Лейтмотив: «Детям Света нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное устремление, направлять на поиск своего предназначения». Манифест гуманной педагогики




НазваниеЛейтмотив: «Детям Света нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное устремление, направлять на поиск своего предназначения». Манифест гуманной педагогики
страница1/3
Дата публикации13.04.2013
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы
  1   2   3
VII ВСЕУКРАИНСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

17-18 ноября 2012г. Лаборатория начальной школы.
Лейтмотив: «Детям Света нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное устремление, направлять на поиск своего предназначения». Манифест гуманной педагогики.

Руководители:

Брусенцова Елена Михайловна, учитель-методист, учитель начальных классов ООШ № 91, сотрудник Днепропетровского обласного центра ВАГП (г. Днепропетровск).

Василега Ирина Даниловна, директор Днепропетровского педагогического колледжа Днепропетровского национального университета им. О.Гончара.

Добрянская Инесса Валентиновна, учитель-методист, психолог, учитель начальных классов ООШ № 90, сотрудник Донецкого обласного отделения ВАГП (г. Донецк).

Теслицкая Лариса Георгиевна, учитель-методист, руководитель городской творческой группы по гуманной педагогике, учитель начальных классов ООШ №5 г.Словянска Донецкой обл.
^ ХОД ЛАБОРАТОРИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.ВСТУПЛЕНИЕ

Здравствуйте, уважаемые коллеги. В этот светлый субботний день позвольте приветствовать вас - героев духа, которые находят в сокровищнице своей души силы, вдохновение, радость и веру в Педагогику СВЕТА, Педагогику Духовного Гуманизма, Педагогику, которая взращивает в детях благородство, великодушие, которая расширяет сознание как учеников, так и тех, кто взял на себя ответственность за своих подопечных.

Сегодня мы вместе погрузимся в бесконечные просторы Манифеста Гуманной Педагогикинашего с вами жизненного программного документа, каждое слово которого прожито, прочувствовано, орошено живительной влагой опыта и испытаний педагогического авангарда современности.

Очень важно, чтобы каждый из нас ощутил ту ответственность, которая вложена в наши учительские сердца и не только сейчас, но и завтра и послезавтра, и через годы помнил о том, какие семена мыслей, слов и дел мы сеем сегодня, и с чем нам придётся встретиться завтра.

Есть твёрдая уверенность в том, что в ходе совместной работы у нас появятся новые интересные идеи, и мы взаимно обогатимся ими.

Как учителя, которым оказана честь направлять работу лаборатории, постараемся уделить максимум внимания коллективному, живому общению. Эта работа усилит нашу веру в то дело, которое мы творим и создаём каждое мгновение энергией своей души.
2.НИОРАДЗЕ В.Г. ( презентация)
3. ЖЕМЧУГ (презентация)

Жемчуг – это единственный драгоценный минерал, не требующий обработки, ни огранки.

Жемчуг – чудесный, удивительный, драгоценный камень. Каждая жемчужина уникальна и является единственным украшением, порожденным живым существом. Это одно из самых совершенных творений природы!

Название «перл» произошло от латинского слова "pernula" - морская раковина. Слово "жемчуг" происходит от китайского "чженьджу", арабского "зеньчук", татарского "зеньджу". Другие названия минерала: скатень, перлы, ориенталь, жемчужная зернь, магарит, бисер. Кстати, название цветочка маргаритка – тоже означает «жемчужина».

Обычно жемчуг имеет белый цвет, иногда кремовый или розовый; встречаются также жёлтые, зелёные, чёрные и даже голубые жемчужины.

На цвет морского жемчуга - белый, желтый, кремовый, розовый, голубой, красный, черный, вероятно, влияет химический состав воды, количество органического вещества в приповерхностных частях жемчужины и т.д. Часто морской жемчуг люминесцирует в ультрафиолетовых лучах голубоватым, белым, зеленоватым цветом.

В естественных условиях процесс образования жемчуга длится годами. Чтобы сформировать жемчужину диаметром 5мм, моллюску требуется почти 20 лет!
^ Истории и легенды о жемчуге

Магическая аура всегда окружала жемчуг. Издавна жемчуг символизирует любовь и счастье, процветание и богатство. Жемчугу приписываются магические и целебные свойства, и все же на первом месте ценится его красота.

Жемчуг упоминают в Библии, Талмуде и Коране, священных индуистских и древнеславянских текстах, античных легендах.

Из двенадцати жемчужин были сделаны двенадцать ворот Небесного града Иерусалима, а сам жемчуг считали слезами ангелов, оплакивающих грехи рода человеческого.

Другая легенда повествует, что когда полная луна смотрится в морские воды, лунный свет иногда попадает прямо в доверчиво распахнутые створки раковин, где и превращается в миниатюрные «Луны» – округлые жемчужины.

Капля с венчика кубышки, скатившаяся на закате солнца, становится золотистой жемчужиной; капелька из венчика лотоса, упавшая на рассвете, превращается в нежно-розовый камень, а капля из венчика кувшинки падает в полдень и жемчужина такая имеет серебристый оттенок.

"Слезы моря", "застывшая капля дождя", "окаменевший лунный свет", "следы морских дев" – какие романтичные легенды объясняют тайну рождения этого удивительного камня!

В церкви жемчужины являлись символом любви к Богу, ею украшали одежду священника, алтари и другие атрибуты церковной деятельности.

В исламской и христианской религиях считается, что жемчуг - символ чистоты и совершенства. Коран описывает жемчуг как дары рая.

Жемчуг считается поистине божеским даром и к тому же обладает чудодейственными свойствами.

Жемчуг же — как Спаситель наш Иисус Христос, ибо он — драгоценный жемчуг.

Человек, носящий жемчуг, становится постоянным и усмиряет тщеславие и гордыню, становится смиренным. В состав жемчуга входит вода, земля и воздух поэтому жемчуг всегда холодный, и оказывает на человека успокаивающее действие.
^ Притча о жемчужине.

Пытливый юноша пришел к мудрому старцу, учившему в городе, и сказал, что слышал слова его на площади, но нашел их пустыми и ничего не стоящими. Тогда старец достал жемчужину и спросил юношу:

- Сможешь ли продать ее рыночным торговцам за золотую монету?

И взял юноша жемчужину и с легким сердцем понес продавать ее, ибо думал, что стоит она дороже. Но никто на рынке не давал за нее более серебряной монеты. Опечаленный юноша принес жемчужину старцу.

- Теперь отнеси ее царскому купцу и спроси, сколько он за нее предложит.

И купец посулил юноше за жемчужину тысячу золотых монет. Возвратился юноша в великом смятении и сказал ему старец:

- Пока представление твое о мудрости подобно знаниям торговцев рыбой о жемчуге. Чтобы по достоинству оценить многоценную жемчужину, нужно стать благоразумным купцом, ищущим хороших жемчужин.
^ Словарь суфийской тайнописи

Вдеваемая в жемчужину нить – живая связь со всем мирозданием.

Жемчуг — крупицы Истинного знания.

Жемчужина - наша душа.
Почему жемчуг вообще имел какое-либо магическое значение?

Ответ ясен: потому что он был «рожден от воды», потому что он был «рожден от Луны», потому что он представлял начало инь, потому что он был найден в раковине, символизирующей животворящую женственность. Жемчужины полны порождающей силы воды, в которой они образовались; «рожденные от Луны».

Послушай же, как рождается жемчуг. Есть раковина в море, называемая остроес. Она поднимается из моря в утренние часы на рассвете. И раскрывает раковина свои уста, и поглощает утреннюю росу, солнечные, лунные и звездные лучи. И рождает жемчуг от небесных светил. Рождающая же жемчуг раковина имеет два крыла, где находится жемчуг.

Жемчужина — свет заброшенной на чужбину человеческой души, которую необходимо вызволить из «пасти Змия». Душа ведь тоже дороже всего мира. «Ибо что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
«Представь, что такое жемчужина?

Как суть в ней запрятана мудро:

Таланта песчинка окружена

Плодами трудов перламутра.

Размер, чистота её ценится;

Критично, со знания дела,

Все смотрят на гладкость поверхности,

Забыв, что внутри её тела…

И кто уж тут вспомнит об устрице,

Той, милостью коей песчинка

Становится перлом искусности,

Жемчужины тайной начинкой…»
45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,

46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

(Евангелие от Матфея 13: 45-46)
Эту притчу – её часто называют притчей о драгоценной жемчужине.

Чему Иисус хотел научить своих учеников? И в чём урок для нас?

Чтобы отыскать по-настоящему ценные жемчужины, требовались немалые усилия.

Жемчужина представляет собой редкость, она благородна, чиста и бела; кроме того, безусловно, нужен немалый труд, чтобы с опасностью для жизни, достать ее со дна моря.

Жемчужина спрятана в раковине, подобно Истине, которая таится среди обмана и коварства, и это тоже придает ей особую ценность. Тем более что знатоки утверждают: жемчужина рождается в раковине от удара молнии в воду. Хотя жемчуг издавна стоил очень дорого, главной мыслью в притче Иисуса было очевидно не это.

Жемчуг является высшим элементом в символической иерархии самоцветов как образ совершенства (так как имеет форму шара) и красоты. Как правило, символизирует абсолютную реальность, высшую мудрость и чистоту, а также человеческую душу (сокрытую в телесной оболочке).

«Иисус не просто уподобил Божье Царство ценой жемчужине, он обратил внимание на «странствующего купца, который ищет хорошие жемчужины», и на то, как он поступил, когда нашёл, что искал.

В отличие от обычного лавочника странствующий купец, или торговец, был, что называется, знатоком своего дела. Он имел: «острый глаз» и чутьё, необходимые, чтобы разглядеть эстетическую ценность и редкостные свойства, делающие жемчужину по-настоящему драгоценной. Он сразу распознал бы низкосортный жемчуг или подделку.

У купца, о котором рассказал Иисус, была ещё одна особенность. Обычный торговец сначала определил бы рыночную стоимость жемчужины и посчитал, сколько за неё заплатить, чтобы получить прибыль. Также он подумал бы о том, есть ли на такую жемчужину спрос, и удастся ли её быстро продать.

Мы должны искать жемчужину огромной цены

Есть некоторые люди, которые как будто всегда ищут небесную жемчужину. Но они не отказываются вполне от своих дурных привычек. Они не умирают сами в себе для того, чтобы Божественное могло жить в них. Поэтому они не находят драгоценной жемчужины. Они не победили нечестивого честолюбия и своей любви к мирским прелестям.

В притче «жемчужина» - это символ. «Купцы» - это люди, которые ищут знания.

Чем эта драгоценная жемчужина отличается от хороших жемчужин? А тем, что любовь, есть совокупность совершенства. То есть, совершенные качества соединенные воедино. В любви соединены все хорошие качества. Драгоценная жемчужина — это любовь.

Что означает эта жемчужина? Истинную веру, благодать.

«Одна драгоценная жемчужина, - говорит блаженный Феофилакт, - это одна истина, которая есть Христос. Пусть первая радость об этой найденной драгоценной жемчужине наполнит наши сердца.

^ Закон жемчуга

Чтобы образовалась жемчужина, нужна песчинка.

Когда она попадает внутрь раковины нежного тела моллюсков — жемчужниц, их организм обволакивает это чужеродное тело слоями перламутра — нерастворимой в воде кальциевой соли угольной кислоты. Из-за своей красоты и блеска такое образование очень ценится.

Так, характер человека, по прошествии испытаний, меняется, если конечно его владелец, не сгибается, не ломается, а подчиняется Вечному Закону Жизни — Перемене.

Из грубой песчинки, получается прекрасный жемчуг.

Так рождаются сильные личности… те, которые любят себя и окружающий мир.
Соберу я жемчужинки жизни своей…

Нанижу их на тонкую нить,

Закреплю на концах — сберегу от потерь,

Буду бусы в руках теребить…

Каждой бусинке имя её подарю:

Эта — Детство, а эта — Любовь!

Эта — Мамина бусинка! Как я люблю

Её свет, лучезарный такой!

Эта бусинка — Юность! Она — не одна,

Целый ряд друг за другом идут…

Так звеняща у этого ряда струна!

И они продолжения ждут!

А за ними, блестящим прижавшись бочком,

Моей Зрелости жемчуг горит…

Самый крупный, желанный и яркий… потом —

Перерыв… не заполнена нить!
Нить нашей жизни, уважаемые коллеги, лучом проходит сквозь жемчужины Педагогики Света.

Давайте сейчас обратимся к понятиям, которые легли в основу Манифеста Гуманной Педагогики.
4.ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

1. Духовность и гуманность - фундаментальные понятия образования. Но что они есть в действительности? Что мы подразумеваем под ними в педагогике?

О гуманизме и о духовности в образовании сейчас много говорят и пишут. Так много, что эти понятия стали модными и привычными. Между тем, их понимание и применение в педагогике зачастую не соответствует глубинной сути этих понятий.

Такая беда случилась и с понятиями - развитие и сотрудничество. Теперь настал черёд стать модными понятиям: духовность и формирование духовности, гуманность и гуманное отношение к детям, личность и личностно ориентированное обучение (воспитание, образование). Есть опасность, что происходит и их девальвация.

Между тем, понятиям духовность и гуманность суждено преобразить наш меркантильный, технократический, материалистически озабоченный мир, противопоставить насилию низших ценностей - чувству собственности, индивидуализму, алчности, культу наживы и т. д. - ценности высшие, и, в первую очередь, такие как: вера в высшее, возвышенное, любовь к ближнему, совесть, служение добру.

Духовность и гуманизм - фундаментальные понятия, способные через образование содействовать непрерывному эволюционному процессу человечества. Они - опора личности на её трудном пути восхождения.

Эти понятия не кратковременного порядка, такие, как скажем, технические средства или алгоритмизация обучения, программирование, комплексный подход, стандарты образования, тестирование и пр., которые сегодня есть, а завтра могут уйти. Они - вечные, так как составляют первооснову, действенную суть образования и воспитания. Возвращая им истинное значение, мы возрождаем энергию, накопленную тысячелетиями, которая способна воодушевить многих на духовный подвиг во имя того, чтобы духовность и гуманность стали нормой для каждого из нас.

Какой же вывод можно сделать из этого?
2. Настало время не просто говорить и даже кричать о духовном гуманизме, НО искать пути содействия восприятию их истинного значения. А для этого надо определить, открыть их первоначальный смысл.

Слово «духовный» в толковых словарях почти приравнивается к слову «нравственный». Духовный - это искренний, сердечный, добрый, отзывчивый. А духовность поясняется как интеллектуальная, внутренняя, нравственная сущность человека.

Разумеется, эти качества и проявления связаны с духовностью, но они тоже скорее отражение сути духовности, а не сама суть.

Говорить о духовности в однозначном смысле не совсем правильно, ибо каждый человек имеет свой духовный мир. Но каков он? Что стоит за этим понятием? Как определить само качество духовности?

Духовность есть сугубо личностное состояние внутреннего мира каждого человека.

На основе духа и духовности совершенствуется в нем духовная жизнь, вовлекая в себя мысли, чувства, переживания, впечатления, увлечения, вкусы, отношения, устремления, мечты, фантазии, мировоззрение, нравственность, оценки… Духовность объединяет все, что происходит в сознательном и подсознательном мирах человека. В своем внутреннем мире человек может прожить прошлое, настоящее и будущее как единое целое, жить без пространства и времени, свершать деяния, поступки.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лейтмотив: «Детям Света нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное устремление, направлять на поиск своего предназначения». Манифест гуманной педагогики iconПедагогические Чтения «Манифест гуманной педагогики путь в будущее»
...

Лейтмотив: «Детям Света нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное устремление, направлять на поиск своего предназначения». Манифест гуманной педагогики iconГуманной педагогики московский городской педагогический университет
Двенадцатым Международным Педагогическим Чтениям «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее»

Лейтмотив: «Детям Света нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное устремление, направлять на поиск своего предназначения». Манифест гуманной педагогики iconМеждународный центр гуманной педагогики
Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие в Двенадцатых Международных Педагогических Чтениях «Манифест гуманной...

Лейтмотив: «Детям Света нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное устремление, направлять на поиск своего предназначения». Манифест гуманной педагогики iconГуманной педагогики
Дагогики, Хакасский и Дагестанский республиканские центры, Латвийская, Литовская и Эстонская ассоциации гуманной педагогики и Всеукраинская...

Лейтмотив: «Детям Света нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное устремление, направлять на поиск своего предназначения». Манифест гуманной педагогики iconШестые Всеукраинские Чтения по гуманной педагогике (12-13 ноября...
Руководители: Надточий Татьяна Леонидовна, педагог, член Правления Всеукраинского культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики,...

Лейтмотив: «Детям Света нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное устремление, направлять на поиск своего предназначения». Манифест гуманной педагогики iconПервомайская Лаборатория Гуманной педагогики
Харьковским Культурным Центром имени Н. К. Рериха, Всеукраинским Центром гуманной педагогики (вцгп), Международным Центром Рерихов,...

Лейтмотив: «Детям Света нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное устремление, направлять на поиск своего предназначения». Манифест гуманной педагогики iconРабота «Родительской академии» на основах гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили
Встреча с Ш. А. Амонашвили перевернула всю мою педагогическую жизнь. Шалва Александрович подарил мне осознание возможностей гуманной...

Лейтмотив: «Детям Света нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное устремление, направлять на поиск своего предназначения». Манифест гуманной педагогики iconШестые Всеукраинские Чтения по гуманной педагогике
Бак В. Ф., учитель биологии увк №11 г. Артёмовска Донецкой обл., учитель-методист, «Отличник образования Украины», вице-президент...

Лейтмотив: «Детям Света нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное устремление, направлять на поиск своего предназначения». Манифест гуманной педагогики iconВцгп всеукраинский Центр Гуманной педагогики
Этим целям в полной мере отвечает Гуманная Педагогика, педагогическое движение, основателем которого является академик Академии педагогических...

Лейтмотив: «Детям Света нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное устремление, направлять на поиск своего предназначения». Манифест гуманной педагогики iconАртемовская общественная организация Лаборатория Гуманной Педагогики
Гуманной педагогики, основанной на идеях педагогов – классиков, связывающих свою деятельность с воспитанием и обучением подрастающего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<