Алексеенко А. П., доктор филос н., проф




Скачать 166.08 Kb.
НазваниеАлексеенко А. П., доктор филос н., проф
Дата публикации20.04.2013
Размер166.08 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы
Алексеенко А.П., доктор филос.н., проф.,

зав. кафедрой философии Харьковского

национального медицинского университета
«Вопрос об образовании есть для современных обществ вопрос

жизни или смерти, вопрос, от которого зависит их будущее» Э.Ренан
Проблемное поле преподавания философии

«ХХ1 век будет веком гуманитарного знания, если он будет вообще», – эта мысль, высказанная несколько десятилетий назад выдающимся французским ученым Клодом Леви-Стросом, имеет более глубокий смысл, чем это может показаться на первый взгляд. Такая позиция обусловлена тем, что ХХ век вызвал такие социальные потрясения, при которых традиционные установки сознания, доминировавшие в европейской культуре на протяжении более чем двух тысячелетий и определившие принципы, посредством которых осуществлялось обращение к реальности человеческой жизни, оказались подвергнутыми крайне беспощадному переосмыслению, не позволяющему уже воспринимать развитие событий в обществе через призму уверенности в перспективах и стабильности будущего.

Вместе с тем в современной системе гуманитарного образования сложилась далеко не самая лучшая ситуация. Такого «ущербного» состояния (как за последние 2-3 года) гуманитарное образование не испытывало ни за период двадцатилетнего периода самостоятельности нашего государства, ни в период существования бывшего СССР. Возникает вопрос: неужели гуманитарное образование (и прежде всего, философское) потеряло свою значимость и актуальность в наш век; неужели дальнейшее развитие нашей цивилизации будет определяться сугубо прагматическими целями и теми новейшими научно-техническими достижениями, которыми человечество так гордится и на которые возлагает надежды в своем развитии? Вопросов возникает слишком много, и далеко не всегда мы можем дать на них ответы, ибо они находятся не только в сфере нашего разума, но и далеко за его пределами, что требует их глубинного осмысления. А без соответствующей гуманитарной и, в особенности, философской подготовки, найти их вряд ли возможно.

В связи с этим возникает ряд проблем, которые касаются, в первую очередь, как всей системы гуманитарного образования, так и в частности преподавания философии. На это, прежде всего, и хотелось бы обратить внимание.

^ Первая проблема обусловлена тем, что современная образовательная система в настоящее время претерпевает существенные изменения, которые вызваны инновационными процессами, широкой компьютеризацией, использованием тестирования как основного метода контроля полученных знаний, переноса упора на самостоятельную работу и т.д. Вполне понятно, что образование в целом должно соответствовать тем тенденциям, которые определяют перспективу развития человеческой цивилизации в целом. Поэтому одной из главных задач современного обучения становится его направленность на то, чтобы готовить учащуюся молодежь к решению тех социальных проблем, которые возникают на данном этапе и могут возникнуть в будущем. В настоящее время сформировалась целая система образовательных ориентиров, которые получили международное признание и которые должны способствовать созданию соответствующей образовательной среды.

Большинство современных образовательных структур делает ставку совершенно на другом, отличном от действительных собственных достижений – не на решении проблемных задач, развитии творческих способностей, умении самостоятельно мыслить, а на тренировке памяти с помощью тестов, запоминании фактов, формул, аксиом и т.д. Речь идет о выработке «навыков»! В учебном процессе стала доминировать функция оценивания, на реализацию которой должно быть направлено в первую очередь внимание, как преподавателей, так и студентов, в то время как непосредственное обучение остается на «периферии» учебного процесса.

Учитель (не важно, какой уровень образования принимается во внимание) при этом уже не наставник-преподаватель, знающий хотя бы чуть-чуть больше студента; и даже не посредник-опекун или репетитор, советующий обучаемому обратить внимание на те или иные области знания. Скорее всего, это контролер, учетчик, лаборант, который максимально облегчает путь студента к усвоению материала, практически полностью устраняется как личность из учебного процесса и сводит свою роль к рекомендациям методических материалов и демонстрации видеосюжетов, таблиц, графиков и т.п. В этом случае за основу берется не эвристическое, эпистемологическое, а утилитарно-прагматическое начало. Это «практические навыки», которые «полезны» и «могут пригодиться в жизни» – в труде и во время отдыха. Самое опасное заключается в том, что никто до конца не знает, какие знания могут пригодиться. Главным навыком всегда было, есть и будет умение найти ответ на возникшую непредвиденную ситуацию – идет ли речь о спасении жизни телесной, душевной или духовной. Врач, например, как никто другой, постоянно сталкивается с ситуацией поиска ответа на неоднозначные вопросы и, далеко не всегда, полезные знания помогут найти искомый ответ в постановке диагноза и определении путей лечения того или иного заболевания, ибо причины заболевания могут находиться в сфере душевной и духовной. А это уже навык, который формируется в результате творческого усвоения, а не механического запоминания чего-либо из данной области. В свое время Цицерон заметил: «Культура духа (ума) есть философия». Сохраняет ли это положение свою значимость и в наши дни?

Классическое образование всегда объединяло в себе две составляющих: наполнение определенными знаниями и творческое вдохновение, без которого знания остаются мертвым капиталом. Эти две составляющие всегда были тесно взаимосвязаны и дополняли друг друга. Между тем в современном образовании наметились опасные тенденции, когда пытливый ум, творческое вдохновение, творческую работу разума пытаются заменить пассивным усвоением информации – различного рода прогулки по Интернет-памяти, где все уже есть и ничего не нужно придумывать. К сожалению, чаще всего информационное авторство и юридическая ответственность не имеют личного адресата. Такая ситуация чревата для выработки достоверного знания, поскольку утрачиваются критерии разделения источников на достоверные и недостоверные. Это те реалии, с которыми сегодня нельзя не считаться. К примеру, в медицине «мировая паутина» может привести к самым трагическим и плачевным результатам самолечения.

Сегодня в мире сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, интеллектуальные знания достигли достаточно высокого уровня, с другой стороны, все чаще предлагаются сомнительные «образовательные программы» по подготовке разного рода технологов. Соответственно, нивелируется фундаментальное образование, которое являлось основой и базой существования и развития университетского образования. Одновременно увеличивается пассивное усвоение сведений, натаскивание на известный и устоявшийся на практике фактический материал. Естественно, что в такой ситуации возникает вопрос: насколько способен такой специалист к самостоятельной творческой работе, умению решать трудные задачи, находить выход из тех нетрадиционных ситуаций, которые не описаны в учебниках и не рассматриваются в тестах.

Известный современный врач, американский профессор-кардиолог Бернард Лаун, написавший книгу-размышление о своем многолетнем врачебном труде, назвал ее «Утерянное искусство врачевания» (1998). Автора тревожат не новые медицинские технологии, разработчиком и пользователем которых был он сам, а подход молодых коллег к больному и врачебному обследованию. Все доверяется технике! В общении – экономия времени на сборе анамнеза во время беседы (общение заменяет компьютер). Пренебрежение классическим осмотром и мануальным обследованием, а порой и неумение его выполнить. Все переносится на аппараты и параклинические методы обследования. Неумение сформулировать рабочую гипотезу и выделить ведущий синдром. Даже измерение артериального давления проводится без должного соблюдения принципов, рекомендованных ВОЗ. Речь идет о том, что в погоне за овладением современными методами исследования теряются классические основы врачевания, которые формируются не только путем усвоения практических, необходимых для будущей врачебной деятельности, но и путем осмысления нравственно-этических аспектов врачевания и той ответственности, которая возлагается на врача за здоровье и жизнь пациента.

Вопрос о соотношении разума и нравственности имеет особую значимость в сфере современной медицинской деятельности. В связи с этим можно привести размышление Гегеля: «Если я хочу разумного, то я поступаю не как обособленный индивидуум, а согласно понятиям нравственности вообще; в нравственном поступке выдвигаю не самого себя, а суть. Разумное – это большая дорога, по которой проходит каждый, но на которой никто не выдается» [1, 45].

^ Вторая проблема заключается в том, что образовательный процесс – это процесс сотворчества преподавателя и студента. В нем реализуется, с одной стороны, научные интересы преподавателя, его эмоциональный настрой, стремление создавать нетрадиционные ситуации и выделять те вопросы, решение которых, чаще всего, требует творческого воображения, озарения, интуиции, вдохновения, за которыми может глубоко скрываться тот ответ, который нам нужен. С другой стороны, процесс обучения будет плодотворным только в том случае, если в нем будет присутствовать пытливый ум учащегося, его заинтересованное стремление к знанию, желание реализовать свое собственное «Я» в учебном процессе. При всех стереотипах, которые сложились на протяжении длительного периода в образовательной системе, в нем всегда присутствовала возможность сотворчества преподавателя и студента. Очень бы хотелось верить в то, что динамика современного развития не приведет к потере тех фундаментальных основ, которыми было так сильно университетское образование.

Процессы, которые происходят в последние десятилетия не только существенно изменили мир, но и привели к иной оценке преподавателя и его труда. Причины такого положения кроются как в экономической сфере, так и в тех смысложизненных ориентирах, которые всегда сопровождали преподавательскую деятельность и которые не всегда присутствуют в образовательном процессе. Среди преподавательского корпуса далеко не всегда встретишь людей, для которых важное значение имеет не только сам процесс образования, но и стремление осмыслить глубокие мировоззренческие вопросы, без которых невозможно определить дальнейшую судьбу как отдельно взятой страны, так и цивилизации в целом. В то же время сегодня для преподавателя становиться весьма важным умение раскрывать смысл знания, что предполагает не только и не столько передачу готового материала или даже схемы его добывания, а акт творчества, со-мыслия, перехода от одного к другому [2, с.98]. В таком состоянии преподаватель и студент становятся не просто обладателями истины, а они одержимы ею. Но примеры такого со-творчества в настоящее время встречаются не часто. Подобная позиция в образовательном процессе вызывает определенную настороженность.

Сегодняшняя образовательная система проникнута прагматизмом, поскольку интересы современного человека обращены к сиюминутным потребностям. «Отсюда и неспособность различать то, что жизненно необходимо и то, что важно…» [3, с.107]. Вопросы, далеко идущего, «стратегического» плана не всегда возникают.

Задача философии развивать культуру именно понятийного мышления. Студенты на уровне обыденного сознания мыслят в основном представлениями, образами. Именно с этих позиций наиболее подготовленный студент готов высказывать свое видение по ряду общих философских проблем, касающихся понимания бытия мира в целом, включая и человека, с одной стороны, и его внутреннего мира с другой. Овладение философскими категориями, что само по себе оказывается достаточно сложно для студента, открывает возможность для него видеть проблемы не только с позиций своего индивидуального опыта, но и с позиций общечеловеческого опыта. Открывается возможность того, что студенту удастся преодолеть ориентацию видения мира исключительно с позиций обыденного сознания, ибо только философская культура открывает возможность «не упираться взглядом в свое корыто, а Землю всю, окидывая взглядом, видеть то, что временем закрыто».

В качестве исходного начала в процессе преподавания философии важно видеть уже специфику самого философствования, его отличия от болтовни. Для философствования характерно глубокомыслие, способность иначе видения, самостоятельность мышления («никому не верь на слово, думай сам!»). В ситуацию философствования личностно развитой индивид впадает в тех случаях, когда он либо еще сохраняет способность удивляться сложности и таинству мира, либо в стрессовых ситуациях. Знакомство с «философией теорий и систем» усиливает и облагораживает саму способность философствования.

^ Третья проблема, которая требует своего осмысления – это нравственное воспитание в процессе образования. Сложность заключается в том, чтобы не только дать будущему специалисту определенные знания, но и воспитать у него ответственность за использование этого знания во благо, а не во зло. И здесь, очевидно, не обойтись без того опыта, которым располагает христианская традиция, в том числе и святоотеческая, православная, в которой учительство проявлялось в виде любви и осуществленного идеала-образа нравственного совершенства. Вряд ли можно говорить о том, что в нынешних условиях эта культурная традиция может быть без изменений сохранена и привнесена в образовательный процесс, но, очевидно, что стремясь включиться в современный образовательный процесс, отвечать его требованиям, мы должны использовать те достижения, которыми располагает наша культура и традиция. В свое время министр народного просвещения С.С. Уваров в отчете Его Императорскому Величеству за 1837 год высказал следующее: «При оживлении всех умственных сил охранять их течение в границах безопасного благоустройства, внушить юношеству, что на всех ступенях общественной жизни умственное совершенствование без совершенствования нравственного – мечта и мечта пагубная; изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими, исцелить новейшее поколение от слепого и необдуманного пристрастия к поверхностному и к иноземному, распространяя в юных умах разумное уважение к отечественному и полное убеждение, что только приноровление общего, всемерного просвещения к нашему природному духу может принести истинные плоды всем и каждому» [4, с.146]. Несмотря на столь давний срок данного высказывания, оно сохраняет свою актуальность и на сегодняшний день, ибо касается тех проблем и трудностей, которые сопровождают современный образовательный процесс.

Сегодня моральные требования в медицинской среде радикально изменились. Причиной тому служат новые медицинские технологии – генная инженерия, трансплантология, искусственное оплодотворение и другие. Немало острейших философско-этических проблем порождают современные биомедицинские эксперименты, проводимые на животных, клонирование. Эти технологии опередили развитие традиционной морали и научной этики. Поэтому мировая общественность вынуждает вырабатывать принципиально новые этические принципы и критерии нравственных оценок в медицине и науке, создавать новые моральные контрольные структуры, действие которых должно быть направлено на объяснения безопасности для каждого члена общества новых технологий.

Мораль всегда выражает действительные общественные интересы, при этом выражаясь внутри человеческой личности. Творческий характер врачебной деятельности восходит не только к диалектическим тонкостям клинического мышления, но и к необходимости постижения врачом гносеологических проблем и морально-этических норм профессионального исследования человека и качественного улучшения его сущности. При формировании современного менталитета врача необходимо обращать внимание на воспитание у него философско-нравственных и этических качеств, на развитие в нем истинного гуманизма. В современных условиях каждый медицинский работник должен настойчиво овладевать психолого-философскими знаниями, профессиональными навыками и обладать высокими нравственными качествами.

^ Четвертая проблема обусловлена тем, что современная цивилизация, стремящаяся, казалось бы, к добру, но сотворившая зло, продолжает его творить и сегодня. Войны и терроризм – далеко не все и далеко не самое большое зло современной цивилизации. Самое большое зло – бездуховность, ибо на ее фоне творится все остальное.

Говоря о духовности, пора признать, что старое и забытое ее определение куда лучше и современнее звучит, чем то, которое у нас было на слуху в ХХ веке. Это не тяга к плодам творческой деятельности человека и не сама эта деятельность, а связь с более высоким, чем человеческий, Разумом-Духом в своей глубинной сути. От этой связи и рождаются лучшие плоды творческой деятельности человека. Эта связь делает жизнь человека осмысленной. Духовность – это наличие в человеке, с одной стороны, тяги к Духу, а с другой, – сам Дух в нем, его следы, его работа. Притягиваясь к Духу-Разуму (т.е. к Богу), человек получает от Него столько духовной энергии, сколько может вместить, и, живя на этой энергии, создает плоды своего творческого труда.

Бездуховные люди не ощущают потребности в устремлении к высшему Духу-Разуму. Энергия их жизни – практически биологического, животного качества. В сути своей это еще и не люди, ибо их сознание не оплодотворено Духом. Заземленность – вот основное качество такого человека. К их числу относятся "новые украинцы". Это неудачное порождение неудачного перехода к рынку, когда политические романтики с тем же тоталитарно-коммунистическим мышлением смогли создать всего лишь самое неудачное творение капитализма – "дикий рынок", при котором лицом нации стали далеко не лучшие ее представители с низким уровнем культуры и криминальным менталитетом, как более приспособленные к условиям действия диких законов общества.

Если действие диких законов в обществе с главенствующим положением людей, не обремененных такими понятиями, как честь, совесть, добро и любовь, будет продолжаться слишком долго, это неуклонно приведет к снижению интеллекта нации вообще.

Чтобы избежать таких негативных последствий, необходимо в современных условиях пересмотреть систему образования, которая закладывает фундамент своеобразного миропонимания, выделив в этой системе, прежде всего, духовную основу.

Духовная основа образования – это выход на уровень обучения, который не игнорирует потребность части людей (их в принципе большинство, хотя и не подавляющее) в осмыслении всего комплекса явлений природной и человеческой жизни, в котором много необъяснимого, таинственного, в котором учитывались бы не только внешние потребности человека (все единство материальной культуры), но и такие вопросы, как глубокий смысл жизни, связь времен (прошлое, настоящее и будущее), человеческие корни (предки) и то, что человек оставляет будущим поколениям (после нас должно быть телесно и духовно здоровое потомство, ибо с духовной точки зрения мы все прорастаем своими достоинствами и недостатками в потомках).

Духовный взгляд на мир, который должна формировать система современного образования, и прежде всего, философия. Это связь во всех отношениях, т.е. связь с Разумом-Духом, связь живущих всех на земле поколений; понимание того, что все мы несем в себе генную память о предках, их добре и зле, которая обязательно проявляется в нас хотя бы в так называемых немотивированных поступках. Существует лишь незнание, где эти мотивы искать. Они могут быть найдены в духовной плоскости человеческой сущности – там, где остается вся память поступков наших предков.

Наличие в нас духовного пласта диктует потребность в знании, что это за пласт, как раскрыть его в себе и как себя в связи с этим совершенствовать. Ведь еще один аспект духовности – это самосовершенствование. Человек должен уметь это делать, понимать, для чего, и понимать, как это делается. Здесь, кстати, пригодится опыт христианских философов, которые не только совершали в себе эту работу, но и описывали в своих трудах, как и зачем это делать.

Но это не значит, что в школах и вузах надо вводить "Закон Божий" или "Богословие". Это пройденный этап, вернее, устаревшие формы, к которым ни в коем случае человечеству нельзя возвращаться. Как это делать, лучше всего решит сама жизнь. От нас требуется понимание того, что это уже необходимо делать.

Современная система образования должна быть ориентирована на развитие компромиссной модели, в основе которой будет заложено обнадеживающее начало в подходе современной науки к религии и многообещающее приближение религиозной мысли к науке. В перспективе этот синтез, возможно, приведет человека современной цивилизации к равновесию между наукой и верой, основанному на ином осмыслении духовности.

Именно поэтому, сегодня, наряду с традиционными в педагогике складываются новые представления об образованности человека. Происходит смена антропологических оснований педагогики. Образованный человек – это не столько "человек знающий", даже со сложившимся мировоззрением, сколько человек, подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире. Образованный человек – это, прежде всего, духовный человек. Современное образование должно создать условия для духовного развития человека, для понимания других людей, для формирования способности человека жить и совершать свои поступки и практические действия по совести. Нужно, чтобы образованный в духовном плане человек был готов к испытаниям и способен был их воспринимать спокойно, без чувства страха и собственной неуверенности. Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, т.е. речь идет о развитии в единстве всех тех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем.

Образование должно формировать духовность в человеке, которая имеет развивающийся и динамичный характер. Она своим содержанием и познавательной целью может изменяться под влиянием новых знаний и новых методологических подходов. Этот процесс учитывает новые условия, обстоятельства и ситуации, с которыми человек соприкасается в своей жизни, в окружении и адекватно реагирует на них, соответственно переориентируя свое мировоззрение. В этом можно видеть одну из важнейших закономерностей обновления и обогащения духовного мира человека в условиях нашего времени.

На всем жизненном пути людей всегда преследовал "голод духа". Сегодня этот голод усугубляется нашей цивилизацией, которая акцентирует свое внимание на достижениях науки и техники, на улучшении материальных условий жизни на Земле, что привело к нарушению равновесия материального и духовного начал. В результате этого человек оказался в опасном неравновесии с собой, своим обществом, природным и космическим окружением и оказался на грани кризиса, из которого трудно выйти, если в том же ритме и столь же бездумно отдавать приоритет материальному и рациональному, все чаще забывая о духовной стороне.

Для просветительской модели homo sapiens всегда было характерно акцентирование внимания на образованности и интеллектуальном развитии личности. Считалось и во многом остается преобладающим сегодня мнение о том, что знание составляет основу внутреннего мира человека, его духовности. Подобное понимание духовного не случайно, ибо оно имеет под собой весомые основания. Дело в том, что на протяжении многих лет общественному мнению навязывалась идея: самое важное – это знание, мастерство, профессионализм.

Думается, что перечисленное выше имеет важное значение для понимания путей формирования духовности. Однако односторонний рационализм, особенно позитивистски-сциентистского толка явно недостаточен для определения духовности человека и общества. Не формируется духовность и на пути «по-предметного» обучения основам наук. Образование в основном дает человеку знания, способствует развитию его интеллекта, профессиональных качеств и навыков. Сказанное выше отнюдь не означает, какого бы то ни было умаления значения данной сферы культуры. Речь идет лишь о том, что сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию того, что связано со сферой рациональности. Стержневыми понятиями, вокруг которых концентрируется гуманистический смысл духовности, являются: Вера, Надежда, Любовь и мудрость жизни – София. Профессионализм, как и любое мастерство, выучка, если они не сориентированы и значительно, нравственно, склонны в определенных условиях не к добру, а к злу.

Следовательно, главное здесь не обретение разнообразных знаний, а их смысл и цель. Соответственно и духовность – это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком. Духовное пространство человека, как и пространство духовной культуры, всегда включало в свое построение «вертикаль», разделяющую возвышенное, сакральное и низменное, обыденное, «земное и небесное», «верх и низ» [терминология М. М. Бахтина], «добро» и «зло». В человеке постоянно идет незримая борьба этих и им подобных антонимов. Они представляют два «мира», две «реальности» человеческого бытия, между которыми существуют напряженные и противоречивые отношения. Оба «бросают вызов» человеку, порождают задачи и проблемы, которые человек должен решать, реализуя свой выбор. Это закладывает целый ряд противоречий в процесс формирования человека как духовного существа, обладающего возможностью творить по законам истины, добра и красоты. В этом контексте духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и «образ человеческий» в каждом индивиде.

Утолить "голод духа" может в определенной степени глубоко продуманная и базирующаяся на духовных основаниях система образования. Исследования в области психологии (К.Юнг) привели к выводу о неразрывности связи между миром материи и миром духа, что вызвало соответствующий интерес у многих ученых-гуманитариев и представителей точных наук. Данные исследования показывают, что человеку с его психическим складом и складом мышления нужна религия, нужен Бог, воплощающий общее космическое начало. Его познание и принятие душой ставит перед человеческим разумом фундаментальные проблемы не только и не столько материального, сколько духовного уровня. На этом и должно строиться современное образование.


Литература:

1. Гегель. Философия права. Соч. Т. VII. – М. – 1934.

  1. Ильинский И.М. О новой миссии образования // Право и образование. – 2003. – № 4.

  2. Субири К. Наша интеллектуальная ситуация // Человек. – 2001. – №5.

  3. Общий отчет, представленный Его Императорскому Величеству по Министерству Народного Просвещения за 1837 год. СПб, 1838.


Журнал «Практична філософія», 2012, № 3, с. 77-83.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Алексеенко А. П., доктор филос н., проф iconИвин А. А., Никифоров А. Л. И 70 Словарь по логике
Рецензенты: докт филос наук, проф. В. Н. Перевезенцев; докт филос наук, проф. В. В. Петров

Алексеенко А. П., доктор филос н., проф iconПсихология и методика ускоренного обучения
Доктор психологических наук, проф., академик пани с. И. Съедин Доктор психологических наук, проф., академик авн в. В. Сысоев Доктор...

Алексеенко А. П., доктор филос н., проф iconПсихология и методика ускоренного обучения
Доктор психологических наук, проф., академик пани с. И. Съедин Доктор психологических наук, проф., академик авн в. В. Сысоев Доктор...

Алексеенко А. П., доктор филос н., проф iconЛевкович А. О. Л37 Формирование рынка лизинговых услуг / А. О. Левко­вич
Э. М. Гайнутдинов; доктор эконом, наук, проф. Д. А. Панков; доктор эконом, наук, проф. А. Н. Тур

Алексеенко А. П., доктор филос н., проф iconБелокобыльский Александр Владимирович д филос н., проф., профессор...
Астапов Сергей Николаевич – д филос н., профессор кафедры истории философии факультета философии и культурологии Южного федерального...

Алексеенко А. П., доктор филос н., проф iconКурс лекцій Рецензенти: Доктор соціологічних наук, проф. Соболєв...
Наприклад, економіка оперує економічними категоріями, досліджує економічні закономірності, бо предмет дисципліни обмежений господарською...

Алексеенко А. П., доктор филос н., проф iconОрганизационный комитет
Нану с. Я. Кучмий, проф. В. Г. Лендел, проф. В. И. Гомонай, д Х. н. В. М. Гранчак, проф. А. М. Еременко, проф. Е. И. Капинус, проф....

Алексеенко А. П., доктор филос н., проф iconКонспект лекций спецкурса “Социология социальных изменений” Киев-2002...
С одной стороны, это подтверждает актуальность и необходимость спецкурса, с другой, его взаимосвязь и взаимопересекаемость по темам...

Алексеенко А. П., доктор филос н., проф iconУчебное пособие Киев 2010 Министерство образования и науки Украины
Авторский коллектив: Л. С. Тупчиенко – к филос н., проф., руководитель авторского коллектива (введение, темы 2, 6, 8)

Алексеенко А. П., доктор филос н., проф iconОглавление
Ц, канд мед наук Н. С. Дмитриев, проф С. Н. Лапченко, проф. В. Т. Пальчун, проф. О. К. Патякина, проф. В. С. Погосов, акад. Амн СССР...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<