Общие вопросы самосознания личности




НазваниеОбщие вопросы самосознания личности
страница1/9
Дата публикации03.06.2013
Размер0.96 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

- -

Общие вопросы самосознания личности
Самосознание как предмет философского познания
Проблема самосознания относится к прерогативе не только психологии. С

античных времен по настоящее время она представляет собой интерес и для

философов. Конечно, сфера интересов философского и психологического (и

социологического) познания различны. Однако, именно философия дала толчок

и до настоящего времени в определенном смысле определяет направления

поиска для представителей эмпирической науки. Она "задает" координаты и

является некоторой "рефлексией", "самосознанием" исследований о

самосознании – собственно, тем, чем и "положено" быть философии.

Соответственно, при оценке логического содержания излагаемых ниже

концепций постоянно придется иметь в виду, что они часто заданы

применением традиционных философских дихотомий внешнего и внутреннего,

временного и вневременного, объективного и субъективного и т. п. Так, как

полагает М.А. Гарнцев, использование пространственных метафор было весьма

широким и в классической западноевропейской гносеологии, а значит, и в

теориях самосознания, разработанных в ее рамках; отсутствие же четкого

критерия, позволявшего однозначно отличить, к примеру, внутреннее от

внешнего, отнюдь не ставило под сомнение эвристическую полезность

употреблявшихся здесь и там пространственных метафор. Проводя для примера

параллели в психологических исследованиях, можно отметить разделение

самосознания на "Я – для себя" и "Я – для других", идентификация

личностная и идентификация социальная и т.д.

Однако, обращение к философскому видению проблемы служит здесь не только

для проведения некоторых аналогий и формулирования подходов и направлений

исследования. Прежде всего мы используем терминологию и систему понятий,

сложившуюся в философии, для более точного определения собственного

предмета исследований.

Тезаурус исследования

Прежде всего, вопрос о самопознании и самосознании в философии традиционно

относился к гносеологическим проблемам, но самопознанию как процессу

самосознания отводилось привилегированное положение в иерархии

познавательных деятельностей. Вопрос ставился главным образом с точки

зрения возможности познания человеком самого себя: может ли субъект

познания быть одновременно объектом, что в большей степени определяет

познание – субъект или объект, и что происходит при их одновременном

совмещении.

Яркий пример - подход философа Э.В. Ильенкова, который специально

подчеркивал несовпадение реальной личности и её самосознания. Последнее он

считает лишь атрибутом личности и обвиняет именно его в "грехах"

необъективности. Согласно Э. В. Ильенкову, это несовпадение

обнаруживается, когда одна личность сталкивается с оценкой её другой

личностью. Соответственно утверждается абсолютная недостоверность

самосознания субъекта. По этой причине самосознание сводится только к

самоощущениям, самопредставлениям. Следует допустить, что у отдельных

субъектов самосознание остается на уровне самопредставлений, что

определяется их реальным бытием, но трудно согласиться с абсолютным

агностицизмом.

Соответственно, существуют и "гносеологические" определения самосознания.

Так, существует целый спектр значений понятия "рефлексия". Чаще всего в

философской литературе под рефлексией понимают обращение познания на самое

себя, мышление о мышлении. Правда, встречаются и иные толкования этого

феномена, как правило крайне расширительные. В частности, рефлексия может

трактоваться как самопознание вообще, т. е. "осмысление своих собственных

действий и их законов", как осознание собственного "я", и даже в значении,

фактически отождествляющем рефлексию с познанием, мышлением. С точки

зрения Г.А Антипова, рефлексия — это специфическое явление в сфере

духовного освоения человеком мира, отнюдь не совпадающее с познанием

человеком самого себя. Такое познание может быть и не рефлексивным. По

предлагаемому определению, рефлексия не замыкается исключительно в

границах внутреннего опыта и является синонимом самонаблюдения,

интроспекции, хотя в исходном пункте дело обстоит именно таким образом.

Рефлектируя, мы также воспринимаем действительность, но не саму по себе, а

так, как она дана относительно нашего сознания, представлена в формах

мышления.

Очень сходное к приведенному (по содержанию понятия) определение

самосознания дает М. А. Гарнцев: "... самосознание личности, будучи ее

динамическим отношением к ее собственному миру, включает в себя в качестве

одного из важнейших компонентов формирование и осознание ею комплекса ее

отношений к пространству и времени, признаваемым формами существования

внешнего, а с некоторыми оговорками и внутреннего мира, восприятие и

осмысление человеком пространства и времени как взаимообусловленных

реальностей и категорий выступали па протяжении веков существенным

фактором мировоззренческого самоопределения личности."

Е. К. Быстрицкий (также ссылающийся на рефлективную традицию в философии)

вместе с Г. А. Антиповым говорит о том, что нельзя редуцировать

человеческое самосознание к само знанию. Самосознание определяется как

смысловое единство мира, внутреннего и внешнего, оно универсально

детерминируется миропониманием, которое складывается вне зависимости от

имеющихся знаний об окружающей действительности и о себе.

Своеобразное обоснование оппозиции внешнее – внутреннее предлагает М.С

Каган, ссылаясь на кибернетику сложных функциональных систем. Им

необходимы два источника информации — о том, что происходит вовне системы,

в среде, с которой система связана своей деятельностью, и о том, что

происходит внутри нее самой; для получения этих двух родов информации

всякой системе такого класса необходимы, метафорически говоря, "сознание"

и "самосознание".

Конечно, психологический подход также принимает во внимание возможность

познания, но акцент переносится в другую плоскость. Априори принимая тезис

о несовершенстве, субъективности человеческого самосознания, исследователь

пытается выяснить, насколько точно самосознания, в частности, соотношение

Я – реальное и Я – представляемое, Я – представляемое и Я – глазами других

и т.д. Чем вызываются искажения, когда вообще актуализируется самосознание

как процесс – эти и другие вопросы являются предметом многочисленных

эмпирических исследований.

Приведенных определений достаточно, чтобы наглядно показать философское

понимание проблемы самосознания. Общее, как видится, в том, что

самосознание в приближенной формулировке определяется как единство

отношения к себе и миру. Однако, некоторые определения уже вносят

своеобразный "акцент". Так, М.А. Гарнцев определяет составные структуры

самосознания -–пространство и время, как системообразующие. Е.К.

Быстрицкий непосредственно переходит к собственно психологическим

механизмам, определяющим самосознание личности. Этот вопрос пока оставим

без комментариев; как главные (системообразующие) феномены самосознания

определяют и мораль (нравственность), и притязание на признание, половую

идентификацию и другие, явно не рядоположенные личностные образования. Так

же крайне спорным остается вопрос о психологических механизмах. И здесь

вполне правомерно перейти к психологическим и социально–психологическим

теориям самосознания, поскольку именно эмпирические работы проводят

проверку гипотетических построений.

Психологический подход к самосознанию. Общие теории самосознания

Часто тематические обзоры проводят в генетическом ключе; прослеживается

развитие представлений о предмете исследования. Иногда при этом отдельно

рассматриваются разные школы или направления. Однако, мы предлагаем

несколько иной порядок анализа основных аспектов самосознания. Прежде

всего представляются общие, близкие к философским, работы. Далее, уже в

генетической последовательности рассматриваются частные концепции

самосознания с конкретным описанием предполагаемых структур, механизмов

функционирования и развития и т. д.

Один из общих вопросов – структура самосознания в целом. Из нее,

собственно, и выводятся зачастую определения феномена. Поэтому нет

большого смысла перечислять и определять их сразу; их содержание

рассматривается при демонстрации соответствующих концепций.

В. Д. Балин предлагает треххчленную структуру индивидуального сознания.

При этом два его компонента — "чувство Я" и "миросознание" — являются

рядоположенными. Самосознание — это более сложная форма индивидуального

сознания, она формируется на базе двух первых и в известном смысле

является их совмещенной, инвариантной частью "Чувство Я", самость,

ощущение самобытия, которое иногда определяется как самосознание в узком

смысле слова, состоит в осознании факта своего существования. Оно членит

мир на две категории "Я" и "не Я", позволяет видеть окружающую среду

независимой от факта своего существования, дает критерий для иерархизации

предметов и явлений среды обитания, задает ее мерность и масштаб, дает

начало координат для ее отражения. "Чувство Я" позволяет отделить себя от

среды и противопоставить себя ей. Наличие "чувства Я" означает, что

субъект уже отделил свои реакции от самого себя и смог посмотреть на себя

как бы со стороны.

Такое психическое явление, как миросознание, есть знание о том, что

окружающий мир константен. Миросознание интегрирует полученную информацию

об окружающем мире. Это означает, что такой мир субъективизирован и

"обозначен". Самосознание, таким образом, двухчленно, как и в структурах

приведенных выше философских работ.

В другой концепции рефлексия соотносится с самосознанием личности.

Рефлексия определяется как деятельность самопознания, раскрывающая

внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Точнее

рефлексивное отношение личности к самой себе определяется как

авторефлексия, но она не является процессом, замкнутым в каком-то

индивидуальном пространстве самосознания. Напротив, способность человека

рефлексивно отнестись к себе есть результат интериоризации личностью

социальных отношений между людьми.

Но опять же некоторые авторы исходят из положения о "нормальной

двойственности" человеческого Я:

Я как субъект, осознающий и регулирующий свои действия;

Я как объект, осуществляющий свои действия.

Первое Я - это субъект своих действий, своего познания, своих эмоций; во

второе Я входит физическое, социальное и духовное достояние человека.

В рассмотренных структурах, при их различии, можно выделить некоторые

общие черты. Прежде всего – выраженное разделение самосознания на два

компонента. Один из них при вариациях описывается как осознание себя

самого как субъекта, другой – как объективное Я. Такая двойственность

человеческого самосознания может быть основана на определенных

нейропсихологических механизмах. Например, согласно исследованиям А.Р.

Лурия, процессы программирования и критической оценки действий зависят от

нормального функционирования лобных долей коры головного мозга. Поражение

лобных долей приводит к импульсивности действий, к потере контроля и

критичности. Что касается задних долей мозга, то их поражение ведет к

инертности и дезавтоматизации исполнительных действии, хотя критичность

человека не нарушается.

Однако, в некоторых работах подобная дихотомия не столь выражена. Так,

Ф.Т. Михайлов, говоря о сущности человека и его самосознании, полагает,

что она в извечном его неравенстве самому себе, в постоянной необходимости

соотносить себя (свои возможности, способности, знания и т. п.) с

объективными обстоятельствами. Но это отношение к себе "со стороны"

нарушает тождество самому себе отнюдь не только в представлении. Оно

совсем не умозрительный выход за пределы своего наличного бытия.

Представить себя сразу во всех трех временных измерениях — это значит

оценить свою роль в событиях совершенных, увидеть себя их "судьей" в

настоящем, а это возможно лишь проецируя на свою биографию образ своего

будущего. И быть при этом субъектом своего самоизменения.

Ю.Б. Гиппенрейтер также определяет самосознание как образ себя и отношение

к себе; также состоит из двух компонентов. Из них выводятся главные

функции самосознания — познание себя, усовершенствование себя, поиск

смысла жизни. При этом совершенно определенно утверждается, что поиск

смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания.

Очевидно и сходство в двух данных структурах самосознания, вплоть до того,

что выделяются общие основные функции. Хотя, как видно, в терминах

приведенных выше концепций это довольно узкое понимание самосознания

(дихотомия "внутреннее – внешнее" не выражен, заменен скорее на

"внутреннее – отношение к внутреннему").

В сходной концепции А.Б. Орлова Я-концепция человека (его самосознание)

также связываются с особенностями самоотождествления и самопринятия

человека. Но он, по сравнению с рассмотренными выше моделями, уже

описывает самоотождествление как состоящее из подлинного Я (сущности) и

множества самоотождествлений, прежде всего социальных.

Для процесса отождествления с подлинным Я предлагается использовать термин

персонификация. В данном случае человек склонен принимать в себе не только

свои персональные, но и свои теневые стороны и проявления, он, с одной

стороны, видит себя во всем, а с другой - он не отождествляет себя

полностью ни с какой своей ролью или функцией. Например, роль отца

осознается человеком как одна из его ролей, к которым он как таковой не

сводится.

Персонализация используется для обозначения социальных идентичностей

человека. В некоторых работах они могут называться "Я - для других", "Я –

социальное", субличностью и др. Эта структура самосознания представляет

собой динамическую подструктуру личности, которая характеризуется

относительно независимым существованием. Самые типичные субличности

человека - те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными)

ролями, которые он принимает на себя в жизни, например с ролями отца,

любимой, врача, учителя и т. д.

В иных терминах эти процессы представлены в концепции В.С. Мухиной. Так,

вместо персонификации используется идентификация, вместо персонализации –

обособление или индивидуализация.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общие вопросы самосознания личности iconНоосферная концепция самосознания
Ключевые слова: инстинктивные элементы самосознания неинтегрированной личности, самосознание интегрированной личности, уровни самосознания...

Общие вопросы самосознания личности iconОбщие вопросы самосознания личности
Она "задает" координаты и является некоторой "рефлексией", "самосознанием" исследований о самосознании – собственно, тем, чем и "положено"...

Общие вопросы самосознания личности iconРеферат По психологии развития и дифференциальной психологии на тему:...

Общие вопросы самосознания личности iconПервая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии
При помощи этих методов определяется степень понижения интеллекта, но не характеризуется самый дефект и внутренняя структура личности,...

Общие вопросы самосознания личности iconВоспитательный план работы Класс: 5 Школа: мобу оош с. Саннинское Классный Ахметова Э. Р
...

Общие вопросы самосознания личности iconУсловия развития профессионального педагогического самосознания в тренинге
Переход самосознания на более высокий уровень как условие профессионального развития

Общие вопросы самосознания личности iconИтоговое занятие по разделу «общие вопросы гигиены»
Оценить уровень усвоения студентами теоретических основ, практических умений и навыков по разделу «Общие вопросы гигиены»

Общие вопросы самосознания личности icon2. Вопросы психологии личности
Вопросы преемственности в воспитании между детским садом, начальной школой, средним звеном

Общие вопросы самосознания личности iconМетодические рекомендации • Программа курса • Тема Методологические...
Тема 10. Я-концепция: половая и гендерная идентичность. Социальные представления личности

Общие вопросы самосознания личности iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<