Учитель, духовность, педагогическое сознание, расширение сознания, утончение сознания, путь сознания




Скачать 328.97 Kb.
НазваниеУчитель, духовность, педагогическое сознание, расширение сознания, утончение сознания, путь сознания
страница1/3
Дата публикации08.04.2013
Размер328.97 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы
  1   2   3
А.А.ЛЕБЕДЕНКО,
заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР,кандидат педагогических наук, кандидат философских наук
Духовный гуманизм учителя как способность восходить в будущее
Очень важно, дорогие коллеги, серьезно подумать и вникнуть в семантику понятий: учитель, духовность, педагогическое сознание, расширение сознания, утончение сознания, путь сознания и в др. базисные категории гуманной педагогики которые являются этическим остовом и нравственными скрепами Школы Жизни. Атмосфера доверия, сотрудничества и самовоспитания в школе возможна только на основе сознательной дисциплины любви. И аксиома «любовь воспитывает любовь» есть истина Школы Жизни. Вера учителя в силу гуманной педагогики делает его прекрасномыслящим и открытым к допущениям истины. Мудрость Индии говорит: Кто следует путями истины, тот должен понимать допущение совершенствования материи. Полезно в школах учить беспредельности совершенствования.

Так как педагогический процесс явление исключительно субъективное, то мировоззрение учителя – это самый главный воспитывающий и образовывающий магнит школы. Возвышенное, расширенное сознание учителя помогает систематизировать свой внутренний мир и по законам гармонии, красоты, радости облагородить образовательный процесс. Мировоззрение учителя – это наше внутреннее зрение, педагогические глаза сердца и духа. В гуманной педагогике именно в этом основа – расширить миропонимание учителя до восприятия ребенка в четвертом измерении. Как только этот момент истины происходит, то ученик воспринимается многомерно: он Явление Света, он носитель благородной миссии, он обладатель беспредельной энергии духа и при мудром водительстве учителя ученику все под силу.

Только при таком восприятии ребенка мы начинаем творить и открывать в себе ту замечательную педагогику, которая соответствует нашему возвышенному мировоззрению. При этом мы становимся на ступень мучительно-творческих людей, ищущих в себе нечто необычное и неповторимое, что утверждает учителя на перспективном и оптимистическом взгляде на ребенка. Так, дорогие коллеги, и допускается в сердце каждого из нас духовность, которая и есть путь к расширению педагогического сознания. Особенностью гуманной педагогики является то, что в сердце учителя выращивается духовный облик Ребенка. С точки зрения классической педагогики нужен именно такой духовный взгляд на ребенка, так как наша педагогическая вера в этом случае неограниченна и беспредельна по отношению к любому ребенку как личности и как индивидуальности.

В свое время на таких постулатах творили классики педагогики. Мечтая о более совершенном обществе, они шли путем просвещения и воспитания народа. Классики допускали и утверждали в своих сердцах, в педагогической деятельности, в жизни своего народа, три драгоценные жемчужины любви:

1. Постоянное стремление школы к высоким Идеалам.

2. Доброжелательность, дружелюбие и благую волю сердца в деятельности педагогического коллектива.

3. Труд и радостную кооперацию в жизни школы.

В мировой педагогической практике были положительные опыты создания таких школ, например:

- мужская школа-гимназия К.И.Мая на Васильевском острове Петербурга (вторая половина XIX века и начало XX века). Её возглавил талантливый педагог-практик, Карл Иванович Май (18201895). Основным девизом школы было изречение Яна Амоса Коменского «Сперва любить – потом учить»;

- трудовые колонии-коммуны Антона Семеновича Макаренко в XX веке;

- Павлышская средняя школа Василия Александровича Сухомлинского и др.

В предисловии к книге «Сердце отдаю детям» В.А.Сухомлинский (1918-1970) писал: «Если говорить на языке тонких человеческих отношений, то этот труд посвящен сердцу педагога»1.

У Василия Александровича была классическая биография педагога советского времени: крестьянская семья – школа – пединститут – учитель в деревне (жена, братья, сестра – тоже учителя) – фронтовик (жена и сын замучены гестаповцами) – принят в члены КПСС – после войны директор школы – заведующий районо – защита кандидатской диссертации – Звезда Героя Социалистического Труда – два ордена В.И.Ленина – медали К.Д.Ушинского и А.С.Макаренко – Государственная премия и звание Заслуженный учитель УССР – член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР.

Однако В.А.Сухомлинский постоянно подвергался в советское время партийной «критике» за «абстрактный гуманизм», «непоследовательность», «отступление от общепринятых положений передовой советской педагогики» (Б. Лихачев). Его вынуждают изменять тексты работ, которые не удовлетворяют официальных рецензентов: «концепция, которую В.А.Сухомлинский проповедует в ряде органов нашей печати, получила весьма широкое распространение в массах учительства и в настоящее время представляет собой реальную угрозу как сила, поворачивающая педагогическое мышление в сторону буржуазной теории свободного воспитания»2.

В письме профессору Э.Г.Костяшкину, написанного 24 августа 1967 года после публикации очередной «критической» статьи, Василий Александрович пишет: «Вы, конечно, знаете, что «Учительская газета» опубликовала статью, резко направленную против моих «Этюдов о коммунистическом воспитании». Было бы глупой самонадеянностью считать этот труд свободным от ошибок. Но статья («Нужна борьба, а не проповедь»), по-моему, выходит за рамки научного спора, ее тон недостоин честной дискуссии, в ней – грубая брань. Меня очень поразило, что мне приписывались взгляды, которые я никогда не разделял»3. По этим причинам книга В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям» была направлена в издательство ГДР «Фольк унд Виссен» и впервые увидела свет там, в 1968 году и на немецком языке.

Все это, конечно, не проходило бесследно для здоровья педагога новатора. Василий Александрович через два года уходит из жизни, сполна отдав детям свое израненное сердце. Нам же он оставил громадное педагогическое наследие (2211 наименований произведений)4, мудрые, добрые книги и некоторые тайны. С.Л.Соловейчик писал: «Сухомлинский не так прост, как иным кажется при беглом чтении. Это педагог мирового класса ˂…˃ Он так же загадочен, как и все воспитание»5. Да, много тайн оставил нам В.А.Сухомлинский: «Наш долг, – пишет М.И.Мухин, – двигаться по пути разгадок того великого и неординарного, что оставил В.А.Сухомлинский»6.

Наибольшая из этих тайн та, считает В.А.Сухомлинский, что «ребенку присуща способность жить сердцем»7, и поэтому он понял: «чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце»8. Как это делать? Для этого следует учить молодого человека познавать себя и воспитывать себя, и при этом цитировал любимого им писателя Ф.М.Достоевского: «Найди себя в себе, подчини себя себе; овладей собой»9. Василий Александрович любит этот сердечный язык «тонких человеческих отношений»10 и приглашает всех к совместному труду – труду сердца. «То же самое можно было бы отнести и ко всему вышедшему из-под пера В.А.Сухомлинского – в них следовало бы видеть, образно говоря, «философию сердца», обращенную к людям всех возрастов и всех родов занятий»11, – пишет Л.В.Голованов в предисловии к книге «Не только разумом, но и сердцем».

Гуманизация педагогики без философии сердца не может состояться. И.И.Кальной отмечает: «Философия абсолютно необходима в сфере творческой деятельности, где человек сталкивается с нестандартными проблемами и где он может реализовать свою свободу, решая эти проблемы» и наоборот, философия, а тем более сердца, не представляет никакой ценности «пока люди заняты в сфере репродуктивной деятельности в рамках культуры традиционного общества»12. Видимо это одна из причин недоброжелательства критиков к В.А.Сухомлинскому, ведь Героя Прометея может понять только тот, кто и сам в сердце своем – герой духа. Именно дух героизма призывает философию сердца в педагогическую среду и тогда инициируется познание и самопознание, тогда существует потребность открыть «дальнюю перспективу»13 (А.С.Макаренко) и утвердить будущее в настоящем. Будучи душой педагогическойкультуры, философия сердца – спутница мастерства педагога. Учителю в этом помогают идеалы. Тем более, что Идеал – это жизненное кредо каждого Мастера.

Закон жизни непреложен: человек, который в поиске «дальней перспективы» стремится познать беспредельную глубину собственного микрокосма, непременно должен: во-первых, быть готовым вдохновиться Идеалом; во-вторых, быть способным утверждать принятую концепцию Идеала в повседневной жизни; в-третьих, сознательно допустить руководство со стороны Идеала собственным поведением; в-четвертых, быть готовым принять терновый венец, которым отмечает невежественная толпа своих Благодетелей – это и есть та простая методика раскрытия сердца, заповеданная древними мудрецами как «дивное в сердце делание». В Гуманной педагогике этот закон является основой образования сердца. Закон суров и непреложен, но он – пища сердца героев духа. «Коллеги, только жизнь героя духа приличествует нам!»14, – утверждает автор Школы Жизни Ш.А.Амонашвили.

Создание Идеалов в народе интуитивно издавна приветствуется и является одним из самых эффективных способов воспитания и самовоспитания. Идеалы получают различные реализации в соответствии с характером и особенностями народа. Ценность Идеала Учителя, Героя, Подвижника никоим образом не уменьшается ни из-за отсутствия исторических данных, ни из-за несовершенства доказательств подлинности манускриптов. Многие из рассказываемых историй могут не быть исторической правдой, но являются правдивыми этически и нравственно.

Философ И.А.Ильин называл это «созерцающим вчувствованием» и писал, что идеальное содержание может «мыслится, или желается, или воспринимается чувственно, или видится в мечте, или же рисуется, лепится, поется, строится, выговаривается в слове или совершается в виде поступка. Созерцающее вчувствование может предаться любому жизненному содержанию или любому предмету, – воспринять его и культурно-творчески претворить его. При этом оно всегда обращено к реальностям, которые избираются и воспринимаются силою духовной любви»15. Эта «сила духовной любви» к Идеалу нацеливает людей на культивирование в себе нравственных качеств: терпимости, сострадания, доброжелательности, дружелюбия, искренности, радости, торжественности, сердечности и др. Она же и предостерегает о различных неустойчивых свойствах ума и взращивается непоколебимо в сердце устремленного человека. Народная педагогика утверждает: «Достойное поведение выше всякого богатства» (балкар.); «Прощающий – благороден», «Прощение от могущества» (осет.); «Снисходительность дополняет щедрость», «Будь милостив к тем, кто ниже, слабей тебя» (кабард.), «Умом далек, да сердцем близок» (рус.).

Особенно рекомендуется народной традицией умеренность и равновесие при подготовке человека к высшему предназначению: через овладение низших потребностей своей личности. Народные воспитательные традиции проповедуют идею долготерпения как достойную черту характера каждого человека. Особенно она подчеркивается для младших при их общении со старшими. У всех народов обычай уважения к старшим есть один из древнейших и генетически связан с культом предков. Проявляется он в глубоком и искреннем почитании Учителя, Героя, Подвижника, Наставника и даже старших по возрасту или опыту людей, а также родителей. В народном афористическом творчестве Они предстают как источник Мудрости, Знания, Добродетели и Светочи: «В семье, где нет пожилого человека, нет нравственности; а в семье, где нет молодого человека, нет счастья», «В доме, где нет старших, много плача», «Молодого наставляют, а старого разве поучают?», «Где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи», «Молодые дерутся, старшие советуются», «Старшего не окликают, его догоняют» (адыг.); «Где нет старшего, нет и младшего» (абазин.); «Старшему нос подотри и держи его для совета» (карач., балкар.); «Пусть слаб старик и беспомощен, но держи его при себе как советчика», «Много живший много знает», «Не станет сам старшим не слушающий старшего», «Очаг не светит в той семье, где нет старшего» (балкар.); «Кто старшего не послушается, в большую яму упал» (чечен.); «У старика вытри нос и спроси у него совета» (осет.); «Старый человек стоит четверых» (чуваш.); «Хочешь в чем-нибудь добиться успеха - посоветуйся с тремя стариками» (кит.); «Не поступающий по словам стариков до старости не будет удачливым» (крым. татар.)16. Можно только сожалеть, что народный Идеал сегодня в России востребован на уровне инициативы одиночек патриотов-искателей. В этой области, как и во многих других, достоин внимания опыт народов Юго-Восточной Азии, отличающихся стремлением творить все во благо человека, страны, мира, будущего. Культивируемые ими тысячелетние традиции и нравственные ценности одухотворяют современную восточную цивилизацию. Наряду со специальными знаниями детям даются в школах традиционные нравственные ценности. К примеру, в Южной Корее изучают «26 добродетелей» – квитэссенцию этнопедагогических основ корейского народа. В старших классах они изучают курс «Национальная этика». Аналогичные ориентации культивируются в Индии, Китае, Японии, Сингапуре, на Тайване. Все они корнями связаны с народной системой этических норм, пробуждающих верность долгу, честность, почитание старших, бережность, смирение.

Все народы учили о подвижниках, о героях. Народ, в сердце которого живет мысль о подвиге – на пути совершенствования, и чем жизненнее Идеал его, тем короче путь к сердцу. «Наш Педагог, любезные мои, подобен Богу, Своему Отцу, которому Он является Сыном ˂…˃ Это – исполнитель воли Отчей, Бог в видимом образе. Таков безукоризненный наш Идеал; к духовному с Ним сходству считаем мы своей обязанностью изо всех сил стремиться»17, – так пишет Климент Александрийский об Идеале Педагога – Иисусе Христе.

Взаимодействие двух и более устремленных к Идеалу сердец, высвобождает дополнительно мощную психическую энергию каждого члена коллектива. В психологии это явление обозначили синергическим эффектом или эффектом «2+2=5»18. Людей устремленных к Идеалу называют светлыми людьми, дающими жизнь. «В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков ˂…˃ Свет есть невидимое Пламя, который не горит, но воспламеняет все, до чего он касается, и дает жизнь» [Иоанн. 1:3]. Где жизнь – там и радость сердца.

Радость – это чувство Жизни, устремленного к Идеалу сердца. Радость возвышению и просветлению духа – совесть человека. Индикатором совести есть чувство радости. Безрадостная педагогика – это следствие, а причина – отсутствие в школе учителя-подвижника. Дети от рождения ищут горящее сердце Данко, мужественного Прометея, Героя Духа.

Именно Человек с «Сердцем Данко» – Идеал детей. В письме Максиму Горькому А.С.Макаренко пишет: «В Ваших книгах я нашел для себя педагогические откровения. Не может быть воспитания, если не сделана центральная установка о ценности человека»19. А в скорбные дни прощания с Великим писателем Антон Семенович пишет: «Моя жизнь прошла под знаком Горького»20. Максим Горький – творец А.С.Макаренко и его воспитанников. Видим, что одухотворяет педагогику – Идеал, Герой Духа. Идеал инициирует ту практическую силу, которая задает субъекту меру рассудочности, формирует его ориентиры на проект цели, определяет задачу и обеспечивает выбор средств, необходимых для достижения цели. Классик немецкой философии Г.Гегель (1770-1831) считал, что «Идеалом является всякая действительность в своей наивысшей истине»21. Идеал всегда ориентирован на социальноодобряемый результат. Мыслитель, педагог, врач Н.И.Пирогов (1810-1881) писал о себе: «Мне нужен был отвлеченный, недостижимо высочайший Идеал веры. И, принявшись за Евангелие ˂…˃ я нашел для себя этот Идеал»22. Устремление к более совершенному во всех проявлениях – это та же «умносердечная молитва» Святых Отцов, «та же тонкая боль познающего сердца, то же восхищение духа»23. Устремление к Прекрасному – это та энергия, которая необходима для слияния с выбранным для себе Идеалом24. В этом и «целесообразность, или
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель, духовность, педагогическое сознание, расширение сознания, утончение сознания, путь сознания iconКниги — активное сознание, точнее, методы, ведущие к активизации...
Активное сознание — это преодоление промежуточного статуса человека — существа, застывшего между обусловленностью (внешними стимулами...

Учитель, духовность, педагогическое сознание, расширение сознания, утончение сознания, путь сознания iconК онтологии сознания через рефлексию
Основным механизмом исследования сознания выступает рефлексия, которая, в силу полной прозрачности сознания, является

Учитель, духовность, педагогическое сознание, расширение сознания, утончение сознания, путь сознания iconПсихологические аспекты инновационного сознания персонала предприятия
Показана роль инновационного сознания персонала как одного их важнейших факторов успешной разработки и внедрения инноваций. Проанализированы...

Учитель, духовность, педагогическое сознание, расширение сознания, утончение сознания, путь сознания iconРасстройства сознания. Принципы терапии психических расстройств
Философские, психологические, психопатологические и физиологические аспекты определения сознания

Учитель, духовность, педагогическое сознание, расширение сознания, утончение сознания, путь сознания iconС. 22-29 Шушляпин О. И. Холистическая природа сознания и дифференцированное...
Исциплин – философии и религии, политики и социологии, биологии и психологии, валеологии и антропологии, исходя из аналоговых принципов...

Учитель, духовность, педагогическое сознание, расширение сознания, утончение сознания, путь сознания iconНина Терехова Два взгляда на рост сознания человечества Космический...
После знаковой даты «21. 12. 2012», когда произошёл фазовый переход во вторую октаву (см статью «Переход человечества в следующую...

Учитель, духовность, педагогическое сознание, расширение сознания, утончение сознания, путь сознания iconЗакону: с одной стороны, развитие личного сознания воспроизводит основные
Цель данной статьи выработка методологии рассмотрения феномена сознания в диахронном аспекте и построение на ее основе онтологической...

Учитель, духовность, педагогическое сознание, расширение сознания, утончение сознания, путь сознания iconАхмедов тариэл Ильясович жидко максим Евгеньевич психотерапия в особых...
Приемы и способы определения степени внушаемости и восприимчивости к особым состояниям сознания

Учитель, духовность, педагогическое сознание, расширение сознания, утончение сознания, путь сознания iconВ мировой философской традиции и в психологии существование бессознательного...
Бессознательное, вкратце, это все психические явления и даже наши собственные действия, лежащие вне сферы нашего сознания, безотчетные...

Учитель, духовность, педагогическое сознание, расширение сознания, утончение сознания, путь сознания iconЛеонова И. Б. Дыхательные психотехники и измененные состояния сознания
Объединенные в группу по одному единственному признаку отличию от "нормального", повседневного состояния сознания определенного уровня...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<