Г. Г. Люлькина «Ступени познания» программа по дух нравст воспитанию




Скачать 365.06 Kb.
НазваниеГ. Г. Люлькина «Ступени познания» программа по дух нравст воспитанию
страница1/4
Дата публикации01.06.2013
Размер365.06 Kb.
ТипПрограмма
uchebilka.ru > Философия > Программа
  1   2   3   4

Г.Г. Люлькина «Ступени познания» программа по дух.-нравст. воспитанию

ГУЛЬСИНА ГАЛИМЗЯНОВНА ЛЮЛЬКИНА
Учитель истории и обществознания общеобра­зовательной средней школы № 7 г. Пензы, По­четный работник общего образования РФ. Ра­ботает по авторской программе классных часов «Ступени познания» по духовно-нравственному воспитанию.

Участник творческой лаборатории «Мастерская гуманности».
ПРОГРАММА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

«СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 — 11 КЛАССОВ

Утверждена научно-методическим советом средней школы № 7.

Под общей редакцией ^ Веры Георгиевны Акимовой, члена совета Международного центра гуманной педагогики (г. Москва), руководитель творческой лаборатории «Мастерская гуманности».

Рецензенты:

^ Игорь Львович Беккер, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ПГПУ им. В.Г. Белинского.

Константин Николаевич Уланов, директор финансово-экономического лицея № 29 г.Пензы, кандидат философских наук, доцент.
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Знание только тогда знание, ког­да оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Л.Н. Толстой
«Период человеческого расстройства». Так характеризовал Ян Каменский историю человечества более 300 лет назад. Очень точное определение для современной России. К сожалению, расстройство проявляется во всем обществе. С одной стороны — высокий уровень развития науки, с другой — ежедневные катастрофы. Это на материальном уровне. А сколько катастроф духовных. Постоянно возникающий вопрос о будущем человечества. Благие перспективы можно предполагать только в случае духовного развития в первую очередь, подрастающего поколения.

Исходя из этого, роль педагога в воспитательном процессе сегодня необычайно высока. Школа, как социальный институт, должна играть наиболее значимую роль в воспитании молодежи. В Законе РФ «Об образовании» первым принципом государственной политики в области образования провозглашены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развитии личности.

Концепция содержания воспитательной работы в муниципальных учреждениях образования г. Пензы ведущей целью вос­питания называет личность, способную принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, своей страной. В основу целеполагания в области воспитания должны быть положены общечеловеческие ценности — Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля.

Решать эти задачи призвана, в первую очередь, школа. Класс — основной структурный элемент школы. Организация познавательной деятельности, формирование нравственности, социальных отношений между учащимися происходит именно здесь.

Как педагог и классный руководитель, воспитательные задачи я могу решать на своих уроках, на классных часах, во внеурочное время. Особое внимание я отвожу классным часам. Темы классных часов выстраиваются, исходя из интересов учащихся, их рассмотрение дает разгадку многих проблем, стоящих перед ними.

Данная программа является результатом освоения педагогами системы гуманно-личностного подхода к детям III.А. Амонашвили с 1996 г. в рамках творческой лаборатории «Мастерская гуманности» МНМЦО г. Пензы.

При составлении программы учитывается, что старшеклассники — это люди, стоящие на рубеже новой жизни, где нет готовых путей, и их свободный выбор станет определять дальнейший ход жизни. Перед будущими выпускниками впервые предстает их собственная жизнь как продукт своих усилий. Именно жизнь, как отдельный особенный объект является постоянным предметом осмысления старшеклассников. Все это позволяет вместе с ребятами в процессе со-творчества искать ответы на поставленные ими вопросы.

Моя работа, как классного руководителя, основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя как носителей духовных ценностей, понять, что уже сегодня у них есть все данные стать творцами своей судьбы. Осознание этих моментов сложно даже для взрослых, а тем более для детей.

Тематика традиционных классных часов часто затрагивает вопросы нравственности, поведения, культуры, но в большинстве своем они носят поучительный или ознакомительный характер, не имеют системности.

Нестандартность предлагаемой программы классных часов вызывает интерес и у родителей, многие учащиеся рассказывают о них дома. В результате некоторые темы имеют продолжение на родительских собраниях и наоборот.

Построение программы позволяет сохранить системность, направленность, учет интересов учащихся-старшеклассников, развитие самостоятельного мышления.
^ Цель и задачи программы

Целью данной программы классных часов «Ступени познания» является становление нравственной и духовной, свободной и творческой личности.

Задачи программы:

а) способствовать становлению, развитию, воспитанию в старшекласснике Благородного Человека путем выявления его личностных качеств;

б) помочь учащимся научиться жить среди людей с пользой для себя и для других;

развивать и воспитывать у учащихся такие качества души и ума, как любовь к ближнему, долг и ответственность, заботливость и стыдливость, сдержанность, искренность, уважение, понимание, сострадание, сорадость и сотрудничество;

в) способствовать выявлению и развитию у учащихся способности постижения и переживания красоты в разных ее проявлениях и формах;

г) способствовать процессу познания и усвоения учащимися истинно человеческого проникновения общечеловеческими интересами;

д) способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей, понимания сущности любви как творческой основы восхождения человека по эволюционному пути;

е) способствовать освоению учащимися положений философии, науки и религии о сущности человека, смысле его жизни и сути эволюции человечества.
Основные формы и способы проведения классных часов

  • беседы, рассказы учителя;

  • свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта;

  • чтение рассказов, легенд;

  • анализ литературных произведений;

  • анкетирование;

  • проживание через игру различных ситуаций, их анализ;

  • прогнозирование (мечтание) будущего;

  • написание сочинений-размышлений, их иллюстрирование;

  • написание стихов, создание творческих работ;

  • философствование;

  • просмотр видеофильмов;

  • экскурсии в музей, картинную галерею, на природу;

  • посещение студии «Музыкальная светоживопись».


Оборудование для проведения классных часов

  • телевизор;

  • видеомагнитофон, видеокассеты;

  • магнитофон, аудиокассеты с записями классической музыки;

  • бумага, ватман;

  • аппликации;

  • гуашь, акварельные краски, кисти, маркеры;

  • свеча, подсвечник;

  • слайды, диапроектор.


Необходимые условия для реализации данной программы

Для успешной реализации данной программы весьма важная роль отводится следующим факторам:

  1. Личность учителя. Учителю надо понять исключительную важность духовного развития учащихся, стремиться к о6огащению духовной жизни каждого учащегося. Учитель должен верить в безграничность каждого учащегося, в его способности, талант, неповторимость.

  2. Учитель должен верить в свои педагогические способности и постоянно самосовершенствоваться.

  3. Взаимоуважение учителя и ребенка, что будет помогать созданию условий для сотворчества. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал понимание и готовность учителя всегда ему помочь.

  4. Взаимопонимание учителя и родителей. Родители могут помочь выстроить ряд тем классных часов.

  5. Совместный поиск учителя и учащихся, отсутствие поучающего характера классных часов. Учитель лишь сопровождает учащихся в их поиске.

  6. Выстраивание с каждым учащимся личных, доверительных взаимоотношений.

  7. |Поощрение учителем творческой деятельности учащихся.

  8. Духовно-нравственная направленность обсуждаемых тем.

Программа классных часов по духовно-нравственному воспитанию «Ступени познания» рекомендуется для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и может быть реализована через классные часы и факультативные курсы. Она рассчитана на 58 часов: 30 часов в 10 классе и 28 часов в 11 классе.

Данная программа рассмотрена и утверждена методическим объединением классных руководителей старшего звена, педагогическим советом учителей СШ № 7, прошла апробацию в 2000 — 2002 годах.. Работа по программе показала, что учащиеся стали более внимательны друг к другу, научились оказывать помощь в сложных ситуациях, сопереживать, заботиться о ближних, повысился уровень культуры, в классе были созданы условия для сотрудничества, совместного поиска ответов на интересующие детей вопросы. По результатам апробации программа была откорректирована и дополнена с учетом предложений учащихся, собран творческий материал: стихи-размышления, сочинения учащихся, информационные листы по проблемам. (Приложение 1)
^ Содержание программы

Программа классных часов по духовно-нравственному воспитанию «Ступени познания» состоит из пяти разделов.

10 класс: Раздел I. «Давайте познакомимся»

Раздел II. «Познание себя»

Раздел III. «Каждый человек уникален и ценен»

11 класс: Раздел IV. «Духовные ценности»

Раздел V. «Счастье семьи»

Такое построение программы обусловлено следующим: учитываются возрастные и психологические особенности учащихся, отсутствие сплоченного коллектива; создаются условия, способствующие расширению пространства от личного «Я» к «Я и общество»
10 КЛАСС
Раздел I. Давайте познакомимся

^ Если я не сделаю этого - кто сделает

И если я не сделаю этого прямо сейчас

То когда же мне это сделать?

Но если я сделаю это только для себя

самого,

То кто я?

Мудрец Гиллель

(около 2 тыс. лет назад)
Первые беседы предполагают выстраивание сотруднических доверительных взаимоотношений учитель-ученик, ученик-ученик.

«Расскажи мне о себе». Этот разговор необходим в первые дни создания коллектива класса. Кроме общих вопросов учащиеся могут рассказать о родителях: кем работают, чем увлекаются, о братьях и сестрах, о своем увлечении, о том, что больше всего ценят в людях, о своих достоинствах. Желательно начать учителю с рассказа о себе, своем видении процесса взаимодействия, сотворчества с учащимися, ознакомить их с предлагаемыми темами программы и формами проведения классных часов. Учащиеся дополняют содержание программы классных часов, для чего предусмотрены резервные часы, заполняют анкету, предложенную учителем. Материалы анкетирования окажут огромную помощь в дальнейшей работе с учащимися.

Размышления учащихся над темой «Никто тебе ни друг, никто тебе ни враг, но каждый учитель» позволяет настроить учащихся на восприятие любого факта не через призму осуждения и наказания, а как жизненного опыта.

Знакомство с притчей Ш.А. Амонашвили «Прощение приходит в служении» способствует развитию умения прощать себя, а значит и других, понять, что только деятельность во благо людей», способствует духовному росту человека.
^ Раздел II. Познание себя
Сотвори мир в себе

И отправь его людям.

Ф. Абрам
Темы классных часов этого раздела рассматриваются через использование игровых методов, бесед, анкетирования учащихся и родителей с целью помочь учащимся выстроить образ своих лучших качеств, чтобы опираться на них при принятии решений, выборе путей. Все это способствует не только воспитанию учащегося, но помогает ему поверить в себя, самоутвердиться и найти свое место в этой жизни.

В разделе «Познание себя» решаются задачи по способствованию становления, развития, воспитания в учащемся Благородного человека путем выявления его личностных качеств.

Рассмотрение темы «Помечтаем о будущем» учит ребят строить планы прекрасного будущего.
^ Раздел III. Каждый человек уникален и ценен

...Ни на земле, ни в ее глубинах, ни в лазоревых далях, ни в чужих стра­нах, ни во всей Вселенной нет ничего, что могло бы быть обычным. Все, что нас окружает, все это — необыч­ное!... Неповторимо, необычно все: и ты, и эти облака, и этот день, и этот простой, невзрачный цветок!

Ш.А. Амонашвили, «Амон-Ра»
Темы «Мыслители прошлого и настоящего о жизни человека, «о смерти и бессмертии», «Смысл жизни» способствуют освоению учащимися положений философии, науки и религии о сущности человека, смысле его жизни и законах эволюции человечества.

Путем рассмотрения тем «Человек: душа, разум, тело», «Цвета качеств души», «Наши любимые дела», «Лестница успеха» решаются задачи развития и воспитания у учащихся таких качеств души и сердца, как любовь к ближнему, долг и ответственность, заботливость, совесть и стыдливость, сдержанность, искренность, ­уважение, понимание, сострадание, сорадость и сотрудничество.

Прекрасные игры «Давайте говорить друг другу комплименты» и «Тайный друг» помогают учащимся учиться жить среди людей с пользой для себя и для других.

Завершить раздел предлагается посещением студии «Музыкальная светоживопись» для развития у учащихся способности восприятия и переживания красоты в разных ее проявлениях мира.

Темы раздела позволяют учащимся:

- познать себя как Человека;

- проявить свою истинную индивидуальность;

- находить общественный простор для развития своей истин­ной природы;

- проникаться общечеловеческими интересами;

- быть защищенным от влияния, способного провоцировать, на асоциальные проявления.

Оставшиеся в резерве часы предлагается использовать в зави­симости от предложений учащихся и их потребностей.
11 КЛАСС
Раздел IV. Духовные ценности

^ Быть человеком — это и значит

чувствовать, что ты за все в ответе

А. де Сент-Экзюпери
III.А. Амонашвили в книге «Школа жизни» пишет: «Человек без духовной жизни не существует. От качества, содержания, на­правленности духовной жизни по сути своей должно зависеть качество самой личности человека».

Очень жаль, что традиционная школа, а также многие инно­вационные школы недооценивают значение духовной жизни в человеке, и учащийся предоставлен самому себе в сотворении своего духовного мира и образа жизни в нем. Для учащегося это величайшая трудность, и она редко увенчивается успехом.

Темы классных часов раздела «Духовные ценности» рассчи­таны на то, чтобы поселить в душе и сердце учащегося светлые образы, мысли и мечтания, чувство красоты, стремление к само­познанию и саморазвитию, пониманию беспредельности, ответственности за свои мысли; устремленности к благу; мужество и бесстрашие; служение планетарной и космической эволюции, чувства заботы и страдания, радости и восхищения; сознания жизни, смерти и бессмертия.

Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа начинает жить, создает свой мир, творит и притягивает новые образы. В этом духовном мире высшие знания будут одухотворены и возвращены людям в виде результатов познавательного труда, творчества, общения, созидания нравственных и культурных ценностей, в виде плодов физического труда, в виде любви к ближнему, к Родине, в виде смелости и геройства.
^ Раздел V. Счастье семьи

Чтобы понять друг друга, пре­одолеть глухоту души, каждый дол­жен стать больше, чем он сам, вмес­тить в себя чужую душу, суметь со­греть ее своей.

А.А. Тарковский
Нет в мире ничего драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. Хорошая семья — как светлая капля росы. В ней от­ражается весь многогранный мир социальных и нравственных отношений нашего общества. В семье удовлетворяется целая гамма высоких духовных потребностей человека — в любви, дружбе, материнстве и отцовстве, культурно-эмоциональном общении. Здесь закладываются нравственные основы будущего поколения. Совершенно очевидно, что создание счастливой семьи, прежде всего, зависит от каждого. Весь багаж накопленного опыта, искусство творить взаимоотношения, умение принимать и давать любовь юноша и девушка вносят в новую семью.

Данный раздел предлагает учащимся пути достижения гармонии и развития, открытости и терпимости, что должно способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей, пониманию сущности любви как творческой основы для восхождения человека по эволюционному пути.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Г. Люлькина «Ступени познания» программа по дух нравст воспитанию iconГ. Г. Люлькина «Ступени познания» программа по дух нравст воспитанию
Учитель истории и обществознания общеобра­зовательной средней школы №7 г. Пензы, По­четный работник общего образования РФ. Ра­ботает...

Г. Г. Люлькина «Ступени познания» программа по дух нравст воспитанию iconКнига Иова, гл. 30, ст. 26
Уверовав — верь. И умножай веру посредством познания Истины. Дабы возвысить свой Дух

Г. Г. Люлькина «Ступени познания» программа по дух нравст воспитанию iconПриказ №68 от 20/09/11 Протокол№1 от 20/09/11 Программа духовно-нравственного...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования (далее – Программа) направлена...

Г. Г. Люлькина «Ступени познания» программа по дух нравст воспитанию iconПрограмма учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени...
Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования содержит следующие...

Г. Г. Люлькина «Ступени познания» программа по дух нравст воспитанию iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся мкоу «Пименовская средняя общеобразовательная школа имени Героя...

Г. Г. Люлькина «Ступени познания» программа по дух нравст воспитанию iconЛитература паспортПрограммы Наименование Программы Целевая воспитательная...
Целевая воспитательная программа профессионального становления студентов «Ступени к мастерству»

Г. Г. Люлькина «Ступени познания» программа по дух нравст воспитанию icon1. Теоретические основы анализа банковской деятельности
Развитие человеческого общества сопровождалось развитием познания объективной действительности. Теория познания как часть философии...

Г. Г. Люлькина «Ступени познания» программа по дух нравст воспитанию iconЗаконы диалектики как законы познания
Совпадение диалектических законов объективного мира и познания. Специфические законы познания

Г. Г. Люлькина «Ступени познания» программа по дух нравст воспитанию iconИтоги 1 полугодия 2011-2012 учебного года
За 1 полугодие выбыло из школы 3 учащихся, прибыло 5 учащихся. На начало 2 полугодия обучается 398 учащихся: на 1 ступени 158 учащихся,...

Г. Г. Люлькина «Ступени познания» программа по дух нравст воспитанию iconПрограмма вступительных экзаменов в магистратуру по специальности...
Программа вступительного экзамена составлена в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<