность познания. Наука как вид познавательной деятельности. Наука как система знаний. Наука как социальный институт. Научное познание в соотношении с обыденным, мифологическим, религиозным, философским познанием. Особенности научного познания: объективность, достоверность, предметность, обоснованность, универсальность. Особенности языка науки. Критерии демаркации науки и не-науки.
^ 2. Структура научного знания

Классификация наук: естественные, технические, гуманитарные. Математическое знание. Фундаментальная и прикладная наука. Эмпирическое научное познание: сущность, методы, структурные элементы. Теоретическое научное познание: сущность, методы, структурные элементы. Факт. Эмпирический и теоретический закон. Теория и концепция. Гипотетико-дедуктивный метод. Моделирование. Связь эмпирического и теоретического научного знания. Метатеоретический уровень научного познания.
^ 3. Научное познание как предмет философского исследования

Исторические формы взаимосвязи науки и философии. Натурфилософия как историческая форма взаимосвязи философии и науки. Философские основания классического естествознания. Позитивистская традиция в философии науки. Марксистская традиция в философии науки. Ситуации возникновения философских и методологических проблем в науке. Функции философии в научном познании. Философия как способ включения научного поиска в социокультурный контекст. Философия и самосознание ученого. Кризис классической методологии и формирование неклассического типа научности в первой трети ХХ столетия.
^ 4. Философия науки второй половины ХХ столетия

Концептуальные изменения в основаниях науки ХХ столетия. Философская проблематика Теории относительности и квантовой механики и порождённые ими фундаментальные гносеологические и методологические проблемы. Концепция критического рационализма К. Поппера. Постпозитивистские модели развития науки: парадигмальная модель Т. Куна; методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса; эволюционная модель Ст. Тулмина, «методологический анархизм» П. Фейерабенда.
^ 5. Философские проблемы современной науки

Особенности современной научной картины мира. Проблема детерминизма и возможные пути её решения. Проблема истинности научного знания. Проблема развития и способы её интерпретации в рамках различных подходов. Глобальные эволюционные представления. Неустойчивость и самоорганизация. Становление современной концепции холизма. Основные положения синергетического подхода к анализу динамических систем. Формирование универсальной общенаучной концепции развития.
^ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Семинарские занятия призваны раскрыть смысловое содержание и многоаспектность ключевых проблем курса в рамках полемической дискуссии. Темы семинарских занятий и список вопросов, которые выносятся на обсуждение, приведён ниже.

К каждой теме приводятся базовые понятия, которые составляют смысловую основу рассматриваемых вопросов, и ключевые проблемные положения, содержание которых должно быть раскрыто магистрантом в ходе подготовки к семинарскому занятию с помощью рекомендованных источников.
1. Многообразие форм познавательной деятельности и знания
Вопросы, которые выносятся на обсуждение:

  1. Познание как специфическая деятельность.

  2. Виды познавательной деятельности.

  3. Особенности научного познания.

  4. Функции научного познания.

  5. Критерии научности.


Познание – деятельность по приобретению знаний. При этом происходит превращение информации в знание. Это превращение составляет главную проблему гносеологии – раздела философии, занимающегося изучением возможности познания человеком мира и самого себя.

Важно понимать, что информация представляет объективную сторону познания (мера неопределённости), в то время как знание всегда субъективно (представление). В связи с этим возникает вопрос об объективном знании.

Необходимо обратить внимание на соотношение информации и данных.

В процессе познания объективная информация превращается в предмет – абстрактное представление об объекте. Из этого следует, что знание всегда зависит от используемых познавательных процедур, с помощью которых оно получено.

В зависимости от используемых в процессе познания процедур и методов, выделяют различные типы познания:

  • обыденно-практическое;

  • художественно-образное;

  • мифологическое;

  • религиозное;

  • философское;

  • научное.

Прежде всего, различия заключаются в источниках и инструментах познания, на что следует обратить особое внимание. Необходимо рассмотреть основные особенности указанных видов познания и взаимосвязь обыденно-практического познания и науки, науки и религии, науки и мифа.
Следует раскрыть содержание основных особенностей научного познания, к которым прежде всего относятся:

  • рациональность;

  • объективность;

  • обоснованность или достоверность;

  • предметность;

  • системность;

  • интерсубъективность;

  • наличие особого языка.

Необходимо рассмотреть основные задачи научного познания, которые реализуются в его главных функциях:

    • описание;

    • объяснение;

    • предсказание;

    • мировоззренческая функция.

Определённую сложность представляет проблема демаркации науки, то есть выработка критериев, на основании которых можно различать научное и ненаучное знание. В процессе исторического развития науки выработаны несколько основных подходов:

    1. Критерий опытной проверки:

  1. экспериментальная проверка;

  2. верификация;

  3. фальсификация;

    1. Критерий непротиворечивости:

    1. согласованность;

    2. непротиворечивость.

    1. Критерий интерсубъективности.

    2. Парадигмальный критерий.

Необходимо чётко понимать особенности каждого из указанных критериев.

Понимание науки во многом зависит от контекста, в котором она рассматривается исследователем. Наука представляется как:

  • система определённым образом организованных знаний;

  • совокупность специфических методов и средств познавательной деятельности;

  • вид человеческой деятельности;

  • социальный институт.

Этот контекст может во многом определять представления о критериях науки, её задачах и способах описания.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое познание?

  2. Как соотносятся информация и знание?

  3. Как связаны объект и предмет познания?

  4. По каким критериям возможна классификация познавательной деятельности?

  5. Как соотносятся обыденное и научное познание?

  6. Что общего и что отличает научное и философское познание?

  7. В чём разница между научным и религиозным познанием?

  8. Каковы особенности научного познания?

  9. Как соотносятся функции научного познания?

  10. Какой критерий научности лучше соотносится с естественными науками и почему?

  11. Может ли существовать единый критерий научности?

  12. Как выбранный критерий научности влияет на понимание сущности научного познания?


Рекомендованная литература:

  1. Гайденко В.П. Природа в религиозном мировосприятии // Вопросы философии. – 1995, №3.

  2. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991.

  3. Заблуждающийся разум? Многообразие форм вненаучного знания. - М., 1991.

  4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999.

  5. Культурные универсалии, наука и вненаучное знание // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М.. - С. 328-380.

  6. Купцов В. Философия и методология науки. – 1996.

  7. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996.

  8. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.

  9. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.

  10. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М., 1991.

  11. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998.

  12. Холтон Дж. Что такое "антинаука" // Вопросы философии. № 2, 1992.

  13. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.

  14. Шишков И.З. История и философия науки. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

  15. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

  16. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002.


2. Структура, методы и формы научного знания
Вопросы, которые выносятся на обсуждение:

  1. Классификация научного знания.

  2. Особенности технических наук.

  3. Эмпирическое знание.

  4. Теоретическое знание.

  5. Соотношение эмпирического и теоретического знания.

  6. Метатеоретическое знание.


Проблема классификации и структурного описания научного знания является одной из центральных в философии науки. Главный объединяющий признак науки – рациональность, но не любое рациональное знание является научным. Отсюда выводится проблема демаркации.

К тому же научное знание не является однородным, поэтому может быть описано с точки зрения его структурной организации.

Познавательная деятельность всегда направлена на определённый объект. Чаще всего объектом является определенный фрагмент реальности. В зависимости от типа изучаемых объектов формируется определённый способ его теоретического описания, то есть предмет.

Если подразделять науки по типу описываемых объектов и способам их предметного представления, то можно выделить три основные раздела: естественные, гуманитарные и технические науки.

Естественные науки (естествознание) направлены на изучение «естественных» явлений и процессов. В основе естествознания лежит натуралистический подход.

Социально-гуманитарные науки изучают человека во всех формах его духовной, нравственной, интеллектуальной, культурной, общественной деятельности, а так же формируемые этой деятельностью системы (общество, культура).

Технические науки занимаются изучением комплекса проблем, связанных с созданием, совершенствованием и применением искусственных (не естественных) объектов, задействованных в человеческой деятельности. В общем смысле такие искусственные объекты называются техническими.

Необходимо обратить внимание на соотношение естественных и технических наук.

Особую проблему составляет статус математики как науки. Математика и логика относятся к формальным наукам. Математика может рассматриваться как дисциплина, занимающаяся развитием языка науки.

Философия является мировоззрением и не обладает обязательными признаками науки (какими?). Философия выполняет по отношению к науке мировоззренческую и методологическую функции.
Научное знание можно подразделять по направленности его на решение внутринаучных или внешних для науки задач:

фундаментальное знание направлено на развитие познавательных средств, то есть на развитие предметной области науки, с помощью которых осуществляется изучение объектов данной науки;

прикладное знание формируется в процессе применения теоретических знаний при решении конкретных проблем и задач; прикладное знание используется в практической деятельности.
По способу организации познавательного процесса выделяют три уровня научного знания:

  • эмпирическое знание;

  • теоретическое знание;

  • метатеоретическое знание;

Эмпирическое знание формируется путём обобщения и абстрактного описания данных наблюдений или экспериментов. Необходимо выявить отличие эмпирического знания и чувственного опыта.

Предметом эмпирического познания являются эмпирические объекты – логические модели, обобщающие чувственные образы.

Методы эмпирического познания:

научное наблюдение;

натурный эксперимент:

  • поисковый;

  • проверочные;

  • демонстративные;

наблюдение и эксперимент формируют онтологию эмпирического познания;

    • измерение;

    • индукция.

Структурные элементы эмпирического познания:

  • протокольное предложение;

  • факт;

  • эмпирический закон;

  • феноменологическая теория.

Особое значение в науке ХХ столетия приобрела проблема приборного детерминизма. Изучение объектов современной науки невозможно без использования специальной техники наблюдения и фиксации явлений. Но каждый прибор строится на основе определённой теории.

^ Теоретическое знание направлено на разумное постижение сущности явлений, фиксируемых в рассудочных схемах эмпирического знания. В отличие от рассудка, направленного на постижение внешних связей, разум направлен на развёртывание своего собственного содержания. Теоретическое знание является результатом творческой деятельности.

Предмет теоретического знания – абстрактные закономерности идеальных объектов.

Методы теоретического познания:

  • абстрагирование;

  • идеализация;

  • анализ;

  • синтез;

  • дедукция;

  • аналогия;

  • формализация;

  • мысленный эксперимент.

Необходимо раскрыть содержание гипотетико-дедуктивного метода построения теорий.

Основные структурные элементы теоретического познания:

  • теоретический (идеальный) объект;

  • проблема;

  • гипотеза:

    1. общие;

    2. частные;

    3. рабочие;

      • аксиома;

      • доказательство;

      • теоретический закон;

      • научная теория и её основные элементы:

    1. исходные основания – фундаментальные понятия, законы, аксиомы;

    2. абстрактная модель существенных свойств, связей и отношений изучаемых объектов – идеальные объекты теории;

    3. совокупность определенных правил выведения, доказательства – логика теории;

    4. философские основания теории;

      • концепция;

      • теоретическая модель.

Особое внимание следует уделить критериям, на основании которых можно оценивать теоретические модели:

      • адекватность;

      • точность;

      • универсальность;

      • простота.

Необходимо рассмотреть взаимосвязь этих критериев, в частности, как соотносятся простота и универсальность с точностью, как эти критерии связаны с адекватностью. Что является определяющим при оценке адекватности модели?

Важной проблемой является классификация теоретических моделей: на основании каких критериев осуществляется классификация, каковы особенности различных видов моделирования?

Чем отличаются абстрактные и имитационные модели? Что такое компьютерное моделирование и в чём особенности вычислительного эксперимента?

Важным является вопрос о взаимосвязи эмпирического и теоретического знания. Между ними не существует строгой логической связи, то есть они не могут быть непосредственно выведены одно из другого. Чем можно обосновать такое утверждение?
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям та самостоятельной...
Методические рекомендации к семинарским заняттям та самостоятельной работе по курсу «Экономическая теория» для иностранных студентов...

Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу iconМетодические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе...
Цель курса – познакомить магистрантов с философией и методологией научного познания ХIХ-ХХІ веков, с основными философскими школами...

Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной...
Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой экономической теории и региональной экономики В. П. Дубищев, д э н., професор

Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу iconН. В. Гринева Методические указания к практическим занятиям, расчетно-графическим...
Методические указания к практическим занятиям, расчетно-графическим работам и самостоятельной работе по дисциплине Инженерная

Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу iconУчебное пособие к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов...
Учебное пособие предназначено для содействия студентам в их подготовке к семинарским занятиям по курсам «Философия» и«Социальная...

Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу iconМетодические материалы к семинарским занятиям и самостоятельной работе...
Украинская культура периода казацко – гетманской государственности (ХVІІ-ХVІІІ в в.)

Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу iconМетодические указания Челябинск Издательство юургу 2000
Методические указания предназначены студентам 1 курса очного и заочного отделений факультета психологии при подготовке к семинарским...

Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу iconФилософия методические указания к семинарским занятиям для студентов...
Философия: методические указания к семинарским занятиям для студентов І курса медицинских факультетов. Донецк: Доннму, 2010. с

Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов I курса...
История украинской культуры : методические указания к семинарским занятиям для студентов I курса медицинского I, медицинского ІІ,...

Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу iconПолитология методические указания к самостоятельной работе
Политология : Методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей заочной формы обучения / сост.: А....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<