Общие вопросы самосознания личности




НазваниеОбщие вопросы самосознания личности
страница1/12
Дата публикации24.02.2013
Размер0.88 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

В.В.Иванова

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ


Текст позаимствован в библиотеке
Русского гуманитарного интернет-университета


Самосознание как предмет философского познания
Психологический подход к самосознанию. Общие теории самосознания
Личностные типы сознания

^ ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ

Время личности и жизненный путь
Жизненное пространство в самосознании
Жизненный путь
Смысл жизни
Самореализация и самоактуализация
Притязание на признание. Социальное признание
Самопринятие. Структура феномена
Имя собственное. Имя как знак
Физическое Я
Личностное Я
Резюме
^

Самосознание как предмет философского познания


Проблема самосознания относится к прерогативе не только психологии. С античных времен по настоящее время она представляет собой интерес и для философов. Конечно, сфера интересов философского и психологического (и социологического) познания различны. Однако, именно философия дала толчок и до настоящего времени в определенном смысле определяет направления поиска для представителей эмпирической науки. Она "задает" координаты и является некоторой "рефлексией", "самосознанием" исследований о самосознании – собственно, тем, чем и "положено" быть философии.

Соответственно, при оценке логического содержания излагаемых ниже концепций постоянно придется иметь в виду, что они часто заданы применением традиционных философских дихотомий внешнего и внутреннего, временного и вневременного, объективного и субъективного и т.п. Так, как полагает М.А.Гарнцев1, использование пространственных метафор было весьма широким и в классической западноевропейской гносеологии, а значит, и в теориях самосознания, разработанных в ее рамках; отсутствие же четкого критерия, позволявшего однозначно отличить, к примеру, внутреннее от внешнего, отнюдь не ставило под сомнение эвристическую полезность употреблявшихся здесь и там пространственных метафор. Проводя для примера параллели в психологических исследованиях, можно отметить разделение самосознания на "Я – для себя" и "Я – для других", идентификация личностная и идентификация социальная и т.д.

Однако, обращение к философскому видению проблемы служит здесь не только для проведения некоторых аналогий и формулирования подходов и направлений исследования. Прежде всего мы используем терминологию и систему понятий, сложившуюся в философии, для более точного определения собственного предмета исследований.
^

Тезаурус исследования


Прежде всего, вопрос о самопознании и самосознании в философии традиционно относился к гносеологическим проблемам, но самопознанию как процессу самосознания отводилось привилегированное положение в иерархии познавательных деятельностей2. Вопрос ставился главным образом с точки зрения возможности познания человеком самого себя: может ли субъект познания быть одновременно объектом, что в большей степени определяет познание – субъект или объект, и что происходит при их одновременном совмещении.

Яркий пример – подход философа Э.В.Ильенкова, который специально подчеркивал несовпадение реальной личности и её самосознания. Последнее он считает лишь атрибутом личности и обвиняет именно его в "грехах" необъективности. Согласно Э.В.Ильенкову, это несовпадение обнаруживается, когда одна личность сталкивается с оценкой её другой личностью. Соответственно утверждается абсолютная недостоверность самосознания субъекта. По этой причине самосознание сводится только к самоощущениям, самопредставлениям3. Следует допустить, что у отдельных субъектов самосознание остается на уровне самопредставлений, что определяется их реальным бытием, но трудно согласиться с абсолютным агностицизмом.

Соответственно, существуют и "гносеологические" определения самосознания. Так, существует целый спектр значений понятия "рефлексия". Чаще всего в философской литературе под рефлексией понимают обращение познания на самое себя, мышление о мышлении. Правда, встречаются и иные толкования этого феномена, как правило крайне расширительные. В частности, рефлексия может трактоваться как самопознание вообще, т.е. "осмысление своих собственных действий и их законов", как осознание собственного "я", и даже в значении, фактически отождествляющем рефлексию с познанием, мышлением. С точки зрения Г.А.Антипова4, рефлексия – это специфическое явление в сфере духовного освоения человеком мира, отнюдь не совпадающее с познанием человеком самого себя. Такое познание может быть и не рефлексивным. По предлагаемому определению, рефлексия не замыкается исключительно в границах внутреннего опыта и является синонимом самонаблюдения, интроспекции, хотя в исходном пункте дело обстоит именно таким образом. Рефлектируя, мы также воспринимаем действительность, но не саму по себе, а так, как она дана относительно нашего сознания, представлена в формах мышления.

Очень сходное к приведенному (по содержанию понятия) определение самосознания дает М.А.Гарнцев: "... самосознание личности, будучи ее динамическим отношением к ее собственному миру, включает в себя в качестве одного из важнейших компонентов формирование и осознание ею комплекса ее отношений к пространству и времени, признаваемым формами существования внешнего, а с некоторыми оговорками и внутреннего мира, восприятие и осмысление человеком пространства и времени как взаимообусловленных реальностей и категорий выступали па протяжении веков существенным фактором мировоззренческого самоопределения личности."5

Е.К.Быстрицкий6 (также ссылающийся на рефлективную традицию в философии) вместе с Г.А.Антиповым говорит о том, что нельзя редуцировать человеческое самосознание к само-знанию. Самосознание определяется как смысловое единство мира, внутреннего и внешнего, оно универсально детерминируется миропониманием, которое складывается вне зависимости от имеющихся знаний об окружающей действительности и о себе.

Своеобразное обоснование оппозиции внешнее – внутреннее предлагает М.С.Каган7, ссылаясь на кибернетику сложных функциональных систем. Им необходимы два источника информации – о том, что происходит вовне системы, в среде, с которой система связана своей деятельностью, и о том, что происходит внутри нее самой; для получения этих двух родов информации всякой системе такого класса необходимы, метафорически говоря, "сознание" и "самосознание".

Конечно, психологический подход также принимает во внимание возможность познания, но акцент переносится в другую плоскость. Априори принимая тезис о несовершенстве, субъективности человеческого самосознания, исследователь пытается выяснить, насколько точно самосознания, в частности, соотношение Я – реальное и Я – представляемое, Я – представляемое и Я – глазами других и т.д. Чем вызываются искажения, когда вообще актуализируется самосознание как процесс – эти и другие вопросы являются предметом многочисленных эмпирических исследований.

Приведенных определений достаточно, чтобы наглядно показать философское понимание проблемы самосознания. Общее, как видится, в том, что самосознание в приближенной формулировке определяется как единство отношения к себе и миру. Однако, некоторые определения уже вносят своеобразный "акцент". Так, М.А.Гарнцев определяет составные структуры самосознания – пространство и время, как системообразующие. Е.К.Быстрицкий непосредственно переходит к собственно психологическим механизмам, определяющим самосознание личности. Этот вопрос пока оставим без комментариев; как главные (системообразующие) феномены самосознания определяют и мораль (нравственность), и притязание на признание, половую идентификацию и другие, явно не рядоположенные личностные образования. Так же крайне спорным остается вопрос о психологических механизмах. И здесь вполне правомерно перейти к психологическим и социально-психологическим теориям самосознания, поскольку именно эмпирические работы проводят проверку гипотетических построений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общие вопросы самосознания личности iconНоосферная концепция самосознания
Ключевые слова: инстинктивные элементы самосознания неинтегрированной личности, самосознание интегрированной личности, уровни самосознания...

Общие вопросы самосознания личности iconОбщие вопросы самосознания личности
Она "задает" координаты и является некоторой "рефлексией", "самосознанием" исследований о самосознании собственно, тем, чем и "положено"...

Общие вопросы самосознания личности iconРеферат По психологии развития и дифференциальной психологии на тему:...

Общие вопросы самосознания личности iconПервая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии
При помощи этих методов определяется степень понижения интеллекта, но не характеризуется самый дефект и внутренняя структура личности,...

Общие вопросы самосознания личности iconВоспитательный план работы Класс: 5 Школа: мобу оош с. Саннинское Классный Ахметова Э. Р
...

Общие вопросы самосознания личности iconУсловия развития профессионального педагогического самосознания в тренинге
Переход самосознания на более высокий уровень как условие профессионального развития

Общие вопросы самосознания личности iconИтоговое занятие по разделу «общие вопросы гигиены»
Оценить уровень усвоения студентами теоретических основ, практических умений и навыков по разделу «Общие вопросы гигиены»

Общие вопросы самосознания личности icon2. Вопросы психологии личности
Вопросы преемственности в воспитании между детским садом, начальной школой, средним звеном

Общие вопросы самосознания личности iconМетодические рекомендации • Программа курса • Тема Методологические...
Тема 10. Я-концепция: половая и гендерная идентичность. Социальные представления личности

Общие вопросы самосознания личности iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<