Выручка от реализации продукции является одним из источников формиров ания валового дохода предприятия. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач




Скачать 189.25 Kb.
НазваниеВыручка от реализации продукции является одним из источников формиров ания валового дохода предприятия. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач
Дата публикации12.02.2014
Размер189.25 Kb.
ТипРешение
uchebilka.ru > Финансы > Решение


Аналитическое планирование получения оптимальной выручки

Содержание

Введение 3

1.Понятие выручки и её виды 5

2.Эластичность спроса по цене и условие оптимальной цены 7

3.Методы определения ценовой эластичности 9

4.Методика оценки последствий изменения цены 9

5.Зависимость между изменением цены и изменением объема продаж с учетом изменения затрат 10

6.Сохранение уровня прибыли 14

Заключение 17

Список использованной литературы 19

Введение



В процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг создается новая стоимость, которая определяется суммой выручки от реализации.

Выручка от реализации является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования фондов денежных средств, ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность процесса деятельности предприятия. Несвоевременное поступление выручки влечет перебои в деятельности, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.

Использование выручки отражает начальный этап распределительных процессов. Из полученной выручки предприятие возмещает материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, другие предметы труда, а также оказанные предприятию услуги. Дальнейшее распределение выручки связано с формированием амортизационных отчислений как источника воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Оставшаяся часть выручки - это валовой доход или вновь созданная стоимость, которая направляется на оплату труда и формирование прибыли предприятия, а также на отчисления во внебюджетные фонды, налоги (кроме налога на прибыль), другие обязательные платежи.

Выручка от реализации продукции является одним из источников формирования валового дохода предприятия. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач:

1) обеспечение самоокупаемости текущей хозяйственной деятельности предприятия. Основная часть доходов предприятия является источником возмещения всех текущих затрат, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности;

2) обеспечение выполнения финансовых обязательств предприятия перед государством. Часть доходов предприятия является источником выплат различных налоговых платежей в государственный и местные бюджеты и обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) обеспечение самофинансирования развития предприятия. Часть доходов предприятия является источником формирования его прибыли, за счет которой образуются фонды производственного развития, дополнительного материального стимулирования работников, социальных выплат, выплат владельцам предприятия и т. п.

Целью написания данного реферата является изучение теоретических основ аналитического планирования получения оптимальной выручки.

Для реализации этой цели в работе поставлены следующие задачи:

    • Определить понятие выручки и ее видов;

    • Рассмотреть эластичность спроса по цене;

    • Рассмотреть методы определения ценовой эластичности;

    • Рассмотреть методику оценки последствий изменения цены;

    • Определить зависимость между изменением цены и изменением объема продаж с учетом изменения затрат;

    • Рассмотреть методы сохранения уровня прибыли.


^

  1. Понятие выручки и её виды


Выручка представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период от результатов деятельности предприятия, и является основным источником формирования его собственных финансовых ресурсов. При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:

1) выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

2) выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

3) выручка от финансовой деятельности, включающая результат размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.1

Как принято в странах с рыночной системой хозяйствования, общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.

Размер выручки от реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой продукции, цены и расчетно-платежной дисциплины. Количество реализованной продукции зависит от объема производства (товарной продукции) и переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода реализации (месяца, квартала, года).

Выручка — денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию. Однако сумма выручки значительно отличается от стоимости отгруженной продукции. Влияние на эти отклонения оказывают:

- остатки готовой продукции на складе;

- остатки товаров, отгруженных, но неоплаченных;

- товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателя.

Выручка от реализации продукции за какой-либо период определяется по формуле:

ВРпл = Ог.п.н. + ГП – Ог.п.к., где

Ог.п.н.,Ог.п.к.– остатки готовой продукции на начало и конец периода;

ГП– выпуск готовой продукции, предназначенной к реализации.

С целью учета доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются на: доходы от обычных видов деятельности; операционные доходы; внереализационные доходы.2

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Операционными доходами являются: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; поступления от участия в уставном капитале других организаций; прибыль полученная организацией от совместной деятельности; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Внереализационными доходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); прочие внереализационные доходы.3

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.
  1. ^

    Эластичность спроса по цене и условие оптимальной цены


Как известно, изменение цены продукта или услуги влечет за собой изменение объема продаж. При этом по каждому отдельному товару эта зависимость может быть разной. Для ее оценки используется коэффициент эластичности спроса по цене (Е), который показывает, насколько процентов изменится объем продаж (q) при изменении цены (p) на 1%.



Значок «Δ» означает абсолютное изменение.

Зависимость объема спроса от цены отражает кривая спроса. Наклон между любыми двумя точками на ней и определяет эластичность спроса при данном уровне цен. Зная форму такой кривой, можно рассчитать цены, при которых достигается максимум выручки и прибыли.

^ Максимальная выручка будет при такой цене, когда процентное изменение объема продаж равно процентному изменению цены (c обратным знаком).

Условие достижения максимума выручки:



Если при текущей цене эластичность меньше 1, то для увеличения выручки выгодно цену повышать и, наоборот, снижать, если эластичность больше 1.

Выручка хотя и считается одним из важнейших параметров деятельности компании, однако более значимым является определение уровня цен, при которых достигается максимум прибыли.

^ Максимум прибыли достигается при такой цене, когда процентное изменение объема продаж равно процентному изменению цены, умноженному на коэффициент р/(р – с).

Условия достижения максимум прибыли:



где
с — переменные затраты на единицу продукции;
p — цена;
q — объем продаж;
E — коэффициент эластичности.

Если при текущей цене эластичность меньше р/(р – с), то для увеличения выручки выгодно цену повышать и, наоборот, снижать, если эластичность больше р/(р – с).

Сведем полученные выше выводы в табл. 1.

Таблица 1

Рекомендации по изменению цены для максимизации выручки и прибыли





Е<1

E=1

1

E= (р/(р – с))

E> (р/(р – с))

Для увеличения выручки

Повышать

Сохранять

Снижать

Для увеличения выручки

Повышать

Сохранять

Снижать

Максимум прибыли и максимум выручки достигаются при разных значениях цены. А именно: максимум прибыли всегда достигается при цене большей, чем цена, при которой достигается максимум выручки.
  1. ^

    Методы определения ценовой эластичности


Выше были описаны условия для определения оптимальной цены для максимизации выручки и прибыли на основании данных кривой спроса. Однако на практике точно установить кривую спроса очень сложно.

Можно выделить несколько методов определения ценовой эластичности (см. табл. 2).

Таблица 2

Рекомендации по изменению цены для максимизации выручки и прибыли

Возможные методы

Возможные трудности

1. Обработка статистической информации о продаже товаров на различных рынках или на одном рынке, но в разные моменты времени и по разным ценам

Но для применения данного метода необходима хорошая база данных, приведенная к одинаковым условиям относительно рыночных сегментов, типов потребителей, мест продажи, влияющих на ценовую эластичность

2. Постановка ценовых экспериментов. Цены можно менять в течение определенного времени в нескольких магазинах или назначать различные цены на одинаковые товары в нескольких магазинах

Но существенно важным при проведении ценовых экспериментов является сохранение неизменными всех других факторов. Подобный эксперимент под силу далеко не всем компаниям, поскольку его проведение требует значительных средств и, кроме того, как указывалось выше, на продажи помимо цен влияют и другие факторы, которые не поддаются контролю

3. Проведение опроса потребителей с целью выяснения, при каких ценах они готовы покупать определенные товары

Но обычно наблюдается существенное отличие между высказываниями потребителей и их реальным поведением на рынке

4. Построение экономико-математических моделей, моделирующих поведение групп потребителей

Но моделирование поведения человека, перевод на язык формульных зависимостей многих психологических и социальных факторов с выработкой конкретных количественных рекомендаций, интересующих практиков, — трудноразрешимая задача. Такие модели скорее представляют теоретический интерес и в практике не используются



  1. ^

    Методика оценки последствий изменения цены


На практике трудно добиться оценок эластичности, достаточно стабильных и надежных, для определения на их основе оптимальных цен.

По оценкам некоторых экспертов, точность определения ценовой эластичности составляет ±25%. Такой значительный разброс может существенно повлиять на конечный результат при решении практических задач.

Рассмотрим, какая минимальная эластичность спроса требуется для того, чтобы не уменьшился уровень прибыли при изменении цены?.

Рассмотрим рекомендованные для применения методы в соотнесении с потенциальными барьерами в их реализации.

Для описания условия воспользуемся следующими обозначениями:

p — цена продажи единицы продукции;

Δp — изменение цены (при снижении цены Δp < 0);

c — переменные затраты на единицу продукции;

q — объем продаж в натуральном выражении; Δq — изменение объема продаж.

Условие неуменьшения уровня прибыли выглядит следующим образом:



То есть для сохранения уровня прибыли при изменении цены процентное изменение объема продаж должно быть больше, чем процентное изменение цены (с обратным знаком), умноженное на множитель


  1. ^

    Зависимость между изменением цены и изменением объема продаж с учетом изменения затрат


Изменение цены может являться частью маркетингового плана, который включает в себя и изменение затрат.

Рассмотрим пример по определению максимума выручки и прибыли


Рисунок 1 Функция спроса
Предположим, нам известна некая функция спроса (см. рис. 1).

Переменные затраты на единицу продукции составляют 35 долларов за шт. Общие постоянные затраты составляют 5000 долларов.

Рассчитаем суммы выручки и прибыли для различных уровней цен.

Таблица 3

Цена (от–до)

40–50

50–60

60–70

70–80

Эластичность спроса (E)

0,73

1,9

4,1

10

Коэффициент p/(p-c)

4,5

2,75

2,17

1,88

Средняя эластичность спроса в интервале цен:



В интервале цен от 40 до 50 средняя эластичность спроса (0,73) меньше 1 и меньше коэффициента p/(p – c) — (4,50). Поэтому при увеличении цены в этом диапазоне растут и выручка, и прибыль.

В интервале от 50 до 60 средняя эластичность (1,90) больше 1, но меньше коэффициента p/(p – c) — (2,75). Поэтому при увеличении цены в этом диапазоне выручка начинает снижаться, но прибыль продолжает расти.

В последующих интервалах средняя эластичность больше и 1, и коэффициента p/(p – c). Поэтому и выручка, и прибыль сильно снижаются.





Рисунок 2 Max прибыли и max выручки достигаются при разных ценах
Цена может увеличиваться в связи с улучшениями качества продукции. Снижение цены может быть вызвано стремлением вывести на рынок товар с более низкими переменными затратами.

Для общего случая, когда при изменении цены изменяются и переменные, и постоянные затраты, приведем формулу зависимости для сохранения уровня прибыли:



где ΔF — изменение общей суммы постоянных затрат.

Кроме того, некоторые решения по ценообразованию могут потребовать изменения и постоянных затрат. Следует заметить, что если нет изменения ни переменных, ни постоянных затрат, то формула трансформируется в первоначальную:



Несмотря на наличие общей формулы, которая может быть применима в большинстве ситуаций, на практике часто хватает простой формулы для определения необходимого изменения объема продаж и сохранения уровня прибыли.

Рассмотрим пример определения необходимого минимального уровня эластичности

Компания планирует снижение цены на один из продуктов на 5% (с 200 руб. за единицу до 190 руб.)

Таблица 4

p

Цена

200

руб.

c

Переменные затраты (на ед.)

90

руб.

.

Постоянные затраты. Всего:

25 000

руб.

q

Объем продаж текущий

300

шт.

Δp

Хотим изменить цену на

–10

руб.

Требуется оценить, насколько процентов должны увеличиться продажи этого продукта для сохранения уровня прибыли. По формуле находим необходимое увеличение объема:



Для сохранения уровня прибыли при снижении цены на 5% надо увеличить объем продаж на 10%, что в натуральном выражении должно составить 330 шт.

Если по оценкам компании после снижения цены объем продаж увеличится более чем на 10%, то компании выгодно это решение. Если же увеличение будет менее 10%, то снижать цену не следует.

Проверим полученные результаты прямым расчетом прибыли по продукту.

Как видим, в исходном варианте (при объеме продаж 300 шт.) и расчетном после изменения цены (при объеме продаж 330 шт.) величина прибыли сохраняется. Если объем продаж составит больше расчетного (например, 370 шт.), то прибыль увеличится. Если же он увеличится недостаточно (310 шт.), произойдет уменьшение прибыли.

Менеджерам торговых компаний для быстрого расчета можно воспользоваться следующей формулой:



Например, если наценка на товар 20%, то при каждом снижении цены на 1% объем продаж должен увеличиться минимум на 100%/20% + 1 = 5 + 1 = 6%; и наоборот, при каждом увеличении цены на 1% объем продаж может упасть вплоть до 6%.

Таблица 5

Расчет прибыли по продукту

 

Исходный

Расчетный

Вариант 1

Вариант 2

Объем продаж (шт.)

300

330

370

310

Выручка (руб.)

60 000

62 700

70 300

58 900

Затраты переменные (руб.)

27 000

29 700

33 300

27 900

Затраты постоянные (руб.)

25 000

25 000

25 000

25 000

Прибыль (руб.)

8000

8000

12 000

6000



Таблица 6

Данные для расчета определенного уровня прибыли


^ Изменение цены

–20%

–15%

–10%

–5%

0%

5%

10%

15%

20%

^ Изменение объема продаж

57%

38%

22%

10%

0%

–8%

–15%

–21%

–27%

Цена (руб.)

160

170

180

190

200

210

220

230

240

^ Объем продаж (шт.)

1 571

1 375

1 222

1 100

1000

917

846

786

733



  1. ^

    Сохранение уровня прибыли


При условии сохранения уровня прибыли также можно рассмотреть диапазон изменения цены, то есть провести анализ безубыточных продаж для нескольких изменений цены одновременно, который удобно представить графически (рис. 3).


Рисунок 3 Кривая сохранения уровня прибыли
Данные возьмем из рассмотренного ранее примера (табл. 5). Назовем такую кривую — кривой сохранения уровня прибыли. Каждая точка на ней представляет объем продаж, необходимый для достижения такой же прибыли, какая была до изменения цены.

Кривая сохранения уровня прибыли — простой, но достаточно мощный инструмент для обобщения и оценки динамики последующей прибыли после изменения цены. Можно рассмотреть взаимное расположение кривой спроса и кривой сохранения прибыли.

Если спрос более эластичен, то снижение цены по отношению к базовому уровню увеличивает прибыль (точка смещается выше кривой сохранения прибыли, что означает прибыльность), и наоборот, повышение цены ведет к снижению прибыли (рис. 4).



Рисунок 4. Взаимное расположение кривой спроса и кривой сохранения прибыли
Если же спрос менее эластичен, то повышение цены по отношению к базовому уровню увеличивает прибыль (точка смещается правее кривой сохранения прибыли, что означает прибыльность), а понижение цены снижает прибыль.

Хотя далеко не все менеджеры знают вид кривой спроса на товар, но многие из них могут оценить, как меняется объем продаж, что дает им возможность уверенно принимать решения об изменении цены. При этом для построения кривой сохранения прибыли и оценки необходимого изменения объема продаж используются только данные управленческого учета о структуре затрат компании.

Рассмотренные нами методы экономической теории позволяют оценить последствия изменения цены на продукт и могут быть использованы в практическом ценообразовании

Заключение



Выручка от реализации представляет собой интересный объект для исследований. Выручка зависит от очень многих факторов, как зависящих от предприятия (степень возможности влияния тоже в свою очередь зависит от многих факторов), так и независящих.

Подчеркнутая важность выручки говорит о том, что ее несвоевременное формирование и поступление может привести к неблагоприятным последствиям для предприятия, вплоть до финансового кризиса локального уровня.

В заключении данной работы, подводя итоги, следует отметить, что:

- Выручка от реализации- важнейшая экономическая категория, выражающая денежные отношения между поставщиками и потребителями продукции, работ, услуг;

- Ожидаемая выручка и прибыль являются основными компонентами финансового планирования;

- На величину выручки от реализации продукции влияют множество зависящих и не зависящих от деятельности предприятия факторов;

- Для расчета плановой выручки от реализации используются методы прямого расчета, товарного баланса с учетом переходящих остатков продукции, пофакторный метод и метод суммарного расчета;

- Выручка от реализации продукции отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и является источником формирования валового дохода предприятия.

Изменение цены продукта или услуги влечет за собой изменение объема продаж

Зависимость объема спроса от цены отражает кривая спроса. Наклон между любыми двумя точками на ней и определяет эластичность спроса при данном уровне цен. Зная форму такой кривой, можно рассчитать цены, при которых достигается максимум выручки и прибыли

Максимальная выручка будет при такой цене, когда процентное изменение объема продаж равно процентному изменению цены (c обратным знаком).

Максимум прибыли достигается при такой цене, когда процентное изменение объема продаж равно процентному изменению цены, умноженному на коэффициент р/(р – с).

Максимум прибыли и максимум выручки достигаются при разных значениях цены. А именно: максимум прибыли всегда достигается при цене большей, чем цена, при которой достигается максимум выручки.


^

Список использованной литературы





  1. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н.

  2. Ковалева А. М. , Баранникова Н. П. , Бурмистрова Л. А. и д. Финансы и кредит. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 512с

  3. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы предприятий: Учебное пособие.-М: ООО «ВИТРЭМ», 2002.-352с.

  4. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 768 с.

  5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА – М, 2003.-664с.

  6. Романовский М. В. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Юрайт-Издат, 2003 - 543 с.

  7. Чернов В.А. Финансовая политика организации. Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 247с.

  8. Финансы: Учебник / Под ред. А.М. Ковалевой.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2001.-384с.:ил.

  9. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – 532 с.

  10. Финансы предприятий: Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 447 с.



1 6. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы предприятий: Учебное пособие.-М: ООО «ВИТРЭМ», 2002.-352с.


2 11. Финансы: Учебник / Под ред. А.М. Ковалевой.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2001.-384с.:ил.


3 8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА – М, 2003.-664с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выручка от реализации продукции является одним из источников формиров ания валового дохода предприятия. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач iconВыручка от реализации продукции является одним из источников фо рмирования...
В процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг создается новая стоимость, которая определяется суммой выручки...

Выручка от реализации продукции является одним из источников формиров ания валового дохода предприятия. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач iconДоходы от реализации продукции
Роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых ресурсов предприятия 6

Выручка от реализации продукции является одним из источников формиров ания валового дохода предприятия. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач icon2 Анализ финансовой устойчивости предприятия
Отношение стоимости запасов и величин собственных и заемных источников их формирования один из важнейших факторов устойчивости финансового...

Выручка от реализации продукции является одним из источников формиров ания валового дохода предприятия. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач iconПонятие и состав финансов предприятия
Финансы предприятия – совокупность экономических отношений, направленных на формирование, распределение и использование денежных...

Выручка от реализации продукции является одним из источников формиров ания валового дохода предприятия. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач iconУчёт расчётов предприятия по налогам
Налог – это обязательный платёж предпр и граждан, служащий одним из источников дохода госбюджета. Вся совокупность налогов устанавливается...

Выручка от реализации продукции является одним из источников формиров ания валового дохода предприятия. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач iconИсточники финансовых ресурсов предприятия
Целью данной работы является раскрытие сущности и состава источников финансовых ресурсов предприятия, так как именно финансы предприятия...

Выручка от реализации продукции является одним из источников формиров ания валового дохода предприятия. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач iconЕлисеева В. А. Научный Толмачёва Е. В
Успешная деятельность и процветание предприятия зависят от многих факторов. Одним из важнейших является правильная учётная политика...

Выручка от реализации продукции является одним из источников формиров ания валового дохода предприятия. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Учет валового дохода от реализации продукции собственного производства и покупных товаров

Выручка от реализации продукции является одним из источников формиров ания валового дохода предприятия. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач icon1 сущность операций по реализации продукции и анализа сбытовой политики предприятия
Экономическая сущность реализации продукции как основного источника формирования прибыли предприятия

Выручка от реализации продукции является одним из источников формиров ания валового дохода предприятия. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач iconРешение: (900: 33)+10
Географическая карта – одно из величайших творений человеческой мысли. Она является одним из важнейших источников знаний

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<