Принципы диалектической логики «… Вопрос не о том, есть ли дви­жение, а о том, как его выразить в логике понятий » В. И. Ленин




НазваниеПринципы диалектической логики «… Вопрос не о том, есть ли дви­жение, а о том, как его выразить в логике понятий » В. И. Ленин
страница1/6
Дата публикации10.04.2013
Размер0.81 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6
М. М. РОЗЕНТАЛЬ

ПРИНЦИПЫ

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ

ЛОГИКИ

«… Вопрос не о том, есть ли дви­жение, а о том, как его выразить в логике понятий...»

В. И. Ленин
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время вопросы логики выдвинулись на одно из первых мест среди прочих актуальных проблем философской науки. Это объясняется по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, потребности раз­вития науки и общественной практики делают все на­стоятельнее необходимость дальнейшей разработки как общих, так и специальных вопросов познания. Не случайно в последнее время приобрела большое теоретиче­ское и практическое значение одна из ветвей логики — математическая логика. Ее связь с запросами бурно прогрессирующей науки, а также с развитием техники совершенно очевидна.

Не менее актуальный интерес приобрели и более широкие, общие проблемы логики, которые должны объяснить закономерности познания, подвести, прочный логический фундамент под быстро развивающуюся, но идущую чрезвычайно сложными и противоречивыми пу­тями, науку. Важное значение гносеологических и логи­ческих проблем для современной науки марксисты осо­знали уже полстолетия назад, когда только грянул пер­вый гром новой революции в физике. Наиболее ярким свидетельством этого явился «Материализм и эмпирио­критицизм» В. И. Ленина. В ленинском произведении с глубочайшим прозрением в сущность современного этапа развития человеческих знаний было показано, что все те ошибочные философские выводы, которые дела­лись из новых достижений науки, вызваны непониманием действительной природы познания и объективно необходимой логики его движения. В нем, однако, были не только показаны источники ошибок, причины кризиса в физике, но и раскрыты наиболее важные законо­мерности развития человеческого познания. Невозможно с правильных философских — теоретико-познавательных и логических—позиций осмыслить путь развития со­временной науки, если не принять во внимание эти за­кономерности.

Начавшаяся более полвека назад революция в фи­зике продолжается и в настоящее время. Величайшим результатом этого революционного развития науки было открытие атомной энергии. Достижения физики опло­дотворили ряд других областей человеческих знаний — химию, космогонию, биологию и др. Началась эра за­воевания космоса. Как и раньше, быстрое развитие науки, ломка устаревших взглядов и возникновение но­вых, беспрерывно расширяющиеся возможности науч­ного познания — все это, как и полвека назад, требует усиленного внимания к вопросам теории познания и логики. Ибо если справедливо, что философские тео­рии не могут развиваться, не усваивая и не обобщая новейших результатов конкретных наук, то не менее верно и то, что и сами конкретные науки нуждаются в правильных философских обобщениях и, в частности, в осознании логических законов процесса познания. По­этому нельзя не присоединиться к словам А. Эйнштей­на — крупнейшего естествоиспытателя, в научном опыте которого никто не может усомниться: «Достойно вни­мания, — писал он, — взаимоотношение теории познания и науки. Они зависят друг от друга. Теория познания без контакта с наукой становится пустой схемой. Наука без теории познания, поскольку она вообще возможна без нее — примитивна и беспорядочна»(1).

Значение этих слов великого ученого станет еще более очевидным, если учесть, что потребности разви­вающегося естествознания в научной теории познания и логике широко эксплуатируются идеалистической философией с целью укрепления ее сильно пошатнув­шихся позиций, вследствие чего проблема взаимоотно­шения науки с теорией познания, с логикой становится еще более острой. И здесь мы сталкиваемся со вторым обстоятельством, объясняющим актуальность разра­ботки теории познания и логики в современных усло­виях.

Еще В. И. Ленин отмечал, что современный идеа­лизм в лице махизма "специализируется на гносеоло­гии». Нечто подобное происходит и сейчас, при этом к спекуляциям идеалистов на гносеологии добавляется спекуляции на логике. Но главным здесь остается тот факт, на который обратил внимание Ленин, что острей­шая необходимость естествознания в научном учении о познании используется для идеалистической обра­ботки новейших данных науки. В самой специализации на логике нет ничего плохого. Напротив, усиленное внимание к этой области философии вызвано разви­тием самой науки. Критикуя то философское направление, в котором ведет свои логические исследования подавляющее большинство современных логиков из идеалистического лагеря, нельзя игнорировать некото­рые положительные результаты их работы в специаль­ных разделах логики.

Идеалистическое извращение логики и стремление с помощью такой логики оказывать воздействие на естествознание требуют резкого отпора со стороны мар­ксистов и всех тех, кому дороги интересы объективной истины. И дело не только во вредном воздействии та­кой логики на науку, а и в опасном влиянии ее идей на сознание людей. Ибо логика — не область туманных и далёких от жизни, от социальных интересов и обще­ственной борьбы вопросов, занимающих только узкий круг специалистов. Не в каком-либо боевом памфлете, а в специальном логическом трактате мы читаем подоб­ные, например, сентенции:

«...В основе всего современного мировоззрения ле­жит иллюзия, что так называемые законы природы яв­ляются объяснениями природных явлений»,

«Смысл мира должен лежать вне его…

…Не может быть никаких предложений этики…

Этика трансцендентальна...

...Решение проблемы жизни состоит в исчезновении этой проблемы…

...Люди, которым после долгих сомнений стал ясным смысл жизни, все же не могут сказать, в чем этот смысл состоит…

...Есть, конечно, нечто невыразимое. Оно показывает себя; это — мистическое!» (2) и т.д. и т.п.

Не следует думать, что подобные высказывания есть незаконное вторжение логики в сферу чуждых ее инте­ресам вопросов. Именно эта наука решает, что такое логика мышления, познания: есть ли это учение о том, как познаются реальные законы природы и общества; или это учение о логике болезненного воображения, по­лагающего, что неумение разобраться в том, что тво­рится в мире, должно быть возведено в ранг логики.

Как ни важно, однако, дать отпор извратителям сущности и великого назначения мышления, этого могу­щественного инструмента человека; с помощью которого он познает и преобразует мир, это все же лишь часть Задачи, Главное — дальнейшая разработка логи­ческой науки в соответствии с новыми потребностями науки и общественной практики, запросами коммуни­стического строительства.

С сожалением приходится признать, что этой глав­ной задаче до сих пор мало уделялось внимания. У нас исследовались отдельные вопросы формальной логики, но проблемы диалектической логики оставались почти вне поля нашего зрения. Впрочем и формальная логика часто исследовалась без достаточного учёта новейших достижений в данной области. Что же касается диалек­тической логики, то силы тратились на бесконечные и малополезные споры вокруг давно решенного вопроса: должна ли существовать наряду с формальной логикой логика диалектическая. Эти споры в той или иной форме продолжаются и поныне. Нельзя отрицать, что имеются некоторые вопросы, касающиеся взаимоотно­шения формальной и диалектической логики, которые могут и должны обсуждаться в интересах уточнения и углубления нашего понимания современных задач каж­дой из них. Речь идет не об этом, а о том, что некоторые философы-марксисты выступают против диалекти­ческой логики, несмотря на то что все развитие науки и общественной жизни как нельзя более ярко подтвер­ждает неоспоримую истинность ее принципов. И это в то время, когда В. И. Ленин, продолжая развивать идеи. Маркса, и Энгельса, поставил перед марксист­скими философами задачу неутомимого и всестороннего изучения и разработки диалектической логики.

В. И. Ленин не только поставил эту задачу как одну из самых важных и необходимых, но он внес неоцени­мый вклад в ее решение, о чем свидетельствуют его труды «Материализм и эмпириокритицизм», «Философ­ские тетради» и др. Ленин показал, в чем состоял недо­статок и, ограниченность подхода к диалектике Г. В. Пле­ханова, который, по его словам, оставлял без внимания диалектику познания, логические проблемы марксист­ской диалектики. В «Философских тетрадях» Ленин дал программу исследования диалектической логики и тео­рии познания, указав основные направления этой ра­боты. По целому ряду принципиальных вопросов диалектической логики он высказал глубокие мысли, которые служат руководством для всей деятельности в этой области.

Следует отметить, что, хотя среди марксистов — как в нашей стране, так и в других странах — еще имеются защитники ошибочного взгляда, согласно которому фор­мальная логика дает исчерпывающее учение о формах и законах мышления, их становится все меньше, а необходимость широкого и всестороннего исследования, диалектической логики осознается все большим кру­гом философов. Нет никакого сомнения в том, что некоторый разнобой во взглядах на диалектическую логику будет, окончательно преодолен, и проблемы диалектической логики займут подобающее место в фило­софских работах марксистов.

Несколько замечаний о настоящей книге. Она вы­росла из небольшого специального курса лекций по диалектической логике, прочитанного в Академии обще­ственных наук. Этим в значительной степени объяс­няется как круг вопросов, освещаемых в ней, так и форма изложения. В данной работе не ставится задача дать систематическое и всестороннее изложение диалек­тической логики, да и едва ли это сейчас возможно. Для этого требуется еще большая работа по изучению отдельных сторон и проблем сложного диалектического процесса познания. Цель, которую преследует данная работа, может быть сведена к трем моментам: 1) выяс­нить различие между диалектической и формальной логикой, показать, что последняя далеко не исчерпы­вает задач науки логики, что только диалектическая логика способна быть общим логическим базисом всего человеческого познания; 2) очертить круг основных во­просов, составляющих объект исследования диалектиче­ской логики; 3) наметить подход к этим вопросам, их решение, руководствуясь тем, что дают в области ди­алектической логики труды классиков марксизма-лени­низма, привлекая также данные современной науки и практики.

В известном смысле данная книга есть продолжение другой работы автора этих строк, посвященной изуче­нию диалектики и диалектической логики в «Капитале» К. Маркса. Мысль В. И. Ленина о том, что «Капитал» — это диалектическая логика, примененная к одной из важнейших наук, представляет для нас огромную цен­ность. И в этой работе мы неоднократно прибегаем к помощи несравненного логического богатства произ­ведения Маркса — этой несокрушимой теоретической твердыни, о которую безуспешно разбивают свои мед­ные лбы современные противники коммунизма.

Что же касается общего направления данной ра­боты, то оно исчерпывающе выражено в нескольких ленинских строчках, взятых в качестве эпиграфа к ней.

Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что некото­рые вопросы, поднятые здесь и связанные с положи­тельной разработкой тех или иных конкретных сторон диалектической логики, требуют дальнейшего обсужде­ния. Поэтому мы будем рады, если книга послужит одним из стимулов для такого обсуждения.

Примечания.

  1. «Albert Einstein аls Philosoph und Naturforscher», Stuttgart, S. 507.

  2. Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат, М., 1958, стр. 94, 95, 97.

ГЛАВА I

^ ЛОГИКА КАК НАУКА
Извращение сущности и назначения логики современными идеалистами.
Идеология буржуазии в настоящее время находится в состоянии глубокого упадка и разложения, вызван­ного вступлением капиталистического общества в по­следнюю — империалистическую — стадию своего раз­вития. Одна из главных черт этого упадка буржуазной идеологии и, в частности, философии состоит в борьбе против интеллектуализма, против разума, рациональ­ного познания и его законов. Начиная примерно с по­следней четверти XIX в. целый ряд идеалистических течений и школ объявил настоящую войну логике. До­статочно назвать такие философские направления, как интуитивизм, прагматизм, «философию жизни" и т. п. Это отрицание логики и логического познания ярко вы­разил один из основоположников американского праг­матизма Джемс: «Что касается меня, — сказал он, — то я счел себя в конце концов вынужденным отказаться от логики, отказаться от нее открыто, честно и раз на­всегда» (1).

По представлениям сторонников этих идеалистиче­ских течений жизнь настолько подвижна, изменчива, все находится в таком бурлении, что всякие логические формы мышления лишь уродуют, искажают ее. «Дей­ствительность, жизнь, опыт, конкретность, непосред­ственная данность — говорил тот же Джемс, — все это выходит из границ нашей логики, переливает через ее края и окружает ее со всех сторон»(2).

Подобно прагматистам, представитель интуитивизма А. Бергсон также считал «живую подвижность вещей» недоступной логике, логическому процессу познания; разум якобы рвет на части живую ткань вещей, омертв­ляет жизнь, делает искусственные остановки, перерывы там, где сплошное течение, где нет никаких перерывов и остановок. Как образно говорил Бергсон, единствен­ное, на что способен разум, это, отмечать в процессе движения отправления и прибытия. Охватить же то, что происходит в промежутке между этими пунктами, превыше человеческих сил. Поэтому задача философии, согласно Бергсону, состоит в том, чтобы выйти за пределы человеческого состояния (3). Средством для такого сверхъестественного прыжка «за пределы человеческого состояния» Бергсон считал мистическую интуи­цию.

Что же касается таких современных идеалистиче­ских течений, как экзистенциализм, персонализм, неотомизм и др., то они либо вовсе не проявляют интереса к логике, либо мало занимаются ею. Не имея возмож­ности специально рассматривать здесь вопрос о том как относится то или иное идеалистическое направление к логике, мы вкратце остановимся лишь на неопозити­вистском ее истолковании. Впрочем, именно новейший позитивизм в лице «логических позитивистов» более чем какие-либо другие направления буржуазной фило­софии унимается проблемами логики, стремясь при по­мощи последней протащить в науку идеалистическую философию.

Логические позитивисты не пренебрегают логикой, на­оборот, они стремятся возвести ее в ранг единственной отрасли знания, которой должна заниматься фило­софия. Было бы, однако, ошибкой оценивать это повы­шенное внимание к логике как некий поворот совре­менной буржуазной философии от антиинтеллектуа­лизма к признанию рационального мышления и его объективных законов. В действительности логический позитивизм есть выражение той же основной тенденция философского «декаданса», который характеризует всю буржуазную философию периода империализма.

Мы знаем старых философов — Бэкона, Декарта, Спинозу, Гегеля и др., которые мучительно искали и исследовали пути человеческого познания, делали шаги к истине и вместе с тем нередко серьезно сбивались с дороги. Но их отличала огромная вера в силу чело­веческого ума, они превозносили и возвышали челове­ческий разум, его способность познать мир. Что оста­лось от этой гордой и славной традиции у современных идеалистов, хотя и говорящих о логике как единственном объекте философии, но делающих все, чтобы за­темнить; запутать познание, обрезать крылья человече­ского разума, воспеть его бессилие в познании природы и социальной жизни?

Спекулируя на важном значении логики для прогрес­са науки, неопозитивизм развивает общую антирацио­налистическую линию идеалистической философии в форме логического учения. Это видно из более подроб­ного ознакомления с логической концепцией неопозити­вистов.

В начале 30-х годов XX в. группа философов-идеали­стов, известная под названием «Венский кружок», про­возгласила «новый курс» в философии. С тех пор этот «новый курс" рекламируется чуть ли не как всемирно-историческнй «поворот», «революция» в философии. Суть ее заключается якобы в том, что философия раз и навсегда разделывается с «метафизическими» пробле­мами, касающимися коренных вопросов мировоззрения, и оставляет за собой лишь одну область — логику.

В передовой статье первого номера журнала «Erkenntnis», в котором был оповещен «новый курс» в философии, М. Шлик доказывал, что бесконечные споры между философскими системами в прошлом были основаны на недоразумении. Это объяснялось тем, что философы якобы занимались неразрешимыми пробле­мами, а именно: вопросами об отношении мышления к бытию, о том, что первично и что вторично, о сущности природы, о ее материальности или идеальности, о наи­более общих законах бытия и познания, о методе по­знания и т. д. Все эти проблемы автор объявлял «мета­физикой». Старые философы, занимаясь этими вопросами, и не подозревали, что пытаться решать их — это напрасная трата времени. Развитие философии якобы привело к выводу о том, что только логика есть фило­софия. Она — средоточие философии, средство преодо­ления тысячелетних споров и борьбы в философии.

Трудно возразить против высокой оценки значения логики. Она действительно является одной из важней­ших сторон и составных частей философской науки, хотя философия не сводится только к ней. Логика — научная логика — действительно важна для решения вопросов, служащих предметом борьбы различных фи­лософских систем. Но не это имеют в виду логические позитивисты, заявляющие, что одна логика достойна внимания философии. Логика превозносится ими как средство
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Принципы диалектической логики «… Вопрос не о том, есть ли дви­жение, а о том, как его выразить в логике понятий » В. И. Ленин iconV понятие в диалектической логике
...

Принципы диалектической логики «… Вопрос не о том, есть ли дви­жение, а о том, как его выразить в логике понятий » В. И. Ленин iconТема 15. Философское осмысление глобальных проблем современности
И цель моя также отличается от цели "Нового века". Вопрос не в том, каким должно быть и будет человечество, а скорее в том, как выразить...

Принципы диалектической логики «… Вопрос не о том, есть ли дви­жение, а о том, как его выразить в логике понятий » В. И. Ленин iconПринципы диалектической логики
Не сни­жаем ли мы значения понятий, называя суждение более сложной формой мышления? Разве суждение не воспро­изводит то же содержание...

Принципы диалектической логики «… Вопрос не о том, есть ли дви­жение, а о том, как его выразить в логике понятий » В. И. Ленин iconСотрудники, аспиранты и студенты кафедры логики философского факультета...
Уемова Авенира Ивановича. Авенир Иванович известет в России как талантливый ученый, создавший цикл учебных трудов по логике, разработавший...

Принципы диалектической логики «… Вопрос не о том, есть ли дви­жение, а о том, как его выразить в логике понятий » В. И. Ленин iconПринципы диалектической логики
Диалектика прорвала узкий горизонт формальной логики и выковала метод всестороннего исследования познания с точки зрения наиболее...

Принципы диалектической логики «… Вопрос не о том, есть ли дви­жение, а о том, как его выразить в логике понятий » В. И. Ленин iconПринципы диалектической логики
Процесс выведения из общего как закона определенных заключений о частном явлении, конкретизации общего в частном осуществляется с...

Принципы диалектической логики «… Вопрос не о том, есть ли дви­жение, а о том, как его выразить в логике понятий » В. И. Ленин iconВсеобщая теория развития
Такое можно только понять. А это значит выразить, постигнуть в логике понятий, через движение понятий по их внутренним определениям,...

Принципы диалектической логики «… Вопрос не о том, есть ли дви­жение, а о том, как его выразить в логике понятий » В. И. Ленин iconНиколай Иванович Бухарин Ленин как марксист
Ленин станет перед нами во весь свой гигантский рост и как гениальный теоретик рабочего коммунистического движения. Задача моего...

Принципы диалектической логики «… Вопрос не о том, есть ли дви­жение, а о том, как его выразить в логике понятий » В. И. Ленин iconПринципы диалектической логики
В этом можно убедиться на рассмотрении того же главного вопроса познания — о соотношении единичного, особенного и всеобщего

Принципы диалектической логики «… Вопрос не о том, есть ли дви­жение, а о том, как его выразить в логике понятий » В. И. Ленин iconПринципы диалектической логики
Сущность познания со­стоит в возведении единичного в общее, явления в закон. Так как единичное и общее — противоположности и ме­жду...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<