Г. Г. Ермоленко Экологическая ситуация в Автономной Республике Крым в настоящее время оценивается как напряженная и без достаточного финансирования экономических мероприятий может привести к возникновению чрезвычайны




Скачать 153.13 Kb.
НазваниеГ. Г. Ермоленко Экологическая ситуация в Автономной Республике Крым в настоящее время оценивается как напряженная и без достаточного финансирования экономических мероприятий может привести к возникновению чрезвычайны
Дата публикации01.08.2013
Размер153.13 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Финансы > Документы


Финансирование природоохранных мероприятий в Автономной

Республике Крым

Г.Г. Ермоленко

Экологическая ситуация в Автономной Республике Крым в настоящее время оценивается как напряженная и без достаточного финансирования экономических мероприятий может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

При этом основными факторами являются загрязнение атмосферы городов Крыма, поверхностных и подземных вод, подтопление земель и населенных пунктов, накопление промышленных и бытовых отходов, активизация опасных геологических процессов (сдвиги, эрозия грунтов).

Как отмечается [1], в настоящее время в Крыму сложилась критическая обстановка, связанная с сохранением и утилизацией промышленных отходов. На территориях многих предприятий скопились токсичные отходы, так только за 1996-1999 годы образовалось свыше 560 тыс. тонн опасных промышленных отходов, которые требуют утилизации. Стихийными свалками покрытая значительная территория Крыма. Большая часть из 27 свалок твердых бытовых отходов, которые числятся на балансе коммунальных предприятий не оборудованная надлежащим образом. Возникла острая необходимость строительства в Крыму мусоросжигательных заводов с предшествующей сортировкой отходов, с целью их использования как вторичного сырья. Очевидно, что решение этих проблем возможно лишь при значительном увеличении финансирования в области рациональное использование и хранение отходов производства и бытовых отходов.

Одним из источником финансирования данных мероприятий может стать увеличение платы за сбор и переработку отходов, как с предприятий, так и с населения Крыма. Однако увеличение сборов средств на природоохранные расходы за счет отчислений предприятий весьма проблематично, поскольку многие из них работают не на полную мощность и находятся в финансовом кризисе, а у большинства населения денег не хватает на удовлетворение жизненно важных личных потребностей.

Привлечение иностранных инвесторов для строительства и эксплуатации таких объектов является довольно перспективным для Крыма. Ведь известно, что в большинстве зарубежных странах этими процессами занимаются частные компании, которые получают достаточные прибыли по переработке отходов и продажи вторичного сырья, тем самым увеличивают доходную часть местного бюджета.

Другим источником финансирования общественного характера являются внебюджетные экологические фонды, в основе которых лежит формирование автономного, независимого от госбюджета централизованного финансирования природоохранной деятельности. При этом средства таких экологических фондов должны дополнять бюджетные средства и средства, выделяемые для этой цели предприятиями-природопользователями.

В соответствии с действующим природоохранным законодательством Украины финансово-экономический механизм природопользования определяет следующие меры по обеспечению охраны окружающей природной среды:

  • определение источников финансирования;

  • установление лимитов использования естественных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов производства;

  • установление нормативов платы и размера платежей за специальное использование естественных ресурсов;

  • установление нормативов платы и размеров платежей за загрязнение окружающей среды;

  • возмещение в установленном порядке убытков, причиненным нарушением природоохранного законодательства.

При этом разработка и принятие законодательных актов, установление порядка отчисления и размеров платежей за специальное использование природных ресурсов, утверждение лимитов, выделение средств из бюджета на строительство природоохранных объектов осуществляется на государственном уровне.

Приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины и Государственной налоговой администрации Украины в 1999 г. была утверждена “Инструкция о порядке вычисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды”.

Данная инструкция определяет единый на территории Украины порядок начисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, а также ответственность плательщиков за достоверность данных об объеме выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты, размещение отходов и за правильность вычисления, полноту и своевременность уплаты сбора.

На Крымском республиканском уровне экономический механизм природопользования реализуется в разработке лимитов на использование природных ресурсов, на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей природной среде, а так же определения порядка взимания и размеров платежей за загрязнение, в формировании внебюджетных фондов и финансировании из них части природоохранных мероприятий.

Так в 1999 г Совет Министров АРК утвердил расширенный перечень видов загрязняющих веществ, за которые устанавливается сбор за сброс в водные объекты, а Верховная Рада Крыма приняла Постановление “О приведении в порядок взыскания сбора за загрязнение окружающей природной среды в Автономной Республике Крым”.

Актуальной проблемой охраны окружающей среды в Крыму по прежнему остается проблема финансирования природоохранных мероприятий.

Основными источниками финансирования природоохранных мероприятий в настоящее время являются Государственный, Республиканский АР Крым и местные фонды охраны окружающей естественной среды.

Формирование доходной части Фондов осуществляется за счет сбора за загрязнение окружающей природной среды, части штрафов и возмещение убытков, взысканных за нарушение природоохранного законодательства с предприятий–плательщиков, которых в настоящее время насчитывается более 2000 предприятий, учреждений и организаций и др.

Результаты по мобилизации сборов за загрязнение окружающей среды в консолидированный бюджет Украины представлены в таблице 1.

Таблица 1

Фактическая сумма сборов за загрязнение окружающей природной

среды в АРК ( тыс. грн.)





1998 г.

1999 г.


2000 г.

Государственный бюджет Украины

119.5

429.1


Н/д

Республиканский бюджет АР Крым


79.6


454.8


1343,1

Местные бюджеты

405.8

812.8


1145,8

Всего

604.9

1696.7




По результатам этой работы сбор за загрязнение окружающей природной среды в 2000 г. существенно возрос в сравнении с предыдущими годами, что позволило расширить финансирование природоохранных мероприятий в Крыму.

Контролируют поступления сборов в данные фонды Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам и налоговая администрация Крыма.

Республиканский фонд охраны окружающей природной среды образуется в составе республиканского бюджета Автономной Республики Крым с целью концентрации средств и целевого финансирования природоохранных и природосберегающих мероприятий за счет:

• отчислений из местных внебюджетных фондов охраны окружающей среды, размер которых определяется ВР Украины;

• добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций, граждан и других поступлений;

• части сборов за использование природных ресурсов, размер которых определяется Верховной Радой Украины [2].

Таблица 2.

Поступление и использование денежных средств Республиканского

фонда охраны окружающей среды (тыс. грн.)




1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999г.

2000г.

Остатки средств на начало года

-

59,7

4,1

164,1

22,0

36,5

Фактическое поступление средств за год

59,7

56,7

160,0

97,9

463,5

1342,1

Фактическое использование cредств

-

112,2

-

240,0

449,0




Использования средств (%)

-

96,4

-

91,6

92,5





Средства Фонда формируются согласно смете затрат на соответствующий год, которая составляется Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам в объеме прогнозных поступлений средств по основным направлениям использования, и утверждается Верховной Радой АРК.

Финансирование средств Фонда используются для расходов, связанных;

• с разработкой и реализацией республиканской экологической программы охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов;

• выполнением мероприятий, направленных на снижение влияния загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения;

• выполнением ресурсосберегающих и природоохранных мероприятий;

• выполнением мероприятий по ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций;

• проведением научно-технических конференций и семинаров, организацией выставок и других природоохранных мероприятий, пропагандирующих экологические знания, изданием полиграфической продукции на экологическую тематику;

• повышением квалификации и обменом опытом работы специалистов природоохранных организаций;

• выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ по созданию ресурсосберегающих и природоохранных технологий, техники и приборов по контролю за состоянием окружающей природной среды и источников загрязнения окружающей природной среды;

• разработкой и внедрением экономического механизма природопользования;

• привлечением экспертов к проведению государственной экологической экспертизы особо важных объектов на территории АРК;

• организацией мониторинга окружающей природной среды, созданием республиканской системы и банков экологической информации;

другими природоохранными мероприятиями в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 17 сентября 1996 года №1147 "Об утверждении перечня видов деятельности, которые относятся к природоохранным мероприятиям.

Так согласно смете Республиканского фонда охраны окружающей природной среды на 2000 г. финансирование природно-охранной деятельности осуществлялось по следующим основным направлениям (см. табл. 3).

Как следует из таблицы 3, наибольшее по объемам финансирование осуществлялось по направлению охрана и рациональное использование водных ресурсов, которое предусматривает проектирование и техническое перевооружение водоочистных и канализационных сооружений в городах и районах Крыма.

Местные внебюджетные фонды охраны окружающей природной среды создаются в составе городского (районного) бюджета с целью концентрации средств для целевого финансирования природоохранных и природосберегающих мероприятий за счет:

• Сборов за загрязнения окружающей среды;

• Части денежных платежей за нарушение норм и правил охраны окружающей среды и за ущерб, нанесенный нарушением законодательства об охране окружающей среды в результате производственной и другой деятельности, а именно:

- 50% суммы штрафов, взятых с должностных лиц за правонарушения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

- 50% средств, взятых с граждан, в том числе и иностранных, за ущерб,

нанесенный природным ресурсам согласно перечнем нарушений природоохранного законодательства;

- 80% средств, взятых с предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности за ущерб, нанесенный природным ресурсам нарушением природоохранного законодательства;

  • 80% средств, полученных от реализации незаконно полученных природных ресурсов или продукции, изготовленной из них, или их стоимости;

  • целевых и других добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан;

  • иных средств, которые зачисляются в доходы городского (районного) бюджета[2].



Таблица 3


Основные направления и объемы финансирования

природно-охранной деятельности (план 2000) (тыс. грн.)





1999 г.

2000 г.

Динамика изменения (%)

Охрана и рациональное использование водных ресурсов

100

613,5

613,5

Рациональное использование и хранение отходов производства и бытовых отходов


85


302,5


355,9

Наука, информация и образование, экологическая экспертиза

15

187,5

1250


Охрана и рациональное использование земель и животного мира

95

100

105,3

Сохранение природно-заповедного фонда

83,6

99,5

119

Общий объем финансирования

378,6

1334

352,4


В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 01.03.99г. №303, в местный фонд охраны окружающей природной среды перечисляется 20% от сборов за загрязнение окружающей природной среды. Распределением средств занимается городской (районный) Совет.

В табл. 4 представлены данные о поступлении и использовании денежных средств местных фондов охраны окружающей природной среды за 1995-2000гг.

Таблица 4


Поступление и использование средств местных фондов охраны

окружающей среды (тыс. грн.)




1995 г.

1996г.

1997г.

1998 г.

1999г.

2000

Остатки средств на начало года

38,1

45,9

116,1

258,8

171,3

307,2

Фактическое поступление средств за год

361,3

634,4

1022,5

918,0

865,9

1145,8

Фактическое использование средств

352,8

562,7

901,7

1036,7

730,0

1052,7

Использования средств(%)

88,3

82,7

79,2

88,1

70,4

72,5


Сдерживающим фактором эффективного использования природных ресурсов Украины является упрощенный порядок начисления платы за их специальное использование, который не учитывает эколого-экономической оценки отдельных компонентов. [3].

Согласно данным Управления Госказначейства в Автономной Республике Крым и Министерства финансов Автономной Республики Крым, отраженным в табл. 5 плата за специальное использование природных ресурсов распределялась по бюджетам различных уровней следующим образом:

Таблица 5
Плата за использование природных ресурсов в 1999 году (тыс. грн.)


Ресурсы

Государственный бюджет

Республиканский бюджет

Местные бюджеты

Всего

1999г.

2000г.

1999г.

2000г.

1999г.

2000г.

1999г.

2000г.

Водные

2118,1

н/д

-

-

1738,7

1793,4

3856,8

1793,3

Земельные

-

н/д

9811,1

3799,9

22935,9

44667,7

32747,0

48467,6

Лесные

0,7

н/д

-

-

1,2

4,6

1,9

4,6

Недра

514,6

н/д

-

-

468,6

1095,6

983,2

1095,6

Геологоразведка

15126,0

н/д

-

-

-

-

15126,0

-

Другие

817,6

н/д

-

-

-

-

817,6

-

Всего

18577,0

-

9811,1

3799,9

25144,4

47561,3

53532,5

51361,2


Проблема взаимодействия предприятий и окружающей среды в настоящее время приобретает чрезвычайную актуальность и обуславливает необходимость принятия экстренных действенных мер по улучшению экономической обстановки в Крыму и, в первую очередь, ликвидации сложившихся кризисных ситуаций в наиболее экологически опасных «бывших» промышленных районов [4,5].

Успешное и своевременное решение данных проблем требует сегодня мобилизации ресурсов экономики Крыма, т.е. научно-технического и экономического потенциала. Однако, самое главное в данной проблеме это поиск достаточных источников денежных средств для финансирования многих экологических программ, разработанных как представителями Правительства Крыма на разных уровнях, так и многими научными и исследовательскими институтами.

Литература

  1. Республиканский комитет по экологии и природным ресурсам Крыма. Доклад о состоянии окружающей природной среды в Автономной республике Крым 1999,2000 г.

  2. Закон Украины «Об охране окружающей природной среды». Постановление Верховной Рады № 1268-12 от 26.06.91

  3. .КащенкоО.Л. Фiнансово-економiчнi основи природокористування.-К.: Вища школа, 1999. – 304 с.

  4. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования/Под ред. Э.В. Гирусова.- М.: Закон и право, ЮНИТИ,1998.-455с.

  5. Ковальский В. и др.О повышении уровня эколого-энергетической безопасности Украины // Экономика Украины ,2000.-№10.С.34-41




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Г. Ермоленко Экологическая ситуация в Автономной Республике Крым в настоящее время оценивается как напряженная и без достаточного финансирования экономических мероприятий может привести к возникновению чрезвычайны iconЭ. М. Халилова Вот уже многие десятилетия в Крыму очень остро стоит...
В крым дополнительной пресной воды. Настоящее время, время экономических трудностей, и сложившаяся в Украине экологическая ситуация,...

Г. Г. Ермоленко Экологическая ситуация в Автономной Республике Крым в настоящее время оценивается как напряженная и без достаточного финансирования экономических мероприятий может привести к возникновению чрезвычайны iconПлан мероприятий по проведению в Автономной Республике Крым в 201 4
Разработка и утверждение планов мероприятий по проведению в 2014 году в Автономной Республике Крым Года участников боевых действий...

Г. Г. Ермоленко Экологическая ситуация в Автономной Республике Крым в настоящее время оценивается как напряженная и без достаточного финансирования экономических мероприятий может привести к возникновению чрезвычайны iconПлан мероприятий по выполнению Национального плана действий на 2013...
Министерство финансов Автономной Республики Крым, исполнительные органы городских, поселковых, сельских советов, районные государственные...

Г. Г. Ермоленко Экологическая ситуация в Автономной Республике Крым в настоящее время оценивается как напряженная и без достаточного финансирования экономических мероприятий может привести к возникновению чрезвычайны iconПлан мероприятий по подготовке и проведению в Автономной Республике Крым в 2013 году Дня
Разработка и утверждение планов мероприятий по подготовке и проведению в Автономной Республике Крым Дня чествования участников боевых...

Г. Г. Ермоленко Экологическая ситуация в Автономной Республике Крым в настоящее время оценивается как напряженная и без достаточного финансирования экономических мероприятий может привести к возникновению чрезвычайны iconПояснительная записка к проекту постановления Верховной Рады Автономной...
Данный проект разработан в целях обеспечения эффективного управления имуществом, проведения мероприятий по приватизации и передаче...

Г. Г. Ермоленко Экологическая ситуация в Автономной Республике Крым в настоящее время оценивается как напряженная и без достаточного финансирования экономических мероприятий может привести к возникновению чрезвычайны iconПлан мероприятий по подготовке и проведению в Автономной Республике Крым Дня
Исполнительные комитеты городских советов, районные государственные администрации в Автономной Республике Крым, Крымская республиканская...

Г. Г. Ермоленко Экологическая ситуация в Автономной Республике Крым в настоящее время оценивается как напряженная и без достаточного финансирования экономических мероприятий может привести к возникновению чрезвычайны iconКакими показателями характеризуется глобальная экологическая ситуация,...

Г. Г. Ермоленко Экологическая ситуация в Автономной Республике Крым в настоящее время оценивается как напряженная и без достаточного финансирования экономических мероприятий может привести к возникновению чрезвычайны iconПлан мероприятий по подготовке и проведению в Автономной Республике Крым в 2012 году Дня
Исполнительные комитеты городских советов, районные государственные администрации в Автономной Республике Крым, Крымская республиканская...

Г. Г. Ермоленко Экологическая ситуация в Автономной Республике Крым в настоящее время оценивается как напряженная и без достаточного финансирования экономических мероприятий может привести к возникновению чрезвычайны iconПлан мероприятий по развитию сельскохозяйственной обслуживающей кооперации...
Создание базы данных мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей (личные крестьянские хозяйства, физические лица–предприниматели),...

Г. Г. Ермоленко Экологическая ситуация в Автономной Республике Крым в настоящее время оценивается как напряженная и без достаточного финансирования экономических мероприятий может привести к возникновению чрезвычайны iconПоложение об утверждении лимитов и порядка бюджетного финансирования...
Автономной Республике Крым и отнесенных к сфере управления Министерства культуры Автономной Республики Крым, привлечения дополнительных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<