Скачать 223.99 Kb.
|
![]() HEADHUNTER::БАРОМЕТР 2009 УКРАИНА. ОБЗОР РЫНКА ТРУДА ![]()
![]() 2009 год, прошедший под лозунгом экономии и оптимизации для многих компаний, показал равномерный приток вакансий на рынок труда «белых воротничков». Как видно из диаграммы всплеск найма персонала был отмечен весной этого года. Ожидавшееся увеличение их числа осенью произошло только по отношению к лету (+15%) и даже не достигло уровня весны. По сравнению с периодами прошлого года на рынок труда в 2009 году поступило в 2,5 раза меньше вакансий от компаний-работодателей. ![]() Мы изучили динамику размещения вакансий в семи наиболее массовых профессиональных областях в течение полутора лет. Интересно обратить внимание на весенний период 2009 года. Наибольший рост предложений зафиксирован здесь в направлении Продаж (+22% в марте по отношению к февралю, что почти в два раза больше, чем в среднем по порталу в этот период). ![]() В 2009 году безусловным лидером среди всех профессиональных областей по объему предложений стала область «Продажи», с каждой пятой вакансией на рынке труда. Несколько лет подряд до 2009 года первенство по объему предложений занимала область «ИТ/Интернет/Телеком». Но потребности компаний в 2009 году по-иному расставили акценты на рынке труда. В июле 2009 года «Продажи» составили почти 28% от общего объема предложений (26 профессиональных областей). В целом изменилось и распределение долей вакансий между профессиональными областями. В 2007-2008 годах максимальное значение, которое было достигнуто лидирующей областью (информационных технологий), составляло 17%. «Продажи» - только 15%. По сравнению с 2007 годом «Банки/Инвестиции» потеряла 4% (в 2007 составляла 11%) и опустилась с третьей на пятую позицию. «Бухгалтерия/Финансы» сократилась на 2,2% (2007 – 10%). «Строительство/Недвижимость» - на 2,6% (2007 – 5%), «Высший менеджмент» - 1,4% (2007 – 5%), «Управление персоналом» - 1% (2007 – 4%).
При уменьшении числа вакансий в 2,5 раза в 2009 году по сравнению с 2008-ым, объем поступающих резюме увеличился в среднем на 62%. «Зазор» между спросом и предложением начал расти в конце лета 2008 года, когда количество вакансий на рынке труда «белых воротничков» равнялось количеству предложений от самих кандидатов. Ситуация при которой работодатель в целом получает относительно небольшой конкурс на вакансии и испытывает объективный дефицит специалистов по целому ряду позиций. На протяжении всего 2009 года соотношение спроса и предложения (конкурс на вакансии) было стабильно выше, чем в предыдущие несколько лет. И тенденция пока сохраняется. Динамика по новым резюме больше не достигала пиковых показателей, отмеченных в конце 2008 года в связи с массовыми сокращениями и увольнениями в компаниях. Это говорит о том, что компании в целом больше не прибегали к радикальным действиям в вопросе оптимизации численности сотрудников. Большинство же вакансий (порядка 65%) были связаны с замещениями сотрудников, до 15% составили вакансии так называемого внешнего кадрового резерва, а 20% - новые позиции. ![]() Распределение резюме кандидатов по профессиональным областям более равномерно, нежели распределение вакансий. Но и здесь произошли изменения по сравнению с 2007 годом. В 2009 году выросла доля кандидатов, претендующих на вакансии в бухгалтерии, финансах и информационных технологиях.
![]() Индекс HeadHunter* *Индекс HeadHunter характеризует соотношение спроса и предложения на рынке труда, рассчитывается как соотношение числа резюме к числу вакансий. Если соотношение больше 1, то предложение (количество резюме) превышает спрос (количество вакансий). Если соотношение меньше 1, то спрос превышает предложение. Оптимальным для рынка труда является значение индекса около 2-3. В таблице продемонстрирован общий Индекс HeadHunter по широким профессиональным областям. Индекс по отдельным позициям в рамках этих областей может значительно отличаться от общего по области. Поэтому предложенные ниже данные служат лишь широкой иллюстрацией рынка труда. Общий Индекс HeadHunter в 2009 году равен 3,3 (по сравнению с Индексом 1,2 в первой половине 2008 года). Наиболее конкурсными были вакансии для специалистов в начале карьеры, медиа-сферы и административного персонала. А вот малый приток кандидатов сохранялся в страховании, медицине и фармацевтике, информационных технологиях и продажах. В большинстве профессиональных направлений Индекс HeadHunter снизился к концу 2009, что сигнализирует о снижении потенциального конкурса на вакансии, которое вероятнее всего будет продолжаться.
Дефицитными являются специалисты с самым низким индексом HeadHunter, в 2009 году к ним относились: провизоры и фармацевты, медицинские представители, SEO-специалисты (продвижение сайтов в интернете), программисты разных типов и тестеры в ИТ, региональные и торговые представители, а также менеджеры по продажам.
Самые высокие значения индекса HeadHunter наблюдаются по ряду управленческих позиций в разных профессиональных направлениях (информационные технологии, маркетинг, финансы), а также у HR-менеджеров, финансовых аналитиков, экономистов и менеджеров по маркетингу и рекламе:
Общий Индекс HeadHunter в 2009 году в пяти крупнейших региональных городах был меньше, чем в целом по рынку труда с учетом Киева в 1,5 раза. ![]() Количество откликов кандидатов на открываемые вакансии в 2009 году увеличилось по сравнению с первым полугодием 2008 года почти в 4 раза и в целом сохранялось на одном уровне на протяжении всего года. Наиболее активный интерес кандидаты проявляли к вакансиям в направлениях «Бухгалтерия/Финансы», «Маркетинг/Реклама/PR», «Юристы», «Закупки» и «Административный персонал». Наименее активный – «Медицина/Фармацевтика», «ИТ/Интернет/Телеком», «Страхование» и «Производство». В таблице видно, что к концу года снижалась активность кандидатов по откликам в административном персонале (-32%), маркетинге (-20%), продажах (-18%), информационных технологиях (-16%), банковской и инвестиционной сферах (-16%), логистике (-9%). В некоторых из них при сохранении высокого показателя откликов. А вот заметно больше откликов к концу года создавали кандидаты в начале карьеры (+68%), из сфер туризма и HoReCa (+51%), производства (+50%), управления персоналом (+37%) и бухгалтерии и финансов (+11%).
Высокие показатели откликов на вакансии в 2009 году разочаровали многих украинских кандидатов. Но стоит отметить, что в России показатель откликов на вакансии традиционно в среднем в три раза выше, чем в Украине. Диаграмма показывает, как менялось среднее количество откликов кандидатов на вакансии в 2009 году. Выбранные профессиональные области предложили рынку труда «белых воротничков» более половины всех вакансий. ![]() ![]() ![]() Один из наиболее сложных вопросов для внешнего анализа. В 2009 году количество компаний, которые сообщают хотя бы о «вилке» предлагаемой заработной платы в открытых источниках, уменьшилось. Так, осенью 2008 года порядка 30% вакансий содержали информацию о зарплате, осенью 2009 года - уже менее 20%. Для примера, в России этот показатель равен 65%, в Великобритании – 90%. Среди причин такой закрытости украинские компании отмечают конкурентную политику, желание привлечь отклики разного уровня кандидатов и «серые» выплаты сотрудникам. В ![]()
|
![]() | Компания HeadHunter Украина, часть международного кадрового портала HeadHunter, приглашает на работу | ![]() | С января 2008г должность генерального директора группы компаний займет Михаил Жуков. Юрий Вировец становится президентом группы компаний... |
![]() | В период с октября 2007 года по март 2008 на сайте HeadHunter:: Украина было размещено порядка 100 вакансий директоров по маркетингу... | ![]() | Одна из любимых тем сми этим летом – будет осенью очередная волна массовых сокращений или нет. По оценке HeadHunter (hh ua) осенью... |
![]() | Топ-аудитории HeadHunter – руководители функциональных подразделений (77%), 15% − генеральный менеджмент, еще 8 − собственники бизнеса.... | ![]() | |
![]() | В этом году на rexе появилось полезное нововведение – организован центр карьерной информации rex hr. Самое активное участие в данном... | ![]() | Целевая аудитория: Курс предназначен для менеджеров среднего звена, специалистов разных отраслей, и руководителей проектов. Тренинг... |
![]() | Однако уже сегодня я готов сделать ряд выводов о состоянии рынка Интернет-рекламы, его перспективах, и перспективах нашего портала... | ![]() | Маркетинговый анализ услуг кадрового агентства на рынке труда квалифицированных специалистов |