Скачать 370.21 Kb.
|
Лекция 02. История развития зарубежных политических учений План 1. Зарождение и развитие идей о политике в Древнем мире 2 2. Средневековье. Особенности учений о политике 6 3. Политические учения периода Возрождения и Просвещения 7 4. Политические доктрины новой времени 11 Выводы 20 Литература:
Прежде чем приступить к изложению материала необходимо несколько слов сказать о периодизации истории западных политических учений. Наиболее удачной является периодизация которая предусматривает два больших периода в истории западной политической мысли: 1) классический (философский) и 2) современный (позитивистский). Эти этапы включают в себя следующие стадии: 1) античный (с V в. до н.э. до ІІ в. н.э. ), который охватывает политико-философскую мысль Древней Греции и Рима; 2) просветительско-рационалистический (с XV до половине XIX вв.), который объединяет европейскую и американскую политико-философскую мысль эпохи Возрождения, Просвещения и рационалистические концепции XIX в.; 3) политико-социологический (с конца XIX в. до второй мировой войны), когда политическая проблематика развивается в контексте социологии или самостоятельно, но на основе социологических эмпирических методов; 4) политологический (после второй мировой войны), когда политология была признана ЮНЕСКО как самостоятельная наука и учебная дисциплина, которая объединяет теоретические и эмпирические исследовательские приемы. ^ Политология как наука сформировалась сравнительно недавно, но политические идеи, концепции и теории накапливались на протяжении веков. С возникновением государства появлялись первые политические учения. Наиболее быстрее этот процесс начался в странах Древнего Востока. ^ , во-первых, обосновывали божественное происхождение власти, во-вторых, отождествляли государственную власть с властью царя или императора, в-третьих, признавали божественное вмешательство в управление государством и определения человеческой судьбы, в-четвертых, провозглашали верховенство этических принципов над политическими, в-пятых, имели прикладной характер, то есть затрагивали вопросы управления, а не структуры и функций политических институтов. ^ — египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, греков, римлян. По мифологическим представлениям, земные порядки составляют неотъемлемую часть мировых, которые имеют божественное происхождение. В них соответственно и освещается земная жизнь людей, их общественное и государственное устройство, их взаимоотношения между собою и богами, их права и обязанности. Поэтому божественный первоисточник тогдашних социально-политических и правовых порядков — основная идея и тема древних мифов. Так, один из них, китайский, утверждает о божественном происхождении и характере земной власти первейшего верховного правителя Поднебесной (императора Китая), который является единой точкой связи с высшими, небесными силами. Другие должностные лица — лишь исполнители личной власти правителя. ^ существовала другая версия мифа, согласно которой боги — первопричина власти правителя — сами продолжают оставаться вершителями земных дел и человеческих судеб. Итак, все, что происходило в жизни, включая и сферу политики, сначала воспринималось людьми как результат влияния божественной воли или хаос случайностей. В соответствии с религиозно-мифологическими представлениями древних евреев, их единый, истинный бог установил особые договорные отношения со всем еврейским народом, он есть его славой и царем, то есть верховным законодателем, правителем и судьей. На разных этапах развития человечества политические взгляды еще не выступали относительно самостоятельными сферами знаний, а были составными общей картины мира и поэтому испытывали влияние мифологических и религиозных представлений. Не случайно в древней Индии, скажем, правовые сборники отображают идеологию брахманизма, а в древнем Китае большую роль в формировании политико-правовой мысли отыгрывали учения Конфуция, Лао-Цзы и других философов. ^ Конфуций рассматривал государство как большую семью, где власть императора уподоблялась власти отца, а отношения между властителем и подчиненными рассматривались как отношения между старшими и младшими членами семьи. Благо народа было основной целью государственной администрации. Правитель должен иметь благородное происхождение и проявлять заботу о благосостоянии народа, защищать его оружием и воспитывать. В свою очередь народ должен был бы проявлять почтительность к правителю, безоговорочно выполнять его приказы. Легисты (законники) отказались от этического и религиозного понимания политики своих предшественников. Государственное правление, по легистам, базировалось исключительно на законах, выполнение которых должен обеспечить централизованный государственный аппарат чиновников. Неуклонно придерживаться закона, в соответствии с взглядами легистов, должен народ, а не правители, которые являются создателями законов. |
![]() | В связи со сложившейся ситуацией на рынке климатической техники, особенно в канале продаж «интернет», компания «оптим» дополнительно... | ![]() | Супердержавы, равной которой не было ни в Древнем Мире, ни в Средневековье, ни в последующие эпохи, державы перевернувшей мировую... |
![]() | Настоящий доклад подготовлен по поручению увкб ООН офелией Филд, внештатным консультантом, при участии внештатного консультанта Элис... | ![]() | Великобритания во внешней политике Монголии: особенности сотрудничества и перспективы развития |
![]() | Высоцкий А. Ю. Феномен иронии истории в легитимационной политике // Грані. Д., 2005. № С. 148-152 | ![]() | Развитие земельного налога в современной рыночной экономике России |
![]() | ![]() | О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом | |
![]() | Чтобы понимать причины возникновения марксизма и задачи, которые он должен был решить в глобальной политике, необходимо сопоставить... | ![]() | Целью этих рекомендаций является выработка у студентов навыков самостоятельной работы, развитие информационной культуры, формирование... |