К. С. Бакрадзе проблема диалектики в немецком идеализме




НазваниеК. С. Бакрадзе проблема диалектики в немецком идеализме
страница1/24
Дата публикации04.03.2013
Размер2.82 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


К.С.Бакрадзе

ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИКИ В НЕМЕЦКОМ ИДЕАЛИЗМЕ

В кн.: К.С.Бакрадзе. Избранные философские труды, т. I, с. 27-241
Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1981


Предисловие

Глава первая. НЕМЕЦКИЙ ИДЕАЛИЗМ И ПРОБЛЕМА ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ

Глава вторая. ^ ПРОБЛЕМА ДИАЛЕКТИКИ В ФИЛОСОФИИ КАНТА

  1. Трансцендентальная философия Канта

  2. Трансцендентальный метод

  3. "Отрицательные величины"

  4. Проблема диалектики в теории познания Канта. Познание как самопознание

  5. Моменты диалектики в понятии синтеза

  6. Проблема диалектики в "Трансцендентальной диалектике"

  7. Выводы

Глава третья. ^ ОТ КАНТА ДО ФИХТЕ

  1. "Вещь в себе" и разработка принципа идеализма

  2. Конечный и бесконечный разум (Verstand-Vernunft)

  3. Системность и монизм как моменты диалектики

Глава четвертая. ^ ДИАЛЕКТИКА В ФИЛОСОФИИ ФИХТЕ

  1. Идеализм и диалектика Фихте

  2. Диалектика основоположений

  3. Диалектический процесс

  4. Выводы

Глава пятая. ^ ДИАЛЕКТИКА В ФИЛОСОФИИ ШЕЛЛИНГА

  1. Проблема диалектики в период фихтеанства

  2. Натурфилософия

  3. Проблема диалектики в "трансцендентальном идеализме"

  4. Проблема диалектики в философии тождества

  5. Выводы





Предисловие (сокр.)

[...] Понимание философии немецкого идеализма как философии свободного и бесконечного субъекта, данное в нашей работе, легко объясняется теми социально-экономическими условиями, в которых приходилось жить представителям немецкого идеализма.

К. Маркс отмечает, что в то время как французская буржуазия посредством революции завоевала европейский континент, бессильные немецкие бюргеры дошли только до понятия "доброй воли"1. Социально-политические идеи либеральной французской буржуазии Кант переложил на философский язык Германии. Еще в 1842 г. Маркс характеризовал философию Канта как "немецкую теорию французской революции". Социальную философию французской революции Кант перевел на абстрактный язык немецкого либерализма. Личность и его свобода – этот лозунг французской революции распространяется и в Германии, но немецкая буржуазия настолько слаба экономически, что не в силах осуществить его; она способна лишь мечтать о нем. Как отмечает Маркс, в этот период немецкие бюргеры "предавались своим мелким делишкам и великим иллюзиям"2. Поэтому немецкий либерализм – это только мечта о подлинном либерализме. "Добрая воля" была определена как свободная воля человека. Лозунги великой французской революции на абстрактном языке немецкой философии превратились в идею "свободного субъекта".

По природе Кант не был революционером; с другой стороны, Кант был первым среди тех, кто создавал "немецкую теорию" французской революции. Ясно, что в системе Канта идея "свободного субъекта" не приняла окончательного вида.

Фихте восполнил этот пробел. Фихте – революционер, совершивший в своих "идеях" ту революцию, которую французская буржуазия осуществила в действительности. В 1792 г. Фихте пишет "Речь", где от "государей Европы" требует свободы мысли. Спустя год Фихте выступит истинным идеологом французской революции: он публикует очерк "Beiträge zur Berichtigung der Urteile des Publicums über die französische Revolution", где дана апология революции. В силу социально-экономических условий революция в Германии была невозможна. Пафос революции нашел выход в философии. Может быть нигде не прослеживается связь философии и революции так ясно, как в немецком идеализме. И не случайно, что диалектический метод был выработан именно в этот период. Диалектический метод, эта философская теория революции, явился именно детищем революции.

В философии Фихте идея личности и ее свободы уже окончательно принимает образ абсолютного, свободного субъекта, а самораздвоение абсолютного субъекта как единого и целого и познание противоречивых частей его есть содержание и суть диалектики...

Февраль 1929 года





Глава Первая

^ НЕМЕЦКИЙ ИДЕАЛИЗМ
И ПРОБЛЕМА ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ

§1. К методу исследования. Развитие немецкой философской мысли с конца XVIII столетия до пятидесятых годов XIX века можно разделить на два больших периода. Первый период начинается с "Критики чистого разума" Канта; "Наукоучение" Фихте, "Трансцендентальная философия" и "Система тождества" Шеллинга образуют последующие вехи развития, вершиной же его являются "Феноменология", "Логика" и "Энциклопедия" Гегеля.

Нет сомнения, что этот период представляет собой целостность, в которой различные моменты тесно связаны между собой. Эти моменты можно понять лишь благодаря целостности, называемой немецким идеализмом. Целостность эта проявляется в проходящей через весь данный период основной линии, по которой совершается развитие философской мысли от Канта до Гегеля: это – линия выработки диалектического метода. Немецкий идеализм наследовал потомству определенным образом выработанный диалектический метод, который формально получил совершенный вид в системе Гегеля. Дальнейшее развитие по выбранному немецким идеализмом направлению было невозможно: Гегель завершил этот период1.

Второй период берет свое начало от Гегеля. Следующей ступенью развития является философия Фейербаха. Завершает этот период диалектико-материалистическое мировоззрение Маркса и Энгельса.

Первый период – это период развития и формирования идеалистической диалектики, второй же – период преобразования идеалистической диалектики в материалистическую или, более общо, – период выработки материалистической диалектики.

Предмет нашего исследования – первый период развития философской мысли XVIII-XIX вв., а именно – немецкий идеализм от Канта до Гегеля. Но при анализе этого периода нашей целью является не всестороннее изучение развития философской мысли эпохи, а исследование лишь одного вопроса, в частности проблемы диалектики.

Проблема диалектического метода имеет многовековую историю, но особенно актуальной она стала в немецком идеализме. Только немецкий идеализм признал диалектический метод универсальным и только из мировоззрения классической немецкой философии с необходимостью вытекает идеалистическая диалектика, наконец, только немецкий идеализм смог придать этому методу удовлетворительный вид. В своей завершенной форме идеалистическая диалектика дана в системе Гегеля. Однако это отнюдь не означает, что не были подготовлены условия и предпосылки, на основании которых Гегель создал новый метод.

Мировоззрение Канта, Фихте, Шеллинга и романтиков насыщено элементами нового метода. По мере развития немецкого идеализма эти элементы становятся моментами единого метода, моментами, которые как бы подразумевают новый метод, с необходимостью требуют, чтобы им был придан вид системы.

В имеющейся литературе, в курсах по истории философии, отдельных монографиях, посвященных Канту, Фихте, Шеллингу, эти моменты оставлены почти без внимания2. Причина этого прежде всего заключается в том, что чуть ли не каждый историк и исследователь философии не только не считает диалектический метод главным открытием и достижением немецкого идеализма, но и не придает ему никакого значения. Например, Виндельбанд считает, что философия Гегеля существенно не связана с диалектическим методом, что понимание философской системы Гегеля возможно и без него. Подобного же мнения придерживается И. А. Ильин: "Диалектика не является ни главным содержанием философии Гегеля, ни его высочайшим достижением"3. В других исследованиях диалектический метод признан "абсурдным" ("абсурдный диалектический метод", "бесплодная, однотонная стукотня")4. Э. Гартман стащит диалектический метод едва ли не ниже софистики5. При подобном отношении к диалектическому методу очевидно, что исследователь не интересуется ни самим методом, ни его моментами, которые, несомненно проявляются в системах Канта, Фихте и Шеллинга.

Даже в наше время, когда в Западной Европе наметилось возрождение гегельянства, философия Гегеля привлекает к себе внимание философов своей системностью, единым мировоззрением, религиозно-мистическими сторонами, но не своим диалектическим методом.

Считая диалектический метод в системе Гегеля "бесплодным" и "абсурдным", исследователь, естественно, уже не стремится выяснить, как и в силу какой необходимости он возчик. Он не исследует также вопроса зарождения этого метода & философских системах Канта, Фихте и др. Этим и объясняется то обстоятельство, что почти ни один буржуазный историк и исследователь философии, рассуждая о Канте, не замечает того факта, что диалектический метод – творение не только Гегеля, а всего немецкого идеализма, что Гегель лишь придал ему завершенный и систематический вид.

С другой стороны, причина такого отношения кроется в самом методе исследования. Дело в том, что большинство исследователей ту или иную философскую систему рассматривает изолированно, в отрыве от других философских систем. Невозможно понять систему, скажем, Канта, ограничившись только его сочинениями. Не учитывая эпохи и путей развития философской мысли, начало которому положил Кант, а завершил Гегель, нельзя понять ни Канта, ни Фихте, ни др. По словам Гегеля, "Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, это показывает, что некоторая форма жизни постарела, и своим серым по серому философия может не омолодить, а лишь понять ее; сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек"6. Явления, происходящие в каждой определенной эпохе, становятся понятными лишь при ее завершении. Гегель завершил эпоху развития немецкого идеализма, что сделало возможным правильное понимание систем Канта, Фихте и Шеллинга.

В то же время система Гегеля явилась началом нового периода, поэтому полностью понятной она стала лишь после распада его школы и возникновения из нее диалектического материализма. Следует подчеркнуть одно обстоятельство: мы имеем в виду идеалистический диалектический метод (т.к. развитие диалектического метода от Канта до Гегеля есть развитие идеалистической диалектики) в том виде, в каком он сформирован Гегелем. Поэтому при рассмотрении точек зрения Канта, Фихте и др. нашей целью является постоянное выявление в их воззрениях моментов диалектического метода Гегеля. Как уже было сказано, Гегель – последний этап развития немецкого идеализма; поэтому ясно, какие требования предъявляются нашему методу исследования: Кант интересует нас постольку, поскольку в его концепции мы открываем моменты диалектического метода. Именно с этой точки зрения нас интересуют и воззрения Фихте и Шеллинга.

Рассмотрение отдельных представителей немецкого идеализма в контексте всего этого направления необходимо и по другим соображениям. Как уже отмечалось, без Фихте и Гегеля невозможно понять Канта, так же, как без Шеллинга и, в особенности, Гегеля невозможно понять Фихте. Кант был правильно понят его последователями, и, в первую очередь, Фихте; правильное же понимание Фихте – дело последующего развития немецкого идеализма. Интересной иллюстрацией этой мысли является современная философия, начавшаяся с Канта ("назад к Канту") и вновь, более глубоко и последовательно, прошедшая весь путь развития, пройденный немецким идеализмом.

Очевидна целостность развития немецкого идеализма. В этой целостности постепенно сформировался диалектический метод. Прекрасной иллюстрацией диалектического метода является его же развитие, связь между системами немецкого идеализма. Эта связь не только логическая, не только такая, какой представляют нам ее историки философии при характеристике, например, отношения между Декартом и Спинозой, Локком и Юмом, а диалектическая: все движение представляет собой одно направление, в котором различные моменты образуют одну целостность, где начало (Кант) уже implicite содержит результат (Гегель), а в результате видны и сохранены как начало, так и весь путь от начала до результата. Развитие диалектического метода в немецком идеализме, как и всякое развитие, само имеет диалектический характер.

В данной работе представители немецкого идеализма будут рассмотрены с определенной точки зрения. В связи с этим, возникает вопрос об интерпретации, без которой невозможно рассмотрение философской системы Канта. Некоторые интерпретаторы Канта – Фишер, Файхингер, Коган, Баух, Паульсен – по-своему подходят к системе Канта и по-своему понимают ее. Одни стараются объективно ее изложить, другие требуют ревизии и систематизации идей Канта. Несмотря на это, существует понятие "исторического", "традиционного" Канта, которое отличают от "приведенной в систему" философии Канта. Следует заметить, что сегодня не существует "исторического" Канта. Когда современный интерпретатор рассуждает о том, каков "исторический" Кант и что до него Кант не был понят, он забывает, что его интерпретация не содержит почти ничего нового и повторяет путь, пройденный немецким идеализмом за сто лет до него.

Какой Кант является "историческим" и какой подлинным: тот, который говорил, что "вещь в себе" существует по ту сторону явлений и есть причина этих явлений, или тот, который полагал, что природа, действительность есть созданная рассудком закономерность, а "вещь в себе" – всего лишь регулятивная идея, стоящая вне всякой причинности; тот, который утверждал, что чувственность пассивна, рецептивна, или тот, согласно которому и формы чувственности являются функциями рассудка и поэтому упорядочивают многообразие?

Очевидна неясность подобных интерпретаций; дело в том, что Кант здесь представлен недиалектично, изолированно, в отрыве от эпохи и всего немецкого идеализма. Прибегая к терминологии Гегеля, Кант рассматривается здесь не конкретно, а абстрактно. Ясно, что в таком случае толкование будет весьма отдалено от подлинного Канта. Подлинный же Кант – это исторический Кант, Кант как один из моментов немецкого идеализма, Кант как начало определенного движения, в котором implicite уже подразумевается результат7.

Таким образом, вопрос о развитии диалектического метода в немецком идеализме должен быть рассмотрен диалектически. Каждый представитель немецкого идеализма интересует нас с точки зрения разработки им диалектического метода, как звено единого целого, каждый момент которого понятен лишь в этом целом. Всякий момент является носителем того нового, будущего, которому он уступит место, и это будущее уже в зародыше содержится в нем.

По нашему мнению, это обстоятельство тем более заслуживает внимания, что самым ценным, оставленным в наследство философскому мышлению немецким идеализмом, является диалектический метод.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К. С. Бакрадзе проблема диалектики в немецком идеализме icon2. “Философия Древнего мира” план: Введение Учение о космосе и человеке:...

К. С. Бакрадзе проблема диалектики в немецком идеализме iconИльенков Э. В. К вопросу о природе мышления (на материалах анализа...
К вопросу о природе мышления (на материалах анализа немецкой классической диалектики)

К. С. Бакрадзе проблема диалектики в немецком идеализме iconВыбор Языка Экранное меню может быть выполнено на 14 языках: английском,...
Экранное меню может быть выполнено на 14 языках: английском, французском, немецком, итальянском, испанском

К. С. Бакрадзе проблема диалектики в немецком идеализме iconФилософия ЧеловекаПлан Проблема человека в истории философи Человек...

К. С. Бакрадзе проблема диалектики в немецком идеализме iconИльенков Э. В. К вопросу о противоречии в мышлении
Противоречие как конкретное еди н ство взаимоисключающих проти воположностей есть подлинное ядро диалектики, ее центральная категория....

К. С. Бакрадзе проблема диалектики в немецком идеализме iconСпособы выражения сомнения в современном немецком языке (на материале...

К. С. Бакрадзе проблема диалектики в немецком идеализме iconПравильные Фильмы
Фильм Проф. Жданов В. Г. – Очки пора снимать (проблема зрения – не проблема!) (CD)

К. С. Бакрадзе проблема диалектики в немецком идеализме iconЧто такое проблема?
Проблема это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования

К. С. Бакрадзе проблема диалектики в немецком идеализме icon91. Софийная природа диалектики
Д. впервые была построена в 19 в. Г. В. Ф. Гегелем. Она была активно подхвачена марксизмом, которому не удалось, однако, ни углубить,...

К. С. Бакрадзе проблема диалектики в немецком идеализме iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Фразеологический анализ фе с компонентом-соматизмом Mund/рот в немецком и русском языках

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<