Нововременные представления о материи и ее строении




Скачать 164.16 Kb.
НазваниеНововременные представления о материи и ее строении
Дата публикации25.08.2013
Размер164.16 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы




Базалук Олег Александрович

кандидат философских наук,

и.о. доцента Переяслав-Хмельницкого

педагогического университета
Нововременные представления о материи и ее строении
Однако мы чрезвычайно часто заблуждаемся потому, что

полагаем многое познанным нами ранее и, доверившись

своей памяти, соглашаемся с этими вещами так, как если

бы они были нам полностью понятны, хотя на самом деле

мы никогда их не понимали.

Р. Декарт "Первоначала философии" Ч.1, § 44
Спустя почти четыреста лет, переосмысливая идеи Р. Декарта (1596-1650) об основах мироздания, с удивлением обнаруживаешь тесную, актуальную связь между его размышлениями и волнующей современное общество проблематикой. Первоначала философии – они так и остались не до конца раскрытыми, а может даже осознанными обществом. Причем "первоначала" не как одноименная философская работа Декарта, а как жизненно необходимая проблематика. Ведь именно в контексте с ней рассматриваются и фундаментальные вопросы мироздания, и космологическая тематика, и вопросы происхождения человечества, сущности человеческой жизни. Первоначала философии – это целый пласт основаопределяющих понятий, идей, на которых формируется научное мировоззрение, возводится мощное здание науки.

Поэтому, приступая к рассмотрению современных представлений о материи и ее структуре, мы вынужденно соприкасаемся с первоначалами философской мысли, подвергаем анализу фундаментальные философские понятия. Такая ответственность вынуждает нас опереться на опыт предшественников, классиков. Безусловно, показательным в этом вопросе является исследование Декарта "Первоначала философии". Именно на него мы и положимся, естественно рассматривая эту проблематику с современного уровня развития знаний.

Как советовал Декарт "для серьезного философствования и разыскания истины всех познаваемых вещей прежде всего следует отбросить все предрассудки, или, иначе говоря, надо всячески избегать доверяться каким бы то ни было ранее принятым мнениям как истинным без предварительного нового их исследования" [8, 347]. Это наставление Декарта вынуждает нас сразу отказаться от целого ряда картезианских основ. Особенно от признанного самим Декартом утверждения, что "До сих пор я описывал Землю и весь вообще видимый мир наподобие механизма, в котором надлежит рассматривать только фигуры и движение его частей…" [8, 407]. "Механицизм" Декарта остался в прошлом, практически у истоков возникновения современной науки. После него, по мнению И. Пригожина, наука прошла два основных этапа, которые привели человечество к определенной картине природы физического существования. В первом случае картину мира создал И. Ньютон – мира, образуемого неизменными субстанциями и состояниями движения. В ньютоновской картине мира материя, пространство и время разобщены: пространство и время выступают как пассивные "вместилища" материи. Во втором случае картину мира создал А. Эйнштейн. Величайшим достижением общей теории относительности принято считать то, что пространство-время перестало в ней быть независимым от материи, оно порождается материей. Однако с точки зрения Эйнштейна идея локализации в пространстве-времени является важной составной частью теории [15, 16].

В настоящее время наука проходит третью стадию, на которой само понятие локализации в пространстве-времени кардинальным образом пересматривается и на смену статистического двуединства пространства и времени приходит, по мнению Д. Бома "неразрывное и когерентное целое, вовлеченное в бесконечный процесс изменения – холодвижение (holomovement). Мир – это постоянный поток, и стабильные структуры любого рода – не более чем абстракция; любой доступный описанию объект, любая сущность или событие считаются производными от неопределимой и неизвестной всеобщности" [7, 101]. Мы впервые ведем речь о синергетическом единстве пространства, времени и материи1.

Это революционное для современной науки утверждение Д. Бома при детальном исследовании "Первоначал" Декарта оказывается созвучным с целым рядом высказанных в нем мыслей. Еще в 1644 г., в первом издании "Первоначал философии" Декарт пишет: "Должно, однако, признать, что в этом движении имеется нечто такое, что наша душа воспринимает как истинное, не будучи, однако, в состоянии его понять, а именно деление некоторых частей материи до бесконечности, или беспредельное деление, т.е. деление на столько частей, что мы не можем мысленно определить часть столь малой, чтобы не мыслить ее разделенной на еще меньшие части" [8, 366].

Цитирование Декарта – это не искусственное налаживание параллелей, в какой то степени умаляющих значение исследований современных ученых. Это возвращение к первоначалам философии, которые при ближайшем рассмотрении оказываются не тронутыми, устоявшимися в истории истинами. Разве что из общих, абстрактных форм, они приобретают формы более конкретные, отточенные современной фактологической базой.

Поэтому, при ближайшем рассмотрении все нижеизложенные мысли о материи – это не радикально новое воззрение на структуру мироздания. Нет, это перекликающееся с тем же Декартом, с исследованиями других классиков философской мысли, воззрение на материальный мир, только более уточненное и конкретизированное.

При анализе процессов эволюции материального мира факт синергетического единства материи, пространства и времени мы положим в основание наших рассуждений. Анализируя это единство с философской точки зрения, мне бы хотелось подчеркнуть то, что включение в рассмотрение пространства-времени материи, причем материи с неравновесным, детерминистичным началом, является само по себе революционным шагом. Впервые мы можем вести речь о пространстве-времени материи, ее состояний.

Уже в начале двадцатого столетия академиком В. Вернадским были установлены и обоснованы два качественно различных состояния материи: косное2 и живое3 вещество, динамично сосуществующие друг с другом [5, 6]. Косное вещество связано с неживой (абиогенной), живое – с живой (биогенной) материей. Впервые речь зашла о двух содержательно различных формах упорядоченности. Вернадский и его последователи установили и на научном уровне доказали неоднородность материи, тем самым представив новое видение структуры материального мира: дуальное, когерентное взаимодействие пространства-времени косного и живого вещества, двух состояний материи.

В научных кругах в последние десятилетия доминирует концепция естественного перехода косного состояния материи в живое вещество [11, 12, 9, 10]. При этом эволюционный переход одного состояния материи в другое произошел через образование переходной формы – биокосного вещества4. Этому вопросу посвящены многие исследования и в настоящее время он считается аргументировано обоснованным [11, 12, 9, 10].

Но дуальная структура материального мира не дает нам ответ на место в ее структуре разума, человеческого общества. Не зря за последние десятилетия были предложены не менее двух десятков концепций, которые с точки зрения и философии, и социологии, и других наук, пытались обосновать процесс формирования и развития человеческого общества в материальном мире. К их числу относятся: теория социальной интеграции М. Вебера, "постиндустриальное общество" Д. Белла, "технологическая эра" З. Бжезинского, "супериндустриальное общество и общество третьей волны" О. Тоффлера, и др. Но все эти талантливые, динамичные концепции, на мой взгляд, имели один существенный недостаток: они рассматривали человеческое общество в пространстве-времени жизни, живого вещества. Все современные рассуждения, в большинстве своем, сводятся к тому, что человек произошел от обезьяны и, соответственно, плоскость биологической жизни эквивалентна плоскости существования человеческого общества (разума). Биологическая жизнь и плоскость деятельности разума и по настоящее время считаются тождественными.

Но еще Декарт в основу своей философии положил дуализм души и тела, "мыслящей" и "протяженной" субстанции. "…следует заметить, что, хотя человеческая душа и соединена со своим телом, основные свои функции, однако, она выполняет в мозгу" [8, 408]. Мысли Декарта были продолжены в исследованиях В. И. Вернадского [5, 6], П. Тейяр де Шардена [17], А. Бергсона [4], А. К. Манеева, Б. Ф. Поршнева, других ученых. Из их исследований вытекает, что рассмотрение человеческого общества с позиций повседневного бытия человека (онтогенеза), принятого в качестве основы для рассмотрения связи между природой и человеком – это не правильно выбранная плоскость для анализа и синтеза информации о человеке. Когда мы судим о человечестве и разуме с точки зрения онтогенеза, или с позиций существования микро или макросоциальной группы, мы оперируем второстепенными фактами, не дающими нам увидеть принципиальную разницу между плоскостью существования жизни и разума. И поэтому мы отождествляем их, тем самым не замечая очевидного: плоскость существования разума - это третье состояние материи. Это еще одна дифференцированная составная материального мира, синергетически сосуществующая наряду с косным и живым веществом [1, 3]. И на этот факт первым указал Сократ, который открыл объективный полюс жизни – разум. Если Парменид и Гераклит размышляли, сами того не ведая, то, как подчеркнул Ортега-и-Гассет в "Теме нашего времени" "Сократ первым дал себе отчет в том, что разум – это новый универсум, более совершенный, превосходящий тот, который мы спонтанно обнаруживаем вокруг нас" [13, 26].

Онтогенетическому уровню – уровню повседневного бытия индивида, с позиций которого общепринято начинать рассматривать человеческое общество, предшествуют четыре равнозначных уровня обмена вещества, энергии и информации: органный, молекулярно-генетический, уровни подсознания и сознания5. Органный и молекулярно-генетический уровни формируют биологическую основу человеческого организма, доставшуюся ему от мира природы, и соответственно адекватную по многим параметрам высокоорганизованным биогенным структурам. Именно на этих уровнях существование человеческого общества тождественно показателям пространства-времени жизни.

В свою очередь уровни сознания и подсознания образуют психику – высокоразвитую нейронную структуру, которой нет аналогов в живой материи. Как показывают исследования, последние два уровня обмена вещества, энергии и информации масштабами своей активности подавляют биологическое начало человека и выводят самого человека в ранг новой "геологической силы" (по Вернадскому), соизмеримой по масштабам с геологической активностью живого и косного вещества. Мы сталкиваемся с новым пространством-временем - плоскостью существования разума.

И вот здесь, мы раскрываем для себя один из парадоксов современного научного познания. Общепринято любой процесс или явление рассматривать в его содержательной основе. Например, все явления и процессы, происходящие в косном веществе, рассматриваются с его фундаментального уровня – микромира (уровня фундаментальных частиц). Фундаментальные законы "неживой" материи – законы квантовой механики и классической динамики - являются для нас основой постижения дальнейших уровней косной материи. Точно такой же подход мы применяем и при изучении живого вещества: мы изучаем мир природы с его основания – с молекулярно-генетического и органного уровня. Именно там мы обнаруживаем комплекс причинно-следственных фактов обособляющих живое вещество от неорганического мира. Но в то же время, изучение человеческого общества происходит, главным образом, с онтогенетического, и в редких случаях с молекулярно-генетического и органного уровней, которые ни в коем случае не являются фундаментальными уровнями существования разума. Соответственно, они не могут раскрывать содержательной основы эволюции человечества. Поэтому естественно, когда мы рассматриваем антропогенез с позиций молекулярно-генетического и органного уровней, мы повсеместно фиксируем факт аналогий с окружающей биогенной средой, неделимость пространства-времени жизни и разума. Но и без этого анализа такие аналогии очевидны, так как именно эти уровни подчеркивают единство человека как биологического организма с высокоразвитыми представителями мира природы.

Но ведь особенность человека заключается не в биологическом начале, а в свойствах психики! Мы должны рассматривать человеческое общество с фундаментальных уровней – подсознания и сознания, в которых и заключена содержательная основа феномена человека. Причем рассматривать не "сверху вниз", как следствие физиологических и социальных процессов. Для сознания и подсознания эти внешние стимулы вторичны. Рассмотрение психики необходимо "снизу", как самодостаточного и реально существующего уровня, подверженного нейрофизиологическим, но главное субъективно-информационным трансформациям. Как основополагающую, исходную детерминанту развивающегося нового (третьего) пространственно-временного континуума.

Анализ человеческого общества с позиций уровней сознания и подсознания выводит нас на качественно новое понимание места и значения человечества в материальном мире. Прежде всего, человеческое общество предстает перед нами не как высшая форма жизни, а как новое состояние материи – разумное вещество6, сопоставимое по масштабам своей деятельности с неорганической и живой материей. В основе качественного перехода живого вещества в третье состояние материи – разумное вещество, лежит кардинальная реорганизация нейронных объединений работающих с информационной средой [1, 2, 3].

Как только мы выделяем человеческое общество в третье состояние материи, для нас становится очевиден и понятен тот круг трансформаций, который связан с человечеством. Ноосфера Тейяр де Шардена и Вернадского – это плоскость существования разумного вещества, не уступающая по масштабам преобразований биосфере – пространству-времени жизни. Весь путь эволюции человеческого общества – это путь синергетического становления нового (третьего) состояния материи, а так же сферы его существования - ноосферы.

Таким образом, мы приходим к утверждению существования эволюционирующей иерархической структуры материального мира. Картина организации структуры материи выглядит следующим образом. На первом этапе в результате Большого взрыва появилось косное вещество, которое со временем образовало пространство-время косной материи (Вселенную). На втором этапе, в результате эволюции косной материи, появилось биокосное вещество, из которого в последствие сформировалась живая материя, пространство-время жизни. Под воздействием абиогенных и биогенных процессов живое вещество образовало свою сферу существования – биосферу планеты. И на третьем этапе в результате влияния эволюционного процесса произошли кардинальные изменения на уровне нейронных объединений, которые привели к возникновению переходной формы – условно-рефлекторной деятельности нервной системы (организация предсознания, а в последствие подсознания). Позднее, в ходе эволюционных изменений, условно-рефлекторная работа нервной системы перешла на качественно новую ступень организации – работу сознания (биопсиполе Манеева). С появлением сознания, высокоорганизованной психики, связано формирование и развитие третьего состояния материи – разумного вещества, которое представлено на Земле человеческим обществом. Разум – это не игра природы в масштабах Земли, это закономерный процесс эволюции материи.

Выделение в материальном мире трех состояний материи: косного вещества (неорганического мира), живого вещества (мира природы) и разумного вещества (человеческого общества), приводит нас к двум важным выводам.

Вывод первый, материальный мир – это не консервативная и стационарная система, как считали его И. Ньютон и частично А. Эйнштейн. Материальному миру присуще необратимое и неравновесное начало, которые обеспечивают внутреннее развитие структуры материи, так называемые бифуркационные переходы, в совокупности составляющие эволюцию материального мира. Три нам известные состояния материи – это неопровержимые доказательства факта структурной эволюции материального мира.

Вывод второй, каждое состояние материи не берется ни откуда. Через переходные формы оно образуется на основе предшествующего состояния материи. Так, живое состояние материи (жизнь) образовалось в результате трансформации высокоразвитых структур косного вещества в переходную форму – биокосное вещество (микросферы Фокса, коацерватные капли Опарина и т. п.), с последующим переходом биокосных структур в биологические полимеры – макромолекулы, с характерной диссимметрией и избирательной способностью к изотопам. В дальнейшем, эволюция биополимеров привела к организации разнообразных форм жизни, и к формированию биосферы – сферы существования живого вещества [6, 11, 12].

Появлению разумного вещества предшествовала дифференциация молекулярно-генетического уровня мозга высших животных и формирование на основе новых нейронных структур переходной формы – нейронного комплекса предсознания, который обусловил появление в природе австралопитеков, археоантропов7 и палеоантропов, которых мы обобщили в стадию Человека Примитивного [1, 3]. Именно на этой переходной стадии между живым и разумным веществом, на уровне головного мозга был сформирован качественно новый уровень обмена вещества, энергии и информации – уровень подсознания. Эволюция подсознания, качественные изменения на уровне нейронных комплексов головного мозга, в конечном итоге привели к возникновению третьего состояния материи – разумного вещества, формирование которого произошло на основе нейронного комплекса сознания [1-3].

Второй вывод включает в себя два важных для нас заключения. Первое, в материальном мире присутствует строгая иерархия состояний материи, которая обусловлена существованием первичного (косного), вторичного (живого) и последующих состояний материи. Второе, каждое состояние материи, учитывая факт единства материи, пространства и времени, о котором мы говорили в начале статьи, и к которому в последние десятилетия подошла наука – это пространственно-временная плоскость. Второе заключение подтверждено исследованиями академика Н. С. Курнакова и его учениками, которые установили, что "между геометрическими свойствами пространства и химическими свойствами тел, идущими в пространстве, есть глубокая аналогия, могущая быть вскрытой изучением физико-химических равновесий" [5, 143].

Таким образом, пространство-время материи неоднородно. Оно дифференцируется на множество вытекающих друг из друга, эволюционирующих плоскостей соответствующих состояниям материи. В настоящее время науке известно три состояния материи и соответственно три доминирующих пространства-времени: косного, живого и разумного вещества.

Этот вывод не то, что не противоречит идеям Декарта, он созвучен с ними: "Следовательно, во всем универсуме существует одна и та же материя, и мы познаем ее единственно лишь в силу ее протяженности. Все свойства, отчетливо воспринимаемые в материи, сводятся единственно к тому, что она делима и подвижна в своих частях и, стало быть, способна принимать различные состояния, которые, как мы видели, могут вытекать из движения ее частей" [8, 359]. Очередной раз первоначала философии остаются незыблемыми. Происходит только их уточнение, конкретизация.


  1. Базалук О. А. Разумное вещество. – К.: Наукова Думка, 2000. – 365 с.

  2. Базалук О. А. Из теории жизни. - Харьков: Основа, 1999. - 355 с.

  3. Базалук О.А. Сущность человеческой жизни. – К.: Наукова думка, 2002. – 272 с.

  4. Бергсон А. Творческая эволюция. - Минск: Харвест, 1999. - 415 с.

  5. Вернадский В. И. Размышления натуралиста: В 2-х кн. - Кн. 2: Научная мысль как планетарное явление. - Послесловие И. В. Кузнецова и Б. М. Кедрова - М.: Наука, 1977. - 191 с.

  6. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1987. - 339 с.

  7. Гроф С. За пределами мозга. Пер.с англ. 2-у изд. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993. – 504 с.

  8. Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т.1 – М.: Мысль, 1989. – 654 с.

  9. Кальвин М. Химическая эволюция. Пер. с англ. под ред. А.И.Опарина. – М.: "Мир", 1971.

  10. Миллер С., Юри Г. Внеземные источники органических соединений и возникновение жизни. В кн. "Проблемы эволюционной и технической биохимии". В.Л.Кретович (ред.). – М.: Наука, 1964.

  11. Опарин А.И. Возникновение и начальное развитие жизни. – М.: "Медицина", 1966.

  12. Опарин А.И. Происхождение предбиологических систем. – М.: "Мир", 1966.

  13. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991. – 408 с.

  14. Основы космической биологии и медицины. Под ред. О.Г.Газенко и М.Кальвина. Том 1. "Космическое пространство как среда обитания" – М.: Наука, 1975.

  15. Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках: Пер. с англ./Под ред. Ю.Л.Климонтовича, - М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1985. – 328 с.

  16. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант.: Пер. с англ. – М.: Издательская группа "Прогресс", 1994 – 272 с.

  17. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 240 с.




1 О факте синергетического единства пространства, времени и материи, я впервые столкнулся в работах И. Пригожина. Описывая третью стадию развития науки, он указывал, что одной из характерных ее особенностей является то, что понятие локализации в пространстве-времени становится предметом тщательного анализа. Что на смену статистического двуединства пространства и времени приходит более динамическое двуединство "овремененного" пространства [15].

Научные выводы И. Пригожина созвучны с философскими концепциями и прогнозами Бергсона, Уайтхеда и Хайдеггера. Так, в своей основной работе "Процесс и реальность" А. Уайтхед подчеркивает, что одной лишь простой локализации в пространстве-времени может оказаться недостаточно, и что включение материи в общий поток может иметь решающее значение. По мнению Уайтхеда, никакие сущности, никакие состояния не могут быть определены без активности. Пассивная материя не способна порождать созидающую Вселенную [15].

2 Косное вещество - это первичное состояние материи, возникшее в результате Большого Взрыва, по современным представлениям, раскрывающего состояние расширяющейся Вселенной в прошлом (ок. 13 млрд. лет назад), когда средняя плотность Вселенной в огромное число раз превышала современную. Характерными для косного вещества являются симметричность молекулярного строения внутренней материально-энергетической среды, а так же многообразие строительных смесей изотопов. Косное вещество - это совокупность неорганических соединений, выраженная в элементарном химическом составе, массе и энергии. Развитие косного вещества осуществляется по фундаментальным законам материального мира. Косное вещество представлено в материальном мире в формах разнообразных неорганических соединений [1].

3 Живое вещество - это "совокупность живых организмов. Оно неразрывно связано с биосферой, как неотделимая часть ее или функция" [6]. Живое вещество - вторичное состояние материи, характеризующееся диссимметричностью внутренней материально-энергетической среды, а также избирательной способностью организмов в отношении к изотопам химических элементов. Данные особенности подчеркнуты В. Вернадским [6]. Эти две характерные черты обособляют и выделяют живое вещество из материального мира.

Живое вещество эволюционирует. Его эволюция осуществляется на основе фундаментальных законов материального мира, а также под непосредственным воздействием собственных законов системы живого вещества. Формой живого вещества является совокупность биологических организмов, начиная от простейших одноклеточных и заканчивая высшими животными.

4 Биокосное вещество, согласно определения В. И. Вернадского – это вещество, "которое создается одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя динамическое равновесие системы тех и других. Таковы вся океаническая и почти вся другая вода биосферы, нефть, почва, кора выветривания и т. д." [6, 51].

5 На рассмотрении вышеперечисленных уровней, я подробно останавливался в монографиях "Сущность человеческой жизни" и "Разумное вещество" [3, 1].

6 Разумное вещество – по нашей концепции, третичное состояние материи, характерной особенностью которого является наличие высокоразвитой психики. В основе высокоразвитой психики лежит полноценная работа энергетического цикла сознания [1, 2]. Именно переход от бессознательного восприятия мира к сознательному восприятию, от одного качественного уровня работы психики к другому уровню, свидетельствует об эволюции психики. Разумное вещество эволюционирует под воздействием фундаментальных законов материального мира, а также законов системы разумного вещества (социогенеза). Понятие "разумное вещество" неразрывно связано с ноосферой. Разумное вещество на Земле воплощено в человечестве.

7 По мнению Поршнева Б.Ф. постоянно встречающееся в отечественной литературе написание "архантропы" для русского языка неправильно, так как означает в таком виде не "древнейшие люди", а "главные люди" наподобие "архангел", "архитектор".

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нововременные представления о материи и ее строении iconКонспект урока в 10 классе по “Защите Отечества (обучение девушек)
Обучающая – на основе повторения знаний о функциях и строении органов пищеварения сформировать представления о заболеваниях органов...

Нововременные представления о материи и ее строении iconМолекулярная физика и термодинамика. Лекция №1 Молекулярно-кинетическая...
Молекулярно-кинетической теорией называют учение о строении и свойствах вещества на основе представления о существовании атомов и...

Нововременные представления о материи и ее строении iconПеречень вопросов, которые выносятся на экзамен по физике
Объекты природы: микрообъекты, макрообъекты. Примеры микрообъектов и макрообъектов. Материя. Главное свойство материи. Виды материи:...

Нововременные представления о материи и ее строении iconСамоиндукция эфира
Экстраполируя законы механики и электродинамики на уровень субэлементарных форм материи, предложили модель изначальной формы материи...

Нововременные представления о материи и ее строении iconХарактеристика формы существования материи «вещество»
Актуальность изучения данной темы обусловлена новым поворотом интереса современного человека к старым философским категориям, их...

Нововременные представления о материи и ее строении iconДуша есть энтелехия (осуществленность, действительность, фактическая...
Душа форма для потенциально живой материи; материя, облекаясь в форму (энтелехию), оформляется в живую сущность

Нововременные представления о материи и ее строении iconЗакон сохранения энергии ХХ
Проанализирована теория суперструн, петлевой гравитации и газокинетической теории материи. Предложена гипотеза закона сохранения...

Нововременные представления о материи и ее строении iconПлан реферата: Введение химический состав клетки Атомный состав клетки
Он увидел, что пробка состоит из ячеек клеток (англ. "cell" камера, келья). К началу XIX в., после того как появились хорошие...

Нововременные представления о материи и ее строении iconЗакономерности
Движение в широком смысле слова — это всевозможные изменения материи — от простого перемещения до сложнейших процессов мышления....

Нововременные представления о материи и ее строении iconПричина написания и цель данного трактата (§ 1)
О вере во единого всемогущего Бога Отца. О том, что не существовало никакой природы совечной Богу, из которой Бог сотворил мир. Природа...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<