Жилищно-коммунальное хозяйство




НазваниеЖилищно-коммунальное хозяйство
страница1/5
Дата публикации29.04.2013
Размер0.65 Mb.
ТипРешение
uchebilka.ru > Финансы > Решение
  1   2   3   4   5
Жилищно-коммунальное хозяйство
1. Введение
Решение проблем ЖКХ занимает большую часть времени любого мэра города, городского, районного или областного совета.

В Советском Союзе 92% многоквартирных домов в городах находилось в государственной собственности. Государство как единственный собственник несло бремя управления и содержания этого имущества – создало жилищно-эксплуатационные организации, символическую часть себестоимости услуг предложило населению в качестве платы за них, а львиную долю (на уровне 90 %) дотировало из бюджета. Добросовестно планировались затраты на ремонт жилья и модернизацию предприятий, хотя деньги на эти цели регулярно не выделялись в полном объеме. Следует признать, что Украина в наследство получила изношенную и недофинансированную отрасль хозяйства.

Еще президент Кучма называл ситуацию в ЖКХ угрозой национальной безопасности Украины. А президент Ющенко в 2005 году называл реформу ЖКХ основным приоритетом деятельности «новой власти», наряду с борьбой с коррупцией и ликвидацией бедности.

На сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство – это недопродуманная, недопланированная, недоорганизованная и уже затем недофинансированная отрасль.

С одной стороны, за годы советской власти мы приучили наших граждан к символической квартплате и иждивенческим настроениям. Популизм, желание нравиться избирателям не давали правительствам и мэрам поднимать тарифы на жилищно-коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня, сделали отрасль заведомо убыточной, полностью зависимой от дотаций из бюджета, а в условиях кризиса – катастрофически недофинансированной.

С другой стороны, отрасль традиционно очень монополизирована, а монополист всегда будет диктовать потребителю свои условия.

Современная тарифная политика, дотации из бюджета, льготы и жилищные субсидии, по которым уже наросли миллионные задолженности, не позволяют финансировать предоставление качественных услуг.

Вопросы финансирования капитального ремонта жилищного фонда, модернизации предприятий жилищно-коммунального хозяйства, внедрения энергосберегающих технологий даже не обсуждаются – денег на эти цели нет, и в обозримом будущем не предвидится.

Все это и многое другое привело отрасль практически к коллапсу. Не только Алчевск, но и столица столкнулись с отключениями электроэнергии, тепла и горячей воды, перебоями с вывозом мусора и неработающими лифтами.

Что дальше?
^ 2. Что дальше и что делать?

Всем, кто идет на выборы в органы местного самоуправления, нужно иметь в виду, что проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства затрагивают интересы всех без исключения членов территориальной общины.

Для решения таких проблем нужны не только средства, но и грамотные управленческие подходы. Иногда, изменив и оптимизировав организационный механизм и схему привлечения имеющихся материальных, трудовых, временных, инвестиционных и других ресурсов, можно добиться поразительных результатов. И такие примеры в Украине есть.

На сегодняшний день отсутствует эффективная и взаимовыгодная система договорных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Отношения потребитель – исполнитель (поставщик, производитель) услуг требуют четкого определения прав, обязанностей и ответственности каждой стороны.

Потребителем в такой системе является население: либо непосредственно, например, будучи потребителем услуги водоснабжения в своей квартире, либо опосредованно через территориальную общину и органы местного самоуправления, например, при закупке услуг того же водоснабжения городской больницы. Исполнителями же являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства.

Но, создавая такую систему, мы обязательно столкнемся с проблемой отсутствия в ней некоторых необходимых субъектов договорных отношений.

Начав в 1992 году приватизацию жилищного фонда, мы так и не создали полноценного института собственника дома. Действительно, кого из нас предупреждали перед приватизацией квартиры, что мы будет не только ее владельцами, но и совладельцами всего многоквартирного дома? А ведь такая собственность обязывает нести затраты на содержание дома и его ремонт. Именно все совладельцы такого дома и являются потребителями услуг по управлению общим имуществом, его содержанию и капитальному ремонту. Но с кем ЖЭК или управляющая компания будет заключать договор на предоставление услуг, если такие совладельцы не организованы в единый субъект договорных отношений?

Немногим более 8 тысяч созданных в Украине объединений совладельцев многоквартирных домов, которые уже сегодня успешно решают многие проблемы, неразрешимые для ЖЭКов, не представляют собой критическую массу, способную привести к качественным изменениям.

Точно также сегодня нет и полноценного субъекта предоставления услуг по управлению домом. Такая услуга впервые была формализована в 2004 году в Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах», и до сих пор полноценного института управляющего домом не создано.

Все процессы, происходящие при функционировании такой системы, должны быть управляемы, поскольку отрасль обеспечивает безопасность и комфортность жизни, здоровья и деятельности людей и имеет огромный социальный резонанс. Причем управляемы не стихийными рыночными механизмами, а органом местного самоуправления, который осуществляет управление территорией в целом.

В деле налаживания постоянного конструктивного диалога между населением и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства функцию своеобразного «инициатора, проектанта и дирижера» должен взять на себя представительский орган (местный совет), ибо это он, а не исполком, является легитимным представителем территориальной общины, формирует муниципальную политику и определяет стратегические направления развития населенного пункта.

Исполнительный орган отвечает за практическую реализацию муниципальной политики и непосредственную управленческую деятельность на территории. Поэтому он должен выступать организатором при формировании и контролером при функционировании системы договорных отношений между потребителями и исполнителями услуг.
^ 3. Что такое ЖКХ?

3.1. Общие понятия

Если мы беремся за решение проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве, необходимо понимать, что же эта отрасль из себя представляет.

Обобщая, можно определить жилищно-коммунальное хозяйство территориальной единицы как комплекс жилых и нежилых зданий, сооружений, предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающий комфортные условия проживания и жизнедеятельности на данной территории.

Условно его можно разделить на три больших блока в зависимости от сферы создания комфортных условий:

  1. условия комфортного проживания в жилье – в том числе это хорошее техническое состояние квартиры и дома в целом, предоставление качественных услуг холодного водоснабжения и канализации, отопления и горячего водоснабжения, обеспечение энергоресурсами (газ и электроэнергия), упорядоченная придомовая территория;

  2. условия комфортного нахождения в муниципальных организациях и учреждениях (на работе, в больнице, в школе, в детском саду и т.д.) – тепло, светло, обеспечены условия для личной гигиены;

  3. условия комфортной жизни в городе (поселке, селе) – организация работы общественного транспорта и благоустройство территории: хорошие дороги, чистые и освещенные улицы, клумбы, скверы и парки, организация досуга и т.д.

Особенностью первого блока есть то, что потребителем и плательщиком услуг является житель как физическое лицо. Он заключает соответствующие договора с ЖЭКом, водоканалом, организацией по вывозу мусора, потребляет и оплачивает услуги.

Этот блок – наиболее конфликтный и социально взрывоопасный. В общих словах ситуацию можно охарактеризовать так: «За что я плачу ЖЭКу (водоканалу, теплокоммунэнерго) такие деньги, ведь он ничего не делает?». Ошибочно такой конфликт связывается со «слишком высокими тарифами» на услуги. На самом деле корень конфликта кроется в отсутствии соответствия между уровнем качества предоставляемой услуги и уровнем ее оплаты. Когда люди получают услугу, качество которой их удовлетворяет, такие претензии возникают гораздо реже.

Но ведь и органы местного самоуправления вносят свою лепту в эскалацию такого конфликта. Согласно действующему законодательству, размер тарифов на жилищно-коммунальные услуги должен полностью покрывать экономически обоснованные затраты на их предоставление. Если же орган местного самоуправления считает, что такой размер тарифа будет слишком высок для кармана населения, он имеет право утвердить тариф на более низком уровне, при этом компенсировав исполнителю услуг разницу между его затратами и размером утвержденного тарифа.

Что же происходит на практике? Допустим, существующий тариф на обслуживание 1 квадратного метра жилого дома составляет 1 гривню. ЖЭК рассчитал, что затраты на качественное обслуживание составляют 3 гривни, при этом расчеты совершенно реальны, корректны и не завышены.

Мэр понимает, что так оно и есть, но перед ним маячит перспектива очередных выборов и ему очень хочется остаться в своем кресле. Утверждать тариф на таком уровне значит согласиться на вспышку протестов со стороны населения, и тогда нужного ему результата на выборах можно не получить. Утверждать тариф на уровне 1,5 гривни и разницу доплачивать из бюджета – бюджет не потянет. Объяснять населению, что существует система жилищных субсидий, при которой люди будут платить за услугу не более 20% от своего дохода, а потом еще и переживать вал обращений за такими субсидиями, должным образом организовывать работу соответствующих служб, разбирать возникающие споры – долго, трудоемко и вообще не очень хочется.

Тогда принимается мудрое (с точки зрения мэра) решение: заставить ЖЭК пересчитать тариф, заложив туда затраты на уровне 1,5 гривни. ЖЭК протестует, говорит о невозможности работать себе в убыток и при этом предоставлять качественные услуги, но в преддверии избирательной кампании мэра это не аргумент. А сделать ЖЭК ничего не может – он коммунальное предприятие, находится под полным диктатом исполкома, а будет упорствовать - вообще никакого пересмотра тарифов не получит.

Но если внимательно разобраться в ситуации и подойти к делу с точки зрения защиты экономических интересов территории, то становится понятно, что оплата услуг ЖЭКу – это местные деньги, компенсация за разницу в тарифах – это тоже местные деньги, а вот субсидии – это деньги госбюджета.

Если повысятся тарифы – повысятся и субсидии. Например, при тарифе 1 гривня пенсионер платил 80 копеек, а 20 копеек доплачивалось за счет субсидии. В случае повышения тарифа до 3 гривень пенсионер так и будет платить 80 копеек, а за счет субсидии будет доплачиваться 2 гривни 20 копеек.

Но мэр идет другим путем: тариф 1,5 гривни, пенсионер платит 80 копеек, за счет субсидии доплачивается 70 копеек и полторы гривни – прямой убыток ЖЭКа.

Вопрос: чьи экономические интересы он защищает? Вместо того, чтобы заставить правительство изыскивать средства на оплату субсидий в условиях повышения затрат на содержание жилищного фонда и хотя бы таким образом расплачиваться за свои действия, которые и привели к ухудшению экономической ситуации и повышению этих самых затрат, он гробит городское коммунальное предприятие. Причем не просто гробит, а вдобавок сваливает на него вину за собственные просчеты в управлении территорией – я хороший, тарифы чуть-чуть повысил, а он плохой, некачественные услуги оказывает, да еще и деньги за них дерет.

Отдельная проблема – это проблема неплатежей. Причем особо злостными неплательщиками обычно являются не самые бедные люди. Чаще всего люди с объективно низкими доходами просто не могут позволить себе делать таких долгов: они оформляют субсидии, рассчитывают свой бюджет буквально до копейки, потому что знают – этот платеж нужно обязательно сделать с пенсии, других денег на него не будет, а в следующем месяце сумма с учетом долга будет такой, что пенсии не хватит. Неединичны случаи, когда из-за 5 % неплательщиков, которые имеют задолженность в десятки тысяч гривень, отопление отключают всему дому. Это происходит потому, что существующая система взыскания задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги фактически защищает одного неплательщика от большинства добросовестных плательщиков, а не наоборот.

В случае возникновения споров по предоставлению услуг, они решаются между потребителем и исполнителем без обязательного участия органа местного самоуправления.

В случае возникновения у жильца задолженности по оплате, она квалифицируется как «задолженность населения», в случае возникновения задолженности по оплате льгот и субсидий – как «задолженность государственного бюджета». А вот если орган местного самоуправления утвердил тариф на уровне меньшем, чем экономически обоснованные затраты на предоставление услуги, и обязался компенсировать разницу в тарифах, но фактически не выплачивает исполнителю услуг такой компенсации, - это уже «задолженность местного бюджета». Именно на этот блок приходится основная часть задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Особенностью второго блока можно определить то, что заказчиком и плательщиком услуг, а также стороной соответствующих договоров является структурное подразделение органа местного самоуправления либо определенная бюджетная организация (например, при предоставлении услуг по отоплению школы заказчиком может быть как управление образования, так и сама школа). Кроме того, в этом блоке могут устанавливаться специальные режимы предоставления услуг (например, более раннее начало отопительного сезона). В случае возникновения споров по предоставлению услуг, они решаются между сторонами договора с обязательным участием органа местного самоуправления, а в случае возникновения задолженности, она квалифицируется как «задолженность местного бюджета».

Особенностью третьего блока является возможность наличия разных заказчиков. Так, услуги озеленения может заказать исполком (например, обустройство городского парка), субъект хозяйствования (например, обустройство территории завода) или частное лицо (например, ландшафтный дизайн собственного двора). Следует отметить, что этот блок обычно бывает наименее проблемным с точки зрения финансового благополучия (кроме городского электротранспорта и обустройства дорог) и поэтому именно в нем значительную часть занимает частный бизнес.
3.2. Краткая характеристика проблем, возникающих в отдельных подотраслях жилищно-коммунального хозяйства

Жилищное хозяйство является одной из наиболее проблемных подотраслей.

Если говорить о причинах возникающих проблем, то в подавляющем большинстве случаев они связаны с отсутствием разумного баланса интересов населения и исполнителей услуг при реализации органами местного самоуправления муниципальной технической, финансовой, тарифной и социальной политики, что ведет, в свою очередь, к несоответствию уровня качества услуг уровню их стоимости.

Во-первых, имеют место случаи безответственности, некомпетентности, а то и злоупотреблений со стороны руководства и сотрудников эксплуатирующих организаций, что может привести не только к ухудшению качества услуг, но и к серьезным авариям в жилищном фонде.

Во-вторых, в большинстве случаев тарифы действительно не соответствуют уровню затрат на содержание дома. Часто на практике денег, собираемых ЖЭКом, хватает только на зарплату его сотрудников.

В-третьих, довольно значительной составляющей тарифа является содержание придомовой территории. Очень часто принципы закрепления за домом такой территории совершенно не прозрачны – иногда можно обнаружить, что придомовая территория составляет гектар, и на ней расположены автостоянки, торговые палатки и тому подобное, а платят за уборку и обустройство этой территории жильцы дома. Достаточно частыми бывают случаи перекрестной оплаты – то есть одна и та же территория закреплена сразу за несколькими домами, и их жители несколько раз оплачивают ее содержание. И наоборот, есть территории «безхозные», за содержание которых не отвечает никто. Много вопросов также возникает в связи с тем, что за содержание детской площадки платят жильцы одного дома, а пользуется ей население всего квартала.

Дело в том, что закрепление придомовой территории в соответствии с действующим законодательством должно быть осуществлено решением органа местного самоуправления, который должен выступить заказчиком инвентаризации земель или проекта распределения территорий застройки. Определив границы придомовых территорий, земель, выделенных хозяйствующим субъектам, распределив земли общественного пользования за коммунальными предприятиями (участки по эксплуатации дорог, предприятия по уходу за зелеными насаждениями и т.д.), орган местного самоуправления решает задачу определения ответственного лица за санитарное состояние и благоустройство каждого земельного участка.

Тем не менее, на практике это единичные случаи, очень часто ЖЭК закрепляет придомовые территории между домами самостоятельно и на собственное усмотрение. Выступив инициатором изготовления проекта распределения земель, депутат местного совета внесет весомый вклад в улучшение благоустройства территории.

Следует отметить, что расчет размера тарифа на содержание дома делает ЖЭК, а утверждает такой тариф орган местного самоуправления. Если принято решение о пересмотре существующего тарифа, то его новые структура и размер в соответствии с требованиями действующего законодательства утверждаются только после проведения общественных слушаний в доме, для которого такой тариф утверждается.

Примерный перечень работ, которые должны выполняться при оказании услуги по содержанию дома и придомовой территории таков:

  • Уборка придомовой территории;

  • Уборка лестничных клеток;

  • Вывоз бытовых отходов (сбор, хранение, перевозка, переработка, утилизация, обезвреживание, захоронение);

  • Уборка подвала, технических этажей и кровли;

  • Техническое обслуживание лифтов;

  • Обслуживание систем диспетчеризации;

  • Техническое обслуживание внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, ливневой канализации;

  • Дератизация;

  • Дезинсекция;

  • Обслуживание дымовентиляционных каналов;

  • Техническое обслуживание и текущий ремонт систем противопожарной автоматики и дымоудаления, а также других внутридомовых инженерных систем в случае их наличия;

  • Текущий ремонт конструктивных элементов, внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации и технических приборов домов и элементов внешнего благоустройства, расположенных на закрепленной в установленном порядке придомовой территории (в том числе спортивных, детских и других площадок);

  • Поливка дворов, клумб и газонов;

  • Уборка и вывоз снега, посыпка участков придомовой территории, предназначенной для прохода и проезда, смесями против обледенения;

  • Эксплуатация номерных знаков на домах;

  • Освещение мест общего пользования и подвалов и подкачка воды;

  • Энергоснабжение лифтов;

  • Периодическая поверка, обслуживание и ремонт квартирных приборов учета воды и тепловой энергии, в том числе их демонтаж, транспортирование и монтаж после поверки.

Жители дома в ходе общественных слушаний могут принять решение об уменьшении перечня заказываемых в ЖЭКе услуг с соответствующим уменьшением тарифа. Например, отказаться от уборки лестничных клеток или снега, выполняя эти работы самостоятельно, заключить договора на обслуживание лифтов, систем диспетчеризации, других инженерных систем дома напрямую со специализированной организацией.

Порядок проведения таких слушаний должен быть прописан в Уставе соответствующей территориальной общины. Большинство территориальных общин на сегодня не имеют своих уставов, а значит, возникают вопросы и по проведению общественных слушаний, и по рассмотрению на них структуры и размера тарифов.

Что касается управления домом, то законодательство предусматривает возможность предоставление такой жилищно-коммунальной услуги, есть даже специальные правила и типовой договор на ее предоставления. Согласно этим документам, управляющий должен планировать и организовывать работы по содержанию дома, заключать договора на обеспечение коммунальными услугами и контролировать их выполнение, определять долю владельца или арендатора отдельных помещений в общих расходах на эти цели, осуществлять сбор средств и отчитываться за выполненную работу.

На практике управление домом по умолчанию частично осуществляет все тот же ЖЭК, совмещая в своем лице функции и заказчика, и исполнителя услуг. Но при этом никаких договорных отношений с совладельцами дома он не имеет, а значит – не имеет ни полномочий, ни обязанностей, ни ответственности управляющего.

Что касается капитального ремонта жилищного фонда, то это проблема крайне серьезная и с технической, и с организационной, и с финансовой точек зрения.

Каждое капитальное строение (в том числе и жилой дом) рассчитано на определенный период безопасной эксплуатации. Соответственно – инженерные сети и инженерное оборудование также имеют свой безопасный период эксплуатации. На протяжении этого периода собственник должен аккумулировать необходимые финансовые ресурсы, чтобы посредством проведения необходимых капитальных ремонтов продлить безопасный период эксплуатации зданий, инженерных сетей, оборудования и механизмов. Однако в структуре тарифа на содержание дома и придомовой территории такие затраты не предусмотрены.

На практике – большинство необходимых регламентных работ и капитальный ремонт не производятся десятилетиями. Жилищный фонд без проведения необходимых ремонтов с каждым годом ветшает. Инженерные сети, оборудование и механизмы вырабатывают свои ресурсы безопасной эксплуатации. Причем это вопросы непосредственной безопасности для жизни и здоровья. Ремонты с заменой вышедшего из строя оборудования производятся в большинстве случаев только в аварийном порядке.

Кроме того, квартиры – это единственная действительно дорогая собственность большинства граждан Украины. А из-за обветшания дома в целом и стоимость отдельной квартиры в нем уменьшается.

Согласно Закону Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» бывшие собственники (коими являются государство и органы местного самоуправления) должны принять участие в организации и финансировании первого после приватизации капитального ремонта. Но сама формулировка «принять участие» означает, что должны быть и другие участники этого процесса, а именно нынешние совладельцы жилых домов.

Как правило, сегодня все жители многоквартирных домов считают, что капитальный ремонт – это не их дело (исключение составляют только жители кооперативных домов и домов, где созданы ОСМД – эти люди прекрасно понимают свои права и обязанности совладельцев дома). На лицо классическая иждивенческая позиция: «Вы (то есть государство и городские власти) должны отремонтировать нам (жителям) дома».

Но правильна ли такая позиция в условиях, когда приватизировано около 95 % квартир? Следует признать, что проведение капитального ремонта существующего жилищного фонда полностью за счет организационных и финансовых ресурсов государства и муниципалитетов невозможно - денег на это ни в местных, ни в государственном бюджете в полном объеме нет. Выход нужно искать в системе солидарного финансирования таких работ за счет государства, территориальных общин и совладельцев домов.

Логично будет, если общее руководство процессом капитального ремонта жилых домов возьмет на себе орган местного самоуправления. При этом заказчиком работ про ремонту конкретного дома будут выступать его совладельцы (в лице ОСМД, ЖСК или делегировав такие функции управляющему).

Как следует из отчетов органов местного самоуправления, ежегодно в Украине из местных бюджетов на отдельные работы по капитальному ремонту жилищного фонда тратится около 250-280 миллионов гривень (при потребности в 1 миллиард). Возникает закономерный вопрос: где эти деньги и почему мы не видим результата их использования? Ответ прост – они распыляются на выполнение срочных аварийных работ, причем часто по принципу «всем понемножку, главное всем».

Происходит это потому, что ни государство, ни органы местного самоуправления за годы независимости так и не смогли создать эффективной схемы организации комплексного капитального ремонта жилищного фонда.

^ Инфраструктура по предоставлению коммунальных услуг

К коммунальным услугам согласно действующему законодательству относятся централизованное обеспечение холодной и горячей водой, водоотведение, газо- и электроснабжение, централизованное отопление, а также вывоз твердых бытовых отходов.

Полномочия по установке тарифов на газ и электроэнергию принадлежат центральному органу исполнительной власти – НКРЭ, всех остальных тарифов – органам местного самоуправления.

Нужно сказать, что система формирования тарифов на газ и электроэнергию совершенно не прозрачна, она устанавливается закрытым постановлением НКРЭ. К сожалению, органы местного самоуправления никак не могут повлиять на эти процессы, поэтому рассматривать их представляется нецелесообразным.

Что касается тарифов на услуги централизованного обеспечения холодной и горячей водой, водоотведения, централизованного отопления, и вывоза твердых бытовых отходов, то расчет их размера осуществляют непосредственные исполнители этих услуг в порядке, предусмотренном законодательством, а утверждение – органами местного самоуправления.

С учетом того, что существующие сети строились и вводились в эксплуатацию (в большинстве случаев) вместе со строительством и вводом в эксплуатацию жилых домов и половина из них имеет износ от 20 до 60%, а треть – до 90 %, потери в этих сетях (как в наружных, так и во внутридомовых) огромны. Оборудование котельных и тепловых пунктов настолько неэффективно, что его замена на более современное позволит вдвое сократить расход энергоносителей.

Но, как и в случае с жилищными услугами, в структуре этих тарифов не предусмотрены затраты на ремонт и модернизацию инженерных сетей и оборудования. Таким образом, вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие отрасли, мы их тратим на воду, которая утекает из порывов, и на покупку импортного газа.

В большинстве регионов существуют серьезные проблемы и качеством воды – мы регулярно слышим о случаях массовых отравлений и вспышках инфекционных заболеваний. Причинами таких случаев прежде всего являются аварии и выработка ресурса безопасной эксплуатации на водозаборных сооружениях и подающих трубопроводах.

Вместе с этим имеют место и случаи злоупотребления исполнителями своим монопольным положением. Если в случае с оказанием услуг отопления есть альтернатива (можно установить миникотельную или отдельный тепловой пункт), то водоснабжение и канализация – это сфера естественной монополии, и какое-либо влияние на деятельность этих предприятий имеет только их учредитель, которым является местный совет.

Украина находится в таком климатическом поясе, где вопрос отопления имеет огромное значение, а оплата услуги отопления составляет половину от всех расходов на жилищно-комунальные услуги.

Системы отопления делятся на:

Индивидуальное – печное, котлы на твердом топливе, газовые котлы.

Автономное – домовые подвальные, пристроенные и крышные котельные.

Централизованное – ведомственные, районные, городские котельные, теплоэлектроцентрали (ТЭЦ).

Систему отопления для каждого населенного пункта должен определить и контролировать орган местного самоуправления. Учитывая ограниченность и стоимость энергоресурсов, наиболее оптимальным сегодня считается автономное отопление жилого дома современными экономными котлами с КПД на уровне 92%, автоматическими системами регулирования, а также с использованием альтернативных источников энергии (солнечная, ветровая, энергия земли).

Кроме самого отопления, на качество и стоимость услуг для населения большое влияние имеют вопросы утепления зданий и учета тепловой энергии. Установка домовых счетчиков тепловой энергии существенно дисциплинирует теплоснабжающую организацию, делает невозможным приписки и существенно снижает стоимость услуги.

Установка домового счетчика тепловой энергии при централизованном отоплении – простой, относительно не дорогостоящий (15-20 тыс. грн.) и очень эффективный способ снижения платежей жильцов дома. Организовать эту работу, найти производителя счетчиков, который разработает несколько типовых проектов, и согласится на установку счетчиков с отсрочкой платежей за счет последующей экономии платы за отопление вполне по силам депутату местного совета. Подумайте над этим!

Кроме того, именно эта подотрасль часто является источником техногенных катастроф разного масштаба – аварии на очистных сооружениях, крупные порывы наружных канализационных и тепловых сетей и т.д.

^ Работа с твердыми бытовыми отходами предусматривает сбор, вывоз, складирование (захоронение) и утилизацию мусора.

В большинстве населенных пунктов вывозом мусора занимаются представители частного бизнеса. Исполнителя услуг органы местного самоуправления выбирают по результатам конкурсных процедур. Эта сфера деятельности достаточно прибыльна, поэтому конкуренция в ней довольно высока.

Проблемы в сфере работы с ТБО – это, прежде всего, бессистемный сбор твердых бытовых отходов, отсутствие оборудования для их переработки, и специальных полигонов для складирования. Даже в Киеве 90% твердых бытовых отходов попадают на полигон без предварительной сортировки.

Объемы твердых бытовых отходов ежегодно возрастают. Хотя в Украине они на сегодняшний день приблизительно в 2,5 раза ниже, чем в среднем в Европе, но уж по этому-то показателю мы очень скоро с ней сравняемся.

Наиболее распространенной же проблемой любого населенного пункта в вопросе утилизации и переработки твердых бытовых отходов является отсутствие специально оборудованных полигонов, не говоря уже о внедрении новых технологий и строительстве фабрик по переработке ТБО. О модернизации оборудования для сортировки и переработки мусора говорить не приходится – невозможно модернизировать то, чего фактически нет.

В большинстве населенных пунктов мусор вывозится просто на свалки, иногда стихийные. В окрестностях любой свалки неизбежно появляются проблемы с загрязнением водоносных горизонтов токсичным фильтратом. К тому же, свалки из-за выделения метана часто самопроизвольно возгораются, что в свою очередь сопровождается выбросом токсичных веществ, в том числе и диоксинов, т.к. в несортированных отходах много пластика.

Таким образом, складируя ТБО на свалках, мы автоматически провоцируем возникновение проблем загрязнения воздуха и водоносных горизонтов, из которых местное население обеспечивается пока еще качественной питьевой водой.

^ Благоустройство территорий

Безусловно, эту подотрасль можно считать наиболее благополучной во всем жилищно-коммунальном хозяйстве населенного пункта.

Но и эту сферу проблемы стороной не обошли. В первую очередь они связаны с несовершенной организацией работы, что приводит к неэффективности использования средств.

Обычно ранней весной после таяния снежного покрова дороги находятся в очень плохом состоянии. Если сразу после наступления тепла их не отремонтировать (а выполнение таких работ с полным соблюдением требований по их качеству возможно, когда среднесуточная температура составляет не менее 8 градусов по Цельсию), то проблемы на все лето обеспечены. И здесь очень часто свою отрицательную роль играет неповоротливость местных властей – пока объявят тендер, пока его проведут, пока заключат договор и начнут его исполнять – сентябрь на дворе.

Существует также серьезная проблема с уборкой транспортных путей города. Часто совершенно отсутствует или не работает система ливневой канализации, в результате во время сильных дождей дороги практически затоплены.

Уборка снега и наледей в зимний период тоже бывает значительной проблемой. При этом исполнительные власти отговариваются отсутствием средств, хотя любой человек, даже не обремененный властными полномочиями, прекрасно понимает – зимой в любом случае будут снегопады и гололеды, и к этому нужно готовиться заранее, в том числе аккумулировать средства, заключать договора, готовить технику.

^ Городской электротранспорт

Проблемы в этой подотрасли касаются только тех городов, где существуют трамвайные и троллейбусные линии.

Причем такие проблемы стоят очень остро – это и состояние подвижного состава, и состояние путей и линий электропередач, и графики на маршрутах, и размер оплаты за проезд. Так, из семи с половиной тысяч единиц подвижного состава трамвайный вагонов и троллейбусов, которые эксплуатируются в Украине, шесть с половиной тысяч полностью исчерпали резерв безопасной эксплуатации. На самом деле это страшные цифры, за них можно заплатить жизнями людей.

Обычно корень у этих проблем один – отсутствие средств. Стоимость закупки единицы подвижного состава очень значительна (например, стоимость одного трамвайного вагона составляет 1,5-2,5 млн. грн.), местные бюджеты с такими затратами объективно не справятся.

Однако органы местного самоуправления могут смягчить финансовую ситуацию доступными им средствами – оптимизировать размер оплаты за проезд, внедрить эффективную систему сбора такой оплаты, ввести рациональный порядок оплаты льгот для отдельных категорий пассажиров, создать режим наибольшего благоприятствования для получения доходов от побочной деятельности (например, размещение рекламы, аренда производственных мощностей и т.д.).

Кроме того, маршруты частных автоперевозчиков часто неоправданно дублируют маршруты трамваев и троллейбусов, тем самым отвлекая значительную часть доходов от перевозок. Но ведь разрешение на открытие и функционирование таких маршрутов выдает орган местного самоуправления. Применяя взвешенный подход к выдаче таких разрешений, можно добиться существенного улучшения финансового состояния трамвайных и троллейбусных парков.

При формировании комплексных схем развития городского пассажирского транспорта следует учитывать и тот факт, что электротранспорт – самый экологически чистый вид транспорта, активное его использование позволить снизить загазованность наших мегаполисов. К тому же, электроэнергия сегодня значительно дешевле бензина.

В Европе развитие этого вида транспорта имеет все возможные муниципальные и государственные привилегии. Например, в голландском городе Роттердаме (который по размерам сравним с нашим Луганском) трамвайные маршруты чудо как хороши – кондуктора вежливые, трамваи удобные, просторные, ходят часто и по четкому графику, в пробки практически не попадают, потому что имеют приоритетность в дорожном движении. При наличии такого трамвайного сообщения такси не нужно. Однако проезд по полному маршруту из конца в конец обойдется пассажиру в среднем в шесть евро.

Так что можно сказать, что уровень сервиса при проезде в трамвае по Киеву вполне соответствует его стоимости.
3.3. Краткий обзор существующего законодательства

Если вы беретесь анализировать проблемы жилищно-коммунального хозяйства своего населенного пункта, разрабатывать пути их решения, а также находить свое место и роль в этом процессе, необходимо уметь ориентироваться в законодательном и нормативном обеспечении деятельности отрасли.

При этом следует учитывать, что обязательному исполнению на территории Украины всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами подлежат положения законодательных и нормативно-правовых актов.

К законодательным актам относятся Конституция Украины, все национальные кодексы (как своды законов) и отдельные Законы Украины. Подзаконные нормативно-правовые акты – это Указы Президента Украины, постановления и распоряжения Верховного Совета и Кабинета Министров Украины, а также приказы отдельных министерств и ведомств, если они зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины. Те же приказы, которые в Минюсте не зарегистрированы, имеют узковедомственный либо рекомендательный характер

В случае, если вы разработали нетрадиционный путь решения какой-либо проблемы, и он не вписывается в существующие законодательные и нормативные акты, можно дать такой совет: нарушать правила, установленные законодательством нельзя. Но можно разработать и внедрить пилотный проект, который утверждается решением органа местного самоуправления и согласовывается в соответствующем Министерстве. Наличие такого проекта даст вам право действовать за рамками законодательства.

Нужно сказать, что стройной системы нормативно-правовой базы для регулирования сферы жилищно-коммунального хозяйства фактически не существует, при этом количество разного рода законодательных и нормативных актов чрезвычайно велико – их более 100.

Естественно, изучить и грамотно применять их все один человек просто не в состоянии. Поэтому очень важно выбрать именно те документы, которые действительно позволят найти пути решений тех или иных проблем.

Перечень основных законодательных и нормативных актов приведен в приложении 1.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Жилищно-коммунальное хозяйство iconВ. З. Черняк Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика Электронный учебник
Ii. Характеристика и основные направления развития коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальное хозяйство iconНедогрев, недолив…отменяется
Техногенная авария четко разделила историю города на «до» и «после». Не ошибемся, если скажем, что именно «после» жилищно-коммунальное...

Жилищно-коммунальное хозяйство iconЫ Программы Проведенная работа по реформированию отраслей согласно...
Продолжается работа над составлением и утверждением бюджетных программ в отраслях «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Энергосбережение»,...

Жилищно-коммунальное хозяйство iconИнформация об итогах выполнения Программы экономического и социального...
Дружковка занял 10 место, в том числе: экономическое развитие 2 место, инвестиционная деятельность -12 место, государственные финансы...

Жилищно-коммунальное хозяйство icon1. Энергия и энергоэффективность в мире труда и профессии
Условные обозначения отраслей: мс – машиностроение; ст строительство; кх- коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство iconЛепельское коммунальное унитарное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальное хозяйство iconПеречень коммунальных предприятий, обслуживающих жилье в г. Одессе
Коммунальное предприятие «Жилищно-коммунальный сервис «Вузовский» Адрес: г. Одесса, ул. Шишкина, 60, т. 718-14-12

Жилищно-коммунальное хозяйство iconКоммунальная целина
Когда в Алчевске восстановят лифтовое хозяйство, реанимируют каркасно-щитовые дома, установят теплосчетчики и водомеры, а также о...

Жилищно-коммунальное хозяйство iconРеферат по Мексике Содержание Введение 1 Мексиканские Соединенные...

Жилищно-коммунальное хозяйство iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Вагонное хозяйство мпс РФ...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<