Книга излагает философские проблемы и показывает, как я полагаю, что постановка этих проблем основывается па неправильном понимании логики




НазваниеКнига излагает философские проблемы и показывает, как я полагаю, что постановка этих проблем основывается па неправильном понимании логики
страница1/7
Дата публикации18.05.2013
Размер0.87 Mb.
ТипКнига
uchebilka.ru > Философия > Книга
  1   2   3   4   5   6   7
Логико-философский трактат

Л. Витгенштейн
Motto: и все что люди знают,

а не просто восприняли слухом как шум,

может быть высказано в трех словах.

(Кюрнбергер).
Предисловие

Эту книгу, пожалуй, поймет лишь тот, кто уже сам продумывал мысли,

выраженные в ней, или весьма похожие. Следовательно, эта книга - не

учебник. Ее цель будет достигнута, если хотя бы одному из тех, кто прочтет

ее с пониманием, она доставит удовольствие.

Книга излагает философские проблемы и показывает, как я полагаю, что

постановка этих проблем основывается па неправильном понимании логики

нашего языка. Весь смысл книги можно выразить приблизительно в следующих

сливах: то, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а о

чем невозможно говорить, о том следует молчать.

Следовательно, книга хочет поставить границу мышлению, или скорее не

мышлению, а выражению мыслей, так как для того, чтобы поставить границу

мышлению, мы должны были бы мыслить обе стороны этой границы

(следовательно, мы должны были бы быть способными мыслить то, что не может

быть мыслимо).

Эту границу можно поэтому установить только в языке, и все, что лежит по

ту сторону границы, будет просто бессмыслицей.

Я не хочу судить о том, в какой мере мои усилия совпадают с усилиями

других философов. Ведь написанное мною не претендует на новизну деталей, и

я потому не указываю никаких источников, что мне совершенно безразлично,

думал ли до меня кто-либо другой о том, о чем думал я.

Хочу только упомянуть выдающиеся работы Фреге и моего друга Бертрана

Рассела, которые в значительной степени стимулировали мои мысли.

Если эта работа имеет какое-либо значение, то оно заключается в двух

положениях.

Bo-пepвыx, в том, что в ней выражены мысли, и это значение тем больше, чем

лучше они выражены. Тем скорее они попадают в самую точку. Я, конечно,

сознаю, что использовал далеко не все возможности просто потому, что мои

силы слишком малы для этой задачи. Другие могут взяться за нее и сделать

это лучше.

Напротив, истинность изложенных здесь мыслей кажется мне неопровержимой и

окончательной. Следовательно, я держусь того мнения, что поставленные

проблемы в основном окончательно решены. И если я в этом не ошибаюсь, то

значение этой работы заключается, во-вторых, в том, что она показывает,

как мало дает решение этих проблем.

1. Мир есть все то, что имеет место.

1.1. Мир есть совокупность фактов, а не вещей.

1.11. Мир определен фактами и тем, что это все факты.

1.12. Потому что совокупность всех фактов определяет как все то, что имеет

место, так и все то, что не имеет места.

1.13. Факты в логическом пространстве суть мир.

1.2. Мир распадается на факты.

1.21. Любой факт может иметь- место или не иметь места, а все остальное

останется тем же самым.

2. То, что имеет место, что является фактом, - это существование атомарных

фактов.

2.01. Атомарный факт есть соединение объектов (вещей, предметов).

2.011. Для предмета существенно то, что он может быть составной частью

атомарного факта.

2. 012. В логике нет ничего случайного: если предмет может входить в

атомарный факт, то возможность этого атомарного факта должна предрешаться

уже в предмете.

2.0121. Если бы для предмета, который мог существовать отдельно, сам по

себе, впоследствии было бы создано соответствующее ему положение вещей -

это выступало бы как случайность. Если предмет может входить в атомарные

факты, то эта возможность должна заключаться :в самом предмете. (Нечто

логическое не может быть только возможным. Логика трактует каждую

возможность, и все возможности суть се факты.) Как мы не можем мыслить

вообще пространственные объекты вне пространства или временные вне

времени, так мы .не можем мыслить какой-либо объект вне возможности его

связи с другими.

Если я могу мыслить объект в контексте атомарного факта, я не могу мыслить

его вне возможности этого контекста.

2.0122. Предмет независим, поскольку он может существовать во всех

возможных обстоятельствах, но эта форма независимости является формой

связи с атомарным фактом, формой зависимости. (Невозможно, чтобы слова

выступали двумя различными способами: отдельно и в предложении.)

2.0123. Если я знаю объект, то я также знаю все возможности его вхождения

в атомарные факты.

(Каждая такая возможность должна заключаться в природе объекта.)

Нельзя впоследствии найти новую возможность.

2.01231. Чтобы знать объект, я должен знать не внешние, а все его

внутренние качества.

2.0124. Если даны все объекты, то этим самым даны также и все возможные

атомарные факты.

2.013. Каждая вещь существует как бы в пространстве возможных атомарных

фактов. Это пространство я могу мыслить пустым, но не могу мыслить предмет

без пространства.

2.0131. Пространственный объект должен находиться в бесконечном

пространстве (точка пространства есть аргументное место.)

Пятно в поле зрения не должно быть обязательно красным, но оно должно

иметь цвет, оно окружено, так сказать, цветным пространством. Тон должен

иметь какую-то высоту, объект чувства осязания - какую-то твердость и т.

д.

2.014. Объекты содержат возможность всех положений вещей.

2.0141. Возможность вхождения объекта в атомарные факты есть его форма.

2.02. Объект прост.

2.0201. Каждое высказывание о комплексах может быть разложено на

высказывания об их составных частях и на предложения; полностью

описывающие эти комплексы.

2.021. Объекты образуют субстанцию мира. Поэтому они не могут быть

составными.

2.0211. Если бы мир не имел субстанции, то имеет смысл предложение или

нет-зависело бы от того, истинно или нет другое предложение.

2.0212. Тогда было бы невозможно построить образ мира (истинный или

ложный).

2.022. Очевидно, что как бы не отличался воображаемый мир от реального, он

должен иметь нечто - некоторую форму - общее с действительным миром.

2.023. Эта постоянная форма состоит из объектов.

2.0231. Субстанция мира может определять только форму, а не материальные

свойства. Потому что они прежде всего изображаются предложениями - прежде

всего образуются конфигурацией объектов.

2.0232. Между прочим: объекты бесцветны.

2.0233. Два объекта одинаковой логической формы - помимо их внешних

свойств- различаются только тем, что они различны.

2.02331. Или предмет имеет свойства, которых не имеет ни один другой

предмет, - тогда -можно просто выделить его из других посредством

описания, а затем на него указать; или же имеется много предметов, все

свойства которых являются общими для них, - тогда вообще невозможно

указать ли одного из этих предметов.

Потому что, если предмет .ничем .не выделяется, то я не могу его выделить,

- ведь в этом случае получилось бы, что он выделяется.

2.024. Субстанция есть то, что существует независимо от того, что имеет

место.

2.025. Она есть форма и содержание.

2.0251. Пространство, время и цвет (цветность) есть формы объектов.

2.026. Только если есть объекты, может быть дана постоянная форма мира.

2.027. Постоянное, существующее и объект - одно и то м{е.

2.0271. Объект есть постоянное, существующее; конфигурация есть

изменяющееся, неустойчивое.

2.0272. Конфигурация объектов образует атомарный факт.

2.03. В атомарном факте объекты связаны друг с другом подобно звеньям

цепи.

2.031. В атомарном факте объекты сочетаются определенным образом.

2.032. Тот способ, каким связываются объекты в атомарном факте, есть

структура атомарного факта.

2.033. Форма есть возможность структуры.

2.034. Структура факта состоит из структур атомарных фактов.

2.04. Совокупность всех существующих атомарных фактов есть мир.

2.05. Совокупность всех существующих атомарных фактов определяет также,

какие атомарные факты не существуют.

2.06. Существование или несуществование атомарных фактов есть

действительность. (Существование атомарных фактов мы также называем

положительным фактом, несуществование - отрицательным.)

2.061. Атомарные факты независимы друг от друга.

2.062. Из существования или несуществования какого-либо одного атомарного

факта .нельзя заключать о существовании или несуществовании другого

атомарного факта.

2.063. Действительность, взятая в ее совокупности, есть мир.

2.1. Мы создаем для себя образы фактов.

2.11. Образ изображает факты в логическом пространстве, т. е. в

пространстве существования или несуществования атомарных фактов.

2.12. Образ есть модель действительности.

2.13. Объектам соответствуют в образе элементы этого образа.

2.131. Элементы образа замещают в образе объекты

2.14. Образ состоит в том, что его элементы соединяются друг с другом

определенным способом.

2.141. Образ есть факт.

2.15. То, что элементы образа соединяются друг с другом определенным

способом, показывает, что так же соединяются друг с другом и вещи.

Эта связь элементов образа называется его структурой, а возможность этой

структуры - формой отображения этого образа.

2.151. Форма отображения есть возможность того, что предметы соединены

друг с другом так же, как элементы образа.

2.1511. Так образ связан с действительностью; он достает до нее.

2.1512. Он подобен масштабу, приложенному к действительности.

2.15121. Только самые крайние точки деления шкалы касаются измеряемого

объекта.

2.1513. Согласно этому взгляду, образу принадлежит также отношение

отображения, которое и делает его образом.

2.1514. Отношение отображения заключается в соотнесении элементов образа и

предметов.

2.1515. Эти соотнесения есть как бы щупальца элементов образа, которыми

образ касается действительности.

2.16. Чтобы быть образом, факт должен иметь нечто общее с тем, что он

отображает.

2.161. В образе и в отображаемом должно быть нечто тождественное, чтобы

первый вообще мог быть образом второго.

2.17. То, что образ должен иметь общим с действительностью, чтобы он мог

отображать ее на свой манер- правильно или ложно,-есть его форма

отображения.

2.171. Образ может отображать любую действительность, форму которой он

имеет.

Пространственный образ - все пространственное, цветной - все цветное и т.

д.

2.172. Но свою форму отображения образ не может отображать. Он ее

обнаруживает.

2.173. Образ изображает свой объект извне (его точка зрения есть его форма

изображения), поэтому образ изображает свой объект правильно или ложно.

2.174. Но образ не может выйти за пределы своей формы изображения.

2.18. То, что каждый образ, какой бы формы он ни был, должен иметь общим с

действительностью, чтобы он вообще мог ее отображать - правильно или

ложно, - есть" логическая форма, т. е. форма действительности.

2.181. Если форма отображения является логической формой, то образ

называется логическим.

2.182. Каждый образ есть также логический образ. (Напротив, не каждый

образ есть, например, пространственный образ.)

2.19. Логический образ может отображать мир.

2.2. Образ имеет общим с отображаемым логическую форму отображения.

2.201. Образ отображает действительность посредством изображения

возможности существования и несуществования атомарных фактов.

2.202. Образ изображает возможные положения вещей в логическом

пространстве.

2.203. Образ содержит возможность того положения вещей, которое он

изображает.

2.21. Образ соответствует или не соответствует действительности, он верен

или неверен, истинен или ложен.

2.22. Образ изображает то, что он изображает, независимо от своей

истинности или ложности, через форму отображения.

2.221. То, что образ изображает, есть его смысл.

2.222. Истинность или ложность образа состоит в соответствии или

несоответствии его смысла действительности.

2.223. Чтобы узнать, истинен или ложен образ, мы должны сравнить его с

действительностью.

2.224. Из образа самого по себе нельзя узнать, истинен он или ложен.

2.225. Нет образа, истинного априори.

3. Логический образ фактов есть мысль.

3.001. "Атомарный факт мыслим"-означает, что мы можем создать его образ.

3.01. Совокупность всех истинных мыслей есть образ мира.

3.02. Мысль содержит возможность того положения вещей, которое в ней

мыслится.

То, что мыслимо, также возможно.

3.03. Мы не можем мыслить ничего нелогического, так как иначе мы должны

были бы нелогически мыслить.

3.031. Когда-то говорили, что бог может создать все, за исключением того,

что противоречит законам логики. Мы не могли бы сказать о каком-либо

"нелогическом" мире, как он выглядит.

3.032. Изобразить в языке нечто "противоречащее логике" так же невозможно,

как нельзя в геометрии посредством ее координат изобразить фигуру,

противоречащую законам пространства, или дать координаты несуществующей

точки.

3.0321. Мы можем, пожалуй, пространственно изобразить атомарный факт,

противоречащий законам физики, но не атомарный факт, противоречащий

законам геометрии.

3.04. Априори верной мыслью была бы такая, возможность которой

обеспечивала бы и ее истинность.

3.05. Априори знать, что мысль истинна, мы могли бы только тогда, когда ее

истинность познавалась бы из самой мысли (без объекта сравнения).

3.1. Мысль в предложении выражается чувственно воспринимаемо.

3.11. Мы употребляем чувственно воспринимаемые знаки (звуковые или

письменные и т. д.) предложения как проекцию возможного положения вещей.

Метод проекции есть мышление смысла предложения.

3.12. Знак, посредством которого мы выражаем мысль, я называю

пропозициональным знаком (Satzzeichen). И предложение есть

пропозициональный знак в своем проективном отношении к миру.

3.13. Предложению принадлежит все то, что принадлежит проекции; но не то,

что проектируется.

Следовательно, - возможность того, что проектируется, но не оно само.

Следовательно, в предложении еще не содержится его смысл, но, пожалуй,

лишь возможность его выражения.

("Содержание предложения" означает содержание осмысленного предложения.)

В предложении содержится форма его смысла, но не его содержание.

3.14. Суть пропозиционального знака в том, что его элементы, слова,
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга излагает философские проблемы и показывает, как я полагаю, что постановка этих проблем основывается па неправильном понимании логики iconПроблемы построения структуры содержания сельскохозяйственного образования...
Постановка проблемы. Сельское хозяйство – является важнейшей отраслью экономики, и проблема подготовки сельскохозяйственных кадров...

Книга излагает философские проблемы и показывает, как я полагаю, что постановка этих проблем основывается па неправильном понимании логики iconПроблемы формирования содержания обучения техническому творчеству...
Постановка проблемы. Интеграция Украины в Европейское сообщество требует приведения как учебной документации, так и учебного процесса...

Книга излагает философские проблемы и показывает, как я полагаю, что постановка этих проблем основывается па неправильном понимании логики iconПрофессиональная деятельность будущих магистров профессионального...
Постановка проблемы. Профессиональная деятельность специалиста в той или иной отрасли народного хозяйства независимо от желания самого...

Книга излагает философские проблемы и показывает, как я полагаю, что постановка этих проблем основывается па неправильном понимании логики iconК методике преподавания темы «зонная теория твердых тел» в курсе...
Элементная база современных устройств и приборов часто основывается на полупроводниках. Поэтому невозможно представить себе современного...

Книга излагает философские проблемы и показывает, как я полагаю, что постановка этих проблем основывается па неправильном понимании логики icon1, Д. В. Ландэ 2 1 Институт проблем регистрации информации нан украины
Первый из этих алгоритмов основывается на учете совместного вхождения понятий в одни и те же документы, а второй на учете общего...

Книга излагает философские проблемы и показывает, как я полагаю, что постановка этих проблем основывается па неправильном понимании логики icon© 2005 Резниченко Н. К., Дубовец А. Н., Лях Б. Г. К вопросу о совершенствовании...
Постановка проблемы. Процесс обучения является целенаправленной передачей учебной информации от ее источника – носителя к обучаемому,...

Книга излагает философские проблемы и показывает, как я полагаю, что постановка этих проблем основывается па неправильном понимании логики iconКраткая презентация
Харькове и некоторые проблемы, которые возникли в последнее время с культурным отдыхом харьковчан меня тоже волнуют. И то что я хочу...

Книга излагает философские проблемы и показывает, как я полагаю, что постановка этих проблем основывается па неправильном понимании логики iconФилософские аспекты развития географических знаний
Проблема развития географических знаний является составной частью глобальной проблематики определения стратегических путей трансформации...

Книга излагает философские проблемы и показывает, как я полагаю, что постановка этих проблем основывается па неправильном понимании логики iconСотрудники, аспиранты и студенты кафедры логики философского факультета...
Уемова Авенира Ивановича. Авенир Иванович известет в России как талантливый ученый, создавший цикл учебных трудов по логике, разработавший...

Книга излагает философские проблемы и показывает, как я полагаю, что постановка этих проблем основывается па неправильном понимании логики iconЭрнст Рифгатович Мулдашев Трагическое послание древних
Предлагаемая читателю новая книга «В поисках Города Богов» написана в увлекательном стиле, но по своей сути она глубоко научна и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<