План Зарождение и развитие идей о политике в Древнем мире 2 Средневековье. Особенности учений о политике 6




Скачать 370.21 Kb.
НазваниеПлан Зарождение и развитие идей о политике в Древнем мире 2 Средневековье. Особенности учений о политике 6
страница1/7
Дата публикации10.09.2013
Размер370.21 Kb.
ТипЛекция
uchebilka.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7




Лекция 02. История развития зарубежных политических учений

План

1. Зарождение и развитие идей о политике в Древнем мире 2

2. Средневековье. Особенности учений о политике 6

3. Политические учения периода Возрождения и Просвещения 7

4. Политические доктрины новой времени 11

Выводы 20

Литература:

  1. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. — М., 1976. — Т. 4.

  2. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. — М., 1978.

  3. Гоббс Томас. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского

  4. Локк Дж. Избранные философские произведения. — М., 1960.

  5. Макиавелли Н. Избранные произведения. — М., 1982.

  6. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997

  7. Платон. Сочинения. — М., 1972. — Т. 1 — 3.

  8. Погорілий О. Соціологічна думка XX століття. — К., 1996.

  9. Себайн Дж„ Торсон Т. Історія політичної думки. — К., 1996.

Прежде чем приступить к изложению материала необходимо несколько слов сказать о периодизации истории западных политических учений.

Наиболее удачной является периодизация которая предусматривает два больших периода в истории западной политической мысли: 1) классический (философский) и 2) современный (позитивистский).

Эти этапы включают в себя следующие стадии:

1) античный (с V в. до н.э. до ІІ в. н.э. ), который охватывает политико-философскую мысль Древней Греции и Рима;

2) просветительско-рационалистический (с XV до половине XIX вв.), который объединяет европейскую и американскую политико-философскую мысль эпохи Возрождения, Просвещения и рационалистические концепции XIX в.;

3) политико-социологический (с конца XIX в. до второй мировой войны), когда политическая проблематика развивается в контексте социологии или самостоятельно, но на основе социологических эмпирических методов;

4) политологический (после второй мировой войны), когда политология была признана ЮНЕСКО как самостоятельная наука и учебная дисциплина, которая объединяет теоретические и эмпирические исследовательские приемы.
^

1. Зарождение и развитие идей о политике в Древнем мире

1.1. Мифологические представления о политике


Политология как наука сформировалась сравнительно недавно, но политические идеи, концепции и теории накапливались на протяжении веков. С возникновением государства появлялись первые политические учения. Наиболее быстрее этот процесс начался в странах Древнего Востока.

^ Особенность политических течений состояла в том, что они,

во-первых, обосновывали божественное происхождение власти,

во-вторых, отождествляли государственную власть с властью царя или императора,

в-третьих, признавали божественное вмешательство в управление государством и определения человеческой судьбы,

в-четвертых, провозглашали верховенство этических принципов над политическими,

в-пятых, имели прикладной характер, то есть затрагивали вопросы управления, а не структуры и функций политических институтов.

^ Истоками политической мысли можно считать мифы и легенды народов древнего мира — египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, греков, римлян.

По мифологическим представлениям, земные порядки составляют неотъемлемую часть мировых, которые имеют божественное происхождение. В них соответственно и освещается земная жизнь людей, их общественное и государственное устройство, их взаимоотношения между собою и богами, их права и обязанности. Поэтому божественный первоисточник тогдашних социально-политических и правовых порядков — основная идея и тема древних мифов.

Так, один из них, китайский, утверждает о божественном происхождении и характере земной власти первейшего верховного правителя Поднебесной (императора Китая), который является единой точкой связи с высшими, небесными силами. Другие должностные лица — лишь исполнители личной власти правителя.

^ В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия мифа, согласно которой боги — первопричина власти правителя — сами продолжают оставаться вершителями земных дел и человеческих судеб. Итак, все, что происходило в жизни, включая и сферу политики, сначала воспринималось людьми как результат влияния божественной воли или хаос случайностей.

В соответствии с религиозно-мифологическими представлениями древних евреев, их единый, истинный бог установил особые договорные отношения со всем еврейским народом, он есть его славой и царем, то есть верховным законодателем, правителем и судьей.

На разных этапах развития человечества политические взгляды еще не выступали относительно самостоятельными сферами знаний, а были составными общей картины мира и поэтому испытывали влияние мифологических и религиозных представлений. Не случайно в древней Индии, скажем, правовые сборники отображают идеологию брахманизма, а в древнем Китае большую роль в формировании политико-правовой мысли отыгрывали учения Конфуция, Лао-Цзы и других философов.

^ Среди политических учений Древнего Востока в ІV ст. до н.э. выделяется конфуцианство и концепция политики легистов.

Конфуций рассматривал государство как большую семью, где власть императора уподоблялась власти отца, а отношения между властителем и подчиненными рассматривались как отношения между старшими и младшими членами семьи. Благо народа было основной целью государственной администрации.

Правитель должен иметь благородное происхождение и проявлять заботу о благосостоянии народа, защищать его оружием и воспитывать. В свою очередь народ должен был бы проявлять почтительность к правителю, безоговорочно выполнять его приказы.

Легисты (законники) отказались от этического и религиозного понимания политики своих предшественников. Государственное правление, по легистам, базировалось исключительно на законах, выполнение которых должен обеспечить централизованный государственный аппарат чиновников. Неуклонно придерживаться закона, в соответствии с взглядами легистов, должен народ, а не правители, которые являются создателями законов.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План Зарождение и развитие идей о политике в Древнем мире 2 Средневековье. Особенности учений о политике 6 iconРазъяснения к политике продаж в 2013 году
В связи со сложившейся ситуацией на рынке климатической техники, особенно в канале продаж «интернет», компания «оптим» дополнительно...

План Зарождение и развитие идей о политике в Древнем мире 2 Средневековье. Особенности учений о политике 6 iconОглядываясь на ушедшее тысячелетие…
Супердержавы, равной которой не было ни в Древнем Мире, ни в Средневековье, ни в последующие эпохи, державы перевернувшей мировую...

План Зарождение и развитие идей о политике в Древнем мире 2 Средневековье. Особенности учений о политике 6 iconУправление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев серия исследований...
Настоящий доклад подготовлен по поручению увкб ООН офелией Филд, внештатным консультантом, при участии внештатного консультанта Элис...

План Зарождение и развитие идей о политике в Древнем мире 2 Средневековье. Особенности учений о политике 6 iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Великобритания во внешней политике Монголии: особенности сотрудничества и перспективы развития

План Зарождение и развитие идей о политике в Древнем мире 2 Средневековье. Особенности учений о политике 6 iconФеномен иронии истории в легитимационной политике
Высоцкий А. Ю. Феномен иронии истории в легитимационной политике // Грані. Д., 2005. № С. 148-152

План Зарождение и развитие идей о политике в Древнем мире 2 Средневековье. Особенности учений о политике 6 iconПлан Введение Роль местных налогов (земельного налога) в современной...
Развитие земельного налога в современной рыночной экономике России

План Зарождение и развитие идей о политике в Древнем мире 2 Средневековье. Особенности учений о политике 6 iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политические и правовые...

План Зарождение и развитие идей о политике в Древнем мире 2 Средневековье. Особенности учений о политике 6 iconЗакон от 24. 05. 1999 n 99-фз (ред от 23. 07. 2010) "О государственной...
О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом

План Зарождение и развитие идей о политике в Древнем мире 2 Средневековье. Особенности учений о политике 6 icon2. Марксизм — светская версия библейского проекта порабощения человечества
Чтобы понимать причины возникновения марксизма и задачи, которые он должен был решить в глобальной политике, необходимо сопоставить...

План Зарождение и развитие идей о политике в Древнем мире 2 Средневековье. Особенности учений о политике 6 icon1. Учение Сократа, Платона, Аристотеля и Полибия о политике и государство
Целью этих рекомендаций является выработка у студентов навыков самостоятельной работы, развитие информационной культуры, формирование...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<