Може Ж. Социологическая ангажированность*




Скачать 325.2 Kb.
НазваниеМоже Ж. Социологическая ангажированность*
страница1/7
Дата публикации08.05.2013
Размер325.2 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
(Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. ¾ М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999. ¾ С. 292-324.)

Може Ж.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНГАЖИРОВАННОСТЬ*




Лики ангажированности


Каким образом можно определить место Пьера Бурдье в общем списке «ликов ангажированности», отмечающих вехами историю интеллектуального поля Франции на протяжении столетия: ангажированность интеллектуалов-дрейфусаров[1] или ангажированность борцов Комитета бдительности антифашистской интеллигенции, ангажированность «партийных интеллектуалов»[2] («партии рабочего класса» и/или «партии расстрелянных») или ангажированность «сочувствующей интеллигенции» (подписавшие Стокгольмское воззвание или борцы Движения за Мир), ангажированность «ангажированных интеллектуалов», воплощением которой стал Сартр, и ангажированность «специфических интеллектуалов», определенных Фуко и т. п.?

^

Ангажированность по Сартру


Ангажированный писатель, по Сартру, противостоит теоретикам «искусства для искусства» и реализма, художнику «на обочине общества», равно как и реалисту, «критикующему неплодотворную частичность ученого». «Нам немало говорили о том, что он “склонялся” над той средой, которую хочет описать. Он склонялся! Где же он был? В воздухе? — вопрошает Сартр. — Истина состоит в том, что, будучи неуверенным в своей социальной позиции, слишком совестливым, чтобы восстать против буржуазии, которая ему платит, слишком трезвомыслящим, чтобы принять ее безоговорочно, он выбрал позицию судьи своего века и тем самым убедил себя в том, что остается вне последнего, подобно тому, как экспериментатор остается вне экспериментальной системы. Таким образом незаинтересованность чистой науки присоединяется к бескорыстности Искусства для Искусства». Но эта внешняя позиция иллюзорна. «Писатель <...> является “посвященным”, что бы он ни делал, он отмечен, скомпрометирован вплоть до самого отдаленного отхода от дел. <...> Его нельзя поставить вне игры. Даже если мы будем немы и смирны, подобно камням, сама наша пассивность будет выступать в качестве действия. <...> Писатель пребывает в ситуации своей эпохи: каждое его слово отдается эхом. Точно также, как и молчание», — пишет Сартр. И поскольку «у писателя нет никакого способа улизнуть», поскольку «все написанное обладает смыслом, даже если смысл этот очень далек от того, который автор хотел вложить в написанное им, <...> мы хотим, — заключает Сартр, — чтобы он самым тесным образом примкнул к своей эпохе», чтобы он сделал выбор, стал ангажированным. Сделать выбор для писателя означает «приоткрыть ценности вечности, которые включены в социальные или политические дебаты» эпохи. Эти «ценности вечности», глашатаем которых выступает ангажированный писатель, близки концепции человека «полностью ангажированного и полностью свободного», «свободного человека, которого нужно освободить, расширяя его возможности выбора». «Мы без труда полагаем, что человек, хотя еще и полностью детерминированный своей ситуацией, может стать центром нередуцируемой индетерминации, — пишет Сартр. Именно эту область непредвиденного, которая выделяется в социальном поле, мы и называем свободой, и личность есть не что иное, как свобода. <...> Мы не можем делать то, что хотим, и тем не менее мы несем ответственность за то, чту мы есть. <...> В этом смысле свобода могла бы считаться проклятием, она и есть проклятие. Но это также единственный источник человеческого величия»[3]. «Концепция человека», в которой Пьер Бурдье видит превращение опыта интеллектуала в онтологическую структуру, утверждает человеческое существование во всей его всеобщности. «“Буржуа”, способный отвергнуть свой класс, чтобы бороться вместе с “пролетариатом”, но сам обреченный быть отвергнутым за то, что был избран теми, кто не выбирал, интеллектуал — пария и привилегированный, пария, ибо он обладает привилегиями, привилегированный, ибо он пария — обречен на проклятие, которое и составляет его привилегию, привилегию сознания и радикальной свободы по отношению к его условию и обусловленности». «Нищета, а значит, величие, — это типично паскалевское превращение — в центре идеологического преображения, которое от Флобера до Сартра (и далее) позволяет интеллектуалу положить в основание своего дела чести превращение в свободный выбор своей исключенности из сферы власти и временных привилегий»[4].

Ангажированность, по Сартру, является «ответом интеллектуального поля мифическому коммунизму, объединяющему как две стороны одной реальности революцию, пролетариат — универсальный класс, предназначенный для ее исполнения, СССР, родину социализма, Коммунистическую партию как воплощение пролетариата и марксизм как доктрину, выражающую смысл этого “объективного” движения истории»[5]. Столкнувшись с обвинением, которое Партия, освященная Сопротивлением, выдвигает от имени «действия» в отношении интеллектуалов[6], Сартр утверждает, что мысль и литература сами по себе являются не просто действием, но высшей его формой: действие интеллектуала, состоящее в раскрытии мира, не только необходимо, но и достаточно для изменения этого мира[7]. С другой стороны, если ангажированность по Сартру является неотъемлемой частью догматики мифического коммунизма, то альянс между «попутчиком» и Партией не имеет ничего общего с безусловной самоотдачей: «Он [альянс] позволяет интеллектуалу самоконституироваться в качестве сознания, создающего Партию, и определить свое место между Партией и “народом” в отношении, которое является отношением Для-себя и В-себе, а следовательно, получить подтверждение революционной добродетели и при этом сохранить полную свободу в своей собственно интеллектуальной деятельности, сумев сберечь дистанцию, подразумевающуюся примыканием к партии, которое выглядит как единственно разумно обоснованное»[8], — писал Пьер Бурдье. «“Доктрина” ангажированности, — заключает Анна Бочетти, — позволяет интеллектуалам обрести чистую революционную совесть, не вступая в Коммунистическую партию и не уступая давлению со стороны последней, но подтверждая в крайней форме избранный характер своей судьбы»[9].

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Може Ж. Социологическая ангажированность* iconДепартамент розвитку приватного та фінансового сектору
Цей документ має обмежене розповсюдження І може використовуватися адресатами лише при виконанні своїх офіційних обов’язків. Зміст...

Може Ж. Социологическая ангажированность* iconМатериал подобран на проекте «Психоэнергетическая косметология»
Чи може людина жити вічно? Якщо ні, то наскільки довгим може бути людське життя? Прочитайте цю книгу, можливо ви теж станете безсмертним....

Може Ж. Социологическая ангажированность* iconПсихологія мислення І виклики ХХІ століття
Сучасний світ змінюється швидко: повне його оновлення може відбутися вже за якісь п’ять – десять років. Плин часу прискорився настільки,...

Може Ж. Социологическая ангажированность* iconКонтрольная работа по курсу «социология» тема: «социологическая мысль в россии в ХIХ веке»

Може Ж. Социологическая ангажированность* iconУкра ї н а татарбунарська районна державна адміністрація
Може хтось із старшого покоління всміхнеться І згадає як жили …, а хтось згадає цілі, мету життя …, а молоде покоління може зовсім...

Може Ж. Социологическая ангажированность* iconАрон Р. Этапы развития социологической мысли: Пер с фр
Американская социологическая мысль / Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс и др. М.: Изд-во мгу, 1994

Може Ж. Социологическая ангажированность* iconКонфуцій: перлинидумо к
Благородний муж найвищим вважає обов'язок. Благородний муж, який володіє відвагою, але без розуміння обов'язку, може стати бунтівником....

Може Ж. Социологическая ангажированность* iconПосольство Королівства Норвегія у Києві
Йте квитки до позитивної відповіді про видачу візи. Посольство може запитати надання квитків перед видачею паспорта з візою. Для...

Може Ж. Социологическая ангажированность* iconВ статье представлена социологическая трактовка понятия «отношение...
Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина, старший научный сотрудник Института социологии нан украины

Може Ж. Социологическая ангажированность* iconСоциологическая лаборатория: 30 лет диалога со студентами нту «хпи»
Коллектив лаборатории принимал участие в социологических исследованиях совместно с Российским институтом социологии, нии вш, Мишкольцским...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<