Лекция 4: система методов общественной географии




Скачать 51.39 Kb.
НазваниеЛекция 4: система методов общественной географии
Дата публикации12.04.2013
Размер51.39 Kb.
ТипЛекция
uchebilka.ru > Философия > Лекция




ЛЕКЦИЯ 4: СИСТЕМА МЕТОДОВ ОБЩЕСТВЕННОЙ ГЕОГРАФИИ

ЦЕЛЬ: Ознакомиться с основными методами научного исследования, обратить особенное внимание на систему методов общественной географии

ПЛАН

  1. Понятие научного метода;

  2. Группы методов: философские, общенаучные;

  3. Конкретно-научные методы.




  1. Понятие научного метода

Каждая наука имеет свои методы поиска и обоснования научной истины. Научный метод (от греческого methodos — путь, способ исследования или обучение) — это совокупность правил и приемов исследования явлений и закономерности природы, общества и мышления. Среди основателей и разработчиков научного метода следует назвать английского философа Френсиса Бекона, французский философ, математик, физик Рене Декарт, немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии Имануил Кант.

Метод соединяет элементы теории, методики и техники исследования. Метод учитывает общую логику познавательной деятельности, с одной стороны, и предметную специфику конкретной науки — со второй. Различают методы-подходы, которые показывают общий способ решения научной проблемы, и методы-приемы, что указывают конкретные правила, процедуры и операции исследований.

^ Научный метод — это совокупность исследовательских действий, что применяются для получения новых знаний. Чем более развитая та или другая наука, тем большим и лучшим является ее методический аппарат.

Метод исследований — это совокупность умственных логических и практических действий (операций, процедур, алгоритмов), которые имеют целью решения определенного познавательного (научного) задания. Посредством научных методов получают новую информацию об исследуемых объектах и процессах, анализируют закономерность их функционирования, изменений и развития, получают содержательные обобщения и выводы, которые дают возможность углубить теорию и практическое применение приобретенных знаний.

Методы неразрывно связаны с методологией и методикой исследований. Методология — это философское учение о методах познания, наука о построении человеческой познавательной деятельности.

Методика — это учение об особенностях применения отдельного метода или системы методов для решения типичного познавательного задания.

Научный метод должен отвечать таким требованиям;

  • целенаправленность на решение исследовательских заданий определенных видов;

  • правильность (истинность), которая подтверждается повторяемостью его результатов;

  • четкость и вразумительность: результаты, полученные за данным методом, должны иметь четкую и логическую интерпретацию;

-надежность, стойкость относительно незначительных изменений и колебаний исходных данных или условий;

- экономичность относительно расходов времени, средств и средств: из многих возможных методов преимущество предоставляют наиболее экономическому.

В общественной географии применяется много разнообразных методов, подходов и приемов, которые тесно между собой связаны логически.


  1. ^ Группы методов: философские, общенаучные.

Методы науки могут характеризоваться разной широтой охватывания предметных отраслей. Учитывая эту черту, в общественной географии всю совокупность методов следует разделять на три большие группы (системы): философские, общенаучные и конкретнонаучные, в том числе собственно общественно-географические (специальные).

Философские методы - это использование в научных исследованиях категорий, положений, принципов и законов определенных философских систем, например диалектики, позитивизма, рационализма, интуитивизма, сенсуализма и т.д.

Философский метод есть всеобщим, так как применяется во всех науках.

К этой группе методов можно отнести исторический метод. Применение этого метода требует рассматривать каждую географическую (территориальную) систему как такую, что в своем развитии проходит ряд этапов (стадий): возникновения (зарождение), становления, развитого функционирования, превращение в другое качественное состояние.

Особенную роль в географии играют принципы взаимообусловленности, взаимосвязи, причинности. Прежде всего исследователь должен видеть понятие связи в контексте трех философских категорий: вещи - свойства - отношения. Связки принадлежат к категории отношений. Для географии центральными являются пространственные отношения (а отсюда и геопространственные связи, как одна из форм пространственных отношений). Связь явлений и вещей во времени лежит в основе генетического подхода, что дает возможность раскрыть происхождение объектов. Кроме того, следует считаться с классами, типами и видами связей в реальном мире (на земной поверхности) и между понятиями. Эти сферы - это население, хозяйство (социальная, экономическая сфера), природа (природная окружающая среда). В зависимости от того, как и какие сферы взаимодействуют на конкретном геопространстве, формируются территориальные геосистемы: общественно-географические, социально-экономические, эколого-экономические, социально-экологические (социально-природные) и др.

Особенно важный принцип причинности. Согласно с этим принципом одни явления предопределяют появление, развитие или функционирование других. Например, наличие благоприятных природных и социально-экономических условий для развития приморских транспортно-торговых комплексов (теплое незамерзающее море, защищенные бухты, общественные потребности во внешней торговле) непременно повлекут появление и функционирование этих комплексов в соответствующих местах.

Общенаучными методами называют средства и приемы исследований, которые с определенными уточнениями и модификациями используют во всех науках. Традиционными общенаучными методами является, например, наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, обобщение и абстрагирование, логико-дедуктивный метод, метод моделирования и др.

  1. ^ Конкретно-научные методы.

Конкретно-научными называют те методы, которые применяются в отдельных науках или в родственных группах наук. их разделяют на две группы: междисциплинарные методы и специальные методы.

Специальные методы разрабатывают для потребностей отдельной науки и используют, главным образом, в ней. Если тот или другой специальный метод широко используется другими науками, приобретает общее признание, то он становится междисциплинарным или общенаучным. В общественной географии специальные методы направлены на анализ социально-экономической (общественной) организации ландшафтной оболочки в целом и ее отдельных составляющих. Такими являются методы анализа положения географических объектов, размещения отдельных поселений, предприятий, общественно-географических ареалов, методы общественно-географической регионализации, районирования, зонирования, эшелонирования.

Группа общественно-географических методов направлена на анализ комплексов (сочетаний) разных видов хозяйственной деятельности — производств, отраслей, циклов производств, кластеров и групп отраслей. В составе этой группы методы территориальных общественно-географических комплексов, методы территориальных систем расселения, производства, инфраструктуры, духовной и политической деятельности. Сюда же отнесенные методы природно-ресурсных и энерго-производственных циклов, территориальных хозяйственных (производственных) комплексов, межотраслевых комплексов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 4: система методов общественной географии iconЛекция объект, предмет, содержание и структура общественной географии
Это одна из самых давних наук, задачей которой было накопление и систематизация знаний о странах и народах, которые их населяют,...

Лекция 4: система методов общественной географии iconПрезентация коллективной монографии «Феномен культуры в российской...
Ассоциация российских географов-обществоведов (арго) информирует, что 29-30 августа 2014 г в Санкт-Петербурге на базе факультета...

Лекция 4: система методов общественной географии iconСистема контрольно-оценочной деятельности учащихся по географии
Содержание проверки должно соответствовать конечным результатам обучения разделу курса, которые зафиксированы в рубрике программы...

Лекция 4: система методов общественной географии iconДоклад по теме: «Теория и методика воспитания»
Понятие методов воспитания. Какая существует система общих методов воспитания? Рассмотрение общих причин, которые определяют выбор...

Лекция 4: система методов общественной географии iconОтдел образования
Характеристика инновационных методов, применяемых на уроках географии

Лекция 4: система методов общественной географии iconРождении
Благодаря этим «про­рывам» в научное пограничье общественная ветвь географии возродила традицию геополитического взгляда на мир,...

Лекция 4: система методов общественной географии iconЛекция 2 Арифметические основы компьютеров Система счисления
Система счисления — это совокупность приемов и правил, по которым числа записываются и читаются

Лекция 4: система методов общественной географии iconЛекция 8: место. Географическое положение
Следовательно, базовое понятие географии "место" ("местоположение)" обусловливает такие постулаты (исходные принципы) его общественно-географического...

Лекция 4: система методов общественной географии iconЛекция I 11 проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
...

Лекция 4: система методов общественной географии iconТворческая группа учителей географии «Мультимедийный конструктор...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<