Задача цикла уроков гуманистической направленности «Я маленький философ»




Скачать 454.34 Kb.
НазваниеЗадача цикла уроков гуманистической направленности «Я маленький философ»
страница1/4
Дата публикации22.05.2013
Размер454.34 Kb.
ТипЗадача
uchebilka.ru > Философия > Задача
  1   2   3   4
Л. Л. Горбачёва, В. П. Игнатенко. Я – маленький философ

Главная задача цикла уроков гуманистической направленности «Я – маленький философ»: направить ребенка на поиск истины – смысла жизни через наполнение его души великими совершенными образами героев духа

Игнатенко В.П., практический психолог,

Горбачева Л.Л., учитель начальных классов, методист,

ЗОШ № 24 г. Артемовск Донецкой обл., Украина

УРОКИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«Я – МАЛЕНЬКИЙ ФИЛОСОФ»
Школа – живое духовное существо со своим предназначением. Перед школой сейчас стоит необходимость взращивания нравственности и культуры в Ребенке, общечеловеческих ценностей, которые определяют норму и качество жизни.

Уроки духовности необходимы в жизни Ребенка, на них создается особое пространство Урока за счет привлечения примеров высоких и прекрасных образов, позволяющих Ребенку принимать деятельное участие в совместном творчестве, направленном на поиск истины - смысла жизни.
^ Задачи цикла уроков:

- Взращивать прочный нравственный стержень как иммунитет от всего негативного;

  • Развивать волю, устремляющую к добру;

- Вдохновлять ребенка на тяжелый непрекращающийся путь самосовершенствования;

  • ^ Наполнять душу ребенка великими совершенными образами героев духа;

- Воспитывать душу ребенка невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем стойкое отвращение к различным уродливым явлениям жизни;

  • Учить видеть Красоту в окружающем мире и дарить Любовь;

- Учить качественному и позитивному мышлению, ответственности за свои мысли.


^

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА КРАСОТА


Цель:

  • Учить детей видеть красоту в окружающем мире;

  • Задумываться о поступках людей и делать выводы.

Материалы: принадлежности для рисования, музыкальное сопровождение.
Подготовительная работа: Задание детям в течение недели замечать в окружающем мире прекрасное (вещи, поступки людей, явления природы) и отобразить замеченное в рисунках или рассказах.
Психолог: Ребята, в течение недели вас попросили думать о прекрасном, замечать прекрасное, отобразить прекрасные явления вашей жизни. А кто может рассказать о том, что изменилось в ваших душах, когда вы смотрели на мир подобным образом?

- Дети показывают свои рисунки или описывают что-либо самое красивое, что им удалось увидеть за это время.
Учитель: Красота – это то, что приятно и всем нравится без исключения. Это все то доброе и прекрасное, что окружает человека и что вызывает в нем радость. Но помимо красоты, в мире существует некрасивое и безобразное. Вот я попрошу вас, ребята, рассказать о том красивом, что вас радует и восхищает.

  • Рассказы детей.

Учитель: А теперь представьте себе, что это все может исчезнуть, а вокруг осталось все безобразное, отвратительное и противное? Страшно подумать! Ведь правда?!

У каждого человека внутри, в душе сокрыта любовь к красоте. Когда человек думает о красоте и восхищается ею, эта любовь растет… Но случается так, что один человек говорит хорошие и добрые слова, а другому нравится грубить, ругаться и дразниться. Один с радостью лепит снежную бабу, а другой ее умышленно разрушает. Таких примеров можно приводить очень много.
Сказка «Красота души»
Скучно было стоять Цветку целый день на одной ножке посреди клумбы возле дома. Но в один из дней на него села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далекой страны, потому, что таких красивых крыльев Цветок еще никогда не видел. Бабочка тоже залюбовалась великолепием Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как часто ему бывает скучно и одиноко. И тогда Бабочка сжалилась над одиноким Цветком. Она решила не лететь дальше, а поселиться поблизости, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать ему интересные истории о тех местах, где она бывала.

Теперь Бабочка каждое утро и каждый вечер прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать. Цветок задрожал от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился и сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал ждать Бабочку. Вскоре она появилась в небе. Бабочка куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыл свои лепестки и воскликнул:

  • ^ Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе кое-что сказать.

Бабочка радостно подлетела к Цветку и оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у нее ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от удара сачка Цветок сломался и лежал среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим поломанным и молчащим другом, и горько плача, говорила:

  • ^ Это я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек.


Учитель: Ребята, а кто же из героев сказки по-настоящему красив душой и сердцем?

Ответы детей.

  • Как поступил Цветок по отношению к Бабочке?

Ответы детей.

  • А кто считает, что Цветок поступил красиво, ведь он спасал свою жизнь?

Ответы детей.

  • Кто из вас хотел бы быть на месте красивого Цветка, Бабочки?

Ответы детей.

Психолог: Дорогие мои! Давайте закроем глаза и вспомним всех самых хороших людей в своей жизни; затем – все хорошее, что с ними когда-либо случалось; все прекрасные места, где они когда-либо бывали, красивые поступки, которые они совершали и т.д. А теперь нарисуем цветок благодарности за все хорошее, который вырос и раскрылся в их душе. На цветке должно быть столько лепестков, сколько хорошего вы сможете вспомнить. Цветок подарите самому дорогому человеку с красивой душой.
^ СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА

УРОК О САМОПОЖЕРТВОВАНИИ
Цель:

  • Познакомить детей с образом Иисуса Христа;

  • Дать понимание красоты самопожертвования в добровольности.

Подготовительная работа: Изготовленные заранее туесочки для яиц, крашенки или писанки, музыкальное сопровождение (запись колокольного звона), свечи, икона Спасителя и маленькая иконка.
Психолог: Ребята, сегодня у нас урок-праздник, к проведению этого урока мы готовились с вами заранее. И, поэтому, прошу вас улыбнуться друг другу, закрыть глаза и представить себе, что вокруг вас чудесная погода, у вас радостное праздничное настроение и вы медленно, но легко-легко поднимаетесь на холм, на котором находится Храм. Величаво и раскатисто звучат колокола, слышится праздничное церковное песнопение. Ликует народ, слышаться вокруг поздравления и возгласы верующих: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Давайте и мы с вами мысленно постоим у Храма, прислушаемся к доносящимся звукам ликования народа, заглянем к себе в душу и задумаемся, что мы знаем о человеке, в честь которого происходит празднество.

^ Учитель: Сегодня в нашем классе присутствует образ Иисуса Христа. Мы поговорим о подвиге самопожертвования этого великого человека.

Психолог: Предлагаю вам послушать «Сказку о самопожертвовании»

Принес Человек в церковь две свечи, зажег их и поставил обе перед иконой. В полутемной церкви свечки заплакали своими горячими восковыми слезками. Поняли они, что не придется им долго пожить. Стали они потрескивать и просить Человека, чтобы он потушил их. Не хотелось им сгорать до конца, а хотелось пожить подольше. А Человек им в ответ и говорит:

  • Вы же сделаны для того, чтобы дарить людям свет, и обе делаете доброе дело и важное – освещаете икону. Люди, которые приходят в церковь помолиться, благодарны вашему горению. Ведь ваш огонь помогает им видеть то, что изображено на иконе. Всю свою короткую жизнь вам нужно гореть и светить людям, вы именно для этого придуманы человеком.

  • Пусть люди как-нибудь без меня обойдутся, - сказала длинная Толстая Свеча. – Я хочу пожить только для себя. Мне не хочется дарить людям свой свет, и я совсем не хочу жертвовать своей жизнью ради кого-то другого. Лучше спрячь меня, Человек, от людей вон в том темном дальнем уголке, где меня никто не заметит и не станет поджигать.

Исполнил Человек просьбу Толстой Свечки. Потушил он ее, отнес в дальний уголок и положил в незаметном для людей месте. Осталась Толстая Свечка одна в темноте и одиночестве, и очень скоро ей стало скучновато и неинтересно жить. Порой ей было даже страшновато, куда ни посмотришь – всюду в углу темно, а она совсем одна и рядом никого нет.

  • ^ Ну, ничего, - стала успокаивать себя Толстая Свечка, - пусть в темноте скучно, зато я проживу дольше всех остальных свечей…

А в это время Человек вернулся к оставшейся гореть короткой Тоненькой Свечке, и та решила его спросить:

  • ^ Правда ли, Человек, что мой свет так важен для людей? Неужели они не смогут без меня молиться? – спросила Тоненькая Свечка.

  • Нет, люди всегда молились и будут молиться даже в полной темноте, - ответил Человек. – Но без тебя они могут не заметить что-то очень важное для себя и для своего сердца.

  • Тогда я готова светить людям до самого конца своей жизни, - воскликнула Тоненькая Свечка, - Может быть, и в самом деле, благодаря моему огню и свету, люди заметят что важное, нужное и полезное для себя.

Тоненькая свечка с этого момента стала гореть ярче и изо всех сил старалась сделать свое пламя более высоким, чтобы лучше осветить людям икону. Она поняла, что лучше сгореть, даря другим свет, чем долго лежать в темноте, думая только о себе. Тоненькая Свечка быстро уменьшалась и знала, что скоро сгорит, но продолжала светить ярко. Она была счастлива и радовалась тому, что своим светом может очень помочь людям. И, действительно, люди потихоньку потянулись на ее яркий свет и стали дольше молиться. Они приносили с собой свои свечи и зажигали их от яркого пламени коротенькой Тоненькой Свечки. Вскоре вокруг иконы от множества горящих свеч стало светло, как днем, А перед иконой стало собираться много молящихся людей.

Тем временем Тоненькая Свечка тихонько догорала. Она зажгла множество свечей, помогла людям своим светом, а теперь, потухая, по-настоящему была довольна своей короткой, но пламенной жизнью.

Наутро пришел священник, он достал остаток Тоненькой Свечи, отнес его в мастерскую, добавил воска, и сгоревшая Тоненькая Свечка вновь стала новой, готовой опять светить людям.

Вы можете спросить о том, что же потом случилось с той Толстой Свечей, которая решила жить в уединенном темном углу. Ну что ж, я вам отвечу. Она покрылась и пропиталась толстым слоем пыли, и когда однажды через несколько лет ее обнаружил Человек, он понял, что такой свечке не место в церкви. Ведь она будут плохо гореть и при этом вонять, сильно потрескивать и коптить. Взял Человек свечку, смял ее в комок и кинул его вместе с дровами в печку.

Психолог: Ребята, закройте глаза, представьте себя свечкой, которая освещает какую-либо икону в храме. Посмотрите на себя со стороны. Как ярко горит ваша свеча, что или кого она освещает. Какой размер свечи.

(Работа с текстом:

  • У какой свечки жизнь была лучше и радостей, у той, которая недолго горела и светила людям или у той, которая очень долго лежала в темноте и в пыли?

  • Вам понравилась Тоненькая Свечка? Чем понравилась? (самопожертвованием)

  • Можно ли назвать самопожертвование и готовность жертвовать красивым качеством? (следуют размышления детей).

Психолог: Мне очень нравится яркое пламя нашей свечи, которая освещает икону Спасителя. Я зажгу от ее пламени свою свечу. Посмотрите, как ярко осветилась наша икона! Я хочу передать огонь любви вашему учителю и пожелать ей великого терпения, силы в ее учительском подвижничестве. (Таким образом постепенно в классе все дети выстраиваются полукругом, держа в руках зажженные свечи. Каждый получил искренние пожелания любви, добра и радости).

Учитель: Праздник Пасхи имел свои символические атрибуты. Всегда пеклись праздничные сладкие куличи, расписывались яйца, которые символизировали жизнь. Дети устраивали праздничные игры с яйцами. Их раскручивали и любовались быстрым вращением. Давайте и мы попробуем поиграть так. На счет 1-2-3 мы все одновременно раскрутим свои яйца. Чье яйцо крутилось дольше всех?

Другая игра заключалась в том, чтобы способом удара яйцо об яйцо определить самое стойкое крепкое яйцо. Итак. За каждой партой произойдет соревнование пар. Потом победители парной борьбы выйдут в центр класса и потом между собой проведут новые соревнования. Таким образом, мы выберем самое стойкое яйцо и сделаем фотографию на память о нашем уроке празднике.

Теперь наступило время для подарков. Дети, вы еще до праздников изготовили туесочки для пасхальных яиц, написали на них праздничные поздравления и можете обменяться этими подарками.

^ БУДЕМ УЧИТЬСЯ ДУМАТЬ НАПЕРЕД
Цель:

- Учить думать наперед и не принимать необдуманных, поспешных решений;

  • Учить заглядывать в будущее , представлять последствие и прогнозировать следствие каждого решения и влияние его на окружающих;

  • Воспитывать силу воли.

Материалы: поднос со свечой, бумага, карандаши.
Психолог: Ребята, наша голова устроена очень хитро. Каждую секунду в ней рождается целая куча мыслей. Иногда человек даже не может все их контролировать. Они скачут наперегонки друг перед другом. Если человек спешит что-то делать, тогда нередко ошибается, а изменить сделанное уже не может. Тогда становится стыдно за совершенное или необдуманное действие. Вот какая история приключилась однажды с Юлей. А может быть, что-то похожее случалось и с вами?

Гадкое мороженое

Зайдя в магазин за хлебом, Юля увидела свое любимое клубничное мороженое и сразу же решила его купить. Она совсем не подумала, что скоро ей обедать и она может сладким перебить себе аппетит. Забыла, что еще позавчера болела. Не посчитала, останутся ли у нее деньги на хлеб. В общем, при виде мороженого она забыла обо всем на свете и, не раздумывая, заплатила деньги. Оказалось, что хлеб уже покупать не на что, и она отправилась обратно домой.

В обед после сладкого мороженого все казалось каким-то особенно не вкусным. Вдобавок оставшийся старый хлеб быстро кончился, а без него еда стала еще противнее. Целый час Юля сидела перед тарелкой с супом. Морщась, она заставляла себя есть каждую ложку, но под конец не вытерпела. Она раскапризничалась и ни в какую не хотела его доедать. Настроение было прескверное.

- Ну, надо же, - думала Юля, - из-за пяти минут клубничного удовольствия целый час мучений и отвратительного настроения, это уж слишком много.

Но это было еще не все. К вечеру у нее голос стал хриплым и поднялась температура. Отец пришел с работы с двумя билетами в цирк, но их пришлось возвратить в кассу.

^ Следующий день был не лучше. Юля лежала с компрессом на горле, с градусником под рукой, с лекарством во рту и жаловалась своей кукле-подружке:

  • Какое же все-таки это вчерашнее мороженое гадкое и нехорошее, настоящий предатель. Сначала сладенькое, вкусное, так и просится «оближи меня». А потом сколько из-за него неприятностей.

^ Бабушка случайно услышала этот разговор и говорит:

  • Это не мороженое предатель, а твоя голова, внученька. Потому что она в нужную минуту перестает думать и дает полную свободу рукам и ногам.

(Работа над текстом:

  • Почему Юля приняла неправильное решение?

  • Для принятия правильного решения нужна всего одна мысль или нужно собрать много мыслей и по очереди их продумать?

  • Кто правильно решит задачу: кто быстрее захочет ответить или кто сначала как следует подумает?

  • Как вы понимаете слова «за каждое удовольствие нужно платить»?



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача цикла уроков гуманистической направленности «Я маленький философ» iconУроки гуманистической направленности «я маленький философ»
Школа – живое духовное существо со своим предназначением. Перед школой сейчас стоит необходимость выращивания нравственности и культуры...

Задача цикла уроков гуманистической направленности «Я маленький философ» iconАнализ проведения недели открытых уроков учителей естественнонаучного...
...

Задача цикла уроков гуманистической направленности «Я маленький философ» iconКинематограф как средство развития гуманистической направленности личности ребенка

Задача цикла уроков гуманистической направленности «Я маленький философ» iconЗадача №39 з дисципліни «Основи програмування та алгоритмічні мови»
Оператор цикла repeat организует выполнение цикла, состоящего из любого числа операторов, с неизвестным заранее числом повторений....

Задача цикла уроков гуманистической направленности «Я маленький философ» iconУрок как целостная система 6
Использование ресурсов сети интернет в воспитательной направленности уроков информатики из педагогического опыта работы 21

Задача цикла уроков гуманистической направленности «Я маленький философ» iconМаленький рассказик из Белорского цикла. Способны ли маги противостоять...
Этот вопрос до конца…

Задача цикла уроков гуманистической направленности «Я маленький философ» iconВ одном большом городе жил Маленький Человек. Был он маленький-маленький....
Днём Маленький Человек ходил на работу, а вечерами сажал в своём саду тюльпаны или сидел на скамейке у ворот, курил маленькую трубочку...

Задача цикла уроков гуманистической направленности «Я маленький философ» iconЗадача обеспечения указанных выше требований решается на двух этапах...
Поэтому задача поиска эффективных технологических процессов является задачей технологической оптимизации

Задача цикла уроков гуманистической направленности «Я маленький философ» iconМетодическая разработка цикла уроков литературы в 10 классе по теме «Ф. М. Достоевский»
Тема: Ф. М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. «Преступление и наказание». Суровая правда жизни обездоленных людей

Задача цикла уроков гуманистической направленности «Я маленький философ» iconІ –ііі ступеней №13
Биология и химия – науки прикладной направленности. В программе предмета много теоретического материала и мало практики. Возникает...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<