Спеціальныхъ изслѣдованій въ области синтаксиса русскаго языка Потебня избралъ вопросъ о „со- ставныхъ членахъ




НазваниеСпеціальныхъ изслѣдованій въ области синтаксиса русскаго языка Потебня избралъ вопросъ о „со- ставныхъ членахъ
страница1/7
Дата публикации03.09.2013
Размер0.87 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

А. А. Потебня. какъ языковѣдѵмыслитель.п

ш.

Предметомъ своихъ спеціальныхъ изслѣдованій въ области синтаксиса русскаго языка Потебня избралъ вопросъ о „со- ставныхъ членахъ предложенія и ихъ замѣнахъ". Этому замѣ- чательному труду, пролагающему новые пути наукѣ, онъ пред- послалъ большое „Введете", само по себѣ составляющее трудъ классическій. По своему содержанію, оно непосредственно при- мыкаетъ къ этюду „Мысль и Языкъ“, съ которымъ мы имѣли дѣло до сихъ поръ, и заключаетъ въ себѣ сжатое изложеніе основныхъ и общихъ вопросовъ Языкознанія. Здѣсь разъяс­няется, что .такое слово, что такое грамматическая форма во­обще и ея различныя категоріи въ частности, что такое пред- ложеніе и его части.

Намъ необходимо теперь познакомиться съ важнѣйшими положеніями, здѣсь установленными, въ особенности съ тѣми, которыя относятся къ понятію грамматической формы и члена предложенгя.

Оиредѣленіе слова, данное выше („единство членораздѣль- наго звука, значенія и представленія“) годится только для язы- ковъ простѣйшаго строенія, не имѣющихъ грамматическихъ формъ (каковъ напр, китайскій). Но для языковъ флексивныхъ, т. е. нмѣющихъ грамматическій строй, оно недостаточно, по­тому что въ такомъ языкѣ всякое слово, кромѣ звука, значе-

) Си, „"іевская Старипа“ 1893 г. -М» 7

.нія и представленія, заключаетъ въ себѣ еще нѣчто, именно формальное или грамматическое значеніе. Говоря напр, „верста", я совершаю актъ мысли, въ которомъ соединяю со звуками верста понятіе напр, о 500-саженномъ разстояніи и еще со- знаніе того, что это есть существительное женскаго рода един- ственнаго числа въ именит, падежѣ. Такое сознаніе присуще не тольк<) человѣку, учившемуся грамматикѣ, но и всякому безграмотному, съ тою лишь разницею, что послѣдній, не зная терминовъ, не можетъ осмыслить и выразить это свое грамма­тическое сознаніе. Тѣмъ не менѣе и для него, какъ и для насъ, учившихся, вполнѣ ощутительна не только лексическая, но и грамматическая разница между верста и верстовой, постройка и строить, говорю и разіоворъ и т. д.

Понятіе „500 саженъ“, а равно и другія, прежде соеди- нявшіяся съ тѣмъ же звуковымъ комплексомъ верста (возрасты отъ млады версты, юнъ верстою, откуда сверстникъ; парау ровня: божественная п свѣтозариая вьрста Борисе и Глѣбе,— „Изъ зап. по рус. грам. 21—3) составляютъ лексическія или ве­щественный значенія слова верста ила точізѣе различныхъ однозвучныхъ словъ „верста". Свойство тѣхъ же словъ быть существ, жен. р. ед. ч. и т. д. образѵетъ ихъ грамматическое или формальное значеніе. ГІослѣднее по отношенію къ первому есть своего рода представленге. Въ своей грамматической ка- тегоріи верста представлена какъ существо жен. рода. Такія представленія были живы на раннихъ ступеняхъ мысли, когда вещи понимались какъ живыя существа, а равно іі позже, когда такое пониманіе стало фитіею, но—фикціею, еще живо затро- гивавшею мысль, такъ что представленія, вызывавшіяся грам­матическою формою, напр, женскимъ родомъ, множеств, чис- ломъ и пр., еще воспринимались сознаніемъ въ качествѣ из- вѣстнаго способа понимавія вещей, точки зрѣнія на нихъ. Съ теченіемъ времени и это значеніе (для мысли) грамматической формы блекнетъ, представленіе, въ ней нѣкогда заключавшееся, стирается, и она остается только какъ форма. Всѣ мы хорошо знаемъ, что верста—сущ. жен. рода, а домъ—сущ. муж. р., но въ насъ эти грамматическіе признаки не вызываютъ никакого- живаго представленія, которое бы подсказывало намъ извѣст- ный способъ пониманія этихъ вещей, устанавливало бы извѣст- ную точку зрѣнія на нихъ. Мы не знаемъ и не интересуемся знать, почему домъ—муж. рода, а верста—жен., а не наобо- ротъ. Разница между чисто-формальнымъ значеніемъ граммати­ческой формы и ея былымъ значеніемъ живаго представления можетъ быть ощутима, когда мы, съ поэтическими или ритори­ческими цѣлями, оживляемъ умершее представленіе, нѣкогда жившее въ данной формѣ, или вкладываемъ въ нее новое, напр. ^Природа, какъ любвеобильная мать, питаетъ тварей*; здѣсь уже самый женскій родъ слова ,,пророда“ имѣетъ значеніе жи­ваго представления; напротивъ, въ выраженіи „изслѣдователь явленій природы11 этотъ женскій родъ не имѣетъ уже ровно никакого значепія, и эффектъ фразы былъ-би тотъ-же и при муж. или сред. родѣ.

Забвеніе живыхъ представленій, нѣкогда связывающихся съ грамматическими формами, играетъ ту же благодѣтельную роль въ развитіи мышленія, какую выше мы приписали забве- нію внутренней формы словъ въ процессѣ образованія поня- тій. Исчезновеніе живаго признака въ грамматической катего- ріи есть превращеніе прежней вѣры или убѣжденія въ
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Спеціальныхъ изслѣдованій въ области синтаксиса русскаго языка Потебня избралъ вопросъ о „со- ставныхъ членахъ iconСтарший шно-руссй тватръ н въ
Ьг эти паріанти могутъ, по нашему мнѣнію, пролить новый свѣтъ па судьбы гожно- русскаго старишіаго театра и вертепа. А это обязываетъ...

Спеціальныхъ изслѣдованій въ области синтаксиса русскаго языка Потебня избралъ вопросъ о „со- ставныхъ членахъ iconЮжно-русскаго народа есть область от
Но бытовое, внутреннее ихъ взаимоотношеніе ещѳ ѵкдетъ разработки и освѣіценія, на основаніи частныхъ изслѣдованій тѣхъ или другихъ...

Спеціальныхъ изслѣдованій въ области синтаксиса русскаго языка Потебня избралъ вопросъ о „со- ставныхъ членахъ iconА. А. Потебня, какъ языновѣдъ-мыслитель
И эти ученики покойнаго въ одинъ голосъ скажутъ намъ, что напр, извѣстная книга, на заглавномъ листѣ которой напечатано: „Изъ записокъ...

Спеціальныхъ изслѣдованій въ области синтаксиса русскаго языка Потебня избралъ вопросъ о „со- ставныхъ членахъ iconПрограмма : Программа состоит из описаний классов, статических глобальных функций и директив
Мы начнем описание языка Си-бемоль(C♭) с общего описания конструкций, допустимых в этом языке (детали синтаксиса можно найти в прилагаемой...

Спеціальныхъ изслѣдованій въ области синтаксиса русскаго языка Потебня избралъ вопросъ о „со- ставныхъ членахъ iconОт синтаксиса членов предложения к синтаксису универсального семантического кода
Существование специальных языков науки не означает, что они не могут быть сведены к естественному языку, проинтерпретированы через...

Спеціальныхъ изслѣдованій въ области синтаксиса русскаго языка Потебня избралъ вопросъ о „со- ставныхъ членахъ iconА. А. Пантелеймонов Институт кибернетики им. В. М. Глушкова нан украины...
Рассматривается возможность расширения синтаксиса, зависимого от языка реализации интерпретатора. Описываются особенности реализации,...

Спеціальныхъ изслѣдованій въ области синтаксиса русскаго языка Потебня избралъ вопросъ о „со- ставныхъ членахъ iconРуководство по рнр 0 Перевод Всероссийского Клуба Вебмастеров
Версии 0 язык написания сценариев, внедренный в html. Многое из синтаксиса заимствовано из C, Java и Perl, с добавлением специфичных...

Спеціальныхъ изслѣдованій въ области синтаксиса русскаго языка Потебня избралъ вопросъ о „со- ставныхъ членахъ iconУрок русского языка в 10 классе Тема. Особенности языковых средств...
Пархоменко Л. В. Учитель русского языка и литературы оош №18, г. Сумы, Сумской области. Урок русского языка в 10 классе

Спеціальныхъ изслѣдованій въ области синтаксиса русскаго языка Потебня избралъ вопросъ о „со- ставныхъ членахъ iconСергѣя Венгржиновснаго. 1-29
А. А. Потебня, какъ языковѣдъ-мыслитель. Д. Ов- сянвко-Нуликовскаго., —46

Спеціальныхъ изслѣдованій въ области синтаксиса русскаго языка Потебня избралъ вопросъ о „со- ставныхъ членахъ iconУрок английского языка по теме «Соединённые Штаты Америки»
Автор: Никифорова Мария Станиславовна, учитель английского языка му «сош №83» города Северска Томской области

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<